О деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 марта 2006 года N 124. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 марта 2006 года N 4131. Утратил силу приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 311.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 29.04.2010 № 311.

      В соответствии с Законом Республики Казахстан "О системе здравоохранения" и в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2005 года N 1304 "О мерах совершенствования первичной медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ: см. P092131K090193

      1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП).

      2. Руководителям структурных подразделений Министерства здравоохранения Республики Казахстан внести необходимые изменения в нормативные правовые акты в соответствии с настоящим приказом.

      3. Руководителям департаментов здравоохранения областей, городов Астана и Алматы (по согласованию) обеспечить деятельность организаций ПМСП согласно настоящему приказу.

      4. Директору Департамента лечебно-профилактической работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Байсеркин Б.С.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      5. Директору Департамента организационно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Акрачкова Д.В.) направить настоящий приказ на официальное опубликование после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      6. Директору Департамента лечебно-профилактической работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Байсеркин Б.С.) совместно с директорами Департаментов здравоохранения областей, городов Астаны и Алматы (по согласованию) определить и представить по специализированной помощи:
      1) номенклатуру специальностей и должностей, функции специалистов и нормативы объема работ в срок до 10 апреля 2006 года;
      2) расчеты для уточнения расходов при формировании бюджетной заявки по целевым трансфертам местным бюджетам на 2007 год в срок до 1 мая 2006 года.

      7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Аканова А.А.

      8. Настоящий приказ вводится в действие со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

      Министр

Утверждено приказом     
Министра здравоохранения  
Республики Казахстан    
от 21 марта 2006 года N 124 

Положение о деятельности медицинских организаций,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь

1. Общие положения

      1. Настоящее Положение регулирует деятельность, типовую организационную структуру, типовые штаты и штатные нормативы организаций первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) и нормативы объема и уровень медицинского обслуживания населения в поликлинике, центре ПМСП, врачебной амбулатории, медицинском пункте.

      2. Деятельность организаций, оказывающих ПМСП, строится по территориальному принципу с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства и/или прикрепления с учетом права свободного выбора медицинской организации.

      3. Режим работы организаций ПМСП с обеспечением работы дежурных врачей в выходные и праздничные дни устанавливается органом местного государственного управления здравоохранения.

      4. Самостоятельные организации ПМСП пользуются правами юридического лица, имеют штамп, печать и фирменный бланк с обозначением своего наименования.

      5. Организации ПМСП действуют в соответствии с Конституцией и  нормативными правовыми актами  Республики Казахстан, Уставом и настоящим Положением.

      6. Поликлиника - медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь населению, включающая в себя профилактические, диагностические и лечебные услуги.

      7. В структуру поликлиники входят отделения:
      1) общей практики и/или участковой службы, дневной стационар и вспомогательная служба;
      2) специализированной помощи;
      3) лабораторно-диагностической помощи.

      8. Центр ПМСП - медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь населению.

      9. В структуру центра ПМСП входят подразделения общей врачебной практики и/или участковой службы, лабораторно-инструментальной диагностики, дневной стационар и вспомогательные службы.

      10. Врачебная амбулатория - медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь населению, являющаяся самостоятельным юридическим лицом или структурным подразделением центра ПМСП или отделения общей практики и/или участковой службы поликлиники.

      11. В структуру врачебной амбулатории входят подразделения общей практики и/или участковой службы, дневной стационар и вспомогательные службы.

      12. Медицинский пункт - структурное подразделение врачебной амбулатории, центра ПМСП, оказывающий доврачебную медицинскую помощь прикрепленному населению.

      13. Первичная медико-санитарная помощь в организациях ПМСП осуществляется врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами, акушерами-гинекологами и другими специалистами, медицинскими сестрами общей практики, участковыми медицинскими сестрами, фельдшерами, акушерками и другими профильными медицинскими сестрами.

      14. Врач общей практики (далее - ВОП) - это специалист, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи, осуществляющий самостоятельный амбулаторный смешанный прием взрослого и детского населения, независимо от пола и возраста, оказывающий неотложную медицинскую помощь, проводящий комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий, содействующий формированию здорового образа жизни, способствующий решению медико-социальных проблем.

      15. На должность ВОП назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование, окончившие интернатуру или клиническую ординатуру по специальности "Общая врачебная практика" (далее - ОВП), прошедшие профессиональную переподготовку и получившие удостоверение или сертификат по ОВП.

      16. Медицинская сестра общей практики - специалист в области сестринского дела, осуществляющий свою деятельность совместно с врачом общей практики и обеспечивающий доврачебную помощь населению, включая диагностические, лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия.

      17. Участковая медицинская сестра - специалист в области сестринского дела, осуществляющий свою деятельность совместно с участковым врачом (терапевтом или педиатром) и обеспечивающий доврачебную помощь (взрослому или детскому) населению, включая диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия в пределах своей компетенции.

      18. На должность медицинской сестры назначаются медицинские сестры, имеющие базовое среднее медицинское образование с квалификацией "медицинская сестра общей практики", прошедшие специализацию или усовершенствование на соответствующих циклах дополнительного медицинского образования.

      19. Специализированная помощь оказывается населению при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

      20. Специализированная помощь населению на уровне районной и городской поликлиник оказывается по Перечню должностей, утвержденному уполномоченным органом в области здравоохранения.

      21. На должность врача, оказывающего специализированную медицинскую помощь по соответствующему профилю (далее - профильный специалист) назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело", прошедший первичную специализацию или переподготовку по профильной специальности.

      22. Лабораторно-диагностическое отделение (далее - ЛДО) предназначено для проведения диагностического и лабораторного исследования с целью уточнения, подтверждения или исключения диагноза.

      23. В структуру ЛДО входят лаборатория, кабинеты: ультразвукового исследования, рентгендиагностический, эндоскопического исследования и функциональной диагностики.

      24. Дневной стационар, кабинеты: прививочный, процедурный, физиотерапевтического лечения и лечебной физической культуры (далее - ЛФК), профилактики и диспансеризации, химизатора, аптеки, организуется в структуре отделения общей практики и/или участковой службы.

      25. Работа дневного стационара регламентируется приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 ноября 2003 года N 840 "О развитии стационарозамещающей медицинской помощи", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2596.

2. Функции организаций ПМСП

      26. Основными функциями поликлиники являются:
      1) оказание первичной медико-санитарной, специализированной медицинской, лабораторно-диагностической помощи населению в амбулаторных условиях, в дневном стационаре и на дому в соответствии с видами и объемами, утверждаемыми уполномоченным органом в области здравоохранения;
      2) оказание первичной медико-санитарной помощи участковыми терапевтами и педиатрами, акушерами-гинекологами, врачами общей практики, медицинскими сестрами (участковыми и общей практики), акушерками;
      3) оказание специализированной медицинской помощи профильными специалистами;
      4) оказание лабораторно-диагностической помощи;
      5) осуществление профилактических мероприятий, направленных на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;
      6) осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
      7) организация и проведение иммунопрофилактики;
      8) обучение населения вопросам охраны здоровья, профилактики болезней и формированию здорового образа жизни; V074550
      9) направление граждан специалистами ПМСП для получения специализированной помощи и лабораторно-диагностических услуг, на госпитализацию в стационары и санаторно-курортное лечение;
      10) координация деятельности структурных подразделений.

      27. Основными задачами отделения общей практики и/или участковой службы (далее - ООП) являются:
      1) оказание первичной медико-санитарной помощи населению на амбулаторном приеме и на дому;
      2) оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и хронических заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях;
      3) раннее выявление заболеваний, обследование пациентов;
      4) госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении;
      5) восстановительное лечение больных;
      6) диспансеризация и профилактические осмотры;
      7) совместная деятельность с работниками Департамента государственного санитарного эпидемиологического надзора по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      8) экспертиза временной нетрудоспособности больных, направление в территориальные органы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
      9) ведение статистического учета и отчетности в установленном порядке, анализ статистических данных;
      10) пропаганда здорового образа жизни (далее - ЗОЖ).

      28. Функциями регистратуры являются:
      1) осуществление предварительной записи больных на прием к врачу и средним медицинским работникам по вопросам их компетенции для обслуживания на дому, как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
      2) регулирование интенсивности потока населения;
      3) обеспечение подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки;
      4) обеспечение информацией население о:
      приемах врачей во все дни недели, в том числе в выходные и праздничные, с указанием часов приема, номеров кабинетов;
      правилах вызова врача на дом, порядке предварительной записи на прием к врачам, времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями, адресах аптек, поликлиник и стационаров, оказывающих экстренную врачебную помощь населению в вечернее, ночное время и в воскресные и праздничные дни;
      порядке работы поликлиники, правилах подготовки к исследованиям;
      5) запись на прием к врачам поликлиники и регистрацию вызовов врачей на дом;
      6) выдача направлений в установленном порядке на флюорографическое обследование и на профилактические осмотры;
      7) оформление листков и справок временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных справок, направлений, рецептов и выписок.

      29. Функции и задачи центра ПМСП и врачебной амбулатории определены в пунктах 26 и 27 настоящего Положения, за исключением специализированной помощи.

      30. Основными функциями медицинского пункта являются:
      1) оказание доврачебной медицинской помощи;
      2) выполнение врачебных назначений;
      3) профилактические и противоэпидемические мероприятия;
      4) организация и проведение иммунопрофилактики;
      5) обучение населения вопросам охраны здоровья, профилактики болезней и формированию здорового образа жизни;
      6) направление на получение квалифицированной медицинской помощи;
      7) лекарственное обеспечение прикрепленного населения в порядке, определяемом законодательством в сфере обращения лекарственных средств.

3. Должностные обязанности

      31. Должностными обязанностями врача общей практики являются:
      1) знание основ организации здравоохранения, социальной медицины и менеджмента, медицинской статистики;
      2) знание основных симптомов и синдромов часто встречающихся болезней всех возрастных групп, осложнений, средств профилактики этих болезней и возможностей реабилитации, показаний к оперативному вмешательству и побочных эффектов лекарственных средств;
      3) оказание первичной медико-санитарной помощи;
      4) проведение профилактических осмотров населения;
      5) осуществление санитарно-гигиенического обучения населения;
      6) осуществление профилактической работы, консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики поведенческих факторов риска, направленных на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней в установленном порядке;
      7) направление больных на консультации к профильным специалистам;
      8) выписка рецепта, выдача листка или справки временной нетрудоспособности, свидетельства о смерти , направления в территориальные органы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
      9) проведение:
      диагностики с использованием лабораторно-инструментальных исследований в соответствии с прилагаемыми к настоящему приказу нормативами объема медицинского обслуживания населения организациями первичной медико-санитарной помощи;
      лечения пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
      патронажа беременных, детей, в том числе новорожденных;
      противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики;
      10) сообщение в установленном порядке о подозрениях на регистрируемую инфекционную (заразную) болезнь, пищевые и профессиональные отравления;
      11) извещение территориальных органов внутренних дел о ранениях холодным или стрелковым оружием, а также других насильственных ранениях, подозрениях на насилие;
      12) выдача направлений на госпитализацию, санаторно-курортное лечение и восстановительное лечение по медицинским показаниям;
      13) взаимодействие с другими медицинскими организациями, страховыми компаниями, организациями, оказывающими социальную помощь и иными организациями;
      14) наблюдение прикрепленного населения и обеспечение преемственности на всех этапах оказания медицинской помощи;
      15) диспансеризация и динамическое наблюдение за отдельными категориями лиц;
      16) соблюдение требований медицинской этики и деонтологии;
      17) руководство деятельностью среднего медицинского персонала;
      18) ведение учета и представление отчетности в установленном порядке;
      19) повышение уровня своей квалификации.

      32. Должностные обязанности участкового врача-терапевта включают знание основных симптомов и синдромов часто встречающихся болезней организма взрослого человека, осложнений, средств профилактики этих болезней и возможностей реабилитации, показаний к оперативному вмешательству, показаний и противопоказаний и побочных эффектов лекарственных средств и осуществляется в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения за исключением патронажа детей, новорожденных, беременных.

      33. Должностные обязанности участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры педиатрического участка осуществляются в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 октября 2003 года N 760 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в Республике Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2561.

      34. Должностные обязанности акушера-гинеколога и акушерки осуществляются в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2003 года N 612 "Об утверждении Положения по организации деятельности женской консультации (кабинета)", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2473.

      35. Должностными обязанностями медицинской сестры общей практики являются:
      1) знание и исполнение нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций ПМСП;
      2) применение теоретических и научно-методических основ сестринского дела в практической деятельности;
      3) соблюдение требований медицинской этики и деонтологии;
      4) соблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
      5) осуществление патронажа новорожденных, детей, беременных;
      6) осуществление в пределах компетенции диспансеризации, а также формирование групп диспансерных больных;
      7) проведение в пределах компетенции иммунопрофилактики и профилактики инфекционных заболеваний детей и взрослых;
      8) оказание консультативной помощи пациентам и членам их семей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни, санитарно-гигиенического воспитания, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, планирования семьи. Обучение самоконтролю и самопомощи при первых симптомах ухудшения здоровья;
      9) оказание неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и несчастных случаях;
      10) доврачебный прием осуществляется медицинскими сестрами общей практики, терапевтического и педиатрического участков;
      11) основными задачами доврачебного приема являются:
      измерение роста, веса, температуры, кровяного давления;
      проведение диагностических мероприятий (определение остроты слуха, зрения, внутриглазного давления; снятие электрокардиограммы - ЭКГ; проведение лабораторных исследований (клинические анализы крови и мочи, в том числе с помощью тест-систем), забор материала для биохимических, бактериологических и других исследований; клинических анализов крови);
      прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;
      заполнение в пределах компетенции учетно-отчетной медицинской документации, используемой в организациях ПМСП;
      направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
      12) осуществление сестринского ухода на дому и в дневном стационаре;
      13) координация работы младшего медицинского персонала;
      14) повышение уровня квалификации.

      36. Участковая медицинская сестра (терапевтическая или педиатрическая) обеспечивает доврачебную помощь населению, включая диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия в пределах своей компетенции, а также предусмотренные нормами пункта 35 настоящего Положения.

      37. Должностными обязанностями профильного специалиста являются:
      1) проведение консультативного приема больных и лиц, состоящих на диспансерном учете, профилактического осмотра по направлению врача ПМСП;
      2) проведение обследования с использованием современных достижений медицинской науки и техники;
      3) проведение профильной специализированной помощи больных;
      4) осуществление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития и прогрессирования заболевания;
      5) осуществление госпитализации, направления на медико-социальную экспертизу в соответствии с показаниями;
      6) проведение анализа заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности, а также эффективности профилактических мероприятий;
      7) применение современных методов профилактики, диагностики и лечения;
      8) оказание методической помощи участковым терапевтам и педиатрам, врачам общей практики по ранней диагностике и профилактике заболеваний по профилю;
      9) осуществление контроля и руководства за работой среднего медицинского персонала кабинета;
      10) повышение уровня квалификации.

      38. Типовая организационная структура организаций ПМСП определяется согласно приложению 1 к настоящему Положению.

      39. Минимальные нормативы объема медицинского обслуживания населения организациями ПМСП определяются согласно приложению 2 к настоящему Положению.

      40. Типовые штаты и штатные нормативы организаций ПМСП определяются согласно приложению 3 к настоящему Положению.
      На период до полного замещения нижеуказанных должностей специалистами общей практики устанавливается:
      1 должность участкового терапевта на 2200 человек взрослого прикрепленного населения;
      1 должность участкового педиатра на 900 человек детского прикрепленного населения;
      1 должность акушера-гинеколога при наличии 3300 и более человек женского прикрепленного населения;
      1 должность участковой медсестры на 1 должность участкового терапевта;
      1 должность участковой медсестры на 1 должность участкового педиатра;
      1 должность акушерки для обслуживания женщин фертильного возраста до 3300 человек. При наличии 3300 и более человек женского прикрепленного населения должности акушерок устанавливаются соответственно количеству должностей врачей акушеров-гинекологов.
      Одна из трех должностей среднего медицинского персонала общей практики может быть заменена должностью акушерки.
      Штатные нормативы организаций ПМСП, предусмотренные приложением 3 к настоящему Положению, являются минимальными и могут дополняться соответствующими решениями Департаментов здравоохранения областей, городов Астаны и Алматы.
      До полного приведения сети ПМСП в соответствие с государственным нормативом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2005 года N 1304, в населенных пунктах: см. P092131
       с численностью населения от 50 до 300 человек устанавливается 1 должность среднего медицинского работника без содержания отдельного помещения (медсестра/фельдшер);
      с численностью населения от 300-800 человек - 1 должность среднего медицинского работника (медсестра/фельдшер) в фельдшерском пункте;
      с численностью населения от 800-2000 человек - 2 должности среднего медицинского работника (медсестра/фельдшер и акушерка) в фельдшерско-акушерском пункте;
      данный норматив устанавливается также в медицинских пунктах, расположенных в населенных пунктах, не являющихся центром сельского округа, с численностью населения до 2000 человек.
      Сноска. В пункт 40 внесены изменения - приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 639 .

Приложение 1          
к Положению о деятельности    
медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь

Типовая организационная структура поликлиники

      1. Типовая организационная структура поликлиники состоит из отделений общей практики и/или участковой службы, дневного стационара и вспомогательных служб, отделений специализированной и лабораторно-диагностической помощи:
      1) структура отделения общей практики и/или участковой службы:
      регистратура;
      кабинет заведующего отделением;
      кабинеты врачей общей практики и/или участковых терапевтов, педиатров;
      кабинеты медсестер общей практики, участковой службы;
      кабинет профилактики и диспансеризации;
      кабинет здорового ребенка;
      процедурный кабинет;
      прививочный кабинет;
      дневной стационар;
      кабинеты физиотерапевтического лечения и лечебной физкультуры;
      кабинет для приема противотуберкулезных препаратов (химизатора);
      кабинет медицинской статистики;
      аптека;
      2) структура отделения специализированной помощи:
      кабинет заведующего отделением;
      кабинеты профильных специалистов:
      процедурный кабинет;
      перевязочный кабинет;
      малая операционная;
      изолятор;
      3) отделение лабораторно-диагностической помощи:
      кабинеты лучевой диагностики (рентген- и флюорографический);
      кабинет ультразвуковой диагностики;
      кабинеты функциональной диагностики;
      эндоскопический кабинет;
      лаборатория;
      комната для забора мокроты.
      2. Типовая организационная структура центра ПМСП:
      регистратура;
      кабинет директора;
      кабинеты врачебного приема;
      кабинеты медсестер (доврачебного приема);
      кабинет акушерско-гинекологического приема;
      изолятор;
      кабинет здорового ребенка;
      малая операционная;
      перевязочный кабинет;
      процедурный (прививочный) кабинет;
      физиотерапевтический кабинет;
      кабинет функциональной диагностики;
      кабинет медицинской статистики;
      дневной стационар;
      рентгендиагностический кабинет;
      лаборатория;
      комната для забора мокроты;
      кабинет для приема противотуберкулезных препаратов (химизатора);
      аптека.
      3. Типовая организационная структура врачебной амбулатории:
      кабинеты врачебного приема;
      кабинеты медсестер (доврачебного приема);
      изолятор;
      процедурный (прививочный) кабинет;
      физиотерапевтический кабинет;
      дневной стационар;
      комната для забора мокроты;
      кабинет для приема противотуберкулезных препаратов (химизатора);
      аптека.
      4. Типовая организационная структура медицинского пункта:
      кабинеты среднего медицинского персонала;
      кабинет акушерского приема;
      процедурный (прививочный) кабинет;
      комната для забора мокроты;
      кабинет для приема противотуберкулезных препаратов (химизатора);
      аптечный пункт.

Приложение 2          
к Положению о деятельности    
медицинских организаций, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь

Минимальные нормативы объема медицинского
обслуживания населения организациями ПМСП

      1. Настоящие нормативы объема медицинского обслуживания населения организациями первичной медико-санитарной помощи включают в себя перечень минимального объема лабораторно-инструментальных исследований.
      2. Перечень лабораторно-инструментальных исследований включает:
      1) в поликлинике:
      анализы в полном объеме: клинические, биохимические и бактериологические;
      исследования:
      рентгенодиагностические;
      функциональные;
      эндоскопические;
      иммунологические;
      гормональные;
      генетические;
      гистоцитологические;
      2) в центре ПМСП:
      клинический анализ крови;
      общий анализ мочи;
      бактериологические исследования;
      биохимические исследования;
      функциональные исследования;
      ультразвуковое исследование;
      забор материала для клинических, биохимических, бактериологических и других исследований, не выполняемых на данном уровне;
      3) во врачебной амбулатории:
      клинический анализ крови: гемоглобин, лейкоциты, эритроциты, СОЭ, микрореакция, сахар крови (биохимический анализ крови - при наличии индикаторов, тест систем, соответствующего лабораторного оборудования: мочевина крови, печеночные пробы - АЛТ, АСТ, тимоловая, билирубин);
      общий анализ мочи;
      бактериологические исследования: копрограмма, анализ мокроты на микобактерию туберкулеза;
      электрокардиографию;
      определение остроты слуха, зрения, внутриглазного давления;
      пикфлуометрию;
      забор материала для клинических, биохимических, бактериологических и других исследований, не выполняемых на данном уровне;
      4) в медицинском пункте:
      забор материала для клинических, биохимических, бактериологических и других исследований;
      проведение исследований с помощью тест-систем;
      определение скорости оседания эритроцитов, уровня гемоглобина.

Приложение 3                
к Положению о деятельности        
медицинских организаций, оказывающих   
первичную медико-санитарную помощь    

      Типовые штаты и штатные нормативы организаций ПМСП

       I. Типовые штаты и штатные нормативы поликлиники:

                         1) администрация

1.

Главный врач

1 должность

2.

Заместитель главного врача по
лечебно-профилак-
тической работе

1 должность

3.

Менеджер

1 должность

4.

Главная медицинская
сестра

1 должность

5.

Бухгалтер

1 должность

6.

Экономист

1 должность

7.

Делопроизводитель
(секретарь)

1 должность

             2) типовые штаты и штатные нормативы
      отделения общей практики и/или участковой службы

8.

Заведующий
отделением общей
врачебной практики
или центра ПМСП

1 должность на 8
должностей врачей общей
практики

9.

Врач общей практики

1 должность на 2000
человек смешанного
населения (взрослых и
детей)

10.

Участковый терапевт

1 должность на 2200
человек взрослого
населения

11.

Участковый педиатр

1 должность на 900
человек детского
населения

12.

Акушер-гинеколог

1 должность на 3300
человек женского
населения

13.

Врач по профилактике
и диспансеризации
(ЗОЖ)

1 должность

14.

Физиотерапевт

1 должность на каждые
20 должностей врачей,
ведущих амбулаторный
прием

15.

Врач ЛФК

1 должность на 30
должностей врачей,
ведущих амбулаторный
прием

16.

Врач дневного
стационара

1 должность на 20 коек

17.

Старшая медицинская
сестра

1 должность на 8
должностей врачей

18.

Медицинская сестра
общей практики

3 должности на 1
должность врача общей
практики

19.

Участковая медсестра
терапевтического
участка

1 должность на 1
должность участкового
терапевта

20.

Участковая медсестра
педиатрического
участка

1 должность на 1 должность
участкового педиатра

21.

Акушерка

1 должность на 1
должность врача
акушера-гинеколога

22.

Медсестра
прививочного
кабинета

1 должность из расчета
на 3000 непосредственно
обслуживаемых детей или
на 10000 человек
смешанного населения

23.

Медсестра
процедурного
кабинета

1 должность на 10
должностей врачей,
ведущих амбулаторный
прием

24.

Медсестра по ЛФК

1 должность на 30
должностей врачей, и
дополнительно 0,5
должности при наличии в
поликлинике травматоло-
гического пункта (кабинета)

25.

Медсестра физиотерапевтическая

1 должность на 15 тыс.
условных физиотерапев-
тических единиц в год

26.

Медсестра -
химизатор

1 должность

27.

Медсестра дневного стационара

1 должность на 15 коек

28.

Медсестра статистик

1 должность

29.

Медицинский
регистратор

1 должность на 5 врачей, ведущих амбулаторный прием

30.

Старший регистратор 

1 должность на 8
регистраторов

31.

Сестра-хозяйка

1 должность

32.

Санитарка врачебных
кабинетов

1 должность на каждые
3 должности врачей,
ведущих амбулаторный прием

33.

Санитарка
процедурного
кабинета

1 должность в смену

34.

Санитарка
физиотерапевтических
кабинетов и ЛФК

1 должность на каждые 2
должности  медсестер по
физиотерапии

35.

Прочий персонал
(водитель, сторож,
истопник, дворник)

5 должностей

          3) типовые штаты и штатные нормативы
          отделения специализированной помощи

36.

Заведующий
отделением

1 должность 

37.

кардиоревматолог

1 должность на 25 тыс.
населения

38.

хирург 

1 должность на  15 тыс.
населения

39.

травматолог-ортопед

1 должность на 30 тыс.
населения

40.

оториноларинголог 

1 должность на 20 тыс.
населения

41.

офтальмолог 

1 должность на 15 тыс.
населения

42.

невропатолог  

1 должность на 15 тыс.
населения

43.

эндокринолог

1 должность  на 20 тыс.
населения

44.

инфекционист  

1 должность на 30 тыс.
населения

45.

аллерголог 

1 должность на 50 тыс.
населения

46.

акушер-гинеколог

1 должность на 10 тыс.
женщин

47.

врач-стоматолог
для районных
поликлиник

1 должность

48.

старшая медицинская
сестра отделения

1 должность 

49.

медицинская сестра
профильных кабинетов
терапевтического
профиля

0,5 должности на
должность врача

50.

медицинская сестра
кабинетов хирурги-
ческого профиля

2 должности на должность
врача

51.

санитарка кабинетов
хирургического
профиля

1 должность

52.

санитарка
инфекционного
кабинета 

1 должность

53.

санитарка врачебных
кабинетов

1 должность на 3 кабинета 

54.

санитарка стоматоло-
гического кабинета

1 должность на кабинет

      4) Штаты лабораторно-диагностического отделения

55.

Зав. отделением

1 должность на отделение

56.

врач-лаборант 

1 должность на 20 врачей
поликлиники

57.

врач-рентгенолог

1 должность на 20 врачей
поликлиники

58.

врач функциональной
диагностики

1 должность на 40 врачей
поликлиники

59.

врач ультразвуковой
диагностики

1 должность на 20 врачей
поликлиники

60.

врач-эндоскопист

1 должность на 20 врачей

61.

Медицинская
сестра-лаборант

1 должность на 6 должностей врачей

62.

Рентген-лаборант

1 должность на должность
врача - рентгенолога и
дополнительно 1 должность
на кабинет при наличии в
составе поликлиники
травмпункта

63.

медицинская сестра
кабинетов

1 должность на 1
должность врача

64.

Санитарка лаборатории

1 должность на 4
должности врачей-лаборанта

65.

Санитарка рентген-
кабинета

1 должность в смену

66.

Санитарка
диагностических
кабинетов

1 должность

     II. Типовые штаты и штатные нормативы центра ПМСП

67.

Директор центра ПМСП

1 должность

68.

Врач общей практики

1 должность на 2000
человек населения
(взрослых и детей)

69.

Старшая медицинская
сестра

1 должность

70.

Средний медицинский
персонал

3 должности на 1
должность врача общей
практики

71.

Врач дневного
стационара

1 должность на 20 коек

72.

Медицинская сестра
дневного стационара

1 должность на 20 коек

73.

Медицинская
сестра-лаборант

1 должность на 10 тыс.
населения

74.

Бухгалтер-экономист

1 должность

75.

Статистик

1 должность на 5 тыс.
обслуживаемого населения

76.

Медицинский
регистратор

1 должность на 5
должностей врачей

77.

Санитарка

1 должность на каждые
2 должности врача

78.

Прочий персонал
(сторож или
сторож/истопник,
водитель)

3 должности

       III. Типовые штаты и штатные нормативы
                врачебной амбулатории

79.

Старший врач
(менеджер)

0,25 должности

80.

Врач общей
практики

1 должность на 2000
человек населения
(взрослых и детей) в
городах и сельской
местности 1 должность в ВА,
расположенных в центрах
сельских округов, с
численностью населения
от 1000 до 2000 человек

81.

Старшая
медицинская сестра

0,25 должности

82.

Средний
медицинский персонал

3 должности на 1
должность врача общей
практики 1 должность на 1
должность врача общей
практики в сельских округах
с численностью населения
от 1000 до 2000 человек

83.

Врач дневного
стационара

1 должность на 15 коек

84.

Медицинская
сестра дневного
стационара

1 должность на 15 коек

85.

Бухгалтер

1 должность в
самостоятельных ВА

86.

Санитарка

1 должность

87.

Прочий персонал
(сторож или
сторож/истопник,
водитель)

2,0-3,0 должности в ВА

             IV. Типовые штаты и штатные нормативы
                   медицинского пункта

88.

Средний медицинский
персонал

В медицинских пунктах,
расположенных в населенных
пунктах:
от 50 до 1000 - 1 должность

89.

Акушерка

1 должность в населенном
пункте с численностью
населения от 500 до 1000
независимо от численности
женского населения

90.

Санитарка

1 должность в медицинском
пункте

91.

Прочий персонал
(сторож или
сторож/истопник)

1-2 должности