Об утверждении Правил выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 сентября 2013 года № 750. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 октября 2013 года № 8782.

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиаций" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала.

      2. Признать утратившим силу:

      1) приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 138 "Об утверждении Правил выдачи свидетельств авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6860, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 20 августа 2011 г., № 265-266 (26686-26687));

      2) подпункт 1) Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 2 декабря 2011 года № 711 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7366, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 19 апреля 2012 г., № 108-109 (26927-26928)).

      3. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:

      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на интранет-портале государственных органов.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А. Жумагалиев


  Утверждены
приказом Министра
транспорта коммуникаций
Республики Казахстан
от 26 сентября 2013 года № 750

Правила выдачи и продления срока действия свидетельств
авиационного персонала
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и Приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 7 декабря 1944 года).

      2. Правила определяют порядок, выдачу, продление срока действия свидетельств авиационного персонала гражданской и экспериментальной авиации.

      3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения и сокращения:

      1) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов (далее - ТО ВС), организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;

      2) свидетельство авиационного персонала (далее - свидетельства) - документ, подтверждающий квалификацию и полномочия авиационного персонала;

      3) Реестр выдачи свидетельств авиационного персонала (далее - Реестр) - документ, в котором производится запись о выдаче свидетельств авиационного персонала;

      4) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее – Уполномоченный орган) - авиационная власть в Республике Казахстан;

      5) командир воздушного судна под наблюдением (Pilot-in-command under supervision (PIC/US) – аббревиатура на английском языке) – второй пилот, выполняющий под наблюдением командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченного органа в сфере гражданской авиации;

      6) квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение, являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;

      7) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющееся членом летного экипажа;

      8) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени.

      4. Свидетельства выдаются следующему авиационному персоналу:

      1) члены летного экипажа:

      пилоты:

      пилот сверхлегкой авиации;

      пилот легкого воздушного судна (самолет);

      пилот легкого воздушного судна (вертолет);

      пилот легкого воздушного судна (дирижабль);

      пилот легкого воздушного судна (планерист);

      пилот легкого воздушного судна (тепловой воздушный шар);

      частный пилот (самолет);

      частный пилот (вертолет);

      пилот коммерческой авиации (самолет);

      пилот коммерческой авиации (вертолет);

      линейный пилот (самолет);

      линейный пилот (вертолет);

      2) члены летного экипажа отличные от пилотов:

      штурман;

      бортинженер (бортмеханик);

      бортрадист;

      2) члены кабинного экипажа:

      бортоператор;

      бортпроводник;

      3) другой авиационный персонал:

      диспетчер органа обслуживания воздушного движения (далее – диспетчер ОВД);

      специалист по техническому обслуживанию воздушного судна (далее – специалист по ТО ВС);

      сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер;

      оператор авиационной станции (расположенной на морской установке).

      5. Свидетельства различаются по цветам и серийной буквенной кодировке в зависимости от специальности.

      Таблица буквенных кодов и цветов свидетельств авиационного персонала приведена в приложении 1 к настоящим Правилам.

      6. Mедицинское заключение является действительным со дня прохождения медицинского освидетельствования в течение периода, не превышающего:

      1) 24 месяца - для пилота сверхлегкой авиации;

      2) 24 месяца - для пилота легкого воздушного судна (самолет, вертолет дирижабль, планер или тепловой воздушный шар);

      3) 24 месяца - для частного пилота (самолет или вертолет);

      4) 12 месяцев - для пилота коммерческой авиации (самолет или вертолет);

      5) 12 месяцев - для линейного пилота авиакомпании (самолет или вертолет);

      6) 24 месяца - для бортоператора;

      7) 12 месяцев - для штурмана;

      8) 12 месяцев - для бортинженера или бортмеханика;

      9) 12 месяцев - для бортрадиста;

      10) 24 месяца - для диспетчера ОВД;

      11) 24 месяца - для бортпроводника;

      12) 3 года - для сотрудника по обеспечению полетов.

      Свидетельство является действительным со дня его выдачи или со дня даты его продления Уполномоченным органом в течение периода, не превышающего 5 лет. Свидетельство оператора авиационной станции является действительным в течение периода, не превышающего 12 месяцев.

      Срок действия свидетельства определяется по действительности содержащихся в нем квалификационных отметок по типу (категории), классу (рейтингов) и медицинскому заключению.

      Срок действия свидетельств не прерывается, если документы на продление свидетельства предоставляются до его окончания. В этом случае Уполномоченный орган продлевает свидетельство от даты выдачи свидетельства (при первом продлении свидетельства) или даты окончания действия свидетельства (при втором и последующих продлениях).

      Если требования настоящего пункта будут нарушены, то дата отсчета срока действия свидетельства будет начинаться от даты принятия решения Уполномоченным органом о продлении свидетельства по представленным к рассмотрению документам.

      7. Сроки действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев:

      1) для обладателей свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет), выполняющих коммерческие воздушные перевозки, управляемых одним пилотом старше 40 лет;

      2) для обладателей свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, вертолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок и которым исполняется 60 лет.

      8. Для обладателей свидетельства частный пилот (самолет, вертолет), свидетельства пилота сверхлегкой авиации и свидетельства диспетчера старше 50 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев.

      9. Обладатели квалификационной отметки "Командир воздушного судна", не допускаются к выполнению международных коммерческих воздушных перевозок, если обладатели свидетельств пилотов достигли 60-летнего возраста, в случае выполнения полетов более чем с одним пилотом.

      Обладатели свидетельств пилота не допускаются к выполнению международных коммерческих воздушных перевозок, если обладатели свидетельств достигли 65-летнего возраста.

      10. Пилоты не допускаются к выполнению функций командиров воздушных судов, занятых в международных коммерческих воздушных перевозках, если оба пилота достигли 60-летнего возраста, кроме случаев, когда при полетах в многочленном экипаже они являются единственными пилотом, достигшими возраста 60 лет.

      Обладатели свидетельств пилота, достигший возраста 65 лет, не допускаются к выполнению функций пилота используемого в международных коммерческих воздушных перевозках.

      11. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленного ниже вида воздушных судов, необходимо наличие свидетельства пилота:

      самолет;

      вертолет;

      сверхлегкое воздушное судно.

      12. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

      13. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, который в соответствии с сертификатом типа или руководством по летной эксплуатации (эквивалентным ему документом), эксплуатируется летным экипажем, состоящим из одного пилота, обладатель свидетельства пилота имеет соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна:

      1) с одним двигателем, сухопутный;

      2) с одним двигателем, гидросамолет;

      3) многодвигательный, сухопутный;

      4) многодвигательный, гидросамолет.

      14. Обладатель свидетельства пилота допускается для осуществления летного обучения, имеющий квалификационную отметку "пилот-инструктор" и квалификационные отметки, позволяющие выполнять функции командира воздушного судна, на котором производится обучение.

      15. При обучении с целью получения свидетельства пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам при наличии действующего медицинского заключения первого или второго класса.

      16. Лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, необходимо владеть медицинским свидетельством первого класса.

2. Порядок выдачи и продления свидетельств

      17. Выдача свидетельств авиационного персонала, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется Уполномоченным органом.

      18. Выдача свидетельства осуществляется на основании документов, представленных физическим или юридическим лицом.

      19. При выдаче свидетельства по ТО ВС юридическим лицом – является организация по ТО ВС, имеющая процедуру о предоставлении необходимой документации на правах обладателя свидетельства.

      20. Уполномоченный орган предоставляются следующие документы:

      1) заявление на произвольной форме, а для специалиста по ТО ВС - по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      2) оригинал свидетельства (при наличии);

      3) копии документов, подтверждающие соответствующие теоретические знания, практическое обучение и опыт на момент подачи заявления. Для специалистов по ТО ВС – копии документов, подтверждающий опыт специалиста в области ТО ВС.

      Форма индивидуального журнала специалиста по ТО ВС для фиксации опыта работы в ТО ВС приведена в Приложении 3 к настоящим Правилам;

      4) представление на авиационный персонал по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Для специалистов по ТО ВС – по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

      Представление содержит объективные данные, который заверяются подписью и печатью организации гражданской или экспериментальной авиации;

      5) копии документа, удостоверяющего личность, гражданство Республики Казахстан или вид на жительство Республики Казахстан;

      6) две фотографии (цветные, матовые, размером 3,5 х 4,5 с уголком справа со стороны смотрящего на фото);

      7) копии документов об окончании авиационных учебных центров (летное училище, авиационное училище, авиационный институт, авиационный техникум, колледж, учебный центр (далее - УЦ)). Для специалистов по ТО ВС – копии документов об окончании авиационно-технического центра гражданской авиации, авиационного института, авиационного училища, авиационного техникума или авиационного колледжа по одной или более чем одной программам базового образования (категории А, В1, В2 или В3), срок прохождения которых не может превышать 10 лет на момент подачи заявления заявителем;

      8) копии медицинского заключения (для летного экипажа, бортоператоров, бортпроводников и диспетчеров воздушного движения);

      9) копии документов о прохождении последних по времени курсов повышения квалификации по специальности за исключением специалистов по ТО ВС;

      10) возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок за исключением специалистов по ТО ВС.

      Пилоты и штурманы, прошедшие в авиационных учебных центрах только теоретический курс, дополнительно представляют акты тренажерной и летной подготовки.

      Для специалистов по ТО ВС которые не могут доказать посредством диплома прохождение курса "Возможности человека применительно к техническому обслуживанию ВС" по программам базового образования - единожды предоставить в Уполномоченный орган сертификат о прохождении курса профильной подготовки персонала.

      21. Выдача свидетельств авиационному персоналу государственной авиации при приеме их на работу в гражданскую или экспериментальную авиацию осуществляется Уполномоченным органом только после прохождения ими переподготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации с предоставлением в Уполномоченный орган документов, подтверждающих их переподготовку и документов, указанных в пункте 20 настоящих Правил.

      Свидетельства выдаются с учетом опыта работы на ранее освоенных типах воздушных судов.

      22. Выдача свидетельств авиационного персонала, указанных в пункте 4 настоящих Правил, иностранным гражданам производится в том случае, если иностранные граждане прошли специальную и (или) профессиональную подготовку в авиационных учебных центрах Республики Казахстан и соответствует требованиям по состоянию здоровья установленными Правилами медицинского освидетельствования в гражданской авиации Республики Казахстан.

      23. Для продления действия свидетельств членам летного (кабинного) экипажа гражданской авиации в уполномоченный орган представляются следующие документы:

      1) заявление в произвольной форме;

      2) копию бланка (формы) о результатах последней проверки на комплексном тренажере (LPС) и/или копию бланка (формы) результатов летной проверки по поддержанию уровня квалификации;

      3) копия бланка (формы) результатов проверки теоретических знаний;

      4) копию сертификата, подтверждающего прохождение тестирования знание языка, используемого в радиотелефонной связи (для членов летного экипажа выполняющего международные полеты);

      5) копия медицинского заключения (класс 1 или класс 2);

      6) копию сертификата, подтверждающего прохождение подготовки по курсу "Возможности человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок";

      7) оригинал свидетельства члена летного (кабинного) экипажа гражданской авиации.

      Если проверка навыков на комплексном тренажере проводилась по правилам JAR FCL то, в том числе, продление срока действия квалификационных отметок свидетельств производится по этим правилам (для членов летного экипажа).

      24. Перечень документов необходимых для продления свидетельства специалиста по ТО ВС:

      1) заявление по форме, согласно приложению указанной в пункте 20 к настоящим Правилам;

      2) документы, указанные в подпункте 10 пункта 20 настоящих Правил;

      3) оригинал свидетельства.

      25. Перечень документов необходимых для продления действия свидетельства специалистов обслуживания воздушного движения гражданской авиации:

      1) копию протокола проверки практических навыков;

      2) копию бланка (формы) результатов проверки теоретических знаний;

      3) копию медицинского заключения (класс 3);

      4) копию сертификата, подтверждающего профильной подготовки персонала;

      5) оригинал свидетельства специалиста обслуживания воздушного движения гражданской авиации.

      26. Перечень документов необходимых для внесения квалификационных и специальных отметок в свидетельства члена летного (кабинного) экипажа:

      1) сопроводительное письмо в произвольной форме;

      2) копия приказа о допуске (ограничениях и правах);

      3) копии бланков (форм) о прохождении программы тренировки, результатов летной проверки и сдачи соответствующих экзаменов, дающих право на получение квалификационной (специальной) отметки.

      27. Уполномоченный орган продлевает срок действия квалификационных отметок (рейтинга) до конца месяца, в котором прекращается их срок действия.

      Для возобновления действия квалификационных отметок при истечении их срока действия члены летного экипажа проходят подготовку в соответствие с Правилами организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 17 мая 2011 года № 532.

      Если срок действия квалификационных отметок истек в пределах от 90 дней до 1 (одного) года, для возобновления действия квалификационных отметок в уполномоченный орган представляются документы, указанные в пункте 26 настоящих правил.

      Если срок действия квалификационных отметок истек более 1 (одного) года, для возобновления их действия в уполномоченный орган представляются документы, указанные в пункте 23 настоящих Правил.

      28. Срок рассмотрения документов со дня поступления составляет 30 календарных дней.

      29. Свидетельства выдаются обладателю свидетельства или первому руководителю организации гражданской авиации или его доверенным лицам.

      30. Замена свидетельства производится в случаях порчи свидетельства, отсутствия страниц для заполнения, истечения срока действия и других причин на основании заявления организации гражданской и экспериментальной авиации о восстановлении или замене свидетельства, а также самого обладателя свидетельства.

      При замене свидетельства переносу подлежат все записи, внесенные в разделы квалификационных (рейтинг) и специальных отметок старого свидетельства, формат записи которых при переносе может быть изменен и соответствовать требованиям настоящих "Правил".

      Для замены свидетельств организация гражданской авиаций предоставляет документы, определенные подпунктами 1)-7), 10) пункта 20 настоящих Правил.

      Для специалистов по ТО ВС переносу подлежат все записи, внесенные в раздел "Rating" старого свидетельства. Записи, отмеченные в раздел "Special Remarks" переносу в новое свидетельство не подлежат.

      31. Выдача свидетельств регистрируется в Реестре и в электронной базе (отдельно для каждой специальности авиационного персонала) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

      32. Свидетельство изготавливается книжного типа с размерами 8,7х12 сантиметров.

      33. Свидетельства гражданской авиации выпускаются на казахском языке с переводом на английский язык.

      Свидетельства содержат 14 пунктов, которые единообразно пронумеровываются римскими цифрами и заполняются четким и разборчивым почерком, черной тушью или пастой от руки. Подчистки, исправления и помарки не допускаются.

      Каждому пункту свидетельства соответствует определенная информация (сведения).

      Пункты свидетельства с I по XI являются постоянными, а пункты с XII по XIV – переменными, которые разрешается издавать отдельными или отделяемыми частями основного формата свидетельства. Каждая отдельная или отделяемая часть идентифицируется, как часть свидетельства согласно приложении 7 к настоящим Правилам.

      34. Порядок заполнения и оформления свидетельств:

      1) в пункте I указывается название государства на государственном (казахском) или международном (английском) языках (полужирным шрифтом);

      2) в пункте II указывается название свидетельства (жирным шрифтом);

      3) в пункте III указывается серийный номер свидетельства, присвоенный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, выдавшим свидетельство (арабскими цифрами);

      4) в пункте IV указывается фамилия, имя, отчество на казахском и английском языках, дата рождения указывается арабскими цифрами (число, месяц, год);

      5) в пункте V указывается адрес обладателя свидетельства, который может быть органичен записью "Қазақстан Республикасы" или "Republic of Kazakhstan";

      6) в пункте VI указывается гражданство обладателя свидетельства. В пункте VI гражданство указывается на английском языке;

      7) в пункте VII владелец ставит свою подпись. На этой же странице над подписью приклеивается фотография обладателя, сфотографированного в фас без головного убора. Фотография и личная подпись заверяется гербовой печатью уполномоченного органа, выдавшего свидетельство;

      8) в пункте VIII указывается, кем было выдано свидетельство авиационного персонала;

      9) в пункте IX записывается срок действия свидетельства, ставится подпись должностного лица Уполномоченного органа. Подпись заверяется гербовой печатью Уполномоченного органа. Дата, с которой свидетельство является действительным, определяется требованиями пункта 6 настоящих Правил;

      10) в пункте Х свидетельства ставится подпись должностного лица Уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, и дата выдачи;

      11) в пункте XI свидетельства ставится дата выдачи и печать Уполномоченного органа выдавшего свидетельство;

      12) в пункте XII, в свидетельствах пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров, бортпроводников указывается вид, тип ВС (однодвигательный или многодвигательный для самолетов, одновинтовой или многовинтовой для вертолетов), сухопутный или гидросамолет (вертолет), должность в зависимости от присвоенной квалификации:

      командир воздушного судна;

      второй пилот;

      штурман;

      бортинженер;

      бортмеханик;

      бортрадист;

      бортоператор;

      бортпроводник;

      частный пилот;

      пилот сверхлегкой авиации.

      В свидетельствах диспетчеров ОВД указывается наименование диспетчерского пункта (пунктов), на котором(ых) допущен к работе обладатель свидетельства.

      В свидетельствах операторов авиационных станций (расположенных на морской установке) указывается наименование вертодрома морской(их) установки(ок), на которой(ых) допущен к работе обладатель свидетельства.

      В свидетельстве специалиста по ТО ВС указывается тип и модификация ВС, тип двигателя с которым эксплуатируется ВС в соответствии с принятыми международными сокращениями, а также одна или несколько категорий свидетельства, которая присвоена его обладателю (В1, В2, В3 или С).

      Документы для специалиста по ТО ВС, затребованные любым из пунктов 18, 19, 20 приведены согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

      Срок прохождения теоретических курсов при обучении на тип ВС и документов, подтверждающих прохождение практической стажировки не должен превышать 3-х лет на момент подачи заявления заявителем в Уполномоченный орган.

      Записи в раздел "Ratings" в свидетельствах заверяются подписью должностного лица и печатью Уполномоченного органа.

      Записи в разделе "Special Remarks" свидетельства заверяются подписью должностного лица. Дата внесения записи в раздел "Rating" и "Special Remarks" определяется датой принятия решения должностного лица Уполномоченного органа о внесении записи в свидетельство;

      13) в пункт XIII свидетельств вносятся следующие данные о допуске:

      к выполнению взлета и посадки по метеорологическим минимумам (по минимумам 1, 2, 3 категорий), отметка об уровне знания английского языка, используемого в радиотелефонной связи.

      В свидетельствах диспетчеров ОВД вносятся данные о назначении на должность и указываются сведения об особых правах, таких как организация воздушного движения, ведение радиообмена на английском языке, отметка об уровне знания английского языка, используемого в радиотелефонной связи.

      В свидетельствах операторов авиационных станций (расположенных на морской установке) производятся записи, где указываются сведения об особых правах, таких как назначении на должность, уровень знания английского языка при ведении радиотелефонной связи по шкале ИКАО.

      В свидетельства специалистов по ТО ВС вносится индивидуальный номер приложения к свидетельству (пункт XV). Свидетельство специалиста по ТО ВС без приложения к нему является не действительным.

      Записи в пункте XIII производятся на казахском, русском или английском языке. Запись заверяется подписью должностного лица уполномоченного органа в сфере гражданской авиаций;

      14) В пункте XIV свидетельства указывается наименование организации гражданской и экспериментальной авиации;

      15) для специалистов по ТО ВС заполняется приложение к свидетельству специалиста по ТО ВС (пункт XV), где указываются индивидуальный номер приложения, категория (категории) выданного свидетельства, ограничения и условия, при которых свидетельство является действительным или приостановлено. Форма пункта XV свидетельства приведена в приложение 9 к настоящим Правилам.

      35. Свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов включает следующие категории:

      Категория A;

      Категория B1;

      Категория B2;

      Категория B3;

      Категория C.

      Категории А1 и В1 подразделяются на подкатегории относительно комбинаций самолетов, вертолетов, реактивных и поршневых двигателей:

      A1 и B1.1 – самолеты с реактивными двигателями;

      A2 и B1.2 – самолеты с поршневыми двигателями;

      A3 и B1.3 – вертолеты с реактивными двигателями;

      A4 и B1.4 – вертолеты с поршневыми двигателями.

      Для целей квалификации отметки свидетельств по ТО ВС воздушные суда квалифицируются по следующим группам:

      1) группа 1: многодвигательные ВС, так же как вертолеты с составными двигательными установками, самолеты с максимальной эксплуатационной высотой полета более 29000 футов, ВС, оборудованные электродистанционной системой управления самолетом и другие ВС, требующие внесения квалификационных отметок типа ВС, определяемых Уполномоченным органом;

      2) группа 2: другие ВС, не относящиеся к Группе 1, принадлежащие следующим подгруппам:

      подгруппа 2а: самолеты с одним турбовинтовым двигателем;

      подгруппа 2b: вертолеты с одним реактивным двигателем;

      подгруппа 2с: вертолеты с одним поршневым двигателем;

      группа 3: самолеты с поршневым двигателем, не указанные в группе 1.

      36. Примеры записей квалификационных и специальных отметок, вносимых в пункты XII и XIII свидетельств, приведены в приложении 10 к настоящим Правилам.

3. Порядок приостановления и отзыв свидетельств
авиационного персонала

      37. В случаях нарушения авиационным персоналом норм и правил выполнения, обслуживания и обеспечения полетов, приведших к авиационному происшествию или инциденту или созданию прямой угрозы безопасности полетов, жизни и здоровью людей, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации временно приостанавливает действие свидетельства до окончания расследования и принятия решения. Приостановление действия свидетельства приостанавливает действие квалификационных отметок в этих свидетельствах.

      Свидетельства специалиста может быть приостановлено и отозвано, если заявитель на получение свидетельства, ее продление и/или внесение новых записей предоставил в Уполномоченный орган заведомо ложную и неправдивую информацию, а также документы или их копии, сфальсифицированные, сфабрикованные или подделанные.

      38. Уполномоченный орган приостанавливает действие свидетельств авиационного персонала в случаях:

      1) несоблюдение технологии выполнения работ, влияющих на летную годность ВС;

      2) недостаточной профессиональной подготовки, выявленной при проверках;

      3) систематического или разового грубого нарушения установленных требований при обеспечении и выполнении полетов, при обслуживании воздушного движения и техническом обслуживании;

      4) фальсификация записей и связанных с ними данных, относящихся к выполнению служебных обязанностей;

      5) выполнение деятельности, связанной с управлением воздушным судном, ТО ВС, ОВД в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения (их аналогов).

      39. Уполномоченное лицо, приостановившее действие свидетельства, оформляет Акт (предписание) и направляет его руководителю организации гражданской авиации, в чьем подчинении находится указанный авиационный персонал.

      40. Уполномоченный орган отзывают выданные свидетельства в следующих случаях:

      1) получение свидетельства (решения о признании) путем фальсификации представленных им документов;

      2) фальсификации записей и связанных с ними данных, относящихся к выполнению служебных обязанностей;

      3) утери свидетельства авиационного персонала, его замены по причине смены фамилии, имени, отчества (при его наличии) и по другим техническим причинам;

      4) ухода на пенсию по состоянию здоровья или смерти (по предоставлению данных с места работы);

      5) перерыва в работе более 5-ти лет;

      6) по решению суда.

      41. В случае решения Уполномоченного органа об отзыве свидетельства авиационного персонала в Реестре в графе "Примечание" делается запись об отзыве свидетельства с указанием даты.

      42. Организация гражданской авиации направляет заявление о восстановлении свидетельства Уполномоченным органом.

      43. Восстановление свидетельства производится в случаях утери, хищения, порчи.

      44. В случае утери или хищения действие свидетельства прекращается до получения нового свидетельства.

      45. Для замены утраченного (испорченного) свидетельства, организации гражданской авиации направляют в Уполномоченный орган заявление с документами согласно пункта 16 настоящих Правил, а также документы, подтверждающие утерю, хищение, порчу свидетельств.

      46. Уполномоченный орган рассматривает документы в течение 30 календарных дней с момента поступления и принимает по ним соответствующее решение.

      47. Персонал, осуществляющий сертификационные полномочия, также как и поддерживающий персонал предъявляют свидетельство с целью подтверждения своей квалификации в течение 24 часов при получении запроса от представителя, уполномоченного к таким проверкам Уполномоченным органом.

  Приложение 1
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

Таблица
Серийных буквенных кодов и цветов свидетельств
авиационных специалистов

Код (Серия)

Специальность

Цвет

ПИЛОТЫ

РРL(А)

Частный пилот (самолет)

зеленый

LAPL (A)

Пилот легкого воздушного судна (самолет)

Темно-синий

СРL(А)

Пилот коммерческой авиации (самолет)

темно-зеленый

АТРL (А)

Линейный пилот (самолет)

голубой

РРL (Н)

Частный пилот (вертолет)

зеленый две полоски темно-серого на белом фоне

LAPL (A)

Пилот легкого воздушного судна (вертолет)

Темно-синий две полоски темно-серого на белом фоне

СРL(Н)

Пилот коммерческой авиации (вертолет)

темно-зеленый две полоски темно-серого на белом фоне

АТРL(Н)

Линейный пилот (вертолет)

голубой две или несколько полос темно-серого цвета на белом фоне

LAPL (В)

Пилот легкого воздушного судна (тепловой воздушный шар)

Темно-синий

LAPL (As)

Пилот легкого воздушного судна (дирижабль)

Темно-синий

LAPL (S)

Пилот легкого воздушного судна (планерист)

Темно-синий

Члены летного экипажа

FN

Штурман

Красный

FE (FE(А)

Бортинженер (бортмеханик)

Коричневый

FR

Бортрадист

Оранжевый

FE(Н)

бортмеханик

Коричневый две полоски темно-серого на белом фоне

Другой персонал, кроме членов летного экипажа

FO

Бортоператор

Белый мрамор

FA

Бортпроводник

Белый мрамор

AML

Специалист по техническому обслуживанию воздушных судов

Каштановый

ТС

Диспетчер

ОВД

Желтый

ASO

Оператор авиационной станции

(расположенной на морской установке)

Синий

Сверхлегкая авиация (СЛА)

ULP

Пилот СЛА

Бежевый

  Приложение 2
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Заявление
для свидетельства на техническое обслуживание ВС

Заявление для свидетельства технического обслуживание ВС и действий в

отношении свидетельства (впервые/ внесения изменений или дополнений /

возобновление или продление)

Данные заявителя

Имя ……………………

Адрес …………………

Гражданство ……………… дата и место рождения …………………………

Детали свидетельства AML (если применимо)

Лицензия № …… Дата выдачи ……

№ приложения к свидетельству……

Детали о месте работы:

Название организации ………………

Адрес …………………

Номер одобрительного сертификата организации по ТО ВС ………………

Тел ………………… Факс ……………

Заявление с целью (отметьте соответствующий бокс):

первоначальная выдача

внесение изменений/дополнений Возобновление

(продление)свидетельства

Рейтинг

А

В1

В2

В3


С




Самолет с реактивными двигателями










Самолет с поршневыми двигателями











Вертолет с реактивными двигателями











Авиационное и радиоэлектронное оборудование











Негерметичный самолет с поршневым двигателем с максимальной взлетной массой 2 тонны и ниже










Тяжелые самолеты










Самолеты иные, чем тяжелые










Запись типа ВС/ Запись рейтинга/ Снятие ограничений (если применимо):

















……………………………………………………………………………………………………………………

Я желаю применить эту форму для выдачи свидетельства впервые /внесения

изменений или дополнений/ возобновления, как отмечено выше и подтверждаю,

что информация, внесенная в эту форму на момент подачи заявления

корректна.

Настоящим я подтверждаю, что:

Я никогда не имел свидетельство, выпущено в других странах, которое было

отозвано или приостановлено в любой из них.

Я также понимаю, что любая некорректная информация может лишить меня права

обладания свидетельством AML.

Подпись ……………………… Имя …………………………

Дата ………………………………………

Я желаю затребовать следующие кредиты (если применимо): ……………………………

Кредитный опыт для обучения в обучающей организации, одобренной

Уполномоченным органом ……………………………

Экзаменационные кредиты для сертификатов эквивалентных экзамену.

……………………………

Пожалуйста, приложите соответствующие сертификаты

Рекомендации (если применимо): настоящим подтверждается, что заявитель

соответствует соответствующим требованиям РК по знаниям и опыту

технического обслуживания и рекомендуется, чтобы уполномоченный орган

выдал свидетельство или сделал в нем записи.

Подписано …………………… Имя ………………………………

Должность…………………………… Дата ……………………………

  Приложение 3
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Индивидуальный журнал специалиста по техническому
обслуживанию воздушных судов

Тип ВС ……………. Организация по ТО ВС ……………………

дата

Регистрационный номер ВС

Номер работы

Детали выполняемой задачи

Данные исполнителя

Данные лица, осуществляющего надзор за выполнением задач (если применимо)

Подпись, ФИО, должность, организация, номер индивидуального штампа или сертификата (если имеется)

Подпись, ФИО, должность, организация, номер индивидуального штампа или сертификата (если имеется)

  Приложение 4
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ


      (организация гражданской авиации)

      на выдачу свидетельства

      _____________________________________________________________________

      (наименование свидетельства)

      _____________________________________________________________________

      (фамилия, имя, отчество)

      занимаемая должность:

      _____________________________________________________________________

      Подразделение: _____________________________________________________

      Тип (ы) воздушного судна: ___________________________________________

      Дата рождения: _____________________________________________________

      Общее образование: __________________________________________________

      Специальное образование и последняя переподготовка:__________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      (наименование учебного заведения, курсов, месяц, год окончания)

      признан ВЛЭК годным к летной работе до: _____________________________

      Общий налет: __________ часов, из них ночью: __________ часов

      Самостоятельный налет: _______ часов, из них ночью: _______

      часов: _____

      Самостоятельный налет по типам ВС: __________________________________

      _____________________________________________________________________

      Присвоенный минимум погоды: _________________________________________

      Наличие авиационных происшествий: ___________________________________

      (характер, тип ВС, дата)

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

      ВЫВОД: по своим морально-деловым качествам достоин переучивание

      на

      Руководитель _______________ ______________ __________________

      (фамилия) (подпись) (дата)

  Приложение 5
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Представление

      Объективные данные

      1. Фамилия, имя, отчество

      2. Дата рождения

      3. Номер свидетельства/срок действия свидетельства

      4. Номер приложения к свидетельству по ТО ВС

      5. Категория свидетельства на основании приложения к

      свидетельству

      6. Базовое образование (учебное заведение/специальность/год

      окончания)

      7. Опыт работы в техническом обслуживании ВС (период /

      должность)

      8. Обучение на тип ВС (тип ВС/двигатель/рейтинг/ дата)

      9. Место работы на момент подачи заявления

      10. Ограничения на основании приложения к свидетельству (есть

      или нет)

      11. Возможности человека применительно к техническому

      обслуживанию воздушных судов – курс в программе базового образования

      / отдельный курс по модулю 9 (нужное подчеркнуть) / дата прохождения

      курса

      Примечание 1 – курсы "Возможности человека применительно к

      техническому обслуживанию воздушных судов" должен быть подтвержден

      дипломом /сертификатом.

      Примечание 2 – минимальный опыт, необходимый для получения

      свидетельства и/или внесения в него рейтинга подтверждается

      заявителем документально.

      Дата / Подпись заявителя

  Приложение 6
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Реестр выдачи свидетельств авиационного персонала

Тип

свидетельства

№ свидетельства

Назначение

дата выдачи

Эксплуатант

Срок

год.

Licence

Собственник (Владелец)

срок

мед.

Свид.

Курсы повышения квалификации (КПК)

Примечание

1

CPL

В № 0000

Авиационные работы








2

ATPL

Р№ 0000

Пассажирское








3

AML

№ 0000

ТО ВС





Не применимо



4

FAL-Attendant

СА № 000

обслуживание








  Приложение 7
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Вкладыш в свидетельство авиационного персонала

XII. Ratings
















P №0001

XIII Special remarks


XIII Особые отметки

Special remarks
















P №0000

XIV

Other details

Place of works















P №0000

I.



Republic of Kazakhstan


II. ATTACHMENT

to the airline transport pilot

licence

III. P №0000

IV. Name of holder in full

____________________

IX. The licence holder is granted to exercise the duties and act as prescribed under the item II and

XII.

LICENCE VALIDITY………

X. Licensed Officer

XI. Stamp

Signature

  Приложение 8
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

Документы для свидетельства специалиста ТО ВС

№ п/п

Название

Толкование названия

Примечание 1

Примечание 2

1

Свидетельство ТО ВС

Свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов – документ установленного образца, в котором исключительное право на его выдачу, внесение в него записей, их аннулирование, приостановление принадлежит Уполномоченному органу.

Свидетельство по ТО ВС является обязательным, но не достаточным документом для технического обслуживания воздушных судов, двигателей и их компонентов специалистом, включая выдачу сертификата допуска к дальнейшей эксплуатации его обладателем после выполнения работ.


2

Обучение

Процесс организации, передачи и получения знаний по установленным программам, включающий в себя теоретическую и практическую части.



3

Теоретическое обучение (теоретический элемент или теоретическая часть) / Theory

Различают два вида теоретического обучения:



1

Обучение кандидатов на получение свидетельства ТО ВС

Кем проводится:

1. обучающей организацией

2. самостоятельно

Цель:

первоначальная выдача свидетельства

В обоих случаях обучение проводится по одобренным Уполномоченным органом:

1. Программе (программам) обучения

2. Обучающим центрам (пункт не применим при самостоятельном изучении программы обучениям)

2

Обучение на тип ВС для обладателя свидетельства ТО ВС

Кем проводится:

обучающей организацией

Цель:

внесения квалификационной отметки в графу "Rating" свидетельства

4

Теоретический курс

Составляющая теоретического обучения.



5

Экзамен / Examination

Экзамен – проверка знаний теоретического курса, проводимая по завершению его прохождения слушателем. Экзамен проводится по утвержденному Уполномоченным органом порядку проведения экзамена, методикам и одобренным программам.

Кем проводится:

1. обучающей организацией, которой дано такое право Уполномоченным органом, или

2. Уполномоченным органом


6

Практическое обучение (практический элемент или практическая часть) / Practical

Практическое обучение - дополнительная часть теоретического обучения, проводимая на авиационной технике с целью закрепления знаний у слушателя по результатам теоретического обучения и, дополнительно, при проведении практического обучения типа "В" – получение навыков в ТО ВС.

Различают два вида практического обучения:

А. Практическое обучение с целью первоначальной выдачи свидетельства по ТО ВС, проводимое обучающей организацией в соответствии с "Руководством по деятельности обучающей организации" (МТОЕ) в ее собственных условиях (при их наличии) или в условиях организации по ТО ВС (ВС, площади, помещения или цеха) и на договорной основе с такой организацией.

В. Практическое обучение при обучении на тип ВС, проводимое обучающей организацией в своих собственных условиях или в условиях организации по ТО ВС, с которой обучающая организация имеет договор.

При отсутствии условий в обучающей организации или права на проведение такого обучения, обучающая организация выдает сертификат только о прохождении теоретической части слушателем, а практическое обучение типа "В" может проводиться в любой другой организации ТО ВС, при этом право выбора такой организации будет оставаться за организацией по ТО ВС, где работает специалист, или самим специалистом.

При практическом обучении типа "А" и "В" одобрению Уполномоченным органом подлежит сама обучающая организация, при этом будут считаться одобренными:

1. программа (программы) практического обучения

2. оценщики практического обучения

Примечание: отдельного одобрения программы и оценщика в этом случае не требуется.

При проведении практического обучения типа "В" в других организациях, выбранных организацией по ТО ВС или самим специалистом, одобрению Уполномоченным органом полежат:

1. Программа практического обучения

2. Оценщик (оценщики) практического обучения

Примечание:

Организация по ТО ВС должна иметь затребованные к обучению типы ВС и объемы разрешенных работ на них, не менее тех, которые необходимы к практическому обучению специалиста.

7

Оценка навыков практического обучения / PRACTICAL Assessment

Оценка навыков практического обучения, проводимая для:



1. кандидата на получение свидетельства ТО ВС

Кем проводится: оценщиком практического обучения (PRACTICAL Assessor I)

Что оценивается:

Практическое обучение типа "А"

Как и кем одобряется оценщик - См. графу "Замечание 1" п.6 настоящей таблицы.

2. обладателя свидетельства ТО ВС при обучении на тип ВС

Данная оценка применима как для легких, таких и тяжелых типов ВС

Кем проводится: Оценщиком практического обучения при обучении на тип ВС (PRACTICAL Assessor II)

Что оценивается:

Практическое обучение типа "В"

Как и кем одобряется оценщик - См. графы "Замечание 1" и "Замечание 2" п.6 настоящей таблицы.

8

Оценка навыков практической стажировки / OJT Assessment

OJT Assessment - оценка навыков практической стажировки, проводится с целью внесения:

Данная оценка применима только для тяжелых типов ВС

1. 1-го рейтинга тяжелого типа ВС в свидетельство ТО ВС

Кем проводится: оценщиком практической стажировки на ВС (OJT Assessor)

При проведении практической стажировки Уполномоченный орган одобряет:

1. организацию к проведению данной практической стажировки

2. программу практической стажировки специалиста

3. оценщика практической стажировки данной организации

Примечание 1. Программа (программы) практической стажировки, а также ее оценщики будут считаться одобренными, если Уполномоченным органом одобрена сама организация по ТО ВС.

Примечание 2.

Оценщики должны быть предусмотрены организацией по ТО ВС, в которой производится стажировка и одобрены приемлемым для нее способом.

2. последующего за 1-м рейтингом тяжелого типа ВС в свидетельство ТО ВС

Кем проводится: оценщиком практической стажировки на ВС (OJT Assessor)

Данная оценка, как и данная практическая стажировка не является обязательной и проводится на усмотрение организации по ТО ВС.

9

Оценщик практического обучения кандидата на получение свидетельства / PRACTICAL Assessor I

Лицо, одобренное Уполномоченным органом через Руководство по деятельности обучающей организации (МТОЕ) к оценке персонала при проведении практического обучения типа "А".

Особенности одобрения оценщика - См. графу "Замечание 1" п.6 настоящей таблицы.

10

Оценщик практического обучения при обучении на тип ВС / PRACTICAL Assessor II

Лицо, одобренное Уполномоченным органом через Руководство по деятельности обучающей организации (МТОЕ) к оценке персонала при проведении практического обучения типа "В".

Особенности одобрения оценщика - См. графу "Замечание 1" п.6 настоящей таблицы.

11

Оценщик практической стажировки OJT / Assessor

Наиболее опытный специалист в ТО того ВС, на который производится стажировка, одобренный Уполномоченным органом через "Руководство по деятельности организации по ТО и РАТ" (МОЕ) к оценке.

Особенности одобрения оценщика - См. графу "Замечание 2" п.8 настоящей таблицы.

12

Тяжелые ВС

ВС с максимальной взлетной массой равной и более 5700 кг



13

Легкие ВС

ВС, не входящие в категорию "Тяжелых ВС" с максимальной взлетной массой ниже 5700 кг.



14

Практическая стажировка на тяжелых ВС / OJT

OJT - практическая стажировка на ВС, проводимая в условиях организации по ТО ВС и только ее специалистами (оценщиками практической стажировки на ВС) с целью получения кандидатом 1-ой отметки тяжелого типа ВС в графу "Rating" свидетельства специалиста ТО ВС.

Принципы проведения OJT

1. Тренажеры при практической стажировке не разрешаются.

2. Программа стажировки одобряется Уполномоченным органом.

3. Программа стажировки включает исполнение реальных задач на ВС или его компонентах.

4. Программа должна покрывать 50% задач стандарта базовых экзаменов применительно к типу ВС и категории свидетельства стажировщика.

Для расширения опыта стажировщика, по-возможности, отбираются другие задачи, иные, чем в рамках прохождениия практического обучения.

5. До 50% стажировки может быть исполнено до сдачи экзаменов.

6. Процедуры стажировки должны быть включены в "Руководство по деятельности организации по ТО и ремонту АТ" (МОЕ).

7. Организация по ТО ВС может проводить стажировку на те типы ВС, которые внесены в разрешительный сертификат организации по ТО ВС.

15

Минимальные требования к получению свидетельства ТО ВС для кандидата, который проходит обучение в обучающей организации

1. Прохождение кандидатом теоретического обучения с целью первоначальной выдачи свидетельства

2. Успешная сдача экзаменов кандидата по завершению теоретических курсов и теоретического обучения с уровнем не ниже установленного (проходного).

В Уполномоченный орган предоставляются:

Копии диплома или сертификата, признанного Уполномоченным органом

3. Прохождение кандидатом практического обучения типа "А"

В Уполномоченный орган предоставляется:

Копии сертификата, признанного Уполномоченным органом

4. Соответствие критериям опыта работы в технической эксплуатации ВС для заявленной категории/подкатегории свидетельства ТО ВС

В Уполномоченный орган предоставляется:

Копии доказательной документации, подтверждающей опыт работы

5. Соответствие критериям и требованиям по выдаче свидетельств настоящих Правил

В Уполномоченный орган предоставляется:

Пакет необходимой документации в соответствие с требованиями п. 16 настоящих Правил

16

Минимальные требования к получению свидетельства ТО ВС для кандидата, который проходит обучение самостоятельно

1. Самостоятельное освоение программы образования на заявленную кандидатом категорию свидетельства ТО ВС

2. Успешная сдача экзаменов кандидата с уровнем не ниже установленного (проходного)

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии документа о сдаче экзаменов, признанных Уполномоченным органом

3. Соответствие критериям опыта работы в технической эксплуатации ВС для заявленной категории/подкатегории свидетельства ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии доказательной документации, подтверждающей опыт работы

4. Соответствие критериям и требованиям по выдаче свидетельств настоящих Правил

В уполномоченный орган предоставляется:

Пакет необходимой документации в соответствие с требованиями п. 16 настоящих Правил

17

Минимальные требования к продлению свидетельства ТО ВС

1. Соответствие критериям и требованиям по обладанию свидетельства настоящих Правил

В уполномоченный орган предоставляется:

Пакет необходимой документации в соответствие с требованиями п. 16-4 настоящих Правил

18

Минимальные требования для внесения 1-й записи тяжелого типа ВС в графу "рейтинг" свидетельства ТО ВС

1. Прохождение кандидатом теоретического обучения с целью обучения на тип ВС

2. Успешная сдача экзаменов кандидата по завершению теоретических курсов и теоретического обучения с уровнем не ниже установленного (проходного).

В уполномоченный орган предоставляется:

Диплом или сертификат, признанный Уполномоченным органом

Теоретическая и практическая части могут быть представлены в одном сертификате.

3. Прохождение кандидатом практического обучения типа "В"

В уполномоченный орган предоставляется:

Сертификат, признанный Уполномоченным органом.

4. Прохождение кандидатом практической стажировки на ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии листов практической стажировки

5. Соответствие критериям опыта работы в технической эксплуатации ВС для заявленной категории/подкатегории свидетельства ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии доказательной документации, подтверждающей опыт работы

6. Обладание свидетельством специалиста ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Оригинал свидетельства и приложения к нему

19

Минимальные требования для внесения каждой последующей записи после первой тяжелого типа ВС в графу "Rating" специалиста по ТО ВС

1. Прохождение кандидатом теоретического обучения с целью обучения на тип ВС

2. Успешная сдача экзаменов кандидата по завершению теоретических курсов и теоретического обучения с уровнем не ниже установленного (проходного).

В уполномоченный орган предоставляется:

Диплом или сертификат, признанный Уполномоченным органом

Теоретическая и практическая части могут быть представлены в одном сертификате.

3. Прохождение кандидатом практического обучения типа "В"

В уполномоченный орган предоставляется:

Сертификат, признанный Уполномоченным органом


4. Соответствие критериям опыта работы в технической эксплуатации ВС для заявленной категории/подкатегории свидетельства ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии доказательной документации, подтверждающей опыт работы


5. Обладание свидетельством специалиста ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Оригинал свидетельства и приложения к нему


20

Минимальные требования для внесения первой и каждой последующей записи после первой легкого типа ВС в графу "рейтинг" специалиста по ТО ВС

1. Прохождение кандидатом теоретического обучения с целью обучение на тип ВС

2. Успешная сдача экзаменов кандидата по завершению теоретических курсов и теоретического обучения с уровнем не ниже установленного (проходного).

В уполномоченный орган предоставляется:

Диплом или сертификат, признанный Уполномоченным органом

Теоретическая и практическая части могут быть представлены в одном сертификате.

3. Прохождение кандидатом практического обучения типа "В"

В уполномоченный орган предоставляется:

Сертификат, признанный Уполномоченным органом




4. Соответствие критериям опыта работы в технической эксплуатации ВС для заявленной категории/подкатегории свидетельства ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Копии доказательной документации, подтверждающей опыт работы



5. Обладание свидетельством специалиста ТО ВС

В уполномоченный орган предоставляется:

Оригинал свидетельства и приложения к нему

21

Сертифицирующий персонал

Персонал, допускающий ВС к дальнейшей эксплуатации после выполнения работ на ВС на основании действующих свидетельств категории А, В1, В2, В3 или С и индивидуальных сертификационных разрешений


22

Поддерживающий персонал

Персонал, обладающий свидетельством категории В1, В2 и/или В3 с соответствующим рейтингом ВС, работающий в базовом ТО ВС, не обязательно владеющий сертификационными правами (привилегиями).


23

Права (привилегии) специалиста по ТО ВС

Ограниченные права и обязанности, официально предоставленные организацией гражданской авиации держателю действующих лицензии и сертификационного разрешения на выполнение ТО ВС.


24

Сертификат допуска к эксплуатации

Разрешение к эксплуатации ВС, выданное специалистом после выполнения работ по ТО ВС или его компонентов с целью подтверждения их летной годности. Сертификат допуска к эксплуатации реализуется через личную подпись специалиста или постановку индивидуального штампа, выданного организацией по ТО ВС специалисту.


25

Кредит

Зачет и признание какого-либо модуля "Программы базового образования" без проведения экзамена и на основании составленного Уполномоченным органом "Отчета о кредите" путем сравнения программы базового образования, освоенной специалистом с требованиями "Программы базового образования", утвержденной в РК.


26

Оперативное ТО ВС

Совокупность работ по техническому обслуживанию ВС, определенных Регламентом ТО (Программой ТО ВС) производителя ВС как "Оперативное ТО ВС" (Линейное ТО ВС).


27

Базовое ТО ВС

Совокупность работ по техническому обслуживанию ВС, определенных Регламентом ТО (Программой ТО ВС) производителя ВС как "Базовое ТО ВС" (Периодическое ТО ВС).


28

Сертификационное разрешение

Разрешение, выданное организацией гражданской авиации обладателю свидетельства ТО ВС с правом выдачи им сертификата допуска к эксплуатации после выполнения работ по техническому обслуживанию ВС или его компонентов в пределах полномочий (привилегий), определенных данным сертификационным разрешением. Сертификационное разрешение выдается индивидуально и распечатывается на отдельном бланке.


29

Техническое обслуживание (ТО)

Означает любое из перечисленных действий или комбинацию этих действий на ВС или его компонентах – капитальный ремонт, простой ремонт, проверку, замену, модификацию или устранение неисправности на ВС или их компонентах, за исключением предполетной инспекции.


30

Простые дефекты ВС

Перечень, установленный Уполномоченным органом.


31

Соответствующее ВС и/или компоненты

Означает, что ВС или компоненты определены в индивидуальном сертификационном разрешении специалиста.


32

ВС

Воздушное судно, двигатель и их компоненты.


33

Рейтинг

Квалификационная отметка в графе "Rating" свидетельства специалиста по ТО ВС одной из категорий В1, В2, В3 или С, а также типа ВС (подгруппы производителя) и его двигателя.

Различают:

1. рейтинг индивидуального типа ВС

Применяют для:

тяжелых ВС

2. рейтинг подгруппы производителя ВС

легких ВС

34

Реальное ТО ВС / Вовлечение в реальное ТО ВС

Означает работу специалиста на ВС, обладающего действующим свидетельством ТО ВС и использование полномочий сертификационного разрешения и/или реальное выполнение ТО по крайней мере на таком же типе ВС или группах систем ВС, определенных в индивидуальном сертификационным разрешением.


35

Модуль

Отдельно взятый раздел "Программы базового образования" кандидата на получение свидетельства по техническому обслуживанию ВС.


36

Документы, дающие право сертификации выполненных работ после выполнения ТО ВС специалистом

1. Действующее свидетельство ТО ВС

2. Действующее сертификационное разрешение

3. Приложение к свидетельству специалиста по ТО ВС с присвоенными ему категориями

Сертификационное разрешение должно включать рейтинги тех категорий свидетельства, которые указаны в приложении к свидетельству и, следовательно, могут быть разрешены специалисту по ТО ВС к осуществлению своих прав (привилегий).

37

Поддержание профессионального уровня специалистов

Процесс изучения тем и предметов, связанных с технической эксплуатацией ВС, правил и процедур ТО ВС, передового опыта в области ТО ВС, анализа отказов и неисправностей авиационной техники, инцидентов с ВС, влияние человека на результаты ТО ВС с целью накопления знаний у специалистов, вовлеченных в реальное ТО ВС. Принципы и минимальная программа тем и предметов соответствуют приведенному ниже перечню.

Принципы.

1. Ответственность за поддержание профессионального уровня специалистов лежит на организации по ТО ВС.

2. Метод изучения тем и предметов может быть интерактивным, посредством непосредственного общения преподавателя и слушателей и комбинированным.

3. Продолжительность курса завершается к концу 2-х летнего календарного цикла.

4. Курс разбиваются равномерно на весь период изучения, исключая чрезмерную загрузку персонала и влияние занятости персонала в обучении на текущую эксплуатацию ВС.

4. Преподавание ведется преподавателями по программам, при этом преподаватели и программы одобряются Уполномоченным органом через Руководство по деятельности организации по ТО ВС (МОЕ)к проведению такого обучения.








Программа.

1. Вопросы возможностей человека применительно к ТО ВС.

Курс, затребованный п.п.10 пункта 16 настоящих Правил не заменяет и не подменяет данный пункт Программы, является самостоятельным и проводится вне Программы поддержания профессионального уровня специалистов.

Запись по темам 1-8 в сертификате специалиста может быть единой и обозначена как:

"Поддержание профессионального уровня специалистов по ТО ВС"

(Maintenance staff - Continuation training program)

2. Вопросы авиационного законодательства


3. Политика в области ТО ВС, структура организации ТО ВС, процедуры организации по ТО ВС и изменения в них.


4. Правила поддержания летной годности ВС.



5.Содержание директив летной годности, сервисных бюллетеней и сервисных писем

Пункт действует в отношении тех ВС, двигателей и компонентов, которые обслуживает организация по ТО ВС




6. Полномочия сертифицирующего и поддерживающего персонала



7. Анализ отказов и неисправностей на ВС и инцидентов с ВС.



8. Отчеты по оценке безопасности иностранных ВС (SAFA reports)

Если имеются


9. Документы, изданные организацией по ТО ВС, отделом гарантии качества и отделом по безопасности полетов, подлежащие изучению персоналом, в том числе документы, подлежащие изучению "под роспись"



10. Другие темы и предметы

На усмотрение организации по ТО ВС

Запись по дополнительным пунктам Программы в сертификате специалиста может быть сделана на усмотрение организации по ТО

38

Права, обязанности, полномочия и объемы разрешенных работ не сертифицирующего персонала.

Права, обязанности, объемы разрешенных работ такого персонала к выполнению работ на ВС определяются процедурой организации по ТО ВС.

Допускается выполнение работ под надзором сертифицирующего персонала с правом подписи в графе исполнителя без права подписи в графе сертификации работ.


39

Права, обязанности и полномочия персонала, не обладающего свидетельством и сертификационным разрешением

Права, обязанности, объемы разрешенных работ такого персонала к выполнению работ на ВС, определяются процедурой организации по ТО ВС.

Допускается выполнение работ под надзором сертифицирующего персонала без права подписи какой-либо документации.


41

Супервайзер практической стажировки

Специалист, назначенный организацией по ТО ВС к осуществлению надзора за исполнением отдельных задач при проведении практической стажировки стажировщиком и передачи ему необходимых навыков

Специального одобрения супервайзера практической стажировки не требуется. Критерием для отбора специалистов к выполнению функций супервайзера являются обладание рейтингом требуемого типа ВС, требуемая категория свидетельства, а так же достаточный опыт в проведении работ, по которым производится стажировка.


  Приложение 9
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

      Форма

Вкладыш в свидетельство специалиста ТО ВС

      Номер приложения ХХ ХХ ХХ (рекомендуется нумерация - год и номер по

      порядку, например, 13 00 01, 13 00 02 и т.д., нумерация с начала года

      начинается заново)

      XV. Приложение к свидетельству специалиста по техническому

      обслуживанию воздушных судов.

      1. Полное имя обладателя свидетельства по ТО ВС

      2. Номер свидетельства, к которому выдано данное приложение

      3. Условия.

      3.1 Свидетельство подписывается ее обладателем и сопровождается его

      фотографией.

      3.2 Отметки о категориях, внесенные в раздел "Категории" настоящего

      Приложения не разрешают ее обладателю выпускать сертификат допуска к

      эксплуатации воздушного судна.

      3.3 Свидетельство с внесенными записями в раздел "Рейтинг"

      соответствуют требованиям ИКАО Annex 1.

      3.4 Права обладателя этого свидетельства описаны в национальных

      правилах Республики Казахстан.

      3.5 Свидетельство остается действительным до даты, определенной в

      графе "Ограничения" настоящего Приложения, если до этого

      свидетельство не будет приостановлено или отменено. Если ограничений

      нет, срок действия свидетельства определяется в общем порядке.

      3.6 Права этого свидетельства не могут быть реализованы, если в

      предшествующий 2-х летний период обладатель свидетельства не имел

      либо 6 месяцев опыта в техническом обслуживании ВС в соответствии с

      правами, обеспеченными свидетельством, либо не выполнил условия при

      первоначальной выдаче соответствующих прав.

      3.7 Свидетельство является не действительным без данного приложения.

      3.8 Индивидуальный номер приложения указывается в разделе

      "Специальные отметки" свидетельства.

      4. Категории свидетельства

Категории

А

В1

В2

В3

С

Самолеты с реактивными двигателями



Не применимо

Не применимо

Не применимо

Самолеты с поршневыми двигателями



Не применимо

Не применимо

Не применимо

Вертолеты с реактивными двигателями



Не применимо

Не применимо

Не применимо

Вертолеты с поршневыми двигателями



Не применимо

Не применимо

Не применимо

Авиационное и радиоэлектронное оборудование ВС

Не применимо

Не применимо


Не применимо

Не применимо

Тяжелые ВС

Не применимо

Не применимо

Не применимо

Не применимо


ВС иные, чем тяжелые ВС

Не применимо

Не применимо

Не применимо

Не применимо


Негерметичные самолеты с максимальной взлетной массой 2250 кг и ниже

Не применимо

Не применимо

Не применимо


Не применимо


      5. Ограничения: (если ограничения есть, они указываются / если

      ограничений нет, то пишется "нет")

      Дата выдачи приложения.

      Подпись ответственного лица Уполномоченного органа

      Печать Уполномоченного органа

  Приложение 10
к Правилам выдачи и
продления срока
действия свидетельств
авиационного персонала

Заполнение пунктов XII и XIII свидетельств
авиационного персонала
1. FLIGHT CREW MEMBERS
(ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА):

      XII. Ratings (Квалификационные отметки):

      А. Category (Категория):

      1) Multi-engine (Многодвигательный);

      2) Single-engine (Однодвигательный);

      3) Single main rotor, land helicopter MI-8 (MI-2);

      4) (вертолет одновинтовой, сухопутный МИ-8 (МИ-2);

      5) Аutogiro (Роторного типа (автожир);

      6) With balance control - мotor deltaplane (С балансирным управлением - дельталет);

      7) airship (дирижабль);

      8) heat air ball (тепловой воздушный шар).

      В. Class (Класс):

      1) Land aircraft (Сухопутный);

      2) Hydroplane (Гидроплан);

      3) Amphibian (Амфибия);

      4) with tail rack carriage (С хвостовой стойкой шасси).

      С. Type of aircraft (Тип ВС):

      Il-96, Tu-154, Yak-42, А-320, В-737, 757.

      D. Duties exercised (Обязанности):

      1) pilot-instructor (пилот-инструктор);

      2) Pilot-in-command (Командир ВС);

      3) Co-pilot (Второй пилот);

      4) Flight navigator (Штурман);

      5) Flight engineer (Бортинженер);

      6) Radio operator (Бортрадист);

      7) Аircraft on-board operator (бортоператор);

      8) Flight attendant (Бортпроводник);

      9) Chief- cabin, Flight attendants - Instructor (Бортпроводник-инструктор);

      10) Pilot in command ULР (командир воздушного судна СЛА);

      11) Pilot-instructor ULР (пилот-инструктор СЛА);

      Example:

      1) multi-engine, land aircraft А-320, pilot-in-command, (самолет многодвигательный, сухопутный, А-320, Командир ВС);

      2) Flight Department - (Летный отряд);

      3) multi-engine, land aircraft А-320, co-pilot, (самолет многодвигательный, сухопутный, А-320, второй пилот);

      4) Flight attendant, A/C Tu-154M);

      5) single-engine, land aircraft, An-2, co-pilot, (самолет однодвигательный, сухопутный, Ан-2, второй пилот);

      6) Civil Aviation Committee - Комитет Гражданской Авиации.

      XIII. Special Remarks (Особые отметки):

      1) Approved for VFR flights, ACFT An-2 by weather minimum: base - 100m, visibility - 1000m, wind - 18mps. Order № (Допущен к полетам по ПВП, ВС Ан-2 по метеоминимуму Нобл - 100м, Вид. - 1000м, U - 18м/с);

      2) Approved operation on ACFT Yak-42D by weather minimum: base - 60m, visibility (RVR) - 800(550)m, take-off - 200m.Order № (Допущен к выполнению полетов на ВС Як-42Д по метеоминимуму: Нобл - 60м, Вид.(RVR) - 800(550)м, Взлет - 200м.);

      3) Approved to conduct radiotelephony in English. Certificate № (Допущен к ведению радиотелефонной связи на английском языке. Сертификат №);

2. MAINTENANCE STAFF
(ПЕРСОНАЛ, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ):

      XII. Ratings (Квалификационные отметки):

      A. Category (Категория):

      1) Certifying Staff Category B1 (сертифицирующий / поддерживающий персонал категории В1);

      2) Certifying Staff Category B2 (сертифицирующий / поддерживающий персонал категории В2);

      3) Certifying Staff Category С (сертифицирующий персонал категории С);

      4) Certifying Staff Category B3 (сертифицирующий / поддерживающий персонал персонал категории В3).

      B. Type of aircraft (Тип ВС):

      1) Boeing B737-700/800/900 with CFM56

      2) Boeing B747-400/400ERF with GE CF6, RR RB211 and PW4000

      3) Boeing B757-200/300 with RR RB211

      4) Boeing B767-200/300/400 with GECF6

      5) Fokker F50 with PW125B

      6) Airbus A319/A320/A321 with IAE V2500/CFM56

      7) Airbus A330 with GE CF6/RR RB211 Trent 700

      8) Airbus A330-300 with GE CF6

      9) Embraer ERJ 170/190 with GE CF34

      Примечание 1. Типы других ВС и двигателей вносятся в свидетельство на основании данных из сертификата типа ВС / двигателя и принятых международных сокращений.

      C. Privileges (права):

      1. Airframe and power plant certifying/support maintenance staff Category B1 (Сертифицирующий / поддерживающий персонал по техническому обслуживанию летательных аппаратов, двигателей и их электрооборудования ВС) - категория В1)

      Пример 4.1 "Embraer ERJ 190 with GE CF34. Certifying staff Cat B1" или "ВС Embraer ERJ 190 с двигателями GE CF34. Сертифицирующий персонал категории В1".

      2. Aircraft /Helicopter avionic certifying/support maintenance staff (Сертифицирующий / поддерживающий персонал по техническому обслуживанию авиационного и радиоэлектронного и электрооборудования самолета/вертолета) - категория В2;

      Пример 5.1

      "Embraer ERJ 190 with GE CF34. Certifying staff Cat B2".

      "Embraer ERJ 190 с двигателями GE CF34. Сертифицирующий персонал категории В2".

      3. Certifying staff category C (Сертифицирующий персонал по периодическому (базовому) техническому обслуживанию ВС) - категория C;

      Пример 8.

      "Embraer 190 with GE CF34. Certifying Staff Cat С" или "Embraer ERJ 190 с двигателями GE CF4. Сертифицирующий персонал категории С.

      4. Certifying Staff category B3 (Сертифицирующий/ поддерживающий персонал по техническому обслуживанию ВС с максимальной взлетной массой (MTOM) равной и менее 2000 кг) – категория В3

      Пример 13.1

      "Сessna-337 with engines JJ1400 Certifying staff Cat B3" или "Сessna-337 с двигателями JJ1400. Сертифицирующий персонал категории В3.

      XIII. Special Remarks (Особые отметки):

      1. Индивидуальный номер приложения к лицензии, без которого лицензия не является действительной.

      Пример.

      "Licence is valid with attachment # XX XX XX XX"

      "Лицензия действительна с приложением № XXXXXXXXX "

3. AIR TRAFFIC CONTROLLER
(ДИСПЕТЧЕР ОВД):

      XII. Ratings (Квалификационные отметки):

      А) В свидетельстве диспетчера ОВД предусмотрены следующие отметки о квалификации, присвоенной на основании полученного специалистом диплома, свидетельства или сертификата об окончании учебного заведения или курсов первоначальной подготовки и наличия допуска к самостоятельной работе на соответствующем диспетчерском пункте:

      1) Aerodrome control (Диспетчер диспетчерского (-их) пункта (-ов) района аэродрома (аэродромного диспетчерского центра);

      2) Approach control and approach radar control (Диспетчер диспетчерского пункта подхода и диспетчер радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода);

      3) Area control and area radar control (Диспетчер процедурного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) и диспетчер радиолокационного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра));

      4) Dispatcher on planning, control and coordination of air traffic (Диспетчер планирования, контроля и координации воздушного движения).

      Примечания:

      1. Квалификация диспетчера диспетчерского пункта района аэродрома (aerodrome control) заполняется для лиц, имеющих допуск к самостоятельной работе на следующих диспетчерских пунктах брифинг, руление (ДПР), стартового диспетчерского пункта (СДП), диспетчерского пункта круга (ДПК) и диспетчерского пункта вышка (ДПВ).

      2. Квалификация диспетчера процедурного контроля диспетчерского пункта подхода и диспетчера радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода (approach control and approach radar control) заполняется для лиц, имеющих допуск к самостоятельной работе на диспетчерском пункте подхода (ДПП) и для лиц, имеющих допуск к самостоятельной работе на ДПВ (ДПК) исполняющих функции диспетчера ДПП (при совмещении диспетчерских пунктов).

      3. Квалификация диспетчера процедурного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) и диспетчера радиолокационного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) заполняется для лиц, имеющих допуски на рабочих местах районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) и/или местного диспетчерского пункта (МДП).

      4. Квалификация диспетчер планирования, контроля и координации воздушного движения заполняется для лиц, имеющих допуски на рабочих местах диспетчера планирования, диспетчера контроля плана использования воздушного пространства, диспетчера по режиму использования воздушного пространства.

      B) Name of the Aviation Institute, Academy, College or Course (Наименование авиационного института, академии, колледжа или курса).

      При заполнении указывается авиационное учебное заведение, на основании которого получена квалификация специалиста по обслуживанию воздушного движения. В случае окончания нескольких специализированных учебных заведений (курсов), указывается последнее учебное заведение, позволяющее исполнять обязанности, предусмотренные свидетельством диспетчера обслуживания воздушного движения.

      С) PERMIT TO WORK AS CONTROLLER (Допущен к работе диспетчером).

      Name of control sector (название диспетчерского пункта) включает: название города в котором расположен филиал; название диспетчерского пункта; название сектора (при наличии нескольких секторов на данном диспетчерском пункте).

      XIII. SPECIAL REMARKS (ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ):

      Approved radiotelephony communication in English till (дата). Level (номер уровня по шкале) ICAO. Certificate N (номер сертификата) dated (дата выдачи сертификата).

4. AERONAUTICAL STATION OPERATOR
(ОПЕРАТОР АВИАЦИОННОЙ СТАНЦИИ (РАСПОЛОЖЕННОЙ НА МОРСКОЙ
УСТАНОВКЕ):

      XII. PERMIT TO WORK (ДОПУСК К РАБОТЕ):

      В свидетельстве оператора авиационной станции (расположенной на морской установке) предусмотрена отметка о квалификации, присвоенной на основании полученного специалистом диплома, свидетельства или сертификата об окончании учебного заведения или курсов первоначальной подготовки и наличия допуска к самостоятельной работе на соответствующем рабочем пункте:

      - Permited to work as operator (допущен к работе оператором авиационной станции) name of location (наименование вертодрома, расположенного на море).

      XIII. SPECIAL REMARKS (ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ):

      1) Approved to work as operator-instructor (допущен к работе оператором-инструктором авиационной станции (расположенной на морской установке));

      2) Approved radiotelephony communication in English (допущен к радиотелефонной связи на английском языке) till (дата). ICAO Level (уровень по шкале ИКАО). Certificate N (номер сертификата) dated (дата выдачи сертификата).