Об утверждении Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении в Управлении Делами Президента Республики Казахстан

Приказ и.о. Управляющего Делами Президента Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 05/326. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 декабря 2022 года № 30966

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении в Управлении Делами Президента Республики Казахстан.

      2. Отделу по управлению подведомственными организациями Управления Делами Президента Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Управления Делами Президента Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Управления Делами Президента Республики Казахстан Дарибаева М.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Управляющего Делами Президента
Республики Казахстан
М. Акимжанова

      "СОГЛАСОВАН"
Служба государственной охраны
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

  Утверждена приказом
Исполняющий обязанности
Управляющего Делами
Президента Республики Казахстан
от 30 ноября 2022 года № 05/326

Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении в Управлении Делами Президента Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении в Управлении Делами Президента Республики Казахстан (далее - Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее – Требования к организации антитеррористической защиты).

      2. Инструкцией детализируются требования к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также устанавливаются мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защиты объектов в Управлении Делами Президента Республики Казахстан (далее - Управление Делами).

      3. Инструкция распространяется на объекты в Управлении Делами, отнесенные к уязвимым в террористическом отношении в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 (далее – объекты Управления Делами).

      4. Для объектов, уязвимых в террористическом отношении и предназначенных для пребывания охраняемых лиц, Служба государственной охраны Республики Казахстан (далее - СГО РК) устанавливает дополнительные требования к организации антитеррористической защиты в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму".

      5. Настоящая Инструкция предназначена для использования руководителями и работниками организации в обслуживании, которой находятся объекты Управления Делами, руководителями и сотрудниками субъектов охранной деятельности, ведомствами Управления Делами, а также СГО РК и уполномоченными органами при осуществлении контроля и оценки за состоянием антитеррористической защиты курируемых объектов.

      6. Инструкция содержит следующий понятийный аппарат:

      1) субъекты охранной деятельности – специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан, частные охранные организации;

      2) сотрудники охраны – сотрудники субъектов охранной деятельности, работники объектов Управления Делами, ответственные за функции охраны и соблюдение пропускного режима на объектах Управления Делами;

      3) частная охранная организация – коммерческая организация, оказывающая охранные услуги в качестве предпринимательской деятельности;

      4) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;

      5) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;

      6) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;

      7) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;

      8) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;

      9) паспорт антитеррористической защиты – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защиты, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;

      10) объекты, уязвимые в террористическом отношении, – особо важные государственные, стратегические, опасные производственные объекты, а также объекты отраслей экономики, имеющие стратегическое значение, объекты массового скопления людей, охраняемые объекты, требующие обязательной организации антитеррористической защиты;

      11) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования.

      7. Меры по обеспечению антитеррористической защиты объектов направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории объектов, минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.

      Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.

      8. Антитеррористическая защита объектов обеспечивается созданием условий, направленных на:

      1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, что достигается принятием мер по:

      установлению пропускного режима на объектах и его неукоснительного соблюдения;

      укреплению объекта в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект;

      2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:

      контролю за обстановкой на объектах и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;

      профилактике экстремизма (правовое просвещение, формирование негативного эмоционального отношения к экстремизму) среди работников;

      улучшению материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объектов Управления Делами;

      3) пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах, что достигается принятием мер по:

      осуществлению охраны объекта СГО РК либо силами подготовленных работников объекта, либо заключением договора с субъектами охранной деятельности;

      организации постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты посетителей и транспортных средств;

      формированию у работников культуры безопасности, антитеррористического сознания;

      контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов;

      4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах, что достигается принятием мер по:

      разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов Управления Делами;

      соответствующей подготовке сотрудников охраны в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;

      организации своевременного оповещения уполномоченных органов, в случае совершения акта терроризма на объекте;

      своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защиты объекта, его надлежащим хранением.

      9. Антитеррористическую защиту объекта Управления Делами организует первый руководитель организации в обслуживании, которой находится объект Управления Делами (далее – руководитель организации).

      10. Приказом руководителя организации определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защите объекта и принятие мер в рамках настоящей Инструкции.

      Выбор и назначение ответственного работника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защите объекта производится с учетом его компетенции и должностных обязанностей, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.

Глава 2. Требования к организации пропускного режима

      11. Пропускной режим на объектах Управления Делами осуществляется сотрудниками СГО РК, либо Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД РК), либо сотрудниками частной охранной организации, имеющей соответствующую лицензию на осуществление охранных услуг, в том числе охрану объектов уязвимых в террористическом отношении, либо работниками объектов Управления Делами ответственными за функции охраны и соблюдение пропускного режима согласно порядку организации пропускного и внутриобъектового режима, разработанному ответственным лицом объекта Управления Делами в соответствии с Требованиями к организации антитеррористической защиты и Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года №1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране" (далее - Требования по инженерно-технической укрепленности объектов).

      12. В целях обеспечения антитеррористической защищенности пропускной режим направлен на:

      1) предупреждение несанкционированного доступа на территорию, а также исключение возможности бесконтрольного передвижения посторонних лиц и автотранспорта;

      2) предотвращение несанкционированного перемещения предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту, в том числе огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

      3) сохранение материальных и информационных ресурсов, недопущение противоправных проявлений, пресечение фактов хищений;

      4) обеспечение безопасности лиц, находящихся на объектах.

      13. Пропускной режим осуществляется путем:

      1) организации поста охраны с функцией контроля доступа на объекты Управления Делами;

      2) оснащения объектов защиты инженерно-техническими средствами охраны, предназначенными для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц и автотранспорта, обеспечения сохранности имущества, а также автоматизированными системами контроля и управления доступом, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением;

      3) осуществления обхода (патрулирования) территории, проведения визуального осмотра на предмет выявления возможных подозрительных предметов, нахождения посторонних лиц;

      4) введения постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, дающих их обладателям право доступа на объект, а также вноса/выноса (ввоза/вывоза) товарно-материальных ценностей;

      5) определения перечня лиц, имеющих право доступа на объект, ответственных работников, уполномоченных на принятие решений по выдаче пропусков, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу/выносу (ввозу/вывозу);

      6) ограничения круга лиц, допущенных в режимные помещения для работы с конфиденциальными и секретными документами;

      7) оборудования специального места для ведения переговоров с посетителями, прибывшими на объект, а также шкафов с ячейками для хранения работниками или посетителями личных вещей (сотовые телефоны, видео, кино и фотоаппаратуры, ноутбуки, переносные электронные носители информации, радиотехнические устройства);

      8) контроля соблюдения внутреннего распорядка, в том числе требований пожарной безопасности.

      Перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на объекты Управления Делами, определен приложением 1 к настоящей Инструкции.

      Перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на объекты, охраняемые СГО РК, определяется приказом Начальника СГО РК от 9 октября 2018 года № 11-244 дсп "Об утверждении Перечня предметов и веществ, запрещенных к проносу на охраняемые объекты и в зону проведения охранных мероприятий", зарегистрированным в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 17599.

      14. В случае заключения договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководителю организации необходимо указать в договоре охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защиты и должного уровня безопасности, к которым относятся:

      1) организация допуска работников, посетителей на объект Управления Делами или его части (зоны);

      2) организация пропуска транспортных средств на объект Управления Делами;

      3) выявление на территории объекта Управления Делами лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на объект;

      4) охрана объекта, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц;

      5) контроль за местами возможного массового пребывания людей на объекте;

      6) организация учебных мероприятий по исполнению мероприятий, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

      7) надлежащее использование технических средств защиты, в том числе установленных на объекте Управления Делами.

      15. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель организации определяет структурное подразделение и лиц ответственных за организацию, контроль и обеспечение пропускного режима.

      Организация, контроль и обеспечение пропускного режима на охраняемых СГО РК объектах, осуществляются СГО РК.

      16. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режима на каждом объекте Управления Делами руководитель организации предусматривает в должностной инструкции работника ответственного за функцию охраны надлежащие права и обязанности.

      17. Должностная инструкция носит обезличенный характер и разрабатывается на каждом объекте Управления Делами с учетом его особенностей.

      18. Информация о пропускном режиме размещается администрацией объекта на соответствующей территории в месте доступном для обозрения.

Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий

      19. Руководитель организации обеспечивает реализацию мероприятий по организации профилактических и учебных мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты на объекте.

      Профилактические и учебные мероприятия по обеспечению антитеррористической защиты охраняемых СГО РК объектов, проводятся СГО РК самостоятельно, и (или) совместно с уполномоченными государственными органами.

      Проведение профилактических и учебных мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты на охраняемых СГО РК объектах, без согласования с СГО РК, не допускается.

      20. Целью профилактических мероприятий является создание условий, способствующих минимизации совершения на защищаемом объекте акта терроризма.

      21. Целью учебных мероприятий является ознакомление заинтересованных лиц с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения при угрозе совершения актов терроризма и после его совершения.

      22. Профилактические и учебные мероприятия, за исключением на охраняемых СГО РК объектах, проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические), экспериментов с:

      1) работниками объекта;

      2) сотрудниками субъектов охранной деятельности.

      23. Планирование инструктажей, занятий (практических и теоретических) осуществляется ответственным лицом организации, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защите объекта.

      Организация и проведение экспериментов на объектах Управления Делами, за исключением охраняемых СГО РК объектов, осуществляется оперативным штабом по борьбе с терроризмом и заключается в оценке режима, готовности объектов Управления Делами к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий.

      24. К проведению профилактических и учебных мероприятий привлекаются работники Управления Делами, а также представители государственных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта (далее – антитеррористическая комиссия).

      В случае привлечения физических и юридических лиц к проведению профилактических и учебных мероприятий руководитель организации направляет письмо в антитеррористическую комиссию о необходимости проведения данных мероприятий. Тематика планируемого мероприятия определяется ответственным лицом организации, обеспечивающим проведение мероприятий по антитеррористической защиты объекта.

      25. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической защиты объекта приводятся в приложении 2 к настоящей Инструкции.

      26. Планирование профилактических и учебных мероприятий с субъектами охранной деятельности, заключившими договора об оказании охранных услуг, организуется руководителем субъекта охранной деятельности.

      27. Занятия (практические и теоретические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденными руководителем организации по согласованию с руководителем субъекта охранной деятельности, за исключением объектов охраняемых СГО РК.

      28. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории объекта с охватом всего коллектива объекта проводятся не менее одного раз в год при координации антитеррористической комиссии.

      29. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива объекта предшествует проведение теоретических и практических занятий, инструктажей с отдельными группами работников (с учетом специфики работы), направленных на формирование у них знаний алгоритмов поведения при возможных сценариях совершения актов терроризма согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

      30. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на плановый и внеплановый.

      31. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год для каждой из групп работников объекта.

      32. Внеплановый инструктаж проводится при:

      1) введении в регионе, где находится объект, одного из уровня террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма": умеренный ("желтый"), высокий ("оранжевый"), критический ("красный") при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защиты объекта;

      2) наличие информации о возможной угрозе совершения акта терроризма на объекте, при координации ответственного лица по антитеррористической защиты объекта;

      3) подготовке к занятиям, тренировочным мероприятиям, оценке действий подразделений, охраны и работников объекта при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;

      4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации СГО РК.

      33. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

      34. Для проведения профилактических и учебных мероприятий используется вмещающее всех или определенную группу работников, помещение, в котором выделяются места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), установления проектора для демонстрации тематических слайдов, использования аудиотехники или видеотехники.

      35. После завершения мероприятия его результаты заносятся в журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической защите (далее - журнал) по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

      36. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью организации. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.

      37. Ведение журнала осуществляется лицом, ответственным за проведение мероприятий по антитеррористической защиты объекта.

      38. Взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидация угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма на охраняемых СГО РК объектах, осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан "О Службе государственной охраны Республики Казахстан" и "О противодействии терроризму".

Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма

      39. Взаимодействие с антитеррористической комиссией организуется в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки работников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, определения готовности объекта к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма на объекте.

      40. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.

      41. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на объекте, особенностей объекта (тип объекта, количество работников и сотрудников субъектов охранной деятельности, расположение объекта) на объекте уточняются алгоритмы действий различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 3 к настоящей Инструкции.

      42. Данные алгоритмы, отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и учебно-тренировочного мероприятия на объекте.

      43. В случае задействования объекта оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении разно уровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и работников объекта Управления Делами, руководитель организации, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг, оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп работников к проведению указанных мероприятий.

      44. По итогам проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и работников объекта Управления Делами, в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся соответствующие изменения и дополнения.

      45. Первостепенной задачей взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления на охраняемых СГО РК объектах является своевременное информирование подразделений СГО РК, МВД РК и КНБ РК о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущения.

      46. Руководители организаций, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:

      1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

      2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

      3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.

      47. Руководителем организации объекта Управления Делами при установлении уровней террористической опасности обеспечиваются следующие меры безопасности:

      1) при "желтом" уровне террористической опасности:

      усиление пропускного режима на объекте;

      проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности (оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации);

      досмотр посетителей, работников и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;

      инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;

      проведение инструктажей с работников по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;

      отработка вопросов экстренной эвакуации объекта, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;

      2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):

      отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

      приведение в состояние режима повышенной готовности субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;

      3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):

      принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;

      приостановление деятельности объекта (при необходимости).

Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защиты объекта, уязвимого в террористическом отношении

      48. Паспорт антитеррористической защиты объекта, уязвимого в террористическом отношении (далее – паспорт) предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.

      49. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.

      На объектах Управления Делами паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов. Руководитель организации принимает меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защиты объекта, контроле состояния антитеррористической защиты объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      50. Руководителем организации назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, хранение и своевременное обновление его данных.

      51. Паспорт разрабатывается согласно Типовому паспорту антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217 (далее – типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.

      52. Проект паспорта составляется в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента получения руководителем организации соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы.

      53. Проект паспорта объекта Управления Делами, за исключением объекта, охраняемого СГО РК, согласовывается с подразделениями МВД РК. Проект паспорта объекта, охраняемого СГО РК, согласовывается СГО РК.

      Согласование проекта паспорта осуществляется по месту нахождения объекта в течение 10 (десяти) календарных дней после его разработки. Срок согласования проекта Паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления Паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.

      При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате не превышает 7 (семи) рабочих дней

      54. В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования Паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем организации.

      55. Учет паспортов объектов осуществляется в формате номенклатурных дел.

      56. После разработки и утверждения первый экземпляр паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение.

      57. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.

      58. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за хранение паспорта.

      59. Второй экземпляр паспорта с его электронным вариантом (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются для хранения:

      - для объектов Управления Делами, за исключением объектов охраняемых СГО РК, в территориальные подразделения МВД РК;

      - для объектов Управления Делами, охраняемых СГО РК, в СГО РК.

      60. Паспорт подлежит корректировке в случае изменения:

      1) прав собственности;

      2) руководителя организации;

      3) наименования объекта;

      4) основного предназначения объекта;

      5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;

      6) потенциально опасных участков объекта;

      7) технических средств, используемых для обеспечения антитеррористической защиты объекта.

      61. Изменения вносятся в течение 20 (двадцати) рабочих дней после возникновения оснований для корректировки.

      При увеличении сроков разработки паспорта, внесения корректив в него руководитель организации обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.

      В паспорте лицом, ответственным за хранение, вносятся отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя организации. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.

      Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя организации направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан, либо в СГО РК для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.

      62. Паспорт подлежит полной замене:

      1) не реже одного раза в пять лет;

      2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.

      63. Паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта. Акт остается в организации, а его копия направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.

Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием

      64. С учетом возможных последствий совершения акта терроризма и определения дифференцированных требований к инженерно-техническому оборудованию устанавливаются следующие группы объектов:

      1) объекты Управления Делами первой группы – объекты, охраняемые СГО РК;

      2) объекты Управления Делами второй группы – объекты, охраняемые подразделениями МВД РК;

      3) объекты Управления Делами третьей группы - здание ведомств Министерства финансов Республики Казахстан, охраняемое частной охранной организацией;

      4) объекты Управления Делами четвертой группы – объекты, рассчитанные на пребывание 200 (двести) и более посетителей, предназначенные для оказания стационарной медицинской помощи и санаторно-курортных услуг;

      5) объекты Управления Делами пятой группы – объекты дошкольного образования, рассчитанные на 100 и более мест.

      65. Объекты Управления Делами независимо от распределения по группам, указанным в пункте 64 настоящей Главы оснащаются системами видеонаблюдения, оповещения, пожарной сигнализации.

      66. Системы видеонаблюдения объектов Управления Делами подлежат к подключению к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – КНБ РК) от 27 октября 2020 года № 69-қе, зарегистрированным в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 21693 (далее – Правила).

      Объекты первой группы к Национальной системе видеомониторинга подключаются по согласованию с СГО РК.

      67. Оснащение объектов, подлежащих государственной охране (первая, вторая), независимо от распределения по группам, указанным в пункте 64 настоящей Главы, обеспечивается в соответствии с Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов.

      68. Объекты третьей, четвертой и пятой группы дополнительно к инженерно-техническим средствам, указанным в пункте 65 Инструкции, оборудуются:

      1) постом охраны;

      2) средствами подачи тревоги (тревожная кнопка), с выводом в дежурные части территориальных органов внутренних дел либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности;

      3) средствами резервного электроснабжения с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающими бесперебойную работу систем подачи тревоги и оповещения, контроля управления доступом, видеонаблюдения, пожарной сигнализации не менее 2 часов.

      На случай аварийного длительного отключения электроэнергии на объекте (более 2 часов) устанавливается дизель-генератор, обеспечивающий резервное электроснабжение объекта.

      69. Объекты третьей группы дополнительно к инженерно-техническим средствам, указанным в пункте 68 Инструкции, оборудуются:

      1) системой контроля и управления доступом;

      2) противотаранными устройствами (при наличии на территории объекта открытых мест, где возможно массовое пребывание людей и присутствует риск наезда транспортных средств на них);

      3) техническими средствами досмотра;

      4) средствами охранной сигнализации в зависимости от наличия потенциально опасных участков.

      70. Объекты четвертой группы дополнительно к инженерно-техническим средствам, указанным в пункте 68 Инструкции, оборудуются:

      1) ограждением периметра объекта (физический барьер);

      2) учитывая предназначение оборудуются системой контроля и управления доступом в целях обеспечения санкционированного доступа к отдельным зданиям, помещениям и зонам объекта, а также выхода из них;

      3) противотаранными устройствами (при наличии на территории объекта открытых мест, где возможно массовое пребывание людей и присутствует риск наезда транспортных средств на них):

      4) техническими средствами досмотра;

      5) средствами охранной сигнализации в зависимости от наличия потенциально опасных участков.

      71. Объекты пятой группы дополнительно к инженерно-техническим средствам, указанным в пункте 68 Инструкции, оборудуются ограждением периметра объекта (физический барьер).

      72. Система видеонаблюдения устанавливается в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей.

      Системы видеонаблюдения объектов третьей, четвертой и пятой групп, указанных в пункте 66, выполняются с техническими возможностями по передаче видеоизображения в Центры оперативного управления полиции либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел.

      Срок сохранения видеоинформации для последующего анализа событий должен составлять не менее 30 суток.

      73. Системой видеонаблюдения оборудуются:

      1) периметр территории, прилегающий к объекту;

      2) пост охраны;

      3) главный и запасные входы/выходы;

      4) потенциально опасные участки объекта и коридоры, ведущие к ним;

      5) другие помещения по усмотрению руководителя организации.

      74. Технические требования к системам видеонаблюдения объекта разрабатываются в соответствии с Правилами.

      75. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования работников и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.

      76. Оповещение работников, посетителей объекта осуществляется по внутренним линиям связи, с помощью технических и подвижных средств связи (сигнализация) в соответствии с заранее разработанным планом, которые обеспечивают:

      1) подачу звуковых (при необходимости и световых) сигналов в здании, помещении, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;

      2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости осуществления эвакуации, а также о действиях, направленных на обеспечение безопасности лиц, находящихся на объекте.

      77. Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей, в случае проведения эвакуации действуют в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения.

      78. Средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное, тревожная кнопка, позволяет скрыто подавать сигнал на пульт централизованного наблюдения) устанавливается в целях оперативного оповещения субъектов охранной деятельности об угрозе совершения акта терроризма на объекте.

      79. Средством подачи тревоги оснащаются пост охраны и/или входы на объект, предназначенные для массового пропуска, а также помещения, определяемые по усмотрению руководителя организации.

      80. Средство подачи тревоги устанавливаются с учетом возможности скрытно подавать сигнал в дежурные части территориальных органов полиции либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности.

      81. Ограждение объектов устанавливается в целях воспрепятствования свободному проходу лиц и проезду транспортных средств на объект и с объекта. Ограждение имеет:

      1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие его свободное преодоление;

      2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;

      3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.

      82. Объекты Управления Делами для обмена информацией и координации действий между сотрудниками охраны и работниками объекта, эксплуатирующими инженерные сети, оснащаются средствами радиосвязи.

      83. Независимо от отнесения объектов к группе, в случае расположения их входных групп, а также открытых мест, где возможно массовое пребывание работников и посетителей, в непосредственной близости по отношению к путям движения транспортных средств, объекты оборудуются средствами снижения скорости транспортных средств.

      84. Средство контроля и управления доступом должно обеспечивать допуск на территорию объекта и его части работников, посетителей объекта с учетом зон доступа, определҰнных порядком организации пропускного и внутриобъектового режима.

      85. К техническим средствам контроля относятся технические средства, способствующие выявлению запрещенных предметов и веществ, в том числе стационарные и ручные металлодетекторы.

      86. По решению руководителя организации на объекте может устанавливаться дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защиты объекта.

      87. Инженерно-техническое оборудование объекта всегда должно поддерживаться в рабочем состоянии.

      88. В случае невозможности оснастить объект инженерно-техническим оборудованием в течение 6 месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководителем организации принимаются меры для планирования бюджетных средств на оснащение объекта Управления Делами, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта Управления Делами.

  Приложение 1
к Инструкции по организации
антитеррористической
защиты объектов, уязвимых
в террористическом отношении
в Управлении Делами Президента
Республики Казахстан

Перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на объекты Управления Делами

      1. Оружие (огнестрельное; бесствольное с патронами травматического, газового и светозвукового действия; холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию; метательное; пневматическое; газовое; электрическое; сигнальное; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения; предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия; предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия); боеприпасы к оружию и составные части к нему).

      2. Механические и аэрозольные распылители и устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и негативным воздействием на организм человека.

      3. Вещества: взрывчатые, ядовитые, отравляющие, радиоактивные, едкие, пиротехнические, легковоспламеняющиеся.

      4. Фото-, видео- и звукозаписывающая аппаратура, переносные электронные носители информации для посетителей объектов 1, 2 и 3 групп, указанных в пункте 66 настоящей Инструкции.

      Данный пункт не распространяется на представителей средств массовой информации, официально приглашенных руководителем организации объектов Управления Делами.

  Приложение 2
к Инструкции по организации
антитеррористической
защиты объектов, уязвимых
в террористическом отношении
в Управлении Делами Президента
Республики Казахстан

Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической защиты

      1. В рамках учебных занятий (теоретических):

      1) Основные требования законодательства по вопросам антитеррористической защиты;

      2) Сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;

      3) Информирование о возможных источниках террористической угрозы;

      4) Назначение алгоритмов действий различного круга лиц объектов Управления Делами на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.

      2. В рамках проведения инструктажей:

      1) Действия в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории объекта;

      2) О мерах безопасности при проведении эвакуации.

      3. В рамках проведения практических занятий:

      Отработка практических действий на объекте путем:

      1) организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;

      2) моделирования действий при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;

      3) моделирования действий по информированию подразделений СГО РК, МВД РК и КНБ РК при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;

      4) организации оповещения работников и посетителей объекта;

      5) организации эвакуации работников и посетителей объекта.

      В соответствии с указанными мероприятиями, проводятся следующие тренировки по действиям работников:

      1) при получении сообщения о минировании объекта;

      2) при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов;

      3) при эвакуации людей.

      Примечание: тематика и содержание занятий могут изменяться и дополняться исходя из актуальности возникающих угроз террористического характера. В рамках одного мероприятия могут отрабатываться несколько тематик.

  Приложение 3
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в
террористическом отношении в
Управлении Делами Президента
Республики Казахстан

Алгоритм действий работников на объектах Управления Делами на возможные угрозы террористического характера

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Алгоритм действий работников на объектах Управления Делами на возможные угрозы террористического характера разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования объектов Управления Делами в случаях возникновения угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение.

      Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимальное уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.

      2. В случае совершения акта терроризма руководители и работники организаций незамедлительно информируют руководство Управления Делами, правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечивают эвакуацию людей, находящихся на объекте.

      При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи.

      Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:

      появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

      неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки;

      необоснованное вступление в контакт с работниками и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности;

      проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

      наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации о личности предъявителя;

      сообщение администрации и работникам объекта ложной информации;

      изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.

      На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.

      Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать алгоритм действий работников объектов при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.

      3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.

Глава 2. Действия работников на объектах Управления Делами при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании или на ее территории

      4. Действия которые необходимы осуществить при возникновении угрозы совершения акта терроризма на объектах или на ее территории руководителем организации доводится до каждого работника организации.

      5. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма на объектах являются:

      обнаружение кем-либо из работников, посетителей подозрительного предмета;

      поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию;

      вооруженное нападение на работников организации, посетителей;

      захват террористами в заложники работников в здании организации или на ее территории;

      атака организации террористом.

      6. В вышеперечисленных случаях руководитель организации незамедлительно сообщает о случившемся:

      руководству Управления Делами;

      на канал "102" органов внутренних дел;

      В случае, когда объект охраняется СГО РК Республики Казахстан, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета

      7. Под подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающая подозрительные звуки (щелчки, тиканье) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).

      Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами, биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии) пакетом.

      8. Лица, обнаружившие опасный или подозрительный предмет незамедлительно сообщают об этом на канал "102" органов внутренних дел и до прибытия сил экстренного реагирования находятся на безопасном расстоянии от предмета.

      В случае, когда объект охраняется СГО РК, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

      9. Действия руководителя организации:

      выставить оцепление из числа постоянных работников организации;

      обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);

      принять меры по эвакуации работников и посетителей организации.

      10. Действия работников:

      сообщить администрации организации (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);

      перевести лиц, находящихся вблизи, на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

      лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и дать сведения, касающиеся случившегося;

      опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;

      воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе сотового телефона, вблизи предмета;

      зафиксировать время и место обнаружения;

      оказать содействие в организации эвакуации людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

      при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;

      покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

      11. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации:

      не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;

      опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

      воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе сотового телефона, вблизи данного предмета;

      по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

      немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал "102" органов внутренних дел. В случае, когда объект охраняется СГО РК, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта;

      быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;

      не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

      обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

      обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

      при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение.

      Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:

      граната – 50 метров;

      тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;

      взрывное устройство – не менее 200 метров;

      пивная банка 0,33 литра – 60 метров;

      дипломат (кейс) – 230 метров;

      дорожный чемодан – 350 метров;

      легковая автомашина – не менее 600 метров;

      микроавтобус – 920 метров;

      грузовая машина (фургон) – 1240 метров.

Параграф 2. Поступление угрозы по телефону в организацию

      12. Телефон является каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

      Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

      Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

      13. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, работник):

      По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

      голос (громкий или тихий, низкий или высокий);

      темп речи (быстрый или медленный);

      произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);

      манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).

      Важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса), характер звонка (городской, междугородный).

      Необходимо зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

      куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?

      какие конкретные требования он выдвигает?

      выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?

      на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

      как и когда с ним можно связаться?

      кому вы можете или необходимо сообщить об этом звонке?

      Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством организации решений или совершения каких- либо действий.

      По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщите на канал "102" органов внутренних дел и руководству организации о телефонной угрозе.

      В случае, когда объект охраняется СГО РК, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

Параграф 3. Поступление угрозы в организацию в письменной форме

      14. Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, работник):

      После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

      Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

      Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

      При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте.

      Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

      Незамедлительно сообщите на канал "102" органов внутренних дел.

      В случае, когда объект охраняется СГО РК, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

Параграф 4. Вооруженное нападение на работников и лиц, находящихся в здании организаций

      15. При вооруженном нападении на работников и лиц, находящихся в здании организации, необходимо им принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал "102" органов внутренних дел.

      В случае, когда объект охраняется СГО РК, то информируется ближайший пост охраны или старший боевой смены по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

      Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.

      16. Действия руководителя:

      незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;

      организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);

      взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      17. Действия работников (в том числе воспитатели в дошкольных организациях):

      оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с работниками (воспитанниками в дошкольных организациях), посетителями покидать здание;

      при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, покиньте здание;

      оставьте вещи и сумки;

      не прячьте руки, держите их на виду.

      В случае отсутствия возможности покинуть здание следует:

      быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех лиц, (воспитанников в дошкольных организациях), находящихся в коридоре, в свой кабинет;

      не впускать в кабинет лиц, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение объекта;

      плотно закрыть дверь, желательно на ключ;

      закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;

      поставить работников (воспитанников в дошкольных организациях) у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;

      найти для работников или воспитанников "Безопасный угол";

      выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;

      обеспечить тишину для работников или воспитанников;

      заполнить лист посещаемости (перечислить воспитанников, которых забрали из коридоров) и составить список воспитанников, которые находятся в данном помещении.

      Примечание: Перед выключением света работники (воспитатели) держат в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех воспитанников в дошкольных организациях.

      воспитанников, находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;

      воспитанников, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие помещения и выключить свет;

      работники (воспитанники в дошкольных организациях) находящиеся вне здания организации, добегают до ближайшего безопасного места, останавливаются, занимают лежащее положение и не двигаются;

      работники, находящиеся в туалетах, закрывают кабинку и выключают свет;

      все, кто находится в коридоре, немедленно проходят в ближайшее помещение и выключают свет;

      медицинские работники, работники столовой, административных и технических служб остаются в помещениях, в котором они находятся, закрывают двери и выключают свет.

      Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.

Параграф 5. Захват заложников в организации

      18. Действия руководителя:

      организовать максимально возможные условия для безопасности работников (воспитанников в дошкольных организациях);

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о захвате работников (воспитанников в дошкольных организациях) в заложники;

      пытаться выяснить требования захватчиков;

      обеспечить взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      19. Действия работников (воспитатели):

      организовать защиту работников (воспитанников в дошкольных организациях), в том числе по возможности незаметно вывести их из здания либо укрыть их в помещениях заблокировав двери и продержаться до прибытия сотрудников правопорядка;

      по возможности информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).

      20. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации:

      не вступать в переговоры по собственной инициативе;

      будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров.

      21. Действия при захвате в заложники:

      Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия;

      Не привлекать внимания своим поведением;

      Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;

      Запомните, как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);

      Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения);

      При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;

      Не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была;

      При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;

      Главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать;

      Расположитесь подальше от окон, дверей;

      При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

      лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

      не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

      если есть возможность, необходимо держаться подальше от проҰмов дверей и окон.

Параграф 6. При стрельбе внутри организации и на ее территории

      22. Действия руководителя:

      организовать максимально возможные условия для безопасности работников (воспитанников в дошкольных организациях);

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о перестрелке;

      принять меры по защите жизни и здоровья работников (воспитанников в дошкольных организациях).

      23. Действия работников:

      при стрельбе на улице не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской;

      не поднимайтесь выше уровня подоконника;

      не разрешайте воспитанникам входить в помещение, со стороны которого слышны выстрелы.

      При стрельбе на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно.

      Когда все утихнет, сможете подняться.

Параграф 7. При взрыве здания организации

      24. Действия руководителя:

      организовать максимально возможные условия для безопасности работников (воспитанников в дошкольных организациях) и посетителей объекта;

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о взрыве здания;

      организовать действия работников (воспитанников в дошкольных организациях) направленные на защиту их жизни.

      25. Действия работников:

      лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон;

      укрыться под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки, люстры;

      не выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов;

      оказавшись в темноте, не пользоваться спичками, во избежание воспламенения газа, легкогорючих веществ, жидкостей;

      выходить из здания надо, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. Надо пригнуться, прикрыть голову руками - сверху могут посыпаться обломки и стекла.

      Оказавшись на улице, отойдите от здания, следите за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как при обрушении дома поднимается густая туча пыли, вызывающая панику.

Параграф 8. При атаке организации террористами

      26. Действия руководителя:

      организовать максимально возможные условия для безопасности работников (воспитанников в дошкольных организациях) и посетителей;

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы об атаке террористов, в том числе о подозрительных лицах, находящихся на объекте;

      обеспечить по возможности безопасную эвакуацию людей.

      27. Действия работников:

      организовать защиту находящихся рядом лиц: незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

      защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

      по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

      28. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации:

      выявить по внешним признакам террориста и по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

      информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы об атаке террористов;

      принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);

      при необходимости организовать наблюдение за передвижениями подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);

      обеспечить собственную безопасность.

      29. Внешние признаки террориста:

      одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства;

      торчащие из-под одежды элементы самодельного взрывного устройства, провода, тумблеры, выключатели;

      наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;

      осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;

      использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора).

Глава 3. Практические мероприятия по предупреждению актов терроризма на объектах Управления Делами и на ее территории

      30. Действия руководителя по предупреждению актов терроризма:

      знать самим и доводить до сведения работников требования руководящих документов в сфере противодействия терроризму;

      организовать взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел по вопросам реагирования на возможные террористические угрозы;

      регулярно проводить практические тренировки по отработке алгоритмов действий с участием работников (воспитанников в дошкольных организациях);

      определить ответственное должностное лицо за реализацию мер антитеррористической защиты организации.

      31. Действия ответственного должностного лица:

      планировать и проводить занятия по вопросам противодействия терроризму с работниками;

      не менее одного раза в год планировать и проводить тренировки с работниками по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории организации;

      представлять руководителю предложения по вопросу совершенствования мер по противодействию терроризму и обеспечения безопасности работников;

      ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации;

      обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.

      32. Действия заместителя директора по административно-хозяйственной работе:

      следить за освещением территории организации в темное время;

      обеспечивать своевременный вывоз мусора с территории организации;

      обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.

Глава 4. Телефоны служб экстренного реагирования

      33. При готовящемся или совершенном преступлении немедленно сообщите об этом в территориальные органы КНБ РК или МВД РК по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.

      Телефон дежурной службы КНБ РК: 110;

      Телефон противопожарной службы:101;

      Телефон дежурной службы органов внутренних дел: 102;

      Телефон скорой медицинской помощи: 103.

  Приложение 4
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов, уязвимых в
террористическом отношении в
Управлении Делами Президента
Республики Казахстан

Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке (титульный лист) ___________________ (наименование организации)

Журнал № ___ учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке

      Начало заведения журнала "_" __ 20__ г., окончание журнала "__" ___ 20__ г.

      Раздел 1. Инструктажи

№ п/п

Дата проведения инструктажа

Ф.И.О. и должность инструктируемого

Вид инструктажа

Ф.И.О. и должность лица, проводившего инструктаж

Подпись инструктируемого

Подпись лица, проводившего инструктаж

1

2

3

4

5

6

7

      Раздел 2. Занятия

      1. Дата проведения занятия.

      2. Тема занятия.

      3. Учебные вопросы.

      4. Количество присутствующего персонала.

      5. Подпись лица, проводившего занятия.

      Основными отчетными документами о проведении занятий являются:

      1. Журнал учета проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;

      2. График проведения инструктажей антитеррористической направленности;

      3. График проведения практических занятий;

      4. План подготовки и проведения практических занятий;

      5. Отчет о результатах проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;

      6. Лекционные материалы по проведенным темам теоретических занятий ких занятий.