Об утверждении Методики определения размера финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории

Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 сентября 2021 года № 356. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 сентября 2021 года № 24257

Действующий

      В соответствии с пунктом 9 статьи 147 Экологического кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику определения размера финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории.

      2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 года.

      Министр экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
М. Мирзагалиев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Агентство Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка
      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономки
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Утверждена приказом
Министра экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
от 6 сентября 2021 года № 356

Методика определения размера финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика определения размера финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 9 статьи 147 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяет порядок определения размера финансового обеспечения исполнения обязательств оператора по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории (далее – финансовое обеспечение).

      2. Финансовое обеспечение предоставляется операторами объектов І категории уполномоченному органу в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган) в пользу Республики Казахстан.

      3. Финансовое обеспечение распространяется на все работы и мероприятия, которые необходимы для полной ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории, в том числе в отношении требований, которые возникнут в будущем (далее – ликвидация).

      4. Размер финансового обеспечения определяется исходя из расчетной стоимости ликвидации и подлежит перерасчету каждые семь лет.

      Определение размера финансового обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объекта I категории осуществляется в два этапа:

      1) определение основных работ по ликвидации;

      2) расчет размера финансового обеспечения.

      5. Финансовое обеспечение для целей настоящей Методики не требуется для:

      1) объектов І категории, в отношении которых недропользователем предоставлено обеспечение исполнения обязательств по ликвидации последствий недропользования или сформирован ликвидационный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

      2) полигонов, в отношении которых оператором таких объектов сформирован ликвидационный фонд в соответствии с пунктом 16 статьи 350 Кодекса.

Глава 2. Определение основных работ по ликвидации

      6. Для целей настоящей Методики в перечень основных работ по ликвидации включаются следующие работы:

      1) при наличии на объекте I категории капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) – комплекс работ по их демонтажу и сносу;

      2) при наличии на объекте I категории технологического оборудования – его демонтаж и удаление (вывоз) с соответствующей промышленной площадки;

      3) рекультивацию нарушенных земель;

      4) восстановление, утилизацию и (или) удаление отходов;

      5) мониторинг качества поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, состояния почвы и растительности;

      6) выполнение работ по ликвидации, предусмотренных условиями экологического разрешения.

      7. Для определения объема предполагаемых работ по ликвидации оператор разрабатывает предварительный план ликвидации последствий эксплуатации объектов I категории (далее – план ликвидации).

      8. План ликвидации разрабатывается в целях получения оператором исходной информации о предполагаемых работах и мероприятиях, которые потребуются для ликвидации с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан и условий выданного экологического разрешения, а также расчета на основании такой информации необходимых затрат.

      9. План ликвидации разрабатывается в свободной форме по выбору оператора и содержит описательную часть, а также расчет предполагаемых расходов по ликвидации (далее – расчет).

      10. В описательную часть плана ликвидации включаются следующие сведения:

      1) сведения о текущем операторе объекта I категории (реквизиты, контактные данные, ответственные лица);

      2) резюме с общим описанием объекта I категории: места расположения, основных видов деятельности, осуществляемых на данном объекте, информации о хронологии эксплуатации (включая даты первоначального ввода в эксплуатацию, расширения, реконструкции), о выданных экологических разрешениях и положительных заключениях государственной экологической экспертизы;

      3) предположительный срок завершения эксплуатации объекта I категории;

      4) информацию о промышленной площадке:

      характеристику занимаемых земельных участков, а также прилегающих территорий в пределах области воздействия (площади, формы рельефа местности, степень естественного зарастания, наличие плодородного и потенциально-плодородного слоев почв, зеленых насаждений, площадь и фактическое состояние нарушенных (нарушаемых) земель, степень обводненности, наличие засоления, подтопления, естественных и техногенных эрозионных процессов, любых форм деградации, уровень концентрации загрязняющих веществ в почве, а также прогнозируемое состояние земель к моменту окончания срока эксплуатации);

      при наличии поверхностных вод в пределах области воздействия объекта I категории – их гидрологическую, химическую и экологическую характеристику;

      при наличии подземных вод, залегающих под промышленной площадкой, – имеющиеся данные о их количественных и качественных характеристиках;

      описание имеющихся капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов), в том числе наземных (надводных) и подземных (подводных) линейных объектов и коммуникаций (трубопроводов, кабелей, внутриобъектовых и подъездных железнодорожных путей), относящихся к объекту I категории, их назначения и занимаемой площади (протяженности);

      описание мест открытого складирования сырья, материалов, отходов;

      описание основного технологического оборудования, используемого на объекте I категории;

      для приватизированных объектов – описание характера и масштаба объектов исторического загрязнения (при их наличии), правовых аспектов, определяющих условия распределения или переложения ответственности за ликвидацию таких объектов согласно условиям приватизации;

      5) описание вариантов дальнейшего перспективного использования занимаемых земельных участков после вывода объекта I категории из эксплуатации; при наличии планов по перепрофилированию строений при выводе объекта I категории – описание их предполагаемого нового функционального назначения;

      6) описание экологических условий по ликвидации, указанных в экологическом разрешении (при их наличии);

      7) описание предполагаемых работ и мероприятий по ликвидации на основании работ, указанных в пункте 6 настоящей Методики: их характер, предполагаемые технологии и продолжительность их выполнения;

      8) дополнительные сведения на усмотрение оператора объекта I категории.

      11. Расчет определяет предполагаемые физические объемы работ, услуг, товаров и рабочей силы (далее – физические объемы) для выполнения работ и мероприятий по ликвидации, а также планируемые расходы на них (далее – планируемая стоимость).

      12. План ликвидации, в том числе расчет, подлежит уточнению (корректировке) каждые семь лет одновременно с перерасчетом размера финансового обеспечения в соответствии с Кодексом.

      13. Корректировка плана ликвидации и перерасчет размера финансового обеспечения осуществляется, в частности, в связи с расширением, наращиванием производственных мощностей, модернизацией, реконструкцией объекта I категории. Порядок внесения указанных корректировок устанавливается оператором объекта I категории в плане ликвидации.

      14. Проведение ликвидации осуществляется после вывода объекта I категории из эксплуатации либо в отношении отдельных его частей поэтапно в процессе эксплуатации такого объекта и до начала полного вывода его из эксплуатации (прогрессивная ликвидация). Прогрессивная ликвидация проводится с целью поэтапного высвобождения земель и (или) уменьшения объема работ по ликвидации. В указанном случае оператор объекта I категории осуществляет перерасчет размера финансового обеспечения в сторону уменьшения соразмерно объемам выполненных работ по ликвидации.

      15. План ликвидации разрабатывается с соблюдением принципов комплексности, полноты и достоверности. Добросовестность оператора объекта I категории при составлении плана ликвидации, в том числе в части соблюдения указанных принципов, предполагается.

      16. Должностные лица при проведении государственного экологического контроля запрашивают для ознакомления принятый оператором объекта I категории план ликвидации. В случае выявления неучтенных работ и (или) мероприятий уполномоченный орган дает оператору объекта I категории рекомендации по доработке плана ликвидации, которые учитываются оператором объекта I категории при следующем перерасчете размера финансового обеспечения в соответствии с пунктом 12 настоящей Методики.

Параграф 1. Демонтаж и снос капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов)

      17. Физические объемы по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) устанавливаются исходя из фактического состояния существующих на момент составления плана ликвидации зданий, сооружений и комплексов на промышленной площадке.

      18. Определение физических объемов и планируемой стоимости по демонтажу (сносу) осуществляется в отношении каждого строения (здания, сооружения и комплекса), находящегося на промышленной площадке объекта I категории, несмотря на наличие планов их перепрофилирования по иному функциональному назначению. Затраты на демонтаж (снос) строения исключаются из расчета только при наличии проекта перепрофилирования такого строения, утвержденного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. При наличии принадлежащих оператору объекта I категории капитальных строений (в том числе подъездных железнодорожных путей, наземных (надводных) или подземных (подводных) трубопроводов, кабелей), расположенных вне промышленной площадки, но непосредственно задействованных при эксплуатации объекта I категории и не имеющих иного назначения, затраты на их демонтаж и снос в рамках ликвидации также подлежат включению в расчет.

      20. В расчет включаются также затраты на разработку проектов постутилизации объекта, рекультивации нарушенных земель и их экспертизу в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Параграф 2. Демонтаж и удаление технологического оборудования

      21. Физические объемы по демонтажу технологического оборудования устанавливаются исходя из фактического состояния имеющегося на момент составления плана ликвидации технологического оборудования на промышленной площадке.

      22. Определение физических объемов и планируемой стоимости по демонтажу осуществляется в отношении всего технологического оборудования, находящегося на промышленной площадке объекта I категории.

      При наличии в демонтируемом технологическом оборудовании стойких органических загрязнителей, озоноразрушающих, радиоактивных, токсичных, экотоксичных и опасных химических веществ дополнительно определяются работы и затраты, необходимые для их безопасного извлечения, хранения, дезактивации, обезвреживания, восстановления и (или) удаления.

      23. При наличии технологического оборудования, расположенного вне промышленной площадки, но непосредственно задействованного при эксплуатации объекта I категории и не имеющего иного назначения, затраты на их демонтаж в рамках ликвидации также подлежат включению в расчет.

      24. Для целей удаления (вывоза) технологического оборудования дополнительно определяются затраты по его транспортировке (в том числе затраты на подготовку к транспортировке, погрузке, разгрузке) за пределы промышленной площадки к местам его дальнейшего использования либо, если такое технологическое оборудование перешло в категорию отходов, к местам, где такие отходы будут подвергаться операциям по восстановлению и (или) удалению в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан.

Параграф 3. Восстановление, утилизация и (или) удаление отходов

      25. Для целей настоящей Методики физические объемы и затраты на восстановление, утилизацию и (или) удаление отходов определяются в отношении предполагаемого остаточного количества отходов в пределах промышленной площадки при выводе объекта I категории из эксплуатации, а также предполагаемых отходов, которые будут образовываться в процессе ликвидации (отходы от демонтажа и сноса строений, демонтажа технологического оборудования, рекультивации нарушенных земель, выполнения работ).

      26. Виды операций по обращению с отходами определяются в соответствии с программой управления отходов, являющейся частью экологического разрешения.

Параграф 4. Рекультивация нарушенных земель

      27. Рекультивацией нарушенных земель (далее – рекультивацией) признается комплекс работ, направленных на восстановление нарушенных земель для определенного целевого использования, в том числе прилегающих земельных участков, полностью или частично утративших свою ценность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

      28. Рекультивация осуществляется с учетом требований земельного и экологического законодательства Республики Казахстан.

      29. Определение физических объемов и затрат по рекультивации осуществляется в отношении следующих этапов:

      1) проведения изыскательских работ в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

      2) разработки проекта рекультивации;

      3) выполнения технического этапа рекультивации;

      4) выполнения биологического этапа рекультивации (для земель, предназначенных для дальнейшего использования в сельскохозяйственных, лесохозяйственных целях либо в любых целях, требующих восстановления плодородия почв).

      30. Технический этап рекультивации включает в себя выполнение земляных работ, специальных работ в грунтах в целях планировки рельефа местности (ландшафтов), восстановления гидрологического режима, работ по снятию и нанесению плодородного слоя почвы, а также проведение работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Строительство отводных канав и водостоков, русловых каналов, водно-болотных угодий, гидротехнических и мелиоративных сооружений также относятся к техническому этапу рекультивации.

      31. Биологический этап рекультивации включает комплекс агротехнических, биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в том числе плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экосистем.

      32. Затраты на биологический этап рекультивации земель включают в себя расходы на:

      1) подготовку грунта;

      2) приобретение (при необходимости) и замену верхнего слоя почвы либо нанесение альтернативной приемлемой питательной среды для выращивания;

      3) подготовку почвы для посева – разрыхление или боронование верхнего слоя почвы по контуру для замедления стока;

      4) на основе испытаний почвы – приобретение и внесение удобрений, мелиорантов, которые обеспечивают питательные вещества, улучшают физические характеристики, корректируют кислотность (рН) или обеспечивают почвенные микроорганизмы;

      5) противоэрозийные меры в целях обеспечения стабильности и уменьшения эрозии плодородного слоя;

      6) приобретение и посев семян;

      7) приобретение и посадку саженцев деревьев или кустарников;

      8) установку ограждений по периметру рекультивируемых земель (при необходимости их защиты от нарушения третьими лицами, животными);

      9) мониторинг и поддержание насаждений до полного завершения биологического этапа рекультивации.

Параграф 5. Мониторинг качества поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, состояния почвы и растительности

      33. Планом ликвидации предусматривается проведение постликвидационного мониторинга качества поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, состояния почвы и растительности (далее – мониторинг) в целях оценки эффективности проведенной ликвидации.

      34. Содержание, масштаб и продолжительность мониторинга определяется в соответствии с условиями выданного экологического разрешения.

      35. Расходы, связанные с проведением, мониторинга включают:

      1) капитальные затраты (например, на обустройство наблюдательных постов, станций мониторинга качества поверхностных вод, атмосферного воздуха, мониторинговых скважин подземных вод, экспериментальных площадок для исследований, связанных с ними строений, закуп и установку оборудования, приборов, датчиков);

      2) текущие затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, отбор проб, лабораторное исследование, анализ данных и представление отчетности уполномоченному органу.

      36. В расчет размера финансового обеспечения включаются также затраты на ликвидацию обустроенных для целей мониторинга строений и (или) оборудования после завершения мониторинга.

Параграф 6. Выполнение работ по ликвидации, предусмотренных условиями экологического разрешения

      37. В случае, если экологическим разрешением предусмотрены условия по выполнению специальных работ и мероприятий по ликвидации (например, проведение специальных наблюдений, изысканий, ликвидация или консервация гидрогеологических скважин, особые меры в отношении техногенных водоемов и водотоков, в том числе прудов, накопителей, каналов, зарыбление водоемов, меры по восстановлению биоразнообразия и экосистемных услуг, установка ограждений, предупреждающих знаков), данные работы также учитываются при расчете размера финансового обеспечения.

Глава 3. Расчет размера финансового обеспечения

      38. Размер финансового обеспечения рассчитывается оператором объекта I категории по следующей формуле:

      О = (Росн. + Рдоп.) (1 + Ринф.)^П,

      где:

      О – размер финансового обеспечения, тенге;

      Росн. – планируемая стоимость основных работ по ликвидации (фонд оплаты труда, приобретение товаров, работ и услуг), тенге;

      Рдоп. – планируемая стоимость в отношении дополнительных затрат по ликвидации, тенге;

      Ринф. – прогнозная ставка ежегодной инфляции на период действия расчета размера финансового обеспечения, %. Размер прогнозной ставки ежегодной инфляции определяется равным среднему значению инфляции, установленной Прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан, разработанным центральным уполномоченным органом по государственному планированию и одобренным Правительством Республики Казахстан, на первый рабочий день месяца, в котором определяется размер финансового обеспечения;

      ^ - в степени;

      П – период действия расчета размера финансового обеспечения (в годах), равный семи годам.

Параграф 7. Определение планируемой стоимости основных работ и мероприятий по ликвидации

      39. Определение планируемой стоимости основных работ и мероприятий по ликвидации (далее – основные затраты) осуществляется оператором объекта I категории путем анализа текущих рыночных цен выполнения работ и мероприятий, предусмотренных Главой 2 настоящей Методики.

      40. При подготовке расчета важным условием является обоснованность и последовательность, что обеспечивается использованием достоверных источников информации, а также применением единообразных подходов и методологии при определении по каждой категории затрат. В расчете приводится описание источников информации, на которой основывался оператор объекта I категории.

      41. В качестве источников информации о рыночной стоимости соответствующих товаров, работ и услуг оператор объекта I категории с использует информацию (прайс-листы, коммерческие предложения), полученную от субъектов предпринимательства, осуществляющих их реализацию, а также источники коммерческой информации, находящиеся в открытом доступе.

      При этом планируемая стоимость соответствующих товаров, работ и услуг учитывается по среднеарифметическому значению данных, полученных в соответствии с частью первой настоящего пункта. Среднеарифметическое значение определяется по данным не менее трех субъектов предпринимательства и (или) источников коммерческой информации, находящихся в открытом доступе.

      42. Информация, предоставляемая субъектами предпринимательства для формирования планируемой стоимости товаров, работ и услуг, используется при условии соответствия таких субъектов предпринимательства следующим критериям:

      1) наличие лицензии и (или) разрешения на осуществление деятельности (выполнение работ, оказание услуг, реализацию товаров), если они требуются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях для осуществления соответствующей деятельности;

      2) осуществление деятельности не менее трех лет на момент запроса информации;

      3) в отношении работ – наличие утвержденного технологического регламента ведения работ, квалифицированного состава технических руководителей и специалистов.

      43. При определении стоимости товаров, работ и услуг не используется информация субъектов предпринимательства, которые:

      1) находятся на стадии банкротства или ликвидации;

      2) числятся в списке несостоятельных должников;

      3) числятся в списке налогоплательщиков, признанных бездействующими;

      4) числятся в списке налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями;

      5) числятся в реестре недобросовестных участников государственных закупок.

      Проверка наличия (отсутствия) критериев, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется на основании открытых данных государственных органов и (или) информации, полученной от таких государственных органов в пределах их компетенции по запросу.

      44. Определение основных затрат также основывается на справочниках и источниках информации, публикуемых государственными органами, их подведомственными организациями в пределах их компетенции и содержащих информацию о текущих ценах на соответствующие товары, работы и услуги (при наличии таких справочников и источников информации).

      45. Затраты подрядчика подразумевают под собой прибыль и накладные расходы лица, которое будет нанято для осуществления ликвидации.

      Затраты подрядчика считаются включенными в основные затраты в соответствии с информацией о стоимости, полученной от субъектов предпринимательства в соответствии с пунктом 41 настоящей Методики.

      46. Определение основных затрат на рекультивацию, на восстановление и (или) удаление отходов осуществляется на основе анализа рыночной стоимости услуг специализированных организаций, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

      47. В качестве источников информации по затратам на фонд оплаты труда используются:

      1) ежеквартальные данные по среднемесячной заработной плате наемных работников по видам экономической деятельности, публикуемые уполномоченным органом в области государственной статистики;

      2) документация по оплате труда собственного персонала оператора объекта I категории (ведомости, штатное расписание).

      48. Расходы на оплату труда наемных работников рассчитываются с учетом применимых налогов, пенсионных и обязательных отчислений в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Параграф 8. Определение планируемой стоимости в отношении дополнительных затрат по ликвидации

      49. Дополнительными затратами являются резервы и затраты сверх основных затрат, которые возникают до начала или во время проведения работ по ликвидации. Такие дополнительные затраты связаны с планированием, проектированием, заключением контрактов, администрированием, управлением или фактическим выполнением работ и мероприятий по ликвидации.

      50. В состав дополнительных затрат включаются такие категории затрат как:

      1) проектирование;

      2) мобилизация и демобилизация;

      3) непредвиденные расходы.

      51. Дополнительные затраты рассчитываются как процент от основных затрат, при этом в такие основные затраты не включаются дополнительные затраты.

      Приведенные в настоящем параграфе проценты являются ориентировочными, и составитель расчета при необходимости обосновывает применение более высокого или более низкого процента или использование альтернативного подхода к определению дополнительных затрат.

      52. Расходы на проектирование подразумевают под собой расходы, которые понесет государство на подготовку проектных документов для ликвидации в случае банкротства или отказа оператора объекта I категории от проведения ликвидации.

      Планируемая стоимость проектирования составляет до пяти процентов от планируемой стоимости основных затрат и рассчитывается исходя из сложности предполагаемой ликвидации.

      53. Затраты на мобилизацию и демобилизацию являются дополнительными затратами на перемещение персонала, оборудования, предметов снабжения на место ликвидации и обратно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

      При расчете затрат на мобилизацию и демобилизацию необходимо учитывать такие факторы, как удаленность объекта I категории, доступность оборудования, ограничения и разрешения на использование дорог.

      Затраты на мобилизацию и демобилизацию рассчитываются как процент от основных затрат и составляют до десяти процентов от основных затрат. Затраты рассчитываются отдельно применительно к мобилизации и демобилизации персонала, оборудования, предметов снабжения.

      54. Непредвиденные расходы являются расходами, предназначенными для корректировки недостатков в расчете физических объемов и (или) затрат, которые невозможно заблаговременно просчитать достоверно.

      Непредвиденные расходы включаются в себя расходы, связанные с возможным изменением объема и видов работ, требуемых для проведения ликвидации, а также изменения планируемой стоимости видов основных работ.

      Непредвиденные расходы предназначены для покрытия расходов на выполнение работ, которые невозможно предвидеть на момент определения размера финансового обеспечения, которые будут подтверждаться по мере уточнения плана ликвидации либо в процессе или по результатам проведения фактических работ и мероприятий по ликвидации. Такие затраты обусловлены изменениями местных условий на земельном участке, изменением необходимых видов работ, неблагоприятными погодными условиями, нехваткой сырья и материалов.

      В зависимости от сложности и объема работ по ликвидации, размер непредвиденных расходов составляет до десяти процентов от размера основных затрат.

      55. Данные о дополнительных затратах и порядок их определения отражаются в расчете с описанием всей информации, на которой основывался оператор объекта I категории.