Комиссия Таможенного союза решила:
1. Принять к сведению информацию руководителя экспертной группы "Обустройство и оснащение пунктов пропуска на внешней границе государств – членов Таможенного союза" (далее – Экспертная группа) Гончарова В.И. о ходе подготовки проекта Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска на внешней границе государств–членов Таможенного союза (далее – Проект).
2. Поручить Экспертной группе доработать Проект с учетом поступивших предложений и замечаний Сторон и представить его согласованный вариант в Секретариат Комиссии Таможенного союза до 1 марта 2011 года.
Члены Комиссии Таможенного союза:
От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Российской Федерации |
С. Румас | У. Шукеев | И. Шувалов |
Приложение к Решению Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 524 Проект |
Единые типовые требования
к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий,
помещений и сооружений, необходимых для организации
пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых
в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов
Таможенного союза
Настоящие Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза, (далее - Типовые требования) разработаны в целях унификации требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного Союза.
Типовые требования призваны соответствовать современным потребностям развития транзитно-транспортного потенциала, расширения и модернизации международных путей сообщения.
Типовые требования предназначены для использования и учета компетентными органами государств-членов Таможенного союза при оборудовании и материально-техническом оснащении пунктов пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза.
I. Общие положения
1. Пункты пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза (далее - пункты пропуска) проектируются и строятся (реконструируются) в соответствии с национальным законодательством о градостроительной деятельности и настоящими Типовыми требованиями, как единые комплексы, призванные обеспечивать интенсивное прохождение через них грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарно го и транспортного контроля (далее - государственный контроль), а также соблюдение национальных требований.
В пункте 1 раздела I слова "в соответствии с национальным законодательством" дополнить словами "государства – члена Таможенного союза". Слова "а также соблюдение национальных требований" исключить либо конкретизировать, о чьих национальных и каких требованиях идет речь (предложение белорусской Стороны).
II. Требования к оснащению пунктов пропуска
2. В пунктах пропуска создаются следующие системы:
паспортного контроля;
бесконтактного измерения температуры тела лиц;
осмотра (досмотра) багажа и ручной клади;
осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров;
электронного учета автотранспортных средств;
автоматического определения весо-габаритных параметров автотранспортных средств;
радиационного контроля;
обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных к ввозу, вывозу;
специальной, телефонной, радио- и иной связи;
телевизионного (видео) наблюдения;
пожарной сигнализации;
охранной сигнализации;
информационной автоматизированной системы контроля и взаимодействия в пунктах пропуска;
часофикации;
сбора и утилизации биологических отходов;
дезинфекции автотранспортных средств;
обеззараживания подкарантинной продукции.
Из перечня систем исключить системы утилизации биологических отходов, ограничившись созданием только лишь системы сбора таких отходов, поскольку пункт пропуска не является ни предприятием по переработке отходов, ни местом их захоронения (предложение белорусской Стороны).
3. Система паспортного контроля строится на основе технических средств проверки документов, интегрированных в Единую информационную систему, приборов контроля подлинности документов, вспомогательного оборудования (сканеры дактилоскопические, лупы спектральные люминесцентные) и специального программного обеспечения.
При создании данной системы предусматривается возможность модификации приборов, аппаратуры для автоматической обработки паспортов и других документов заграничного следования, в том числе с биометрическими параметрами (устройства считывания информации с магнитных полос документов, идентификации по отпечатку пальца, радужной оболочке глаза, изображению лица владельца документа).
В пунктах пропуска, в которых осуществляется активное сообщение жителей приграничных районов (только автомобильные), при создании системы паспортного контроля учитывается возможность введения упрощенного контроля при пропуске граждан государств-членов Таможенного союза и граждан сопредельных государств.
В части третьей пункта 3 слова "активное сообщение" заменить словами "регулярное движение", а слова "только автомобильных" – заменить словами "только автодорожных" (и далее по всему тексту проекта документа). В качестве варианта слова "только автомобильных" заменить словами "только автомобильных (автодорожных)" если национальными законодательствами Российской Федерации и Республики Казахстан, включая их международные договоры с сопредельными государствами, предусмотрены автомобильные пункты пропуска (предложение белорусской Стороны).
4. Система бесконтактного измерения температуры тела лиц предназначена для потокового контроля температуры тела пассажиров. В зависимости от интенсивности потока оснащается одним или несколькими тепловизорами, блоком сбора данных и оповещения.
5. Система осмотра (досмотра) багажа и ручной клади пассажиров заграничного следования пункты пропуска оборудуется рентгеноскопической и другой специальной аппаратурой.
6. Система осмотра (досмотра) транспортных средств, товаров, грузов и иного имущества в пунктах пропуска включаются средства технического контроля различных модификаций, позволяющие обнаруживать предметы и материалы, запрещенные к перемещению через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза, в том числе рентгено-телевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы.
7. Система электронного учета автотранспортных средств (считывание государственных регистрационных номеров) обеспечивает считывание, запоминание, ведение базы данных в любое время суток с внесением этих данных в информационную систему пункта пропуска.
8. Система автоматического определения весовых и габаритных параметров автотранспортных средств позволяет в автоматическом режиме определять весовые и габаритные параметры транспортных средств.
9. Система радиационного контроля состоит из стационарной аппаратуры или переносного оборудования, позволяющих обнаруживать источники ионизирующего излучения в малых количествах, сравнивать превышение уровня естественного фона радиации и идентифицировать выявленные источники.
10. Система обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных к ввозу, вывозу предназначена для совместного использования пограничными и таможенными органами и создается на базе стационарных металлоискателей и рентгеноскопических установок, других технических средств. В авиационных пунктах пропуска данная система интегрируется с системами обеспечения авиационной безопасности.
Слова "В авиационных пунктах пропуска" заменить словами "В пунктах пропуска в аэропортах" (предложение белорусской Стороны).
11. Система ультракоротковолновой радиосвязи строится на базе стационарной и переносных радиостанций.
12. Система внутренней телефонной связи строится на базе автоматических телефонных станций, коммутаторов директорской связи. В служебных помещениях подразделений государственных органов контроля устанавливается необходимое количество телефонов с выходом на междугородную и международную связь.
13. Система видеонаблюдения предназначена для использования пограничными и таможенными органами и создается с применением промышленных телевизионных установок различных типов.
14. Система охранной сигнализации оборудуется с применением стационарной аппаратуры, позволяющей подключить к ней необходимое количество датчиков охранной сигнализации.
15. Система пожарной сигнализации создается с использованием дымовых, температурных датчиков, устанавливаемых во всех помещениях пункта пропуска.
16. Система сбора и утилизации биологических отходов обеспечивает сбор, временное хранение и утилизацию (уничтожение) товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях (в специализированных пунктах пропуска).
Слова "и утилизации" и "и утилизацию (уничтожение)" исключить (предложение белорусской Стороны).
17. Система дезинфекции автотранспортных средств строится на основе технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и дезинфекцию автотранспортных средств (в специализированных пунктах пропуска).
18. Система обеззараживания подкарантинной продукции предназначена для обеззараживания подкарантинной продукции, ввозимой через пункты пропуска Таможенного союза (в специализированных пунктах пропуска).
Слова "(в специализированных пунктах пропуска)", заменить словами "(в портах)", так как только в портах устанавливаются фумигационные камеры, в которых производится обеззараживание подкарантинной продукции (предложение белорусской Стороны).
III. Требования к зданиям, помещениям и сооружениям
пунктов пропуска
19. Оборудование и материально-техническое оснащение (далее - обустройство) зданий, помещений и сооружений осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, исходя из:
категории и режима его работы;
установленного норматива времени проведения контроля;
20. Пункты пропуска обустраиваются, исходя из необходимости обеспечения условий для проведения одновременного контроля пассажиров, транспортных средств, товаров и животных в обоих (въезд-выезд) направлениях движения.
В пункте 20 вместо слова "пассажиров" записать слово "лиц" (предложение белорусской Стороны).
21. В пункте пропуска с учетом утвержденных нормативов предусматриваются:
помещения контрольных органов кабины паспортного контроля (места для проверки паспортов);
помещения таможенного контроля;
помещение для проведения личного досмотра пассажиров;
помещения для размещения санитарно-карантинного пункта (СКП), пограничного контрольного ветеринарного пункта (ПКВП) и фитосанитарного контрольного поста (ФКП (ППКР);
площадка (тупик, стоянка, причал) для проведения противоэпидемических мероприятий;
залы для пассажиров с санитарно-бытовыми условиями для временного пребывания на период проведения контроля;
помещения подразделения пограничной службы;
помещения подразделения таможенного органа;
зал для официальных встреч;
специальные помещения СКП, ПКВП, ФКП (ППКР) и поста транспортного контроля;
лаборатории и изоляторы СКП, ПКВП, ФКП (ППКР);
помещения для хранения оружия;
помещения для размещения серверных, узлов связи;
помещения для приема пищи и отдыха;
санитарные узлы;
помещения (вольеры) для содержания служебных собак.
Пункт 21 дополнить абзацем следующего содержания: "санитарная площадка для ветеринарного осмотра животных и проведения противоэпизоотических мероприятий" (предложение белорусской Стороны).
IV. Требования к площадкам для осмотра (досмотра)
22. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам совершения контрольных операций в отношении транспортных средств заграничного следования, места стоянок и площадки для осмотра оборудуются ограждением и освещением. При этом на площадках для осмотра, на въездах в досмотровые павильоны и выездах из них, а также в местах перегруза предусматривается освещение максимальной интенсивности.
В пункте пропуска оборудуются площадка (тупик, стоянка, причал) для проведения противоэпидемических мероприятий.
В пункте 22 в первом абзаце слово "перегруза" заменить словом "перегрузки товаров", поскольку Таможенным кодексом Таможенного союза в местах прибытия (убытия) предусмотрены погрузка, разгрузка, перегрузка (перевалка).
Абзац второй изложить в следующей редакции: "В пункте пропуска оборудуются площадка (тупик, стоянка, причал) для проведения противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий" (предложение белорусской Стороны).
23. Площадки для осмотра автотранспорта располагаются таким образом, чтобы все виды государственного контроля осуществлялись непосредственно на полосах движения, а при необходимости проведения специального контроля обеспечивалась возможность вывода транспортного средства из общего потока.
24. Исходя из интенсивности движения, площадки для осмотра должны иметь необходимое количество контрольных секций, предназначенных для обслуживания одного или нескольких видов автотранспорта.
25. Количество контрольных секций и полос движения определяется в зависимости от интенсивности грузового и пассажирского потоков.
26. Площадки оформления автотранспорта, за исключением предназначенных для оформления автомобильных транспортных средств, перевозящих крупногабаритный, тяжеловесный или специальный груз, оборудуются навесами для защиты от атмосферных осадков.
27. В помещениях, предназначенных для проведения досмотра автомобильных транспортных средств, обустраиваются:
боксы для досмотра легковых, грузовых машин, оборудованные подъемниками и другими приспособлениями для досмотра;
рабочие места для сотрудников контрольных органов;
складские помещения, в том числе оборудованные холодильными камерами (в специализированных пунктах пропуска).
28. Дорожная сеть в пунктах пропуска строится с учетом перспектив развития пункта пропуска и обеспечения пропуска максимального количества транспортных средств в часы пик, с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств (реверсивное движение).
29. Проезжие части дорожной сети должны иметь достаточную ширину и обеспечивать условия перестройки транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска.
В пункте 29 слово "перестройки" заменить словом "перестроения" (предложение белорусской Стороны).
30. На подъездах к пунктам пропуска обеспечивается эффективное управление движением путем использования горизонтальной разметки, вертикальных дорожных знаков, светофоров и других указателей. Пункты пропуска через государственную границу оборудуются соответствующей государственной символикой.
31. В целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система заградительных барьеров и других устройств.
V. Требования к расположению пунктов пропуска
32. В аэропортах, морских, речных (озерных) портах и на железнодорожных станциях пункты пропуска располагаются в пределах их территорий.
33. Автомобильные пункты пропуска обустраиваются в непосредственной близости от внешней границы государств-членов Таможенного союза, исходя из существующей дорожной сети.
В зависимости от рельефных условий местности автомобильные пункты пропуска могут обустраиваться на удалении от линии государственной границы.
Автомобильные пункты пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза размещаются непосредственно на дорогах путем расширения дорожного полотна, учитывая симметричное расположение расширения и островного размещения объектов пункта пропуска. При этом создаются условия для исключения объезда пунктов пропуска транспортными средствами.
В частях первой, второй, третьей пункта 33 слово "автомобильные" заменить словом "автодорожные", либо словами "автомобильные (автодорожные)" (предложение белорусской Стороны).
34. Размеры служебной территории определяются в зависимости от категории пункта пропуска и условий рельефа местности с учетом развития инфраструктуры в перспективе.
35. Инфраструктура пунктов пропуска и их территориальное устройство должны обеспечивать:
раздельное проведение контроля при пропуске лиц и транспортных средств независимо друг от друга в двух направлениях движения (въезд и выезд);
возможность вывода лиц и отдельных транспортных средств из общего потока с целью осуществления государственного контроля без создания помех основному потоку пассажиров и транспортных средств;
выполнение требований режима в пункте пропуска и размещения сервисных служб, не связанных с обслуживанием лиц заграничного следования, вне территорий пунктов пропуска.
36. Определение мест расположения зданий и сооружений в пункте пропуска основывается на следующих принципах:
достаточности штатов контрольных органов и обеспечения высокой степени надежности контроля в обеспечении безопасности государств-членов Таможенного союза;
рационального использования технических средств контроля и внедрения новых технологий всех видов контроля.
37. Вышеназванные требования реализуются на этапе проектирования, строительства и реконструкции пунктов пропуска.