Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 15.07.2016 № 619.
В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации скрининга психофизических нарушений у детей раннего возраста.
2. Директору департамента медицинской науки и образования Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Хамзина Н.К.) принять меры по обеспечению включения в программу медицинских колледжей курса "Скрининговые методы диагностики нарушений психофизического развития в раннем возрасте".
3. Руководителям управлений (департаментов) здравоохранения областей и городов Алматы и Астаны предусмотреть меры по обучению медицинских работников родовспомогательных учреждений, детских поликлиник, учреждений первичной медико-санитарной помощи методам скрининга нарушений психофизического развития детей раннего возраста.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Директора лечебно-профилактической работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан Сагын Х.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр
Утверждены
приказом Министра здравоохранения РК
от 29 января 2003 года N 83
"Об утверждении Правил организации
скрининга психофизических нарушений
у детей раннего возраста"
Правила
организации скрининга психофизического
развития детей раннего возраста
1. Общие положения
1. Скрининг психофизического развития представляет собой массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до 3-х лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в психолого медико-педагогические консультации (далее - ПМПК) для оказания им коррекционно-развивающей помощи.
2. Скрининг проводится медицинскими работниками родовспомогательных учреждений, детских поликлиник и учреждений первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).
2. Основные задачи скрининга
3. Основными задачами скрининга являются:
1) проведение массового скринингового обследования детей в младенческом и раннем возрасте;
2) выявление детей с риском отставания в психофизическом развитии;
3) направление детей с риском отставания в психофизическом развитии в ПМПК для углубленного обследования и решения вопросов коррекционно-развивающего обучения;
4) направление детей с риском нарушений психофизического развития к узким специалистам для углубленного обследования и оказания лечебной помощи;
5) оказание консультативной помощи родителям по вопросам ухода и психического развития ребенка;
6) разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения скрининга и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с риском отставания в развитии;
7) учет обследованных детей, совместная работа с ПМПК по выявлению детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.
3. Организация и содержание работы
по проведению скрининга
4. Скрининг психофизического развития заключается в проведении пяти скрининговых обследований, которые осуществляются в три этапа.
5. Первый этап обследования заключается в проведении первого скрининга "Прогноз отклонений в психосоматическом развитии у новорожденных" (Скрининг 1), включая скрининг слуха. Данное обследование проводится врачом-неонатологом в родильных домах (отделениях).
6. Второй этап обследования заключается в проведении второго скрининга "Прогностический скрининг нарушений нервно-психического развития" (Скрининг 2). Данное обследование осуществляется участковым медицинским работником организации ПМСП при первом патронаже ребенка на дому.
7. Третий этап обследования заключается в проведении третьего скрининга "Скрининговая аттестация детей раннего возраста" (Скрининг 3), четвертого скрининга "Оценка зрительных функций у детей" (Скрининг 4) и пятого "Оценка слуховых функций у детей" (Скрининг 5). Данное обследование проводится в условиях кабинета здорового ребенка учреждений ПМСП.
8. Руководство и контроль за проведением скрининга психофизического развития осуществляют руководители организаций ПМСП.
4. Порядок проведения скрининга психофизических нарушений
9. В родильных домах новорожденные обследуются врачом-неонатологом в соответствии со Скринингом 1. При наличии 5 и более микроаномалий развития ребенок по показаниям консультируется узкими специалистами, матери даются рекомендации по уходу и кормлению. Результаты проведенного скрининга необходимо отразить в выписке из роддома. При наличии риска нарушения слуха ребенок направляется к специалисту сурдологу.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
10. Участковый медицинский работник при первом патронаже ребенка на дому проводит обследование детей (не позже первых двух месяцев жизни ребенка) в соответствии со Скринингом 2. Результаты проведенного скрининга отражаются в форме N№112 "История развития ребенка" в виде прогностической таблицы.
11. Медицинский работник кабинета здорового ребенка организации ПМСП, ознакомившись с результатами Скрининга 2, принимает одно из нижеследующих решений:
1) обследует ребенка в соответствии со Скринингом 3 (при наличии от 9 до 23 баллов риска нарушения нервно-психического развития);
2) направляет ребенка в ПМПК (при наличии свыше 23 баллов
риска).
12. При выявлении детей с риском отставания в психофизическом развитии по результатам проведения Скрининга 3, медицинский работник направляет их в ПМПК. (Скрининг 3 осуществляется в возрасте 3 месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев, в 1 год, 1 год 6 месяцев, в 2 года, в 2 года 6 месяцев и в 3 года независимо от результатов предыдущих обследований).
13. Медицинский работник организации ПМСП осуществляет оценку зрительных и слуховых функций у детей, в соответствии Скрининга 4 и Скрининга 5 соответственно.
14. При выявлении детей с риском нарушения зрения или слуха в результате проведенных скринингов 4 и 5, медицинский работник направляет детей к офтальмологу или сурдологу.
15. Организация ПМСП передает в территориальную ПМПК ежемесячно информацию о детях с психофизическими нарушениями, выявленных во время скрининга, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 15 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
16. Медицинским работником организации ПМСП и работниками территориальной ПМПК ежеквартально проводится сверка данных о детях, направленных в ПМПК.
Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 16 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
17. Организация ПМСП формирует сводную информацию о детях раннего возраста, охваченных скринингом психофизических нарушений и направленных в территориальную ПМПК, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 15 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
Приложение 1
к Правилам организации
скрининга психофизических
нарушений у детей раннего возраста
Сноска. Правила дополнены приложением 1 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
Информация
о детях с психофизическими нарушениями,
выявленных во время скрининга
№ |
Ф.И.О. |
Возраст |
Домашний |
Диагноз |
Дата |
Дата осмотра в |
Приложение 2
к Правилам организации
скрининга психофизических
нарушений у детей раннего возраста
Сводная информация
о детях раннего возраста, охваченных скринингом
психофизических нарушений и направленных в ПМПК
за период с ___ по ___ 2009 года
Сноска. Правила дополнены приложением 2 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 24.07.2009 N 379 (порядок введения в действие см. п.5 ).
Контингент |
Под- |
Осмот- |
Выявлено при осмотрах |
|||||
С понижением |
с |
со |
с |
с |
||||
слуха |
зрения |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
Направлено в ПМПК из числа выявленных детей с психофизическими нарушениями, всего _________