Оглавление

О вопросах модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2009 года № 778. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2010 года № 1146

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 01.11.2010 № 1146.

      В целях модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан.
      2. Утвердить прилагаемый Комплексный план на 2010 - 2014 годы по реализации Концепции модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан (далее - План).
      3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан обеспечить координацию выполнения Плана.
      4. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить реализацию мероприятий предусмотренных Планом, и представлять ежегодно, к 15 января и 15 июля, в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан информацию о ходе его выполнения.
      5. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно, к 25 января и 25 июля, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Плана.
      6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова С.Н.
      7. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 26 мая 2009 года № 778

Концепция
модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства
Республики Казахстан

Введение

      Настоящая Концепция модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан (далее - Концепция) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данного на совещании по актуальным вопросам социально-экономического развития Казахстана в 2009 году (протокол от 31 марта 2009 года № 61-7.97, пункт 2.1.) и в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2006 - 2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2006 года № 553.
      В 1996 году были начаты системные реформы в жилищно-коммунальной сфере, обеспечившие создание конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), поэтапный переход к тарифам на услуги коммунальных предприятий до уровня, покрывающего их издержки, проведение демонополизации сектора и массовой приватизации жилого фонда. Кроме того, были внедрены государственное регулирование тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов и меры социальной защиты в виде оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам) за счет средств местных бюджетов.
      Все это позволило отказаться от принципа дотирования ЖКХ и выйти на качественно новый уровень жилищных отношений.
      По итогам прошедших лет можно сделать вывод о том, что в целом реформа ЖКХ состоялась, ранее поставленные задачи выполнены.
      Вместе с тем, сегодня встают вопросы создания условий для развития рынка коммунальных услуг, повышения инвестиционной привлекательности коммунального сектора, применения механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), стимулирования частных инвестиций в отрасль, создания эффективной системы использования ресурсосберегающих технологий, перехода от затратной системы тарифообразования к стимулирующей.
      Концепция определяет основные направления формирования единой государственной политики в отрасли и механизмы ее реализации.
      Для целей настоящей Концепции ЖКХ рассматривается как совокупность коммунального и жилищного секторов.
      Коммунальный сектор включает в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов, а также объекты и территории специального назначения.
      Жилищный сектор включает в себя объекты, жилищного фонда, регулируемые Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях".

1. Анализ современного состояния ЖКХ
Анализ отдельных составляющих коммунального сектора

      В 2007 году было оказано коммунальных услуг на сумму 101,9 млрд. тенге (здесь и далее данные Агентства Республики Казахстан по статистике).
      Потребительские расходы составили 142 тыс. тенге на одно домашнее хозяйство, из них 10 % или 14 тыс. тенге - на коммунальные услуги. Это наибольшая после расходов на продукты питания и одежду статья расходов населения.
      В сфере ЖКХ занято около 200 тыс. человек, что составляет 18,3 % от общего числа занятых в промышленности.
      Теплоснабжение.
      Общая протяженность тепловых сетей по республике составляет 10,7 тыс. км, из них 18,7 % нуждается в замене.
      В 2007 году предприятиями теплоснабжения было отпущено 61,3 млн. Гкал тепловой энергии, из них для населения - 20 млн. Гкал.
      В 2007 году доход, полученный за отпущенную населению теплоэнергию, составил 33 млрд. тенге или 40,8 % от общереспубликанского дохода.
      Водоснабжение.
      В стране действуют 412 водоснабжающих предприятий, имеющих 998 водопроводов, и 416 отдельных водопроводных сетей.
      Протяженность водоводов в стране составляет 24,0 тыс. км, из них:
      уличных - 14,9 тыс. км, из которых 47,7 % нуждаются в замене;
      внутриквартальных и внутридворовых - 5,0 тыс. км.
      Предприятиями водоснабжения в 2007 году было отпущено потребителям 948,5 млн. куб. м. воды, в том числе 385 млн. куб. м. населению. Общий доход за отпущенную воду составил 18,8 млрд. тенге, в том числе от населения 7,3 млрд. тенге.
      Водоотведение.
      Канализационные сети имеются в 201 населенном пункте, из них 101 в сельских населенных пунктах. Действуют 434 канализационных сооружения и 296 отдельных канализационных сетей. Протяженность главных коллекторов и уличной канализационной сети составляет 10,5 тыс. км. Из них 2,2 тыс. км труб нуждаются в замене.
      Через очистные сооружения пропущено сточных вод за анализируемый год 555,4 млн. куб.м или 85,9 % от общего пропуска канализационных сточных вод.
      Газоснабжение.
      Всего газифицировано 514 населенных пунктов, из них 466 - природным газом.
      Объем природного газа, поданного в сеть составил 7 614,5 млн. куб.м., из них для населения - 20,6 %.
      Объем отпущенного сжиженного газа в 2007 году составил 18 тыс. тонн, из них для населения - 14,9 тыс. тонн или 82,5 %.
      Доходы распределяющих предприятий от реализации природного газа составили 31,3 млрд. тенге, сжиженного - 1,4 млрд. тенге, из них от населения - 36,9 % и 84,7 %, соответственно.
      Оплачено потребителями за природный газ 29,4 млрд. тенге, за сжиженный - 1,3 млрд. тенге, из них населением - 37,4 % и 87,4 %, соответственно.
      Канализация и удаление отходов.
      Объем услуг по канализации и удалению отходов составил 19,4 млрд. тенге или 1,1 % от общего объема услуг. На долю частной формы собственности приходится 74,1 % от общего объема услуг, 25,8 % - на долю государственных предприятий.
      Текущее состояние коммунального сектора по данным акиматов областей, городов Астаны и Алматы характеризуется следующими показателями:
      уровень износа в среднем составляет по сетям от 65 % (тепловые сети) до 73 % (электрические сети), по сооружениям от 58 % (водопроводные насосные станции) до 74,2 % (очистные сооружения канализации);
      потери тепловой энергии в сетях достигают 35 %, воды - 32 %, электроэнергии при транспортировке до потребителя - 17 %, природного газа при его распределении - 1,9 %;
      обеспеченность жилых домов системами газоснабжения включая сжиженный газ составляет 87 %, центрального водоснабжения - 55 %, канализации - 45 %, центрального отопления - 39 %, горячего водоснабжения - 34 %.

Анализ состояния жилищного сектора

      По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2009 года общая площадь жилых домов составляет 260,6 млн. кв. м, в том числе:
      в многоквартирных жилых домах 157,0 млн. кв. м. или 60,2 % от общей площади;
      в городской местности 150,4 млн. кв. м. или 57,7 %;
      частной формы собственности 253 691,9 млн. кв. м. или 97,4 %;
      требуют капитального ремонта 50,0 млн. кв. м. или 31,8 %.
      Всего жилых домов 1 780 803 единиц, из них в городе 582 250, на селе 1 198 553.
      По данным областных акиматов и акиматов городов Астаны и Алматы объем подлежащего сносу аварийного жилья составляет 3,8 млн. кв. метров (2,5 %), в том числе: бесхозяйное (брошенное) жилье - 1,6 млн. кв. метров, требующее переселения граждан - 2,2 млн. кв. м.
      Региональные программы, содержавшие мероприятия по содержанию, ремонту или сносу ветхого и аварийного жилья, оказались малоэффективными из-за недостатка средств в местных бюджетах на снос домов и их утилизацию, а также отсутствия жилья для переселения граждан из аварийных домов.
      Кроме того, жилища после переселения из них жителей остаются в собственности этих граждан. Без законодательного решения вопроса права собственности на жилища местный исполнительный орган не вправе производить его снос.
      По данным областных акиматов и акиматов городов Астаны и Алматы на 1 января 2009 года в жилом фонде требуют ремонта более 3 100 лифтов (замены - более 1 600 единиц, капитального ремонта - 1 500 единиц).
      Ориентировочные затраты на ремонт лифтового хозяйства объектов кондоминиумов составляют 10,8 млрд. тенге.

Анализ нормативной правовой базы

      Анализ нормативной правовой базы в области ЖКХ свидетельствует о следующем:
      правоотношения между задействованными на рынке организациями коммунального сектора, государственными органами и потребителями коммунальных услуг не урегулированы ввиду отсутствия компетенции какого-либо государственного органа на принятие соответствующих нормативных правовых актов либо урегулированы частично в рамках другого отраслевого законодательства;
      отсутствуют определения основных терминов и понятий в области ЖКХ: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, виды коммунальных услуг.
      Вместе с тем, компетенция государственных органов в области ЖКХ должна быть более четко определена законодательством. Кроме того, отсутствие основных для отрасли определений и терминов делает невозможным четкое определение: сферы действия принимаемых нормативных правовых актов в области ЖКХ, сферы и границ ответственности государственных органов, видов и содержания оказываемых коммунальных услуг.

2. Цели и задачи Концепции

      Целью настоящей Концепции является повышение устойчивости и надежности систем жизнеобеспечения, надлежащее содержание объектов и территорий населенных пунктов для создания комфортных и безопасных условий проживания граждан.
      Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
      повысить эффективность государственного управления ЖКХ;
      повысить инвестиционную привлекательность коммунального сектора путем стимулирования ГЧП и частных инвестиций;
      стимулировать использование ресурсосберегающих технологий в ЖКХ;
      усовершенствовать систему тарифообразования;
      усовершенствовать нормативную правовую и техническую базу.

3. Направления и механизмы реализации Концепции
Инвестиционное планирование в коммунальном секторе

      Подготовка инвестиционных предложений, предполагающих бюджетные инвестиции, должна проводиться своевременно и качественно с учетом следующих критериев:
      баланс интересов государства и частного сектора;
      справедливое распределение рисков и выгод;
      жесткий контроль за достижением запланированных результатов.
      С учетом установленного порядка, закрепленных функций и ответственности необходимо:
      проведение инвентаризации коммунального сектора, выявление бесхозяйных объектов и решение вопроса их передачи в государственную собственность с возможностью дальнейшей передачи в уставной капитал эксплуатирующих организаций;
      составление прогноза объемов производства и потребления коммунальных услуг, роста уровней тарифов на коммунальные услуги;
      разработка инвестиционных программ предприятий коммунального сектора с учетом обязательного внедрения ресурсосберегающих технологий и определением схемы и источников финансирования;
      разработка и утверждение критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов в коммунальном секторе;
      выработка предложения по механизму бюджетного субсидирования проектов модернизации и развития коммунального сектора;
      составление общего перечня инвестиционных проектов с выделением финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов на паритетной основе.
      При инвестиционном планировании в коммунальном секторе необходимо обеспечить:
      приоритеты социальной политики государства;
      принцип сбалансированности потребностей и ресурсов;
      максимальную эффективность инвестиций;
      механизмы гарантированного вложения инвестиций;
      мониторинг региональных программ.
      При этом, необходимо определить общий порядок централизованного инвестиционного планирования, распределив обязанности между центральным государственным и местными исполнительными органами.

Повышение инвестиционной привлекательности в
коммунальном секторе

      Коммунальный сектор обладает значительным инвестиционным потенциалом, внутренними резервами для обеспечения развития и модернизации.
      В настоящее время в целях повышения инвестиционной привлекательности сектора проводится следующая работа:
      утверждены предельные тарифы на электроэнергию для групп электростанций;
      введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток по регионам республики и вводятся по объемам потребления ;
      планируется увеличение количества субъектов естественных монополий, работающих по предельным тарифам на среднесрочный и долгосрочный период, что обеспечит стабильность тарифов на регулируемые услуги и появится их инвестиционная привлекательность.
       Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий будет проводиться политика, направленная на ликвидацию сверхнормативных и сокращение нормативных потерь субъектов естественных монополий, что позволит повысить эффективность деятельности предприятий.
      В вопросах привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор имеются следующие проблемы:
      наличие экономических (низкие доходы населения, валютные риски) препятствий, а также недостаточный уровень регулирования взаимоотношений государства и бизнеса при реализации ГЧП в области ЖКХ, отсутствие компетенции и ответственности государственных органов по ряду важных для развития отрасли вопросов;
      возможность использования существующих мер государственной поддержки (компенсация инвестиционных затрат, софинансирование и др.) только в рамках одной формы ГЧП - концессии .
      В рамках Концепции для повышения инвестиционной привлекательности сектора будут приняты следующие меры:
      проведение взвешенной тарифной политики, основанной на новых методах тарифного регулирования и широкого использования существующих методов тарифообразования, стимулирующих повышение эффективности предприятий коммунального сектора. В частности, в дополнение к существующему нормативному методу тарифообразования, предусматривается внедрение в практику нового метода стимулирующего регулирования - бенчмаркинга ;
      введение дифференциации тарифов на услуги водоснабжения, по группам потребителей в зависимости от объемов потребления при установлении нормативной величины потребления воды;
      внедрение экономически обоснованных дифференцированных тарифов по водо- и теплоснабжению;
      снятие ограничений для субъектов естественных монополий на занятие иными видами деятельности, недопуская ими ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках;
      предоставление субъекту регулируемого рынка возможности гибкого реагирования на изменения, происходящие на регулируемых рынках, не превышая установленного уровня цен. При этом, регулирующий орган вправе снижать цены при проведении экспертизы;
      ужесточение государственного контроля за целевым назначением инвестиций, финансовой дисциплины исполнения тарифной сметы, для чего будут рассмотрены вопросы совершенствования методик контроля, законодательного закрепления соответствующих функций государственных органов;
      внесение изменений в действующий механизм оказания жилищной помощи в части прямого направления данной помощи на счета услугодателей;
      предоставление через институты развития Республики Казахстан целевых займов на модернизацию и обновление основных фондов в коммунальном секторе;
      выпуск ценных бумаг (облигаций), обеспеченных объемом потребления коммунальных услуг организациями бюджетной сферы;
      законодательное закрепление процедур и условий организации и реализации проектов с использованием механизмов ГЧП в области ЖКХ;
      совершенствование мер государственной поддержки инвестиций в области коммунального сектора;
      обеспечение уровня доходности проектов без значительного повышения тарифов, что, возможно, потребует ввода механизма бюджетного субсидирования "инвестиционной составляющей" тарифа и его постепенного замещения внутренними резервами коммунального сектора.
      Реализация этих мер будет осуществляться с учетом социальной политики государства, современных тенденций регулирования и особенностей функционирования коммунальных предприятий в Казахстане, при условии соблюдения следующих контрактных условий:
      обеспечение целевого назначения инвестиционной составляющей тарифов на регулируемые коммунальные услуги;
      обеспечение целевого назначения бюджетных субсидий;
      снижение потерь и непроизводственных расходов;
      внедрение ресурсосберегающих технологий;
      обеспечение экологической эффективности.

Содержание жилищного фонда

      Значительная часть жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте либо находится в аварийном состоянии и требует сноса.
      В целях обеспечения безопасных условий для проживания граждан местным исполнительным органам необходимо:
      провести инвентаризацию жилищного фонда с целью выявления аварийного жилья, подлежащего сносу или капитальному ремонту;
      разработать мероприятия по сносу аварийного жилья.
      Финансирование сноса аварийных домов должно осуществляться из следующих источников:
      за счет местных бюджетов - при изъятии земельных участков для государственных нужд, при сносе бесхозяйного (брошенного) жилья и жилья, от которого собственники добровольно отказались;
      за счет собственников квартир - при их желании вторично использовать строительные материалы, полученные при демонтаже зданий.
      К объектам повышенной опасности в жилом доме относятся лифты, большинство которых требуют немедленных единовременных затрат на ремонт или замену.
      Областные акиматы и предпринимательские структуры готовы принять лифтовое хозяйство объектов кондоминиума в собственность с соответствующим финансированием его ремонта и обслуживания.
      Вместе с тем, лифты относятся к общему имуществу объектов кондоминиума и являются общей собственностью владельцев квартир. Это служит препятствием для передачи лифтов в коммунальную собственность или собственность частных структур.
      Обеспечение ремонта лифтового хозяйства объектов кондоминиума возможно по двум направлениям:
      рассмотрение законодательной возможности передачи лифтов в коммунальную собственность местных исполнительных органов или собственность предпринимательских структур при согласии собственников квартир (помещений), проживающих в объекте кондоминиума;
      включение мероприятий по ремонту лифтового хозяйства в региональные программы модернизации ЖКХ.
      Решение этих вопросов позволит обеспечить замену и капитальный ремонт более 3 тысяч лифтов, тем самым, создав безопасные условия проживания граждан в жилищном фонде площадью 5,8 млн. кв. метров.

Благоустройство и содержание объектов и территории
населенных пунктов

      Объекты и территории населенных пунктов можно условно разделить на группы:
      общего пользования: дороги, тротуары, фонтаны, памятники, монументы, мосты, транспортные развязки, ливневая канализация;
      специального назначения: кладбища, полигоны твердых бытовых отходов, автодромы, пляжи, скотомогильники, зоны отдыха.
      Вопросы содержания и благоустройства объектов и территорий населенных пунктов решаются местными исполнительными органами, их структурными подразделениями и организациями коммунального сектора.
      Основной задачей государственного регулирования в отношении указанных объектов и территорий является закрепление функций, полномочий и разграничение компетенции между различными государственными органами как по вертикали, так и по горизонтали, при этом:
      центральным исполнительным органам, уполномоченным в соответствующих областях, рекомендуется разработать и утвердить в пределах компетенции единые для всех населенных пунктов Республики Казахстан методики, правила осуществления деятельности в области ЖКХ, технические регламенты, стандарты;
      местным исполнительным органам рекомендуется разработать и утвердить правила содержания и благоустройства объектов и территорий населенных пунктов, на основе единых методик, правил и других нормативных правовых актов в области ЖКХ, разработанных и утвержденных центральными исполнительными органами.

4. Повышение эффективности государственного управления

      В настоящее время регулирование вопросов питьевого водоснабжения и водоотведения в пределах своей компетенции осуществляет Министерство сельского хозяйства , вопросов по коммунальным отходам и сброса сточных вод в недра - Министерство охраны окружающей среды , электро-, газо-, теплоснабжения в пределах балансовой принадлежности генерирующих объектов - Министерство энергетики и минеральных ресурсов, в сфере жилищных отношений - Министерство индустрии и торговли , аварийности объектов коммунального сектора - Министерство по чрезвычайным ситуациям , тарифообразования предприятий коммунального сектора - субъектов естественных монополий - Агентство по регулированию естественных монополий , защиты прав потребителей и обеспечению добросовестной конкуренции - Агентство по защите конкуренции , организации и управления коммунальными службами населенных пунктов - местные исполнительные органы .
      Для повышения эффективности государственного управления в сфере ЖКХ необходимо принять следующие меры:
      рассмотреть возможность создания центрального уполномоченного органа в сфере ЖКХ на базе Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли, наделив его соответствующими полномочиями, обеспечивающими межотраслевую координацию центральных и местных исполнительных органов;
      на уровне местных исполнительных органов городов областного значения и районов в пределах имеющейся штатной численности рассмотреть возможность реформирования структуры управления и создания служб содержания ЖКХ в форме государственных учреждений с соответствующими подразделениями: производственно-технический отдел, сметная группа, жилищная и техническая инспекции и другие;
      рассмотреть возможность получения грантов местными исполнительными органами;
      разработать с учетом зарубежного опыта рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в организациях коммунального сектора, внедрению стандартов качества оказания услуг, выполнению функций основного акционера со стороны местных исполнительных органов.

5. Финансовое обеспечение

      Источниками финансирования реализации настоящей Концепции являются собственные средства организаций коммунального сектора, заемные и бюджетные средства.
      Системным преимуществом бюджетного субсидирования "инвестиционной составляющей" тарифа является возможность плавного, в рамках исполнения договорных обязательств, сокращения бюджетных затрат по мере извлечения внутренних ресурсов коммунального сектора, связанных с уменьшением потерь и непроизводственных расходов. При этом параметры инвестиционной составляющей должны быть определены на этапе инвестиционного планирования и зафиксированы в качестве договорных обязательств.
      Одной из основных проблем, препятствующей нормальному функционированию хозяйствующих субъектов не только в сфере ЖКХ в Казахстане, является затрудненность доступа к долгосрочным кредитам по разумным ставкам для реализации инвестиционных проектов.
      Для обеспечения долгосрочного финансирования предприятий коммунального сектора, в том числе и полностью находящихся в государственной собственности, во многих странах мира были разработаны специальные механизмы, в том числе:
      заключены долгосрочные контракты на основе ГЧП для решения проблем финансирования коммунальных предприятий (Шотландия, Северная Ирландия);
      за счет отраслевых ассоциаций, аккумулирующих взносы участников и другие финансовые средства;
      выпуск специальных инфраструктурных облигаций. Накопительные пенсионные фонды , которые располагают значительными финансовыми ресурсами, выступают основными инвесторами.
      В ЖКХ Казахстана для решения данной проблемы будут:
      реализованы меры стимулирования ГЧП;
      изучен международный опыт обеспечения долгосрочного финансирования;
      рассмотрен вопрос создания Фонда развития коммунального сектора для возможного субсидирования ставки вознаграждения по банковским кредитам, применения льготных процентных ставок и другое.

6. Нормативное правовое и методическое обеспечение

      Будет проведена работа по анализу действующих нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, по вопросам государственного управления в области ЖКХ.
      В рамках данного вопроса предлагается рассмотреть возможность разработки проекта закона, регламентирующего вопросы государственного регулирования ЖКХ, внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан: в Бюджетный кодекс Республики Казахстан в части определения механизма бюджетного субсидирования "инвестиционной составляющей" тарифа на услуги коммунального сектора, в части установления ответственности в Кодексе об административных правонарушениях Республики Казахстан, в законы Республики Казахстан " Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан ", " О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан " в части установления компетенций государственных органов.
      Кроме того, необходимо проводить постоянную и системную работу по совершенствованию нормативно-технической и методической базы функционирования ЖКХ.

7. Мониторинг

      В целях осуществления контроля за реализацией мер по модернизации и развитию ЖКХ необходимо проведение анализа состояния отрасли на основе постоянного мониторинга.
      Одним из основных механизмов мониторинга должен стать контроль за дисциплиной исполнения инвестиционных проектов и региональных программ модернизации и развития ЖКХ.
      Для решения указанных задач будут приняты следующие меры:
      усовершенствована система статистических наблюдений;
      разработана система специальной отчетности для осуществления мониторинга исполнения инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных и иных средств и несущих в себе социальную ответственность;
      разработана система централизованного мониторинга исполнения региональных программ реформирования коммунального сектора.

8. Кадровое обеспечение

      Действенной мерой по повышению эффективности государственного управления должны стать меры по предотвращению характерной в отрасли текучести квалифицированных кадров.
      Необходимо усилить систему подготовки квалифицированных специалистов для государственных органов, работников коммунального сектора.
      В этой связи, должна быть возобновлена работа по подготовке и переподготовке кадров для ЖКХ как в высших учебных заведениях, так и в учебных заведениях, реализующих техническое и профессиональное образование, в особенности по специальностям "водоснабжение и канализация", "теплогазоснабжение", "управление коммунальным хозяйством", а также созданы условия для прохождения практики непосредственно на предприятиях.
      Также, необходимо разработать предложения по созданию специализированного научно-исследовательского центра по проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
      В целом, необходима государственная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров как для государственных органов, так и непосредственно для организаций коммунального сектора.

9. Ожидаемые результаты

      Реализация Концепции позволит обеспечить оптимальное достижение целей и задач по модернизации и развитию ЖКХ.
      Будут обеспечены механизмы повышения инвестиционной привлекательности коммунального сектора за счет новой тарифной политики.
      Снизится нагрузка на государственный бюджет за счет развития государственно-частного партнерства и привлечения частного капитала.
      Модернизация ЖКХ обеспечит надежность работы инженерных систем, создаст комфортные и безопасные условия проживания граждан, приведет к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, экономии энергетических и материальных ресурсов.

Утвержден        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 26 мая 2009 года № 778 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
на 2010 - 2014 годы по реализации Концепции модернизации и
развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан


п/п

Мероприятия

Форма завершения

Ответствен-
ный за
исполнение
(реализацию)

Срок испол-
нения
(реали-
зации)

Предпола-
гаемые
расходы*
(млн. тенге)

Источники
финансиро-
вания

1

2

3

4

5

6

7

1. Инвестиционное планирование в коммунальном секторе

1.

Разработать общий
порядок центра-
лизованного ин-
вестиционного
планирования,
предусмотрев в
нем:

1) распределение
обязанностей меж-
ду центральными
и местными испол-
нительными орга-
нами;

2) составление
прогноза объемов
производства и
потребления ком-
мунальных услуг,
роста уровней
тарифов на комму-
нальные услуги;

3) разработку
инвестиционных
программ  пред-
приятий комму-
нального сектора
с учетом обяза-
тельного внедре-
ния ресурсосбе-
регающих техно-
логий и опреде-
лением схемы и
источников
финансирования

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭБП,
МСХ, МЭМР,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


2.

Разработать
кри терии отбора
инвестиционных
проектов в
коммунальном
секторе

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭБП,
МСХ, МЭМР,
акимы
областей,
городов
Астаны и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


3.

Разработать
предложения по:

1) передаче бес-
хозяйных объек-
тов в государст-
венную собствен-
ность с возмож-
ностью дальнейшей
передачи в устав-
ной капитал
эксплуатирующих
организаций;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МФ, АРЕМ,
акимы областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал 2010 г.

Не требуются


2) порядку отбора
инвестиционных
проектов модерни-
зации и развития
коммунального
сектора с учетом
разработанных
критериев, в том
числе внедрения
инновационных
технологий

Информация в МИТ

Акимы областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал 2010 г.

Не требуются


4.

Провести
инвентаризацию
объектов комму-
нального сектора

Информация
в МИТ

Акимы областей,
городов Астаны
и Алматы

II
квартал
2010 г.

Не требуются


5.

Провести «техно-
логический» и
«энергетический»
аудит с примене-
нием тепловизион-
ного неразрушаю-
щего контроля в
целях паспортиза-
ции объектов жи-
лищно-коммуналь-
ного хозяйства

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МООС,
МСХ, МОН,
МЭМР, акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы
АО
«Национальный
научно-техно-
ло гический
хол динг
«Парасат»
(по согласова-
нию)

2010 -
2011
годы

630,0
 
 
 

2010 г. -
210,0
 
 

2011 г. -
420,0

Республиканс-
кий бюджет
 
 

Республиканс-
кий бюджет
 
 

Республиканс-
кий бюджет

6.

Составить
перечень
инвестиционных
проектов
модернизации и
развития
коммунального
сектора

Информация
в МИТ

Акимы областей,
городов Астаны
и Алматы

II
квартал
2010 г.

Не требуются


7.

Обеспечить:

1) использование
принципов Дорож-
ной карты при
финансировании
инвестиционных
проектов
модернизации и
развития жилищно-
коммунального
сектора в 2010
году;

 
Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

 
МИТ, МЭБП,
МЭМР, МСХ,
акимы областей,
городов
Астаны и Алматы


  III
квартал
2010 г.


Не требуются


2) повышение
казахстанского
содержания при
реализации
инвестиционных
проектов модер-
низации и разви-
тия жилищно-
коммунального
хозяйства;

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, заинтересо-
ванные госу-
дарственные
органы

Ежегодно

Не требуются


3) централизован-
ную разработку
технико-экономи-
ческого обоснова-
ния модернизации
и развития систем
водоснабжения и
канализации
областных
цент ров, городов
Астаны и Алматы

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

2010 -
2011
годы

960,0
 

2010 г. -
500,0

2011 г. -
460,0

Республиканс-
кий бюджет
 

Республиканс-
кий бюджет

Республиканс-
кий бюджет

2. Повышение инвестиционной привлекательности коммунального сектора

8.

Внести предложе-
ния по механизму
бюджетного
субсидирования
инвестиционной
потребности с
учетом «инвести-
ционной состав-
ляющей» тарифа
по коммунальным
услугам

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МЭБП, МИТ,
АРЕМ

I квартал
2010 г.

Не требуются


9.

Разработать и
внести предложе-
ния по:

1) привлечению
инвестиций с
использованием
механизма по
выпуску ценных
бумаг (облига-
ций), обеспечен-
ных объемом потребления ком-
мунальных услуг
организациями
бюджетной сферы;


 
  
 
 

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан


 
  
 
 

МЭБП, МФ,
МИТ, АРЕМ


 
 
  
 

январь
2010 г.


 
 
  
 

Не требуются


2) введению
дифференциации
тарифов на услуги
водоснабжения, по
группам потреби-
телей в зависи-
мости от объемов
потребления;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРЕМ, МИТ,
МСХ, акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал 2010 г.

Не требуются


3) внедрению
экономически
обоснованных
дифференцирован-
ных тарифов по
водо- и тепло-
снабжению;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРЕМ, МИТ,
МЭМР, МСХ,
акимы
областей,
гоодов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


4) законодатель-
ному закреплению
процедур и
условии органи-
зации и реализа-
ции инвестицион-
ных проектов с
использованием
механизмов
государственно-
частного парт-
нерства в облас-
ти жилищно-
коммунального
хозяйства;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МЭБП, МИТ,
АО
«Казахстанский
центр
государствен-
но-частного
партнерства»
(по согласо-
ванию)

I квартал
2010 г.

Не требуются


5) проведению
тарифной полити-
ки, основанной
на новых методах
тарифного
регулирования и
широкого исполь-
зования сущест-
вующих методов
тарифообразова-
ния, стимулирую-
щих повышение
эффективности
организаций
коммунального
сектора;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРЕМ, МЭМР,
МСХ

I квартал
2010 г.

Не требуются


6) снятию огра-
ничений для
субъектов естест-
венных монополий
на занятие иными
видами деятель-
ности;

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРЕМ, МЭМР,
МСХ

I квартал
2010 г.

Не требуются


7) предоставлению
субъекту регули-
руемого рынка
возможности гиб-
кого реагирова-
ния на изменения,
происходящие на
регулируемых
рынках, не превы-
шая установлен-
ного уровня цен,
при условии на-
личия прав ре-
гулирующего ор-
гана на снижение
цены при прове-
дении экспертизы

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

АРЕМ, МЭМР,
МСХ

I квартал
2010 г.

Не требуются


10.

Разработать прог-
рамму внедрения
научно-техничес-
ких, инновацион-
ных, ресурсосбе-
регающих техно-
логий в области
жилищно-
комму нального
хозяйст ва

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МОН,
МЭМР,
АО
«Национальный
научно-техно-
логический
холдинг
«Парасат» (по
согласованию)

IV квартал
2010 г.

2010 г. -
20,0

Республиканс-
кий бюджет

11.

Предусмотреть
предоставление
через институты
развития Респуб-
лики Казахстан
целевых займов
на модернизацию
и обновление
основных фондов
в коммунальном
секторе

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
АО «Фонд
национального
благосостояния
«Самрук-
Казына» (по
согласованию)

Один раз в
полугодие
ежегодно
к 25 числу

Не требуются


12.

Реализовать
проекты по
ремон ту систем:

- водоснабжения;

 
 
 

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

 
 
 

МИТ,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

2010 -
2014
годы
 

2010 -
2014
годы

293 140,0
 

132 900,0

2010 г. -
22 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
14 900,0

М.Б. -
7 500,0

2011 г. -
27 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
18 300,0

М.Б. -
9 100,0

2012 г.-
27 700,0
(в том
числе)

Р.Б.-
18 600,0

М.Б.-
9 100,0

2013 г. -
27 700,0
(в том
числе)

Р.Б.-
18 600,0

М.Б.-
9 100,0

2014 г. -
27 700,0
(в том
числе)

Р.Б. -
18 600,0

М.Б. -
9 100,0

 
 
 
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 
Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

- канализация;

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
акимы
областей, городов Астаны и Алматы

2010 -
2014
годы

42 900,0

2010 г. -
8 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 600,0

М.Б. -
2 800,0

2011 г. -
8 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 600,0

М.Б. -
2 800,0

2012 г. -
8 700,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 800,0

М.Б. -
2 900,0

2013 г. -
8 700,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 800,0

М.Б. -
2 900,0

2014 г. -
8 700,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 800,0

М.Б. -
2 900,0

 
 
 
 
 
 
Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

- теплоснабжения;

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, акимы областей, городов Астаны и Алматы

2010 -
2014
годы

67 840,0

2010 г. -
13 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
9 020,0

М.Б. -
4 380,0

2011 г. -
13 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
9 170,0

М.Б. -
4 230,0

2012 г. -
13 680,0
(в том
числе)

Р.Б. -
9 550,0

М.Б. -
4 130,0

2013 г. -
13 680,0
(в том
числе)

Р.Б. -
9 550,0

М.Б. -
4 130,0

2014 г. -
13 680,0
(в том
числе)

Р.Б. -
9 550,0

М.Б. -
4 130,0


 
  
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

- электроснабже-
ния;

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
акимы областей, городов Астаны и Алматы

2010 -
2014
годы

25 000,0

2010 г. -
5 000,0
(в том
числе)

Р.Б. -
3 300,0

М.Б. -
1 700,0

2011 г. -
5 000,0
(в том
числе)

Р.Б. -
3 300,0

М.Б. -
1 700,0

2012 г. -
5 000,0
(в том
числе)

Р.Б. -
3 300,0

М.Б. -
1 700,0

2013 г. -
5 000,0
(в том
числе)

Р.Б. -
3 300,0

М.Б.-
1 700,0

2014 г. -
5 000,0
(в том
числе)

Р.Б. -
3 300,0

М.Б. -
1 700,0

 
 
 
 
 
 
Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

- газоснабжения;

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
акимы областей, городов Астаны и Алматы

2010 -
2014
годы

7 000,0

2010 г. -
1 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 000,0

М.Б. - 400,0

2011 г. -
1 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 000,0

М.Б. - 400,0

2012 г. -
1 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 000,0

М.Б. - 400,0

2013 г.-
1 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 000,0

М.Б. - 400,0

2014 г. -
1 400,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 000,0

МБ. - 400,0


 
 
 
 
Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 
  Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
  

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

- благоустройства

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
акимы областей, городов Астаны и Алматы

2010 -
2014
годы

17 500,0

2010 г. -
8 020,0
(в том
числе)

Р.Б. -
5 300,0

М.Б. -
2 720,0

2011 г. -
2 370,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 600,0

М.Б. - 770,0

2012 г. -
2 370,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 600,0

М.Б. - 770,0

2013 г. -
2 370,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 600,0

М.Б. - 770,0

2014 г. -
2 370,0
(в том
числе)

Р.Б. -
1 600,0

М.Б. - 770,0


 
 
 
  

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет
 
 
 

Республиканс-
кий бюджет

Местный бюджет

3. Содержание жилищного фонда

13.

Провести инвен-
таризацию жилищ-
ного фонда с
целью выявления
аварийного жилья,
подлежащего
сносу, и жилья,
подлежащего
капитальному
ремонту

Информация
в МИТ

Акимы
областей,
городов
Астана и
Алматы

II квартал
2010 г.

Не требуются


14.

Реализовать
мероприятия по
сносу аварийного
жилья

Информация
в МИТ

Акимы
областей,
городов
Астана и
Алматы

2010 -
2014
годы

4 500,0

2010 г. -
500,0

2011 г. -
1 000,0

2012 г. -
1 000,0

2013 г. -
1 000,0

2014 г. -
1 000,0

Местный
бюджет

15.

Внести предло-
жения по предос-
тавлению жилья
для переселения
жильцов аварийных
домов в рамках
Государственной
программы жилищ-
ного строи тельс-
тва в Рес публике
Казахстан на
2008 - 2010 годы

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭБП,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


4. Совершенствование системы государственного управления

16.

Внести предло-
жения о создании
центрального
исполнительного
органа в сфере
жилищно-комму-
нального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МФ, МЭБП,
АРЕМ, МСХ,
МООС,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются



17.

Разработать и
внести предло-
жения по совер-
шенствованию
организационной
структуры управ-
ления жилищно-
коммунальным
хозяйством на
уровне области,
города и района

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭБП,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


18.

Разработать с
учетом зарубеж-
ного опыта реко-
мендации по
совершенствованию
корпоративного
управления в ор-
ганизациях комму-
нального сектора,
внедрению стан-
дартов качества
оказания услуг,
выполнению
функций основного
акционера со
стороны местных
исполнительных
органов

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МФ, МЭБП,
АРЕМ, МСХ,
МООС,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

III
квартал
2010 г.

Не требуются


19.

Разработать пред-
ложения по раз-
граничению ком-
петенции и поряд-
ку взаимодействия
между центральны-
ми и местными
исполнительными
органами в
области жилищно-
коммунального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭМР,
МСХ, МТК,
МООС,
акимы
областей,
городов
Астаны и
Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


20.

Рассмотреть воз-
можность получе-
ния грантов мест-
ными исполнитель-
ными органами для
решения вопросов
жилищно-комму-
нального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МЭБП

I квартал
2010 г.

Не требуются


21.

Разработать ре-
гиональные прог-
раммы модерни-
зации и развития
жилищно-комму-
нального
хозяйства

Информация
в МИТ

Акимы
областей,
городов Астана
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


22.

Внести предло-
жения по созданию
газовых инспекций

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЧС,
МЭМР,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


5. Нормативно-правовое и методическое обеспечение

23.

Внести предло-
жения по разра-
ботке проекта
закона «О госу-
дарственном регу-
лировании в
об ласти жилищно-
коммунального
хозяйства» и
проекта Закона
«О внесении изме-
нений и допол-
нений в некоторые
законодательные
акты Республики
Казахстан по
вопросам жилищно-
комму нального
хозяйства»

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ,
заинтере-
сованные
государствен-
ные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


24.

Принять меры по
совершенствованию
нормативной
пра вовой и норма-
тивно-технической
базы функциониро-
вания жилищно-
коммунального
хозяйства

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, заинтере-
сованные
государствен-
ные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

2010 -
2014
годы

750,0

2010 г. -
150,0

2011 г. -
150,0

2012 г. -
150,0

2013 г. -
150,0

2014 г. -
150,0

Республиканс-
кий бюджет

6. Мониторинг

25.

Разработать и
внести предло-
жения по совер-
шенствованию
сис темы статисти-
ческих наблюдений
в области
жилищно-
комму нального
хозяйства

Предложения
в АС

МИТ,
заинте-
ресованные
государствен-
ные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются



26.

Внести предло-
жения по разра-
ботке системы
централизованного
мониторинга
реализации
региональных
программ и
инвестиционных
проектов
модернизации и
развития жилищно-
коммунального
хозяйства

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МЭБП,
заинтересован-
ные государст-
венные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

IV квартал
2010 г.

Не требуются


7. Кадровое обеспечение

27.

Разработать
предложения по
совершенствованию
системы подготов-
ки кадров как в
высших учебных
заведениях, так
и в учебных заве-
дениях, реализую-
щих техническое и
профессиональное
образование,
для жилищно-
комму нального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН, МИТ,
заинтересован-
ные государст-
венные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


28.

Провести анализ
соответствия
классификатора
специальностей
потребностям
отрасли жилищно-
коммунального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МОН, МИТ,
заинтересован-
ные государст-
венные органы,
акимы
областей,
городов Астаны
и Алматы

I квартал
2010 г.

Не требуются


29.

Разработать пред-
ложения по созда-
нию специализиро-
ванного научно-
исследовательс-
кого центра по
проблемам
жилищно-
комму нального
хозяйства

Предложения
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ, МОН,
АО «Националь-
ный научно-
технический
холдинг
«Парасат»
(по согласо-
ванию)

I квартал
2010 г.

Не требуются


* суммы расходов по республиканскому и местному бюджетам на 2010 - 2014 годы являются предварительными и будут определяться бюджетной комиссией по формированию республиканского и местного бюджетов на соответствующие годы в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Примечание: расшифровка аббревиатур :
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
МООС - Министерство охраны окружающей среды
АРЕМ - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
АС - Агентство Республики Казахстан по статистике
АО - акционерное общество
Р.Б. - республиканский бюджет
М.Б. - местный бюджет