Об охpане и использовании истоpико-культуpного наследия

Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года

Обновленный

ОГЛАВЛЕНИЕ

       Сноска. В тексте после слова "Раздел" цифры "I - IX" заменены соответственно цифрами "1 - 9" - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

      

      Историко-культурное наследие, как важнейшее свидетельство исторической судьбы народа, как основа и непременное условие его настоящего и будущего развития, как составная часть всей человеческой цивилизации, требует постоянной защиты от всех опасностей. Обеспечение этого в Республике Казахстан является нравственным долгом и определяемой настоящим законом обязанностью для всех юридических и физических лиц. 

   1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Законодательство Республики Казахстан
                 об охране и использовании историко-культурного
                 наследия

 
      Законодательство Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия основывается на  Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.  <*>
      Сноска. Статья 1 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 2. Цель и задачи законодательства Республики 
                Казахстан об охране и использовании 
                историко-культурного наследия  
      Целью настоящего Закона является регулирование общественных отношений, обеспечивающих сохранность и преемственное развитие историко-культурного наследия, а именно: 
      - определение понятий историко-культурного наследия, его охраны и использования; 
      - закрепление правового статуса объектов историко-культурного наследия; 
      - регламентация прав и обязанностей органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также отдельных лиц перед обществом и народом в сфере сохранения историко-культурного наследия; 
      - разграничение компетенции государственных органов в области охраны историко-культурного наследия; 
      - установление мер ответственности за действие или бездействие, приносящие прямой или косвенный ущерб историко-культурному наследию. 

       Статья 3. Основные понятия, используемые в
                 настоящем Законе

      
      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) историко-культурное наследие - совокупность историко-культурных ценностей, имеющих государственное значение и в силу этого исключительно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам;
      2) объекты историко-культурного наследия - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, в том числе связанные с объектами недвижимого имущества; объекты декоративно-прикладного искусства; объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, этнологии или антропологии, социальной культуры, объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры страны. Объекты историко-культурного наследия в соответствии с настоящим Законом подразделяются на следующие виды: памятники градостроительства и архитектуры; памятники археологии;
      3) памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
      4) памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;
      5) памятники истории и культуры - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, мемориальные дома, кварталы, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства, каменные изваяния, наскальные изображения, памятники археологии, включенные в Государственный список памятников истории и культуры и являющиеся потенциальными объектами реставрации, объекты науки и техники, материалы антропологии, этнографии, фольклора, нумизматики, эпиграфики, фотографии, кинофильмы, произведения литературы и искусства, архивные, рукописные документы, книги-манускрипты, антикварные и редкие издания, реликвии и предметы мемориального характера, представляющие собой историческую, научную, художественную и иную культурную ценность;
      6) список предварительного учета - список объектов историко-культурного наследия, выявленных с целью придания им статуса памятников истории и культуры.  <*>
      Сноска. Статья 3 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 4. Охрана и использование памятников
                истории и культуры

      
      Защита, сохранение и использование памятников истории и культуры включают систему мер, направленных на: 
      - выявление, исследование и пропаганду историко-культурного наследия; 
      - установление историко-культурным ценностям статуса памятников истории и культуры; 
      - обеспечение защиты от уничтожения, актов вандализма, фальсификации, мистификации, искажения, внесения необоснованных изменений, изъятия из исторического контекста; 
      - сохранение и возрождение путем консервации, реставрации, регенерации и факсимильного издания; 
      - содержание в соответствии с нормами, обеспечивающими их сохранность; 
      - использование в процессе возрождения этнокультурной среды, а также в научных и воспитательных целях. 
      Предусмотренная система мер распространяется на все историко-культурные ценности Казахстана вне зависимости от их вида, степени сохранности и от того, в чьей собственности они находятся.  <*>
      Сноска. В статью 4 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 5. Правовой статус объектов
                 историко-культурного наследия

      
      Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников с момента признания их таковыми в порядке, установленном настоящим Законом.
      Для принятия решения о включении объектов историко-культурного наследия в список памятников истории и культуры представляются документы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры закрепляется утверждением их в списке памятников истории и культуры международного, республиканского и местного значения, подлежащем обязательному опубликованию. Все виды памятников археологии имеют историко-культурную и научную ценность и статус памятников истории и культуры.
      Памятники истории и культуры в Республике Казахстан подлежат обязательной защите и сохранению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, обладают особым правовым режимом их использования, изменения права собственности на них и лишения их правового статуса.
      Лишение памятника истории и культуры его правового статуса и исключение из списка памятников истории и культуры допускаются лишь в исключительных случаях (при разрушении в результате стихийных бедствий) решением Правительства Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия, местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), согласованному со специальной комиссией уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия, на основании заключения научной экспертизы.
      Выявленные объекты историко-культурного наследия, включенные в список предварительного учета, до принятия окончательного решения об их статусе подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры в соответствии с настоящим Законом.  <*>
      Сноска. Статья 5 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 6.  (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  )  

       Статья 7. Компетенция Республики Казахстан по 
               защите, сохранению и использованию 
               объектов историко-культурного 
               наследия 
      Республика Казахстан в лице соответствующих органов обладает всей полнотой власти по защите, сохранению и использованию памятников истории и культуры, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством республики и расположенных на ее территории. 
      Защите, сохранению и использованию подлежат также памятники, являющиеся собственностью Республики Казахстан, но расположенные на территории других государств. 
      Защита, сохранение и использование памятников, расположенных на территории Республики Казахстан, но являющихся собственностью других государств, юридических лиц и граждан, устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. 
      Республика Казахстан принимает меры по выявлению, организации учета, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в Республике Казахстан. 

  РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ  
НА ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

       Статья 8. Регулирование отношений собственности  
      Отношения собственности на памятники истории и культуры регулируются  Гражданским кодексом  Республики Казахстан и другими законодательными актами республики. Особенности осуществления права собственности на памятники истории и культуры устанавливаются настоящим Законом.  <*>
      Сноска. В статью 8 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 9. Объекты права собственности  
      Объектами права собственности на памятники являются материальные и духовные историко-культурные ценности, признанные памятниками в порядке, установленном настоящим Законом. 

       Статья 10. Субъекты права собственности 
      Субъектами права собственности на объекты историко-культурного наследия Республики Казахстан могут быть: Республика Казахстан, юридические лица различных форм собственности и граждане Республики Казахстан. 

       Статья 11. Государственная собственность на 
                 памятники истории и культуры  
      Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся собственностью других субъектов, а также все виды памятников археологии, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, памятники градостроительства и архитектуры, историко-культурные ландшафты, признанные как памятники истории и культуры в порядке, установленном законодательством, являются исключительной собственностью Республики Казахстан. 
      Республика Казахстан может приобретать права собственности на памятники истории и культуры, составляющие историко-культурное наследие казахского народа, имеющие историко-культурную ценность для него, по договорам с их собственниками. 
      От имени Республики Казахстан полномочия собственника на памятники международного и республиканского значения осуществляет уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия, а на памятники истории и культуры местного значения - местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).  <*>
      Сноска. В статью 11 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 12. Права субъектов собственности 
      Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения памятниками истории и культуры как объектами собственности, за исключением права их самостоятельного уничтожения. 
      Собственник сохраняет право собственности на объект при признании последнего памятником истории и культуры. 
      Гражданин, имеющий в собственности памятник истории и культуры, вправе требовать неразглашения его содержания или недоступность для исследований и публичного осмотра на срок до пятидесяти лет, если объект собственности принадлежит ему на правах наследства и по своему происхождению или содержанию связан с личностью завещателя или предками собственника. 
      Собственник имеет право извлечения прибыли (получения дохода) в результате использования и эксплуатации памятников, ограниченное обязательствами по их охране. 
      При изменении прав собственности на недвижимые памятники их территории переходят во владение новых собственников безвозмездно.  <*>
      Сноска. В статью 12 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 13. Обязанности собственников

      
      Собственники памятников истории и культуры осуществляют деятельность по их сохранению и обязаны:
      1) принимать меры по обеспечению сохранности памятников истории и культуры;
      2) регистрировать памятники истории и культуры в уполномоченном органе по охране и использованию историко-культурного наследия по местонахождению недвижимых памятников истории и культуры или по месту жительства собственника движимых памятников истории и культуры;
      3) уведомлять уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия о предполагаемых или свершившихся изменениях прав собственности;
      4) уведомлять уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия о предполагаемых или свершившихся изменениях местонахождения памятников истории и культуры, согласовывать с ним изменения условий содержания и использования памятников истории и культуры;
      5) согласовывать с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия работы по ремонту, консервации и реставрации памятников истории и культуры;
      6) обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры в научных, культурных и иных целях в порядке и пределах, устанавливаемых специальными договорами с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.
      Обязательства собственников и пользователей памятников истории и культуры фиксируются в документе об охране недвижимых памятников истории и культуры, выдаваемом местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), подписываемом собственником или пользователем и содержащем, помимо перечисленных общих обязательств, специальные обязательства применительно к конкретным памятникам истории и культуры.
      Обязательства, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 6) части первой настоящей статьи, в равной степени относятся к собственникам и пользователям памятников истории и культуры.  <*>
      Сноска. Статья 13 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 14. Принудительное лишение прав собственности
                 на памятники истории и культуры

      
      Принудительное лишение прав собственности на памятники истории и культуры, по вине собственника подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, осуществляется только на основании решения суда.
      В случае отказа собственника принять на себя обязательства по охране памятников истории и культуры, предусмотренные статьей 13 настоящего Закона, решение принимается судом по иску местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы).
      Принудительное лишение собственника памятника истории и культуры, являющегося его жилым домом или жилым помещением, находящимся в частной собственности, не может быть осуществлено без предоставления ему иного жилого помещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и соответствующей компенсации по договору.
      При этом памятники истории и культуры по решению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия передаются в собственность государства с выплатой прежнему собственнику компенсации в размере, установленном договором, а в случае спора - судом.  <*>
      Сноска. Статья 14 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 15. Преимущества при приобретении права 
                 собственности на памятник  
      Собственники частей памятника, находящегося в общей долевой собственности, имеют преимущественное право приобретения в собственность других частей этого памятника. 
      Преимущественное право приобретения других частей памятника, предусмотренное в части первой настоящей статьи, распространяется и на случаи, когда собственность покупателя не имеет статуса памятника 
      При публичной продаже памятников государство имеет право преимущественного приобретения по рыночной (аукционной) цене за исключением случаев, оговоренных в частях первой и второй настоящей статьи. В этих случаях государство имеет преимущественное право вслед за собственниками, указанными в части первой настоящей статьи. 
      Такими же правами, как и государство, обладают юридические лица и граждане, приобретающие памятники для передачи их государству при представлении ими оформленного обязательства.

  РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ 
ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

       Статья 16. Система органов государственного управления  
                 в области защиты, сохранения и использования 
                 историко-культурного наследия  

     Государственное управление в области защиты, сохранения и
использования памятников истории и культуры в Республике Казахстан
осуществляют:
      - Правительство Республики Казахстан;
      - местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения);
      - уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия;
      - государственный орган управления архивами и документацией Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 16 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 17. Компетенция Правительства Республики 
                 Казахстан в области охраны и использования 
                 историко-культурного наследия  
      Правительство Республики Казахстан: 
      - определяет основные направления государственной политики в области охраны и использования историко-культурного наследия; 
      - утверждает Положение об уполномоченном органе по охране и использованию историко-культурного наследия; 
      - устанавливает порядок государственного учета объектов историко-культурного наследия, а также их выявления, исследования, содержания, консервации, реставрации, регенерации, музеификации, пропаганды и использования, ввоза и вывоза, ставки арендной платы за использование объектов историко-культурного наследия, находящихся в республиканской собственности;
      - устанавливает правила охраны и содержания памятников истории и культуры;
      - утверждает правила о порядке выявления и учета памятников истории и культуры;
      - устанавливает правила выдачи охранных обязательств на памятники истории и культуры.  <*>
      Сноска. В статью 17 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 18. Компетенция местных исполнительных
                 органов областей (города республиканского
                 значения, столицы), районов (городов
                 областного значения)

      
      Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
      1) обеспечивают выявление, учет, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры;
      2) обеспечивают соблюдение законодательства Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия;
      3) предусматривают мероприятия по организации учета, охраны и реставрации памятников местного значения в планах экономического и социального развития соответствующих территорий;
      4) по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия решают вопрос о предоставлении в пользование находящихся в государственной собственности зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры;
      5) устанавливают ставки арендной платы за использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности;
      6) по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия при разработке и утверждении проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов обеспечивают выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий, составление историко-строительных опорных планов и карт-схем;
      7) оформляют охранные обязательства на памятники истории и культуры и контролируют их выполнение собственниками и пользователями;
      8) ходатайствуют о привлечении к ответственности должностных лиц, граждан, организаций, общественных объединений, нарушающих законодательство Республики Казахстан  об охране и использовании памятников истории и культуры;
      9) вносят в местный представительный орган области (города республиканского значения, столицы) предложения по образованию комиссий по охране памятников истории и культуры;
      10) ведут работу по выявлению, учету, охране объектов историко-культурного наследия;
      11) рассматривают и согласовывают научно-проектную документацию на все виды работ по памятникам истории и культуры и их охранным зонам, проекты планировки, застройки и реконструкции;
      12) осуществляют охрану и использование памятников истории и культуры и объектов окружающей среды, связанных с памятниками истории и культуры, по согласованию с заинтересованными государственными органами.
      Местные исполнительные органы районов (городов областного значения) на своей территории:
      1) содействуют организации шефства граждан и организаций над памятниками истории и культуры;
      2) привлекают общественность к проведению мероприятий по охране и пропаганде памятников истории и культуры;
      3) обеспечивают соблюдение законодательства Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия;
      4) по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия решают вопрос о приостановлении, а также запрещении строительных и иных работ, создающих опасность для памятников истории и культуры;
      5) вносят предложения в местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) или в уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия в пределах их компетенции, по устранению порчи, угрозы разрушения, сноса памятников истории и культуры;
      6) вносят предложения об объявлении охраняемыми памятников природы, истории и культуры, природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную и научную ценность.  <*>
      Сноска. Статья 18 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 19. Компетенция уполномоченного органа
                 по охране и использованию историко-культурного
                 наследия

      
      Уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия:
      1) разрабатывает программы и участвует в формировании и реализации государственной политики в области защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры;
      2) осуществляет государственный контроль за состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры, а также за исполнением работ по их ремонту, реставрации и консервации; разрабатывает и согласовывает нормативные правовые акты по вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры;
      3) обеспечивает сохранение и соблюдение правил использования памятников истории и культуры, находящихся на территории Республики Казахстан;
      4) выдает в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разрешительные документы и (или) лицензии на проведение исследований, проектных и реставрационно-консервационных работ по памятникам истории и культуры;
      5) приостанавливает или запрещает деятельность, создающую угрозу сохранности памятников истории и культуры всех категорий;
      6) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о порядке ввоза и вывоза культурных ценностей;
      7) ходатайствует о привлечении к ответственности граждан, организаций, общественных объединений, нарушающих законодательство Республики Казахстан об охране и использовании памятников истории и культуры;
      8) выдает пользователям памятников истории и культуры предписания по поводу нарушения ими настоящего Закона;
      9) организует работу комиссии по подготовке заключений о признании объектов памятниками истории и культуры, а также о лишении их этого статуса;
      10) согласовывает вопрос о предоставлении в пользование зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности и являющихся памятниками истории и культуры;
      11) направляет предписания пользователям памятников, гражданам, организациям, общественным объединениям, нарушившим настоящий Закон;
      12) осуществляет контроль за сооружением новых памятников истории и культуры.  <*>
      Сноска. Статья 19 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 20. Компетенция государственного органа
                 управления архивами и документацией
                 Республики Казахстан в области охраны
                 и использования историко-культурного
                 наследия

      
      Государственный орган управления архивами и документацией Республики Казахстан:
      1) участвует в формировании фондов редких рукописей, документальных памятников истории и культуры, касающихся историко-культурного наследия;
      2) руководит работой государственных архивов Республики Казахстан по выявлению и собиранию редких рукописей, документальных памятников истории и культуры, их учету, охране, реставрации, использованию и пропаганде;
      3) осуществляет контроль за обеспечением сохранности редких рукописей, документальных памятников истории и культуры, не находящихся в государственных архивах;
      4) обеспечивает специалистам, представителям средств массовой информации, ученым и другим исследователям доступ к изучению редких рукописей, документальных памятников истории и культуры, находящихся в государственных архивах.  <*>
      Сноска. Статья 20 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

  РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ        
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

       Статья 21.  (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  )

       

  РАЗДЕЛ 5. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

       Статья 22. Участие общественных объединений, 
                предприятий, учреждений, организаций и 
                граждан в осуществлении мероприятий по охране 
                и использованию историко-культурного наследия 
      Предприятия, учреждения, организации, учебные заведения, общественные объединения и граждане участвуют в пропаганде и популяризации памятников истории и культуры, содействуют уполномоченному органу по охране и использованию историко-культурного наследия в осуществлении мероприятий по защите, сохранению и использованию памятников. 
      Граждане, организации и общественные объединения вправе устанавливать шефство над памятниками истории и культуры в целях обеспечения их сохранности.
      Общественные объединения осуществляют деятельность по защите, сохранению и использованию памятников истории и культуры в соответствии с их уставами (положениями), а также законодательством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 22 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 23. Участие Казахского общества охраны 
                 памятников истории и культуры в 
                 осуществлении мероприятий по охране и 
                 использованию историко-культурного наследия 
      Казахское общество охраны памятников истории и культуры способствует привлечению населения к участию в проведении мероприятий, связанных с защитой, сохранением и использованием объектов историко-культурного наследия, осуществляет пропаганду памятников, взаимодействует в своей деятельности с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.  <*>
      Сноска. В статью 23 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       

       Статья 24. Участие Национальной Академии наук 
                Республики Казахстан в охране и 
                использовании историко-культурного наследия  
      Национальная Академия наук Республики Казахстан: 
      - участвует в выявлении, изучении объектов историко-культурного наследия и в составлении свода памятников истории и культуры.  <*>
      Сноска. В статью 24 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

  РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ 
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 25.  (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  )

      

       Статья 26. Отнесение памятников истории и
                 культуры к категориям памятников
                 международного, республиканского и 
                 местного значения

      
      В целях эффективной организации учета и охраны памятников истории и культуры памятники подразделяются на следующие категории:
      1) памятники истории и культуры международного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, включенные в Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО;
      2) памятники истории и культуры республиканского значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры всей страны;
      3) памятники истории и культуры местного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).  <*>
      Сноска. Статья 26 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 27. Порядок утверждения списков памятников
                 истории и культуры

      
      Перечень памятников истории и культуры, предлагаемых для включения в Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО, представляется Правительством Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Списки памятников истории и культуры республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия.
      Списки памятников истории и культуры местного значения утверждаются местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.  <*>
      Сноска. Статья 27 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 28. Порядок образования и состав специальной
                 комиссии уполномоченного органа по охране
                 и использованию историко-культурного наследия

      
      Для подготовки заключения о признании объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры, а также о лишении их статуса уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия создаются уполномоченные комиссии, в состав которых входят ученые, специалисты, деятели культуры и искусства, представители творческих союзов и иных общественных объединений.  <*>
      Сноска. Статья 28 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

  РАЗДЕЛ 7. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ 
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

       Статья 29. Использование объектов историко-культурного 
                наследия 
      Объекты историко-культурного наследия используются в целях возрождения и развития духовных и культурных традиций народов Казахстана, а также в научных и воспитательных целях. 
      Режим использования памятников градостроительства и архитектуры, памятников истории и культуры городов и других населенных пунктов определяется в проектах их зон охраны, утверждаемых местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы), в соответствии с правилами охраны и использования памятников истории и культуры.  <*>
      Сноска. В статью 29 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 30. Порядок и условия предоставления памятников 
                 истории и культуры в пользование 
      Предоставление памятников истории и культуры в пользование организациям, общественным объединениям, предприятиям и гражданам для научных, культурно-просветительных, туристических и иных целей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Законом. 
      Здания, сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения, предоставляются в пользование по решению местных исполнительных  органов  областей (города республиканского значения, столицы), на территории которых они находятся по предварительному согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.  <*>
      Сноска. В статью 4 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 31. Деятельность музеев, библиотек, архивов, 
                 учебных заведений, других учреждений и 
                 организаций по обеспечению защиты и 
                 сохранения памятников истории и культуры, 
                 находящихся в их пользовании 
      Государственные музеи, библиотеки, архивы, учебные заведения, общественные объединения, другие учреждения и организации, в фондах которых находятся памятники истории и культуры, являющиеся собственностью Республики Казахстан, осуществляют деятельность по их защите, сохранению и использованию на правах пользователей в порядке, установленном настоящим Законом, а также законодательством о музейном и архивном фондах.  <*>
      Сноска. В статью 31 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 32. Лишения права пользования памятником 
                 истории и культуры  
      Предприятия, учреждения, организации, граждане и общественные объединения, в пользовании которых находятся памятники истории и культуры, лишаются права пользования в случае нарушения ими обязанности использования памятником в соответствии с их характером и назначением, в результате чего памятник подвергается угрозе уничтожения или порчи. 
      Лишение права пользования памятником истории и культуры в зависимости от его категории может быть осуществлено только по решению суда на основании заявления собственника памятника истории и культуры или уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия, местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), если иное не предусмотрено договором о пользовании памятника истории и культуры.  <*>
      Сноска. В статью 32 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 33. Обеспечение сохранности объектов 
                 историко-культурного наследия, 
                 находящихся на землях, предоставленных 
                 в пользование 
      Предприятия, организации, учреждения, граждане и общественные объединения обязаны обеспечить сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование.  <*>
      Сноска. В статью 33 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 34. Ремонт, реставрация, консервация
                 памятников истории и культуры

      
      Ремонт, реставрация, консервация памятников истории и культуры осуществляются только после согласования с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия и под его контролем.
      Ремонт, реставрация, консервация памятников истории и культуры осуществляются за счет бюджетных средств, привлечения инвестиций, а также за счет средств собственников и пользователей памятников истории и культуры.
      Работы по ремонту, реставрации, консервации памятников истории и культуры производятся специализированными научно-реставрационными организациями, другими организациями и гражданами на основании лицензии на право занятия деятельностью и (или) специального разрешения, выдаваемых уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.
      Граждане, научно-реставрационные и другие организации привлекаются собственниками или пользователями памятников истории и культуры для проведения соответствующих работ на основе договоров.  <*>
      Сноска. Статья 34 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 35. Согласование с уполномоченным органом по охране 
                 и использованию историко-культурного наследия
                 проектов планировки, застройки и реконструкции
                 городов и других населенных пунктов, имеющих
                 памятники истории и культуры 
      Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, а также карты землепользования, имеющих памятники истории и культуры, подлежат согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия.  <*>
      Сноска. В статью 35 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 36. Зоны охраны памятников истории и культуры  
      В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. 
      Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта определяются соответствующими местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия. 
      В пределах указанных зон запрещается производство земельных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия. 
      Зоны охраны памятников включаются в генеральные планы, проекты детальной планировки и застройки населенных пунктов. 
      Если движение транспорта по дорогам, прилегающим к памятникам или пролегающим через охранные зоны, создает угрозу для существования памятников, по решению местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) движение транспорта по таким дорогам ограничивается или запрещается.  <*>
      Сноска. В статью 36 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 37. Охрана историко-культурных заповедников 
      Ансамбли и комплексы памятников, территории, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании специальных Положений о них. 

       Статья 38. Запрещение сноса, перемещения, изменения 
                 памятников истории и культуры 
      Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. 
      Исключение из этого правила допускается лишь в особом случае с разрешения Правительства Республики Казахстан при разрушении объекта в результате стихийного бедствия и утрате исторической, научной, художественной ценности. 
      Предприятия, организации, учреждения, общественные объединения или граждане, получившие такое разрешение, при осуществлении сноса, перемещения или изменения памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников истории и культуры. 
      Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятий, организаций, учреждений или граждан, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятников.  <*>
      Сноска. В статью 38 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 39. Обеспечение сохранности объектов 
                 историко-культурного наследия при 
                 освоений территорий 
      Во всех видах освоения территорий на период отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия за счет средств землепользователей. Запрещается проведение всех видов работ, которые могут создать угрозу существования памятников. 
      Предприятия, организации, учреждения, общественные объединения и граждане в случае обнаружения в процессе ведения подобных работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом уполномоченному органу по охране и использованию историко-культурного наследия и приостановить дальнейшее ведение работ.  <*>
      Сноска. В статью 39 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 40. Ведение раскопок и разведок памятников 
                археологии 
      Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается при наличии разрешительных документов и (или) лицензий. 
      Разрешительные документы и (или) лицензии на археологические и реставрационные работы памятников истории и культуры на территории Республики Казахстан выдаются уполномоченным органом по охране и использованию историко-культурного наследия по согласованию с местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы).
      Все материалы и находки, полученные юридическими и физическими лицами Республики Казахстан и других государств в результате археологических исследований на территории Казахстана, передаются в государственные музеи Республики Казахстан после научной фиксации и обработки. Вывоз их за пределы Республики Казахстан запрещается.  <*>
      Сноска. В статью 40 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 41. Ввоз и вывоз памятников истории 
                и культуры 
      Порядок ввоза памятников на территории Республики Казахстан и вывоза их с территории Республики Казахстан определяется законодательством Республики Казахстан. 

  РАЗДЕЛ 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ           
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ

      Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства 
                Республики Казахстан об охране 
                историко-культурного наследия  
      Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об охране историко-культурного наследия, выраженном в действии или бездействии, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 
      Граждане, организации и общественные объединения, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить памятник истории и культуры или его охранную зону, а при невозможности этого - возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Восстановление памятника истории и культуры или его охранной зоны осуществляется под контролем уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия.  <*>
      Сноска. В статью 42 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

       Статья 43. Контроль за исполнением законодательства 
                 Республики Казахстан об охране и 
                 использовании объектов историко-культурного 
                 наследия  
      Контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан об охране историко-культурного наследия осуществляют: 
      - местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения);
      - уполномоченный орган по охране и использованию историко-культурного наследия; 
      - государственный орган управления архивами и документацией Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 43 внесены изменения - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  .

      

  РАЗДЕЛ 9.  (Исключен - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  )

      
      Президент
      Республики Казахстан