Об утверждении методики расчетов трансфертов общего характера

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 139. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2015 года № 10068

Действующий

      В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и в целях совершенствования межбюджетных отношений ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую методику расчетов трансфертов общего характера.
      2. Департаменту бюджетной политики обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Е. Досаев

Утверждена             
приказом Министра          
национальной экономики       
Республики Казахстан        
от 11 декабря 2014 года № 139   

Методика расчетов трансфертов общего характера

1. Основные положения

      1. Настоящая методика расчетов трансфертов общего характера (далее - Методика) разработана в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее - Бюджетный кодекс) и применяется при определении объемов трансфертов общего характера на трехлетний период и при их изменении через каждые три года.

2. Определение объемов трансфертов общего характера

      2. Объемы трансфертов общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов (за минусом трансфертов) и затрат соответствующего местного бюджета согласно Бюджетному кодексу и рассчитываются по следующей формуле:

      ТОХi = ПОДi - ПОЗi,

      где:
      ТОХi - объемы трансфертов общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
      ПОДi - прогнозные объемы доходов i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
      ПОЗi - прогнозные объемы затрат i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения).
      При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюджета (ТОХi > 0) устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет.
      При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета (ТОХi < 0) устанавливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из вышестоящего бюджета.

3. Определение прогнозных объемов доходов местных бюджетов

      3. Прогнозные объемы доходов местных бюджетов рассчитываются согласно Методике прогнозирования поступлений бюджета, утверждаемой в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса.

4. Определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов

      4. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются как сумма прогнозных объемов затрат по текущим бюджетным программам и по бюджетным программам развития с учетом установленных статьями 545556 Бюджетного кодекса направлений расходов по функциональному признаку.
      При этом прогнозные объемы затрат по текущим бюджетным программам, которые направлены на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления и обязательств государства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющих постоянный характер, а также на достижение цели, решение конкретных задач и мероприятий стратегических и программных документов, состоят из:
      затрат на оплату труда, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов и лекарственных средств, выплата пособий и других затрат (далее - текущие затраты);
      затрат на укрепление материально-технической базы, капитальный ремонт и других затрат (далее - затраты капитального характера).

Параграф 1. Расчет прогнозных объемов текущих затрат
местных бюджетов

      5. Прогнозные объемы текущих затрат местных бюджетов, рассчитанные с помощью данной Методики, используются только для определения размеров трансфертов общего характера.
      6. Для расчета текущих затрат определяется прогнозный объем текущих затрат в целом по местным бюджетам.
      7. При определении прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов учитываются:
      1) совокупный объем текущих затрат с учетом увеличения текущих затрат на индекс потребительских цен в планируемом периоде в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или регионов (за исключением заработной платы);
      2) положения законов Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде;
      3) положения указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов, в том числе совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы, и вводимые в действие в планируемом периоде;
      4) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов абсолютными суммами по регионам по решению Республиканской бюджетной комиссии.
      8. При определении прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов районов (городов областного значения), также учитываются:
      1) положения решений областных представительных и исполнительных органов, предусматривающие увеличение или сокращение расходов районных (городов областного значения) бюджетов, и вводимых в действие в планируемом периоде;
      2) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов.
      9. Из суммарного прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов исключаются средства на выплату экологических надбавок, оказание материальной помощи и на дополнительные отпуска работникам государственных учреждений и казенных предприятий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и добавляются абсолютными суммами после расчета прогнозных объемов текущих затрат по местным бюджетам областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).
      10. За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат местных бюджетов принимаются объемы текущих затрат в соответствии с уточненным планом года, предшествующего планируемому периоду.
      11. Расчет прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей (города республиканского значения, столицы) или районов (городов областного значения) производится в разрезе функциональных подгрупп осуществляемых государственных функций с учетом показателей и коэффициентов, приведенных в перечне функциональных подгрупп, осуществляемых государственных функций, показателей и коэффициентов к ним, согласно приложению к настоящей Методике.
      12. Расчет текущих затрат отдельной области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по отдельной функциональной подгруппе производится по следующей формуле:

,

      где:
      РЗji - расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
      Зj - суммарный прогнозный объем текущих затрат по местным бюджетам всех областей (города республиканского значения, столицы) или районов (городов областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
      Пji - количество потребителей государственных услуг i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
      Кlij,..., Кnij - коэффициенты, учитывающие объективные факторы, которые обусловливают отличия в стоимости предоставления государственных услуг в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по j-й функциональной подгруппе от среднереспубликанского или среднеобластного уровня.
      13. При расчете прогнозного объема текущих затрат применяются следующие коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обусловливают различия в стоимости предоставления государственных услуг:
      1) коэффициент урбанизации:

      где:
      Насiгор - численность городского населения i-й области или района по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      Коэффициент урбанизации учитывает более высокий относительно среднереспубликанского уровень затрат, связанных с предоставлением государственных услуг в городской местности по отдельным функциональным подгруппам;
      2) коэффициент дисперсности расселения:

      где:
      Насiмелк - численность населения i-й области или района, проживающего в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      Насi - общая численность населения в i-й области или районе по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      Коэффициент дисперсности расселения учитывает более высокий по сравнению со среднереспубликанским уровень затрат, обусловленный необходимостью обеспечения определенным набором государственных услуг населению независимо от размеров населенного пункта, в том числе учитывая дополнительные транспортные и иные расходы;
      3) коэффициент масштаба:

,

      где:
      а - вес, с которым учитывается отклонение численности населения областей (города республиканского значения, столицы) от среднереспубликанского уровня или района (города областного значения) от среднеобластного уровня;
      - средняя численность населения одного региона по Республике Казахстан или области;
      Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      Коэффициент масштаба учитывает эффект масштаба, отражающий снижение объема затрат на предоставление государственных услуг в расчете на одного потребителя с ростом численности потребителей;
      4) коэффициент возрастной структуры населения:

,

      где:
      Насiгруппа - численность населения i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по определенной возрастной группе по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      Коэффициент возрастной структуры населения учитывает повышенный спрос, предъявляемый отдельными категориями населения на государственные услуги, связанные со здравоохранением и образованием;
      5) коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности:

,

      где:
      Насiсельск - численность сельского населения i-й области или района по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      - доля заработной платы в общем объеме текущих затрат по j-й функциональной подгруппе (в сумме по всем регионам).
      Коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности учитывает потребность в дополнительных расходах на заработную плату в сельской местности по отдельным функциональным подгруппам;
      6) коэффициент плотности:

,

      где:
      - плотность населения в среднем по Республике Казахстан или по соответствующей области;
      рi - плотность населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения);
      - вес, с которым учитывается отклонение плотности населения областей (города республиканского значения, столицы) от среднереспубликанского уровня или районов (городов областного значения) от среднеобластного уровня.
      Коэффициент плотности учитывает увеличение затрат местных бюджетов в связи с уменьшением плотности населения региона;
      7) коэффициент содержания дорог:

,

      где:
      Niнорматив финансирования на содержание автомобильных дорог местного значения i-й области (города республиканского значения, столицы), утверждаемый в соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах»;
      - норматив финансирования на содержание автомобильных дорог в среднем по республике;
      8) коэффициент учета бедности (на основе доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума):

,

      где:
      bi - доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения).
      Коэффициент учета бедности учитывает увеличение затрат местных бюджетов на выплату социальной помощи в связи с ростом доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
      9) коэффициент учета продолжительности отопительного сезона:

,

      где:
      di - период отопительного сезона в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения);
      - период отопительного сезона в среднем по Республике Казахстан;
       - доля затрат на отопление в общем объеме текущих затрат местных бюджетов.
      Коэффициент учета продолжительности отопительного сезона учитывает зависимость затрат местных бюджетов на отопление от продолжительности отопительного сезона в Республике Казахстан.
      14. При расчете текущих затрат:
      для городов Алматы и Астана, учитывая их особый статус, применяются повышающие коэффициенты, величина которых устанавливается решением Республиканской бюджетной комиссии;
      для городов областного значения, при необходимости применяются повышающие коэффициенты, величина которых устанавливается решением бюджетной комиссии области, но не более 1,2.

Параграф 2. Расчет прогнозных объемов затрат капитального
характера местных бюджетов

      15. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, определяется с разбивкой по годам в соответствии с процентным отношением к общему объему финансирования текущих затрат области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения).
      В расчетных текущих затратах i-й области (города республиканского значения, столицы) учитываются затраты на оказание стационарнойстационарозамещающей и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, которые финансируются из республиканского бюджета.
      Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, отдельно по каждой области (городу республиканского значения, столице) или району (городу областного значения) производится по следующей формуле:

КЗi = k * РЗi,

      где:
      КЗi - расчетные затраты капитального характера i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
      РЗi - расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
      k - величина процентного отношения затрат капитального характера к общему объему текущих затрат.
      16. Величина коэффициента k устанавливается:
      для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей, города республиканского значения, столицы - решением Республиканской бюджетной комиссии;
      для определения объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) - решением бюджетной комиссии области.

Параграф 3. Расчет прогнозных объемов затрат по бюджетным
программам развития местных бюджетов

      17. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития состоит из двух частей:
      1) первая часть определяется в процентном соотношении к прогнозному объему текущих затрат области (города республиканского значения, столицы) с учетом валового регионального продукта и прироста численности населения;
      2) вторая часть определяется в процентном соотношении от дополнительного объема затрат на развитие (далее – «пул»), объем которого определяется решением Республиканской бюджетной комиссии.
      Вторая часть служит для усиления экономических стимулов акимов в решении вопросов социально-экономического развития регионов.
      Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития, отдельно по каждой области (городу республиканского значения, столице) производится по следующей формуле:

,

      где:
      ЗБПРi – расчетные затраты по бюджетным программам развития i-й области (города республиканского значения, столицы);
      РЗi – расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы);
      РЗ – общие расчетные текущие затраты всех областей (города республиканского значения, столицы);
      – прогноз прироста численности населения i-й области (города республиканского значения, столицы); в случае отрицательного прогноза прироста численности населения принимается равным 0;
      – сумма положительных значений прогнозов прироста численности населения областей (города республиканского значения, столицы);
      ВРПi – прогноз валового регионального продукта i-й области (города республиканского значения, столицы);
      ВРП – сумма прогнозов валового регионального продукта областей (города республиканского значения, столицы);
      ДОЗi – дополнительный объем затрат на развитие i-й области (города республиканского значения, столицы), определяемый по следующей формуле:

ДОЗi = П * hi,

      где:
      П – «пул» дополнительных затрат на развитие всех областей (города республиканского значения, столицы), объем которого определяется решением Республиканской бюджетной комиссии;
      hi - коэффициент, влияющий на увеличение затрат по бюджетным программам развития, исходя из рейтинговой оценки работы акимов областей (города республиканского значения, столицы) по наращиванию налоговых поступлений и созданию постоянных рабочих мест за предыдущие три года, предшествующие году разработки законопроекта, устанавливающего объемы трансфертов общего характера на среднесрочный период.
      Величина коэффициента hi устанавливается в зависимости от места региона в рейтинге по налоговым поступлениям и созданию постоянных рабочих мест:
      первое по четвертое место – 10 % от «пула»;
      пятое по восьмое место – 8 % от «пула»;
      девятое по двенадцатое место – 6 % от «пула»;
      тринадцатое по шестнадцатое место – 1 % от «пула».
      Расчет затрат отдельного района (города областного значения) по бюджетным программам развития производится по следующей формуле:

,

      где:
      ЗБПРi – расчетные затраты по бюджетным программам развития i-го района (города областного значения);
      РЗi – расчетные текущие затраты i-го района (города областного значения);
      РЗ – общие расчетные текущие затраты всех районов (городов областного значения);
      – прогноз прироста численности населения i-го района (города областного значения); в случае отрицательного прогноза прироста численности населения принимается равным 0;
      – сумма положительных значений прогнозов прироста численности населения районов (городов областного значения);
      ПДi – прогноз доходов бюджета i-го района (города областного значения);
      ПД – сумма прогнозов доходов бюджетов районов (городов областного значения).
      18. Величина коэффициента r устанавливается:
      для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей (города республиканского значения, столицы) - решением Республиканской бюджетной комиссии;
      для определения объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) - решением бюджетной комиссии области.

5. Заключительные положения

      19. Расчеты определения объемов трансфертов общего характера вносятся на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии (бюджетным комиссиям областей) центральным уполномоченным органом (местными уполномоченными органами) по государственному планированию для определения прогнозных показателей местных бюджетов на предстоящий трехлетний период.
      20. После рассмотрения на Республиканской бюджетной комиссии (бюджетной комиссии области) объемы трансфертов общего характера по годам в разрезе областей, города республиканского значения, столицы (районов, городов областного значения) устанавливаются в соответствующем законе (решении маслихата) об объемах трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период.

Приложение             
к Методике расчетов        
трансфертов общего характера    

         Перечень функциональных подгрупп, осуществляемых
      государственных функций, показателей и коэффициентов к ним

Наименование функциональных подгрупп

Показатели

Коэффициенты

1

2

3

1. Государственные услуги общего характера

Представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления

Численность постоянного населения

дисперсности расселения;
плотности;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

Финансовая деятельность

дисперсности расселения;
плотности;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

Планирование и статистическая деятельность

дисперсности расселения;
плотности;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги общего характера

дисперсности расселения;
плотности;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

2. Оборона

Военные нужды

Лица мужского пола призывного возраста от 18 до 26 лет включительно

дисперсности расселения;
учета продолжительности отопительного сезона

Организация работы по чрезвычайным ситуациям

Численность постоянного населения

урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

3. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная,
уголовно-исполнительная деятельность

Правоохранительная деятельность

Численность постоянного населения

урбанизации;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

4. Образование

Дошкольное воспитание и обучение

Численность детей в возрасте 1-5 лет

урбанизации;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Начальное, основное среднее и общее среднее образование

Численность детей в возрасте 6-18 лет

дисперсности расселения;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Техническое и профессиональное, послесреднее образование

Лица от 14 до 18 лет

урбанизации;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Переподготовка и повышение квалификации специалистов

Численность постоянного населения

урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги в области образования

Численность постоянного населения

плотности;
учета надбавок за работу в сельской местности;
возрастной структуры населения;
учета продолжительности отопительного сезона

5. Здравоохранение

Больницы широкого профиля

Численность постоянного населения

возрастной структуры населения;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Охрана здоровья населения

плотности;
урбанизации;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Специализированная медицинская помощь

масштаба;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Поликлиники

урбанизации;
возрастной структуры населения;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Другие виды медицинской помощи

плотности;
урбанизации;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги в области здравоохранения

плотности;
урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

6. Социальная помощь и социальное обеспечение

Социальное обеспечение

Численность детей в возрасте 6-18 лет и численность населения старше пенсионного возраста

дисперсности расселения;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Социальная помощь

Численность постоянного населения

дисперсности расселения;
учета бедности (на основе доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума);
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги в области социальной помощи и социального обеспечения

дисперсности расселения;
плотности;
учета продолжительности отопительного сезона

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищное хозяйство

Численность постоянного населения

урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

Коммунальное хозяйство

урбанизации;
плотности;
учета продолжительности отопительного сезона

Благоустройство населенных пунктов

урбанизации;
плотности;
учета продолжительности отопительного сезона

8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство

Деятельность в области культуры

Численность постоянного населения

урбанизации;
масштаба;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Спорт

урбанизации;
масштаба;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Информационное пространство

урбанизации;
масштаба;
учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Туризм

Туризм, человеко-дни пребывания

учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги по организации культуры, спорта, туризма и информационного пространства

Численность постоянного населения

урбанизации;
масштаба;
учета продолжительности отопительного сезона

10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

Сельское хозяйство

Среднесписочная численность работников сельского хозяйства

учета надбавок за работу в сельской местности;
учета продолжительности отопительного сезона

Водное хозяйство

Водопотребление (млн. куб. м)

учета продолжительности отопительного сезона

Лесное хозяйство

Лесной фонд (млн. га)

учета продолжительности отопительного сезона

Охрана окружающей среды

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ

урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

Земельные отношения

Численность постоянного населения

учета продолжительности отопительного сезона

11. Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

Численность постоянного населения

урбанизации;
плотности;
учета продолжительности отопительного сезона

12. Транспорт и коммуникации

Автомобильный транспорт

Протяженность автодорог местного значения

урбанизации;
содержания дорог;
учета продолжительности отопительного сезона

Прочие услуги в сфере транспорта и коммуникаций

Пассажирооборот (млн. п-км)

урбанизации;
учета продолжительности отопительного сезона

13. Прочие

Регулирование экономической деятельности

Численность постоянного населения

учета продолжительности отопительного сезона

Поддержка предпринимательской деятельности и защита конкуренции

учета продолжительности отопительного сезона

Регулирование естественных монополий

учета продолжительности отопительного сезона

Прочее

учета продолжительности отопительного сезона