Об утверждении Инструкции по организации дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным законодательством Республики Казахстан к ведению Пограничной службы Комитета национальной безопасности

Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 сентября 2017 года № 74. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 октября 2017 года № 15902.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 60-1) пункта 16 Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным законодательством Республики Казахстан к ведению Пограничной службы Комитета национальной безопасности.

      2. Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан в бумажном и электронном виде в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в одном экземпляре на казахском и русском языках, для размещения и официального опубликования в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Комитета национальной безопасности Республики. Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – Директора Пограничной службы.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
Комитета национальной безопасности
Республики Казахстан
К. Масимов

      СОГЛАСОВАН
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
____________ Ж. Асанов
8 сентября 2017 года

  Утверждена приказом
Председателя Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
от 27 сентября 2017 года № 74

Инструкция
по организации дознания по уголовным правонарушениям,
отнесенным законодательством Республики Казахстан к ведению
Пограничной службы Комитета национальной безопасности

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным законодательством Республики Казахстан к ведению Пограничной службы Комитета национальной безопасности разработана в соответствии с подпунктом 60-1) пункта 16 Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922, и детализирует организацию деятельности подразделений дознания Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Пограничная служба).

      2. Дознание по уголовным правонарушениям, предусмотренным частями 6, 10 статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее – УПК), отнесенных к компетенции Пограничной службы, осуществляется военнослужащими подразделений дознания, и подразделений, наделенных функциями по производству дознания в строгом соответствии с полномочиями, определенными УПК.

      3. К подразделениям дознания в Пограничной службе относятся:

      1) управление дознания и административного производства Главного штаба Пограничной службы (далее – УДАП ГШ);

      2) отделы дознания и административного производства объединений, соединений и боевых частей Пограничной службы (далее – ОДАП).

      4. К подразделениям, наделенным функциями по производству дознания, относятся:

      1) отделы (отделения) организации охраны государственной границы, боевой подготовки и службы войск штабов;

      2) разведывательные отделы (отделения);

      3) отделы (отделения) организации (службы) пограничного контроля;

      4) подразделения административного производства;

      5) пограничные комендатуры, десантно-штурмовые мотоманевренные группы, пограничные заставы (посты), отделы (отделения) пограничного контроля, пограничные корабли (катера), десантно-штурмовые заставы, разведывательные парашютно-десантные заставы.

      5. При отсутствии военнослужащих подразделений дознания, отдаленности района совершения уголовного правонарушения офицеры, военнослужащие по контракту сержантского и рядового состава подразделений, наделенных функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции Пограничной службы, а также проводят неотложные следственные действия, предусмотренные частью 1 статьи 196 УПК.

Глава 2. Организация дознания в Пограничной службе

      6. Полномочиями начальника органа дознания в Пограничной службе обладают заместитель Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – Директор Пограничной службы и его заместители, начальники региональных управлений и их заместители, командиры воинских частей и их заместители, начальник УДАП ГШ и его заместители, начальники ОДАП и их заместители.

      7. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности подразделений дознания, а также подразделений, наделенных функциями по производству дознания объединений, соединений и боевых частей, осуществляет УДАП ГШ.

      8. УДАП ГШ на основе анализа уголовно-процессуальной деятельности ОДАП и подразделений, наделенных функциями по производству дознания:

      1) вырабатывает меры, направленные на улучшение качества дознания;

      2) организует проверки состояния уголовно-процессуальной деятельности ОДАП, планирует мероприятия по устранению выявленных недостатков, контролирует их исполнение;

      3) готовит информационные письма, обзоры о результатах уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания, рекомендации по совершенствованию дознания, тактике и методике расследования отдельных составов уголовных правонарушений, обобщает и распространяет передовой опыт, обеспечивает их внедрение в практику;

      4) вносит предложения в проекты нормативных правовых актов;

      5) организует и проводит сборы военнослужащих подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания;

      6) рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания;

      7) организует курсы повышения квалификации военнослужащих подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания;

      8) по фактам нарушения законности и дисциплины подчиненных ОДАП и подразделений, наделенных функциями по производству дознания проводит служебные расследования;

      9) по вопросам дознания взаимодействует с подразделениями Пограничной службы и другими государственными органами, разрабатывает и согласовывает совместные мероприятия по расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности, готовит проекты приказов, указаний, методические рекомендации, макеты уголовных дел, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам совершенствования уголовно-процессуальной деятельности.

      9. Результаты уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания, оцениваются по следующим основным показателям:

      1) количество направленных в суд уголовных дел с учҰтом соединҰнных (рост оценивается как положительный показатель);

      2) количество отмененных постановлений о прерывании срока досудебного расследования и прекращении уголовных дел (снижение оценивается как положительный показатель);

      3) отсутствие уголовных дел, возвращенных органами прокуратуры и суда на дополнительное расследование, а также вынесения оправдательных приговоров (отсутствие оценивается как положительный показатель);

      4) соблюдение учетно-регистрационной дисциплины (снижение фактов нарушений оценивается как положительный показатель);

      5) соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса (снижение нарушений оценивается как положительный показатель);

      6) количество поступивших жалоб граждан на процессуальные действия и решения дознавателей (снижение оценивается как положительный показатель);

      7) количество правонарушений, совершенных дознавателями (снижение оценивается как положительный показатель).

      10. В объединениях организация дознания возлагается на ОДАП региональных управлений, которые осуществляют:

      1) координацию деятельности подчиненных ОДАП воинских частей по вопросам организации дознания;

      2) организационные меры по улучшению работы подчиненных ОДАП, внесение предложений в УДАП ГШ и руководству Пограничной службы по совершенствованию законодательства;

      3) организационно-методическое обеспечение и проведение анализа деятельности подчиненных ОДАП;

      4) на основании анализа данных о состоянии уголовно-процессуальной деятельности подчиненных ОДАП и подразделений, наделенных функциями по производству дознания, материалов инспектирования, проверок и другой информации мероприятия, направленные на улучшение качества производства досудебного расследования, с принятием своевременных мер по устранению недостатков.

      11. ОДАП региональных управлений, отрядов пограничного контроля "Астана", "Алматы" и "Хоргос" ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в УДАП ГШ:

      1) статистическую отчетность об основных показателях работы по дознанию подчиненных подразделений ОДАП, а при выявлении нарушений уголовно-процессуального законодательства направляют пояснительную записку с раскрытием причин;

      2) информацию по уголовным делам, взятым на контроль руководством Пограничной службы.

      12. ОДАП региональных управлений, отрядов пограничного контроля "Астана", "Алматы" и "Хоргос" для ведения своевременного учета и контроля по всем находящимся в производстве уголовным делам:

      1) в постоянном режиме вносят в ведомственную базу данных сведения об уголовных правонарушениях, зарегистрированных в Едином реестре досудебного расследования (далее – ЕРДР), и принятых по ним процессуальных решениях;

      2) в пятнадцатидневный срок по каждому факту оправдания обвиняемых, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям, незаконного задержания и (или) ареста, возращения прокурорами уголовных дел для дополнительного расследования, отмены прокуратурой незаконных постановлений дознавателей проводят разбирательства с привлечением виновных к ответственности, о чем докладывают руководству Пограничной службы с предоставлением копии заключения служебного расследования и выписки из приказа.

      13. Организация дознания в соединениях и боевых частях осуществляется командирами соединений (частей).

      14. В целях обеспечения эффективной работы в данном направлении, командир воинской части:

      1) координирует деятельность ОДАП и подразделений, наделенных функциями по производству дознания, при осуществлении ими досудебного производства по уголовным делам;

      2) обеспечивает регистрацию заявления и сообщения об уголовных правонарушениях и принятие по ним процессуальных решений (статьи 179-180, 187, 191 УПК);

      3) контролирует своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи;

      4) систематически анализирует деятельность отдела дознания, разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению качества и эффективности дознания, вносит предложения руководству регионального управления;

      5) ежемесячно не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в региональное управление статистическую отчетность по досудебному производству;

      6) принимает меры к обеспечению дознавателей служебными кабинетами, средствами связи, транспортом и оргтехникой, в том числе копировальной и сканерами;

      7) создает условия для своевременного и качественного расследования уголовных правонарушений;

      8) не допускает привлечения дознавателей к выполнению работ, не связанных с досудебным расследованием;

      9) организует в системе оперативно-боевой, специальной и физической подготовки занятия по вопросам дознания, привлекая к их проведению военнослужащих подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания, работников прокуратуры, судов, специалистов и ученых;

      10) организует подбор кандидатов и комплектование вакантных должностей подразделений дознания и подразделений, наделенных функциями по производству дознания;

      11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные статьей 62 УПК.