Об утверждении Правил приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 135. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 апреля 2015 года № 10665

Действующий

      В соответствии со статьей 645-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных.
      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования. 

      Министр                                    Б. Султанов 

Утверждены      
приказом Министра финансов
Республики Казахстан  
от 27 февраля 2015 года № 135 

Правила
приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором
фискальных данных 

1. Общие положения 

      1. Настоящие Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных разработаны в соответствии со статьей 645-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Правила).
      2. Органы государственных доходов используют сведения контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, для целей налогового администрирования. При этом оператор фискальных данных выполняет следующие задачи:
      1) прием сведений о денежных расчетах от налогоплательщиков;
      2) хранение полученных сведений о денежных расчетах на собственных электронных носителях;
      3) передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов в оперативном режиме по сетям телекоммуникаций общего пользования.
      3. Задачи, указанные в пункте 2 настоящих Правил, оператор фискальных данных реализует с использованием:
      1) электронных носителей – для потока информационных массивов;
      2) электронных хранилищ данных – для обеспечения накопления сведений о денежных расчетах и защиты от несанкционированного доступа;
      3) бумажных носителей – при документообороте;
      4) интернет ресурсов – для обратной связи, интерактивного взаимодействия.
      4. Оператор фискальных данных в ходе реализации задач, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, обязан соблюдать положения  законодательства Республики Казахстан по неразглашению регистрационных данных налогоплательщика, налоговой тайны, а также иной информации о налогоплательщике, полученной в ходе деятельности по приему, хранению и передаче в органы государственных доходов сведений о денежных расчетах.
      5. Основные понятия и сокращения, применяемые в настоящих Правилах:
      1) денежные расчеты – расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек;
      2) контрольно-кассовые машины – электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, компьютерные системы, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг;
      3) VPN подключение контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу оператора фискальных данных – подключение контрольно-кассовых машин к серверу оператора фискальных данных по специальному защищенному каналу связи с достоверной идентификацией клиента и сервера, обеспечивающему защиту от несанкционированного доступа;
      4) контрольный чек – первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета;
      5) договор оказания услуг – документ, удостоверяющий заключение соглашения между налогоплательщиком и оператором фискальных данных в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан с целью определения условий оказания оператором фискальных данных услуг налогоплательщику, в бумажном и/или электронном виде;
      6) токен – числовой код, сгенерированный сервером оператора фискальных данных для идентификации контрольно-кассовых машин и защиты от несанкционированного доступа при передаче данных о денежных расчетах на сервер оператора фискальных данных;
      7) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
      8) фискальный признак – отличительный символ, отражаемый на контрольных чеках в качестве подтверждения работы контрольно-кассовые машины в фискальном режиме;
      9) оператор фискальных данных – юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования, определенное Правительством Республики Казахстан;
      10) портал оператора фискальных данных – интернет-ресурс оператора фискальных данных, подсистема программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных, необходимая для решения следующих задач: регистрации организации, регистрации контрольно-кассовых машин в уполномоченном органе, управления пользователями организации, выдачи пользователям токена для работы с контрольно-кассовыми машинами, просмотра фискальных операций, Х и Z отчетов по кассам организации, проверка фискального признака или автономного кода контрольного чека;
      11) VLAN (англ. Virtual Local Area Network) – это виртуальная локальная сеть (группа сетевых ресурсов, которые физически находятся в различных сегментах, но логически связаны друг с другом и объединены в один широковещательный домен). 

2. Организация работы оператора фискальных данных 

      6. Организация работы оператора фискальных данных заключается в  реализации следующих функций, способствующих выполнению его задач в полной мере:
      1) создание и эксплуатация в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан программно-аппаратного комплекса для приема, обработки, хранения и передачи в неизменном виде в органы государственных доходов сведений о денежных расчетных операциях, осуществляемых с применением контрольно-кассовой машины;
      2) обеспечение функционирования информационно-телекоммуникационной сети на территории Республики Казахстан, позволяющей осуществлять VPN подключение контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу оператора фискальных данных;
      3) подключение контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу (серверу) оператора фискальных данных и оказания услуг по приему, обработке и хранению сведений о денежных расчетах, осуществляемых с применением контрольно-кассовой машины, по тарифам, согласованным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      4) разработка и ввод в эксплуатацию системы приема, хранения и передачи данных контрольно-кассовых машин;
      5) обеспечение создания и технического сопровождения портала оператора фискальных данных для интерактивного взаимодействия с пользователями услуг оператора фискальных данных, а также разработка для них дополнительных сервисов и размещение на портале;
      6) создание службы консультационной и технической поддержки налогоплательщиков, органов государственных доходов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин по вопросам работы портала, программно-аппаратного комплекса, информационно-телекоммуникационной сети оператора фискальных данных;
      7) утверждение правового акта по вопросам ответственности работников оператора фискальных данных за разглашение, утечку информации, составляющей налоговую, государственную и иную охраняемую законом тайну;
      8) реализация услуг по порядку приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных на основе договоров оказания услуг, кроме получателя данных, после регистрации на портале оператора фискальных данных посредством электронной цифровой подписи;
      9) разработка и распространение программного обеспечения, позволяющего произвести модернизацию фискальных регистраторов, внесенных в государственный реестр, для выполнения ими функции передачи данных на сервер оператора фискальных данных;
      10) обработка фискальных данных включает действия оператора фискальных данных по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению в неизменном виде, извлечению, использованию, предоставлению доступа органам государственных доходов к фискальным данным (а также любой другой информации о налогоплательщике), за исключением их изменения, обезличивания, блокирования, удаления или уничтожения. 

3. Порядок регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины оператором фискальных данных 

      7. Налогоплательщик, поставивший на регистрацию в органы государственных доходов контрольно-кассовую машину, направляет оператору фискальных данных через его портал электронное заявление о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины.
      8. Регистрации заявления налогоплательщика, указанного в пункте 7 настоящих Правил, предшествует форматно-логический контроль, проводимый оператором фискальных данных в автоматическом режиме на предмет соответствия данным органов государственных доходов:
      1) регистрационных данных налогоплательщика, указанных в заявлении;
      2) регистрационных данных контрольно-кассовой машины, указанных в заявлении.
      9. Результат форматно-логического контроля оператора фискальных данных направляется уполномоченному органу и налогоплательщику одновременно:
      1) регистрационные данные налогоплательщика, указанные в заявлении, (не) соответствуют данным органов государственных доходов;
      2) регистрационные данные контрольно-кассовой машины, указанные в заявлении налогоплательщика (не) соответствуют данным органов государственных доходов.
      10. Уполномоченный орган сообщает оператору фискальных данных о принятом решении (результат обработки) по заявлению налогоплательщика.
      11. Оператор фискальных данных доводит до сведения налогоплательщика результат обработки заявления налогоплательщика о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины. При регистрации контрольно-кассовой машины ей присваивается регистрационный номер. 

4. Порядок приема оператором фискальных данных сведений с контрольно-кассовой машины 

      12. Налогоплательщики, применяющие контрольно-кассовую машину, заключают с оператором фискальных данных договор оказания услуг по приему, хранению и передаче в органы государственных доходов сведений о денежных расчетах, осуществляемых налогоплательщиком при реализации товаров, работ, услуг. В договоре оказания услуг в обязательном порядке должны быть указаны:
      1) ответственность оператора фискальных данных за обеспечение конфиденциальности информации о налогоплательщике, составляющей налоговую тайну;
      2) согласие налогоплательщика на получение и обработку оператором фискальных данных из органов государственных доходов регистрационных данных и сведений о денежных расчетах от самого налогоплательщика;
      3) порядок и процедура расторжения договора.
      13. При приеме сведений о денежных расчетах на сервере оператора фискальных данных производится идентификация контрольно-кассовой машины посредством получения токена для каждого сообщения, содержащего сведения о денежных расчетах, переданного контрольно-кассовой машины. Формирование токена производится с использованием следующих идентификаторов:
      1) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в органе государственных доходов, присвоенный контрольно-кассовой машине при регистрации согласно пункту 7 настоящих Правил;
      2) регистрационный номер контрольно-кассовой машины, присвоенный контрольно-кассовой машине при регистрации оператором фискальных данных, согласно пункту 11 настоящих Правил.
      14. После проверки идентификаторов, указанных в пункте 13 настоящих Правил, оператор фискальных данных направляет контрольно-кассовой машине по сети телекоммуникации общего пользования фискальный признак денежного расчета, сформированный на сервере, для печати на контрольном чеке контрольно-кассовой машины. При этом в сообщении сервера оператора фискальных данных передаются налогоплательщику на контрольно-кассовую машину следующие данные:
      1) подтверждение о приеме данных;
      2) сгенерированный фискальный признак каждого переданного контрольного чека;
      3) обновленный токен.
      Сведения о денежных расчетах, обработанные на сервере оператора фискальных данных, сохраняются в хранилище фискальных данных на сервере оператора фискальных данных.
      15. Формирование на сервере оператора фискальных данных  фискального признака контрольного чека контрольно-кассовой машины проводится на основе полученных от контрольно-кассовой машины сведений о денежных расчетах с применением алгоритмов и процедур вычисления хеш-функции.
      16. В случае потери соединения с сервером оператора фискальных данных контрольно-кассовая машина переходит в автономный режим, продолжительность которого не должна превышать 72 часов, согласно утвержденным техническим требованиям и форме соответствия техническим требованиям контрольно-кассовой машины. После восстановления соединения контрольно-кассовой машины с сервером оператора фискальных данных, сервер оператора фискальных данных должен:
      1) получить от контрольно-кассовой машины сообщение с информацией о продолжительности работы в автономном режиме;
      2) последовательно принять все контрольные чеки контрольно-кассовой машины и метки о снятых Z-отчетах, накопленные во время работы контрольно-кассовой машины в автономном режиме и отправить на каждый из них ответ с действительным фискальным признаком контрольного чека.
      17. Фискальный признак или автономный код контрольного чека проверяется на портале оператора фискальных данных. 

5. Порядок хранения сведений с контрольно-кассовой машины 

      18. На сервере оператора фискальных данных обеспечивается хранение в течение срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию, установленного налоговым законодательством, следующих сведений:
      1) регистрационные данные, указанные в заявлении налогоплательщика;
      2) регистрационные данные контрольно-кассовой машины;
      3) информация о каждом денежном расчете, осуществленном при реализации товаров, работ, услуг;
      4) текущее действующее значение токена каждой контрольно-кассовой машины;
      5) фискальный признак каждого денежного расчета.
      19. Хранение информации включает в себя мероприятия, связанные с защитой ее от несанкционированного доступа, в том числе:
      1) применение комплекса программно-технических средств и поддерживающих их организационных мер на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ;
      2) разграничение прав доступа пользователей и администраторов;
      3) использование комплекса мер для обеспечения безопасности программного обеспечения, включающего:
      разделение приложений на логические группы и помещение каждой группы в выделенную виртуальную машину;
      изоляцию внешнего сетевого трафика от внутреннего с помощью создания VLAN;
      резервирование каждого программного компонента по схеме, при которой активное оборудование резервируется одним дополнительным компонентом;
      исключение прямого доступа к серверам любых специалистов, кроме системных и сетевых инженеров;
      4) использование комплекса мер, обеспечивающего целостность базы данных, а именно:
      конфигурация прав доступа к базе данных, которая не позволяет изначально модифицировать, удалять или обновлять данные по чекам;
      система аудита, которая фиксирует все операции, произведенные инженерами на серверном оборудовании;
      резервирование базы данных по схеме, при которой все копии базы данных активны, а резервирование достигается избыточностью, в случае выхода из строя виртуальной машины или физического сервера, данные будут восстановлены в течение небольшого периода времени. 

6. Порядок передачи сведений с контрольно-кассовой машины 

      20. Передача сведений с контрольно-кассовой машины осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности контрольно-кассовая машинаоператор фискальных данных  – уполномоченный орган.
      21. Каналы связи сети телекоммуникаций общего пользования контрольно-кассовой машины с сервером оператора фискальных данных  и сервера оператора фискальных данных с сервером уполномоченного органа должны быть защищены от несанкционированного доступа:
      1) достоверной идентификацией клиента и сервера;
      2) использованием программных и/или программно-аппаратных средств защиты информации.
      22. Формирование информации, передаваемой оператором фискальных данных  в уполномоченный орган, производится в модуле обмена данными, который:
      1) передает на периодической основе ежедневные суммирующие отчеты по каждой контрольно-кассовой машине на сервер уполномоченного органа;
      2) контролирует синхронность и целостность данных, переданных в информационные системы уполномоченного органа.
      23. Контрольно-кассовая машина передает на сервер оператора фискальных данных  сведения о денежных расчетах согласно техническим требованиям и форме соответствия техническим требованиям контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов, утвержденным уполномоченным органом.
      24. Детализация полученных с контрольно-кассовой машины данных представляется по мере необходимости работникам уполномоченного органа в личном кабинете на портале оператора фискальных данных.
      25. Модуль контрольных параметров уполномоченного органа анализирует информацию, поступившую на сервер уполномоченного органа, за период времени в соответствии с контрольными параметрами и передает отчеты работникам уполномоченного органа.