Об образовании

Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года № 389-I

Действующий
      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой сфере и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан на образование.

                   Глава 1. Общие положения

          Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) адъюнктура - форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях;
      2) академия - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, осуществляющее подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием для определенной области производственной, научной и научно-педагогической деятельности; выполняющее научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
      3) аспирантура, докторантура - форма подготовки научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации в учебных заведениях и научных учреждениях;
      4) аттестация организаций образования - процедура, проводимая с целью контроля соответствия предоставляемых ими образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;
      5) бакалавр, магистр - академические степени и квалификации, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего профессионального образования;
      6) гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;
      7) государственный образовательный заказ - устанавливаемый соответствующими государственными органами план подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, реализуемый путем финансирования за счет государственного бюджета; покупки образовательных услуг организаций начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; предоставления на конкурсной основе государственных образовательных грантов и кредитов;
      8) государственное предприятие образования - организация, создаваемая Правительством или Национальным Банком Республики Казахстан, либо местным исполнительным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      9) государственное учреждение образования - учреждение образования, создаваемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      10) девиантное поведение - систематическое совершение детьми и подростками правонарушений, влекущих применение мер административного наказания, злостное уклонение от учебы, работы, систематический уход из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, а также совершение ими общественно опасных деяний, содержащих признаки преступления, освобожденные от уголовной ответственности;
      11) дистанционное обучение (образование на расстоянии) - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств;
      12) дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства;
      13) доцент, профессор:
      академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением;
      ученые звания, присваиваемые государственным органом аттестации Республики Казахстан по ходатайству высшего учебного заведения или научно-исследовательской организации;
      14) духовные (религиозные) организации образования - учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;
      15) индивидуальная педагогическая деятельность - деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в индивидуальной форме;
      16) институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального образования и осуществляющее научные исследования прикладного характера;
      17) интернатные организации - организации системы среднего образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий граждан с предоставлением места проживания;
      18) интернатура - форма одногодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации;
      19) итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании (свидетельство, аттестат, удостоверение, диплом);
      20) квалификация - отражаемые в документе об образовании вид и степень профессиональной подготовленности выпускника к выполнению профессиональной деятельности или продолжению образования;
      21) колледж - учебное заведение, реализующее образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
      22) лицей - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы; осуществляющее профессионально ориентированное обучение учащихся старшей ступени;
      23) малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
      24) нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных гражданам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах), созданных в Республике Казахстан;
      25) образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества;
      26) образовательный грант - целевая сумма денег, безвозмездно предоставляемая обучающимся для оплаты профессионального образования;
      27) образовательный кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающимся для оплаты профессионального образования;
      28) общеобразовательная школа - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящее из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;
      29) профессиональная школа - среднее учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивающее подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;
      30) профессиональный лицей - среднее учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляющее подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации;
      31) профессия - основной род занятий, трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующими документами об образовании;
      32) резидентура - форма получения послевузовского углубленного медицинского образования;
      33) специальность - комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемый соответствующими документами об образовании;
      34) стипендия - сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;
      35) студенческий кредит - целевой кредит, предоставляемый обучающемуся на частичное покрытие расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;
      36) университет - многопрофильное высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей; осуществляющее переподготовку и (или) повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием, научных и научно-педагогических работников; проводящее фундаментальные и прикладные научные исследования; являющееся ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;
      37) учебная программа - документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению;
      38) учебный план - основной документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;
      39) филиал организации образования - структурное подразделение организации образования, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее реализацию образовательных программ в полном объеме;
      40) экстернат - одна из форм обучения для особой категории лиц, при которой они без регулярного посещения организаций образования самостоятельно осваивают образовательные программы и допускаются к итоговой государственной аттестации;
      41) элитарное образование - образование, получаемое по образовательным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для особо одаренных граждан.

          Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
                       области образования

      1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Законодательство Республики Казахстан в области образования определяет принципы государственной политики, обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на образование, разграничивает компетенции в области образования между центральными и местными исполнительными органами управления различных уровней, регулирует отношения между субъектами образовательного процесса, устанавливает их права, обязанности, полномочия и ответственность.

                  Статья 3. Принципы государственной политики
                            в области образования

      1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:
      1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;
      2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
      3) светский характер образования;
      4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
      5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;
      6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;
      7) демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;
      8) гуманистический и развивающий характер образования;
      9) интеграция образования, науки и производства;
      10) профессиональная ориентация обучающихся;
      11) информатизация системы образования.
      2. В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.

               Статья 4. Государственные гарантии прав граждан
                         в области образования

      1. Право граждан на образование обеспечивается государством путем развития системы образования и создания соответствующих социально- экономических условий для получения образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
      2. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного среднего общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в организациях образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных организаций образования, оплату бюджетом покупки образовательных услуг организаций образования либо предоставлением государственных образовательных грантов.
      3. Для получения профессионального образования создается также система государственного образовательного кредитования, включающая предоставляемые на конкурсной основе государственный образовательный кредит и государственный студенческий кредит.
      Условия конкурса должны гарантировать получение государственных образовательных грантов и кредитов гражданами, наиболее способными и подготовленными к освоению образовательных программ соответствующих уровней.
      Государство стимулирует развитие негосударственного

образовательного кредитования путем предоставления льгот по
налогообложению.
     4. Положение о государственном образовательном гранте, 
государственном образовательном и государственном студенческом кредитах
утверждается Правительством Республики Казахстан.
     5. Государство полностью или частично несет расходы на содержание
граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими
образования.
     К категории граждан, которым оказывается социальная помощь,
относятся:
     дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
     дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и
инвалиды с детства;
     дети из многодетных семей;
     иные категории граждан, определяемые законодательством.
     Размеры и источники социальной помощи определяются Правительством 
Республики Казахстан.


      6. Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.
      7. Государство обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
      8. Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ и интернатных организаций для обеспечения права на получение среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью жителей.
      9. Государство создает необходимые условия для получения элитарного образования особо одаренным гражданам, в том числе за рубежом.

                Статья 5. Язык обучения и воспитания

      1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.
      2. Все учебные заведения, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.
      3. Для национальных групп создаются условия для изучения родного языка, а в местах их компактного проживания могут создаваться для обучения на их языках организации образования или подразделения (классы, группы и другое).

           Статья 6. Государственные общеобязательные
                     стандарты образования

      1. В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования, установленных к:
      содержанию образования;
      максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
      правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования;
      уровню подготовки обучающихся;
      формам документов, удостоверяющих освоение обучающимися определенных образовательных программ.
      2. Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов.
      3. Порядок разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования определяется Правительством Республики Казахстан.

                    Статья 7. Система образования

      Система образования Республики Казахстан представляет собой совокупность взаимодействующих:
      1) организаций образования, независимо от форм собственности, типов и видов;
      2) преемственных образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов образования для различных уровней образования;
      3) органов управления образованием и подведомственных им организаций, обеспечивающих реализацию образовательных программ и развитие системы образования.

              Статья 8. Задачи системы образования

      1. Главная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
      2. Приоритетными задачами системы образования являются:
      1) создание условий для освоения образовательных программ;
      2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
      3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
      4) формирование потребностей участвовать в общественно- политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
      5) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
      6) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием;
      7) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети;
      8) подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;
      9) переобучение и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения;
      10) содействие эффективному развитию разнообразных и полифункциональных организаций образования.

                    Глава 2. Организации образования
                   Статья 9. Организации образования

      1. Организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
      Организации образования создаются юридическими и физическими лицами (учредителями) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Право на ведение образовательной деятельности возникает у организаций образования с момента получения лицензии и прекращается с момента истечения ее срока, отзыва или признания ее недействительной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Статус организаций образования (тип, вид) определяется их учредителями и отражается в их уставах с учетом требований настоящего Закона, квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности, Типового положения об организациях образования соответствующего типа, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
      Подтверждение или изменение статуса организаций образования осуществляется по итогам государственной аттестации.
      4. Организации образования могут быть:
      1) государственными (учреждения образования и предприятия образования);
      2) негосударственными (частными, организациями образования общественных и религиозных объединений, зарегистрированных на территории Республики Казахстан);
      3) международными.
      5. Организации образования подразделяются на:
      1) дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      2) учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования.
      6. Отдельным государственным организациям образования, вносящим выдающийся вклад в воспитание, обучение, профессиональное становление личности, может быть предоставлен особый статус решением Правительства Республики Казахстан.

     В отдельных случаях особый статус может быть предоставлен
Президентом Республики Казахстан.
     Положение об особом статусе государственной организации
образования утверждается Правительством Республики Казахстан. 

             Статья 10. Устав организации образования

     1. В уставе организации образования должны быть определены:
     1) наименование, место нахождения (юридический адрес);
     2) учредители;
     3) организационно-правовая форма организации образования, тип и
вид;
     4) задачи и функции организации образования;
     5) цели образовательного процесса, перечень реализуемых
образовательных программ;
     6) порядок приема в организацию образования;
     7) организация образовательного процесса (в том числе язык 
(языки) обучения и воспитания, режим занятий обучающихся, воспитанников);
     8) система текущего контроля знаний, промежуточной аттестации
обучающихся, формы и порядок их проведения;
     9) перечень и порядок предоставления платных образовательных
услуг;
     10) регламентация и оформление отношений организации образования
и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей и иных законных
представителей;
     11) порядок использования объектов собственности, закрепленных
учредителем за организацией образования;
     12) порядок формирования собственности организации образования,
приобретаемой в процессе ее деятельности;
     13) источники финансирования; материально-техническое обеспечение
деятельности организации образования;
     14) наличие и виды предпринимательской деятельности;
     15) компетенция учредителя;


      16) структура организации образования, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности;
      17) порядок комплектования штата работников организации образования, условия оплаты труда, их права и обязанности;
      18) порядок реорганизации и ликвидации организации образования;
      19) порядок изменения устава организации образования.
      2. Устав государственной организации образования должен предусматривать коллегиальные органы управления, порядок их формирования и компетенцию.
      3. Устав организации образования может содержать иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
      4. Устав организации образования утверждается ее учредителями.

        Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация
                   организаций образования

      1. Создание, реорганизация и ликвидация организаций образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Филиалы организаций образования создаются с согласия учредителей организаций образования.
      3. Учредители обязаны принять меры для завершения учебного года обучающихся ликвидируемых организаций образования в других организациях образования.

           Статья 12. Лицензирование образовательной деятельности

      1. Образовательная деятельность организаций образования (далее - лицензиат), независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
      2. Филиалы организаций образования лицензируются в составе организаций образования. Положение о филиале и регистрационные документы подлежат представлению лицензиару.
      3. Лицензия (разрешение) на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием (лицензиаром) организациям образования:
      1) дающим начальное общее, основное общее или среднее общее и начальное профессиональное образование, а также дошкольным и внешкольным организациям - управлениями (департаментами) образования областей, города республиканского значения и столицы;
      2) дающим среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование - центральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования.
      4. Международные и иностранные учебные заведения или их филиалы, созданные на территории Республики Казахстан, подлежат лицензированию на таких же условиях и в том же порядке, что и учебные заведения Республики Казахстан.
      5. Для получения лицензии необходимы следующие документы:
      1) заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан;
      2) документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям;
      3) документ, подтверждающий внесение сбора за право занятия отдельными видами предпринимательской деятельности;
      4) копия свидетельства о государственной регистрации;
      5) рабочие учебные планы.
      Лицензии выдаются не позднее двухмесячного срока со дня подачи документов.
      При отказе в выдаче лицензии заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде в сроки, установленные для выдачи лицензии.
      6. Лицензирование образовательной деятельности профессиональных школ, профессиональных лицеев, колледжей и высших учебных заведений по новым для них профессиям и специальностям производится на общих основаниях, независимо от наличия у них лицензии.
      7. Лицензиар имеет право создавать при необходимости консультативно-совещательный орган для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи, отзыва или приостановления действия лицензии.
      8. Лицензиар имеет право отзывать или приостанавливать действие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
      Основаниями для приостановления действия лицензии на срок до шести месяцев являются:
      обнаружившееся несоответствие квалификационным требованиям;
      несоответствие качества образования государственным общеобязательным стандартам образования.
      Основанием для отзыва лицензии являются:
      неисполнение лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;
      запрещение судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществление которого он обладает лицензией;
      неустранение причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии.
      9. Квалификационные требования и порядок лицензирования образовательной деятельности утверждаются Правительством Республики Казахстан.

              Статья 13. Прием обучающихся и воспитанников

      1. При приеме гражданина в организацию образования последняя обязана ознакомить его и (или) его родителей или иных законных представителей с уставом организации образования, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими порядок приема и организацию учебно-воспитательного процесса.
      2. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные организации образования на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
      3. Порядок приема граждан в организации образования для получения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования устанавливается организацией образования в соответствии с Типовыми правилами приема в учебные заведения соответствующего вида.
      В случае одинаковых показателей при проведении конкурса на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов и кредитов преимущественное право имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению медико-социальной экспертной комиссии не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования, и граждане, имеющие документы об образовании (свидетельства, аттестаты, дипломы) с отличием.
      Учащиеся, награжденные знаком "Алтын белгi", имеют право на получение государственных образовательных грантов и принимаются в высшие учебные заведения Республики Казахстан без сдачи вступительных экзаменов. Положение о знаке "Алтын белгi" утверждается Правительством Республики Казахстан.
      4. Прием в духовные (религиозные) организации образования осуществляется из числа граждан, имеющих среднее образование.
      5. Прием граждан по отдельным специальностям среднего профессионального и высшего профессионального образования, требующим работы с государственными секретами, осуществляется только в специализированных государственных учебных заведениях и на факультетах (отделениях) других государственных учебных заведений по государственному образовательному заказу.
      Перечень этих специальностей определяется Правительством Республики Казахстан.
      6. Порядок приема граждан в организации образования в части, не урегулированной настоящим Законом, устанавливается учредителем и закрепляется в уставе организации образования.

        Статья 14. Организация учебно-воспитательного процесса

      1. Учебно-воспитательная деятельность всех уровней организаций образования осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования.
      2. Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников.
      3. Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
      4. Дисциплина в организациях образования поддерживается на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается.
      5. Родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также оценками успеваемости обучающихся.
      6. В учебных заведениях обучение может осуществляться в следующих формах: очное, заочное, вечернее обучение, дистанционное обучение и экстернат.
      Допускается сочетание различных форм получения образования.
      7. Воспитательные программы в организациях образования являются составляющими образовательных программ и должны быть направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.
      8. Пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение милитаристских и иных идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права и гуманизма, в организациях образования запрещается.
      9. Начальная военная подготовка учащейся молодежи допризывного и призывного возраста на базе основного общего образования проводится в общеобразовательных учебных заведениях (кроме специальных), организациях начального профессионального и среднего профессионального образования, а военная подготовка студентов - на военных кафедрах высших учебных заведений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

             Статья 15. Профессиональная практика обучающихся

      1. Профессиональная практика обучающихся является частью подготовки специалистов и рабочих, проводится в соответствующих организациях, являющихся базами практики, и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в организациях образования, приобретение практических навыков и освоение передового опыта.
      2. Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются учебными планами и программами организаций образования.
      3. Для проведения профессиональной практики организации образования на договорной основе определяют организации в качестве баз практики, согласовывают с ними программы и календарные графики прохождения практики.
      В договорах определяются обязанности организаций образования, организаций, являющихся базами практики, и обучающихся.
      4. Затраты на профессиональную практику предусматриваются организациями образования и организациями, являющимися базами практики.
      Размеры этих расходов определяются заключенными договорами.
      5. Ответственность за подготовку и проведение практики несут руководители организаций образования и баз практики.

                 Статья 16. Документы об образовании

      1. Организации образования, имеющие лицензию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и (или) профессиональные образовательные программы, выдают гражданам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документы государственного образца об уровне (ступени) образования и (или) квалификации.
      Форма документов государственного образца и порядок их выдачи определяются Правительством Республики Казахстан.
      2. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в организациях образования последующего уровня.
      Граждане в соответствии с квалификацией, указанной в их документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании, а также учеными степенями, указанными в документах о послевузовском профессиональном образовании, имеют право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе на должностях, для которых установлены квалификационные требования к уровню образования.
      3. Гражданам, не завершившим образование, выдается справка установленного образца.
      4. Признание документов об окончании организаций образования Республики Казахстан за пределами Республики Казахстан осуществляется на основе соответствующих международных договоров (соглашений).
      5. Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, признаются на территории Республики Казахстан на основе международных договоров (соглашений).
      При отсутствии международных договоров (соглашений) признание в Республике Казахстан документов об образовании, полученных гражданами за пределами Республики Казахстан, и выдача соответствующих удостоверений осуществляется в порядке, установленном центральными исполнительными органами в области образования.

           Статья 17. Органы общественной самодеятельности и
                      общественного самоуправления

      Интересы обучающихся и работников организаций образования могут представлять органы общественной самодеятельности и общественного самоуправления, в качестве которых могут выступать методические объединения организаций образования, научно-методические, научно- технические объединения по профессиональным признакам, другие советы и комиссии.
      Взаимоотношения администрации организаций образования и органов общественной самодеятельности и общественного самоуправления определяются договором между ними.

           Глава 3. Образовательные программы и уровни
                            образования

              Статья 18. Образовательные программы

      1. Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровней и их ступеней. В Республике Казахстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
      2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.
      3. Профессиональные программы направлены на подготовку рабочих и специалистов соответствующих профессий и квалификаций, последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся.
      4. Основные общеобразовательные программы и основные профессиональные программы разрабатываются на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования.
      5. Дополнительные образовательные программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей граждан, общества, государства.
      К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
      1) в организациях образования, ведущих общеобразовательную и профессиональную подготовку за пределами соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования;
      2) в организациях дополнительного образования;
      3) посредством индивидуальной педагогической деятельности.
      6. Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.
      7. Для отдельных категорий граждан разрабатываются специальные образовательные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
      8. Для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания образования могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организациях образования.

           Статья 19. Образовательные программы дополнительного
                      развития для детей и юношества

      1. Образовательные программы дополнительного развития реализуются во внешкольных организациях.
      2. Государство обеспечивает доступность образовательных услуг государственных внешкольных организаций.
      3. Внешкольные организации создают условия для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга.
      4. К внешкольным организациям относятся дворцы, дома, центры, комплексы, студии детского и юношеского творчества; станции и базы юных техников, туристов, натуралистов; детские музыкальные, художественные и спортивные школы, школы искусств; клубы по интересам; спортивные, оздоровительные, туристические лагеря; детские парки, стадионы, галереи и другие организации.
      5. Деятельность внешкольных организаций определяется соответствующим положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

               Статья 20. Специальные образовательные
                                 программы

      1. Специальные образовательные программы реализуют специальные организации образования.
      2. Для детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии и нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике создаются специальные организации (реабилитационные центры, детские сады, психолого-медико-педагогические консультации).
      3. Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии, препятствующими обучению в обычных организациях образования, организуются специальные коррекционные организации, которые содержатся на полном государственном обеспечении. Направление детей и подростков в эти организации проводится через психолого-медико-педагогические консультации только с согласия родителей и иных законных представителей.
      Государство содействует профессиональной подготовке детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии.
      4. Для лиц с девиантным поведением создаются специальные организации образования и организации образования особого содержания с гуманистическим характером, которые обеспечивают воспитание и обучение, социальную реабилитацию и содержатся на полном государственном обеспечении.
      Направление детей и подростков в специальные организации

осуществляется через комиссии по делам несовершеннолетних при акимах
района, города, а в организации с особым режимом содержания - на
основании решения суда.

               Статья 21. Общее и профессиональное образование

     1. По характеру реализуемых образовательных программ образование
подразделяется на общее образование и профессиональное образование.
     2. Общее образование включает:
     1) дошкольное воспитание и обучение;
     2) начальное общее образование;
     3) основное общее образование; 
     4) среднее общее образование;
     5) дополнительное общее образование.
     Содержание общего образования на каждой его ступени определяется
соответствующей общеобразовательной программой.
     3. Профессиональное образование включает:
     1) начальное профессиональное образование;
     2) среднее профессиональное образование;
     3) высшее профессиональное образование;
     4) послевузовское профессиональное образование;
     5) дополнительное профессиональное образование.
     Содержание профессионального образования на каждой его ступени
определяется соответствующей профессиональной программой.

                Статья 22. Уровни образования

     На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных 
программ устанавливаются следующие уровни образования:
     1) дошкольное воспитание и обучение;
     2) среднее образование;
     3) высшее профессиональное образование;
     4) послевузовское профессиональное образование.



            Статья 23. Дошкольное воспитание и обучение

      1. Дошкольное воспитание осуществляется в семье и (или) дошкольной организации.
      2. Дошкольные организации, наряду с семьей, осуществляют воспитание и обучение детей дошкольного возраста с одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в ней.
      3. Государственные органы управления образованием и здравоохранением организуют дошкольным организациям и семье необходимую методическую и консультативную помощь.
      4. Предшкольная подготовка пяти (шести)-летних детей обязательна и осуществляется в семье, дошкольной организации или школе в рамках общеобразовательной программы. В государственных организациях образования она является бесплатной.

              Статья 24. Среднее образование

      1. Гражданам Республики Казахстан гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.
      2. Исключение из государственных дневных общеобразовательных учебных заведений детей до шестнадцатилетнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органов управления образованием за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
      3. Среднее образование является основным уровнем в системе непрерывного образования и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. Для обеспечения обязательности и доступности среднего образования государство способствует сохранению и развитию организаций среднего образования.
      4. Среднее общее образование поэтапно приобретается в общеобразовательном учебном заведении трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11(12) классы).
      В первый класс школы дети принимаются с шести или семи лет.
      Указанные ступени могут функционировать вместе или самостоятельно. Они реализуют соответственно начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Образовательные программы начальной, основной и старшей ступеней общеобразовательного учебного заведения являются преемственными, каждая последующая программа базируется на предыдущей.
      5. Вариативность среднего общего образования, формирование широкой образовательной инфраструктуры достигается путем создания различных видов и типов средних общеобразовательных организаций: общеобразовательная школа, гимназия, лицей и другие.
      6. Начальное профессиональное образование приобретается в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования, сочетается с получением среднего общего образования и направлено на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по различным направлениям трудовой деятельности.
      Срок обучения в профессиональной школе составляет два-три года, в профессиональном лицее - три года, по особо сложным профессиям, а также для работ, связанных с обслуживанием уникального оборудования, - до четырех лет.
      Начальное профессиональное образование по отдельным профессиям может базироваться на среднем общем образовании с сокращенными сроками обучения.
      Профессиональное обучение может осуществляться непосредственно на производстве, в учебно-производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах и в других учебно-производственных структурах подготовки рабочих.
      7. Среднее профессиональное образование приобретается в колледжах, училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе, сочетается с получением среднего общего образования и направлено на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.
      Срок обучения в колледже, училище - три-четыре года. Граждане, имеющие среднее общее образование, начальное профессиональное образование по родственным специальностям, могут получать среднее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.
      В колледжах, училищах могут реализовываться программы среднего общего и начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
      8. В пределах профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования реализуется государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования.

                 Статья 25. Высшее профессиональное образование

      1. Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование.
      2. Граждане Республики Казахстан имеют право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных высших учебных заведениях.
      3. В Республике Казахстан устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
      В высших учебных заведениях при наличии соответствующих лицензий могут реализовываться образовательные программы среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.
      4. В состав высшего учебного заведения, функционирующего как единый учебно-научно-производственный комплекс, могут входить учебные, научные, производственные и другие подразделения, имеющие статус структурных единиц высшего учебного заведения или юридического лица.
      Медицинские организации образования могут функционировать только при наличии клинической базы.
      5. В Республике Казахстан устанавливается следующая структура высшего профессионального образования:
      1) высшее базовое образование (бакалавриат), со сроком обучения четыре года, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени "бакалавр";
      высшее научно-педагогическое образование, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени "магистр", со сроком обучения: на основе высшего базового образования - два года; высшего специального образования - один год;
      2) высшее специальное образование, со сроком обучения не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, соответствующей квалификации "специалист с высшим профессиональным образованием".
      По отдельным специальностям медицинского образования продолжительность обучения составляет семь лет и завершающий год обучения организуется в форме интернатуры.
      Выпускники, не прошедшие интернатуру, к клинической практике не допускаются.
      Университеты и академии по согласованию с центральными исполнительными органами в области образования определяют структуру подготовки кадров по конкретным специальностям высшего профессионального образования.
      6. Граждане, имеющие среднее профессиональное образование, могут получать высшее профессиональное образование по родственным специальностям по сокращенным, ускоренным образовательным программам.
      Граждане, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки.
      Положение о многоуровневой структуре высшего профессионального образования утверждается Правительством Республики Казахстан.
      7. Высшее учебное заведение в своей научной деятельности руководствуется законодательством Республики Казахстан.
      8. Воспитательные задачи высшего учебного заведения реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной деятельности студентов, преподавателей и сотрудников.

             Статья 26. Послевузовское профессиональное образование

      1. Послевузовское профессиональное образование как высшая ступень системы непрерывного образования имеет целью подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
      Послевузовское профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими квалификацию специалиста с высшим специальным образованием или академическую степень "магистр".
      2. Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется в резидентуре, аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре высших учебных заведений, научно-исследовательских организациях, а также в форме перевода кандидатов наук на должность старших научных сотрудников, соискательства, предоставления творческих отпусков.
      3. Срок обучения в аспирантуре и адъюнктуре не должен превышать по очной форме трех лет, по заочной форме четырех лет, для лиц, имеющих степень магистра, соответственно двух и трех лет.
      Срок пребывания в докторантуре не должен превышать трех лет, перевода на должность старшего научного сотрудника для подготовки докторской диссертации - двух лет.
      4. Положение о послевузовском профессиональном образовании утверждается центральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования.

        Статья 27. Повышение квалификации и переподготовка
                   кадров

      1. Повышение квалификации и переподготовка кадров являются основными формами дополнительного профессионального образования и осуществляются в соответствующих организациях образования с целью углубления профессиональных знаний и навыков, приобретения новых профессий и специальностей.
      2. Повышение квалификации и переподготовка кадров проводится организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе.

               Глава 4. Управление системой образования
           Статья 28. Органы управления системой образования

      1. Реализацию государственной политики в области образования осуществляют Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы Республики Казахстан в области образования, местные исполнительные органы и местные органы управления образованием.
      2. Общее научно-методическое руководство всеми организациями образования, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляют центральные исполнительные органы в области образования.
      3. Непосредственное руководство государственными ведомственными организациями образования, финансируемыми из республиканского бюджета, осуществляют соответствующие центральные исполнительные органы.
      4. Органы управления системой образования не вправе распоряжаться имуществом государственных предприятий образования, приобретенным за счет внебюджетных средств, устанавливать им цены на услуги и работы, осуществляемые за счет внебюджетных средств, а также устанавливать государственным предприятиям образования фонды оплаты труда вне пределов выделенных бюджетных сумм.

              Статья 29. Компетенция Правительства Республики
                        Казахстан в области образования

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает и реализует государственную политику по развитию образования;
      2) разрабатывает государственные программы развития образования и осуществляет меры по их реализации;
      3) утверждает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием, а также со средним профессиональным образованием в колледжах, получающих средства из местного бюджета;
      4) утверждает по предложению центральных исполнительных органов в области образования нормативные правовые акты, регулирующие деятельность системы образования в соответствии с настоящим Законом;
      5) создает, реорганизует и ликвидирует по представлению центральных исполнительных органов в области образования государственные организации образования, получающие средства из республиканского бюджета.

               Статья 30. Компетенция центральных исполнительных
                    органов Республики Казахстан в области
                                  образования

      Центральные исполнительные органы Республики Казахстан в области образования выполняют следующие функции:
      1) осуществляют отраслевую координацию в области образования;
      2) организуют разработку нормативов финансирования (оплаты) обучения в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду организации образования и по каждой профессии (специальности);
      3) разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций образования;
      4) разрабатывают и утверждают типовые положения (инструкции, регламенты) для проведения лицензирования и аттестации организаций образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      5) разрабатывают и реализуют целевые и международные программы в области образования и науки совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, иными центральными исполнительными органами;
      6) определяют время начала и завершения учебного года в организациях образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
      7) определяют наполняемость классов (групп) в соответствии с санитарными правилами и нормами по типам и видам организаций образования;
      8) определяют во взаимодействии с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни профессий и специальностей для подготовки кадров;
      9) проводят лицензирование и аттестацию организаций образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, дающих среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование;
      10) организуют работу по подготовке и изданию учебников и учебно- методических пособий; разработку и производство учебно-научного оборудования;
      11) разрешают к использованию учебники, пособия и другую литературу для организаций образования;
      12) участвуют в определении отбора, реализации программ и тем для бюджетных ассигнований, направляемых на образование и науку;
      13) размещают на конкурсной основе государственный образовательный заказ за счет финансирования из республиканского бюджета;
      14) утверждают общий порядок и типовые правила приема на обучение в организации образования, магистратуру, аспирантуру и докторантуру;
      15) утверждают уставы подведомственных организаций образования и предприятий республиканского подчинения;
      16) осуществляют государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования, государственных общеобязательных стандартов образования, бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      17) разрабатывают предложения о государственных нормативах оплаты труда в государственных организациях образования;
      18) осуществляют в установленном порядке финансирование подведомственных организаций, находящихся на республиканском бюджете;
      19) назначают и освобождают от должности первых руководителей подведомственных государственных высших учебных заведений и других организаций образования, финансируемых из республиканского бюджета;
      20) дают согласие на назначение и освобождение от должности первых руководителей органов управления образованием областей, города республиканского значения и столицы, государственных колледжей, высших учебных заведений других центральных исполнительных органов;
      21) разрабатывают и утверждают отраслевую систему поощрения;
      22) планируют и организуют переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров;
      23) проводят переговоры с иностранными партнерами и подписывают в пределах своей компетенции международные договоры (соглашения) и программы в области образования, а также научной деятельности;
      24) открывают в установленном законодательством порядке свои представительства в зарубежных странах и представительства иностранных организаций-партнеров в Республике Казахстан в соответствии с заключенными договорами (соглашениями);
      25) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

                Статья 31. Компетенция местных представительных и
                   исполнительных органов в области образования

      1. Местные представительные органы:
      1) утверждают программы развития организаций образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, представленные местными исполнительными органами, заслушивают отчеты об их исполнении;
      2) принимают решение о предоставлении льгот (денежных компенсаций) педагогическим работникам государственных организаций образования, проживающим и работающим в сельской местности, по расходам за коммунальные услуги (центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение) в размерах, устанавливаемых местными представительными органами за счет средств местных бюджетов;
      3) принимают решение о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте.
      2. Местные исполнительные органы:
      1) обеспечивают права граждан на получение установленного Конституцией Республики Казахстан обязательного среднего образования; разрабатывают местный бюджет, направляемый на развитие образования;
      2) осуществляют учет детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивают их обучение до получения ими среднего образования;
      3) обеспечивают необходимые материально-технические и другие условия для деятельности организаций образования, находящихся на их территории;
      4) обеспечивают социальную защиту и поддержку работников образования;
      5) осуществляют полное государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке; их обязательное трудоустройство и обеспечение жильем;
      6) организуют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников организаций образования;
      7) организуют бесплатное и льготное питание отдельных категорий обучающихся и воспитанников в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
      8) организуют бесплатный подвоз учащихся до школы и обратно в сельской местности; вносят предложения в местные представительные органы о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте;
      9) содействуют трудоустройству выпускников организаций образования через службы занятости;
      10) утверждают государственный образовательный заказ на подготовку рабочих и специалистов в организациях начального профессионального, среднего профессионального образования, получающих средства из местного бюджета;
      11) координируют вопросы строительства объектов образования;
      12) обеспечивают жилищно-бытовые условия для молодых специалистов, прибывших в организации образования сельской местности;
      13) назначают и освобождают первых руководителей районных органов управления образованием и, по согласованию с центральными исполнительными органами, первых руководителей органов управления образованием областей, города республиканского значения, столицы, а также колледжей, получающих средства из местного бюджета.

              Статья 32. Компетенция местных органов
                     управления образованием

      Местные органы управления образованием областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы:
      1) выступают учредителями организаций образования, получающих средства из местного бюджета;
      2) ведут учет детей дошкольного и школьного возраста и организуют их обучение до получения ими среднего образования;
      3) организуют опеку и попечительство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, помещают в детские дома или интернатные организации;
      4) организуют и проводят в пределах своей компетенции периодический контроль за соответствием содержания учебно-воспитательного процесса требованиям государственных общеобязательных стандартов образования в организациях образования местного подчинения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
      5) проводят аттестацию педагогических работников и присваивают им квалификационные разряды;
      6) размещают на конкурсной основе государственный образовательный заказ на подготовку рабочих и специалистов в профессиональных школах, профессиональных лицеях и колледжах;
      7) назначают и освобождают от должности руководителей государственных организаций дошкольного воспитания и обучения, внешкольных организаций, организаций среднего образования, финансируемых из местного бюджета;
      8) представляют статистические отчеты в вышестоящие органы по вопросам дошкольного, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования;
      9) утверждают уставы государственных организаций образования, получающих средства из местного бюджета;
      10) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации педагогических кадров и методическое обеспечение на региональном уровне через сеть методических кабинетов;
      11) проводят лицензирование и аттестацию организаций образования в пределах своей компетенции.

         Статья 33. Компетенция организаций образования

      1. Организации образования самостоятельны в осуществлении учебно- воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, Типовым положением об организациях образования соответствующего типа и уставами организаций образования.
      2. Руководитель государственной организации образования по согласованию с уполномоченными органами управления назначает и освобождает от должности своих заместителей. Порядок их назначения и освобождения определяется уставом организации образования.
      3. К компетенции организаций образования относятся следующие функции:
      1) разработка проекта устава;
      2) разработка и утверждение правил внутреннего распорядка;
      3) разработка и утверждение рабочих учебных планов и программ, календарных графиков учебного процесса;
      4) формирование контингента обучающихся, воспитанников в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Законом и Типовым положением об организациях образования соответствующего типа;
      5) организация и совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
      6) проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
      7) утверждение структуры управления организации образования, штатного расписания; распределение должностных обязанностей;
      8) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в государственных организациях образования в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных республиканскими нормативными правовыми актами;
      9) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников государственных организаций образования, порядка и размеров их премирования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      10) материально-техническое обеспечение, оснащение и оборудование организаций образования в соответствии с нормативными требованиями;
      11) привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      12) создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских организаций, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников;
      13) обеспечение своевременного предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
      14) обеспечение условий содержания и проживания воспитанников и обучающихся не ниже установленных норм;
      15) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций и объединений;
      16) предоставление учредителю и заинтересованным лицам отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных ресурсов;
      17) присвоение научно-педагогическим работникам высших учебных заведений академических званий доцента и профессора соответствующего учебного заведения. Ходатайство перед государственным органом аттестации Республики Казахстан о присвоении ученых званий доцента и профессора;
      18) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан и предусмотренной уставом организации образования.

          Статья 34. Управление организациями образования

      1. Управление организациями образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Типовым положением об организациях образования соответствующего типа и уставом организации образования.
      2. Формами коллегиального управления государственной организацией образования являются совет организации образования, попечительский совет, общее собрание, педагогический (методический) совет и другие формы. Положение об органах коллегиального управления, включая порядок их избрания, утверждается центральными исполнительными органами в области образования.
      3. Непосредственное управление организацией образования осуществляет заведующий, директор, ректор или иной руководитель.
      4. Руководитель государственной организации образования назначается учредителем.
      5. Статус руководителя организации образования, состав, полномочия, порядок выборов и деятельности коллегиальных органов организаций образования, разграничение полномочий между ними определяются Типовым положением об организациях образования соответствующего типа и закрепляются их уставами.
      6. Руководителям государственных организаций образования совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне организации образования не разрешается.
      7. Должностные обязанности руководителей государственных организаций образования, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

          Статья 35. Государственный контроль за качеством
                          образования

      1. Государственный контроль за качеством образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки выпускников и специалистов, рациональное использование средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование образования.
      Государственный контроль за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в форме периодических аттестаций и проверок.
      2. Основной формой государственного контроля за выполнением организациями образования государственных общеобязательных стандартов образования и соблюдением квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности, является государственная аттестация.
      Расходы на проведение государственной аттестации организаций образования осуществляются за счет учредителей организаций образования.
      3. Государственные органы управления образованием проводят в плановом порядке аттестацию организаций образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, один раз в пять лет.
      4. Положение о государственной аттестации организаций образования утверждается Правительством Республики Казахстан.

            Глава 5. Права и обязанности, социальные гарантии
                     субъектов образовательного процесса

           Статья 36. Права и обязанности обучающихся и
                          воспитанников

      1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства имеют право на выбор организаций образования и формы получения образования в соответствии с условиями приема.
      При желании обучающихся организация образования обязана заключить с ними договор (контракт) на обучение, в котором оговариваются права и обязанности сторон.
      2. Граждане, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.
      К обучающимся относятся учащиеся, студенты, магистранты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты.
      К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях.
      3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
      1) получение образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
      2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, ускоренным образовательным программам по решению Совета организации образования;
      3) получение дополнительных образовательных услуг, знаний, согласно своим склонностям и потребностям, выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами;
      4) участие в управлении организациями образования;
      5) восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую, из негосударственного в государственное учебное заведение в порядке, установленном центральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования;
      6) бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек организаций образования; обеспечение учебниками в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      7) получение информации о положении в сфере занятости населения и профессионально-диагностическое обследование в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      8) свободное выражение собственных мнений и убеждений;
      9) уважение своего человеческого достоинства;
      10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
      4. Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеют право на:
      1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов;
      2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время;
      3) отсрочку от призыва на срочную военную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Работодателями, помимо случаев, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, также могут предоставляться дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска, свободные от работы дни с сохранением и без сохранения заработной платы гражданам, обучающимся в организациях образования без отрыва от основной работы (по заочной, вечерней и дистанционной формам обучения).
      6. Выпускники организаций образования, независимо от форм собственности, обладают равными правами при поступлении в организации образования следующего уровня и при трудоустройстве.
      7. Отдельным категориям обучающихся в государственных организациях образования выплачиваются государственные стипендии в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      8. Обучающиеся и воспитанники, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в установленном ими порядке.
      9. Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.
      10. Государство обеспечивает создание и функционирование детских домов, интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детских домов семейного типа.
      Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в детских домах и интернатных организациях, содержатся на полном государственном обеспечении.
      11. Отдельным категориям обучающихся и воспитанников предоставляются и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      12. Обучающиеся и воспитанники обязаны овладевать знаниями, умениями и практическими навыками в объеме государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования.
      13. Обучающиеся и воспитанники обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию.
      14. За нарушение обязанностей обучающимися, воспитанниками к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные уставом организации образования, либо договором (контрактом).

         Статья 37. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

      1. Учебно-воспитательный процесс в организациях образования осуществляется с учетом состояния здоровья обучающихся, воспитанников. В организациях образования обеспечивается выполнение необходимых мер по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, стимулированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников.
      2. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.
      3. Организации системы здравоохранения осуществляют систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников, их медицинское обслуживание. Организации образования предоставляют помещения под медицинские пункты.
      4. Педагогические работники организаций дошкольного и среднего образования обязаны проходить ежегодно бесплатные медицинские обследования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      5. Расписание занятий в организациях образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников.
      Местными исполнительными органами и руководителями организаций образования создаются условия для организации платного питания в организациях образования. Контроль за качеством питания возлагается на органы здравоохранения.
      6. Ответственность за создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания, труда и отдыха в организациях образования возлагается на их руководителей и учредителей, а контроль - на соответствующие государственные органы.

           Статья 38. Права и обязанности родителей и иных
                      законных представителей

      1. Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право:
      1) выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка;
      2) участвовать в работе органов управления организациями образования через родительские комитеты;
      3) получать информацию от организаций образования относительно успеваемости, поведения и условий учебы своих детей;
      4) получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико-педагогических консультациях.
      2. Родители и иные законные представители обязаны:
      1) создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление;
      2) обеспечить предшкольную подготовку детей в возрасте пяти (шести) лет, а начиная с шести (семи) лет определять в общеобразовательную школу;
      3) сотрудничать с организациями образования;
      4) обеспечивать посещаемость детьми учебного заведения.

           Статья 39. Право на занятие педагогической
                      деятельностью

      1. Правом на занятие педагогической деятельностью (обучение и воспитание) в организациях образования обладают граждане, имеющие соответствующее профессиональное образование.
      2. Гражданам, не имеющим соответствующего профессионального образования, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению совета организации образования только при отсутствии необходимых специалистов.
      3. К педагогической деятельности в организациях образования не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.

       Статья 40. Система оплаты труда работников организаций
                          образования

      1. Система оплаты труда работников государственных учреждений образования определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования, содержащихся за счет средств, получаемых из бюджета, утверждается центральными исполнительными органами в области образования по согласованию с центральным исполнительным органом в области труда.
      2. Заработная плата и должностные оклады работников государственных организаций образования устанавливаются в соответствии с их квалификацией, функциональными обязанностями.
      3. Государственные организации образования в пределах имеющихся у них средств на оплату труда, а также за счет предпринимательской деятельности могут самостоятельно определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера.
      Выплаты стимулирующего характера из бюджетных средств могут быть произведены только при отсутствии задолженности по гарантированной части заработной платы.
      4. Педагогическим работникам организаций образования устанавливается доплата за ученые степени кандидата наук и доктора наук, при наличии соответствующего диплома, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан в области аттестации научных кадров высшей квалификации, в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук и двух месячных минимальных заработных плат для докторов наук.*
      Сноска. Пункт 4 статьи 40 вступает в силу с 01.09.99 г. См. ст.50 Закона.
      5. Нормативная учебная нагрузка в неделю для педагогических работников государственных организаций образования устанавливается не более:
      1) 20 часов - для начальной ступени общеобразовательного учебного заведения;
      2) 18 часов - для основной и старшей ступеней общеобразовательного учебного заведения, организаций начального профессионального и среднего профессионального образования;
      3) 24 часов - для дошкольных организаций;
      4) 18 часов - для внешкольных организаций (детских юношеских спортивных школах - 24 часов);
      5) общая численность профессорско-преподавательского состава государственных высших учебных заведений при определении государственного заказа и государственного образовательного кредита рассчитывается, исходя из среднего соотношения студентов и преподавателей (среднее количество студентов, приходящихся на одного преподавателя) 8:1 для очной, 16:1 для вечерней и 32:1 для заочной форм обучения соответственно.
      В государственных учреждениях образования нормативная учебная нагрузка для педагогических работников регулируется Правительством Республики Казахстан по представлению центральных исполнительных органов в области образования в пределах, установленных настоящим Законом.
      6. Работникам организаций образования производится доплата за работу в сельской местности, за проживание в зонах экологического бедствия, за классное руководство, за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, углубленное преподавание предметов и другие выплаты, предусмотренные Правительством Республики Казахстан.
      7. Положение по оплате труда за счет собственных средств определяется соответствующими учебными заведениями (учредителями).
      8. Оплата труда работников негосударственных организаций образования определяется их учредителями или уполномоченным на то лицом.

           Статья 41. Права и обязанности работников организаций
                      образования, их социальные гарантии

      1. Права и обязанности работников организаций образования определяются уставами организаций образования, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.
      2. Педагогическими работниками считаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность. Перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц определяется Правительством Республики Казахстан.
      3. Педагогические работники организаций образования имеют право на:
      1) обеспечение условий для профессиональной деятельности;
      2) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения государственного общеобязательного стандарта;
      3) свободный выбор темы научных исследований и форм использования их результатов в педагогической практике;
      4) участие в работе органов управления учебным заведением;
      5) повышение своей квалификации с отрывом от работы за счет средств учредителя один раз в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев;
      6) досрочную аттестацию с целью повышения категории, служебного роста;
      7) оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней для педагогических работников учреждений среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и приравненных к ним; 42 календарных дня - для работников методической службы, педагогических работников дошкольных и внешкольных организаций;
      8) индивидуальную педагогическую деятельность;
      9) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
      10) защиту наравне с другими видами собственности интеллектуальной собственности в форме материальных активов (научные, методические труды, патенты, программное обеспечение, образовательные и информационные технологии и другое), служащей источником образовательной и экономической деятельности организаций образования и их сотрудников;
      11) обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования;
      12) материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности, награждение орденами и медалями, почетными званиями, знаками и грамотами.
      4. Педагогические работники государственных организаций образования имеют право:
      1) на жилище в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) проживающие и работающие в сельской местности - на получение по решению местных представительных органов льгот (денежных компенсаций) по расходам за коммунальные услуги и топливо в размерах, устанавливаемых местными представительными органами за счет средств местных бюджетов;
      3) работающие в сельской местности - на повышение не менее чем на двадцать пять процентов окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
      5. Не допускается привлечение педагогических работников к выполнению функций, не свойственных их основной деятельности, без согласия самих работников.
      6. Педагогическим работникам государственных организаций образования, работающим в режиме эксперимента, производятся доплаты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      7. Педагогические работники обязаны:
      1) обеспечивать получение обучающимися и воспитанниками знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования;
      2) выявлять и содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей обучающихся и воспитанников;
      3) повышать свою квалификацию;
      4) соблюдать нормы педагогической этики;
      5) уважать достоинство обучающихся, воспитанников;
      6) вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся, воспитанников.

           Статья 42. Трудовые отношения и ответственность
                   руководителя организации образования

      1. Трудовые отношения работника и организации образования регулируются трудовым договором либо трудовым контрактом. Условия трудового договора либо трудового контракта не должны противоречить законодательству о труде.
      2. Руководитель организации образования в порядке, установленном законодательством, несет ответственность за:
      1) нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников, работников организации образования;
      2) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
      3) невыполнение требований государственного общеобязательного стандарта образования;
      4) жизнь и здоровье воспитанников, обучающихся и работников организаций образования во время учебно-воспитательного процесса;
      5) состояние финансово-хозяйственной деятельности, в том числе нецелевое использование материальных и денежных средств;
      6) иные нарушения, предусмотренные в нормативных правовых актах.

                     Глава 6. Экономики образования

          Статья 43. Финансирование организаций образования

      1. Основой государственных гарантий получения гражданами Республики Казахстан:
      1) среднего общего и начального профессионального образования является бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования;
      2) среднего профессионального образования - бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося на период обучения по общеобразовательной программе 10-11(12) классов;
      3) среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования - государственный образовательный заказ.
      2. Государство обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности.
      3. Правительство Республики Казахстан утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов.
      4. Финансирование государственных организаций образования осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов на основе утверждаемых Правительством Республики Казахстан нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду организаций образования.
      Абсолютные размеры нормативов финансирования организаций образования регулярно индексируются в соответствии с темпами инфляции и ежегодно утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      Для малокомплектных школ норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
      Иные финансовые и материальные поступления, в том числе валютные, используются государственными учреждениями образования в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      5. Финансирование негосударственных организаций образования осуществляется за счет продажи образовательных услуг, средств учредителей и других, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, источников.
      Негосударственные организации начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, прошедшие государственную аттестацию, могут участвовать в выполнении государственного образовательного заказа путем приема на обучение лиц, получивших на конкурсной основе государственные образовательные кредиты и гранты.

          Статья 44. Материально-техническая база организаций
                            образования

      1. Создание и развитие материально-технической базы государственных учреждений образования осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов и иных источников, установленных настоящим Законом.
      2. Организации образования имеют право владеть и пользоваться имуществом в порядке, определенном их уставами.
      3. Реструктуризация и приватизация государственных организаций общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при несохранении профиля образовательной деятельности проводится по согласованию с центральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования.
      4. В целях поддержки негосударственных организаций образования им могут передаваться путем приватизации высвобождающиеся здания и соответствующая материальная база государственных организаций образования в установленном законодательством порядке по согласованию с центральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования.

          Статья 45. Предпринимательская деятельность в сфере
                             образования

      1. Организации образования в соответствии с уставом могут заниматься деятельностью, приносящей доход, за счет предоставления образовательных и иных платных услуг.
      Цены на услуги и работы определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Порядок распределения доходов от этой деятельности определяется организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.
      2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации.
      Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.
      3. Взаимоотношения организации образования, реализующей платные образовательные услуги, и обучающегося, воспитанника, его родителей и иных законных представителей регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
      4. Государственные учреждения образования (организации среднего общего и начального профессионального образования) вправе оказывать платные образовательные услуги в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемой в рамках государственного образовательного заказа.
      5. Негосударственная организация образования имеет право взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования.

            Глава 7. Международная деятельность
                     в сфере образования

            Статья 46. Международное сотрудничество

      1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров, соглашений, конвенций.
      2. Организации образования в соответствии со спецификой своей работы имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.
      3. Создание международных и иностранных учебных заведений в Республике Казахстан, филиалов зарубежных организаций образования осуществляется на основе международных договоров и межгосударственных соглашений, а также договоров (соглашений) между центральными исполнительными органами в области образования.
      Уставы вышеуказанных организаций образования утверждаются Правительствами (уполномоченными органами) стран-учредителей.
      4. Образовательная деятельность международных учебных заведений и учебных заведений, создаваемых на территории Республики Казахстан другими государствами или их юридическими и физическими лицами, филиалов зарубежных учебных заведений лицензируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Аттестация данных организаций образования проводится совместными комиссиями, создаваемыми учредителями.
      5. Указанные организации образования и филиалы выдают выпускникам документы об образовании:
      1) принятые в Республике Казахстан, если учебный процесс в них организован на основе государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан;
      2) принятые в соответствующих государствах, если учебный процесс проводится по образовательным программам этих государств. В этом случае полученные документы об образовании подлежат нострификации в Республике Казахстан.
      6. Граждане Республики Казахстан имеют право на обучение, подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку в иностранных государствах. Это право реализуется по прямым договорам, заключаемым обучающимися, организациями образования, иными юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами и целевыми программами.
      7. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, могут пользоваться правом на образование и заниматься педагогической деятельностью наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, соглашениями, а также по контрактам, заключенным с организациями образования Республики Казахстан.

          Статья 47. Удовлетворение образовательных потребностей
                     зарубежной казахской диаспоры

      1. Государство содействует удовлетворению образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры.
      2. Лица казахской национальности, являющиеся гражданами других государств, имеют право на получение образования в Республике Казахстан наравне с гражданами Республики Казахстан.
      3. Создание организаций образования для казахской диаспоры за рубежом и предоставление ей финансово-материальной помощи осуществляются в порядке, установленном международными договорами.

               Статья 48. Международные договоры

      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

                   Глава 8. Ответственность за нарушение
                  законодательства в области образования
          Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства
                        в области образования

      Лица, виновные в нарушении законодательства в области образования, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

                      Глава 9. Переходные положения
           Статья 50. Введение в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования, за исключением пункта 4 статьи 40, который вводится в действие с 1 сентября 1999 года.
      2. Обучающиеся по государственному заказу и имеющие право на стипендию до введения в действие настоящего Закона сохраняют это право в прежнем порядке до окончания учебного заведения.
     Президент
Республики Казахстан