Об утверждении требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта

Совместный приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 1 июля 2010 года № 102 и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30 июня 2010 года № 276. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июля 2010 года № 6345

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 4.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта.
      2. Департаменту инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (Тортаев Б.К.) и Юридическому департаменту Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (Ешимова Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр                         Председатель
      экономического развития         Агентства Республики Казахстан
      и торговли                      по делам строительства и
      Республики Казахстан            жилищно-коммунального хозяйства
      __________ Ж. Айтжанова         ____________ С. Нокин

      "СОГЛАСОВАНО"
      Министр связи и
      информации Республики Казахстан
      __________ А. Жумагалиев

Утверждены                     
совместным приказом            
Министра экономического        
развития и торговли            
Республики Казахстан           
от 1 июля 2010 года № 102      
Председателя Агентства         
Республики Казахстан           
по делам строительства и       
жилищно-коммунального хозяйства
от 30 июня 2010 года № 276     

Требования к разработке или корректировке, а также проведению
необходимых экспертиз технико-экономического обоснования
бюджетного инвестиционного проекта

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют структуру и содержание технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) бюджетного инвестиционного проекта (далее - БИП), а также требования к заключению экономической экспертизы ТЭО БИП.
      2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:
      1) экономическая экспертиза ТЭО БИП - комплексная оценка информации, представленной в технико-экономическом обосновании, на предмет определения осуществимости и эффективности проекта, проводимая на основе заключения отраслевой экспертизы и других, требуемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;
      2) ТЭО БИП - документация, содержащая сведения об основных технических, технологических и иных решениях, а также результаты изучения осуществимости и эффективности БИП, проводимого на основе экономического анализа выгод и затрат с определением основных технико-экономических параметров;
      3) БИП - совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание, внедрение и развитие информационных систем, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;
      4) корректировка ТЭО - изменение установленных в утвержденном ТЭО технико-экономических параметров проекта до утверждения проектной (проектно-сметной) документации влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы или после утверждения проектной (проектно-сметной) документации в случае необходимости включения дополнительных компонентов не предусмотренных в утвержденном ТЭО.
      5) осуществимость проекта - достижимость показателей (прямого и конечного) результатов проекта;
      6) целесообразность проекта - соответствие проекта документам системы государственного планирования (соответствие по периоду реализации, источникам финансирования и др.) и/или соответствие ТЭО БИП инвестиционному предложению, по которому имеется положительное заключение уполномоченного органа по государственному планированию;
      7) эффективность проекта - достижимость наилучшего прямого результата с использованием запрашиваемого объема бюджетных средств или достижения целей проекта с использованием меньшего объема бюджетных средств или получения положительного экономического эффекта от реализации проекта;
      8) оценка (в ходе экономической экспертизы) - выводы, характеризующие информацию, представленную в ТЭО БИП;
      9) технико-экономические параметры - основные показатели, предусмотренные в ТЭО и которые рекомендуются к утверждению в соответствии с Требованиями и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
      10) прямой результат количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги;
      11) конечный результат целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов.

2. Требования к разработке ТЭО БИП

      3. Требования к ТЭО БИП имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются настоящими Требованиями и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и действующими на территории Республики Казахстан государственными нормативами.
      Требования к ТЭО БИП предполагающим инновационную и/или космическую деятельность, в области информатизации или иную деятельность определяются настоящими Требованиями и законодательством Республики Казахстан.
      4. Разработка ТЭО БИП осуществляется в случае, если реализация проекта предусмотрена в документах системы государственного планирования.
      5. ТЭО разрабатывается на БИП включенные в перечень инвестиционных проектов, одобренных бюджетными комиссиями по инвестиционным предложениям администраторов программ, за исключением БИП, не требующих разработки ТЭО.
      6. Целью разработки ТЭО БИП является обоснованный выбор проектного решения, которое обеспечит осуществимость и эффективность проекта, на основе рассмотрения и анализа альтернативных вариантов проектных решений.
      7. По проектам, не имеющим аналогов реализации в Республике Казахстан, применяются данные с учетом международного опыта.
      8. ТЭО БИП должно соответствовать следующей структуре:
      1) резюме проекта;
      2) маркетинговый раздел;
      3) технико-технологический раздел;
      4) экологический раздел (оценка воздействия на окружающую среду);
      5) институциональный раздел;
      6) финансово-экономический раздел;
      7) социальный раздел;
      8) раздел анализа рисков;
      9) общие выводы;
      10) приложения к ТЭО согласно формам, представленным в приложениях 1-12 к настоящим Требованиям, а также исходные документы для разработки ТЭО, представляемые в зависимости от специфики проекта в соответствии с настоящими Требованиями и законодательством Республики Казахстан.
      В ТЭО в зависимости от специфики проекта допускается включение дополнительных разделов и приложений.
      9. В Резюме ТЭО БИП:
      указывается краткая характеристика проекта в соответствии с Приложением 1 к настоящим Требованиям;
      описываются существующие политические (с указанием протокольных и иных поручений, нормативных правовых актов), социально-экономические и другие условия проекта;
      указываются возможные варианты достижения цели и показателей результата проекта, в том числе рассмотренные на стадии инвестиционного предложения;
      указываются результаты технико-экономических оценок на основе имеющихся материалов и исследований, а так же требований и условий, изложенных в задании на его разработку.
      10. Маркетинговый раздел отражает анализ существующего и перспективного спроса на предполагаемую проектом продукцию (товары, работы, услуги) в рассматриваемом регионе либо социально-экономическую необходимость проекта.
      Данный раздел содержит:
      анализ, включая оценку и обоснование количественных параметров существующего и перспективного спроса на продукцию (товары, работы, услуги), которую предполагается производить в результате реализации проекта;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на продукцию (товары, работы, услуги), которые производятся и будут производиться без учета реализации проекта;
      анализ социально-экономической необходимости проекта с указанием правовой основы;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на продукцию (товары, работы, услуги), которые будут производиться в результате реализации проекта, а также количественных параметров платежеспособного спроса;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в рамках реализации проекта (в инвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
      анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в эксплуатационном периоде (в постинвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
      используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований.
      11. Технико-технологический раздел включает анализ различных технико-технологических решений реализации проекта, их преимущества и недостатки, обоснование выбранного варианта с учетом анализа, представленного в маркетинговом разделе.
      Данный раздел содержит:
      анализ возможных вариантов мест размещения объекта, обоснование выбора месторасположения проекта с представлением информации о расположении относительно источников и поставщиков сырья, целевых групп и основных выгодополучателей, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры (железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, трубопроводов, энергоисточников, объектов связи и т.д.), а также об альтернативных вариантах месторасположения проекта. По проектам в сфере обороны не обязательно представление информации об альтернативных вариантах месторасположения проекта;
      описание масштаба проекта и расчетное обоснование мощности проекта, динамики освоения мощности проекта;
      обоснование выбора технологий и оборудования, информацию о соответствии мировым стандартам, технологической совместимости с уже используемым оборудованием, оптимальном соотношении цена-качество, альтернативных вариантах выбора технологий и оборудования, применении инновационного оборудования, использовании ноу-хау, использовании проектом стандартов качества, соответствующих нормативных документах, устанавливающих технические и технологические требования;
      информацию об обеспеченности проекта необходимой инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой с обоснованием выбранных решений (по энергосбережению, тепло-, водоснабжению, канализации и др.) и схем;
      график реализации проекта, который отражает инвестиционный период проекта по годам реализации и компонентам проекта (план-график) с учетом источников и объемов финансирования (республиканский/местный бюджет, заемные средства) согласно Приложению 2 к настоящим Требованиям;
      диаграмму графическое отображение последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени согласно Приложению 3 к настоящим Требованиям;
      используемые источники информации.
      Технико-технологический раздел ТЭО БИП также содержит:
      по проектам в сфере строительства:
      основные архитектурно-строительные решения включающие в себя:
      принципиальные архитектурные, объемно-планировочные и конструктивные решения, в том числе: обоснованность планировочных решений, рациональное использование земельных участков, эффективного блокирования зданий, обращается особое внимание на наличие природоопасных явлений (сейсмика, просадочность, карсты, оползни и др.) в районе строительства, соответствие принципиальных архитектурно-композиционных решений градостроительным условиям окружающей застройки. Основные параметры наиболее технически сложных зданий и сооружений включают объемно-планировочные и конструктивные (строительные) решения, и их конструктивные особенности. Потребность в строительной продукции и материалах;
      обоснование выбора вариантов транспортной схемы, внутриплощадочных путей и автодорог с оценкой соблюдения требуемых противопожарных и санитарно-гигиенических разрывов между зданиями и сооружениями, в том числе промышленного и другого назначения.
      краткую характеристику и обоснование выбранной технологии на основе анализа возможных вариантов технологических процессов (схем), состав и производственную структуру;
      по проектам в сфере информатизации:
      описание электронных государственных услуг в рамках создаваемых информационных систем;
      описание требований информационной безопасности.
      Обязательным является отражение в технико-технологическом разделе ТЭО БИП не менее двух возможных вариантов достижения цели и показателей результата проекта, по которым проводится сравнительный анализ и представляется обоснование выбранного варианта.
      При выборе проектных решений необходимо учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.
      12. Экологический раздел (оценка воздействия на окружающую среду) содержит информацию о воздействии на окружающую среду принятых проектных решений в количественном и стоимостном выражении, включая оценку экологического ущерба от реализации проекта, а также о соответствии проектных решений утвержденным экологическим нормативам и о предполагаемых мероприятиях по уменьшению негативного воздействия от реализации проекта.
      При выборе проектных решений выбираются только те решения, которые соответствуют экологическим нормативам или являются выше действующих нормативов.
      13. Институциональный раздел содержит институциональную схему проекта, в том числе:
      информацию обо всех участниках проекта, как в инвестиционном, так и в постинвестиционном периоде, распределении между ними функций и ответственности согласно Приложению 4 к настоящим Требованиям;
      схему взаимодействия между участниками проекта в инвестиционном и постинвестиционном периоде и схему управления проектом с указанием правовой основы.
      При необходимости по участникам проекта указывается полное юридическое наименование, страна происхождения, организационно-правовая форма, уставный капитал, учредители и доли их участия, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов в данной сфере и другая информация.
      14. Финансово-экономический раздел содержит:
      1) расчет инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям, компонентам и источникам финансирования проекта;
      2) расчет эксплуатационных издержек;
      3) обоснование схемы финансирования с указанием источников (республиканский/местный бюджет, заемные средства), условий и объемов финансирования (в том числе в разбивке финансирования по годам), на основе анализа альтернативных вариантов;
      4) текущее финансовое состояние участников проекта (в случае необходимости);
      5) финансовый анализ проекта, включающий:
      расчет себестоимости, тарифов, отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг);
      расчет доходов от продаж и чистой прибыли;
      сводный расчет потока денежных средств;
      расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), дисконтированного и простого сроков окупаемости;
      анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода (NPV) и внутренней нормы прибыльности (IRR) по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, инвестиционные и эксплуатационные издержки), расчет точки безубыточности проекта;
      6) экономический анализ проекта, включающий:
      анализ социально-экономической ситуации без проекта, включающий расчеты предполагаемых затрат за счет бюджетных средств в случае нереализации проекта;
      анализ наименьших затрат или анализ эффективности затрат или расчет показателей экономической эффективности проекта, в том числе оценку экономических выгод и затрат, расчет экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
      анализ чувствительности экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR) по основным параметрам (объем сбыта, инвестиционные и эксплуатационные издержки) (в случае наличия данных показателей);
      7) используемые источники информации.
      По проектам, не предполагающим получение прямых денежных притоков от реализации товаров, работ и услуг, не требуется проведение финансового анализа проекта.
      В случае расчета показателей финансовой и экономической эффективности проекта к ТЭО прилагается информация по базовым параметрам финансово-экономической модели проекта согласно приложению 5 к настоящим Требованиям.
      Расчеты показателей финансовой эффективности проекта представляются согласно приложению 6 к настоящим Требованиям.
      Результаты анализа чувствительности проекта представляются согласно приложениям 7 и 11 к настоящим Требованиям.
      Показатели для анализа наименьших затрат представляются согласно приложению 8 к настоящим Требованиям.
      Показатели для анализа эффективности затрат представляются согласно приложению 9 к настоящим Требованиям.
      Расчет показателей экономической эффективности проекта представляется согласно приложению 10 к настоящим Требованиям.
      Показатели и расчеты в приложениях должны быть обоснованы в ТЭО.
      15. Социальный раздел содержит анализ обеспеченности проекта квалифицированными кадрами, в том числе:
      информацию о наличии квалифицированных кадров в инвестиционном и постинвестиционном периодах проекта;
      информацию о необходимости обучения и переподготовки рабочих и специалистов (в случае необходимости);
      информацию о нормах охраны труда и техники безопасности;
      обоснованность проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
      используемые источники информации.
      16. Раздел анализа рисков содержит:
      информацию об использованных методах идентификации и оценки рисков;
      перечень идентифицированных рисков (коммерческих, технико-технологических, экологических, институциональных, финансовых, социальных и иных), возможных к наступлению в инвестиционном и постинвестиционном периодах проекта, с представлением результатов определения вероятности наступления рисков и ущерба от наступления рисков, а также предполагаемых мер по снижению рисков. Информация по рискам представляется согласно приложению 12 к настоящим Требованиям.
      Показатели и расчеты, представленные в приложении 12 к настоящим Требованиям, должны быть обоснованы и подтверждены.
      17. Общие выводы содержат:
      1) обоснование выбора наиболее оптимального варианта реализации проекта;
      2) основные недостатки и достоинства выбранного варианта реализации проекта;
      3) основные технико-экономические параметры (показатели) по выбранному варианту:
      место реализации проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам.
      18. Приложения к ТЭО БИП должны соответствовать приложениям 1-12 к настоящим Требованиям, а также могут включать дополнительную информацию: диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО БИП.
      19. По проектам в сфере строительства приложения к ТЭО БИП также должны включать картографические и другие графические материалы, в том числе схему ситуационного плана с размещением объекта строительства и указанием мест присоединения его к инженерным сетям и коммуникациям, схем генерального плана объекта, обосновывающие размеры земельного участка, а так же схемы, чертежи (эскизные проекты) соответствующих технологических, архитектурных и объемно-планировочных решений.
      20. ТЭО БИП дорабатывается с учетом замечаний и предложений соответствующих положительных заключений экспертиз, требуемых в зависимости от специфики проекта в соответствии с настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан.

3. Требования к экспертизе ТЭО БИП

      21. Для подтверждения установленных технико-экономических параметров БИП ТЭО подлежит экономической и другим экспертизам, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
      22. По ТЭО БИП в сфере строительства государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан.
      23. Требования к экспертизе ТЭО БИП имеющих в составе архитектурные, градостроительные и строительные решения определяются законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и действующими на территории Республики Казахстан государственными нормативами.
      24. Экономическая экспертиза республиканских БИП осуществляется юридическим лицом, определенным Правительством Республики Казахстан.
      25. Экономическая экспертиза местных БИП, а также проектов, планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета, осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами.
      26. Экономическая экспертиза ТЭО БИП проводится на основании предоставленного ТЭО БИП и соответствующих положительных заключений экспертиз ТЭО БИП, требуемых в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов имеющих архитектурные, градостроительные и строительные решения (далее - государственная экспертиза);
      2) заключения отраслевой экспертизы;
      3) государственной экологической экспертизы;
      4) государственной научно-технической экспертизы;
      5) государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.
      27. По БИП, в зависимости от специфики проекта требуются следующие исходные документы:
      по БИП, предполагающим строительную деятельность, требуются заключения отраслевой, государственной, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз на ТЭО, а также копии документов прилагаемых к заданию на разработку ТЭО в том числе технические условия, решения местных исполнительных органов об отводе земельных участков по проектам, предполагающим строительство новых объектов (с приложением при необходимости расчетов убытков собственников земельных участков и землепользователей, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в зависимости от вида изымаемых угодий) и копии соответствующих правоустанавливающих документов на недвижимое имущество по проектам, предполагающим реконструкцию существующих объектов;
      по БИП в области информатизации требуются заключения отраслевой экспертизы и уполномоченного органа в области информатизации и связи;
      по БИП, предполагающим инновационную и/или космическую деятельность, требуются заключения отраслевой и государственной научно-технической экспертиз.
      Требования к заключениям, указанным в пункте 26 настоящих Требований, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
      При проведении экономической экспертизы ТЭО БИП, в зависимости от специфики БИП, могут быть затребованы другие экспертизы, необходимые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      28. Результатом экономической экспертизы проекта являются положительное заключение или отрицательное заключение, или заключение на доработку.
      Положительное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО БИП, структура и содержание, которого соответствует настоящим Требованиям, а также имеются предпосылки к осуществимости и эффективности проекта.
      Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на ТЭО БИП, результаты оценки которого показывают на неосуществимость и/или неэффективность проекта.
      Заключение на доработку представляются на ТЭО БИП, содержание которого не соответствует настоящим Требованиям и в случае невозможности установить наличие предпосылок к осуществимости и эффективности проекта.
      29. Экономическая экспертиза ТЭО БИП проводится в течение тридцати рабочих дней со дня поступления полного пакета документов юридическому лицу определенному на проведение экономической экспертизы, по итогам которой соответствующее заключение направляется в установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан порядке соответствующему уполномоченному органу по государственному планированию.
      30. Заключение экономической экспертизы ТЭО БИП должно соответствовать следующей структуре:
      1) краткая характеристика проекта;
      2) оценка состава документации по проекту;
      3) информация о целесообразности проекта;
      4) оценка наличия предпосылок к осуществимости проекта;
      5) оценка наличия предпосылок к эффективности проекта;
      6) оценка анализа рисков проекта;
      7) общие выводы по проекту.
      31. В разделе "Краткая характеристика проекта" указывается следующая информация согласно ТЭО:
      наименование проекта;
      наименование администратора бюджетных программ;
      наименование заявителя проекта (указывается в случае рассмотрения проекта, предполагаемого реализации посредством финансирования за счет целевых трансфертов на развитие из республиканского бюджета);
      период реализации проекта;
      цель и задачи проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      место реализации проекта;
      масштаб и мощность проекта;
      целевые группы, в том числе основные выгодополучатели;
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта с разбивкой финансирования по годам;
      источники и форма финансирования проекта.
      32. Раздел "Оценка состава документации по проекту" содержит:
      1) перечень документов и материалов, принятых во внимание при проведении экономической экспертизы:
      документы, представленные на рассмотрение для проведения экономической экспертизы;
      нормативные правовые акты;
      2) замечания к составу и содержанию представленных документов.
      33. Раздел "Информация о целесообразности проекта" содержит:
      информацию о соответствии проекта документам системы государственного планирования (соответствие по периоду реализации, источникам финансирования и др.);
      информацию о соответствии ТЭО БИП инвестиционному предложению, по которому имеется положительное заключение экономической оценки уполномоченного органа по государственному планированию.
      34. Раздел "Оценка наличия предпосылок к осуществимости проекта" содержит:
      оценку анализа спроса или социально-экономической необходимости проекта (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку анализа рынков товаров, работ, услуг, закупаемых в рамках реализации проекта (в инвестиционном периоде) и в эксплуатационном периоде (в постинвестиционном периоде) (на основе заключений соответствующих экспертиз, а также представленных прайс-листов, коммерческих предложений и других подтверждающих документов);
      оценку выбранного технико-технологического решения реализации проекта, приведенного в ТЭО (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку информации о воздействии на окружающую среду принятых проектных решений (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку институциональной схемы проекта (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку схемы финансирования (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку анализа обеспеченности проекта квалифицированными кадрами (на основе заключений соответствующих экспертиз).
      Определение осуществимости проекта заключается в подтверждении того, что указанные в ТЭО технико-экономические параметры и проектные решения одобрены, согласованы и/или оценены положительно соответствующими заключениями экспертиз.
      35. Раздел "Оценка наличия предпосылок к эффективности проекта" содержит:
      оценку расчетов инвестиционных издержек (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку расчетов эксплуатационных издержек (на основе заключений соответствующих экспертиз);
      оценку финансового анализа проекта (при необходимости);
      оценку экономического анализа проекта.
      36. Раздел "Оценка анализа рисков проекта" содержит оценку анализа коммерческих, технико-технологических, экологических, институциональных, финансовых, социальных и иных рисков, представленного в ТЭО БИП.
      37. В разделе "Общие выводы по проекту" указываются:
      1) основные технико-экономические параметры:
      место реализации проекта;
      цель проекта;
      показатели результата (прямого и конечного);
      компоненты проекта;
      общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам;
      2) основные выводы по проекту:
      оценка анализа рисков;
      оценка наличия предпосылок к осуществимости проекта;
      оценка наличия предпосылок к эффективности проекта;
      3) заключение по проекту (положительное заключение или отрицательное заключение, или заключение на доработку).
      38. Заключение экономической экспертизы должно соответствовать следующим критериям качества:
      соответствие структуры заключения положениям, установленным пунктом 30 настоящих Требований;
      соответствие содержания заключения положениям, установленным пунктами 31-37 настоящих Требований.
      39. ТЭО БИП, получившие положительные заключения и согласования экономической экспертизы подлежат утверждению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Требования к корректировке ТЭО БИП, а также проведению
необходимых экспертиз

      40. В случае изменения установленных технико-экономических параметров БИП, влекущих за собой изменение технических решений и/или дополнительные расходы, или включение дополнительных компонентов проводится корректировка ТЭО БИП с последующим проведением необходимых экспертиз.
      41. Рассмотрение скорректированного ТЭО БИП осуществляется центральным или местным уполномоченным органом по государственному планированию (далее - уполномоченный орган по государственному планированию) в порядке установленном настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан.
      42. После проведения корректировки ТЭО и экспертиз скорректированного ТЭО БИП, необходимых в соответствии с настоящими Требованиями, администраторы бюджетных программ направляют их оригиналы в уполномоченный орган по государственному планированию, с предоставлением электронной версии скорректированного ТЭО БИП, в том числе финансово-экономической модели по проекту.
      43. Для рассмотрения скорректированного ТЭО БИП, администраторы бюджетных программ предоставляют соответствующему уполномоченному органу по государственному планированию следующие документы:
      1) письмо-заявку за подписью первого руководителя государственного органа - администратора бюджетных программ либо его заместителя, с указанием предполагаемых изменению технических решений и/или дополнительных расходов, или включаемых дополнительных компонентов по ТЭО БИП, с приложением соответствующей сравнительной таблицы, подписанной первым руководителем государственного органа либо его заместителем;
      2) отраслевую экспертизу уполномоченного органа соответствующей отрасли, подтверждающее целесообразность изменения технических решений и/или предусмотрения дополнительных расходов, или включения дополнительных компонентов, за подписью первого руководителя либо его заместителя и оформленная в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для официальных документов;
      3) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подписанного первым руководителем и подтверждающего обоснованность и достоверность предполагаемых параметров изменения технических решений и/или предусмотрение дополнительных расходов, или включения дополнительных компонентов;
      4) скорректированное ТЭО БИП;
      5) заключения экспертиз и требуемые документы на скорректированное ТЭО БИП, необходимые в зависимости от специфики БИП в соответствии с пунктами 26 и 27 настоящих Требований;
      6) заключения экспертиз и документы по ТЭО БИП, рассмотренные ранее при получении положительного заключения уполномоченного органа по государственному планированию (по утвержденному первоначальному ТЭО).
      44. Уполномоченный орган по государственному планированию в течение пяти рабочих дней со дня поступления пакета документов проверяет их на комплектность и соответствие структуры скорректированного ТЭО настоящим Требованиям и возвращает их администраторам бюджетных программ при отсутствии:
      1) документов, наличие которых необходимо в соответствии с пунктом 43 настоящих Требований;
      2) в ТЭО разделов, наличие которых необходимо в соответствии с настоящими Требованиями.
      В случае соответствия пакета документов положениям настоящих Требований соответствующий уполномоченный орган по государственному планированию не позднее срока установленного настоящим пунктом направляет письмо соответствующему юридическому лицу, определенному на проведение экономической экспертизы, о необходимости проведения экономической экспертизы скорректированного ТЭО БИП, с приложением пакета документов представленного администратором бюджетных программ для рассмотрения скорректированного ТЭО БИП.
      45. Экономическая экспертиза скорректированного ТЭО БИП проводится в течение тридцати рабочих дней со дня поступления полного пакета документов, указанных в пунктах 42 и 43 настоящих Требований, соответствующему юридическому лицу, определенному на проведение экономической экспертизы ТЭО БИП.
      46. Экономическая экспертиза скорректированного ТЭО БИП проводится в порядке установленном настоящими Требованиями и бюджетным законодательством Республики Казахстан для экономической экспертизы ТЭО БИП.
      47. Структура и содержание скорректированного ТЭО БИП должны соответствовать положениям раздела 2 настоящих Требований, с приведением в соответствующих разделах ТЭО БИП обоснований и расчетов по предполагаемым изменению техническим решениям и/или дополнительным расходам, или включению дополнительным компонентам в сравнении с ранее утвержденным ТЭО БИП.
      48. Структура и содержание заключения экономической экспертизы скорректированного ТЭО БИП должны соответствовать положениям раздела 3 настоящих Требований.
      49. ТЭО БИП, получившие положительные заключения экономической экспертизы подлежат утверждению в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Приложение 1               
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз 
технико-экономического обоснования   
бюджетного инвестиционного проекта   

Форма           

       Краткая характеристика бюджетного инвестиционного проекта


п/п

Наименование показателя

Описание

1.

Наименование проекта


2.

Наименование администратора
бюджетных программ


3.

Наименование заявителя проекта
(указывается в случае рассмотрения
проекта, предполагаемого реализации
посредством финансирования за счет
целевых трансфертов на развитие из
республиканского бюджета)


4.

Место реализации проекта


5.

Цель и задачи проекта


6.

Показатели результата (прямого и
конечного)


7.

Компоненты проекта


8.

Масштаб проекта и мощность проекта


9.

Целевые группы, в том числе
основные выгодополучатели


10.

Нормативные правовые акты, в том
числе документы системы
государственного планирования, в
соответствии с которыми
предполагается реализация проекта


11.

Дата и номер заключения
экономической оценки
инвестиционного предложения по
проекту


12.

Общая стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам

Источник
финансирования

Форма
финансиро-
вания

г
г
г
г

Форма
финансиро-
вания

г
г
г
г

Форма
финансиро-
вания

г
г
г
г

В
с
е
г
о

Республиканский
бюджет








Местный бюджет








Иные источники








Итого:








13.

Источник и сумма финансирования разработки и экспертизы ТЭО

Источник финансирования
разработки и экспертизы ТЭО


Стоимость разработки и
экспертизы ТЭО


Наименование разработчика ТЭО


Реквизиты договора по разработке
ТЭО


14.

Период реализации проекта


      Примечание:
      В строке 7 указываются мероприятия и виды работ по каждому мероприятию.
      В строке 8 указываются: масштаб – количественная характеристика величин, планируемых к достижению за период реализации проекта, необходимая для достижения мощности проекта за определенный период времени; мощность проекта – количественная величина (выпуск товаров, работ и услуг), характеризующая целевое назначение проекта (уровень и качество жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления) и обусловленная масштабом проекта, достигаемая в постинвестиционный период.
      В строке 10 указываются нормативные правовые акты, в рамках которых осуществляется реализация проекта.
      В строке 12 указывается:
      республиканский бюджет – сумма, запрашиваемая к финансированию из республиканского бюджета, на реализацию мероприятий ТЭО по республиканским бюджетным инвестиционным проектам, а также местным бюджетным инвестиционным проектам, планируемым к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета;
      местный бюджет – сумма, запрашиваемая (планируемая)
к финансированию из местного бюджета, на реализацию мероприятий ТЭО по местным бюджетным инвестиционным проектам, а также в случае софинансирования из местного бюджета местных бюджетных инвестиционных проектов, для реализации которых выделяются целевые трансферты на развитие из вышестоящего бюджета;
      иные источники – сумма, планируемая по инвестиционным проектам, предлагаемым к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан.

Приложение 2               
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз  
технико-экономического обоснования     
бюджетного инвестиционного проекта      

Форма           

                            График реализации проекта
                   (в том числе по технологическим этапам)
                  с разбивкой финансирования по компонентам
                         проекта ______________________

Наименование
компонента

Стоимость компонента, в
том числе по годам
реализации, тенге

График выполнения работ, в том
числе по месяцам/кварталам

ГГГГ

ГГГГ

г
г
г
г

г
г
г
г

n

и
т
о
г
о

1
кв

2
кв

3
кв

4
кв

1
кв

2
кв

3
кв

4 кв

Компонент 1













Компонент 2













Компонент 3













Компонент n













Приложение 3              
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз 
технико-экономического обоснования   
бюджетного инвестиционного проекта    

Форма           

                Диаграмма для проекта _________________

Наиме-
нование
мероп-
риятия

Период реализации проекта

ГГГГ

ГГГГ

ГГГГ

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв





































Мероп-
риятие 1





































Мероп-
риятие 2





































Мероп-
риятие 3





































Мероп-
риятие n





































Приложение 4           
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования 
бюджетного инвестиционного проекта  

Форма           

               Институциональная схема проекта ______________


п/п

Название участника
проекта

Информация об
участнике
проекта

Функции
участника
проекта

Ответст-
венность
участника
проекта

1

Администратор программы




2

Заявитель проекта
(указывается в случае
рассмотрения проекта,
предполагаемого
реализации посредством
финансирования за счет
целевых трансфертов на
развитие из
республиканского
бюджета)




3

Участник Проекта
(Балансодержатель в
постинвестиционный
период)




4

Участник Проекта
(Эксплуатирующая
организация)




5

Участник Проекта




6

Участник Проекта n




Приложение 5           
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования 
бюджетного инвестиционного проекта

Форма           

        Базовые параметры финансово-экономической модели
                проекта _______________________


п/п

Наименование
параметра

Значение
параметра

Обоснование

1

Общая стоимость
проекта

тыс. тенге


2

Инвестиционный
период

ГГГГ-ГГГГ


3

Постинвестиционный
период

ГГГГ-ГГГГ


4

Ставка (коэффициент)
дисконтирования

%


5

Уровень инфляции

%


6

Ставки налогов

%


7

Нормы амортизации



8

Отраслевые показатели



9

Макроэкономические
индикаторы



10

Другое



      Примечание:
      В строке 4 указывается официальная ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на момент разработки ТЭО (но не более 6 месяцев), применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 5 указывается уровень инфляции, в соответствии со среднесрочным прогнозом показателей денежно-кредитной политики и/или макроэкономических показателей Республики Казахстан, применяемый в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности. При этом в течение последующего постинвестиционного периода принимается уровень инфляции на последний год, указанный в соответствии со среднесрочным прогнозом показателей денежно-кредитной политики /или макроэкономических показателей Республики Казахстан.
      В строке 6 указываются ставки налогов в соответствии с действующим Налоговым кодексом Республики Казахстан на момент разработки ТЭО, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 7 указываются нормы амортизации в соответствии с действующим на момент разработки ТЭО законодательством Республики Казахстан, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.
      В строке 8 указываются показатели, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности, отвечающие следующим характеристикам:
      наличие данных в системе национальных счетов;
      наличие целевых значений, установленных государственными, стратегическими, программными документами, в том числе стратегическими документами государственного органа.
      В строке 9 указывается значения макроэкономических индикаторов, в соответствии со среднесрочным прогнозом макроэкономических показателей Республики Казахстан, применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности. Также возможно применение ключевого или интегрированного индикатора макроэкономического развития экономики (в случае возможности его представления). Например, объем валовой продукции сельского хозяйства, объем промышленной продукции, мировая цена на нефть (смесь Brent) и прочее.
      В строке 10 указываются другие показатели (параметры), применяемые в расчетах показателей финансовой и экономической эффективности.

Приложение 6           
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования 
бюджетного инвестиционного проекта

Форма            

  Расчет показателей финансовой эффективности проекта ____________

Наименование

Примечание
(обоснование,
ссылка на ТЭО,
экспертизы)

1

2

3

n

1

Прямые денежные притоки







2

Инвестиционные затраты







3

Эксплуатационные затраты 







4

Итого затраты







5

Итого чистый денежный поток







6

Итого чистый дисконтированный
денежный поток







7

Чистый дисконтированный доход
(NPV)







8

Внутренняя норма доходности
(IRR)







9

Простой срок (финансовой)
окупаемости







10

Дисконтируемый срок
(финансовой) окупаемости







      Примечание:
      В строке 1 указываются все денежные поступления и платежи, связанные с реализацией проекта в течение постинвестиционного периода.
      В строке 2 указывается стоимость проекта с учетом всех денежных вложений в инвестиционный период, в том числе стоимость проектно-изыскательских работ, приобретения или аренды земельного участка, его отвода и освоения под строительство, стоимость работ по подготовке территории к строительству и строительно-монтажных работ, оборудования и прочее.
      В строке 3 указываются все денежные затраты, направленные на сопровождение и/или содержание объекта, с момента его ввода в эксплуатацию.
      В строке 4 указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тыс. тенге) определенная посредством суммирования величин стоимости риска приведенных в приложении 6.
      В строке 5 указывается разница между прямыми денежными притоками и затратами:

      строка 5 = строка 1 – строка 4.
      В строке 6 указываются величины полученные путем перемножения чистого денежного потока на коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:

             1
      k = -------
           (1+r)i

      r - ставка дисконтирования, приведенная в приложении 3;
      i – порядковый номер года реализации проекта (от 1 до n).
      В строке 7 указывается величина, полученная посредством суммирования чистого дисконтированного денежного потока, приведенного в строке 6.
      В строке 8 указывается величина, полученная посредством нахождения ставки дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход (строка 8) равен нулю.
      В строке 9 указывается величина, полученная посредством определения периода времени (лет, месяцев), требуемого для покрытия инвестиционных затрат за счет чистого денежного потока.
      В строке 10 указывается величина, полученная посредством определения периода времени (лет, месяцев), требуемого для покрытия инвестиционных затрат за счет чистого дисконтированного денежного потока.

Приложение 7            
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования  
бюджетного инвестиционного проекта  

Форма           

              Результаты анализа чувствительности NPV и IRR
                     проекта _______________________

      По показателю "Объем сбыта"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход
(NPV), тыс. тенге







Внутренняя норма доходности
(IRR), %







       По показателю "Цена сбыта"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход
(NPV), тыс. тенге







Внутренняя норма доходности
(IRR), %







      По показателю "Объем инвестиционных издержек"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход
(NPV), тыс. тенге







Внутренняя норма доходности
(IRR), %







      По показателю "Объем эксплуатационных издержек"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Чистый дисконтированный доход
(NPV), тыс. тенге







Внутренняя норма доходности
(IRR), %







Приложение 8            
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования   
бюджетного инвестиционного проекта   

Форма           
 

                 Показатели анализа наименьших затрат
                     проекта ___________________

Варианты

Наименование

Примечание
(обоснование
ссылка на
ТЭО, экспертизы)

гггг

гггг

гггг

n

Итого

Вариант 1

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по первому варианту






Приведенная стоимость затрат






Вариант 2

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по второму варианту






Приведенная стоимость затрат






Вариант n

Инвестиционные затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по варианту n






Приведенная стоимость затрат






Приложение 9               
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования   
бюджетного инвестиционного проекта   

Форма           

              Показатели для анализа  эффективности затрат
                     проекта ______________________

Варианты

Наименование
показателя

Примечание
(обоснование,
ссылка на
ТЭО,
экспертизы)

гггг

гггг

гггг

n

Итого

Вариант 1

Инвестиционные
затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по первому варианту






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта
товаров, работ,
услуг







Удельные издержки на единицу
товара, работ, услуг






Вариант 2

Инвестиционные
затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по второму варианту






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта
товаров, работ, услуг







Удельные издержки на единицу
товара, работ, услуг






Вариант n

Инвестиционные
затраты







Эксплуатационные
затраты







Итого по варианту n






Приведенная стоимость затрат






Объем сбыта товаров,
работ, услуг







Удельные издержки на единицу
товара, работ, услуг






Приложение 10            
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования 
бюджетного инвестиционного проекта  

Форма           

         Расчет показателей  экономической эффективности
                    проекта _________________

Наименование

Примечание
(обоснование,
ссылка на
ТЭО,
экспертизы)

1

2

3

n

1

Прямые денежные притоки







2

Косвенные экономические выгоды







3

Итого экономические выгоды







4

Инвестиционные затраты







5

Эксплуатационные затраты







6

Косвенные экономические затраты 







7

Риски проекта







8

Итого экономические затраты







9

Итого чистый экономический
поток







10

Итого чистый дисконтированный
экономический поток







11

Экономический чистый
дисконтированный доход (ENPV)







12

Экономическая  внутренняя
норма доходности (EIRR)







      Примечание:
      В строке 1 указываются все денежные поступления и платежи, связанные с реализацией проекта в течение постинвестиционного периода.
      В строке 2 указываются все выгоды, связанные с реализации проекта, в том числе дополнительные социально-экономические, экологические эффекты в смежных отраслях (сферах) экономики, определяемые для всего постинвестиционного периода. Все выгоды приводятся в денежном эквиваленте (тыс. тенге).
      В строке 3 указываются суммарная стоимость прямых денежных притоков и косвенных экономических выгод.
      В строке 4 указывается стоимость проекта с учетом всех денежных вложений в инвестиционный период, в том числе стоимость проектно-изыскательских работ, приобретения или аренды земельного участка, его отвода и освоения под строительство, стоимость работ по подготовке территории к строительству и строительно-монтажных работ, оборудования и прочее.
      В строке 5 указываются все денежные затраты, направленные на сопровождение и/или содержание объекта, с момента его ввода в эксплуатацию.
      В строке 6 указываются все предполагаемые затраты, в том числе социально-экономические, экологические и в смежных отраслях (сферах) экономики, связанные с последствиями реализации проекта за исключением эксплуатационных затрат. Все затраты приводятся в денежном эквиваленте (тыс. тенге).
      В строке 7 указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тыс. тенге) определенная посредством суммирования величин стоимости риска приведенных в приложении 6.
      В строке 8 указывается суммарная стоимость инвестиционных и эксплуатационных затрат, косвенных экономических затрат и рисков проекта.
      В строке 9 указывается разница между экономическими выгодам и затратами.
      В строке 10 указываются величины полученные путем перемножения чистого экономического потока на коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:
             1
      k = -------
           (1+r)i

      r - ставка дисконтирования, приведенная в приложении 3;
      i – порядковый номер года реализации проекта (от 1 до n).
      В строке 11 указывается величина, полученная посредством суммирования чистого дисконтированного экономического потока, приведенного в строке 10.
      В строке 12 указывается величина, полученная посредством нахождения ставки дисконтирования, при которой экономический чистый дисконтированный доход равен нулю.

Приложение 11              
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования   
бюджетного инвестиционного проекта   

Форма           

            Результаты анализа чувствительности ENPV и EIRR
                    проекта _______________________

      По показателю "Объем сбыта" (спрос)

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый
дисконтированный доход
(ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







      По показателю "Объем инвестиционных издержек"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый
дисконтированный доход
(ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







      По показателю "Объем эксплуатационных издержек"

Наименование показателя

-20 %

-10 %

0 %

+10 %

+20 %

n

Экономический чистый
дисконтированный доход
(ENPV), тыс. тенге







Экономическая внутренняя норма
доходности (EIRR), %







Приложение 12              
к Требованиям к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз
технико-экономического обоснования    
бюджетного инвестиционного проекта    

Форма           

                Риски проекта _______________________

Наименование
риска

Вероятность
наступления
риска

Ущерб
от
наступ-
ления
риска

Стоимость
риска

Предполагаемые
мероприятия по снижению
рисков

Меро-
приятия

Ответственный
участник

1

2

3

4

5

Коммерческие
риски






Риск 1…






Риск n






Технические
риски






Риск n






Экологические
риски






Риск n






Институцио-
нальные риски






Риск n






Финансовые
риски






Риск n






Социальные
риски






Риск n.






Итого:


      В графе 1 указывается вероятность наступления риска (неблагоприятного события) для каждого риска в долях от 0 до 1. Вероятность определяется посредством одного из следующих методов:
      метод экспертных оценок;
      нормативный метод (на основе обосновывающих нормативных и методических документов);
      метод аналогий (анализ аналогичных инвестиционных проектов);
      статистический метод;
      другие.
      В графе 2 указывается величина ущерба от наступления риска (неблагоприятного события) в денежном эквиваленте (тенге). Величина ущерба определяется посредством одного из следующих методов:
      метод экспертных оценок;
      нормативный метод (на основе обосновывающих нормативных и методических документов);
      метод аналогий (анализ аналогичных инвестиционных проектов);
      статистический метод;
      другие.
      В графе 3 указывается стоимость риска в денежном эквиваленте (тенге). Стоимость каждого риска определяется посредством перемножения вероятности наступления на величину ущерба от наступления риска.
      В графе 4 указываются предполагаемые мероприятия по снижению каждого риска.
      В графе 5 указываются ответственные участники проекта в соответствии с институциональной схемой за реализацию этих по снижению каждого риска.
      В строке "Итого" указывается суммарная стоимость рисков проекта в денежном эквиваленте (тенге). Суммарная стоимость рисков проекта определяется посредством суммирования величин стоимости риска.