В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15-3 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии и ее корректировки.
2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа в информационно-правовой системе «Әділет» и в периодических печатных изданиях;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Е. Досаев
«СОГЛАСОВАНО» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«СОГЛАСОВАНО» |
Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2014 года № 194
Правила утверждения инвестиционной программы (проекта)
субъекта естественной монополии и ее корректировки
1. Общие положения
1. Настоящие Правила утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии и ее корректировки разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон).
2. Инвестиционная программа (проект) субъекта естественной монополии (далее – субъект), разрабатывается с учетом приоритетов развития Республики Казахстан и социально-экономических показателей Республики Казахстан, для достижения утвержденных показателей и индикаторов отраслевых или местных программ восстановления, реконструкции, модернизации систем на соответствующий период и направлена на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение.
Предусмотренные в утвержденной инвестиционной программе (проекте) объемы вложений в основные средства субъекта учитываются при расчетах прогноза предельного роста тарифов (цен, ставок сбора) на регулируемые услуги (товары, работы) на текущий период и долгосрочную перспективу.
3. Реализация инвестиционной программы (проекта) субъекта осуществляется в соответствии с тарифной сметой, сформированной согласно требованиям Особого порядка формирования затрат, утвержденного приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года № 130-ОД, (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8480) (далее – Особый порядок).
4. Инвестиционная программа (проект) субъекта подразделяется:
1) по срокам реализации – на краткосрочные (до 1 года включительно), среднесрочные (более 1 года и до 4 лет включительно), долгосрочные (5 и более лет);
2) по статусу – на республиканские и местные;
3) по направленности действий – инвестиции на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов.
5. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) прогнозируемая тарифная смета – тарифная смета, на каждый год реализации инвестиционной программы (проекта).
Для региональных электросетевых компаний в качестве прогнозируемых тарифных смет применяется информация о результатах проведенного сравнительного анализа на регулируемые услуги по передаче и распределению электрической энергии по сетям региональных электросетевых компаний, оформленная по форме, установленной законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках;
2) инвестиционная программа – программа вложения и возврата средств, направленных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов;
3) инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств;
4) государственный орган – государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления. Согласование инвестиционной программы (проекта) субъекта, оказывающего регулируемые услуги на соответствующей территории административно-территориальной единицы, включенного в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий осуществляет местный исполнительный орган;
5) тарифный доход – доход субъекта от оказания регулируемых услуг (товаров, работ) по утвержденным ведомством уполномоченного органа тарифам (ценам, ставкам сбора);
6) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
7) ведомство уполномоченного органа – Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
2. Порядок рассмотрения и утверждения инвестиционной
программы (проекта)
6. Инвестиционная программа (проект) субъекта утверждается ведомством уполномоченного органа совместно с государственным органом, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.
Инвестиционная программа (проекта) субъекта, оказывающего регулируемые услуги на соответствующей территории административно-территориальной единицы, включенного в местный раздел Государственного регистра субъектов, согласовывается с местным исполнительным органом и утверждается ведомством уполномоченного органа.
7. Для утверждения инвестиционной программы (проекта) субъект представляет в ведомство уполномоченного органа заявку в произвольной форме с приложением:
1) инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) заключений финансовой и технической экспертиз;
3) показателей эффективности инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, предусматривающих, в том числе расчет эффективности инвестиционной программы (проекта) с указанием перечня реализуемых технологических и технических мероприятий, в том числе автоматизированных систем управления технологическим процессом и коммерческого учета (при наличии);
4) информацию об инвестиционных затратах на реализацию инвестиционной программы (проекта) с указанием стоимости приобретаемых основных средств, строительно-монтажных работ с приложением сравнительного анализа уровня цен;
5) документов, подтверждающих прогнозный размер и предварительные условия финансирования, в том числе заемных ресурсов (вознаграждение по заемным средствам, период финансирования, комиссионные выплаты, сроки и условия возврата заемных средств);
6) результатов проведенной переоценки стоимости основных средств (при ее наличии);
7) документов, подтверждающих размеры и условия финансирования инвестиционной программы (проекта) в случае, если для их реализации выделяются средства из республиканского, местного бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан;
8) расчета экономической целесообразности не использования заемных средств (в том числе с подтверждением невозможности дальнейшего снижения затрат, нормативных потерь), в случае, если субъектом не планируется привлечение заемных средств для реализации инвестиционной программы (проекта);
9) прогнозируемая тарифная смета с учетом влияния реализации инвестиционных программ (проекта);
10) результаты проведенной энергетической экспертизы (в случае ее проведения).
Прилагаемые к инвестиционной программе (проекту) документы прошиваются, пронумеровываются и заверяются печатью и подписью руководителя субъекта. Финансовые документы подписываются руководителем и главным бухгалтером субъекта либо лицами, замещающими их, и заверяются печатью субъекта.
Требования по расчету планируемого снижения нормативных технических потерь не распространяются на субъектов, оказывающих услуги в сферах магистральных железнодорожных сетей, железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, подъездных путей, аэронавигации, портов, аэропортов.
8. Планирование и составление бюджета инвестиционной программы (проекта) осуществляются в соответствии с Особым порядком.
9. Инвестиционная программа (проект) разрабатывается с содержанием мероприятий, учитывающих следующие критерии:
1) снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии в зависимости от отраслевых и производственных особенностей;
2) минимизация финансово-экономических рисков;
3) снижение нормативных технических и (или) ликвидация сверхнормативных потерь в случае их наличия, основанных на планах мероприятий, разработанных и реализуемых субъектом;
4) оптимизация схемы заимствования и возврата заемных ресурсов в случае использования заемных средств;
5) увеличение объема и/или повышения качества предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
6) внедрение автоматизированных систем управления технологическим процессом и коммерческого прибора учета энергии (в случае необходимости их внедрения);
7) комплексные мероприятия по снижению уровня дебиторской задолженности потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта, в случае ее наличия;
8) снижение износа основных средств;
9) установление в силу технологических особенностей приборов учета на всех стадиях оказания регулируемых услуг.
10. Ведомство уполномоченного органа рассматривает инвестиционную программу (проект) в течение тридцати календарных дней со дня ее представления в ведомство уполномоченного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения заявки на утверждение инвестиционной программы (проекта) ведомство уполномоченного органа письменно уведомляет субъекта о принятии ее к рассмотрению либо об отказе в принятии к рассмотрению инвестиционной программы (проекта) в следующих случаях:
1) представление субъектом неполного пакета документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил;
2) представление субъектом неполного пакета документов, указанных в пункте 20 настоящих Правил;
3) несоответствие представленной инвестиционной программы (проекта) критериям, указанным в 9 настоящих Правил.
11. При рассмотрении инвестиционной программы (проекта) ведомство уполномоченного органа проводит экономическую и финансовую оценку эффективности в целях определения влияния на тарифы (цены, ставки сбора) в период ее реализации.
По результатам рассмотрения инвестиционной программы (проекта) ведомство уполномоченного органа направляет в государственный орган подписанный проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением инвестиционной программ (проекта) либо уведомляет субъекта об отказе в утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения.
12. Проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) предусматривает утверждение инвестиционной программы (проекта), представленной субъектом или откорректированной ведомством уполномоченного органа.
13. В течение тридцати календарных дней со дня представления проекта решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) государственный орган направляет ведомству уполномоченного органа подписанное решение об утверждении инвестиционной программы (проекта) либо информирует о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением инвестиционной программ (проекта), либо уведомляет субъекта об отказе в утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения.
14. При наличии мотивированного заключения государственного органа ведомство уполномоченного органа возвращает инвестиционную программу (проект) субъекту на доработку.
Субъект с учетом внесенного мотивированного заключения дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в ведомство уполномоченного органа.
Повторное рассмотрение инвестиционной программы (проекта) субъекта осуществляется ведомством уполномоченного органа и государственным органом в сроки, предусмотренные пунктами 10, 13 настоящих Правил.
15. Инвестиционная программа (проект) субъекта утверждается совместным приказом ведомства уполномоченного органа и государственного органа, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.
Инвестиционная программа (проекта) субъекта, оказывающего регулируемые услуги на соответствующей территории административно-территориальной единицы, включенного в местный раздел Государственного регистра субъектов, пронумеровывается и содержит титульный лист с оглавлением (содержанием), с отметкой в левом верхнем углу «Согласовано», а в правом верхнем углу «Утверждено» вместе с указанием даты его принятия и регистрационного номера, заверенной печатью.
16. Утвержденная инвестиционная программа (проект) субъекта размещается ведомством уполномоченного органа и соответствующим государственным органом на своих интернет-ресурсах.
17. Основания отказа в утверждении инвестиционной программы (проекта) установлены пунктом 4 статьи 15-3 Закона.
18. Если в период реализации инвестиционной программы (проекта) субъектом, подается новая заявка на утверждение инвестиционной программы (проекта) в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа проводит анализ влияния инвестиционной программы на уровень действующих тарифов (цен, ставок сбора).
В случае, если реализация новой инвестиционной программы (проекта) требует изменения уровня тарифа (цены, ставки сбора) сверх прогнозируемых показателей на оставшийся срок реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта), ведомство уполномоченного органа отказывает в ее утверждении в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 15-3 Закона.
3. Порядок корректировки утвержденной инвестиционной
программы (проекта)
19. Субъект не позднее, чем за 90 календарных дней до конца текущего года обращается в ведомство уполномоченного органа с предложением о корректировке утвержденной инвестиционной программы (проекта).
Требования настоящего пункта не распространяются на субъекта при возврате ведомством уполномоченного органа предложения по корректировке инвестиционной программы (проекта) на доработку в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
20. К предложению о корректировке утвержденной инвестиционной программы (проекта), прилагаются:
1) проект инвестиционной программы (проекта) с учетом корректировок с приложением материалов, обосновывающих внесение корректировок в инвестиционную программу (проект) (бизнес-план, прайс-листы);
2) оценка субъекта о необходимости внесения корректировок в инвестиционную программу (проект) (приоритетность);
3) возможные условия финансирования и возврата заемных средств;
4) если для реализации инвестиционной программы (проекта) выделяются средства из республиканского и (или) местных бюджетов или привлекаются кредиты (инвестиции) под гарантии Правительства Республики Казахстан, то представляются документы, подтверждающие размеры и условия финансирования.
Прилагаемые документы прошиваются, пронумеровываются и заверяются печатью и подписью руководителя субъекта. Финансовые документы подписываются руководителем и главным бухгалтером субъекта либо лицами, замещающими их, и заверяются печатью субъекта.
21. Ведомство уполномоченного органа рассматривает предложение о корректировке утвержденной инвестиционной программы (проекта) субъекта в порядке, предусмотренном пунктами 9-18 настоящих Правил.
Приложение 1
к Правилам утверждения
инвестиционной программы (проекта)
субъекта естественной монополии
и ее корректировки
форма
Инвестиционная программа (проекта) субъекта естественной
монополии
_______________________
(наименование субъекта)
___________________________________
(вид деятельности)
на _________ 201_ - 20__ годы
№ п/п |
Наименование мероприятий инвестиционной программы (проекта) |
Единица измерений |
Количество |
Сумма инвестиций, тыс. тенге (без НДС) |
источник инвестиций, тыс. тенге |
||
собственные |
заемные |
За счет иной деятельности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
проект инвестиционной программы на ___ год |
|||||||
ВСЕГО на 201_ год |
|||||||
1. |
|||||||
1.1 |
|||||||
2. |
|||||||
проект инвестиционной программы на ___ год |
|||||||
ВСЕГО на 201_ год |
|||||||
1. |
|||||||
1.1 |
|||||||
2. |
Руководитель организации ______________________
(Ф.И.О., подпись, дата)
Приложение 2
к Правилам утверждения
инвестиционной программы (проекта)
субъекта естественной монополии
и ее корректировки
форма
Показатели эффективности инвестиционной программы
(проекта) субъекта естественной монополии
_____________________________
(наименование субъекта)
___________________________________
(вид деятельности)
на _________ 201_ - 20__ годы
№ п/п |
Характеристики нового оборудования (НО) |
Характеристики замененного оборудования |
Расчет экономического эффекта инвестиционной программы (проекта) на период ее реализации, год |
|||||||||||||||
Снижение суммы по статьям затрат, тыс тенге |
Снижение норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии в натуральном выражении |
Снижение износа основных средств,% |
Снижение нормативных потерь, % |
|||||||||||||||
Наименование оборудования и завода изготовителя (насоса, диаметр трубы и т.д) |
Количество шт, м |
Цена за единицу тыс. тенге |
Наименование оборудования (насоса, диаметр трубы и т.д.) |
Количество, шт.,м |
Стоимость, тыс.тенге |
1-ый год реализации |
2-ый год реализации |
…. год реализации |
1-ый год реали |
2-ый год |
…. год реализации |
1-ый год реализации |
2-ый год реализации |
…. год реализации |
1-ый год реализации |
2-ый год реализации |
…. год реализации |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1.1. |
||||||||||||||||||
2.. |
||||||||||||||||||
ВСЕГО на 201_ год |
||||||||||||||||||
1.. |
||||||||||||||||||
1.1. |
||||||||||||||||||
2. |
Руководитель организации ______________________
(Ф.И.О., подпись, дата)