О внесении изменений и дополнений в Регламент Сената Парламента Республики Казахстан

Постановление Сената Парламента Республики Казахстан от 22 декабря 2022 года № 404-VII СП

Действующий

      В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" Сенат Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести изменения и дополнения в Регламент Сената Парламента Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года, согласно приложению к настоящему Постановлению.

      2. Изменения и дополнения в Регламент Сената Парламента Республики Казахстан, определяющие порядок принятия конституционных законов и законов, вводятся в действие с 1 января 2023 года.

      3. Настоящее Постановление вводится в действие со дня его принятия с учетом положения пункта 2 настоящего Постановления.

      Председатель Сената Парламента
Республики Казахстан
М. АШИМБАЕВ

  Приложение
к Постановлению
Сената Парламента
Республики Казахстан
от 22 декабря 2022 года
№ 404-VII СП

Изменения и дополнения в
Регламент Сената Парламента Республики Казахстан

      1) пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Заседания Сената предусматривают следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также запросы, вопросы, ответы на вопросы, справки, информация, заявления, обращения.

      На заседании Сената с докладом по принятому Мажилисом закону, за исключением случаев, предусмотренных главами 3-1 и 5 настоящего Регламента, выступает депутат, уполномоченный головным комитетом.

      Содоклад по принятому Мажилисом закону на заседании Сената не предусматривается, за исключением случаев, предусмотренных главами 3-1 и 5 настоящего Регламента.

      По решению Палаты депутат, уполномоченный головным комитетом, может в одном докладе выступить по основному и сопутствующему законам.

      Инициатор законопроекта либо его представители, иные должностные лица, приглашенные на заседание Сената, при необходимости, дают пояснения и отвечают на вопросы депутатов.";

      2) пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Президент Республики Казахстан, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности, Государственный советник, Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан имеют право присутствовать как на открытых, так и на закрытых заседаниях и быть выслушанными.

      Президенту Республики Казахстан по его просьбе предоставляется слово для выступления в любое время.

      Председатель Верховного Суда, Председатель Конституционного Суда вправе присутствовать на любых заседаниях Палаты по решению Сената.

      Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях Сената только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Сената или по его поручению другого должностного лица Сената.";

      3) пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на заседании простым большинством голосов принято решение Палаты, обязаны прибыть в Сенат и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в их компетенцию.

      На заседание Сената по рассматриваемым вопросам повестки дня могут приглашаться должностные лица по решению Бюро, постоянных комитетов Палаты.

      Персональный состав должностных лиц государственных органов, экспертов и специалистов, приглашаемых на заседания Сената, определяет соответствующий комитет.

      Палата не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики Казахстан.

      Приглашенные не имеют права вмешиваться в деятельность Сената, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего, о чем они им предупреждаются.

      Порядок посещения приглашенными лицами зала заседаний Сената определяется Руководителем Аппарата Сената.

      Информирование приглашенных лиц о дате и времени проведения заседаний Сената возлагается на Аппарат Сената.

      В целях обеспечения деятельности депутатов государственные служащие Аппарата Сената присутствуют на заседаниях Палаты в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Сената.";

      4) пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Сенат одобряет законы, принятые Мажилисом, а также принимает постановления и иные акты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Казахстан.";

      5) в пункте 30 слово "законопроектам" заменить словом "вопросам";

      6) абзац второй пункта 31 изложить в следующей редакции:

      "При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.";

      7) пункт 34 изложить в следующей редакции:

      "34. Каждому депутату выдается один бюллетень для голосования по рассматриваемому Сенатом вопросу. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами Счетной комиссии в соответствии со списком депутатов Сената по предъявлении ими депутатского удостоверения.

      Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования.";

      8) пункт 35 изложить в следующей редакции:

      "35. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, в которых:

      1) отсутствует подпись члена Счетной комиссии;

      2) отмечено (выбрано) более одного кандидата (варианта ответа) либо число отмеченных (выбранных) кандидатов (вариантов ответа) не соответствует числу вакантных должностей (поставленных вопросов);

      3) невозможно определить волеизъявление голосующих;

      4) отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки.

      Незаполненные бюллетени признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов.";

      9) пункт 38 изложить в следующей редакции:

      "38. Сенат одобряет законы, принятые Мажилисом (далее – законы).";

      10) пункт 39 изложить в следующей редакции:

      "39. Закон передается в Сенат в соответствии с требованиями Регламента Парламента.";

      11) пункт 40 изложить в следующей редакции:

      "40. После получения закона в Аппарате Сената в соответствии с установленным порядком, но не более одного рабочего дня производятся проверка его полноты и правильности приложений к нему и регистрация.

      При получении закона о ратификации или денонсации международного договора вместе с законом представляются заверенная соответствующим уполномоченным органом копия международного договора и приложения к нему.

      В случае ратификации или денонсации международного договора, текст которого не подписывался на казахском и (или) русском языках, то к закону прилагается заверенный соответствующим уполномоченным органом аутентичный его перевод на указанные языки.

      При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.

      Поступивший из Мажилиса закон рассматривается в Сенате не более шестидесяти дней со дня его регистрации в Аппарате Сената без учета времени между сессиями Парламента.

      В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней со дня регистрации закона не принял соответствующего решения, закон представляется Президенту Республики Казахстан на подпись.";

      12) пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. После регистрации в Сенате закона, поступившего из Мажилиса, Бюро Сената определяет срок подготовки и головной комитет Палаты, ответственный за подготовку по нему заключения, и через Аппарат Сената направляет закон в комитеты и отделы Аппарата Сената.

      Головной комитет определяет срок представления заключений по закону комитетами Сената и соответствующими структурными подразделениями Аппарата Сената, который, если иное не определено Бюро Палаты, не может быть менее пяти календарных дней и не более десяти календарных дней со дня регистрации в Сенате закона.

      В случае, если Президент Республики Казахстан определил рассмотрение проекта закона приоритетным, необходимый для подготовки заключения срок не может быть более чем пять календарных дней.

      Бюро Сената вправе определить по закону несколько головных комитетов.";

      13) пункт 41-1 изложить в следующей редакции:

      "41-1. По решению Палаты законы могут быть рассмотрены в двух и более чтениях.";

      14) дополнить пунктом 41-2 следующего содержания:

      "41-2. По решению головного комитета создается рабочая группа по рассмотрению закона.

      Постоянные комитеты, не являющиеся головными, определяют депутата (депутатов), включаемого (включаемых) в состав рабочей группы по рассмотрению закона.

      В рабочую группу могут быть привлечены депутаты местных представительных органов, представители государственных органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе общественных объединений и иных некоммерческих организаций, специалисты и ученые.

      В заседаниях рабочей группы вправе принимать участие депутаты Сената, не входящие в состав рабочей группы.

      Обсуждение закона в головном комитете и на рабочей группе проходит открыто.";

      15) дополнить пунктом 41-3 следующего содержания:

      "41-3. На заседании постоянного комитета, не являющегося головным, с докладом по закону выступает депутат, уполномоченный комитетом.

      Непредставление постоянным комитетом заключения по закону в установленный срок означает его предварительное одобрение.";

      16) пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. По итогам обсуждения Сенат принимает одно из следующих решений:

      1) одобрить закон в первом чтении;

      2) одобрить закон;

      3) не одобрить в целом закон и возвратить его в Мажилис;

      4) не одобрить отдельные статьи закона и возвратить закон в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона.

      Решение Палаты оформляется соответствующим постановлением Сената.

      В исключительных случаях, когда возникает необходимость дополнительного изучения отдельных норм закона, Сенат вправе отложить рассмотрение данного вопроса либо вернуть на доработку в комитет с установлением срока для его подготовки в рамках общих конституционных сроков, отведенных Палате для его рассмотрения.";

      17) пункт 43 изложить в следующей редакции:

      "43. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис в течение десяти календарных дней с момента принятия решения.

      К закону прилагаются постановление Сената, стенограмма заседания Сената, а также мотивированное заключение при неодобрении закона в целом. В случае предложения новой редакции отдельных статей закона прилагается соответствующая сравнительная таблица.";

      18) пункт 44 изложить в следующей редакции:

      "44. Законы, возвращенные Сенатом в Мажилис с предложенной редакцией отдельных статей, с которой Мажилис согласился, считаются принятыми Мажилисом в новой редакции и одобренными Сенатом.

      Указанные в абзаце первом настоящего пункта законы визируются председателями каждой из Палат и в течение десяти календарных дней направляются на подпись Президенту Республики Казахстан с сопроводительным письмом Председателя Сената.

      Если законом ратифицируется международный договор, то вместе с законом представляются заверенные копии этого договора.

      Конституционный Суд по обращению Председателя Сената либо депутатов Сената, составляющих не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, рассматривает до подписания Президентом Республики Казахстан принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики Казахстан.

      В случае такого обращения течение сроков подписания соответствующих актов приостанавливается.";

      19) пункт 44-1 изложить в следующей редакции:

      "44-1. Участие должностных лиц центральных органов на заседаниях в Сенате по рассмотрению законов, разработчиками которых они являются или разработка которых поручена им в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, осуществляется в следующем порядке:

      1) на рабочих группах – директора департаментов или председатели комитетов;

      2) на заседаниях головных комитетов – заместители первых руководителей;

      3) на заседаниях Сената – заместители первых руководителей государственных органов, а по решению руководства Сената – первые руководители государственных органов.";

      20) пункт 45 изложить в следующей редакции:

      "45. Все поправки к закону представляются в рабочую группу головного комитета в виде замечаний и предложений и включаются рабочей группой в сравнительную таблицу. Поправки, подаваемые депутатами индивидуально, должны быть обоснованы, подписаны их инициаторами и содержать предлагаемую редакцию закона либо отдельных его структурных элементов.

      В случаях, когда поправки представляются к приложению закона о республиканском бюджете или закона о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете, поправки должны содержать редакцию категории поступлений, их класса, подкласса и (или) функциональной группы, администратора бюджетной программы, бюджетной программы или приложения в целом.

      С докладом по закону на заседании головного комитета выступает депутат, уполномоченный комитетом (руководитель рабочей группы).

      Инициатор законопроекта либо его представители, иные должностные лица, приглашенные на заседание головного комитета, при необходимости, дают пояснения и отвечают на вопросы депутатов.

      Головной комитет на расширенном заседании рассматривает поправки, принимает или отклоняет их большинством голосов от общего числа членов комитета и с обоснованием предложений по их принятию либо отклонению представляет сравнительную таблицу, заключение головного комитета и проект постановления Сената на рассмотрение заседания Палаты.

      Замечания редакционного характера, не меняющие правового содержания норм закона, не включаются в сравнительную таблицу головного комитета и учитываются при оформлении подписного документа.

      Поправки по законам, внесенные в сравнительную таблицу головного комитета, могут быть сняты только инициаторами.

      Депутат, предложения которого не получили поддержки постоянного и головного комитетов, может внести их на обсуждение заседания Палаты. В этом случае первой ставится на голосование поправка, предложенная депутатом.

      Если головной комитет предложил отклонить поправку постоянного комитета, депутата, на принятии которой постоянный комитет, депутат настаивает, то данная поправка ставится на голосование.

      Если при рассмотрении на заседании Сенат не принимает поправку, предложенную комитетом или депутатом, то структурный элемент закона или закон в целом ставится на голосование в редакции, предложенной головным комитетом.

      Структурные элементы закона, по которым не внесены поправки, ставятся на голосование в редакции Мажилиса.

      На заседании Сената рассматривается только поправка, включенная в сравнительную таблицу головного комитета. В исключительных случаях, по решению Палаты, может рассматриваться предложение депутата, не включенное в сравнительную таблицу. При этом поправка оформляется в виде таблицы и должна содержать текст структурного элемента закона, к которому предлагается предложение, и обоснование внесения поправки. В этом случае Сенат, как правило, направляет данное предложение в головной комитет и после его обсуждения в комитете принимает решение.

      Если предложено внести несколько поправок в один и тот же структурный элемент закона, то по решению Сената вначале могут обсуждаться и ставиться на голосование те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

      В ходе принятия решения на заседании Палаты не допускается голосование за поправки к закону, которые вносятся во время заседания Сената в устной форме.";

      21) пункт 46 изложить в следующей редакции:

      "46. Инициатор законопроекта вправе отозвать его на любой из стадий рассмотрения.

      Отзыв должен быть оформлен в письменном виде и внесен в Сенат. В случае, если правом законодательной инициативы воспользовалось несколько депутатов, отзыв скрепляется подписями всеми его инициаторами-депутатами.

      В случаях возникновения крайней необходимости Сенат по предложению головного комитета вправе принять решение об отзыве закона, направленного в Мажилис.";

      22) пункты 47, 48 и 49 исключить;

      23) пункт 50 изложить в следующей редакции:

      "50. Если Мажилис большинством голосов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур в соответствии с Регламентом Парламента.

      Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из числа депутатов Палаты. Члены согласительной комиссии избираются Палатой большинством голосов от общего числа депутатов Сената.";

      24) пункт 51 исключить;

      25) пункт 52 изложить в следующей редакции:

      "52. Текст закона или отдельных его частей в редакции согласительной комиссии после его принятия Мажилисом вносится в Сенат согласно пунктам 39 и 40 настоящего Регламента.

      К постановлению согласительной комиссии прилагается сопоставительная таблица статей закона, в которые были внесены изменения и дополнения.";

      26) пункт 53 изложить в следующей редакции:

      "53. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики Казахстан, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      В случае если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты преодолеет возражения Президента, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

      После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Президента выносятся на заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не преодолеет возражения Президента, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты преодолеет возражения Президента, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и представляется Сенатом на подпись Президенту.

      В случае если возражения Президента внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом Парламента.";

      27) пункт 55-1 изложить в следующей редакции:

      "55-1. В период выполнения Сенатом функции Парламента по принятию конституционных законов и законов субъект права законодательной инициативы официально вносит текст проекта конституционного закона или закона (далее – проект закона, применительно к настоящему пункту) в Сенат на казахском и русском языках, на бумажном и электронном носителях.

      К проекту закона прилагаются:

      1) решение о внесении проекта закона, подписанное Президентом Республики Казахстан;

      2) постановление Правительства, если проект закона внесен Правительством;

      3) представление, если проект закона инициирован депутатами Сената;

      4) пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия закона, развернутой характеристикой целей, задач, основных положений и прогнозируемых экономических, социальных, юридических, экологических последствий принимаемого закона, кроме случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан;

      5) финансово-экономические расчеты, кроме случаев внесения законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан;

      6) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатами Сената, предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;

      7) лист согласования с заинтересованными государственными органами, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Казахстан, когда вносимые в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан проекты законодательных актов процедуру согласования не проходили, а также случаев внесения проекта законодательного акта в порядке законодательной инициативы депутатов Сената;

      8) официально заверенные Министерством иностранных дел Республики Казахстан копии международных договоров (официально заверенных депозитарием международных договоров) на языках их заключения, а также официально заверенные центральным государственным органом Республики Казахстан, ответственным за их заключение, переводы международных договоров на казахский и русский языки в случае, если они не являлись языками заключения, при внесении законопроекта о ратификации международных договоров;

      9) заключение научной экспертизы, экспертные заключения членов экспертного совета, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, рекомендации общественных советов при их наличии, за исключением случаев внесения проекта законодательного акта в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан;

      10) справочный лист с указанием сведений: о государственном органе, ответственном за подготовку проекта; составе рабочей группы (если она создавалась); докладчике по законопроекту;

      11) сравнительная таблица действующей и новой редакции статей по проекту закона о внесении изменений и дополнений в законы Республики Казахстан.

      12) иные документы, необходимость представления которых установлена законами Республики Казахстан.

      Вместе с проектом закона может быть представлено заключение независимой экспертизы.

      После внесения проекта закона в Сенат Аппарат Сената в соответствии с установленным порядком, но не более десяти рабочих дней производит проверку его полноты и правильности приложений к нему и регистрацию.

      При отсутствии одного из необходимых приложений, а также неаутентичности их текстов на казахском и русском языках Аппарат Сената возвращает документы инициатору законопроекта без регистрации для выполнения требований, установленных настоящим Регламентом.";

      28) пункты 55-2, 55-3, 55-4, 55-5, 55-6, 55-7, 55-8, 55-9, 55-10, 55-11, 55-12, 55-13, 55-14 изложить в следующей редакции:

      "55-2. Сенат в период выполнения функций Парламента рассматривает:

      1) законопроекты, поступившие от субъектов права законодательной инициативы в Сенат;

      2) принятые Мажилисом законы;

      3) законопроекты, зарегистрированные в Мажилисе до досрочного прекращения его полномочий;

      4) законы, возвращенные Сенатом в Мажилис.

      Законопроекты и законы, указанные в подпунктах 3) и 4) части первой настоящего пункта, могут быть истребованы Аппаратом Сената от Аппарата Мажилиса по решению Председателя Сената.

      55-3. После регистрации в Аппарате Сената проекта закона либо закона, указанного в пункте 55-2 настоящего Регламента, Бюро Сената определяет головной комитет, устанавливает срок подготовки заключения и направляет его в постоянные комитеты и Аппарат Сената.

      55-4. По итогам рассмотрения указанных в пункте 55-2 настоящего Регламента актов Сенат принимает одно из следующих решений:

      1) одобрить закон, принятый Мажилисом, в первом чтении;

      2) одобрить закон, принятый Мажилисом;

      3) одобрить закон, принятый Мажилисом, с предложенной Сенатом или согласительной комиссией новой редакцией закона или отдельных его статей;

      4) не одобрить закон, принятый Мажилисом, в целом;

      5) одобрить проект закона в первом чтении;

      6) принять закон;

      7) принять закон с изменениями и дополнениями, внесенными Сенатом;

      8) отклонить проект закона.

      55-5. Принятый закон, скрепленный подписью Председателя Сената, в течение десяти дней передается на подпись Президенту Республики Казахстан.

      55-6. В период выполнения Сенатом функции Парламента повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики Казахстан, проводятся в месячный срок со дня направления возражений Президента. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      55-7. В случае повторного обсуждения закона или статей закона, вызвавших возражения Президента, рабочая группа не создается.

      55-8. Возвращенные с возражениями Президента закон или статьи закона передаются решением Бюро Сената на рассмотрение соответствующего постоянного комитета Сената, который готовит заключение с участием представителя Президента и выносит его вместе с законом или соответственно его статьями и возражениями Президента на рассмотрение Сената.

      55-9. Если по итогам рассмотрения возражений в постоянном комитете Сената и на заседании Сената Президент изменил, с учетом предложений депутатов Сената, предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответственно отдельных его статей, председательствующий на заседании Сената вправе поставить сразу на голосование рассмотренные возражения с изменениями Президента.

      55-10. Повторное обсуждение на заседании Сената начинается с выступления должностного лица, уполномоченного Президентом, затем слово предоставляется представителю головного комитета и депутатам для обсуждения в порядке очередности.

      55-11. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседании Сената голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента.

      55-12. Возражения Президента на законы считаются преодоленными, если Сенат большинством голосов в две трети, а на конституционные законы – в три четверти от общего числа депутатов, преодолеет возражения Президента. В этом случае конституционный закон, закон или его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой они были приняты Парламентом в первый раз, и передаются Президенту на подпись.

      55-13. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      55-14. После избрания депутатов Мажилиса и начала работы Парламента нового созыва проекты конституционных законов и законов, поступившие и не рассмотренные Сенатом в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий, передаются в Мажилис.";

      29) пункты 55-15, 55-16, 55-17 и 55-18 исключить;

      30) главу 4 изложить в следующей редакции:

      "Глава 4. Порядок рассмотрения кодексов, изменений и дополнений в них

      56. Кодексы, изменения и дополнения в них, принятые Мажилисом (далее – кодексы, изменения и дополнения в них), рассматриваются Сенатом не менее чем в двух чтениях.

      57. Кодексы, изменения и дополнения в них рассматриваются в соответствии с требованиями пунктов 40, 41-1, 41-2, 41-3, 117 и 118 настоящего Регламента.

      58. В первом чтении кодексы, изменения и дополнения в них обсуждаются концептуально. По результатам обсуждения Сенат принимает постановление об одобрении в первом чтении и подготовке ко второму чтению или отклонению. Голосование при этом проводится большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. В случае одобрения Сенатом в первом чтении кодекса, изменений и дополнений в него головной комитет готовит их ко второму чтению.

      Головной комитет после первого чтения повторно рассматривает кодексы, изменения и дополнения в них, поправки, внесенные комитетами и депутатами, включает их в сравнительную таблицу и готовит заключение.

      Обсуждение кодекса, изменений и дополнений в них во втором и последующих чтениях проводится в соответствии с пунктами 45 и 46 настоящего Регламента.

      По итогам обсуждения Сенат принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 42 настоящего Регламента.";

      31) пункт 59 изложить в следующей редакции:

      "59. По поступившему в Сенат закону о республиканском бюджете на плановый период решением Бюро Сената определяется головной комитет.

      Обсуждение закона о республиканском бюджете включает в себя доклады уполномоченного Правительством лица по прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров республики и закону о республиканском бюджете на плановый период, Председателя Национального Банка – по денежно-кредитной политике и содоклад представителя головного комитета Сената.

      Доклад каждого выступающего подлежит обсуждению в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента.

      Рассмотрение закона о республиканском бюджете на плановый период и его одобрение осуществляются в порядке, установленном главой 3 настоящего Регламента.

      По решению Палаты Премьер-Министр Республики Казахстан выступает на заседании Сената с докладом о среднесрочном плане социально-экономического развития Республики.";

      32) пункт 60 изложить в следующей редакции:

      "60. Рассмотрение закона о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете и его одобрение проводятся в соответствии с пунктом 59 настоящего Регламента.";

      33) в абзацах втором и третьем пункта 61 слова "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      34) пункт 62 изложить в следующей редакции:

      "62. Сенат одобряет законы о ратификации и денонсации международных договоров Республики.

      Рассмотрение законов о ратификации и денонсации международных договоров осуществляется в порядке, установленном главой 3 настоящего Регламента.";

      35) пункт 63 изложить в следующей редакции:

      "63. Председатель Сената вправе обратиться в Конституционный Суд для рассмотрения до ратификации международных договоров Республики на соответствие их Конституции Республики Казахстан.

      В случае обращения в Конституционный Суд по вопросу соответствия этого договора Конституции Республики Казахстан течение сроков ратификации соответствующих актов приостанавливается.

      Депутаты Сената, составляющие не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, вправе обратиться в Конституционный Суд для рассмотрения до ратификации международных договоров Республики на соответствие их Конституции Республики Казахстан.

      Международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы и введены в действие.";

      36) пункт 69 изложить в следующей редакции:

      "69. Решение Сената об избрании на должность и освобождении от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Сената.

      Решение принимается по кандидатуре (кандидатурам) путем открытого голосования, если Сенат не определил иной порядок голосования.

      При внесении Президентом Республики Казахстан кандидатур для избрания на должность судьи Верховного Суда на альтернативной основе первой на голосование ставится кандидатура, рекомендация по избранию которой дана головным комитетом.

      Решение оформляется постановлением Сената.

      В случае отклонения кандидатур, представленных Президентом Республики Казахстан для избрания на должность и освобождения от должности, решение Сената должно содержать развернутую мотивировку отклонения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящего пункта.";

      37) заголовок параграфа 2 главы 7 изложить в следующей редакции:

      "Параграф 2. Дача согласия на назначение Президентом Республики Казахстан Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан";

      38) заголовок параграфа 3 главы 7 изложить в следующей редакции:

      "Параграф 3. Лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики Казахстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан";

      39) часть пятую пункта 75 изложить в следующей редакции:

      "На заседании Сената присутствует Генеральный Прокурор.";

      40) дополнить пунктом 75-1 следующего содержания:

      "75-1. Лишение неприкосновенности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан производится в следующем порядке:

      Генеральный Прокурор для получения согласия Сената вносит в Палату соответствующее письменное представление, которое рассматривается не позднее чем в двухнедельный срок со дня его поступления.

      Дача согласия осуществляется на заседании Сената после предварительного рассмотрения вопроса на заседании соответствующего комитета Сената, определяемого решением Бюро Палаты.

      По итогам рассмотрения комитет выносит заключение, оглашаемое на заседании Сената.

      На заседании Сената присутствует Генеральный Прокурор.

      На заседании Сената могут быть:

      заданы вопросы соответствующим должностным лицам;

      высказаны мнения депутатов "за" или "против" внесенного представления.

      Прения по представлению могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты.

      Сенат вправе потребовать от соответствующих должностных лиц предоставления дополнительной информации.

      Сенат принимает решение, оформляемое соответствующим постановлением, и в трехдневный срок направляет его Генеральному Прокурору.";

      41) заголовок параграфа 1 главы 8 изложить в следующей редакции:

      "Параграф 1. Назначение на должность, прекращение полномочий и освобождение от должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии и Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.";

      42) часть первую пункта 81 изложить в следующей редакции:

      "81. Сенат по представлению Председателя Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената назначает на должности трех судей Конституционного Суда, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты.";

      43) части первую и вторую пункта 81-1 изложить в следующей редакции:

      "81-4. Сенат прекращает полномочия и освобождает от должности назначенных Сенатом судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии и Высшей аудиторской палаты по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

      Кандидатура освобождаемого от должности судьи Конституционного Суда, члена Центральной избирательной комиссии и Высшей аудиторской палаты до рассмотрения вопроса на заседании Сената подлежит предварительному обсуждению на заседании соответствующего комитета Сената, определяемого решением Бюро Палаты.";

      44) в абзаце третьем пункта 102 слова "проектов законов и иных решений" заменить словами "вопросов на заседаниях";

      45) часть третью пункта 103 исключить;

      46) пункт 116 изложить в следующей редакции:

      "116. Комитеты Сената, образованные для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты:

      осуществляют подготовку заключений на поступившие из Мажилиса законы;

      разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

      организуют проведение парламентских слушаний;

      способствуют реализации положений Конституции Республики Казахстан и законов;

      решают вопросы организации своей деятельности и деятельности Палаты;

      участвуют в рассмотрении иных вопросов, относящихся к ведению Сената.

      Решения комитетов Сената принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.";

      47) пункт 117 изложить в следующей редакции:

      "117. Комитет, которому поручена подготовка заключения, обобщает замечания и предложения других комитетов Сената в течение срока, указанного Бюро Сената, рассматривает принятый Мажилисом закон и принимает заключение по нему.

      В случае необходимости продления сроков подготовки заключения председатель комитета с мотивировкой изменения сроков обращается к Председателю Сената.

      Рассмотрение комитетом закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, его представителей, депутатов местных представительных органов, специалистов и ученых в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Комитет, как правило, не менее чем за три дня информирует депутатов и все заинтересованные стороны о времени и месте проведения заседания.

      Если подготовка заключения по закону поручена нескольким комитетам и единого заключения не принято, то каждый комитет представляет свое заключение.";

      48) пункт 118 изложить в следующей редакции:

      "118. По законам головной комитет вправе принять одно из следующих решений:

      1) рекомендовать Сенату одобрить закон в первом чтении;

      2) рекомендовать Сенату одобрить закон;

      3) рекомендовать Сенату не одобрить в целом закон и возвратить его в Мажилис с мотивированным заключением;

      4) рекомендовать Сенату не одобрить отдельные статьи закона и возвратить закон в Мажилис с мотивированным заключением и предложением при этом новой редакции данных статей закона.

      Заключение комитета, ответственного за его подготовку, представляется Председателю Сената со всеми необходимыми, по мнению комитета, изменениями и дополнениями текста закона. Комитет готовит и соответствующее постановление Сената.";

      49) часть первую пункта 121 исключить;

      50) пункт 122 изложить в следующей редакции:

      "122. Комитет для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний может создавать рабочие группы с привлечением депутатов Сената, представителей государственных органов и иных организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых.

      Комитет вправе привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроекта либо рассматриваемого закона. Комитеты вправе проводить совместные заседания.

      Комитет вправе использовать предложения граждан и общественных объединений, поступившие по конкретному законопроекту либо закону.

      Комитет вправе принять решение о проведении социологических исследований, а также о разработке законопроекта и назначении по нему независимой экспертизы.";

      51) пункт 127-3 изложить в следующей редакции:

      "127-3. Решения консультативно-совещательных органов при Сенате представляются для сведения Председателю Сената, а также учитываются в работе Палаты, в том числе при подготовке парламентских слушаний и "правительственных часов".";

      52) пункт 130-1 изложить в следующей редакции:

      "130-1. Депутат для инициирования законопроекта может создать рабочую группу по подготовке законопроекта с привлечением депутатов Парламента и местных представительных органов, представителей государственных органов и иных организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых.";

      53) в части второй пункта 134:

      абзац девятый после слова "докладчикам" дополнить словами ", представителям инициатора законопроекта";

      в абзаце одиннадцатом слова "проектам законов," заменить словами "проектам законов и законам, проектам";

      54) в части второй пункта 145:

      слова "и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами ", членам Высшей аудиторской палаты, акимам областей, городов республиканского значения и столицы";

      после слов "обращенный к Генеральному Прокурору" дополнить словами "либо первым руководителям правоохранительных и специальных государственных органов";

      55) абзац второй пункта 147 изложить в следующей редакции:

      "При необходимости по ответу на запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или Сената.";

      56) в пункте 148 слова "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      57) пункт 165 изложить в следующей редакции:

      "165. Председатель Сената:

      созывает заседания Сената и председательствует на них;

      осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Сената;

      представляет Палате кандидатуры к избранию на должности заместителей Председателя Палаты, а также распределяет обязанности между ними;

      обеспечивает соблюдение Регламента Сената;

      руководит деятельностью координационного органа Сената;

      подписывает акты, издаваемые Сенатом;

      представляет Палате кандидатуры для назначения на должности трех судей Конституционного Суда, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты;

      разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Сената;

      созывает внеочередные заседания Сената;

      направляет Президенту Республики Казахстан для подписания законы, принятые Мажилисом и одобренные Сенатом;

      представляет Сенат во взаимоотношениях с органами государственной власти Республики Казахстан, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств;

      вносит вместе с Председателем Мажилиса предложение Президенту Республики Казахстан о созыве внеочередного совместного заседания Палат;

      определяет представителей Сената в Конституционном Суде;

      по согласованию с Председателем Мажилиса представляет Бюро Сената кандидатуру для назначения на должность полномочного представителя Парламента в организациях межпарламентского сотрудничества;

      по обращению постоянного комитета возлагает на него организацию встречи депутатов Палаты с государственными органами и должностными лицами и поручает председательствовать на ней Заместителю Председателя Сената;

      согласовывает Концептуальный план законотворческой работы;

      поручает рассмотрение писем, жалоб и других обращений граждан по частным вопросам Аппарату Палаты; обращение государственных органов, общественных объединений, а также граждан по вопросам законотворческой работы передает на разрешение комитетов;

      выполняет другие обязанности, возлагаемые на него Регламентом Сената;

      разрешает иные вопросы организации деятельности Сената в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами.

      Председатель Сената пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании в Сенате голоса депутатов разделились поровну.

      По вопросам своей компетенции Председатель Сената издает распоряжения.";

      58) абзац пятый части второй пункта 179 изложить в следующей редакции:

      "информационное, информационно-аналитическое обеспечение депутатов Сената по законам на казахском и русском языках;".