Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 945. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 января 2015 года № 10151.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 70-2) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

      2. Комитету по чрезвычайным ситуациям (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) официальное опубликование настоящего приказа в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әдiлет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

К. Касымов


  Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 945

Правила
организации системы оповещения гражданской защиты
и оповещения населения, государственных органов
при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-2) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите", которые определяют порядок организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

      2. Основными задачами системы оповещения гражданской защиты являются своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов государственного управления, а также круглогодичное функционирование и постоянная готовность к применению во всех режимах функционирования государственной системы гражданской защиты в мирное и военное время.

      3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) гражданская защита – общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва;

      2) система оповещения гражданской защиты – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информирование населения и государственных органов об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке;

      3) сигнал оповещения "Внимание всем!" – единый сигнал оповещения, передаваемый посредством сирен или других сигнальных средств, для привлечения внимания населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Порядок организации системы оповещения гражданской защиты и
оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных
ситуациях в мирное и военное время

      4. Интеграция систем оповещения республиканского и территориального уровней, осуществляется ведомством уполномоченного органа посредством ведомственных сетей телекоммуникаций.

      5. Процесс оповещения заключается в оперативном доведении до населения, организаций и органов государственного управления на соответствующей территории единого сигнала оповещения "Внимание всем!" и информационных сообщений о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

      6. Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения формируется службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, в том числе сейсмологической службой, системами селевого оповещения, контроля за радиационной обстановкой и иными компетентными организациями независимо от их формы собственности и передается в государственное учреждение "Республиканский кризисный центр" Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – ГУ "РКЦ"). Получение ГУ "РКЦ" такой информации является основанием для организации оповещения населения и государственных органов.

      7. С момента поступления информации о чрезвычайных ситуациях республиканского или регионального масштаба, уполномоченный орган согласовывает с Премьер-Министром Республики Казахстан – начальником гражданской обороны Республики Казахстан о задействовании системы оповещения республиканского уровня, посредством которой незамедлительно оповещаются население, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа, органы государственного управления и местные исполнительные органы.

      С момента поступления информации о чрезвычайной ситуации регионального масштаба оперативный дежурный территориального подразделения ведомства уполномоченного органа незамедлительно информирует об этом ГУ "РКЦ", акима соответствующей административно-территориальной единицы и руководителя территориального подразделения ведомства уполномоченного органа для задействования системы оповещения территориального уровня в установленном порядке.

      8. Ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями в целях своевременного оповещения органов управления государственной системы гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, формируются списки лиц, которые утверждаются руководителями ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений для их оповещения с использованием существующих технических средств.

      Информация для формирования списков представляется органами управления государственной системы гражданской защиты ведомству уполномоченного органа и его территориальным подразделениям.

      9. После получения распоряжения о задействовании системы оповещения гражданской защиты, оперативным дежурным организуется оповещение должностных лиц в соответствии со списками оповещения, а также подача единого сигнала оповещения "Внимание всем!" для привлечения внимания населения.

      10. С момента подачи единого сигнала оповещения "Внимание всем!", должностными лицами дежурно-диспетчерских служб ведомства уполномоченного органа незамедлительно организуется передача информационных сообщений о чрезвычайной ситуации и инструкции о действиях населения в сложившейся ситуации посредством:

      передачи информационных видео- и аудио сообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания (перехват радио- и теле каналов);

      передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения;

      передачи звуковых и голосовых сообщений с использованием мобильных средств оповещения различной ведомственной принадлежности;

      передачи текстовых сообщений с использованием информационных терминалов в местах массового пребывания населения;

      размещения информации в глобальных и ведомственных информационных сетях и иных доступных средствах массовой информации.

      11. По сигналу оповещения "Внимание всем!" население использует доступные средства приема информации для получения и выполнения инструкций о действиях в сложившейся обстановке.

      12. Создание систем оповещения гражданской защиты республиканского и территориальных уровней, а также техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения, осуществляется ведомством уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и его территориальными подразделениями.

      13. Создание, эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения объектового уровня, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения гражданской защиты территориального уровня, осуществляются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, объекты с массовым пребыванием людей и гидротехнические сооружения (далее – организации).

      14. Руководители организаций утверждают схемы оповещения, которые согласовывается с соответствующим территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа.

      15. Передача информационных видео- и аудио сообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания в целях оповещения населения осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 18 января 2012 года "О телерадиовещании".

      16. Руководители организаций оповещают работников организации, аварийно-спасательные службы, дежурные диспетчерские службы и население, проживающее в зоне распространения чрезвычайной ситуации путем задействования систем оповещения объектового уровня, по команде оперативного дежурного соответствующего территориального подразделения ведомства уполномоченного органа, или самостоятельно в случае возникновения чрезвычайной ситуации на данном объекте.

      17. При нарушении работы сетей энергоснабжения и телекоммуникаций, оповещение организуется с использованием доступных средств информирования, автомобилей оповещения ведомства уполномоченного органа, служебных транспортных средств государственных органов, имеющих громкоговорящие установки.

      18. Порядок организации оповещения и доведения информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения до личного состава воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, других специальных и правоохранительных государственных органов Республики Казахстан и населения военных городков определяется соответствующими командирами соединений, частей, подразделений и начальниками учреждений совместно с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа.

      19. При задействовании систем оповещения действия оперативных дежурных территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа, нормативы оповещения (время, сроки доведения), тексты информационных сообщений разрабатываются и принимается департаментами по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана и Алматы.

      20. В целях обеспечения надежности систем оповещения всех уровней, не реже одного раза в квартал осуществляется проверка их готовности с подачей единого сигнала оповещения "Внимание всем!" и передачей населению информационных сообщений по средствам массовой информации.

      21. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации системы оповещения республиканского и территориального уровня производится за счет бюджетных средств.

      22. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации локальной системы оповещения производится за счет средств юридического лица, эксплуатирующего объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.