Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности".
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его официального опубликования.
Премьер-Министр |
|
Республики Казахстан |
К. Масимов |
Утверждены |
Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения
Правительства Республики Казахстан и распоряжение
Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года
№ 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию
законотворческой деятельности"
1. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 1998 года № 367 "О Республиканской терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., № 12, ст. 98):
в составе Республиканской терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в абзац двенадцатый внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
2. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2000 года № 1376 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., № 40, ст. 455):
в абзац двадцать третий пункта 1 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Возложить на Министерство юстиции Республики Казахстан общий контроль за выполнением текущего плана законопроектных работ.";
в Положении о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, утвержденном указанным постановлением:
подпункт 2) пункта 4 изложить в следующей редакции:
"2) выработка рекомендаций по формированию текущего плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан и концептуального плана законотворческой работы с учетом поручений и ежегодного Послания Президента, нормативных постановлений и ежегодных посланий Конституционного Совета, государственных программ и программ, утверждаемых Правительством, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Правительства, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом, решений Премьер-Министра, заключения Республиканской бюджетной комиссии, в случае, когда законопроект предусматривает увеличение расходов или сокращение доходов республиканского или местных бюджетов;".
3. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 168 "Об утверждении некоторых инструкций":
в Инструкции по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, утвержденной указанным постановлением:
подпункт 1) пункта 144 дополнить абзацем следующего содержания:
"При этом законопроекты принимаются ОКДО для рассмотрения на предмет аутентичности текстов на государственном и русском языках после их проработки в структурных подразделениях Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента при наличии заключения повторной научной лингвистической экспертизы;".
4. Утратил силу постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 497.
5. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 44, ст. 443):
в Регламенте Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
пункт 5 дополнить частью второй следующего содержания:
"При инициировании разбирательств в международных арбитражах и иностранных судах, проводимых за рубежом с участием государственных органов Республики Казахстан, государственный орган, в чью компетенцию входят вопросы, являющиеся предметом разбирательства, уведомляет Министерство юстиции Республики Казахстан о разбирательствах в международных арбитражах и иностранных судах.";
часть вторую пункта 37 исключить;
в пункте 50:
абзац четвертый подпункта 2) исключить;
подпункт 9) исключить;
пункт 81 изложить в следующей редакции:
"81. Формирование текущего плана законопроектных работ Правительства и концептуального плана законотворческой работы осуществляется с учетом поручений и ежегодного Послания Президента Республики Казахстан, нормативных постановлений и ежегодных посланий Конституционного Совета, государственных программ и программ, утверждаемых Правительством, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Правительства, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом, а также решений Премьер-Министра.";
части четвертую и пятую пункта 82 исключить;
часть первую пункта 85 изложить в следующей редакции:
"85. Общий контроль за выполнением текущего плана и концептуального плана законотворческой работы осуществляет Министерство юстиции.";
часть вторую пункта 89 изложить в следующей редакции:
"По законопроектам, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента, обязательно проведение соответствующей научной экспертизы (правовой, лингвистической, экономической, экологической, финансовой и других) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, согласно Правилам проведения научной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности". При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты законодательных актов, предполагаемые последствия от принятия которых могут создать угрозу экологической, в том числе радиационной безопасности, охране окружающей среды.";
часть первую пункта 90 изложить в следующей редакции:
"90. Разработчик законопроекта обеспечивает проведение соответствующей научной экспертизы (в том числе, обязательной научной лингвистической и в случае необходимости – научной криминологической экспертизы) проекта, заключение по результатам которой носит рекомендательный характер (за исключением заключения государственной экологической экспертизы, обязательного для исполнения всеми юридическими и физическими лицами).";
абзац первый подпункта 7) пункта 95 изложить в следующей редакции:
"7) заключения по результатам научной (правовой, лингвистической, экологической и других) экспертизы в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, а по законопроектам о ратификации международных договоров – заключения по результатам научной (правовой, лингвистической, экологической, финансовой и других) экспертизы в зависимости от правоотношений, регулируемых данными договорами.";
в приложении 1 к указанному Регламенту:
строку, порядковый номер 8, изложить в следующей редакции:
"8. Результаты дополнительной экспертизы (правовой, лингвистической, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра в других организациях".
строки, порядковые номера 9, 10, 11, 12, дополнить после цифр символами "**";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"** за исключением сведений и/или служебной информации, ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования".
6. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 34, ст. 344):
в Правилах организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
в абзац пятый части первой пункта 2 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
часть первую пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3. Уполномоченные органы разрабатывают законопроекты во исполнение текущего Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан с учетом поручений и ежегодного Послания Президента, нормативных постановлений и ежегодных Посланий Конституционного Совета, государственных программ и программ, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, решений Правительства, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Премьер-Министра Республики Казахстан, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, а также законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом.".
в часть третью пункта 19-1 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
7. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 41, ст. 532):
в Положении о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в перечне государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства:
в пункт 1 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
8. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года № 773 "Об утверждении Правил оформления и согласования нормативных правовых актов" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 326):
в Правилах оформления и согласования нормативных правовых актов, утвержденных указанным постановлением:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила оформления и согласования нормативных правовых актов (далее – Правила) определяют порядок оформления и согласования нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, их ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов (далее – государственные органы), подлежащих в соответствии со статьей 38 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" (далее – Закон) государственной регистрации в органах юстиции (далее – нормативные правовые акты)":
в пункт 9 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
9. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778 "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 330):
Правила государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
10. Утратил силу постановлением Правительства РК от 31.12.2015 № 1193 (вводится в действие с 01.01.2016).
11. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2008 года № 339 "Об утверждении лимитов штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений":
в лимитах штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов, с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений, утвержденных указанным постановлением:
в подпункт 2) раздела 11 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
12. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 19 "О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 6, ст. 83):
в пункт 2 внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
13. Утратил силу постановлением Правительства РК от 29.08.2016 № 486.
14. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 78 "Об утверждении Плана мероприятий на 2013 – 2020 годы по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан":
в Плане мероприятий на 2013 – 2020 годы по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденном указанным постановлением:
в графе 4 раздела "1. Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам местного самоуправления":
в строку, порядковый номер 1, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в подпункт 1) строки, порядковый номер 2, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 3, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в графе 4 раздела "4. Дальнейшее развитие местного самоуправления":
в строку, порядковый номер 1, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 5, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 7, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 8, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 10, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 11, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в строку, порядковый номер 13, внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется;
в примечании:
строки "ИЗ РК – ГУ "Институт законодательства Республики Казахстан" внесены изменения в текст на казахском языке, на русском языке текст не изменяется.
15. В постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2013 года № 1124 "Об определении интернет-ресурса, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов, и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 62, ст. 839):
заголовок изложить в новой редакции:
"Об определении интернет-ресурса, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых актов центральных и местных исполнительных органов, постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов, и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Определить в качестве интернет-ресурса, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов, за исключением сведений и/или служебной информации, ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования", информационно-правовую систему "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" (далее – Республиканский центр правовой информации).";
абзац второй подпункта 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии в Республиканский центр правовой информации;";
абзац второй подпункта 2) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии в Министерство юстиции Республики Казахстан;".
16. Утратил силу постановлением Правительства РК от 10.04.2015 № 223.
17. В распоряжении Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности":
абзац шестой пункта 1 изложить в следующей редакции:
"проведения работы по повышению качества научной экспертизы законопроектов;";
абзац пятый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"конструктивному обсуждению законопроектов в Парламенте Республики Казахстан, в том числе с привлечением экспертов, осуществлявших проведение научной правовой и иных экспертиз по законопроектам;".
Приложение |
Правила государственной регистрации нормативных правовых актов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила государственной регистрации нормативных правовых актов (далее – Правила) определяют:
1) сроки государственной регистрации, порядок представления нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов (далее – нормативные правовые акты) на государственную регистрацию;
2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;
3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;
4) порядок отказа в государственной регистрации нормативных правовых актов;
5) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;
6) порядок приостановления, прекращения действия зарегистрированных нормативных правовых актов.
2. Государственная регистрация нормативных правовых актов
2. Нормативные правовые акты государственных органов, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящих Правил, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и актов, содержащих государственные секреты, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.
3. Запросы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются центральными органами, их ведомствами и местными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.
4. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных органов и их ведомств осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, местных органов – территориальными органами юстиции в течение 30 календарных дней со дня представления документов.
5. Государственная регистрация нормативных правовых актов местных органов, регулирующих вопросы утверждения и уточнения местных бюджетов, оказания социальной помощи, осуществляется территориальными органами юстиции в течение 15 рабочих дней со дня представления документов.
6. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
1) юридическую экспертизу на:
предмет наличия норм права и необходимости государственной регистрации;
соответствие акта законодательству Республики Казахстан;
2) утверждение заключения о государственной регистрации нормативного правового акта центрального органа и его ведомства – Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем, местного органа – руководителем территориального органа юстиции;
3) внесение нормативного правового акта в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением ему номера государственной регистрации;
4) проставление штампа о государственной регистрации нормативного правового акта в правом верхнем углу первого листа основного нормативного правового акта, а также гербовой печати Министерства юстиции Республики Казахстан или его территориального органа в правом верхнем углу первого листа заключения о государственной регистрации нормативного правового акта. Типовые формы заключения и штампа о государственной регистрации нормативного правового акта утверждаются Министром юстиции Республики Казахстан;
5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов:
один экземпляр (подлинники) направляются органу, представившему нормативный правовой акт;
второй и третий экземпляры направляются в Республиканский центр правовой информации (данный порядок не распространяется на нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты);
четвертый экземпляр нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальных органах.
К каждому направляемому экземпляру нормативного правового акта прилагается заключение о государственной регистрации нормативного правового акта (если нормативный правовой акт касается прав, свобод и обязанностей граждан в заключении указывается необходимость его официального опубликования).
7. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
3. Порядок представления нормативных правовых актов на
государственную регистрацию
8. Нормативные правовые акты центральных органов, их ведомств и местных органов представляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в течение четырнадцати календарных дней со дня их утверждения, за исключением нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, которые представляются в течение двадцати календарных дней со дня заседания правления этого органа, на котором приняты данные акты, в печатном и электронном видах, заверенные гербовой печатью или удостоверенные посредством электронной цифровой подписи в четырех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках.
В случае, если нормативный правовой акт принят двумя и более государственными органами совместным актом, то государственным органом–разработчиком дополнительно представляются подлинники (оригинальные тексты) нормативных правовых актов на государственном и русском языках по количеству государственных органов, принявших нормативный правовой акт.
В случае согласования (утверждения) нормативного правового акта заинтересованными государственными органами, на государственную регистрацию нормативный правовой акт представляется в течение двух недель со дня согласования (утверждения) последним из заинтересованных государственных органов.
Центральный орган, его ведомство или местный орган, представивший нормативный правовой акт, утвержденный лицом, исполняющим обязанности в случае отсутствия первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.
В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, в регистрации которого было отказано, он подлежит переутверждению соответствующим центральным органом, его ведомством или местным органом и представляется в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
При этом к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства, прилагаются копии повторного экспертного заключения.
9. К нормативному правовому акту прилагается справка-обоснование на государственном и русском языках по форме, установленной Министром юстиции Республики Казахстан, которая должна содержать следующее:
1) наименование государственного органа, представившего нормативный правовой акт;
2) основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта;
3) обоснование необходимости принятия нормативного правового акта (конкретные цели, мотивы и в связи с чем принят акт);
4) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта;
5) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу, в государственной регистрации которых было отказано, с указанием реквизитов актов об их отмене с учетом требований пункта 17 настоящих Правил;
6) предусматривает ли данный нормативный правовой акт увеличение расходов или сокращение поступлений республиканского или местного бюджетов;
7) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами;
8) сведения об опубликовании (распространении) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства;
9) список аккредитованных объединений предпринимателей, не представивших экспертные заключения (для актов, касающихся интересов субъектов частного предпринимательства).
Прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, издавшего данный акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности, либо лицом, замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.
В случае представления совместного нормативного правового акта, прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, представившего его на государственную регистрацию, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.
В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
В случае отсутствия в местном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается лицом, выполняющим функции юриста в органе, представившем данный акт на государственную регистрацию, либо первым руководителем местного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам,
представляемым на государственную регистрацию
10. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:
1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:
для коллегиального (выборного) органа – в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
для центрального органа, его ведомства и местного органа – наличие подписи первого руководителя либо, в случае его отсутствия, лица, исполняющего его обязанности;
2) соответствие действующему законодательству:
Конституции Республики Казахстан;
законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;
конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;
кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;
нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;
нормативным указам Президента Республики Казахстан;
нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;
нормативным правовым актам центральных органов, их ведомств и местных органов;
3) наличие согласования нормативного правового акта, если согласование необходимо;
4) наличие реквизитов нормативного правового акта;
5) наличие в основном нормативном правовом акте нормы, содержащей срок введения его в действие;
6) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта;
7) соблюдение требований к стилю изложения текста нормативного правового акта;
8) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки;
9) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях;
10) на всех листах нормативного правового акта производится полистное парафирование руководителем юридической службы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, принявшего (согласовавшего) данный акт.
В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, полистное парафирование производится руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
В случае отсутствия в местном органе юридической службы, полистное парафирование производится лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности;
11) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства;
12) наличие копий соответствующих экспертных заключений, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.
Орган, принявший нормативный правовой акт, в случае несогласия с экспертным заключением приводит в сопроводительном письме аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением.
11. Соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках обеспечивается центральным органом, его ведомством и местным органом, представившим на государственную регистрацию нормативный правовой акт.
5. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных
правовых актов
12. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами.
13. В реестре указываются дата государственной регистрации, присвоенный номер государственной регистрации, наименование органа, представившего на государственную регистрацию нормативный правовой акт, дата, номер и наименование нормативного правового акта, сведения об официальном опубликовании нормативного правового акта, вносимых изменениях и дополнениях в нормативный правовой акт, приостановлении, прекращении действия нормативного правового акта.
Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министром юстиции Республики Казахстан.
6. Порядок отказа в государственной регистрации нормативных
правовых актов
14. В государственной регистрации нормативных правовых актов отказывается, если такой акт:
1) ущемляет установленные законом права и свободы граждан;
2) нарушает законные интересы юридических лиц;
3) противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня;
4) выходит за пределы компетенции органа, издавшего нормативный правовой акт;
5) не согласован с заинтересованными органами;
6) затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства и не имеет приложений в виде экспертных заключений, представленных аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства;
7) принят с нарушением порядка, установленного Правилами государственной регистрации, а также оформления и согласования нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.
Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой aкт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа.
В случае отказа в государственной регистрации, один экземпляр (копия) нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальном органе.
Отказ в регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть обжалован заинтересованным государственным органом в судебном порядке.
15. Нормативный правовой акт возвращается без рассмотрения государственному органу-разработчику в течение одного рабочего дня в случае несоблюдения следующих требований:
1) нормативный правовой акт не имеет один из реквизитов, указанных в статье 17 Закона;
2) непредставление нормативного правового акта в печатном и электронном видах, заверенных гербовой печатью или удостоверенных посредством электронной цифровой подписи, в четырех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках;
3) к нормативному правовому акту не приложена справка-обоснование на государственном и русском языках;
4) прилагаемая справка-обоснование не соответствует требованиям пункта 9 настоящих Правил;
5) на всех листах нормативного правового акта не произведено полистное парафирование;
6) отсутствие копий документа о возложении соответствующих обязанностей на лицо, исполняющее обязанности первого руководителя, в случае его отсутствия.
В этом случае центральный орган, его ведомство или местный орган устраняют выявленные нарушения и представляют его повторно на государственную регистрацию без переутверждения при соблюдении ими срока, указанного в пункте 8 настоящих Правил.
16. В течение пятнадцати календарных дней со дня получения отказа в государственной регистрации нормативного правового акта руководитель центрального органа, его ведомства или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.
Данный порядок не распространяется на центральные органы, принимающие решения коллегиально, и маслихат, который представляет акт об отмене нормативного правового акта в течение пяти рабочих дней со дня утверждения на очередном (внеочередном) заседании или сессии.
Если нормативный правовой акт принят совместным актом и в регистрации было отказано, то руководителями государственных органов, совместно принявшими нормативный правовой акт либо, в случае их отсутствия лицами, исполняющими их обязанности, издается совместный акт об отмене нормативного правового акта.
17. В целях доработки, по инициативе самого государственного органа-разработчика представленный на государственную регистрацию в порядке, указанном в пункте 8 настоящих Правил, нормативный правовой акт может быть отозван с государственной регистрации.
Отзыв нормативного правового акта с государственной регистрации производится на основании письма государственного органа-разработчика.
После поступления в органы юстиции письма государственного органа-разработчика, отзывающего представленный им на государственную регистрацию нормативный правовой акт, данный нормативный правовой акт в течение двух рабочих дней со дня поступления письма возвращается соответствующим письмом органу-разработчику.
В течение пятнадцати календарных дней со дня получения письма руководитель центрального органа, его ведомства или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, который был отозван с государственной регистрации, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.
7. Введение в действие нормативных правовых актов
18. Государственная регистрация является необходимым условием для вступления в силу нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах.
Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.
19. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах, вводятся в действие в соответствии со статьей 36 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с требованиями, устанавливаемыми законами Республики Казахстан.
Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.
20. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.
21. При официальном опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных органов, его ведомств и местных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
8. Порядок приостановления и прекращения действия
зарегистрированных нормативных правовых актов
22. При признании нормативного правового акта утратившим силу либо приостановлении его действия на определенный срок органом, принявшим этот акт, или уполномоченным на это органом, в недельный срок сообщается в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы и источники официального опубликования с приложением копии подтверждающего акта.
Совместные нормативные правовые акты признаются утратившими силу либо приостанавливаются центральными органами, их ведомствами или местными органами, принявшими их совместно.
Данный порядок распространяется также на акты, принятые по согласованию с иными государственными органами.
Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы производят соответствующие записи в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов, Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом.
23. В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению, прекращению и приостановлению действия нормативных правовых актов.