Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав правительств решил:
1. Одобрить этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
2. Сторонам при реализации Плана действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года руководствоваться этапами и сроками формирования единой таможенной территории, одобренными настоящим Решением, решениями Межгосударственного Совета (высшего органа таможенного союза), а также международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза.
3. Сторонам разработать и согласовать проект Плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза, предусмотрев следующие сроки разработки:
- до 10 июля 2009 года – в части, касающейся белорусско-российской границы;
- до 1 сентября 2009 года – в части, касающейся казахстанско-российской границы.
Комиссии таможенного союза в установленном порядке рассмотреть указанный проект Плана.
Члены Межгосударственного Совета:
От |
От |
От |
Одобрено Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
(высшего органа таможенного союза)
от 9 июня 2009 года № 9
Этапы и сроки формирования единой таможенной территории
таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации
Основной задачей создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношениитоваров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, неприменяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.
При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения следующие.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе этого этапа необходимо решить две основные задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:
- завершение подготовки нормативно-правовой базы;
- организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.
В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза:
- к 1 октября 2009года:
разработать и подготовить к принятию Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств [1], определяющих:
- единые правила декларирования товаров;
- единые таможенные режимы;
- единую методологию определения таможенной стоимости;
- единые правила начисления и взимания таможенных платежей;
- единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов, единые сроки проведения таможенных процедур.
Разработать и подготовить к принятию международные договоры в области санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер;
Разработать и подготовить к принятию международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.
- к 1 января 2010 года:
- утвердить Единый таможенный тариф таможенного союза;
- сформировать единую систему мер нетарифного регулирования таможенного союза;
- определить сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;
- осуществить анализ действующих торговых режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по отношению к третьим странам, выявить имеющиеся различия и достичь договоренности по их унификации;
- разработать единую методологию ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;
- провести анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле и достичь договоренности об условиях отмены, включая единые правила конкуренции, субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.
В части организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории:
Разработать и согласовать с органами государственного контроля План по переносу согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, включающий:
1. мероприятия подготовительного периода, позволяющие начать поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля:
- по анализу материально-технической базы на внешней границе таможенного союза и разработке, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству границы, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;
- по оценке унификации методов, процедур и технологий контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами уровня;
- по анализу уровня подготовки персонала, координации работ по повышению его квалификации, обеспечению контроля деятельности персонала;
- по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств;
- по обеспечению обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов;
- дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как:
- механизмы взаимодействия контролирующих органов, при осуществлении ими контроля товаров, происходящих из третьих стран;
- План совместных мероприятий, направленный на усиление взаимодействия правоохранительных органов;
2. мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу:
- внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;
- принятие единой методологии применения форм и методов контроля;
- введение единых стандартов подготовки кадров и оценки их квалификации;
- введение единой интегрированной информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;
- введение единой информационной системы взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов таможенного союза.
Начать реализацию Плана по поэтапному переносу:
- согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза с 1 июля 2009 г. – в части, касающейся российско-белорусской границы;
- согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза с 1 сентября 2009 г. – в части касающейся российско-казахстанской границы.
II. Первый этап (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)
С 1 января 2010 года обеспечить:
- введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:
- Единый таможенный тариф;
- систему мер нетарифного регулирования;
- передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с принятыми международными договорами;
- начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
- отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;
- осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;
С 1 апреля 2010 года начать:
- опытную эксплуатацию и отладку информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;
- использование в тестовом режиме механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин.
III. Второй этап (с1 июля 2010 года)
С 1 июля 2010 года:
- ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятую в его развитие единую методологическую базу:
- осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;
- ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;
- обеспечить ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- ввести в действие международные договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами [2];
- отменить таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и Российской Федерации, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации);
- отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза2;
- перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.
В части администрирования экспорта:
- государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;
- суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;
- государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);
- возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.
К 1 июля 2011 года:
- перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;
- завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.
С 1 июля 2011 года отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
[1] срок принятия документов, утверждаемых Комиссией таможенного союза, может быть продлен до 1 июня 2010года.
[2] В случае если необходимые механизмы обмена информацией между налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного пункта может быть отложено по решению Комиссии таможенного союза на более поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.