Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Эксплуатация локомотивного парка».
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Жумагалиев
«СОГЛАСОВАН»:
И.о. Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
___________ К. Абсаттаров
4 ноября 2013 года
Утверждено
приказом Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 26 ноября 2013 года № 939
Профессиональный стандарт
«Эксплуатация локомотивного парка»
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт «Текущий ремонт и содержание искусственных сооружений на железнодорожной магистральной сети» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области сухопутного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
2. Основными пользователями ПС являются:
1) выпускники организаций образования, работники;
2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
9) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
10) компетенция – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
2. Паспорт ПС
5. Паспорт ПС определяет следующее:
1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) 33.17 «Ремонт, техническое обслуживание прочих видов транспортного оборудования»;
2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
эксплуатация локомотивного парка;
3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.
3. Карточки видов трудовой
деятельности (профессии)
Параграф 1 «Машинист специального
самоходного подвижного состава»
6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 8311 «Машинисты локомотивов»;
3) возможные наименования должности (профессии): машинист специального самоходного подвижного состава;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление субъектом управления специальным самоходным подвижным составом;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы машиниста специального самоходного подвижного состава» приложения 2 к настоящему ПС.
Параграф 2 «Помощник машиниста специального
самоходного подвижного состава»
7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 8311 «Машинисты локомотивов»;
3) возможные наименования должности (профессии): помощник машиниста специального самоходного подвижного состава;
4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - подготовка субъектом машины к работе и ее экипировка. Техническое обслуживание и ремонт на специальном самоходном подвижном составе;
5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы помощника машиниста специального самоходного подвижного состава» приложения 2 к настоящему ПС.
4. Перечень единиц ПС
8. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 1 - 2 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.
5. Описание единиц ПС
9. Описание единиц ПС приведено в приложении 4 к настоящему ПС.
6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС
10. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
11. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.
7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС
12. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
13. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.
Приложение 1
к Профессиональному стандарту
«Эксплуатация локомотивного парка»
Виды трудовой деятельности (профессии)
по квалификационным уровням
№ |
Наименование вида |
Наименование |
Наименование |
Квалификационный |
Разряд |
1 |
Управление специальным самоходным подвижным составом |
Машинист специального самоходного подвижного состава |
Машинист самоходного весоповерочного вагона |
4 |
- |
2 |
Подготовка машины к работе и его экипировка. Техническое обслуживание и ремонт на специальном самоходном подвижном составе |
Помощник машиниста специального самоходного подвижного состава |
Помощник машиниста |
3 |
- |
Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
Приложение 2
к Профессиональному стандарту
«Эксплуатация локомотивного парка»
1. Возможные места работы по профессии.
Требования к условиям труда, образованию и опыту
работы машиниста специального самоходного
подвижного состава
Возможные места работы по профессии (организации) |
Организации железнодорожного транспорта |
|
Вредные и опасные условия труда |
- |
|
Особые условия допуска к работе |
Медицинские ограничения: по законодательству Республики Казахстан |
|
Квалификационный |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
4 |
Техническое и профессиональное образование с дополнительной профессиональной подготовкой, практический опыт работы |
Стаж работы в должности помощника машиниста не менее 2 лет |
2. Возможные места работы по профессии.
Требования к условиям труда, образованию и опыту
работы помощника машиниста специального
самоходного подвижного состава
Возможные места работы по профессии (организации) |
Организации железнодорожного транспорта |
|
Вредные и опасные условия труда |
- |
|
Особые условия допуска к работе |
Медицинские ограничения: по законодательству Республики Казахстан |
|
Квалификационный |
Уровень профессионального |
Требуемый опыт работы |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение в организации) при наличии общего среднего образования или техническое и профессиональное образование |
Без предъявления к стажу работы |
Приложение 3
к Профессиональному стандарту
«Эксплуатация локомотивного парка»
Перечень единиц ПС
1. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Машинист специального самоходного
подвижного состава»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Прием специального самоходного подвижного состава |
Ф 2 |
Управление специальным самоходным подвижным составом |
Ф 3 |
Сдача специального самоходного подвижного состава |
2. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Помощник машиниста специального самоходного
подвижного состава»
Шифр |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Участие в приемке специального самоходного подвижного состава |
Ф 2 |
Участие в управлении специальным самоходным подвижным составом |
Ф 3 |
Участие в сдаче специального самоходного подвижного состава |
Примечание: Ф – функция.
Приложение 4
к Профессиональному стандарту
«Эксплуатация локомотивного парка»
Описание единиц ПС
1. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Машинист специального самоходного
подвижного состава»
Шифр |
Предметы |
Средства |
Задачи |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
Специальный самоходный подвижной состав |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 1-1 Проверка шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности, исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей и рессорного подвешивания. Проверка наличия поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, проверка радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления |
Конкретизация заданий, постановка задач подчиненным, оценка результата проверки исправности машины, прицепных единиц, приборов безопасности, наличия инструментов и аптечки. Навыки самонормирования при налаживании радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления, а также оказание первой медицинской помощи |
Знания о подходах, принципах и способах применения технических характеристик машины. Знания инструкции по техническому обслуживанию, способов оказания первой медицинской помощи |
З 1-2 Проверка правильности сцепления специального самоходного подвижного состава с вагонами или прицепами |
Конкретизация заданий, оценка результата правильности сцепления состава с вагонами и прицепами |
Знания о подходах, принципах и способах сцепки и расцепки подвижного состава |
|||
Ф 2 |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 2-1 Соблюдение рациональных режимов вождения машины, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения |
Постановка задач подчиненным, оценка результата рационального режима вождения машин. Навыки самоопределения и самонормирования при соблюдении и недопуске превышение прицепной нагрузки, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, выполнения графика и безопасности движения |
Знания о подходах, принципах и способах управления специальным самоходным подвижным составом. Основные режимы экономного расходования топлива |
|
З 2-2 Устранение неисправностей машины, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов |
Постановка задач подчиненным, оценка результата проверки состояния машины на промежуточных стоянках. Навыки самоопределения и самонормирования при выявлении неисправностей и приеме мер по их устранению, а при невозможности устранения в установленное время освобождение перегона, не допуск сбоя графика движения поездов |
Знания о подходах, принципах и способах применения технических характеристик машины. Знание технического обслуживания, порядка содержания специального самоходного подвижного состава |
|||
З 2-3 Не допущение вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность |
Постановка задач подчиненным, оценка результата соблюдения и не допуска посторонних лиц в работу устройств установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора |
Знания о подходах, принципах трудового распорядка, сигнализации на железных дорогах, сдачи специального самоходного подвижного состава, пользования тормозными башмаками, порядка письменного доклада, оформление маршрутного листа, формуляра машиниста |
|||
Ф 3 |
Специальный самоходный подвижной состав |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 3-1 Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель, при уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон |
Навыки самоопределения и самонормирования при очистке машины от грязи, пыли, сливе конденсата из влагомаслоотделителей торможении машины ручным тормозом и подложке под колеса тормозных башмаков. Навыки заполнения маршрутных листов |
|
З 3-2 Произвести запись в бортовом журнале о нарушениях в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения |
Навыки самоопределения при произведении записи в бортовом журнале о нарушениях в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения |
2. Вид трудовой деятельности (профессии)
«Помощник машиниста специального самоходного
подвижного состава»
Шифр |
Предметы |
Средства |
Задачи |
Умения и навыки |
Знания |
Ф 1 |
Специальный самоходный подвижной состав |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 1-1 Участие в проверке шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности, исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей и рессорного подвешивания. Проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи, проверка радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления |
Определение способа проверки исправность машины, прицепных единиц, приборов безопасности, наличия инструментов и аптечки. Навыки самоопределения при налаживании радиосвязи путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления, а также оказание первой медицинской помощи |
Знание технических характеристик машины, способов оказания первой медицинской помощи |
З 1-2 Участие в проверке правильности сцепления специального самоходного подвижного состава с вагонами или прицепами |
Навыки самоопределения и самоорганизации при проверке правильности сцепки состава с вагонами и прицепами |
Знание сцепки и расцепки подвижного состава |
|||
Ф 2 |
Специальный самоходный подвижной состав |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 2-1 Наблюдение за режимом вождения машины, экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечением выполнения графика и безопасности движения |
Навыки самоопределения и самоорганизации при запоминании действия машиниста во время управления специальным самоходным подвижным составом |
Знание управления специальным самоходным подвижным составом |
З 2-2 Участие (под руководством машиниста) в устранении неисправностей машины, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов |
Самостоятельное определение способов выполнения работ. Навыки самоопределения и самоорганизации при выявлении неисправности и принятия мер по их устранению |
Знание технических характеристик машины |
|||
З 2-3 Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность |
Навыки самооценки и самоопределения при соблюдении и не допуске посторонних лиц в работу устройств установленных на машине, не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора |
Знание сигнализации на железных дорогах, содержания специального самоходного подвижного состава |
|||
Ф 3 |
Специальный самоходный подвижной состав |
Специальный самоходный подвижной состав |
З 3-1 Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель, при уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон |
Самостоятельное определение способов выполнения работ. Навыки самооценки при работе с ручным тормозом |
Знание сдачи специального самоходного подвижного состава и пользования тормозными башмаками |
Примечание: З – задача.
Приложение 5
к Профессиональному стандарту
«Эксплуатация локомотивного парка»
Лист согласования
Название организации |
Дата согласования |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Настоящий ПС зарегистрирован ________________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № __________________
Письмо (протокол) № ___________ Дата ____________________