Об утверждении Правил ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2016 года № 134. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 апреля 2016 года № 13588.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и подпунктом 4-5) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 178 "Об утверждении Правил ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10150, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 26 февраля 2015 года).

      3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


национальной экономики


Республики Казахстан

Е. Досаев


  Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 марта 2016 года № 134

Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые
и реализуемые субъектом государственной монополии
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии

      (далее – Правила) разработаны в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе".

      2. В целях применения настоящих Правил используются следующие понятия:

      1) ценообразование – процесс формирования и рассмотрения цен на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии;

      2) субъект государственной монополии (далее – субъект) – государственное предприятие, за исключением Государственной корпорации "Правительство для граждан" и Фонда социального медицинского страхования, созданное Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы по решению Правительства Республики Казахстан;

      3) обоснованная цена – цена, определенная на основании обоснованных затрат и прибыли субъекта;

      4) вновь образованный субъект – субъект государственной монополии, производящий и реализующий товары, работы, услуги менее одного календарного года с момента создания, у которого не образовались фактические затраты за один финансовый год;

      5) себестоимость – совокупность затрат, учитываемых уполномоченным органом в цене на производимый и реализуемый субъектом товары, работы, услуги.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Ценообразование на товары, работы, услуги, производимые и
реализуемые субъектом государственной монополии

      3. Формирование цен на товары, работы, услуги осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров, работ, услуг.

      В случае отсутствия у субъекта раздельного учета затрат по видам товаров, работ, услуг затраты субъекта разделяются по видам реализуемых товаров, работ, услуг на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности субъекта, реализующих товары, работы, услуги по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах субъекта.

      4. Формирование цен на товары, работы, услуги производимые и реализуемые вновь образованным субъектом осуществляется на основании планируемых затрат, при условии повторного прохождения экспертизы цен по истечении календарного года по образуемым фактическим затратам.

      5. При формировании обоснованной цены на товары, работы, услуги субъекта в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) товаров, работ, услуг и подтвержденные обосновывающими документами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами):

      1) материальные расходы, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договора, счета-фактуры), и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы товаров, работ, услуг и (или) годовых норм материальных ресурсов;

      2) средства, направляемые субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, при наличии документального технического подтверждения необходимости их проведения и сводных сметных расчетов, объектных, локальных и ресурсных смет (отдельно по каждому объекту);

      3) выделяемые субъекту субсидии из средств государственного бюджета, которые учитываются в уменьшение затратной части цены, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части цены;

      4) на оплату труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании цен, при этом при определении расходов на оплату труда в расчет принимаются фактическая численность персонала (административно-управленческого и производственного) и среднемесячная заработная плата, принятая в действующих ценах, с учетом прогнозируемого изменения уровня инфляции;

      5) на амортизационные отчисления, которые определяются с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта, и направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств на реализацию инвестиционных программ (проектов);

      6) расходы на выплату вознаграждений за заемные средства на реализацию инвестиционного проекта или приобретение основных средств, задействованных в производстве товаров, работ, услуг (в случае отсутствия инвестиционной программы (проекта), при наличии документального подтверждения необходимости их привлечения, условий финансирования потенциальных поставщиков, услуг и возврата заемных ресурсов;

      7) на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги;

      8) на оплату за эмиссию в окружающую среду;

      9) на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода.

      6. При формировании цен субъекта в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) товаров, работ, услуг, а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами), в том числе:

      1) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при производстве (оказании) товаров, работ, услуг;

      2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

      3) безнадежные долги;

      4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки;

      5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;

      6) убытки от хищений;

      7) на содержание не задействованных активов в производстве обслуживающих хозяйств и участков;

      8) на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ;

      9) на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;

      10) на погашение ссуд, включая беспроцентные, полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;

      11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий;

      12) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);

      13) на оказание спонсорской помощи;

      14) на потери от брака;

      15) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъектов, за исключением вахтовой организации производства;

      16) на приобретение подарков к юбилейным датам или выдаваемые в виде поощрения работникам;

      17) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачу товарно-материальных ценностей, запасы на складах и другие непроизводительные расходы;

      18) на премирование и другие формы стимулирования по итогам работы;

      19) на проведение и организацию обучающих курсов, семинаров, тренингов, лекций, выставок, дискуссий, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, за исключением мероприятий, связанных с производственной необходимостью;

      20) на членские взносы в общественные организации и ассоциации;

      21) на оплату учебных отпусков работников, обучающихся в организациях образования;

      22) на оплату путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профессиональных заболеваний;

      23) страховые платежи (взносы, уплачиваемые субъектом по договорам личного и имущественного страхования, заключенных субъектом в пользу своих работников), за исключением установленных законодательством Республики Казахстан обязательных страховых платежей;

      24) на оплату дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством Республики Казахстан) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплату проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

      25) льготы работникам субъекта, кроме предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      26) на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;

      27) отчисления профессиональным союзам на цели, определенные коллективным договором.

      7. При определении уровня прибыли, включаемого в обоснованную цену, учитываются средства, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие субъектов.

      8. Согласно подпункту 29) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан антимонопольный орган проводит экспертизу цены на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом в соответствии с настоящими Правилами.

      Для проведения экспертизы цен субъекты представляют:

      1) информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственной монополии на товары, работы, услуги в письменной форме;

      2) уведомление в письменной форме не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен на товары, работы, услуги и причинах их изменения (повышения и (или) снижения) с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины изменения (повышения и (или) снижения).

      К уведомлению о предстоящем изменении (повышении и (или) снижении) цен прилагаются:

      1) документы, подтверждающие причины изменения (повышения и (или) снижения) (копии соответствующих договоров, подтверждающие изменение (повышение и (или) снижение) стоимости сырья, материалов, услуг);

      2) проект цен по каждому виду деятельности;

      3) бухгалтерский баланс;

      4) отчет о прибылях и убытках;

      5) отчет по труду и заработной плате;

      6) отчет о производственно-финансовой деятельности;

      7) наличие и движение основных средств и нематериальных активов;

      8) сводные данные о доходах и расходах, применяемые для расчета проекта цен с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду деятельности;

      9) сведения о применяемой системе оплаты труда;

      10) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов, нормативной численности работников;

      11) учетная политика, в случае ее наличии;

      12) инвестиционные программы (проекты), в случае их наличия;

      13) годовая смета затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;

      14) годовая смета затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств;

      15) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;

      16) документы, подтверждающие планируемый объем реализации – протоколы намерений, договоры, расчеты объемов производства (поставки), данные о проектной мощности и фактическом ее использовании, а также при снижении объемов производства (поставки) субъектами представляется обоснование;

      17) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказом Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Срок проведения экспертизы составляет не более девяноста календарных дней с момента поступления к рассмотрению уведомления или информации. Общий срок проведения экспертизы не превышает сто двадцать календарных дней.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 9 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 12.04.2018 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9-1. В ходе рассмотрения уведомления или информации антимонопольный орган запрашивает в сроки, установленные антимонопольным органом, которые не могут быть менее пяти рабочих дней, от субъекта государственной монополии дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 9-1 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 12.04.2018 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9-2. На период представления дополнительных сведений и (или) документов срок рассмотрения приостанавливается до представления субъектом государственной монополии соответствующих дополнительных сведений и (или) документов.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 9-2 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 12.04.2018 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9-3. Антимонопольный орган возобновляет рассмотрение уведомления или информации после представления дополнительных сведений и (или) документов субъектом государственной монополии.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 9-3 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 12.04.2018 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9-4. Исчисление срока проведения экспертизы продолжается со дня ее возобновления.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 9-4 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 12.04.2018 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).