Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа по проверкам в области образования

Совместный приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 февраля 2010 года № 60 и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 19 февраля 2010 года № 85. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 февраля 2010 года № 6086

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие совместного приказа см. п. 5.

      В целях реализации пункта 2 статьи 38 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить:
      1) критерии оценки степени риска в области образования (приложение 1);
      2) форму проверочного листа по проверкам в области образования (приложение 2).
      2. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Калабаев Н.Б.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) опубликование настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
      3. Начальникам областных управлений образования и городов Астаны, Алматы организовать изучение и выполнение требований настоящего совместного приказа.
      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на Вице-министра образования и науки Республики Казахстан Жакупова А.Б.
      5. Настоящий совместный приказ вступает в силу со дня государственной регистрации и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования и действует до 1 января 2011 года.

      И.о. Министра образования и     Министр экономики и
      науки Республики Казахстан      бюджетного планирования
                                      Республики Казахстан
      _______________ М. Сарыбеков    ______________ Б. Султанов
      12 февраля 2010 года            19 февраля 2010 года

Приложение 1          
к совместному приказу      
и.о. Министра образования и науки
Республики Казахстан      
от 12 февраля 2010 года № 60  
и Министра экономики и     
бюджетного планирования    
Республики Казахстан     
от 19 февраля 2010 года № 85 

Критерии
оценки степени риска в области образования

      1. Критерии оценки степени риска в области образования (далее - Критерии) разработаны для проведения плановых проверок организаций образования.
      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
      1) риск - вероятность снижения качества предоставляемых образовательных услуг организациями образования, которая может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан в области образования;
      2) субъекты контроля - юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по уровням образования: начальное, основное среднее; среднее (общее среднее, техническое и профессиональное), послесреднее; высшее; послевузовское образование;
      3) весовой коэффициент - коэффициент, задаваемый в зависимости от качественного показателя критерия для оценки степени риска.
      3. Отнесение организаций образования к степеням риска в области образования осуществляется с учетом набранных баллов, исходя из сведений их деятельности, входящих в Критерии, результатов проверок.
      При этом организации образования распределяются по степеням риска следующим образом:
      1) осуществляющие образовательную деятельность высшего и послевузовского образования, набравшие от 10 до 40 баллов относятся к высокой степени риска, от 41 до 70 к средней степени риска, от 71 до 100 к незначительной степени риска;
      2) осуществляющие образовательную деятельность технического и профессионального, послесреднего образования, набравшие от 10 до 20 баллов относятся к высокой степени риска, от 21 до 40 к средней степени риска, от 41 до 100 к незначительной степени риска;
      3) осуществляющие образовательную деятельность начального, основного среднего и общего среднего образования набравшие от 10 до 25 баллов относятся к высокой степени риска, от 26 до 40 к средней степени риска, от 41 до 100 к незначительной степени риска.
      4. Для оценки степени риска используются критерии, указанные в приложениях 12 и 3 к настоящим Критериям.
      5. Бальное значение і-го критерия Пі определяется по формуле:
                   Пі = Ді х Кij                   (1)
      где Ді - доля i-того критерия от их общего показателя (в баллах),
      Кij - весовой коэффициент для i-того критерия, где Кij = 0,1; 0,5; 1,0
      (при j = 1; 2; 3)
      Суммарный показатель Pk для оценки уровня рисков k-той организации образования определяется по формуле:
                   Рk = е Пі = е (Ді х Кij)       (2)
      Максимальный балл составляет 100 баллов, минимальный - 10 баллов.
      По суммарному показателю Pk определяется зона риска для k-той организации.
      6. Зоны по степеням рисков для каждого уровня образования определяются согласно приложению 4 к настоящим Критериям.

Приложение 1    
к Критериям оценки 
степени риска    
в области образования

   Для организаций образования, осуществляющих образовательную
       деятельность высшего и послевузовского образования

Наименование
критерия для
оценки степени
риска (Пі)

Доля
критерия
в общей
сумме по-
казателя
(в баллах),
Ді

Качественные показатели
для определения весового
коэффициента

Весовой
коэффи-
циент,
Кіj

1

2

3

4

5

1

Наличие
аккредитации
организаций
образования (П1)

16

Национальная институцио-
нальная и международная
аккредитация

1

Специализированная
национальная аккредитация

0,5

Неучастие

0,1

2

Соблюдение
Государственных
общеобязательных
стандартов
образования
Республики
Казахстан (П2)

14

Соблюдение требований

1

Незначительные нарушения
(менее 30 %)

0,5

Значительные нарушения
(более 30 %)

0,1

3

Доля штатных
преподавателей от
их общего числа,
их остепененность
(П3)

10

Соответствует квалифика-
ционным требованиям

1

Незначительное
несоответствие 1-го
показателя

0,5

Несоответствие по обеим
показателям

0,1

4

Оснащенность
учебного процесса
учебно-лаборатор-
ным оборудованием
(П4)

9

Соответствует требованиям

1

Морально устаревшее
оборудование

0,5

Отсутствует или не
соответствует требованиям

0,1

5

Библиотечный фонд
(П5)

9

Соответствует квалифика-
ционным требованиям

1

Не выполняются требования
к обновляемости
литературы

0,5

Не соответствует квалифи-
кационным требованиям

0,1

6

Результаты
промежуточного
государственного
контроля (процент
не прошедших
специальностей),
(П6)

8

9 % и ниже

1

В пределах (10-24 %)

0,5

25 % и выше

0,1

7

Качественный
состав студентов
при приеме в вуз
(средний балл
Единого нацио-
нального тестиро-
вания и комплекс-
ного тестирова-
ния), (П7)

7

Средний балл 80-100

1

Средний балл 51-79

0,5

Средний балл 45-50

0,1

8

Затраты вуза на
обучение одного
студента (П8)

6

Расходы на обучение
соответствуют 100 % и
выше от нормы, установ-
ленной постановлением
Правительства Республики
Казахстан

1

Расходы на обучение в
пределах 91-99 % от
нормы, установленной
постановлением
Правительства Республики
Казахстан

0,5

Расходы менее 90 % от
нормы, установленной
постановлением
Правительства Республики
Казахстан

0,1

9

Соблюдение
законов и
постановлений
Правительства
Республики
Казахстан
в области
образования (П9)

6

Соблюдение требований

1

Несоблюдение требований
постановлений
Правительства Республики
Казахстан

0,5

Несоблюдение требований
законов Республики
Казахстан

0,1

10

Доля студентов,
обучающихся по
государственному
заказу (П10)

6

61-100 %

1

31-60 %

0,5

0-30 %

0,1

11

Доля студентов,
обучающихся по
дневной форме
(дневная/
(дневная +
заочная +
вечерняя), (П11)

5

75 % и выше

1

В пределах 51-74 %

0,5

50 % и ниже

0,1

12

Срок деятельности
вуза (П12)

4

25 лет и выше

1

16-24 лет

0,5

1-15 лет

0,1

Приложение 2    
к Критериям оценки 
степени риска   
в области образования

 Для организаций образования, осуществляющих образовательную
 деятельность технического и профессионального, послесреднего
                            образования

Наименование
критерия для
оценки степени
риска (Пі)

Доля
критерия в
общей сумме
показателя
(в баллах),
Ді

Качественные показатели
для определения весового
коэффициента

Весовой
коэффи-
циент,
Кіj

1

2

3

4

5

1

Соблюдение
Государственных
общеобязательных
стандартов
образования
Республики
Казахстан (П1)

16

Соблюдение требований

1

Незначительные нарушения
(менее 30 %)

0,5

Значительные нарушения
(более 30 %)

0,1

2

Доля штатных
преподавателей от
их общего числа,
наличие категорий
(П2)

14

Соблюдение квалификацион-
ных требований

1

Незначительное
несоответствие одного
из показателей

0,5

Несоответствие обоих
показателей

0,1

3

Оснащенность
учебного процесса
учебно-лаборатор-
ным оборудованием
(П3)

13

Соответствует требованиям

1

Наличие частично морально
устаревшего оборудования

0,5

Отсутствует или не
соответствует требованиям

0,1

4

Библиотечный фонд
(П4)

12

Соответствует квалифи-
кационным требованиям

1

Не выполняются требования
к обновляемости
литературы

0,5

Не соответствует квали-
фикационным требованиям

0,1

5

Соблюдение
законов и
постановлений
Республики
Казахстан (П5)

11

Отсутствие нарушений

1

Несоблюдение менее 30 %
требований

0,5

Несоблюдение более 30 %
требований

0,1

6

Затраты на
обучение одного
обучающегося (П6)

10

Расходы на обучение 100 %
и выше от установленной
нормы

1

Расходы на обучение в
пределах 91-99 % от
установленной нормы

0,5

Расходы менее 90 % от
установленной нормы

0,1

7

Доля обучающихся
по государствен-
ному образова-
тельному заказу
(П7)

9

61-100 %

1

31-60 %

0,5

0-30 %

0,1

8

Доля обучающихся
по дневной форме
(дневная/
(дневная +
заочная +
вечерняя), (П8)

8

75 % и выше

1

В пределах 51-74 %

0,5

50 % и ниже

0,1

9

Срок деятельности
организации
образования (П9)

7

25 лет и выше

1

16-24 лет

0,5

1-15 лет

0,1

Приложение 3   
к Критериям оценки 
степени риска   
в области образования

   Для организаций образования, осуществляющих образовательную
 деятельность начального, основного среднего и общего среднего
                           образования

Наименование
критерия для оценки
степени риска, (Пі)

Доля
критерия
в общей
сумме по-
казателя
(в баллах),
Ді

Качественные показатели
для определения
весового коэффициента

Весовой
коэффи-
циент,Кіj

1

2

3

4

5

1

Соблюдение
Государственных
общеобязательных
стандартов образо-
вания Республики
Казахстан и
квалификационных
требований (П1)

20

Отсутствие нарушений

1

Несоблюдение менее 30 %
требований

0,5

Несоблюдение более 30 %
требований

0,1

2

Доля учителей
высшей и первой
категорий (П2)

17

Соответствует
квалификационным
требованиям (не менее
30 %)

1

Несоблюдение менее 30 %
требований

0,5

Несоблюдение более 30 %
требований

0,1

3

Средний балл
Единого националь-
ного тестирования
(П3)

15

Средний балл 80 и выше

1

Средний балл 51-79

0,5

Средний балл 45-50

0,1

4

Наличие призеров-
участников
республиканских,
международных конкурсов, олим-
пиад, обладателей
знака «Алтын белгі»
(П4)

14

Призеры международных
конкурсов, олимпиад,
обладатели знака «Алтын
белгі»

1

Призеры республиканских
конкурсов, олимпиад

0,5

Отсутствуют

0,1

5

Библиотечный фонд
(П5)

13

Соответствует квалифи-
кационным требованиям

1

Не выполняются требо-
вания к обновляемости
литературы

0,5

Не соответствует
квалификационным
требованиям

0,1

6

Результаты
промежуточного
государственного
контроля (П6)

11

100 % - ная сдача ПГК

1

Сдали ПГК 93-99 %
учащихся

0,5

Не преодолели пороговый
уровень

0,1

7

Отклонение
численности
учащихся от нормы
(П7)

10

Отклонение численности
учащихся от нормы до
10 %

1

Отклонение численности
учащихся от нормы от
10 % до 50 %

0,5

Отклонение численности
учащихся от нормы более
50 %

0,1

Приложение 4   
к Критериям оценки 
степени риска   
в области образования

       Зоны по степеням риска для каждого уровня образования

Зоны по степеням риска

Рk, баллы

Вузы

1

Зона с высокой степенью риска

10-40 баллов (33,3 %)

2

Зона со средней степенью риска

41-70 баллов (33,3 %)

3

Зона с незначительной степенью риска

71-100 баллов (33,3 %)

Колледжи и профессиональные лицеи

1

Зона с высокой степенью риска

10-20 баллов (11,1 %)

2

Зона со средней степенью риска

21-40 баллов (22,2 %)

3

Зона с незначительной степенью риска

41-100 баллов (66,7 %)

Школы

1

Зона с высокой степенью риска

для сельских школ:
10-15 баллов (5,6 %);
для городских школ:
10-25 баллов (16,7 %)

2

Зона со средней степенью риска

для сельских школ:
16-25 баллов (11,1 %);
для городских школ:
26-40 баллов (16,7 %)

3

Зона с незначительной степенью риска

для сельских школ:
26-100 баллов (83,3 %);
для городских школ:
41-100 баллов (67,7 %).

Приложение 2          
к совместному приказу      
и.о. Министра образования и науки
Республики Казахстан      
от 12 февраля 2010 года № 60  
и Министра экономики и     
бюджетного планирования    
Республики Казахстан     
от 19 февраля 2010 года № 85

Форма

Проверочный лист по проверкам в области образования

1. Орган, назначивший проверку: _____________________________________

2. Наименование субъекта контроля: __________________________________
_____________________________________________________________________

3. Местонахождение организации образования (юридический адрес,
телефон, электронный адрес): ________________________________________
_____________________________________________________________________

4. РНН (БИН): _______________________________________________________

5. Акт о назначении проверки: «___» _____ 20__ года № _____

Требования к образовательной деятельности

Н

ОН

УРП

ПН

УПП

1

1.1. Соблюдение правил приема на обучение
в организации образования (по уровням
образования).






2

2.1. Соблюдение порядка перевода и
восстановления обучающихся в организациях
образования (по уровням образования).






3

3.1. Доля штатных преподавателей от их общего
числа.






3.2. Доля штатных ППС с учеными степенями и
учеными званиями от их общего числа, в том
числе по базовым и профильным дисциплинам ГОСО.






3.3. Доля преподавателей с почетными званиями
Республики Казахстан, имеющих диплом об
окончании военных академий, университетов в
области гражданской обороны, пожарной безопас-
ности, чрезвычайных ситуаций, в воинском звании
не ниже полковника, проходивших службу в
оперативных подразделениях, имеющих звание
«мастер спорта» и выше, от числа штатных
преподавателей, в том числе по базовым и
профильным дисциплинам ГОСО.






3.4. Численность штатных докторов наук по
каждой научной специальности подготовки,
имеющих стаж научно-педагогической работы не
менее 3 лет. Наличие зарубежных ученых со
степенями доктор философии (PhD) и доктор
по профилю.






3.5. Доля преподавателей высшей и первой
категорий и/или магистров, кандидатов, докторов
наук, с учеными званиями от их общего числа.






4

4.1. Наличие фонда учебной, учебно-методической
и научной литературы по отношению к контингенту
обучающихся на полный цикл обучения.
Пропорциональность изданий на казахском и
русском языках контингенту обучающихся по
языкам обучения.






4.2. Наличие учебной, учебно-методической и
научной литературы на электронных и магнитных
носителях в установленном объеме.






4.3. Наличие изданий основной учебной
литературы по дисциплинам социально-
гуманитарного профиля за последние 5 лет;
по естественным, техническим, сельскохозяйст-
венным и другим дисциплинам — за последние
10 лет.






5

5.1. Наличие собственных, принадлежащих на
праве хозяйственного ведения или оперативного
управления материальных и нематериальных
активов.






5.2. Соответствие учебной площади на
1 обучающегося






5.3. Оснащенность компьютерным классом,
учебно-лабораторным оборудованием и
техническими средствами обучения, приборным
обеспечением, фондовым материалом.






6

6.1. Соответствие минимальных расходов на один
год обучения одного обучающегося уровню
расходов, предусмотренных постановлением
Правительства РК по утверждению государствен-
ного заказа на подготовку специалистов на
соответствующий учебный год.






7

7.1. Наличие договоров с организациями,
определенными в качестве баз практики.






8

8.1. Наличие медицинского обслуживания и
объектов питания для обучающихся.






9

9.1. Ведение лекций профессорами, доцентами,
старшими преподавателями.






9.2. Укомплектованность кафедры.






9.3. Остепененность кафедры.






10

10.1. Проведение научно-исследовательской и
педагогической деятельности, повышение
квалификации и переподготовки кадров.






11

11.1. Соответствие рабочих учебных планов
и рабочих учебных программ государственным
общеобязательным стандартам образования.






12

12.1. Соответствие контингента обучающихся в
расчете на одного преподавателя государственным
общеобязательным стандартам образования (в
соответствии с ГОСО РК 5.03.008-2006 «Система
образования Республики Казахстан. Контингент
обучающихся». Основные положения).






12.2. Соответствие наполняемости классов и
учебной площади санитарным правилам и нормам.






13

13.1. Реализация профессиональных учебных
программ высшего и послевузовского образования:
по 1-2 группам специальностей высшего
образования — институты; по 1-2 группам
специальностей высшего и послевузовского
образования — академии; по 3 и более группам
специальностей высшего и послевузовского
образования — университеты.






      Примечание: Н - имеются нарушения
      ОН - отсутствуют нарушения
      УРП - устранены в рабочем порядке
      ПН - повторное нарушение
      УПП - устранение при повторной проверке
      ППС - профессорско-преподавательский состав
      ГОСО - государственный общеобязательный стандарт образования
      PhD - доктор философии

      Должностное лицо:
      _____________________ ____________________ "__"_____ 2010 года
            (Ф.И.О.)               подпись

      Представитель проверяемого субъекта:
      _____________________ ____________________ "__"_____ 2010 года
            (Ф.И.О.)               подпись