Об утверждении профессионального стандарта "Эксплуатация локомотивного парка"

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 ноября 2013 года № 939. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 декабря 2013 года № 8977

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Эксплуатация локомотивного парка».
      2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Жумагалиев

      «СОГЛАСОВАН»:
      И.о. Министр труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ___________ К. Абсаттаров
      4 ноября 2013 года

Утверждено         
приказом Министра    
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан 
от 26 ноября 2013 года № 939

Профессиональный стандарт
«Эксплуатация локомотивного парка»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Текущий ремонт и содержание искусственных сооружений на железнодорожной магистральной сети» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области сухопутного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
      1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
      2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
      3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
      2. Основными пользователями ПС являются:
      1) выпускники организаций образования, работники;
      2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
      3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
      4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
      3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
      4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
      1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
      2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
      4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
      5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
      7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      8) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
      9) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
      10) компетенция – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
      13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
      14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Паспорт ПС

      5. Паспорт ПС определяет следующее:
      1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
      Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) 33.17 «Ремонт, техническое обслуживание прочих видов транспортного оборудования»;
      2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
      эксплуатация локомотивного парка;
      3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.

3. Карточки видов трудовой
деятельности (профессии)

Параграф 1 «Машинист специального
самоходного подвижного состава»

      6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 8311 «Машинисты локомотивов»;
      3) возможные наименования должности (профессии): машинист специального самоходного подвижного состава;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление субъектом управления специальным самоходным подвижным составом;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы машиниста специального самоходного подвижного состава» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 2 «Помощник машиниста специального
самоходного подвижного состава»

      7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 8311 «Машинисты локомотивов»;
      3) возможные наименования должности (профессии): помощник машиниста специального самоходного подвижного состава;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - подготовка субъектом машины к работе и ее экипировка. Техническое обслуживание и ремонт на специальном самоходном подвижном составе;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы помощника машиниста специального самоходного подвижного состава» приложения 2 к настоящему ПС.

4. Перечень единиц ПС

      8. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 12 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.

5. Описание единиц ПС

      9. Описание единиц ПС приведено в приложении 4 к настоящему ПС.

6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС

      10. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
      11. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.

7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС

      12. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      13. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.

Приложение 1         
к Профессиональному стандарту 
«Эксплуатация локомотивного парка»

                  Виды трудовой деятельности (профессии)
                        по квалификационным уровням


п/п

Наименование вида
деятельности

Наименование
профессии
с учетом
тенденций
рынка труда

Наименование
профессии
согласно
ГК РК 01-2005

Квалификационный
уровень ОРК

Разряд
по ЕТКС

1

Управление специальным самоходным подвижным составом

Машинист специального самоходного подвижного состава

Машинист самоходного весоповерочного вагона

4

-

2

Подготовка машины к работе и его экипировка. Техническое обслуживание и ремонт на специальном самоходном подвижном составе

Помощник машиниста специального самоходного подвижного состава

Помощник машиниста

3

-

      Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

Приложение 2         
к Профессиональному стандарту 
«Эксплуатация локомотивного парка»

                                                           Таблица 1

                  1. Возможные места работы по профессии.
              Требования к условиям труда, образованию и опыту
                 работы машиниста специального самоходного
                             подвижного состава

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации железнодорожного транспорта

Вредные и опасные условия труда

-

Особые условия допуска к работе

Медицинские ограничения: по законодательству Республики Казахстан
Допуск к работе: после медицинского освидетельствования, инструктаж по охране труда, инструктаж по охране труда на рабочем месте, а также противопожарный инструктаж

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

4

Техническое и профессиональное образование с дополнительной профессиональной подготовкой, практический опыт работы

Стаж работы в должности помощника машиниста не менее 2 лет

                                                       Таблица 2   

                  2. Возможные места работы по профессии.
             Требования к условиям труда, образованию и опыту
                  работы помощника машиниста специального
                       самоходного подвижного состава

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации железнодорожного транспорта

Вредные и опасные условия труда

-

Особые условия допуска к работе

Медицинские ограничения: по законодательству Республики Казахстан
Допуск к работе: после медицинского освидетельствования, инструктаж по охране труда, инструктаж по охране труда на рабочем месте, а также противопожарный инструктаж

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение в организации) при наличии общего среднего образования или техническое и профессиональное образование

Без предъявления к стажу работы

Приложение 3         
к Профессиональному стандарту 
«Эксплуатация локомотивного парка»

                          Перечень единиц ПС 

                                                       Таблица 1   

                  1. Вид трудовой деятельности (профессии)
                      «Машинист специального самоходного
                             подвижного состава»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Прием специального самоходного подвижного состава

Ф 2

Управление специальным самоходным подвижным составом

Ф 3

Сдача специального самоходного подвижного состава

                                                       Таблица 2   

                  2. Вид трудовой деятельности (профессии)
                «Помощник машиниста специального самоходного
                              подвижного состава»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Участие в приемке специального самоходного подвижного состава

Ф 2

Участие в управлении специальным самоходным подвижным составом

Ф 3

Участие в сдаче специального самоходного подвижного состава

      Примечание: Ф – функция.

Приложение 4         
к Профессиональному стандарту 
«Эксплуатация локомотивного парка»

                          Описание единиц ПС

                                                       Таблица 1   

                  1. Вид трудовой деятельности (профессии)
                      «Машинист специального самоходного
                             подвижного состава»

Шифр

Предметы
труда

Средства
труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

Специальный самоходный подвижной состав

Специальный самоходный подвижной состав

З 1-1 Проверка шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности, исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей и рессорного подвешивания. Проверка наличия поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, проверка радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления

Конкретизация заданий, постановка задач подчиненным, оценка результата проверки исправности машины, прицепных единиц, приборов безопасности, наличия инструментов и аптечки. Навыки самонормирования при налаживании радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления, а также оказание первой медицинской помощи

Знания о подходах, принципах и способах применения технических характеристик машины. Знания инструкции по техническому обслуживанию, способов оказания первой медицинской помощи

З 1-2 Проверка правильности сцепления специального самоходного подвижного состава с вагонами или прицепами

Конкретизация заданий, оценка результата правильности сцепления состава с вагонами и прицепами

Знания о подходах, принципах и способах сцепки и расцепки подвижного состава

Ф 2

Специальный самоходный подвижной состав


З 2-1 Соблюдение рациональных режимов вождения машины, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения

Постановка задач подчиненным, оценка результата рационального режима вождения машин. Навыки самоопределения и самонормирования при соблюдении и недопуске превышение прицепной нагрузки, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, выполнения графика и безопасности движения

Знания о подходах, принципах и способах управления специальным самоходным подвижным составом. Основные режимы экономного расходования топлива

З 2-2 Устранение неисправностей машины, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов

Постановка задач подчиненным, оценка результата проверки состояния машины на промежуточных стоянках. Навыки самоопределения и самонормирования при выявлении неисправностей и приеме мер по их устранению, а при невозможности устранения в установленное время освобождение перегона, не допуск сбоя графика движения поездов

Знания о подходах, принципах и способах применения технических характеристик машины. Знание технического обслуживания, порядка содержания специального самоходного подвижного состава

З 2-3 Не допущение вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность

Постановка задач подчиненным, оценка результата соблюдения и не допуска посторонних лиц в работу устройств установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора

Знания о подходах, принципах трудового распорядка, сигнализации на железных дорогах, сдачи специального самоходного подвижного состава, пользования тормозными башмаками, порядка письменного доклада, оформление маршрутного листа, формуляра машиниста

Ф 3

Специальный самоходный подвижной состав

Специальный самоходный подвижной состав

З 3-1 Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель, при уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон

Навыки самоопределения и самонормирования при очистке машины от грязи, пыли, сливе конденсата из влагомаслоотделителей торможении машины ручным тормозом и подложке под колеса тормозных башмаков. Навыки заполнения маршрутных листов

З 3-2 Произвести запись в бортовом журнале о нарушениях в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения

Навыки самоопределения при произведении записи в бортовом журнале о нарушениях в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения

                                                 Таблица 2     

                  2. Вид трудовой деятельности (профессии)
                «Помощник машиниста специального самоходного
                             подвижного состава»

Шифр

Предметы
труда

Средства
труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

Специальный самоходный подвижной состав

Специальный самоходный подвижной состав

З 1-1 Участие в проверке шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности, исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей и рессорного подвешивания. Проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи, проверка радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления

Определение способа проверки исправность машины, прицепных единиц, приборов безопасности, наличия инструментов и аптечки. Навыки самоопределения при налаживании радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления, а также оказание первой медицинской помощи

Знание технических характеристик машины, способов оказания первой медицинской помощи

З 1-2 Участие в проверке правильности сцепления специального самоходного подвижного состава с вагонами или прицепами

Навыки самоопределения и самоорганизации при проверке правильности сцепки состава с вагонами и прицепами

Знание сцепки и расцепки подвижного состава

Ф 2

Специальный самоходный подвижной состав

Специальный самоходный подвижной состав

З 2-1 Наблюдение за режимом вождения машины, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечением выполнения графика и безопасности движения

Навыки самоопределения и самоорганизации при запоминании действия машиниста во время управления специальным самоходным подвижным составом

Знание управления специальным самоходным подвижным составом

З 2-2 Участие (под руководством машиниста) в устранении неисправностей машины, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов

Самостоятельное определение способов выполнения работ. Навыки самоопределения и самоорганизации при выявлении неисправности и принятия мер по их устранению

Знание технических характеристик машины

З 2-3 Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность

Навыки самооценки и самоопределения при соблюдении и не допуске посторонних лиц в работу устройств установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора

Знание сигнализации на железных дорогах, содержания специального самоходного подвижного состава

Ф 3

Специальный самоходный подвижной состав

Специальный самоходный подвижной состав

З 3-1 Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель, при уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон

Самостоятельное определение способов выполнения работ. Навыки самооценки при работе с ручным тормозом

Знание сдачи специального самоходного подвижного состава и пользования тормозными башмаками

      Примечание: З – задача.

Приложение 5         
к Профессиональному стандарту 
«Эксплуатация локомотивного парка»

                           Лист согласования

Название организации

Дата согласования

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан


Настоящий ПС зарегистрирован ________________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № __________________
Письмо (протокол) № ___________             Дата ____________________