О минимальном размере уставного капитала заявителя (лицензиата)

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 апреля 2012 года № 168. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 июня 2012 года № 7733.

Обновленный

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И. И., членов Совета Бахтыбаева И. Ж., Белорукова Н. В., Жаилгановой А. Н., Малиновского В. А., Нурмагамбетова А. М., Стамкулова У. М. с участием:

      представителя Правительства Республики Казахстан – вице-министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д. Р.,

      представителя Сената Парламента Республики Казахстан – председателя Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента Республики Казахстан Акылбая С. Б.,

      представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Сарпекова Р. К.,

      представителя Верховного суда Республики Казахстан – судьи Верховного суда Республики Казахстан Аккуовой Г. Б.,

      представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – первого заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Меркеля И. Д.,

      представителя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – заместителя председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Мизанбаева У. Е.,

      представителя Министерства внутренних дел Республики Казахстан – заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан Кененбаева Е. А.,

      представителя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) – заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) Ахметжанова М. М.,

      представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан – руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В. А.,

      эксперта – ректора Казахского гуманитарно-юридического университета, доктора юридических наук, профессора Когамова М. Ч.

      рассмотрел в открытом заседании обращения Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К. К. об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков.

      Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Республики Казахстан Жаилгановой А. Н., выступления участников заседания, изучив заключения экспертов: доктора юридических наук, профессора Когамова М. Ч., доктора юридических наук Жакаевой Л. С., профессора Университета имени Гумбольта А. Бланкенагеля (Федеративная Республика Германия), ознакомившись с заключениями Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Германского общества по международному сотрудничеству, Представительства международной общественной организации "Международная тюремная реформа" в Центральной Азии, Общественного фонда "Хартия за права человека", Общественного фонда "Центр исследования правовой политики", Казахского национального университета имени Аль-Фараби, Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова, Академии Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, Казахского гуманитарно-юридического университета, Университета имени Д. А. Кунаева, другими материалами конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан

      установил:

      В Конституционный Совет Республики Казахстан 1 марта 2012 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан (далее – Премьер-Министр) об официальном толковании норм ряда статей Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков.

      В своем обращении Премьер-Министр отмечает, что "Конституция Республики Казахстан не во всех случаях устанавливает начало исчисления и окончание указанных в ней сроков и не конкретизирует, с какой даты или наступления события определяется начало исчисления и окончание сроков.

      В действующем праве республики также не закреплены правила исчисления сроков, установленных в Основном законе. Это может вызвать затруднения при применении норм Конституции в деятельности государственных органов и должностных лиц".

      В этой связи Премьер-Министром поставлен вопрос об официальном толковании пункта 2 статьи 16, подпункта 2) статьи 44 (в части, согласно которой Президент республики подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования), пункта 3 статьи 51, подпункта 2) пункта 2 статьи 54, пункта 3 статьи 73 и иных норм Конституции, в которых установлены сроки совершения конституционно значимых действий. При даче официального толкования норм Конституции субъект обращения просит определить порядок исчисления начала и окончания сроков, предусмотренных в Конституции Республики Казахстан.

      29 марта 2012 года в Конституционный Совет Республики Казахстан поступило второе обращение Премьер-Министра, в котором он просит разъяснить нормы пункта 2 статьи 16, пункта 2 статьи 51, подпункта 3) статьи 53, подпункта 2) пункта 2 статьи 54, пункта 3 статьи 59, пункта 7 статьи 61, пункта 2 статьи 63, пункта 3 статьи 71, пунктов 1, 2 и 4 статьи 91, пункта 1 статьи 94, статьи 94-1 Конституции и ответить на следующие вопросы:

      "1. Каково содержание понятия "задержание", использованного в пункте 2 статьи 16 Конституции, и каков порядок исчисления начала и окончания содержащегося в данной конституционной норме срока?

      2. Учитывая, что Парламент, как высший представительный орган, работает сессионно, может ли указанный месячный срок для рассмотрения возражений Главы государства прерываться, если он совпадает с парламентскими каникулами?

      3. Как следует определять начало и окончание сроков, установленных в Конституции в годах?".

      В связи с тем, что поступившие обращения связаны между собой, а по первому обращению итоговое решение еще не принято, в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан", постановлением Конституционного Совета от 29 марта 2012 года № 3/1 указанные обращения объединены в одно конституционное производство.

      В ходе заседания Конституционного Совета представителем субъекта обращения в порядке подпункта 1) пункта 3 статьи 21 Конституционного закона "О Конституционном Совете Республики Казахстан" заявлено, а Конституционным Советом удовлетворено ходатайство: "уточнить правила исчисления месячного срока рассмотрения Конституционным Советом поступивших обращений при их объединении в одно производство с учетом того, что время их поступления может не совпадать".

      Проанализировав нормы Конституции Республики Казахстан применительно к предмету обращения, Конституционный Совет исходит из следующего.

      1. В Конституции Республики Казахстан установлены сроки, продолжительность которых исчисляется в часах (пункт 2 статьи 16, пункт 7 статьи 61); днях (пункт 2 статьи 59, пункты 4 и 5-1 статьи 61, пункт 2 статьи 65, пункт 4 статьи 70); рабочих днях (пункт 3 статьи 59); месяцах (пункт 2 статьи 42, подпункт 2) статьи 44, пункт 2 статьи 47, пункты 1, 2 и 3 статьи 51, подпункт 2) пункта 2 статьи 54, пункт 2 статьи 61, пункт 2 статьи 63, пункт 1 статьи 94); годах (пункт 2 статьи 51, пункт 3 статьи 59, пункт 7 статьи 61, пункт 2 статьи 63, пункты 1, 2 и 4 статьи 92, пункт 1 статьи 94, статья 94-1). При этом Конституция не во всех случаях предусматривает правила исчисления указанных в ней сроков.

      Конституционно-правовая значимость сроков заключается в упорядочении общественных отношений и создании механизма реализации положений и норм Конституции. Конкретными сроками, закрепленными в Основном законе, лимитируется возможность ограничения уполномоченными органами и должностными лицами прав человека и гражданина, создаются предпосылки для гарантирования свободы личности. Ими также определяются периоды деятельности отдельных государственных органов и должностных лиц, начало и окончание осуществления ими своих полномочий, а также взаимодействие ветвей государственной власти в условиях действия системы сдержек и противовесов. Соблюдение этих сроков является одним из условий обеспечения режима конституционной законности.

      Конституционный Совет полагает, что при рассмотрении вопроса о сроках, установленных в Основном законе, необходимо исходить из принципа высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Казахстана (пункт 2 статьи 4 Конституции).

      Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2; от 16.11.2022 № 1.

      2. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, и оно обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека (постановления Конституционного Совета от 21 декабря 2001 года № 18/2, от 29 апреля 2005 года № 3 и от 1 июля 2005 года № 4).

      Одним из основных прав человека является право каждого на личную свободу (пункт 1 статьи 16 Конституции). Оно принадлежит каждому от рождения, признается абсолютным и неотчуждаемым и в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Основного закона относится к числу прав и свобод, не подлежащих ограничению ни в каких случаях, за исключением установленных нормами самой Конституции.

      В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 16 Конституции арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

      Под "задержанием" в конституционно-правовом значении следует понимать меру принуждения, выражающуюся в кратковременном, не более семидесяти двух часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским и административным делам, а также применения иных мер принудительного характера, и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законом.

      Конституционное положение "без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов" означает, что не позднее указанного времени в отношении задержанного должно быть принято решение суда о применении ареста и содержания под стражей, а также иных мер, предусмотренных законом, либо задержанный подлежит освобождению. При этом Конституционный Совет отмечает, что законодателем могут быть установлены и меньшие, в пределах семидесяти двух часов, сроки для принятия соответствующего решения.

      Началом срока задержания является тот час с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица, включая свободу передвижения – принудительное удержание в определенном месте, принудительное доставление в органы дознания и следствия (захват, закрытие в помещении, принуждение пройти куда-либо или остаться на месте и т. д.), а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие личную свободу человека, стало реальным, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур. Моментом окончания этого срока является истечение семидесяти двух часов, исчисляемых непрерывно со времени фактического задержания.

      Аналогичная правовая позиция предусмотрена нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 28 декабря 2009 года № 7 "О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания".

      Подобный подход является общепринятым и в международных актах о правах человека.

      В статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года и ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III) констатируется, что "каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей".

      В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1988 года) "под "задержанным лицом" понимается любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения".

      3. В соответствии с подпунктом 2) статьи 44 Конституции Президент Республики Казахстан подписывает представленный закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.

      В нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 3 "Об официальном толковании подпункта 2) статьи 44 Конституции Республики Казахстан в части установленного месячного срока для подписания законов Президентом Республики Казахстан" указано, что "месячный срок предусмотрен исключительно для стадии подписания Главой государства закона".

      По мнению Конституционного Совета, месячный срок является временем, отведенным для подписания закона Главой государства, который необходимо исчислять со дня получения Президентом Республики закона, а заканчивается этот срок в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.

      4. Подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции предусмотрено, что Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      Между тем пункт 3 статьи 59 Основного закона устанавливает проведение очередных сессий Парламента один раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня. Под рабочими днями в контексте этой конституционной нормы следует понимать дни, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники).

      Конституционный Совет полагает, что месячный срок, отведенный для повторного проведения Палатами Парламента обсуждения и голосования по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции.

      В пункте 4 статьи 19 Конституционного закона Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" этот вопрос отчасти решен следующим образом: "если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента".

      Содержащееся в конституционном положении (подпункт 2) пункта 2 статьи 54 Конституции) словосочетание "со дня направления" означает, что началом месячного срока, отведенного для повторного проведения Палатами Парламента обсуждения и голосования по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, является день направления Главой государства своих возражений. Этот срок заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      5. В пункте 3 статьи 51 Конституции установлено, что "внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответственно Парламента или Мажилиса Парламента".

      Конституционный Совет считает, что моментом начала срока, в течение которого должны быть проведены внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента, является день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента. Этот срок заканчивается с истечением двух месяцев. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      6. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.

      7. В пункте 2 статьи 51, пункте 3 статьи 59, пункте 7 статьи 61, пункте 2 статьи 63, пунктах 1, 2 и 4 статьи 92, пункте 1 статьи 94, статье 94-1 Конституции Республики Казахстан установлены сроки, исчисляемые в годах.

      Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Конституции Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. По мнению Конституционного Совета, в этом случае началом указанного годичного срока является день наступления события, то есть день введения в действие акта Президента Республики о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента.

      Срок, исчисляемый в годах, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      В то же время следует иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 61 Конституции в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. Из смысла указанной нормы вытекает, что в данном случае под периодом времени "год" следует понимать текущий год (с 1 января по 31 декабря).

      Конституционный Совет отмечает, что при необходимости вопросы исчисления начала и окончания установленных в Конституции сроков могут быть урегулированы законами с учетом правовых позиций Конституционного Совета Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2; от 16.11.2022 № 1.

      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 3133, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан

      постановляет:

      1. Под "задержанием", применительно к пункту 2 статьи 16 Конституции, следует понимать меру принуждения, выражающуюся в кратковременном, не более семидесяти двух часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским и административным делам, а также применения иных мер принудительного характера и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законом.

      Началом срока задержания является тот час с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица, включая свободу передвижения – принудительное удержание в определенном месте, принудительное доставление в органы дознания и следствия (захват, закрытие в помещении, принуждение пройти куда-либо или остаться на месте и т. д.), а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие личную свободу человека, стало реальным, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур. Моментом окончания этого срока является истечение семидесяти двух часов, исчисляемых непрерывно со времени фактического задержания.

      2. Конституционный срок, исчисляемый в месяцах, начинается со дня наступления события, указанного в Конституции, а истекает в соответствующий день (число) последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      3. Месячный срок для рассмотрения Парламентом возражений Главы государства на закон или статьи закона прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 59 и пунктом 2 статьи 61 Конституции.

      4. Конституционный срок, установленный в годах, исчисляется со дня наступления события, указанного в Конституции, а истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      Под периодом времени "год" применительно к пункту 7 статьи 61 Конституции следует понимать текущий год (с 1 января по 31 декабря).

      5. Конституционный срок, исчисляемый в днях, начинается со дня наступления события, указанного в Конституции, и истекает в последний день установленного периода.

      6. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.

      7. Вопросы исчисления начала и окончания установленных в Конституции сроков при необходимости могут быть урегулированы законами с учетом правовых позиций Конституционного Совета Республики Казахстан.

      8. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

      9. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель


Конституционного совета


Республики Казахстан

И. РОГОВ