О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Закон Республики Казахстан от 30 марта 1999 года № 353-1

Действующий

                           Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Задачи настоящего Закона
      Настоящий Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов, а также определяет права и обязанности сотрудников мест содержания под стражей.

      Статья 2. Основные понятия
      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      подозреваемый - лицо, в отношении которого на основаниях и в порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, возбуждено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения;
      обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, либо лицо, в отношении которого в суде возбуждено уголовное дело частного обвинения, а также лицо, в отношении которого составлен и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения;

     подсудимый - обвиняемый,  по делу которого назначено главное  
судебное разбирательство;
     осужденный - обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный 
приговор;
     содержание  под стражей - это установленная законом  временная 
изоляция   в специальных учреждениях и помещениях  задержанных, 
подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц,  в отношении 
которых избрана мера пресечения в виде ареста;


      изолятор временного содержания - специальное учреждение, предназначенное для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений;
      следственный изолятор - специальное учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест;
      одиночная камера - специальное помещение, предназначенное для содержания только одного лица, заключенного под стражу, в целях наиболее полной и строгой его изоляции;
      карцер - одиночная камера, предназначенная для содержания лица, совершившего злостное нарушение установленного порядка содержания под стражей.

      Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых
                и обвиняемых в совершении преступлений
      Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях обеспечения мер, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Статья 4. Принципы содержания под стражей
      Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения чести и достоинства личности, нормами международного права и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

      Статья 5. Основания содержания под стражей
      Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, являются постановление следователя, дознавателя, санкционированное прокурором, постановление прокурора или судьи либо постановление суда об избрании меры пресечения в виде ареста, вынесенные в соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Статья 6. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых
      1. Подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, с ограничениями, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Подозреваемые и обвиняемые иностранцы и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории республики, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      3. Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

      Статья 7. Места содержания под стражей
      1. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
      1) следственные изоляторы Министерства внутренних дел и органов национальной безопасности Республики Казахстан;
      2) изоляторы временного содержания органов внутренних дел, национальной безопасности и сил охраны государственной границы Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан, исполняющие наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказание), и гауптвахты.
      3. В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в порядке, установленном законодательством, капитанами морских судов, находящимися в дальнем плавании, начальниками пограничных отрядов, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
      4. Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязано уведомить в течение двенадцати часов одного из родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
      Уведомление о месте или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого иностранца в указанный срок направляется в Генеральную прокуратуру, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, а также в посольство, консульство или иное представительство государства, гражданином которого он является.

      Статья 8. Следственные изоляторы Министерства внутренних
                      дел и органов национальной безопасности
                     Республики Казахстан
      1. Следственные изоляторы Министерства внутренних дел и органов национальной безопасности Республики Казахстан (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест.
     2. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются решениями Правительства Республики Казахстан.
     3. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

      Статья 9. Изоляторы временного содержания органов
                внутренних дел, национальной безопасности
                и сил охраны государственной границы
                Вооруженных Сил Республики Казахстан
      1. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются их структурными подразделениями. Финансирование изоляторов временного содержания органов внутренних дел осуществляется за счет средств местных бюджетов.
      2. Изоляторы временного содержания органов национальной безопасности, сил охраны государственной границы Вооруженных Сил Республики Казахстан финансируются за счет средств республиканского бюджета.
      3. Решения о создании, реорганизации и ликвидации изоляторов временного содержания принимаются в зависимости от их ведомственной принадлежности в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности и Комитетом по охране государственной границы Республики Казахстан.

      Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания,
                 помещений, специально оборудованных для содержания лиц,
                 подвергнутых административному задержанию, и гауптвахт
                 для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
      1. Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, при подозрении или обвинении в совершении ими другого преступления могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от других осужденных, отбывающих наказание.
      2. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, связанных с нарушениями государственной границы, до осуществления доставки в изоляторы временного содержания могут содержаться в помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
      3. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, в случае необходимости назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным законодательством, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона.
      4. Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие могут содержаться на гауптвахтах в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовно- процессуальным кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

      Статья 11. Сотрудники мест содержания под стражей
      1. К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащие органов национальной безопасности, сил охраны государственной границы Республики Казахстан, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей.
      2. На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов, начальники пограничных отрядов, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставляемыми настоящим Законом сотрудникам мест содержания под стражей.
      3. Под руководителями администрации мест содержания под стражей в настоящем Законе понимаются:
      1) начальники следственных изоляторов;
      2) начальники исправительных учреждений;
      3) начальники изоляторов временного содержания;
      4) командиры частей сил охраны государственной границы, в ведении которых находятся изоляторы временного содержания;
      5) командиры войсковых частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты;
      6) начальники гарнизонных гауптвахт.

      Статья 12. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых,
                        содержащихся в следственных изоляторах, в
                         изоляторы временного содержания
      1. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для проведения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на тридцать суток.
        2. Основанием для такого перевода являются постановление прокурора, а также постановление следователя или дознавателя, санкционированное прокурором, его заместителем.

      Статья 13. Сроки содержания под стражей
      Сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Статья 14. Режим в местах содержания под стражей
      1. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
      2. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

      Статья 15. Внутренний распорядок в местах содержания под
                 стражей
      1. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности, Министерством обороны Республики Казахстан утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
      Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
      1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
      2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а

также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
     3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов 
питания, запрещенных к хранению и использованию;
     4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
     5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а 
также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
     6) приема и передачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
     7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, 
писем, денежных переводов;
     8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и 
жалоб;
     9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
     10) привлечения обвиняемых к труду;
     11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых 
отношениях и гражданско-правовых сделках;
     12) проведения подписки обвиняемых на газеты и журналы;
     13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
     14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
     15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами,  
перечисленными в статье 17 настоящего Закона;
     16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в 
следственных действиях и судебных заседаниях;


      17) личного приема подозреваемых и обвиняемых руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
      18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
      2. Правилами внутреннего распорядка также устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также указывается перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

                    Глава 2. Права подозреваемых и обвиняемых,
                                   находящихся в местах содержания
                                    под стражей

      Статья 16. Права подозреваемых и обвиняемых
      1. Подозреваемые и обвиняемые в период нахождения в местах содержания под стражей имеют право:
      1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
      2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;
      3) обращаться с просьбой к руководителю администрации места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность мест содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
      4) на свидания с защитником;
      5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 17 настоящего Закона;
      6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
      7) обращаться с предложениями, заявлениями, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
      8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
      9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико- санитарное обеспечение;
      10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
      11) на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа;
      12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
      13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
      14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
      15) заниматься самообразованием и пользоваться специальной литературой;
      16) получать посылки и передачи;
      17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
      18) участвовать в гражданско-правовых сделках;
      19) осуществлять иные права, предусмотренные законодательными актами.
      2. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, также имеют право:
      1) получать и отправлять денежные переводы;
      2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит законодательству;
      3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;
      4) подписываться на газеты и журналы и получать их;
      5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.
      3. Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий, предоставляется возможность трудиться.
      4. Помимо вышеперечисленных прав, подозреваемые и обвиняемые имеют права, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Статья 17. Свидания с защитниками, родственниками и иными
                         лицами
      1. С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально. Количество и продолжительность свидания не ограничиваются.
      Свидания предоставляются:
      1) с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлению им документа, подтверждающего принадлежность к адвокатуре, и ордера юридической консультации на право участия адвоката в данном деле или приравненного к нему по значению документа;
      2) с представителями профессиональных союзов и других общественных объединений, являющимися защитниками, - по предъявлению соответствующего решения общественного объединения или его руководящего органа о назначении защитником;
      3) с иными лицами, участвующими в деле в качестве защитников, - по предъявлению постановления суда, постановления следователя или дознавателя, а также документа, удостоверяющего его личность.
      2. Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух, а несовершеннолетним - не более трех свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
      3. Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей. В случае попытки передачи подозреваемому и обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, свидания прерываются досрочно.
      4. Официальные представители дипломатических представительств иностранных государств по решению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан имеют право посетить подозреваемого или обвиняемого иностранца представляемого ими государства, если это не противоречит законодательству.
      5. Инфекционным больным (ВИЧ/СПИД и туберкулезом) количество и продолжительность свидания предоставляются в установленном порядке, после предварительной беседы с медицинским работником (врачом) и письменного уведомления о возможности заражения.

      Статья 18. Обеспечение личной безопасности подозреваемых
                 и обвиняемых
      При возникновении угрозы для жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности других подозреваемых и обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны немедленно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого возникла подобная угроза.

      Статья 19. Переписка
      1. Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать и отправлять родственникам и иным лицам не более двух писем или телеграмм в месяц. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.
      2. Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей, по разрешению лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело и подлежит цензуре, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.
      3. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело.
      4. Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.
      5. Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого и обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производится администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым и обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней. При необходимости перевода письма на государственный или официально употребляемый русский язык срок сдачи письма может быть увеличен на время, необходимое для перевода.
      6. Сведения о смерти или тяжелом заболевании близкого родственника сообщаются подозреваемому и обвиняемому незамедлительно после их получения.
      7. Письма, поступившие на имя подозреваемого или обвиняемого после его убытия из места содержания под стражей, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются по месту его убытия.

      Статья 20. Направление предложений, заявлений и жалоб
      1. Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и средства массовой информации, направляются через администрацию места содержания под стражей.
      2. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору и в суд, цензуре не подлежат и немедленно направляются адресату в запечатанном виде.
      3. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в государственные органы, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены не позднее суток с момента их подачи.
      4. В отношении предложений, заявлений и жалоб, содержащих сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, применяется порядок, установленный пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона.
      5. Жалобы на действия и решения суда, дознавателя, начальника органа дознания, следователя или прокурора направляются немедленно, в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
      6. Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к личным делам.
      7. Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращения с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 21. Питание, приобретение продуктов питания
                 и предметов первой необходимости
      Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил, по нормам, определяемым Правительством Республики Казахстан. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары, за исключением запрещенных к хранению и использованию в соответствии с пунктом 4 статьи 24 настоящего Закона.

      Статья 22. Материально-бытовое обеспечение
      1. Администрация места содержания под стражей обязана создать подозреваемым и обвиняемым условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
      2. Подозреваемые и обвиняемые должны содержаться в помещениях, исходя из нормы санитарной площади на одного человека не менее двух с половиной квадратных метров.
      3. Подозреваемым и обвиняемым должны предоставляться индивидуальное спальное место, выдаваться постельные принадлежности и столовые приборы.
      4. Все камеры должны обеспечиваться средствами радиовещания. Допускается выдача литературы и изданий периодической печати из библиотеки места содержания под стражей в камеры.

      Статья 23. Медико-санитарное обеспечение
      1. Администрация места содержания под стражей обязана обеспечивать соблюдение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
      2. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются уполномоченным центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности и Министерством обороны Республики Казахстан.
      3. При получении подозреваемыми и обвиняемыми телесных повреждений освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются пострадавшему. По решению руководителя администрации места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, медицинское освидетельствование производится работниками медицинских учреждений.
      4. В случае тяжелого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей сообщает об этом его близким родственникам и прокурору, который проводит проверку по данному факту. Тело умершего после патологоанатомического исследования, а также производства действий, предусмотренных законодательством, передается лицам, его востребовавшим. Захоронение умершего, тело которого не востребовано, осуществляется за счет государства.
      5. В случае обнаружения тяжелого заболевания у подозреваемого или обвиняемого, от которого может наступить смерть, администрация следственного изолятора имеет право, при наличии медицинского заключения, ставить вопрос об изменении меры пресечения перед прокурором и органом, в чьем производстве находится дело.
      6. В случае смерти иностранца, содержащегося в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, администрация места содержания под стражей незамедлительно сообщает об этом в Генеральную прокуратуру, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и Комитет национальной безопасности Республики Казахстан. Кроме того, письменно сообщается прокурору, осуществляющему надзор за применением законов в местах лишения свободы, а также в посольство или иное представительство государства, гражданином которого являлся умерший.

      Статья 24. Получение посылок, передач и денежных переводов
      1. Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки и передачи, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами.
      2. Денежные переводы, поступающие подозреваемым и обвиняемым в места содержания под стражей, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации мест содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам и иным лицам.
      3. Администрация мест содержания под стражей по заключению врача принимает для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими.
      4. Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни или здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления, либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.
      5. Сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а равно передача им любых предметов, веществ и продуктов питания, вопреки установленным правилам, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.

      Статья 25. Обеспечение дополнительных платных услуг
      По мере возможности администрация следственных изоляторов обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.

      Статья 26. Привлечение обвиняемых к труду
      1. При наличии соответствующих условий обвиняемые, по их желанию, в установленном порядке привлекаются к труду на территории следственных изоляторов.
      2. Заработная плата обвиняемых после удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.
      3. Привлечение обвиняемых к труду не должно препятствовать проведению предварительного следствия и дознания.

      Статья 27. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых
                 в следственных действиях и судебных заседаниях
      1. Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
      2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых от участия в следственных действиях и судебных заседаниях осуществляется на основаниях, предусмотренных законодательством.

      Статья 28. Участие подозреваемых и обвиняемых
                 в гражданско-правовых сделках
      Подозреваемые и обвиняемые имеют право с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, и в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей или непосредственно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

      Статья 29. Особенности содержания под стражей женщин
      1. Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет.
      2. В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Республики Казахстан.
      3. Беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, предоставляются ежедневные прогулки продолжительностью до трех часов.
      4. К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.
      5. В случае необходимости администрация места содержания под стражей может возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам, либо в детское учреждение.

      Статья 30. Особенности содержания под стражей
                 несовершеннолетних
      1. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством Республики Казахстан.
      2. Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
      3. При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.
      4. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.

            Глава 3. Обеспечение изоляции и предотвращение
                            правонарушений в местах содержания
                             под стражей

      Статья 31. Основные требования обеспечения изоляции
      1. Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 32 настоящего Закона.
      2. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению руководителя администрации места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:
      1) при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона;
      2) в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;
      3) при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;
      4) при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
      3. Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей.
      4. Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона.
      5. Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.

      Статья 32. Раздельное размещение в камерах
      1. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
      2. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
      1) раздельно содержатся:
      мужчины и женщины;
      несовершеннолетние и взрослые, за исключением случаев, когда для профилактики правонарушений в камерах, где содержатся несовершеннолетние, необходимо содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности;
      лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;
      подозреваемые, обвиняемые от осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
      подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу или по нескольким связанным между собой делам;
      2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:
      подозреваемые и обвиняемые в совершении особо тяжких и тяжких преступлений;
      осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
      осужденные к смертной казни;
      иностранцы и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых, обвиняемых;
      лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, работниками органов юстиции, сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащими Комитета национальной безопасности, военнослужащими внутренних войск, военнослужащими военной полиции и дисциплинарных частей Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;
      больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

      Статья 33. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор
                          за ними
      1. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в местах содержания под стражей и надзором, передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
      2. Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру.
      3. Деньги, ценные бумаги и ценные вещи, которые обнаружены в местах содержания под стражей и владелец которых не установлен, изымаются, о чем составляется протокол, и передаются в установленном порядке налоговым органам для реализации и зачисления в доход соответствующих бюджетов.
      4. Деньги, ценные бумаги и ценные вещи, добровольно сданные при досмотре, изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка до освобождения подозреваемого или обвиняемого без права пользования и распоряжения ими во время пребывания в местах содержания под стражей. В случае осуждения и направления лиц, заключенных под стражу, в места лишения свободы, вышеперечисленные деньги, ценные бумаги и ценные вещи передаются по описи учреждению, исполняющему уголовные наказания.
      5. Предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, передаются на хранение администрации места содержания под стражей либо по решению суда уничтожаются.
      6. Сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр вещей и одежды лиц при входе и выходе с территории мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
      7. В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 34. Обеспечение режимных требований на прилегающих
                 к местам содержания под стражей территориях
      На территориях, которые непосредственно прилегают к следственным изоляторам и границы которых определены местным исполнительным органом, по представлению органов внутренних дел могут устанавливаться режимные требования.

      Статья 35. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых
      1. Подозреваемые и обвиняемые обязаны:
      1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Законом и Правилами внутреннего распорядка;
      2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
      3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
      4) выходить на ежедневную прогулку (освобождение от прогулки осуществляется начальником места содержания под стражей по заключению медицинского работника места содержания под стражей);
      5) соблюдать правила пожарной безопасности;
      6) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
      7) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
      8) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также иных лиц;
      9) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
      10) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
      2. Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с пунктом 4 статьи 24 настоящего Закона, а также хранить и пользоваться ими.

      Статья 36. Меры поощрения и порядок их применения
      1. За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения:
      1) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
      2) разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым.
      2. Поощрение применяется руководителем администрации места содержания под стражей или его заместителем.

      Статья 37. Меры взыскания
      За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания:
      1) выговор;
      2) водворение в карцер или в одиночную камеру на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым - на срок до семи суток.

      Статья 38. Порядок применения мер взыскания
      1. Взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются руководителем администрации места содержания под стражей или его заместителем. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
      2. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого и обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее одного месяца со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
      3. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется

письменное объяснение, а в случае отказа от дачи объяснения об этом 
составляется соответствующий акт.
     4. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, 
другие взыскания - в письменной форме.
     5. Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием 
взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача 
жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.

     Статья 39. Содержание в карцере
     1. Подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру 
или карцер за:
     1) притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
     2) неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под 
стражей или иных лиц либо за оскорбление их;
     3) неоднократное нарушение правил изоляции;
     4) хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков;


      5) хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
      6) участие в азартных играх;
      7) мелкое хулиганство.
      2. Наказание в виде водворения в карцер или в одиночную камеру применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренные статьей 37 настоящего Закона.
      3. Водворение в карцер или в одиночную камеру осуществляется на основании постановления руководителя администрации места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
      4. Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере и одиночной камере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере или одиночной камере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение писем, посылок и передач, пользование настольными играми, книгами, газетами, журналами и иной литературой. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере или одиночной камере.
      Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере или одиночной камере, не допускаются. Направление ими предложений, заявлений и жалоб осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Закона.
      Руководитель администрации места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер или одиночную камеру, сократить срок содержания в них либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.

      Статья 40. Материальная ответственность подозреваемых и
                        обвиняемых
      1. Подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб:
      1) при исполнении трудовых обязанностей, - в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде;
      2) причиненный иными действиями, - в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.
      2. Размер материального ущерба, причиненного государству подозреваемым или обвиняемым, определяется постановлением руководителя администрации места содержания под стражей.
      3. Постановление объявляется подозреваемому или обвиняемому под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
      4. В случае отказа от добровольного возмещения материального ущерба, он взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Суммы, неправильно взысканные за причиненный материальный ущерб, подлежат возврату подозреваемому или обвиняемому и зачисляются на его лицевой счет.
      6. По просьбе подозреваемого или обвиняемого причиненный им материальный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.
      7. В случае направления осужденного в учреждение, исполняющее наказание, невозмещенный материальный ущерб взыскивается администрацией указанного учреждения из средств, поступающих на лицевой счет осужденного.
      8. В случае освобождения подозреваемого или обвиняемого из-под стражи, не возмещенный ими материальный ущерб может быть взыскан по решению суда.
      9. Материальный ущерб, причиненный подозреваемому или обвиняемому по вине администрации места содержания под стражей, взыскивается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 41. Меры, принимаемые при отказе от приема пищи
      1. При установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи руководитель администрации места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины и известить об этом лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за применением законов в местах содержания под стражей.
      2. Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника.
      3. Меры, в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность, осуществляются по медицинским показаниям на основании письменного заключения наблюдающего за ним медицинского работника.
      4. Отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапированию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходимости этапирование или конвоирование проводится в сопровождении медицинского работника.

      Статья 42. Общие основания применения физической силы,
                        специальных средств, газового и огнестрельного
                        оружия в местах содержания под стражей
      Физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие применяются сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, только в случаях, предусмотренных законодательством. Сотрудники мест содержания под стражей обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия.

      Статья 43. Применение физической силы в местах
                 содержания под стражей
      Физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, в местах содержания под стражей могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований.

      Статья 44. Применение специальных средств и газового
                 оружия в местах содержания под стражей
      1. Специальные средства и газовое оружие в местах содержания под стражей могут быть применены в следующих случаях:
      1) для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц;
      2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;
      3) для пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;
      4) для освобождения заложников, отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие гражданам, организациям и государственным органам, а равно для освобождения их от захвата;
      5) для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из мест содержания под стражей или из-под конвоя;
      6) для пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим или себе;
      7) для задержания и конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побеги либо уклоняющихся от отбытия наказания в виде лишения свободы.
      2. В качестве специальных средств могут применяться:
      1) наручники - в случаях, предусмотренных подпунктами 3), 5)-7) пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии наручников сотрудники мест содержания под стражей вправе использовать подручные средства связывания;
      2) резиновые палки - в случаях, предусмотренных подпунктами 1)-6),
7) пункта 1 настоящей статьи;
      3) газовое оружие и слезоточивые вещества - в случаях, предусмотренных подпунктами 1)-4), 6), 7) пункта 1 настоящей статьи;
      4) светозвуковые устройства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных подпунктами 1)-4), 6) пункта 1 настоящей статьи;
      5) устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи;
      6) водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства - в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи;
      7) служебные животные - в случаях, предусмотренных подпунктами 1)-6),
7) пункта 1 настоящей статьи.
      3. Запрещается применять специальные средства, газовое оружие и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

      Статья 45. Применение огнестрельного оружия в местах
                 содержания под стражей
      1. Огнестрельное оружие в местах содержания под стражей может быть применено в следующих случаях:
      1) для защиты от нападения, угрожающего жизни или здоровью сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, иных лиц;
      2) для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей, иных лиц с целью завладения оружием;
      3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
      4) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, помещения и транспортные средства мест содержания под стражей;
      5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни и здоровья сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;
      6) для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя;
      7) для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника места содержания под стражей о сдаче оружия;
      8) для пресечения попытки насильственного освобождения подозреваемых и обвиняемых;
      9) защиты от нападения животных;
      10) подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
      11) во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
      2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна либо группового нападения.
      3. О каждом случае применения оружия и специальных средств, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.

      Статья 46. Режим особых условий в местах содержания под
                  стражей
      1. В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгорания, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению Министра внутренних дел, Председателя Комитета национальной безопасности, Министра обороны Республики Казахстан, согласованному с Генеральным Прокурором Республики Казахстан, в соответствующих местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток.
      2. При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается прием посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.
      3. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых, и иных лиц руководитель администрации места содержания под стражей может самостоятельно вводить меры, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, с немедленным уведомлением соответственно Министра внутренних дел, Председателя Комитета национальной безопасности, Министра обороны, Генерального Прокурора Республики Казахстан, начальников органов внутренних дел, национальной безопасности, на территории которых расположено место содержания под стражей.
      4. Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностным лицом, которым он был введен, либо вышестоящим органом или должностным лицом.

                      Глава 4. Заключительные положения

      Статья 47. Основания освобождения подозреваемых
                 и обвиняемых из-под стражи
      Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:
      1) постановление следователя, дознавателя, прокурора или судьи, а также судебное постановление, вынесенное в соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом Республики Казахстан;
      2) постановление руководителя администрации места содержания под стражей или прокурора об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законодательством Республики Казахстан срока содержания под стражей.

      Статья 48. Порядок освобождения подозреваемых
                 и обвиняемых из-под стражи
      1. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится руководителем администрации места содержания под стражей по получении мотивированного постановления следователя, дознавателя, прокурора или судьи, либо по мотивированному постановлению суда.
      2. Руководитель администрации места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган либо лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора.
      3. Если по истечении установленного законом срока задержания или ареста в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока его ареста в качестве меры пресечения или сообщение об этом решении не поступило, руководитель администрации места содержания под стражей освобождает его своим постановлением, копию которого в течение двадцати четырех часов направляет органу или лицу, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурору в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
      4. При невыполнении требований пункта третьего настоящей статьи руководитель администрации места содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей несет ответственность, установленную законом.
      5. Подозреваемому или обвиняемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются: кем санкционирован его арест; основания, место и время задержания и избрания меры пресечения; основания и время освобождения. Подозреваемый или обвиняемый, освобожденный из-под стражи администрацией места содержания под стражей, в случае необходимости обеспечивается проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону.

      Статья 49. Прокурорский надзор
      Надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.

        Президент Республики Казахстан