О государственной адресной социальной помощи

Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246.

Обновленный

      Сноска. По всему тексту слова "аула (села)", "аульного (сельского)" заменены соответственно словами "села", "сельского" Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) ассистент – работник центра занятости населения, выполняющий функции по оказанию содействия консультанту по социальной работе и акиму поселка, села, сельского округа в проведении консультации, собеседования, а также мониторинга выполнения обязательств по социальному контракту;

      1-1) консультант по социальной работе – работник центра занятости населения, осуществляющий содействие в назначении адресной социальной помощи и выходе малообеспеченного лица (семьи) из ситуации, обусловленной нахождением его (их) за чертой бедности;

      1-2) социальный контракт – соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо оралманом из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О занятости населения", и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О занятости населения", с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;

      1-3) трудоспособное лицо (трудоспособный член семьи) – лицо или член семьи от шестнадцати лет до пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", способные к труду и выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;

      2) среднедушевой доход - доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;

      3) совокупный доход - сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи;

      3-1) черта бедности – предельная минимальная величина денежного дохода на одного человека, устанавливаемая в качестве критерия для определения размера адресной социальной помощи;

      4) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице;

      5) центральный исполнительный орган – государственный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения;

      5-1) индивидуальный план помощи семье (далее – индивидуальный план) – план мероприятий по содействию занятости и (или) социальной адаптации, составленный центром занятости населения совместно с лицом, обратившимся за оказанием адресной социальной помощи, и (или) членами его семьи;

      5-2) малообеспеченные лица (семьи) – лица (семьи), имеющие среднедушевые доходы в месяц ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице;

      6) уполномоченный орган - местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, города районного значения, осуществляющий назначение адресной социальной помощи;

      7) участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;

      8) центр занятости населения – государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости и организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения";

      9) безусловная денежная помощь – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячных денежных выплат малообеспеченным лицам (семьям) с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости;

      10) обусловленная денежная помощь – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячной и (или) единовременной денежной выплаты малообеспеченным лицам (семьям) при условии их обязательного участия в мерах содействия занятости и (или), при необходимости, мерах социальной адаптации.

      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.05.2015 № 315-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018); от 24.11.2015 № 421-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.04.2016 № 483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017).

Статья 2. Право на адресную социальную помощь

      1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.

      1-1. Размер черты бедности по Республике Казахстан определяется центральным исполнительным органом на основе величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в процентном выражении в зависимости от экономических возможностей государства.

      1-2. Черта бедности по областям, городам республиканского значения, столице ежеквартально рассчитывается местными исполнительными органами.

      В средствах массовой информации публикуются сведения о:

      1) исключен Законом РК от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017);

      2) черте бедности – ежеквартально местными исполнительными органами;

      3) доле населения, имеющего доходы ниже черты бедности, по республике, областям, городам республиканского значения, столице – ежегодно уполномоченным органом в области государственной статистики.

      2. Адресная социальная помощь не назначается:

      1) лицам (семьям) со среднедушевым доходом, превышающим черту бедности, установленную в областях, городах республиканского значения, столице;

      2) семьям, трудоспособные члены семьи которых отказались от участия в мерах содействия занятости, за исключением несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста);

      3) лицам (семьям), предоставившим заведомо ложную информацию и недостоверные (поддельные) документы для назначения адресной социальной помощи.

      3. Адресная социальная помощь оказывается в виде безусловной денежной помощи и обусловленной денежной помощи.

      4. Безусловная денежная помощь оказывается:

      1) одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с:

      достижением пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";

      инвалидностью первой или второй группы;

      наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;

      2) малообеспеченным семьям, все трудоспособные члены семьи которых являются инвалидами первой или второй группы и (или) имеют заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, и (или) осуществляют уход за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.

      5. Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации, за исключением лиц (семей), указанных в пункте 4 настоящей статьи.

      6. Заключение социального контракта является обязательным условием для назначения обусловленной денежной помощи.

      Участие в мерах содействия занятости не является обязательным условием для выплаты обусловленной денежной помощи:

      1) инвалидам первой и второй групп;

      2) учащимся, студентам, слушателям, курсантам и магистрантам очной формы обучения;

      3) лицам, имеющим заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;

      4) лицам, осуществляющим уход за детьми до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидами первой и второй групп, престарелыми старше восьмидесяти лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи;

      5) лицам, имеющим постоянную работу.

      Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.01.2009 N 121; от 04.12.2009 № 217-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 19.05.2015 № 315-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018); от 06.04.2016 № 483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017).

Статья 3. Обращение за оказанием адресной социальной помощи

            Сноска. Заголовок статьи 3 в редакции Закона РК от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018).

      1. Лицо (далее – заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за оказанием адресной социальной помощи в центр занятости населения по месту жительства, а в сельской местности – к акиму поселка, села, сельского округа с заявлением установленного образца и приложением документов, перечень которых определяется центральным исполнительным органом.

      2. Исключен Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан.

      4. Право на получение безусловной денежной помощи подтверждается ежеквартально представлением необходимых документов согласно перечню, определяемому центральным исполнительным органом.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 12.01.2007 N 224 (вводится в действие с 01.01.2012); от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 538-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018); от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016).

Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи

      1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи.

      Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение.

      В состав семьи не включаются:

      1) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении;

      2) лица, находящиеся на срочной воинской службе;

      3) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении.

      2. Центр занятости населения или аким поселка, села, сельского округа регистрирует документы и выдает заявителю подтверждение о принятии документов.

      Центр занятости населения или аким поселка, села, сельского округа после принятия документов в течение двух рабочих дней передает их участковым комиссиям для подготовки заключения.

      Аким поселка, села, сельского округа в случае принятия документов от заявителя передает их не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган.

      3. Центр занятости населения:

      1) обеспечивает деятельность районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения;

      2) осуществляет мониторинг хода реализации мероприятий индивидуального плана и оценивает эффективность реализации социального контракта;

      3) посредством консультантов по социальной работе и ассистентов оказывает содействие получателям адресной социальной помощи в реализации индивидуального плана и выполнении ими обязательств по социальному контракту.

      4. В процессе приема документов заявителя с ним и (или) членами его семьи проводится собеседование, в ходе которого определяются:

      1) основания получения безусловной или обусловленной денежной помощи;

      2) нуждаемость в мерах содействия занятости;

      3) меры социальной адаптации, которые включают меры социальной реабилитации инвалидов, определенные статьей 21 Закона Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", специальные социальные услуги, оказываемые лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О специальных социальных услугах", а также иные меры государственной поддержки, оказываемые в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      5. В случае потребности заявителя и (или) членов его семьи в мерах по содействию занятости и (или) социальной адаптации, решение о предоставлении которых выходит за рамки компетенции уполномоченного органа, представленные документы заявителя направляются центром занятости населения на рассмотрение районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения.

      В задачи районных (городских) и региональных комиссий по вопросам занятости населения входят:

      координация деятельности заинтересованных органов и организаций при назначении адресной социальной помощи;

      выработка рекомендаций о предоставлении мер по содействию занятости и социальной адаптации;

      рассмотрение вопросов о предоставлении единовременной выплаты обусловленной денежной помощи;

      мониторинг хода реализации заключенных социальных контрактов.

      6. Центр занятости населения после получения заключения участковой комиссии или документов с заключением участковой комиссии от акима поселка, села, сельского округа, а также, при необходимости, рекомендации районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения в течение трех рабочих дней составляет индивидуальный план, в котором указывается перечень мероприятий по содействию занятости и социальной адаптации семьи (лица), и заключает с заявителем социальный контракт.

      Формы социального контракта, индивидуального плана и типовой перечень мероприятий по содействию занятости и социальной адаптации семьи (лица) утверждаются центральным исполнительным органом.

      7. Центр занятости населения в течение одного рабочего дня со дня заключения социального контракта направляет принятые документы заявителя, проект решения о назначении адресной социальной помощи и подписанный сторонами социальный контракт в уполномоченный орган для назначения адресной социальной помощи.

      8. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, принимает решение о назначении адресной социальной помощи или отказе в ее назначении, о чем письменно через центр занятости населения или акима поселка, села, сельского округа уведомляет заявителя, в случае отказа – с указанием его причины.

      9. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов.

      10. Социальный контракт с получателями обусловленной денежной помощи заключается на шесть месяцев с возможностью его пролонгации дополнительно до шести месяцев при условии необходимости продления социальной адаптации членов семьи и (или) незавершения трудоспособными членами семьи профессионального обучения, и (или) прохождения молодежной практики, и (или) занятости на социальных рабочих местах.

      При пролонгации социального контракта размер обусловленной денежной помощи не пересматривается.

      11. Безусловная денежная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.

      Обусловленная денежная помощь назначается на период действия социального контракта и выплачивается ежемесячно или единовременно за период, установленный в социальном контракте.

      Сумма единовременной выплаты обусловленной денежной помощи используется исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту, развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости).

      12. Социальный контракт с получателями обусловленной денежной помощи расторгается при невыполнении в полном объеме малообеспеченным лицом (семьей) условий социального контракта и мероприятий индивидуального плана, а также представлении недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение обусловленной денежной помощи.

      Расторжение социального контракта является основанием для прекращения выплаты обусловленной денежной помощи.

      При этом в случаях первичного выявления невыполнения обязательств по социальному контракту размер обусловленной денежной помощи всем членам семьи старше восемнадцати лет, за исключением обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) сокращается в течение месяца на пятьдесят процентов, при повторном выявлении невыполнения обязательств выплата обусловленной денежной помощи прекращается, кроме несовершеннолетних детей, в том числе обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста).

      13. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия акима поселка, села, сельского округа, центра занятости населения и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в вышестоящих местных исполнительных органах, а также судебном порядке.

      14. Должностные лица уполномоченного органа и центра занятости населения несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан.

      15. Уполномоченный орган и центр занятости населения обязаны информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.

      Сноска. Статья 4 в редакции Закона РК от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018).

Статья 5. Участковые комиссии

      1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, села, сельского округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению.

      Участковые комиссии готовят заключения о материальном положении лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью.

      2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения и социального развития, работников правоохранительных органов.

      3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, согласованными с местными представительными органами и утверждаемыми областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами.

      Типовое положение об участковых комиссиях утверждается центральным исполнительным органом.

      4. Участковые комиссии в течение трех рабочих дней со дня получения документов от центра занятости населения или акима поселка, села, сельского округа готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в центр занятости населения или акиму поселка, села, сельского округа.

      5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121; от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 369-V (вводится в действие с 01.01.2018).

Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода

      1. Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью, и сведений, полученных из информационных систем государственных органов и (или) организаций.

      В совокупный доход семьи включаются все виды доходов, кроме жилищной и адресной социальной помощи, а также мер государственной поддержки в рамках участия в активных мерах содействия занятости, полученных в денежной или натуральной форме, за установленный период времени.

      Местные исполнительные органы района (города областного значения) с учетом особенностей регионов вправе определять домашний скот, птицу и земельный участок (земельную долю) как не дающие доход.

      Порядок исчисления совокупного дохода определяется центральным исполнительным органом.

      2. Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи

      1. Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи.

      2. Получатель адресной социальной помощи в течение десяти рабочих дней обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности акима поселка, села, сельского округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение.

      3. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается.

      При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается на период ее назначения.

      Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа - в судебном порядке.

      4. Назначение и выплата адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с настоящим Законом в порядке, определяемом центральным исполнительным органом.

      Правила сопровождения информационных систем и доступа к использованию информационных систем и базы данных при оказании адресной социальной помощи разрабатываются и утверждаются центральным исполнительным органом.

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.01.2009 N 121; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016).

Статья 8. Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи

      Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляется в рамках контроля за исполнением соответствующего бюджета.

Статья 9. Исключена Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.

     
      Президент
Республики Казахстан