О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954

Обновленный

Подлежит опубликованию в Собрании    
актов Президента и Правительства Республики
Казахстан и республиканской печати   

      В целях повышения эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Систему ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы.
      2. Определить следующие государственные органы, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности:
      1) центральные государственные органы согласно приложению к настоящему Указу;
      2) местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы).
      3. Проведение оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов осуществлять с 2011 года, за исключением оценки пилотных двух центральных государственных органов и одного местного исполнительного органа области, которую начать в 2010 году.
      4. Администрации Президента Республики Казахстан в месячный срок утвердить перечень государственных органов, подлежащих оценке в 2010 году.
      5. Государственным органам, ответственным за оценку эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по соответствующим направлениям, в трехмесячный срок по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан разработать и утвердить методики проведения оценки, включающие подготовку соответствующих заключений.
      6. Министерству экономического развития и торговли Республики Казахстан в трехмесячный срок по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан разработать и утвердить формат заключения о результатах общей оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов.
      7. Администрации Президента Республики Казахстан:
      до 1 декабря 2010 года утвердить график проведения ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов;
      внесение изменений и дополнений в график осуществлять не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов.
      8. Исключен Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      9. Исключен Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      10. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года № 273 «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 1, ст. 5; 2008 г., № 2, ст. 22; 2009 г., № 35, ст. 330) следующие изменения:
      подпункт 3) пункта 2 изложить в следующей редакции:
      «3) комплексной оценке эффективности деятельности органов государственного управления;»;
      в Плане первоочередных мероприятий по модернизации системы государственного управления, утвержденном вышеназванным Указом:
      в пункте 7:
      слова «и аудита» исключить;
      слова «центральных и местных государственных органов» заменить словами «центральных государственных и местных исполнительных органов».
      11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      12. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА             
Указом Президента         
Республики Казахстан       
от 19 марта 2010 года № 954    

Система ежегодной оценки эффективности деятельности
центральных государственных и местных исполнительных органов
областей, города республиканского значения, столицы

      Сноска. Система в редакции Указа Президента РК от 23.12.2010 № 1125.

1. Общие положения

      1. Настоящая Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы (далее - Система) разработана для повышения эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы (далее - оцениваемые государственные органы).
      2. Система устанавливает основные положения, принципы, направления, определяет систему органов и порядок проведения, определения результатов ежегодной оценки эффективности деятельности оцениваемых государственных органов (далее — оценка эффективности) и их обжалования, а также ответственность участников оценки эффективности.
      Сноска. Пункт 2 в редакции Указа Президента РК от 05.03.2012 № 277.
      3. Целью оценки эффективности деятельности государственных органов является определение эффективности реализации возложенных на них задач и функций.
      4. Источниками информации для оценки эффективности являются:
      1) отчеты государственных органов о проведенной работе за отчетный период;
      2) результаты проверок, проведенных Администрацией Президента Республики Казахстан и уполномоченными на оценку государственными органами;
      3) результаты контроля Администрацией Президента Республики Казахстан исполнения актов и поручений Президента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан;
      4) результаты контроля Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан исполнения актов и поручений Правительства Республики Казахстан, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;
      5) акты контроля государственных органов;
      6) официальные статистические данные;
      7) заключения независимых экспертов;
      8) результаты социологических исследований по определенному направлению оценки эффективности;
      9) информация некоммерческих организаций при подготовке общей оценки эффективности;
      10) иная информация о деятельности государственных органов, получаемая из официальных источников.
      Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      5. Оценка эффективности проводится уполномоченными на проведение оценки государственными органами (далее - уполномоченные на оценку государственные органы), определенными пунктом 10 настоящей Системы.
      6. Оценка эффективности осуществляется ежегодно по итогам отчетного (календарного) года согласно графику проведения оценки.
      7. График проведения оценки эффективности включает сроки представления:
      1) оцениваемыми государственными органами отчетной информации по итогам отчетного года в уполномоченные на оценку государственные органы по соответствующим направлениям;
      2) уполномоченными на оценку государственными органами заключений о результатах оценки в оцениваемые государственные органы;
      3) уполномоченными на оценку государственными органами, после процедуры обжалования, заключений о результатах оценки эффективности в центральный уполномоченный орган по государственному планированию (далее - уполномоченный орган по государственному планированию);
      4) уполномоченным органом по государственному планированию заключений о результатах общей оценки эффективности по направлениям в рабочий орган Экспертной комиссии;
      5) Экспертной комиссией результатов оценки эффективности Президенту Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 7 в редакции Указа Президента РК от 05.03.2012 № 277.
      8. График проведения оценки эффективности разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию и утверждается Администрацией Президента Республики Казахстан.

2. Принципы оценки эффективности

      9. Принципами оценки эффективности являются:
      1) принцип законности - проведение оценки эффективности строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) принцип объективности - всестороннее и полное проведение независимой оценки, исключение конфликта интересов;
      3) принцип достоверности - подтверждение результатов оценки эффективности соответствующими документами;
      4) принцип прозрачности - возможность проверить происхождение источников информации;
      5) принцип гласности - публикация результатов оценки эффективности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности и защиты служебной или иной охраняемой законом тайны.

3. Система органов оценки эффективности

      10. Систему органов оценки эффективности составляют следующие уполномоченные на оценку государственные органы:
      1) Администрация Президента Республики Казахстан;
      2) Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан;
      3) уполномоченный орган по государственному планированию;
      4) уполномоченный орган по делам государственной службы;
      5) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета (далее - уполномоченный орган по исполнению бюджета);
      6) уполномоченный орган в сфере информатизации;
      7) исключен Указом Президента РК от 02.12.2015 № 123;
      8) исключен Указ Президента РК от 12.12.2014 № 979.
      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 22.03.2013 № 529; от 12.12.2014 № 979; от 02.12.2015 № 123.
      11. Уполномоченный орган по государственному планированию осуществляет общую оценку эффективности деятельности оцениваемых государственных органов (далее - общая оценка) на основе заключений, представляемых уполномоченными на оценку государственными органами согласно указанным в пункте 16 настоящей Системы направлениям.
      12. В целях формирования экспертного заключения о результатах общей оценки эффективности по направлениям решением Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан создается Экспертная комиссия из числа должностных лиц Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан также определяется рабочий орган Экспертной комиссии.
      13. Экспертная комиссия в своей деятельности руководствуется Положением, утверждаемым приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
      14. Методологическую координацию деятельности уполномоченных на оценку государственных органов, за исключением Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, осуществляет уполномоченный орган по государственному планированию.
      15. Центральные государственные и местные исполнительные органы, в отношении которых проводится оценка эффективности, определяются Президентом Республики Казахстан.

4. Направления оценки эффективности

      16. Оценка эффективности осуществляется по следующим направлениям деятельности оцениваемых государственных органов:
      1) достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе;
      2) исключен Указом Президента РК от 02.12.2015 № 123;
      3) управление бюджетными средствами;
      4) оказание государственных услуг;
      5) управление персоналом;
      6) применение информационных технологий;
      7) исключен Указом Президента РК от 02.12.2015 № 123.
      Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 22.03.2013 № 529; от 02.12.2015 № 123;
      17. По каждому направлению деятельности, указанному в пункте 16 настоящей Системы, уполномоченными на оценку государственными органами разрабатываются и утверждаются согласованные с Экспертной комиссией соответствующие методики, в которых определяются критерии и показатели оценки эффективности деятельности государственных органов.
      18. Обязательными требованиями к критериям и показателям эффективности являются следующие положения:
      1) критерии и показатели должны быть основаны на официальных статистических данных, данных государственных органов и другой подлежащей проверке информации;
      2) способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки корректности полученных данных;
      3) определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как оценивающим, так и оцениваемым государственным органом;
      4) получение необходимых данных должно производиться с минимально возможными затратами времени и ресурсов;
      5) критерии и показатели следует определять, исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды;
      6) критерии и показатели должны охватывать всю деятельность государственного органа и ориентировать на качественное исполнение всех государственных функций.
      19. В качестве критериев и показателей эффективности могут использоваться применяемые в международной практике критерии и показатели.
      20. Критерии и показатели должны отражать непосредственно деятельность конкретного государственного органа.

4.1. Оценка эффективности достижения
и реализации стратегических целей и задач
в курируемых отрасли/сфере/регионе

      21. Оценка по данному направлению осуществляется в целях определения эффективности мер оцениваемых государственных органов в развитии курируемой отрасли/сферы/региона.
      22. Центральные исполнительные органы, входящие в структуру Правительства Республики Казахстан, и местные исполнительные органы оцениваются по направлению "Достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе" уполномоченным органом по государственному планированию.
      Сноска. Пункт 22 в редакции Указа Президента РК от 12.12.2014 № 979.
      22-1. Исключен Указом Президента РК от 12.12.2014 № 979.
      23. Оценка эффективности уполномоченного органа по государственному планированию осуществляется по данному направлению Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
      24. Центральные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, оцениваются по данному направлению Администрацией Президента Республики Казахстан.
      25. Разработка и утверждение методики по оценке эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по государственному планированию.
      Сноска. Пункт 25 в редакции Указа Президента РК от 12.12.2014 № 979.

4.2. Оценка качества исполнения актов и поручений Президента
Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики
Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Администрации
Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра
Республики Казахстан

      Сноска. Подраздел 4.2. исключен Указом Президента РК от 02.12.2015 № 123.

4.3. Оценка эффективности управления бюджетными средствами

      30. Оценка по данному направлению осуществляется в целях определения эффективности мер по обеспечению результативности и эффективности использования бюджетных средств.
      31. Оценка эффективности по данному направлению осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета.
      32. Уполномоченный орган по исполнению бюджета оценивается по данному направлению Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
      33. Разработка и утверждение методики оценки эффективности управления бюджетными средствами и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по исполнению бюджета.

4.4. Оценка качества оказания государственных услуг

      34. Оценка по данному направлению осуществляется в целях определения эффективности мер по обеспечению физических и юридических лиц доступными и качественными государственными услугами.
      35. Оценка эффективности по данному направлению осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы.
      36. Уполномоченный орган по делам государственной службы оценивается по данному направлению Администрацией Президента Республики Казахстан.
      37. Оценка качества оказания государственных услуг в электронном формате осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации.
      38. Оценка качества оказания государственных услуг в электронном формате уполномоченным органом в сфере информатизации осуществляется Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
      39. Заключение о результатах оценки качества оказания государственных услуг в электронном формате вносится в уполномоченный орган по делам государственной службы.
      40. Разработка и утверждение методики оценки качества оказания государственных услуг и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по делам государственной службы совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации.
      41. В целях осуществления оценки качества оказания государственных услуг дополнительно могут проводиться социологические исследования.

4.5. Оценка эффективности управления персоналом

      42. Оценка по данному направлению осуществляется в целях определения эффективности мер по управлению персоналом в государственном органе.
      43. Оценка эффективности по данному направлению осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы.
      44. Уполномоченный орган по делам государственной службы оценивается по данному направлению Администрацией Президента Республики Казахстан.
      45. Разработка и утверждение методики оценки эффективности управления персоналом и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по делам государственной службы.

4.6. Оценка эффективности применения информационных технологий

      46. Оценка по данному направлению осуществляется в целях определения эффективности использования информационных технологий государственным органом для оптимизации процессов и повышения прозрачности деятельности государственного органа.
      47. Оценка эффективности по данному направлению осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации.
      48. Уполномоченный орган в сфере информатизации по данному направлению оценивается Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
      49. Разработка и утверждение методики оценки эффективности применения информационных технологий и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом в сфере информатизации.

4.7. Оценка эффективности правового обеспечения
государственных органов

      Сноска. Система дополнена подразделом 4.7 в соответствии с Указом Президента РК от 22.03.2013 № 529; исключен Указом Президента РК от 02.12.2015 № 123.

5. Порядок проведения оценки эффективности оцениваемых
государственных органов

      50. Оцениваемые государственные органы ежегодно в сроки, установленные графиком проведения оценки, представляют в уполномоченные на оценку государственные органы отчетную информацию по итогам предыдущего года в порядке, определяемом уполномоченным на оценку государственным органом.
      Сноска. Пункт 50 в редакции Указа Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      51. Уполномоченные на оценку государственные органы обязаны принять комплекс организационных мер по перепроверке данных, содержащихся в отчетной информации оцениваемых государственных органов, определенных на основе системы управления рисками.
      Разработка и утверждение методики определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками, осуществляются уполномоченным органом по государственному планированию.
      Сноска. Пункт 51 в редакции Указа Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      52. При проведении оценки эффективности уполномоченными на оценку государственными органами учитываются результаты проверок других контрольных органов за отчетный период.
      53. Исключен Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      54. Уполномоченные на оценку государственные органы отвечают за сохранность и конфиденциальность сведений, полученных в процессе оценки.
      54-1. Оцениваемые государственные органы исполняют ранее данные по итогам оценки эффективности поручения и рекомендации путем реализации комплекса мер по улучшению показателей эффективности деятельности по каждому направлению оценки эффективности.
      Сноска. Система дополнена пунктом 54-1 в соответствии с Указом Президента РК от 05.03.2012 № 277.
      55. Согласно графику проведения оценки уполномоченные на оценку государственные органы представляют заключения по соответствующим направлениям в уполномоченный орган по государственному планированию и оцениваемые государственные органы.
      Сноска. Пункт 55 в редакции Указа Президента РК от 12.12.2014 № 979.
      56. Заключения о результатах оценки эффективности по направлениям деятельности должны содержать итоговый отчет об оценке эффективности, результаты реализации ранее данных по итогам оценки эффективности поручений и рекомендаций, а также выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности оцениваемых государственных органов.
      Сноска. Пункт 56 в редакции Указа Президента РК от 05.03.2012 № 277.
      57. Уполномоченный орган по государственному планированию при формировании общей оценки эффективности деятельности государственных органов вправе привлекать на некоммерческой основе некоммерческие организации и независимых экспертов в порядке, определяемом уполномоченным органом по государственному планированию.
      Сноска. Пункт 57 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      58. Согласно графику проведения оценки уполномоченный орган по государственному планированию вносит результаты общей оценки эффективности по направлениям в Экспертную комиссию с одновременным информированием оцениваемых государственных органов.
      Сноска. Пункт 58 в редакции Указа Президента РК от 12.12.2014 № 979.
      59. Форматы заключений, предоставляемых уполномоченными на оценку государственными органами в уполномоченный орган по государственному планированию и Экспертную комиссию, определяются уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.
      60. Экспертная комиссия на основе заключений уполномоченного органа по государственному планированию вносит результаты общей оценки эффективности Президенту Республики Казахстан.
      61. Результаты общей оценки с поручениями и рекомендациями по повышению эффективности деятельности государственных органов направляются руководителям государственных органов для принятия соответствующих мер.
      Сноска. Пункт 61 в редакции Указа Президента РК от 05.03.2012 № 277.
      62. По итогам оценки результаты публикуются уполномоченным органом по государственному планированию в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной и иной охраняемой законом тайны.
      62-1. Если по итогам оценки выявится снижение показателей эффективности деятельности оцениваемого государственного органа, а также ухудшение ситуации во вверенной отрасли (сфере деятельности) Экспертная комиссия вносит предложение рассмотреть вопрос об ответственности соответствующего политического государственного служащего оцениваемого государственного органа, состояние дел в котором подвергнуто оценке.
     Сноска. Раздел 5 дополнен пунктом 62-1 в соответствии с Указом Президента РК от 16.11.2012 № 435 (порядок введения в действие см. п. 3); с изменением, внесенным Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      62-2. В случае реорганизации или упразднения оцениваемого государственного органа в первом полугодии оцениваемого года оценка данного органа осуществляется в рамках оценки государственного органа-правопреемника и учитывается при расчете итогового балла оценки государственного органа-правопреемника.
      Сноска. Раздел 5 дополнен пунктом 62-2 в соответствии с Указом Президента РК от 22.03.2013 № 529.
      62-3. При реорганизации или упразднении оцениваемого государственного органа во втором полугодии оцениваемого года оценка данного органа не осуществляется. Анализ деятельности государственного органа, реорганизованного или упраздненного во втором полугодии оцениваемого года, учитывается в рамках оценки государственного органа-правопреемника и используется в качестве рекомендаций.
      Сноска. Раздел 5 дополнен пунктом 62-3 в соответствии с Указом Президента РК от 22.03.2013 № 529.
      62-4. При реорганизации или упразднении оцениваемого государственного органа в период с начала года, следующего за оцениваемым периодом, до установленных графиком оценки сроков представления государственными органами отчетных данных оценка данного государственного органа осуществляется с учетом результатов за оцениваемый период. Результаты оценки по переданным функциям и полномочиям передаются в качестве рекомендаций в государственный орган-правопреемник.
      Сноска. Раздел 5 дополнен пунктом 62-4 в соответствии с Указом Президента РК от 22.03.2013 № 529.

6. Порядок обжалования результатов оценки эффективности

      Сноска. Раздел 6 в редакции Указа Президента РК от 05.03.2012 № 277.

      63. С момента получения результатов оценки эффективности оцениваемый государственный орган в случае несогласия с результатами оценки эффективности вправе в течение пяти рабочих дней направить возражения с подтверждающими документами в уполномоченные на оценку государственные органы по соответствующим направлениям.
      64. Возражения рассматриваются только в случае наличия подтверждающих документов.
      65. В целях обеспечения объективности и прозрачности оценки эффективности для рассмотрения возражений в уполномоченных на оценку государственных органах формируются специальные комиссии, в состав которых не могут входить участвовавшие в оценке эффективности государственного органа сотрудники.
      66. Уполномоченные на оценку государственные органы в течение пятнадцати календарных дней направляют в рабочий орган Экспертной комиссии и оцениваемые государственные органы обоснованные заключения о принятии либо непринятии возражений. Заключения уполномоченного на оценку государственного органа о принятии либо непринятии возражений обжалованию не подлежат.
      Сноска. Пункт 66 с изменением, внесенными Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      67. В случае принятия возражений уполномоченный на оценку государственный орган вносит соответствующие корректировки в заключение о результатах оценки эффективности.
      68. Рабочий орган Экспертной комиссии вправе самостоятельно инициировать проведение перепроверки отдельных результатов оценки эффективности с привлечением специалистов уполномоченных государственных органов в случае выявления нарушений, оказавших влияние на конечный результат в процессе оценки эффективности.

7. Ответственность участников оценки

      70. За своевременное и качественное исполнение положений настоящего Указа персональную ответственность несут политические государственные служащие.
      71. Первые руководители государственных органов, подлежащих оценке эффективности, несут персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления информации за отчетный период для проведения оценки эффективности.
      Сноска. Пункт 71 с изменением, внесенными Указом Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      72. Политические государственные служащие уполномоченных на оценку государственных органов, ответственные за проведение оценки эффективности, несут персональную ответственность за соответствие процедур и результатов оценки эффективности утвержденным методикам и соблюдение сроков, утвержденных графиком проведения оценки эффективности.
      Сноска. Пункт 72 в редакции Указа Президента РК от 18.03.2014 № 771.
      73. Персональную ответственность за разглашение сведений, полученных в процессе оценки уполномоченными на оценку государственными органами, несут политические государственные служащие.
      74. В случае выявления нарушений настоящего Указа рабочий орган Экспертной комиссии вправе вносить предложения об ответственности соответствующих должностных лиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ        
к Указу Президента    
Республики Казахстан   
от 19 марта 2010 года № 954

ПЕРЕЧЕНЬ
центральных государственных органов, в отношении которых
проводится оценка эффективности их деятельности

      Сноска. Перечень в редакции Указа Президента РК от 29.08.2014 № 900.

      Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, за исключением правоохранительной деятельности
      Национальный Банк Республики Казахстан
      Министерство иностранных дел Республики Казахстан
      Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
      Министерство национальной экономики Республики Казахстан
      Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан
      Министерство образования и науки Республики Казахстан
      Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
      Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
      Министерство финансов Республики Казахстан, за исключением правоохранительной деятельности
      Министерство энергетики Республики Казахстан
      Министерство юстиции Республики Казахстан