О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма

Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV

Обновленный

Оглавление

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие Закона РК см. ст. 21

      Настоящий Закон определяет правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, правовые отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                 Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом (далее - подозрительная операция) - операция, отвечающая критериям, установленным настоящим Законом, по которым имеются основания полагать, что в результате ее совершения в законный оборот вовлекаются доходы, полученные незаконным путем, либо осуществление данной операции направлено на финансирование терроризма и (или) экстремизма;
      2) операции с деньгами и (или) иным имуществом - действия физических и юридических лиц с деньгами и (или) иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
      2-1) обналичивание денег, полученных незаконным путем, – действия, совершаемые физическими или юридическими лицами с целью получения наличных денег путем использования документов при совершении мнимой сделки, направленной на легализацию (отмывание) денег;
      3) доходы, полученные незаконным путем, - деньги и (или) иное имущество, полученные в результате совершения преступления и (или) административного правонарушения;
      4) легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученного незаконным путем, посредством совершения сделок, а равно использование указанных денег и (или) иного имущества;
      5) банк-корреспондент - банк, осуществляющий банковские операции, предусмотренные договором корреспондентского счета;
      6) финансовый мониторинг - совокупность мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга;
      7) финансирование терроризма (террористической деятельности) - предоставление или сбор денег и (или) иного имущества либо оказание финансовых услуг террористам и (или) террористическим организациям для осуществления террористической деятельности;
      8) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма в соответствии с настоящим Законом;
      9) иностранное публичное должностное лицо - лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства.
      Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                 противодействии легализации (отмыванию)
                 доходов, полученных незаконным путем, и
                 финансированию терроризма

      1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. S090000005
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

      Статья 3. Субъекты финансового мониторинга

      1. Для целей настоящего Закона к субъектам финансового мониторинга относятся:
      1) банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;
      2) биржи;
      3) страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры;
      4) накопительные пенсионные фонды;
      5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;
      6) нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;
      7) адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:
      купли-продажи недвижимости;
      управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
      управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
      аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;
      создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им;
      8) аудиторские организации;
      9) организаторы игорного бизнеса и лотерей;
      10) операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег.
      2. Государственные органы Республики Казахстан не являются субъектами финансового мониторинга.
      Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 4. Операции с деньгами и (или) иным имуществом,
                 подлежащие финансовому мониторингу

      Примечание РЦПИ!
      В пункт 1 предусмотрены изменения Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      1. Операция с деньгами и (или) иным имуществом подлежит финансовому мониторингу, если по своему характеру она относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, и совершается в наличной форме, за исключением операций, предусмотренных подпунктами 6), 7), 9), 11) и 18) пункта 2 настоящей статьи, на сумму, которая равна или превышает:
      для операции, указанной в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 1 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 000 000 тенге или превышающей ее;
      для операций, указанных в подпунктах 6)7) и 9) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 2 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 2 000 000 тенге или превышающей ее;
      для операций, указанных в подпунктах 2) - 5), 8)10) - 17) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 7 000 000 тенге или превышающей ее;
      для операций, указанных в подпунктах 18) и 19) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 45 000 000 тенге или превышающей ее.
      Примечание РЦПИ!
      В пункт 2 предусмотрены изменения Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      2. К операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, относятся:
      1) получение выигрыша, в том числе в электронной форме, по результатам проведения париазартной игры в игорных заведениях, а также лотереи;
      2) покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты;
      3) получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
      4) обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней; V030002689
      5) снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
      6) зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
      7) переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
      8) открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
      9) платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе;
      10) приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей;
      11) операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев;
      12) ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты;
      13) осуществление страховой выплаты или получение страховой премии;
      14) внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также осуществление пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов;
      15) получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга;
      16) сделки по оказанию услуг, в том числе подрядаперевозкитранспортной экспедициихранениякомиссиидоверительного управления имуществом;
      17) купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них; P050000371
      18) сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации; Z980000254
      19) сделки с ценными бумагами.
      3. Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены.
      Примечание РЦПИ!
      В пункт 4 предусмотрены изменения Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      4. Критериями определения подозрительной операции являются:
      1) совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
      2) совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом;
      3) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.

      Статья 5. Надлежащая проверка субъектами финансового
                 мониторинга клиентов

      1. Субъекты финансового мониторинга должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      2. Субъекты финансового мониторинга осуществляют надлежащую проверку клиентов в случаях:
      1) установления деловых отношений с клиентом;
      2) осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;
      3) наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах.
      3. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга своих клиентов включает осуществление следующих мер:
      1) фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также юридический адрес;
      2) фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также адрес места нахождения;
      3) фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии) получателя и его представителя, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии);
      4) установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
      5) проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.
      4. Проведение надлежащей проверки субъектами финансового мониторинга своих клиентов осуществляется в соответствии с правилами внутреннего контроля.
      Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 6. Надлежащая проверка субъектами финансового
                 мониторинга клиентов в случае установления
                 деловых отношений с клиентом

      Субъекты финансового мониторинга должны принять меры, предусмотренные подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона, до установления деловых отношений с клиентами.

      Статья 7. Надлежащая проверка субъектами финансового
                 мониторинга клиентов при осуществлении операций
                 с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих
                 финансовому мониторингу

      1. Субъекты финансового мониторинга до проведения операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, принимают меры, предусмотренные подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона.
      2. В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона, субъектами финансового мониторинга деловые отношения с клиентами не устанавливаются и операции не проводятся.

      Статья 8. Надлежащая проверка субъектами финансового
                 мониторинга иностранных публичных должностных
                 лиц

      Субъекты финансового мониторинга помимо мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в отношении иностранных публичных должностных лиц дополнительно обязаны:
      1) осуществлять проверку принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу;
      2) осуществлять оценку репутации данного иностранного публичного должностного лица в отношении причастности его к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма;
      3) получать разрешение руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с такими клиентами;
      4) предпринимать доступные меры для установления источника средств.

      Статья 9. Надлежащая проверка субъектами финансового
                 мониторинга банков-корреспондентов

      Субъекты финансового мониторинга помимо мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в отношении банков-корреспондентов дополнительно обязаны: Z980000237
      1) осуществлять сбор сведений о репутации банка-корреспондента;
      2) осуществлять оценку причастности банка-корреспондента к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма;
      3) получать разрешение руководящего работника организации на установление новых корреспондентских отношений.

      Статья 10. Сбор сведений и документальное подтверждение
                 при проведении надлежащей проверки

      1. Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте на основании перечня документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга, который определяется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
      Примечание РЦПИ!
      Пункт 2 предусмотрен в редакции Закона РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      2. Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
      3. Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются:
      1) адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера;
      2) нотариусами при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний.
      4. Расходы, связанные с передачей в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученных при проведении надлежащей проверки клиента, несут субъекты финансового мониторинга.
      Сноска. Статья 10 в редакции Закона РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 11. Ведение субъектами финансового мониторинга
                  внутреннего контроля

      1. Субъекты финансового мониторинга принимают меры, в соответствии с которыми оказываемые ими услуги не будут использованы другими лицами для целей совершения или оказания содействия в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма.
      2. Субъекты финансового мониторинга в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также несут ответственность за соблюдение правил и реализацию программ.
      Примечание РЦПИ!
      Пункт 3 предусмотрен в редакции Закона РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      3. Правила внутреннего контроля разрабатываются, принимаются и исполняются субъектами финансового мониторинга с учетом требований, утвержденных уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
      4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 5 настоящего Закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
      5. Субъекты финансового мониторинга, предоставляющие информацию в уполномоченный орган, не вправе извещать об этом клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация.
      6. Представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой,  банковской или иной охраняемой законом тайны.
      7. В случае предоставления в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Законом субъекты финансового мониторинга, их должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором.

      Статья 12. Перечень организаций и лиц, связанных с
                  финансированием терроризма и экстремизма

      1. Уполномоченный орган составляет перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и направляет соответствующим государственным органам, которые доводят его до субъектов финансового мониторинга.
      2. Государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, а также другие компетентные государственные органы направляют в уполномоченный орган перечень организаций и (или) физических лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
      3. Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, обновляется в соответствии с информацией, предоставляемой государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, а также другими компетентными государственными органами.
      4. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, являются:
      1) вступившее в законную силу решение суда Республики Казахстан о ликвидации организации в связи с осуществлением ею террористической деятельности и (или) экстремизма;
      2) вступившее в законную силу решение суда Республики Казахстан о признании иностранной или международной организации, осуществляющей террористическую деятельность или экстремизм на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, террористической или экстремистской, в том числе об установлении изменения ею своего наименования;
      3) вступивший в законную силу приговор суда Республики Казахстан о признании физического лица виновным в совершении преступления, содержащего признаки экстремизма, либо преступления, предусмотренного статьями 233233-3 Уголовного кодекса Республики Казахстан;
      4) признаваемые в Республике Казахстан в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и законами Республики Казахстан приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;
      5) нахождение организации или физического лица в перечне организаций и лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, составляемом международными организациями, осуществляющими противодействие терроризму, или уполномоченными ими органами в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      6) составляемые Генеральной прокуратурой Республики Казахстан списки организаций и физических лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, на основании данных специальных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан.
      5. Исключение организации или физического лица из перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, осуществляется на основании информации о прекращении действия обстоятельств, послуживших основаниями для включения их в указанный перечень.
      6. Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, обновляется в соответствии с информацией, предоставляемой в уполномоченный орган государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, а также другими компетентными государственными органами.
      Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 08.04.2010 № 266 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 13. Отказ от проведения операций с деньгами и
                  (или) иным имуществом и приостановление
                  подозрительных операций

      1. Субъекты финансового мониторинга обязаны отказать в проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона.
      2. Субъекты финансового мониторинга в целях предупреждения и пресечения фактов легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма обязаны незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о подозрительной операции до ее совершения.
      Сообщения о подозрительных операциях, которые не могут быть приостановлены, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган не позднее трех часов после их совершения либо в течение двадцати четырех часов с момента выявления таких операций.
      3. Уполномоченный орган, получив сообщение, предусмотренное частью первой пункта 2 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов с момента его получения принимает решение о приостановлении проведения подозрительной операции на срок до трех календарных дней в случае, если сообщение о подозрительной операции, представленное субъектом финансового мониторинга, по результатам анализа, проведенного уполномоченным органом, признано обоснованным.
      Решение о приостановлении подозрительной операции либо об отсутствии необходимости в приостановлении подозрительной операции оформляется приказом уполномоченного органа и доводится до субъекта финансового мониторинга, предоставившего сообщение о подозрительной операции, электронным способом или на бумажном носителе.
      4. В случае неполучения субъектом финансового мониторинга в течение двадцати четырех часов с момента сообщения информации решения уполномоченного органа о приостановлении подозрительной операции либо об отсутствии необходимости в приостановлении такой операции операция должна быть проведена, если не имеются иные основания, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, препятствующие проведению данной операции.
      5. Уполномоченный орган после принятия решения о приостановлении проведения подозрительной операции незамедлительно передает информацию в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, которая в течение восьми часов с момента получения сообщения от уполномоченного органа о приостановлении подозрительной операции направляет информацию в специальные государственные и правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией для принятия решения.
      Соответствующие специальные государственные и правоохранительные органы с момента получения информации обязаны в течение сорока восьми часов принять соответствующее решение и сообщить о нем в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан и уполномоченный орган.
      Уполномоченный орган доводит до субъекта финансового мониторинга соответствующее решение специальных государственных и правоохранительных органов в течение трех часов с момента получения.
      6. Отказ от выполнения операции с деньгами и (или) иным имуществом, а также приостановление подозрительной операции в соответствии с настоящим Законом не являются основаниями для гражданско-правовой ответственности субъектов финансового мониторинга за нарушение условий соответствующих договоров (обязательств).
      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 14. Контроль за соблюдением законодательства о
                  противодействии легализации (отмыванию)
                  доходов, полученных незаконным путем, и
                  финансированию терроризма

      Контроль за исполнением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА

      Статья 15. Задачи уполномоченного органа

      Задачами уполномоченного органа являются:
      1) реализация единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      2) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, координация работы государственных органов в этом направлении деятельности;
      3) создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      4) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      5) представление интересов Республики Казахстан в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

      Статья 16. Функции уполномоченного органа

      В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма уполномоченный орган:
      1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, в соответствии с настоящим Законом;
      2) осуществляет в установленном порядке анализ полученной информации;
      3) координирует деятельность государственных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      4) по запросу суда по уголовным делам направляет необходимую информацию по операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, для разрешения материалов, находящихся в производстве;
      4-1) предоставляет в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по запросам специальных государственных и правоохранительных органов сведения и информацию об операции, подлежащей финансовому мониторингу;
      5) при наличии оснований полагать о том, что операция с деньгами и (или) иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и (или) финансированием терроризма, передает информацию в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для направления в специальные государственные и правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией для принятия процессуального решения;
      6) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      7) организует формирование и ведение республиканской базы данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      8) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      9) обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма на основании информации, получаемой от государственных органов и иных организаций, а также разрабатывает и вносит предложения по его совершенствованию;
      10) изучает международный опыт и практику противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      11) проводит мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      12) участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      13) по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, определяет перечень оффшорных зон для целей настоящего Закона и направляет соответствующим государственным органам, которые доводят его до субъектов финансового мониторинга;
      14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

       Статья 17. Права и обязанности уполномоченного органа

      1. Уполномоченный орган вправе:
      1) запрашивать необходимую информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу, у субъектов финансового мониторинга, а также у государственных органов Республики Казахстан;
      2) выносить решение о приостановлении операций с деньгами и (или) иным имуществом в случае обнаружения признаков подозрительной операции, отвечающей одному или нескольким критериям, установленным пунктом 4 статьи 4 настоящего Закона, на срок до трех календарных дней;
      3) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      4) по запросу или самостоятельно обмениваться информацией с органом иностранного государства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      5) привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга с соблюдением требований по защите государственной, служебной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны;
      6) направлять соответствующим государственным органам уведомление о нарушении законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      2. Уполномоченный орган обязан:
      1) принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      2) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
      3) обеспечить соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления финансового мониторинга.
      Сноска. Статья 17 с изменением, внесенным Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 18. Взаимодействие уполномоченного органа с
                  государственными органами Республики Казахстан

      1. Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, обязаны:
      1) предоставлять информацию, необходимую уполномоченному органу для осуществления финансового мониторинга и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      2) рассмотреть уведомление уполномоченного органа о нарушении законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и сообщить о принятых мерах в уполномоченный орган в установленный законодательством Республики Казахстан срок;
      3) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
      4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления контрольных функций.
      2. Государственные органы Республики Казахстан обязаны:
      1) при самостоятельном выявлении информировать уполномоченный орган о подозрительных операциях, в том числе о сделках по экспорту (импорту) товаров (работ, услуг) с ценами, явно отличающимися от рыночных цен;
      2) при самостоятельном выявлении информировать уполномоченный орган о нарушениях субъектами финансового мониторинга норм настоящего Закона;
      Примечание РЦПИ!
      В подпункт 3) предусмотрено изменение Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      3) представлять по запросу уполномоченного органа сведения из собственных информационных систем в объеме и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан;
      4) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну.
      3. Направление в уполномоченный орган запросов о предоставлении сведения и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, специальными государственными и правоохранительными органами осуществляется с санкции Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей.
      Специальные государственные и правоохранительные органы направляют запросы по делам и материалам, зарегистрированным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, связанным с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      4. Предоставление сведения и информации о подозрительной операции в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.
      5. Передача сведения и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, в том числе о подозрительной операции, уполномоченным органом в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, специальные государственные и правоохранительные органы в порядке, предусмотренном настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.
      Примечание РЦПИ!
      Статью 18 предусмотрено дополнить пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 19. Международное сотрудничество в сфере
                  противодействия легализации (отмыванию)
                  доходов, полученных незаконным путем, и
                  финансированию терроризма

      1. Сотрудничество уполномоченного органа и иных государственных органов Республики Казахстан с компетентными органами иностранных государств в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и финансированием терроризма, а также конфискации указанных доходов осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
      2. Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства может осуществляться путем запроса и обмена информацией.
      Передача информации о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма осуществляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована в целях, не указанных в запросе, либо передана третьим лицам без предварительного согласия уполномоченного органа.
      Передача компетентным органам иностранного государства информации о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма осуществляется в случае, если она не затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина и не наносит ущерба интересам национальной безопасности Республики Казахстан.
      3. Уполномоченный орган в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма вправе запрашивать информацию и документы у компетентных органов иностранного государства, ответственных за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      Уполномоченный орган вправе использовать полученные по запросу информацию и документы исключительно в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      Уполномоченный орган не вправе без предварительного согласия компетентных органов иностранного государства, ответственных за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, передавать третьей стороне или использовать информацию и документы с нарушением условий и ограничений, установленных компетентными органами иностранного государства, у которых они были запрошены.
      4. Уполномоченный орган вправе отказать в удовлетворении запроса от компетентных органов иностранного государства в следующих случаях:
      1) если уполномоченный орган считает приведенные в запросе факты и обстоятельства необходимости предоставления информации недостаточными для подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма;
      2) если предоставление информации повлияет на ход уголовного судопроизводства в Республике Казахстан.
      Уполномоченный орган уведомляет об отказе запрашивающий компетентный орган иностранного государства с указанием оснований для отказа.
      Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные условия и ограничения использования информации, предоставляемой компетентным органам иностранного государства, ответственным за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
      5. Положения настоящей статьи применяются в отношении международного сотрудничества, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства
                  Республики Казахстан о противодействии
                  легализации (отмыванию) доходов, полученных
                  незаконным путем, и финансированию терроризма

      1. Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
      2. Работники уполномоченного органа и иных государственных органов, а также лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей имеют доступ к информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, за их разглашение несут ответственность, установленную  законами Республики Казахстан.
      3. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев