Об утверждении Инструкции по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию

Приказ Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 164-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 2007 года N 4697

Действующий

      Руководствуясь подпунктом 12) пункта 1  статьи 6 Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности",  ПРИКАЗЫВАЮ :

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию.

      2. Управлению внутреннего администрирования Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:
       обеспечить в установленном законодательством порядке представление настоящего Приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан;
      обеспечить в установленном порядке опубликование настоящего Приказа в официальных средствах массовой информации;
      довести настоящий Приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.

      3. Признать утратившим силу приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 февраля 2003 года  N 34-ОД "Об утверждении Инструкции по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию", (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2228, опубликован в газете "Официальная газета" 2003 г., N 20).

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

       Председатель

Утверждена              
приказом Председателя       
Комитета по защите конкуренции  
Министерства индустрии и торговли
Республики Казахстан       
от 15 мая 2007 года N 164-ОД   

  Инструкция
по выявлению соглашений (согласованных действий)
субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию (далее - Инструкция) разработана в соответствии с законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года " О недобросовестной конкуренции", от 7 июля 2006 года " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон).

      2. В настоящей Инструкции применяются следующие понятия:

      субъекты рынка - физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность;

      соглашения (согласованные действия) (далее - Соглашения) - любые договорные отношения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.

      3. Целью настоящей Инструкции является определение механизма и способов выявления соглашений (согласованных действий) между субъектами рынка и (или) государственными органами.

      4. Настоящая Инструкция не распространяется на Соглашения между субъектами рынка и (или) государственными органами, не предусматривающие цель ограничения или устранения конкуренции, получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.

      5. Запрещаются и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме Соглашения между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе Соглашения, касающиеся:
      1) установления (поддержания) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
      2) искажения итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен либо иных Соглашений между участниками торгов;
      3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам;
      4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование;
      5) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
      6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
      7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами;
      8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других).

      6. Запрещается координация физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности субъектов рынка, которая приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пункте 5 настоящей Инструкции.

      7. Ограничения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящей Инструкции, не применяются к Соглашениям по:
      1) лицензионным договорам;
      2) договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
      3) договорам, связанным с передачей технологий;
      4) договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах;
      5) иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.

      8. Запрещаются и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаются антиконкурентными действиями государственных органов действия, связанные с принятием актов либо решений, письменных либо устных указаний, заключением соглашений и (или) иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции, направленные на:
      1) запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
      2) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;
      3) любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами рынка по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
      4) установление запрета на реализацию (вывоз) определенных товаров из одного региона Республики Казахстан в другой, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
      5) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции;
      6) действие, вследствие которого отдельным субъектам рынка создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
      7) действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Республики Казахстан запреты и ограничение самостоятельности субъектов рынка, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения доходом (выручкой) от реализации товаров.

  2. Виды соглашений

      9. Горизонтальное соглашение - соглашение между субъектами, конкурирующими на одном рынке, направленное на ограничение конкуренции.

      10. Вертикальное соглашение - соглашение между не конкурирующими на соответствующем товарном рынке субъектами, которое имеет либо может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

      11. Конгломератные соглашения характеризуются как смешанные соглашения, где одновременно присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные соглашения.

  3. Проведение анализа по выявлению признаков
антиконкурентных Соглашений

      12. Проведение анализа по выявлению признаков антиконкурентных Соглашений осуществляется поэтапно.

      13. На первом этапе:
      1) определяется соответствующий товарный рынок, устанавливается круг субъектов рынка, участвующих в Соглашении;
      2) проводится сбор информации, определяется вид Соглашения;
      3) определяются географические границы товарного рынка - территория, на которой осуществляют деятельность субъекты рынка, участвующие в Соглашении.

      14. На втором этапе определяется вид регулирования рынка соответствующего товара путем:
      1) установления фиксированных цен (тарифов);
      2) установления обязательных поставок по государственному заказу;
      3) предоставления субъекту рынка дотаций, выделения кредита на льготных условиях.
      Выявляется отсутствие противоречия вышеуказанных видов государственного регулирования антимонопольному законодательству.

      15. На третьем этапе определяется правовое положение субъектов рынка и (или) государственных органов, между которыми заключаются Соглашения.

      16. На четвертом этапе выясняется наличие в действиях (бездействиях) субъектов рынка и (или) государственных органов состава нарушений, установленных законодательством Республики Казахстан.

      17. При рассмотрении конкретного Соглашения определяется наличие элементов антиконкурентного характера.

      18. На пятом этапе выясняется, признаются ли Соглашения ограничивающими конкуренцию, в частности:
      1) ограничивающие независимость принятия экономических решений субъектами рынка, участвующими в Соглашении;
      2) оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения товаров на соответствующем рынке.
      При обнаружении одного из этих случаев, Соглашение рассматривается как ограничивающее конкуренцию.

      19. При установлении указанных нарушений принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.
      Если в процессе проведения анализа выяснится, что участники Соглашения не ограничивают конкуренцию, анализ по выявлению признаков Соглашений прекращается.

  4. Доказательства о наличии Соглашений

      20. При доказательстве выявленных Соглашений необходимо документальное их подтверждение. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных документов, прейскурантов, платежных поручений, документов, принятых на съездах, конгрессах и других собраниях представителей субъектов рынка и (или) государственных органов, в том числе в виде свидетельских показаний, объяснений лиц, участвующих в Соглашении, и иных документов, подтверждающих факт Соглашения.
      Доказательства могут быть в виде документов по обмену информацией между представителями субъектов рынка или государственными органами посредством телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят субъекты рынка. Для выявления и доказывания Соглашений антимонопольный орган, в рамках своих полномочий, осуществляет и иные действия, проводит мероприятия, как самостоятельно, так и совместно с другими государственными и негосударственными структурами.

      21. Доказательства Соглашений можно получить также на основании анализа финансовых документов субъектов рынка.

      22. В случаях заключения и исполнения любых Соглашений между субъектами рынка и (или) государственными органами о ценах, доказательством может являться одно из следующих условий:
      1) одновременное или в течение 10 дней повышение (понижение) цен;
      2) установление одинаковых цен при различных размерах затрат на приобретение и реализацию товара;
      3) дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;
      4) согласование изменения цен и объемов поставки товара;
      5) договоренность об искусственном повышении или понижении цен;
      6) одновременная дифференциация цен или установление скидок с цены;
      7) при дефиците товаров на рынке и высоких ценах на них наличие больших товарных запасов на складах у двух и более субъектов рынка;
      8) отсутствие у субъектов рынка счетов-фактур, калькуляций, расчетов, экономических обоснований, объясняющих повышение (понижение) цен, поддержание единых цен;
      9) применение единообразного прейскуранта цены или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена;
      10) искусственное поддержание высоких цен на товары, услуги, предоставляемые различными поставщиками;
      11) установление ограничений (квот) на объемы производства или реализации товаров (работ, услуг);
      12) отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких он был заключен с другими покупателями или продавцами;
      13) реализация товаров (работ, услуг) в определенных регионах;
      14) прекращение снабжения определенных регионов.

      23. При наличии Соглашений между субъектами рынка и (или) государственными органами, антимонопольный орган проводит анализ с целью установления факта наличия Соглашения за период, не превышающий три года со дня совершения Соглашений. Антимонопольным органом анализ должен быть проведен в течение одного года со дня установления факта наличия Соглашений.

      24. Лица, виновные в нарушениях антимонопольного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.