Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 47. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2017 года № 15084.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие см. п.6

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", в целях совершенствования автоматизации ведения бухгалтерского учета Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета.

      2. Признать утратившими силу некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан, а также структурные элементы некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.

      3. Департаменту бухгалтерского учета (Рахметова С.К.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.

      4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.

      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Галиеву Д.Т.

      6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 5), 11) пункта 10 Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета, утвержденных настоящим постановлением, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года.


      Председатель
      Национального Банка Д. Акишев

  Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 марта 2017 года № 47

Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и определяют порядок автоматизации ведения бухгалтерского учета финансовыми организациями (за исключением юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" и организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (далее – организация).

      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 28.11.2019 № 220 (вводится в действие с 01.01.2020).

      2. Основной целью автоматизации ведения бухгалтерского учета является автоматизация системы сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях, совершаемых организациями, и обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации путем применения информационных систем, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета, (далее – информационная система).

      Организациям, осуществляющим составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности, допускается ведение бухгалтерского учета с использованием приложений офисных пакетов в порядке, предусмотренном Правилами.

      3. В Правилах используются понятия, предусмотренные законами Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", от 24 ноября 2015 года "Об информатизации", а также следующие понятия:

      1) автоматизированное рабочее место – совокупность технических, информационных и программных ресурсов, обеспечивающая участие работника организации в реализации автоматизированных бизнес-процессов;

      2) аудиторский след – процесс отслеживания и фиксирования действий пользователя при совершении сделок (операций) или системных функций;

      3) база данных – совокупность данных, организованных согласно концептуальной структуре, описывающей характеристики этих данных, а также взаимосвязи между их объектами;

      4) централизованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы в режиме реального времени;

      5) децентрализованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы путем синхронизации локальной базы посредством регламентированной передачи данных;

      6) сторно – бухгалтерская запись по исправлению выявленной ошибки в регистрах бухгалтерского учета.

      4. Ведение бухгалтерского учета с применением информационных систем осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

      5. В информационной системе обеспечивается тождественность:

      1) синтетического (итогового) учета и аналитического (детального) учета;

      2) распечатанных и утвержденных финансовых отчетностей на бумажных носителях либо финансовых отчетностей, представленных в Национальный Банк Республики Казахстан в электронном формате, и электронных финансовых отчетностей, сформированных из информационной системы.

      6. Для обеспечения непрерывности деятельности организация осуществляет разработку и утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации внутренний документ, содержащий:

      1) пошаговые процедуры восстановления (сохранности) информационной системы для обеспечения доступа к ней в случае частичного или полного ее разрушения с указанием перечня возможных аварийных ситуаций, отказов технических средств (потеря питания, выход из строя компонентов системы (модулей, подсистем) и другие);

      2) процедуры безопасности информационной системы, в том числе защиты информации от несанкционированного доступа.

      7. В целях применения Правил подразделения организации делятся на фронт-офис, мидл-офис (в случае наличия) и бэк-офис.

Глава 2. Автоматизация ведения бухгалтерского учета

      8. Автоматизация ведения бухгалтерского учета организации обеспечивается в следующей последовательности:

      1) детализированный бухгалтерский учет всех совершаемых организацией операций отражается на основании первичных документов в аналитическом бухгалтерском учете компонентов системы (модулей, подсистем);

      2) информация, содержащаяся в первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета;

      3) данные аналитического учета группируются по счетам синтетического учета;

      4) данные синтетического учета отражаются в главной книге и (или) в базе данных;

      5) на основании информации главной книги и (или) базы данных формируется отдельная финансовая отчетность.

      При автоматизации формирования отдельной финансовой отчетности с применением информационной системы организация обеспечивает автоматическое формирование бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале.

      При формировании отчета о движении денежных средств допускается внесение ручных корректировок в показатели отчета о движении денежных средств.

      9. Для автоматизации ведения бухгалтерского учета с применением информационной системы организация обеспечивает разработку и утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации внутренних документов, содержащих:

      1) перечень применяемых информационных систем (в случае применения двух и более информационных систем);

      2) описание каждой информационной системы, включающее:

      перечень компонентов системы (модулей, подсистем);

      описание назначения каждого компонента системы (модуля, подсистемы);

      взаимосвязь и (или) взаимодействие, в том числе методы и (или) способы обмена и (или) передачи информации, между информационными системами (в случае применения двух и более информационных систем), в разрезе совершаемых операций с описанием осуществляемых бизнес-процессов;

      при наличии взаимодействия компонентов системы (модулей, подсистем) с внешними источниками информации либо с другими информационными системами организации, используемыми для проведения операций (платежей, переоценки, покупки (продажи) ценных бумаг и других операций), описание автоматизации бизнес-процессов.

      Допускается утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации документов, представленных разработчиком информационной системы, в случае их соответствия требованиям, предусмотренным подпунктом 2) настоящего пункта.

      3) перечень статей (строк) бухгалтерского баланса организации с указанием в разрезе каждой статьи (строки):

      содержания совершаемой операции, результат которой включается в состав суммы данной статьи (строки) бухгалтерского баланса с указанием счетов бухгалтерского учета;

      компонентов системы (модулей, подсистем), используемых для осуществления бухгалтерских записей, на основании которых формируется данная статья (строка) бухгалтерского баланса.

      10. При автоматизации ведения бухгалтерского учета обеспечивается следующее:

      1) наличие базы данных и (или) главной книги;

      2) возможность выбора типовых операций пользователем автоматизированного рабочего места, применяемых на постоянной основе для отражения операций с использованием однотипных бухгалтерских записей. Критерии отнесения бухгалтерских записей к однотипным бухгалтерским записям определяются внутренними документами организации на основании периодичности их осуществления;

      3) осуществление контроля в информационной системе с периодичностью, установленной внутренними документами организации, за корректностью отражения в результате выбора типовой операции, указанной в подпункте 2) настоящего пункта, бухгалтерской записи.

      В случае изменения требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, внесения изменений в учетную политику, бизнес-процесса проводимых операций организация вносит соответствующие изменения в настройки информационной системы;

      4) доступ к соответствующим общепринятым справочникам (классификаторам) и их применение с целью унификации информации;

      5) ведение учета клиентов с возможностью просмотра исторических данных в используемой информационной системе по всем проведенным клиентом операциям на основании реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента (для физических лиц), номера банковского счета и (или) договора (договоров), заключенного (заключенных) с клиентом, с момента ведения учета клиента в информационной системе;

      6) разграничение прав доступа между работниками организации в зависимости от характера (содержания) операции и функциональных полномочий работника организации, в том числе путем создания порядка санкционирования (утверждения) бухгалтерских записей в информационной системе, предусмотренных внутренними документами организации, с обеспечением адекватного уровня безопасности, описанного во внутренних документах организации;

      7) поддержка различных видов валют (в случае совершения организацией операций с иностранной валютой);

      8) ведение регистров бухгалтерского учета с заполнением обязательных полей, включая проверку на качество входных данных;

      9) содержание аудиторского следа во всех операциях, отраженных в информационной системе;

      10) централизованный или децентрализованный доступ автоматизированного рабочего места к базе данных и (или) к главной книге;

      11) формирование отчета обо всех проведенных сторно;

      12) взаимосвязь между информационными системами, используемыми для проведения операции;

      13) осуществление бухгалтерских записей в информационной системе в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания;

      14) осуществление сторно в день обнаружения ошибки и исключение возможности осуществления сторно прошлой датой.

      11. Проверка актуализации информации, содержащейся во внутренних документах организации, указанных в пунктах 6 и 9 Правил, с фактическими бизнес-процессами и процессами, совершаемыми в информационной системе, проводится не реже одного раза в год, результат которой фиксируется решением соответствующего органа организации, определенного внутренним документом организации.

      12. На уровне главной книги совершаемые организацией операции отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с типовыми планами счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан:

      от 22 сентября 2008 года № 79 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5348);

      от 31 января 2011 года № 3 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе "Банк Развития Казахстана" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6793);

      от 22 декабря 2017 года № 251 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета для страховых (перестраховочных) организаций, исламских страховых (перестраховочных) организаций и обществ взаимного страхования, Инструкции по ведению бухгалтерского учета страховыми (перестраховочными) организациями, исламскими страховыми (перестраховочными) организациями и обществами взаимного страхования и о внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16390).

      Сноска. Пункт 12 в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 14.10.2019 № 171 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение
к постановлению Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 марта 2017 года № 47

Перечень некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан, а также структурных элементов некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан, признанных утратившими силу

      1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 "Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7982, опубликованное 12 декабря 2012 года в газете "Казахстанская правда" № 431-432 (27250-27251).

      2. Пункт 4 Перечня изменений и дополнений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности микрофинансовых организаций, являющегося приложением к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 388 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности микрофинансовых организаций" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8350, опубликованное 5 июня 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 190-191 (27464-27465).

      3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 123 "О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 "Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11700, опубликованное 27 июля 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан").

      4. Пункт 6 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета, являющегося приложением к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 6 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13415, опубликованное 4 апреля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан").