Об утверждении Правил ведения реестров единой нотариальной информационной системы

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 30 апреля 2021 года № 356. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2021 года № 22701

Действующий

      В соответствии с пунктом 2 статьи 4-2 Закона Республики Казахстан от 19 июля 1997 года "О нотариате", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила ведения реестров единой нотариальной информационной системы согласно приложению к приказу.

      2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Вице-министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр юстиции
Республики Казахстан
М. Бекетаев

      Согласовано
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
______________________

  Приложение к приказу
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 30 апреля 2021 года № 356

Правила ведения реестров единой нотариальной информационной системы

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила ведения реестров единой нотариальной информационной системы (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4-2 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 года "О нотариате" (далее - Закон).

      2. Правила устанавливают единые требования к ведению реестров Единой нотариальной информационной системы (далее – ЕНИС) и распространяются на электронный реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел, реестр учета завещаний (далее – электронные реестры ЕНИС).

      3. Ведение электронных реестров ЕНИС включает в себя внесение в них сведений, обеспечение нотариальной тайны в отношении сведений, включенных в электронные реестры, предоставление сведений из этих реестров.

      4. Возможность регистрации нотариальных действий в электронных реестрах ЕНИС блокируется путем введения данных о приказе (дата, номер приказа, срок и основания):

      для частных нотариусов при прекращении, приостановлении действия лицензии или приостановлении, выходе либо исключении из членства в нотариальной палате - Республиканской нотариальной палатой;

      для государственного нотариуса при увольнении или нахождения в отпуске.

      Электронные реестры ЕНИС частного нотариуса разблокируются Республиканской нотариальной палатой при восстановлении действия лицензии либо восстановлении членства в нотариальной палате, либо подачи заявления о выходе на работу из отпуска.

      Электронные реестры ЕНИС государственного нотариуса разблокируются Министерством юстиции Республики Казахстан при подаче заявления о выходе на работу из отпуска.

      6. В случае остановки работы ЕНИС нотариус составляет акт о невозможности работы ЕНИС по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      Нотариус после устранения причин остановки работы ЕНИС заносит сведения о совершенных нотариальных действиях в электронные реестры ЕНИС не позднее следующего рабочего дня с момента восстановления работы ЕНИС.

      7. Сведения, включенные в электронные реестры ЕНИС, подлежат хранению в ЕНИС в течение сроков, предусмотренных Примерной номенклатурой дел в соответствии с Правилами по нотариальному делопроизводству, утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 32 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7445).

      8. Использование нотариусом сведений из государственных электронных информационных ресурсов посредством ЕНИС в личных целях не допускается.

Глава 2. Порядок ведения электронного реестра нотариальных действий

      9. В соответствии со статьей 49 Закона все нотариальные действия регистрируются в электронном реестре нотариальных действий. Каждому нотариальному действию присваивается порядковый номер.

      10. Нотариус имеет один электронный реестр нотариальных действий.

      11. Нотариус вносит сведения о совершенных нотариальных действиях в электронный реестр нотариальных действий незамедлительно после совершения нотариального действия.

      12. Регистрация нотариального действия в электронном реестре нотариальных действий осуществляется посредством внесения сведений в реестр по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      13. Орфографические, грамматические или технические поправки и ошибки в электронном реестре нотариальных действий оговариваются в графе "Примечание".

      Ошибочно внесенное нотариальное действие в электронный реестр нотариальных действий отменяется не позднее двадцати четырех часов с момента регистрации нотариального действия, за исключением праздничных и выходных дней.

      14. Нотариус делает отметку в электронном реестре нотариальных действий об отмене выданной доверенности, либо отказе от нее.

      15. Нотариус присоединяет электронный образ (электронную версию) в формате ЕНИС нотариального документа на бумажном носителе при регистрации в электронном реестре нотариальных действий по удостоверению доверенности.

      16. При признании сделки недействительной согласно вступившему в законную силу решению суда, нотариус, в делах которого хранится сделка, делает отметку об этом в электронном реестре регистрации нотариальных действий.

Глава 3. Порядок ведения реестра наследственных дел

      17. Основанием для включения сведений в реестр наследственных дел является получение нотариусом заявления, свидетельствующего об открытии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство, о принятии наследства, об отказе от наследства).

      18. До принятия заявления свидетельствующего об открытии наследства нотариус проверяет наличие совпадений сведений по наследственному делу в реестре наследственных дел по следующим признакам: фамилия, имя, отчество (при наличии) наследодателя, дата смерти. При наличии совпадений лицу, обратившемуся с заявлением об открытии наследства, разъясняется о необходимости подачи такого заявления нотариусу, у которого открыто наследственное дело.

      19. Сведения об открытии наследства вносятся частным нотариусом в реестр наследственных дел не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      В случае остановки работы ЕНИС сведения об открытии наследства вносятся в реестр наследственных дел в соответствии с пунктом 6 настоящего Правила.

      20. Номер наследственного дела обозначается арабскими цифрами и состоит из порядкового номера, присвоенного наследственному делу в соответствии с регистрацией в Реестре наследственных дел, и года заведения наследственного дела: "20/2021, где 20 – порядковый номер наследственного дела в соответствии с регистрацией в Реестре наследственных дел первого документа, поступившего к наследственному делу и послужившему основанием для формирования наследственного дела, 2021 - год заведения наследственного дела".

      21. Помимо документа, послужившего основанием для начала производства по наследственному делу, в реестре наследственных дел регистрируются все поступившие к наследственному делу заявления.

      При поступлении иных заявлений к наследственному делу, которому уже присвоен порядковый номер, они регистрируются в реестре наследственных дел. При этом в графе 2 реестра наследственных дел проставляется номер наследственного дела, к которому поступило заявление (документ) по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Глава 4. Порядок ведения реестра учета завещаний

      22. Основанием для включения сведений в реестр учета завещаний является удостоверение завещания частным нотариусом.

      23. Сведения об удостоверении завещания вносятся частным нотариусом в реестр учета завещаний незамедлительно после удостоверения завещания по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      24. Принятые нотариусом секретные завещания регистрируются в реестре учета завещаний и электронном реестре нотариальных действий с пометкой "секретное". После вскрытия секретного завещания в реестре учета завещаний проставляется отметка о дате вскрытия завещания.

      25. В случае отмены либо изменения завещания нотариус делает отметку в реестре учета завещаний и электронном реестре нотариальных действий об отмене либо изменении завещания.

Глава 5. Предоставление сведений о нотариальном действии

      26. Нотариус представляет сведения из электронного реестра нотариальных действий о совершенных им нотариальных действиях в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 3 Закона, в виде выписки из электронного реестра нотариальных действий по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

      27. Нотариус получает сведения, содержащиеся в электронном реестре нотариальных действий, необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариального документа по запросу, поданному через ЕНИС.

      Сведения необходимые нотариусу представляются в автоматизированном режиме с использованием средств ЕНИС по запросу, поданному нотариусом через ЕНИС, с обязательным указанием в нем сведений о совершенном нотариальном действии, в том числе:

      регистрационного номера нотариального действия в электронном реестре нотариальных действий;

      даты совершения нотариального действия;

      вида нотариального действия;

      сведений о лице, совершившем нотариальное действие;

      отметки о необходимости представления электронного образа нотариально оформленного документа - для случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

  Приложение 1 к Правилам
ведения реестров
единой нотариальной
информационной системы
  форма

                        Акт о невозможности работы ЕНИС

      _____________________________________________________________________
фамилия имя отчество (при наличии) частного нотариуса, дата и номер лицензии
Дата___________________ _____________________________
(место составления)
Я, (частный или государственный) нотариус (фамилия имя отчество (при наличии), составил
(-а) настоящий акт о невозможности работы ЕНИС по причине
__________________________________________________________________________
                  (указать причину невозможности работы ЕНИС)
Начало остановки работы ЕНИС "___"________20__г. время "__" ч.____ минут
Начало работы ЕНИС "___"________20__г. время "__" ч._____ минут

      Составлен

      Нотариус:____________________________________________________________
(фамилия имя отчество (при наличии), подпись частного или государственного нотариуса)

  Приложение 2 к Правилам
ведения реестров единой
нотариальной информационной системы
  форма

      Электронный реестр нотариальных действий

Номер по реестру

Дата регистрации

Фактическая дата совершения

Фамилия имя отчество (при наличии), наименование юридического лица, для которых совершено нотариальное действие их ИИН, БИН

Документы, удостоверяющие личность участников

Взыскано (Общая сумма)

Статус

Содержание нотариального действия

Примечание

Вид действия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      Примечание. Нотариус в: графе 2 - указывает дату заполнения электронного реестра нотариальных действий;

      в графе 3 - указывает дату совершения нотариального действия.

  Приложение 3 к Правилам
ведения реестров единой
нотариальной информационной системы
  форма

Реестр наследственных дел

Дата создания записи

Номер наследственного дела

Дата поступления заявления

Фамилия имя отчество (при наличии), умершего

Время смерти наследодателя

фамилия имя отчество (при наличии), заявителя

Дата свидетельства о праве на наследство

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8









      Пояснение.

      В графе 1 указывается дата заполнения реестра наследственных дел.

      В графе 2 проставляется порядковый номер зарегистрированного наследственного дела, к которому поступило первое заявление, послужившее основанием для начала производства по делу.

      В графе 3 указывается дата поступления заявления.

      В графе 4 указываются данные о наследодателе: фамилия, имя, отчество (при наличии).

      В графе 5 указывается дата смерти наследодателя.

      В графе 6 указываются данные о наследнике: фамилия, имя, отчество (при наличии). Если документ, послуживший основанием для начала производства по наследственному делу, получен нотариусом через представителя, в этой графе помимо фамилии, имени, отчества (при наличии) наследника указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя, непосредственно предоставившего документы нотариусу от имени наследника.

      В графе 7 указывается дата выдачи свидетельства о праве на наследство.

  Приложение 4 к Правилам
ведения реестров единой
нотариальной информационной системы
  форма

      Реестр учета завещаний

Фамилия имя отчество (при наличии), завещателя

Дата рождения завещателя

Дата удостоверения завещания

Номер по реестру

Отметка об отмене завещания

Нотариус

1

2

3

4

5

6







  Приложение 5 к Правилам
ведения реестров единой
нотариальной информационной системы
  форма

ВЫПИСКА
из электронного реестра нотариальных действий единой нотариальной информационной системы содержащая сведения о нотариальном действии (нотариальных действиях), совершенном нотариусом

____________________________________________________________________
(указываются наименование нотариального округа, фамилия, имя, отчество (при наличии) частного нотариуса, дата и номер лицензии)

Номер по реестру

Дата регистрации

Фактическая дата совершения

Фамилия имя отчество (при наличии), наименование юридического лица, для которых совершено нотариальное действие их ИИН, БИН

Документы, удостоверяющие личность участников

Взыскано (Общая сумма)

Статус

Содержание нотариального действия

Примечание

Вид действия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10