Подлежит опубликованию в
"Собрании актов" и
республиканской печати
В целях концентрации научно-технического потенциала Республики Казахстан на приоритетных направлениях космической деятельности и усиления вклада космических технологий и техники в решение задач социально-экономического развития и безопасности страны
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы" (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы;
2) поставить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке на утрату научно-техническую программу "Национальная система космического мониторинга Республики Казахстан на 2004-2006 годы ";
3) создать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке акционерное общество "Национальная компания "Казкосмос" (далее - АО "НК "Казкосмос") со стопроцентным участием государства в его уставном капитале;
4) определить основными направлениями деятельности АО "НК "Казкосмос":
участие в разработке и реализации текущих, долгосрочных межотраслевых программ в сфере космической деятельности Республики Казахстан;
создание высокоэффективных информационных и космических технологий, направленных на решение социально-экономических задач и обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию наукоемких космических технологий и техники;
использование пилотируемых космических полетов для выполнения фундаментальных и прикладных исследований на международной космической станции;
участие в выполнении государственного заказа по обеспечению национальной безопасности, обороны, охраны окружающей среды, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
5) принять иные необходимые меры по реализации настоящего Указа.
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от 25 января 2005 года N 1513
Государственная программа
"Развитие космической деятельности в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы"
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы Развитие космической деятельности
в Республике Казахстан на 2005-2007
годы
Основание для разработки
Послание
Главы государства народу
Казахстана "К конкурентоспособному
Казахстану, конкурентоспособной
экономике, конкурентоспособной
нации" от 19 марта 2004 года;
Стратегия индустриально-
инновационного развития Республики
Казахстан на 2003-2015 годы,
утвержденная
Указом
Президента
Республики Казахстан от 17 мая 2003
года N 1096;
распоряжение
Премьер-Министра
Республики Казахстан от 18 февраля
2004 года N 40-р
Разработчик Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Цель Развитие космической деятельности,
способствующей укреплению
национальной и информационной
безопасности, социально-
экономическому и научно-
техническому развитию Республики
Казахстан путем эффективного
использования космических технологий
Задачи Разработка основ для создания
и запуска отечественных космических
аппаратов различного назначения;
развитие наземной инфраструктуры
для запуска и управления космическими
аппаратами различного назначения;
разработка программы научных
исследований и экспериментов
на борту Международной космической
станции во время полета казахстанских
космонавтов;
развитие информационных космических
технологий на основе спутниковых
телекоммуникационных систем;
развитие Национальной системы
космического мониторинга территории
Республики Казахстан;
создание системы экологической
безопасности территории Республики
Казахстан при эксплуатации
космического ракетного комплекса;
создание системы профессионального
образования и подготовки необходимых
кадров для развития космической
деятельности;
создание нормативной правовой базы
и экономическое обеспечение развития
космической деятельности
Необходимые ресурсы и На реализацию Программы в 2005-2007
источники финансирования годы будут направлены средства
республиканского бюджета,
отечественные и иностранные
инвестиции. Финансовые затраты,
связанные с реализацией Программы,
составляют 44 364,3 млн. тенге;
республиканский бюджет всего
44 064,3 млн. тенге, в том числе
в 2005 году - 14 861,2 млн. тенге;
инвестиции всего 300 млн. тенге,
в том числе в 2005 году - 150 млн.
тенге, в 2006 году - 150 млн. тенге;
финансовые затраты, связанные с
созданием и запуском космического
аппарата "Kazsat" и космический
ракетный комплекс "Байтерек",
составляют 38 346,39 млн. тенге;
финансовые затраты из республиканского
бюджета на обеспечение научно-
исследовательских и опытно-
конструкторских работ составляют
5582,1 млн. тенге, в том числе
в 2005 году - 2679,9 млн. тенге,
2006 году - 1732,6 млн. тенге,
2007 году - 1169,6 млн. тенге.
На указанные виды работ планируется
привлечение инвестиций в размере
300 млн. тенге, в том числе в 2005
году - 150 млн. тенге, 2006 году -
150 млн. тенге;
финансовые средства на подготовку,
переподготовку, повышение
квалификации специалистов и другие
образовательные мероприятия
составляют всего 455,3 млн. тенге,
в том числе на 2005 год - 96,4 млн.
тенге в рамках данной Программы
по бюджетным программам:
002 "Фундаментальные и прикладные
научные исследования" (подпрограмма
101 "Прикладные научные
исследования") - 50 млн. тенге;
023 "Повышение квалификации и
переподготовка кадров государственных
организаций образования" - 43,4 млн.
тенге;
025 "Методическое обеспечение
системы образования и анализ качества
образовательных услуг" - 3 млн. тенге;
кроме того на эти цели предусмотрены
финансовые средства в объеме 31
млн. тенге и 84,5 млн. тенге
соответственно по бюджетным
программам:
020 "Подготовка специалистов с
высшим и послевузовским
профессиональным образованием"
(подпрограмма 112 "Подготовка кадров
в высших учебных заведениях
Российской Федерации и Восточной
Европы");
006 "Техническое сопровождение
системы мониторинга радиочастотного
спектра и радиоэлектронных средств";
объемы расходов по мероприятиям,
финансируемым за счет средств
республиканского бюджета, на
2006-2007 годы будут уточняться в
соответствии с Законом Республики
Казахстан "О республиканском
бюджете" на соответствующий
финансовый год
Ожидаемые результаты В результате реализации Программы:
1) будут заложены основы создания
отечественных космических аппаратов
путем:
создания и запуска национального
геостационарного спутника связи
и вещания "KazSat";
выделения и закрепления за
Республикой Казахстан точек стояния
для казахстанских космических
аппаратов на геостационарной орбите;
разработки технико-экономических
обоснований создания универсальной
космической платформы, технических
предложений и пилотных проектов по
созданию отечественных космических
аппаратов различного назначения;
создания специального конструкторско-
технологического бюро космической
техники;
участия в создании международной
системы радиационного мониторинга
территории Республики Казахстан;
проведения подготовительных работ
по организации производства
абонентских терминалов в Республике
Казахстан и выполнения
пилотного проекта по созданию
многофункциональной системы
персональной спутниковой связи
"Гонец-M" в интересах различных
потребителей в Республике Казахстан;
развития элементной базы электронной
аппаратуры и методов диагностики
радиационной стойкости при
воздействии космического излучения;
2) будет развита наземная
инфраструктура для запуска и
управления космическими аппаратами
на основе:
создания космического
ракетного комплекса "Байтерек"
на космодроме "Байконур";
создания командно-измерительного
комплекса Республики Казахстан,
восстановления и модернизации
объектов полигона "Сары-Шаган"
и радиополигона "Орбита" для
сопровождения космических аппаратов
и контроля космического пространства;
создания наземного комплекса
управления космическими аппаратами
и системы мониторинга связи
в г. Акколь Акмолинской области;
анализа технико-экономического
обоснования и подготовки предложений
по созданию космического ракетного
комплекса "Ишим" на базе самолета
"МИГ-31Д";
3) будет разработана программа
научных исследований и экспериментов
на борту Международной космической
станции во время полета
казахстанских космонавтов;
проработано участие Республики
Казахстан в создании многоцелевого
лабораторного модуля функционально-
грузового блока-2 Международной
космической станции;
4) будут развиты информационные
космические технологии путем:
создания технологической базы
современной информационной и
коммуникационной инфраструктуры
космической деятельности республики;
разработки технологических основ
создания и применения спутниковых
навигационных систем;
создания Центра отображения полетной
информации о стартующих ракетоносителях;
5) будет развита Национальная система
космического мониторинга территории
Республики Казахстан на основе:
развития центров приема и
обработки данных дистанционного
зондирования Земли в городах Астане,
Алматы, Приозерске и Атырау;
внедрения комплекса
геоинформационных технологий для
решения приоритетных задач
космического мониторинга чрезвычайных
ситуаций, сельскохозяйственных угодий,
минеральных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Казахстан;
создания сети подспутниковых полигонов;
создания корпоративной информационной
инфраструктуры;
создания и актуализации Национального
архива цифровых космических изображений;
6) будет создана система экологической
безопасности территории Республики
Казахстан при эксплуатации космических
ракетных комплексов на основе:
комплексной оценки влияния космодрома
"Байконур" на окружающую среду
и здоровье населения;
создания многоуровневой системы
экологического мониторинга;
развития методов физико-химической
диагностики воздействий эксплуатации
космического ракетного комплекса на
окружающую среду и здоровье населения;
разработки комплекса мероприятий по
снижению негативного воздействия
эксплуатации космического ракетного
комплекса на окружающую среду и здоровье
населения;
7) будет подготовлен отечественный
кадровый потенциал для космической
деятельности на основе:
организации подготовки специалистов
с высшим профессиональным образованием
в вузах республики, России и Восточной
Европы, а также путем предоставления
международной стипендии Президента
Республики Казахстан "Болашак";
создания системы переподготовки
и повышения квалификации кадров в
вузах и научных центрах республики;
разработки и внедрения технологий
дистанционного обучения в области
космической деятельности;
8) будет разработана нормативная
правовая и экономическая основа для
проведения единой государственной
политики в сфере космической
деятельности путем:
разработки Закона Республики Казахстан
"О космической деятельности";
обоснования основных направлений и
методов государственной поддержки
развития космической деятельности;
разработки мер и механизмов
коммерциализации космической
деятельности
Сроки среднесрочная, 2005-2007 годы
реализации
В современном мире космическая отрасль является одной из наиболее приоритетных и наукоемких областей человеческой деятельности. Участие в космической деятельности в значительной мере определяет политический престиж современного государства, его экономическую, и научно-техническую и оборонную мощь. Анализ современных тенденций и факторов развития космической деятельности свидетельствует о том, что ведущие страны мира прилагают значительные усилия, чтобы нарастить свой космический потенциал. В 2002 году объем капитальных вложений в разработку технологий мировой космической деятельности вырос более чем в два раза по сравнению с 1996 годом.
В 2003 году, по данным консалтинговой фирмы "Еuroconsult", финансирование космических программ составило: в России - 245 млн. долларов США, Евросоюзе - 4 515 млн. долларов США, Индии - 500 млн. долларов США, Японии - 2 257 млн. долларов США, США - 15 млрд. долларов США.
При этом, по данным международного журнала "Stаte of space industry", в 2003 году доля госбюджетных ассигнований в общих затратах на космическую деятельность составляет в США - 0,996, России - 0,998, Индии - 0,972, Китае - 0,95, Японии - 0,83.
В последние годы в мире активно наращиваются космические телекоммуникационные системы, а также средства и методы дистанционного зондирования. Только за последние 5 лет доходы в секторе спутниковой связи возросли с 7 млрд. до 14 млрд. долл. США в 2003 году. Сегодня более двух десятков стран имеют собственные космические аппараты. Более сотни стран прямо или косвенно участвуют в различных космических программах. Формируются мировые специализация и кооперация в космической деятельности.
Казахстан может и должен найти свое достойное место в международной космической деятельности. Для этого необходимо прежде всего определить приоритеты развития космической деятельности в Республике Казахстан. С учетом огромной территории, низкой плотности населения, разнообразия природных условий и минеральных ресурсов жизненно важным для республики направлением является дальнейшее развитие средств спутниковой связи и систем космического мониторинга.
Еще одним актуальным в политическом и научном плане направлением является участие казахстанских ученых, специалистов и космонавтов в программах, реализуемых на борту Международной космической станции.
В стратегическом плане важнейшим приоритетом является развитие сотрудничества с Российской Федерацией, предполагающее реализацию совместных космических проектов. Это позволит Казахстану выйти совместно с Россией на мировой рынок услуг по запускам космических аппаратов, создать технологическую базу для проектирования и изготовления элементов космических аппаратов и целевой бортовой аппаратуры, расширить участие казахстанских специалистов в эксплуатации объектов крупнейшего в мире космодрома.
В каждом из указанных направлений уже имеется определенный научно-технический задел. В настоящее время создаются первый казахстанский спутник связи и вещания "Kazsat" и наземный комплекс управления и системы мониторинга связи в городе Акколь Акмолинской области. На объектах полигона "Сары-Шаган" базируется антенный комплекс, который может быть использован для сопровождения космических аппаратов и контроля космического пространства, функционирует радиополигон "Орбита" в городе Алматы, созданы центры приема данных дистанционного зондирования в городах Алматы, Астане и Приозерске. Казахстанские ученые и специалисты подготовили и успешно реализовали четыре комплексные программы исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса "Мир" и Международной космической станции с участием казахстанских космонавтов Т. Аубакирова (1991 год) и Т. Мусабаева (1994, 1998, 2001 годы).
С 2001 года в штатном режиме эксплуатируется базовый комплекс системы космического мониторинга территории Казахстана, обеспечивающий решение задач в интересах Министерства сельского хозяйства и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Развитие системы осуществляется в рамках отраслевой программы. В 2004 году на эти цели выделено 67 млн. тенге. В рамках бюджетной программы Министерства охраны и окружающей среды Республики Казахстан реализуются мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности в районах, подверженных ракетно-космической деятельности, с объемом финансирования в 2004 году 85 миллионов тенге.
Таким образом, можно констатировать, что в Казахстане созданы объективные научные, технологические и организационные предпосылки развития космической деятельности. Для ее дальнейшего целенаправленного системного развития необходимо разработать и утвердить Государственную программу.
При разработке Программы соблюдены следующие принципы:
практическая востребованность и экономическая целесообразность решаемых задач;
реализация совместных с Россией космических программ и проектов на космодроме "Байконур";
максимальное использование отечественного научно-технологического потенциала, технических средств объектов полигона "Сары-Шаган", центров приема данных дистанционного зондирования Земли в городах Астане, Алматы, Приозерске и Атырау;
интеграция ведомственных и отраслевых программ, связанных с развитием и использованием космических технологий.
Основанием для разработки Программы являются:
Послание
Главы государства народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" от 19 марта 2004 года;
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная
Указом
Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096;
распоряжение
Премьер-Министра Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года N 40-р.
В Программе используются следующие сокращения:
АИС РК - Агентство информатизации и связи Республики Казахстан;
АКК - Аэрокосмический комитет Министерства образования и
науки РК;
ВОЛС - волоконно-оптическая линия связи;
ВУЗ - высшее учебное заведение;
ГИС - геоинформационные системы;
ДЗЗ - дистанционное зондирование Земли;
ИКИ - Институт космических исследований Министерства
образования и науки РК;
ИИ - Институт ионосферы Министерства образования и науки РК;
КА - космические аппараты;
КЖРТ - компоненты жидкого ракетного топлива;
МКА - малогабаритные космические аппараты;
МКС - Международная космическая станция;
НЦРЭС - Национальный центр радиоэлектроники и связи;
НИИ - научно-исследовательский институт;
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки;
НКУ - наземный комплекс управления;
ООН - Организация Объединенных Наций;
ПСД - проектно-сметная документация;
РН - ракето-носитель;
РК - Республика Казахстан;
КРК - космический ракетный комплекс;
РКТ - ракетно-космическая техника;
ТЭО - технико-экономическое обоснование;
ФГБ - функционально-грузовой блок.
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевыми приоритетами развития космической деятельности Казахстана являются расширение спектра услуг связи и повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных систем.
В настоящее время в местной сети телекоммуникаций республики действует 3057 станций, из них в городской сети телекоммуникаций используется 721 АТС, в сельской - 2336 АТС. Уровень цифровизации местных сетей достиг 53%, средняя телефонная плотность составила 15 телефонов на 100 жителей. При этом в сельской местности телефонная плотность - 6,3 телефона, количество нетелефонизированных населенных пунктов - 1154 при уровне цифровизации 20%. Доступ к Интернету предоставляется только в городах и районных центрах. Услуги операторов связи не всегда доступны основной массе населения. Остро стоит задача обеспечения национальным телевещанием всей территории страны. В этих условиях роль спутниковой связи особенно для удаленных и труднодоступных районов с низкой плотностью населения и слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой трудно переоценить.
Услуги в области космической связи и вещания в Республике Казахстан предоставляются десятью основными операторами, которые арендуют спутниковые ресурсы связи у международных и зарубежных компаний: Intelsat, AsiaSat, EutelSat, Стационар. Общий объем арендуемых спутниковых каналов связи в 2003 году достиг 493,5 МГц, в том числе для внутреннего трафика - 408 МГц, для международного - 85,5 МГц.
Согласно прогнозам экспертов, к 2010 году потребность операторов страны может достигнуть величины 997 МГц, в том числе внутренний трафик - 837 МГц, международный - 160 МГц. Число пользователей Интернета и объемы передачи данных каждый год возрастают примерно в 1,5 раза. В случае продления аренды спутниковых ресурсов только у зарубежных компаний ежегодная арендная плата к указанному сроку может достичь 36 млн. долл. США.
Таким образом, создание высокоэффективных спутниковых систем связи является не только актуальным, но и экономически оправданным.
Первыми шагами в решении указанной задачи должны стать выполнение проекта создания и запуска национального спутника связи и вещания "KazSat" и развитие на его основе мощного комплекса телекоммуникационных услуг. С выводом "KazSat" на геостационарную орбиту Казахстан получит дополнительные возможности для расширения сферы непосредственного телевизионного вещания, особенно в отдаленных районах, увеличения количества пользователей Интернета, создания ведомственных сетей передачи данных и систем подвижной спутниковой связи.
Емкость бортовых ресурсов КА "KazSat" составляет 864 МГц. С учетом прогнозных оценок и расширения спутниковых услуг и резервирования ресурсов КА "KazSat" возникает необходимость создания в перспективе следующего КА телевещания и передачи данных.
Следующим приоритетом является развитие наземных служб и технологических комплексов космодрома "Байконур" и полигона "Сары-Шаган" для запуска и сопровождения КА на орбите. Ключевым вопросом здесь следует считать поэтапный переход к участию в коммерческих запусках КА. Это надежный источник доходов, поскольку цены на пусковые услуги в настоящее время находятся в пределах от 7 млн. до 95 млн. долларов США. Прорывом в этом направлении может стать подписанное 9 января 2004 года в городе Астане соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", которым, в частности, предусматриваются создание и эксплуатация на космодроме КРК "Байтерек" на базе КРК "Ангара".
Для реализации указанного проекта создается совместное казахстанско-российское предприятие в городе Астане на принципах равенства казахстанского и российского участия.
Необходимо также создать специальное конструкторско-технологическое бюро для разработки техники космического назначения.
В рамках проекта "KazSat" создаются НКУ и система мониторинга связи, что позволит создать телепорт космической связи казахстанских КА с выходом на трансконтинентальный ВОЛС Шанхай-Франкфурт и интегрироваться с евразийской телекоммуникационной сетью.
Кроме того необходимо также решить задачу создания резервного центра управления полетами на базе многофункционального распределенного измерительного комплекса по сопровождению КА и контролю космического пространства с базированием технических средств в городах Астане, Алматы и Приозерске ("Сары-Шаган").
Целесообразность такого размещения обусловлена техническими особенностями и требованиями к построению измерительных комплексов: географическим разнесением измерительных баз, резервированием и построением антенных полей.
Имеется также возможность использования имеющейся инфраструктуры полигона "Сары-Шаган" для создания телепорта космической связи с казахстанских КА. Завершение строительства в 2007 году магистральной ВОЛС "Алматы-Астана", проходящей через железнодорожную станцию Сары-Шаган, позволяет осуществить выход телепорта на сеть телекоммуникаций общего пользования со скоростью до 2,5 Гбит в секунду. Это еще одно важное направление, позволяющее получать доход от космической деятельности.
Чрезвычайно перспективным направлением развития космической деятельности республики может стать пилотируемая космонавтика.
В этой связи важным как в политическом, так и в научном плане является участие казахстанских космонавтов в экспедиции на Международной космической станции и ее научно-технологическое обеспечение. Успешное выполнение казахстанской программы полета будет способствовать укреплению международного престижа Казахстана, повышению авторитета казахстанских космонавтов, ученых и специалистов.
Полет первого космонавта Республики Казахстан Т. Аубакирова дал толчок развитию в республике космического материаловедения и технологий синтеза материалов с заданными свойствами. Не менее интересные результаты получены в области биотехнологии: были выведены новые сорта растений картофеля и пшеницы, устойчивые к болезням и неблагоприятным окружающим факторам.
Высокую оценку специалистов во всем мире получили результаты космических экспериментов в области питания и послеполетного реабилитационного восстановления организма космонавтов.
Таким образом, есть все основания рассчитывать на высокий уровень дальнейших исследований и экспериментов на борту МКС.
В рамках Программы планируется провести наиболее интересные и перспективные исследования в области астрофизики, небесной механики и звездной динамики, измерение параметров ионосферы и оценку их влияния на характеристики радиосигналов с КА, космического материаловедения, космической биотехнологии и биомедицины.
Следующим важным направлением использования космических технологий является ДЗЗ из космоса. В Казахстане за последние 10 лет разработаны и внедрены современные отечественные технологии в области тематического дешифрирования данных ДЗЗ. Созданы центры приема и обработки космических снимков в городах Алматы, Астане и Приозерске. С 2001 года функционирует система космического мониторинга Казахстана, в рамках которой решаются задачи мониторинга сельскохозяйственных угодий, картирования очагов пожаров и зон затопления, контроля экологической обстановки в кризисных районах.
Научно-техническая программа
"Национальная система космического мониторинга Республики Казахстан" на 2004-2006 годы включена в качестве подпрограммы в настоящую Государственную программу. При этом предусматривается увеличение ассигнований на 2005-2007 годы, что позволит расширить круг прикладных задач и существенно повысить эффективность мониторинга.
Весьма актуальна проблема экологической безопасности территории Республики Казахстан, связанная с эксплуатацией космодрома "Байконур". С космодрома осуществляются пуски РН различного класса.
Районы падения отделяющихся частей РН занимают общую площадь около 4 млн. га. Известно, что запуски ракет космического назначения воздействуют практически на все сферы Земли, а их влияние на окружающую среду весьма многообразно: акустическое, тепловое, механическое и химическое.
При этом круг проблем, связанных с экологической безопасностью ракетно-космической деятельности, остается пока нерешенным.
Для получения полной картины воздействия на экосистемы и разработки путей регенерации компонентов окружающей среды прежде всего необходимо проведение всесторонних химико-биологических, почвоведческих и санитарно-гигиенических исследований, создание базы данных по динамике химических превращений загрязняющих выбросов, обусловленных штатной эксплуатацией ракетно-космического комплекса. Это позволит получить экологическую картину территорий Казахстана, подверженных воздействию деятельности ракетно-космических комплексов, разработать программы постоянного экологического мониторинга исследуемых районов, выработать меры по реабилитации загрязненных территорий, что предполагается осуществить в рамках Программы.
Для реализации планов развития космической деятельности, в первую очередь, необходимо организовать подготовку квалифицированных кадров. Определенные условия для этого имеются. С 1996 года ведется обучение казахстанских граждан для космической деятельности республики в филиале "Восход" Московского авиационного института, расположенном в городе Байконыр. Согласно выделенным Министерством образования и науки Республики Казахстан грантам 10 граждан Казахстана принимаются для обучения в филиал "Восход" МАИ. Выпускники филиала "Восход" МАИ - граждане Казахстана, прошедшие конкурсный отбор, работают на объектах космодрома, в Аэрокосмическом комитете и подведомственном ему РГП "Инфракос". В настоящее время в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина проходят общекосмическую подготовку 2 гражданина Республики Казахстан.
В ряде отечественных вузов ведется подготовка бакалавров и магистров по специальностям "Радиотехника, электроника и телекоммуникации", "Радиосвязь и радионавигация", "Системы и средства подвижной связи", "Радиосвязь, радиовещание и телевидение", "Многоканальные телекоммуникационные системы". С 2005 года при Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева планируется создать кафедру "Геоинформационное моделирование и дистанционное зондирование экосистем" для подготовки специалистов в области исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами.
Но этого явно недостаточно. Необходимо проработать вопрос о дополнительной подготовке специалистов для космической отрасли Казахстана в московских вузах, являющихся базовыми учебными заведениями Федерального космического агентства: МГТУ им. Н. Баумана, МАИ им. С. Орджоникидзе и других. Крайне важно организовать эффективную систему переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для качественной эксплуатации наземного комплекса управления и системы мониторинга связи космической системы "Kazsat".
Сделаны определенные шаги и в направлении присоединения Казахстана к системе международного космического права. В 1996 году на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Казахстан была принята членом Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, а в 1997 году присоединилась к пяти основным договорам ООН по космосу. В рамках положений международного космического права внесены изменения и дополнения в законы РК
"Об экспортном контроле"
и
"О лицензировании"
, осуществляются процедуры, необходимые для присоединения Республики Казахстан к Режиму контроля ракетной технологии. Эти работы должны быть продолжены. Для успешного выполнения Программы важно создать нормативную правовую базу и эффективные экономические механизмы регулирования направлений и темпов развития космической деятельности в Казахстане.
Таким образом, в Республике Казахстан существуют реальные предпосылки для развития космической деятельности. Их успешная реализация требует разработки и выполнения Государственной программы, предусматривающей конкретные пути и меры по развитию космической деятельности Республики Казахстан.
При этом первоочередными национальными интересами Казахстана в космической деятельности должны стать:
создание и эффективное использование образцов космической техники и технологий, отвечающих современным требованиям и международным стандартам;
расширение применения космических технологий в различных отраслях экономики;
перевод телекоммуникационных каналов связи АО "Казахтелеком", АО "Казахстанские телекоммуникации", АО "Астел", АО "Казтранском", ТОО "Жарык", АО "Нурсат", АО "TNS-plus", TOO "Sal-Telcom", АО "АРНА" на независимые отечественные космические аппараты с внедрением современных средств защиты информации для усиления обороны, решения проблем национальной и информационной безопасности;
развитие системы космического мониторинга территории республики, минимизация рисков и угроз природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, снижение вредных воздействий ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
интеграция Республики Казахстан с мировым космическим сообществом, проведение экспедиции казахстанских космонавтов на Международной космической станции, участие казахстанских специалистов и организаций в реализации совместных проектов на космодроме "Байконур".
Основная цель Государственной программы
- развитие космической деятельности, способствующей укреплению национальной и информационной безопасности, социально-экономическому и научно-техническому развитию Республики Казахстан путем эффективного использования космических технологий.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
разработка основ для создания и запуска отечественных КА различного назначения;
развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления КА различного назначения;
разработка программы научных исследований и экспериментов на борту МКС во время полета казахстанских космонавтов;
развитие информационных технологий на основе спутниковых телекоммуникационных систем;
развитие Национальной системы космического мониторинга территории Республики Казахстан, в том числе состояния окружающей среды;
создание системы экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов;
создание системы профессионального образования и подготовки необходимых кадров для развития космической деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы и экономическое обеспечение развития космической деятельности.
5.1. Основные направления Программы
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям.
5.1.1. Разработка основ для создания и запуска отечественных космических аппаратов различного назначения предусматривает:
проведение выделение и закрепление за Республикой Казахстан точек стояния для казахстанских КА на геостационарной орбите;
участие в автономных и комплексных испытаниях, а также запуске первого казахстанского спутника связи и вещания "KazSat";
создание специального конструкторско-технологического бюро космической техники;
подготовку предложений по созданию и запуску национального геостационарного спутника связи непосредственного телерадиовещания и предоставления интерактивных услуг мультимедиа;
разработку ТЭО создания универсальной космической платформы для обеспечения функционирования КА на низкой околоземной и геостационарной орбитах;
разработку эскизного проекта космического аппарата национальной космической системы дистанционного зондирования Земли;
подготовку проектных материалов по созданию КА научного назначения;
выполнение пилотного проекта по созданию многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец-M" в интересах различных потребителей в Республике Казахстан;
участие в создании международной системы радиационного мониторинга космического пространства;
развитие элементной базы электронной аппаратуры и методов диагностики радиационной стойкости при воздействии космического излучения.
Успешная реализация данного направления требует выделения и закрепления за Республикой Казахстан точек стояния на геостационарной орбите для казахстанских КА. В этой связи перед соответствующими государственными органами Республики Казахстан ставится задача об оперативном решении данного вопроса до 2008 года.
5.1.2. Развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления космическими аппаратами будет осуществляться путем:
строительства и технического оснащения наземного комплекса управления и системы мониторинга связи в г. Акколь Акмолинской области в рамках проекта создания и запуска первого национального геостационарного спутника связи и вещания "KazSat";
строительства и технического оснащения КРК "Байтерек" на космодроме "Байконур", проведения полного цикла испытаний и сдачи его в опытно-промышленную эксплуатацию;
создания командно-измерительного комплекса Республики Казахстан;
анализа ТЭО и подготовки предложений по созданию комплекса "Ишим" на базе самолета "МИГ-31Д".
5.1.3. Разработка программы научных исследований и экспериментов на борту Международной космической станции во время полета казахстанских космонавтов предусматривает:
изучение термодиффузии металлов в жидком и твердом состоянии в условиях микрогравитации;
комплексное изучение оптических явлений в верхней атмосфере;
изучение молекулярно-биологических механизмов воздействия факторов космического полета на геном высших организмов и создания исходных устойчивых линий сельскохозяйственных культур;
разработку химических, биохимических и психофизиологических методов защиты человека в условиях микрогравитации и повышенных перегрузок;
разработку и доставки на борт МКС специализированных продуктов и биологических активных добавок, повышающих адаптационные возможности организма космонавтов;
проработку участия Республики Казахстан в создании многоцелевого лабораторного модуля на базе ФГБ-2 Международной космической станции.
5.1.4. Развитие информационных космических технологий будет осуществляться через:
разработку эффективных методов и технологий сбора, обработки, анализа и синтеза аэрокосмических изображений;
моделирование процессов управления космическими объектами;
обеспечение безопасности информационных космических технологий;
разработку технических предложений по созданию национального космического сегмента спутниковой системы телекоммуникаций, национальной системы спутникового цифрового телерадиовещания и интегрированного обслуживания;
создание Центра отображения полетной информации о стартующих РН;
обеспечение эффективного использования национального орбитально-частотного ресурса;
выбор и обоснование технологических и технических решений по созданию казахстанских телепортов спутниковой связи;
разработку технологических основ создания и применения спутниковых информационно-телекоммуникационных и навигационных систем;
выбор и обоснование технологических и технических решений по созданию корпоративной информационно-телекоммуникационной сети.
5.1.5. Развитие Национальной системы космического мониторинга территории Республики Казахстан будет осуществляться путем:
оперативного предоставления государственным органам управления всех уровней достоверной информации о состоянии и использовании природных ресурсов;
развития сети приемных станций, обеспечивающих регулярное покрытие территории Казахстана и сопредельных государств оперативными космическими съемками высокого, среднего и низкого разрешения в различных спектральных диапазонах;
создания корпоративной информационной инфраструктуры, объединяющей центры обработки информации, ведомственные и территориальные информационно-измерительные сети;
создания и актуализации Национального архива цифровых космических изображений, обеспечения безопасности информации и ее защиту от несанкционированного доступа.
5.1.6. Создание системы экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов будет реализовано путем:
комплексной оценки состояния экосистем на территории космодрома "Байконур" и прилегающих территориях;
создания многоуровневой системы экологического мониторинга и прогнозирования состояния объектов окружающей среды космодрома "Байконур" и районов падения отделяющихся частей РН с учетом фоновых нагрузок на базе современных информационных ГИС-технологий, являющейся составной частью Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
развития методов физико-химической диагностики воздействий КРК на окружающую среду, включая качественно-количественную оценку содержания КЖРТ и продуктов их превращений в различных объектах окружающей среды, моделирования процессов трансформации и распространения этих продуктов;
проведения санитарно-гигиенического мониторинга для конкретизации возможного риска и степени доказанного вреда от комплексного воздействия факторов, обусловленных эксплуатацией РКТ, на здоровье населения;
разработки методов и технологий реабилитации почвенно-растительного покрова на территориях, ранее использованных под ракетно-космическую деятельность;
разработки комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия неблагоприятных факторов, связанных с эксплуатацией комплекса "Байконур", на окружающую среду и здоровье населения.
5.1.7. Кадровое обеспечение космической деятельности будет осуществляться путем:
введения в учебные планы высших учебных заведений Республики Казахстан специальных дисциплин и проведения подготовки в рамках государственного образовательного заказа специалистов по космической связи, телекоммуникациям, навигации, бортовой технике, ракетным топливу и двигателям, защите информации;
подготовки магистров по специальностям "Информационные системы", "Радиотехника, электроника и телекоммуникации", "Экология" со специализациями для космической деятельности по обработке данных ДЗЗ, технологиям космической связи, экологической безопасности при эксплуатации космических ракетных комплексов;
организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в области: проектирования, конструирования и производства летательных аппаратов; тепловых, электроракетных двигателей и электроустановок испытательных аппаратов; контроля и испытания летательных аппаратов;
расширения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по практической космонавтике в филиале "Восход" Московского авиационного института в городе Байконыр;
подготовки, стажировки и переподготовки инженерно-технических и научных кадров в соответствующих учебных заведениях и научных центрах;
разработки и внедрения технологий дистанционного обучения специалистов по аэрокосмическому направлению.
Подготовка специалистов в сфере космической деятельности будет осуществляться как в высших учебных заведениях Республики Казахстан путем размещения в них государственного образовательного заказа, так и в ведущих зарубежных учебных заведениях и научных центрах в рамках
Государственной программы
развития образования на 2005-2010 годы, а также
присуждения
международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак".
5.1.8. Нормативное правовое и экономическое обеспечение функционирования космической деятельности будет осуществляться путем:
разработки Закона Республики Казахстан "О космической деятельности";
реализации
соглашения
между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании КРК "Байтерек";
проведения необходимых внешнеполитических мероприятий для присоединения Республики Казахстан к международному Режиму контроля ракетной технологии;
определения приоритетов развития космической деятельности Казахстана, ориентированных на коммерциализацию и экономическую эффективность реализуемых проектов;
разработки мер и механизмов прямого и косвенного государственного стимулирования развития космической деятельности на основе государственного заказа, налогового, кредитного, таможенного регулирования и иных мер;
разработки мер и механизмов по привлечению частного капитала и инвестиций в развитие космической деятельности;
обоснования направлений и методов формирования системы мониторинга, анализа и маркетинга рынка космических технологий и услуг;
создания системы многоканального финансирования, управления рисками и венчурного инвестирования;
обоснования стратегии поэтапного формирования конкурентоспособной аэрокосмической отрасли в Республике Казахстан;
обоснования предложений по формированию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие космических технологий и их использование в других сферах науки, техники и экономики.
5.2. Механизм реализации Программы
Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации, утверждаемым постановлением Правительства Республики Казахстан.
В целях определения государственных приоритетов и направлений развития космической деятельности в Республике Казахстан, обеспечения системного контроля за ходом реализации Программы предусматривается создание консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан - "Совет по космосу" (далее - Совет), возглавляемого Премьер-Министром Республики Казахстан и включающего представителей заинтересованных государственных органов и организаций, работающих в сфере космической деятельности.
Рабочим органом Совета определяется уполномоченный государственный орган в сфере космической деятельности - Министерство образования и науки Республики Казахстан.
В целях реализации данной Программы будет создано акционерное общество "Национальная компания "Казкосмос", основными направлениями деятельности которой будут:
участие в реализации государственной политики в области космической деятельности;
участие в разработке и реализации текущих и долгосрочных межотраслевых программ в сфере космической деятельности Республики Казахстан;
проведение системных исследований по обоснованию основных направлений развития космической техники;
освоение и создание высокоэффективных информационных и космических технологий, направленных на решение социально-экономических задач и обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан;
проведение опытно-конструкторских работ по созданию космической техники и технологий по оценке воздействия космической деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения Республики Казахстан и обеспечение экологической безопасности эксплуатации ракетно-космической техники на космодроме "Байконур";
организация проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментов в рамках пилотируемых космических полетов;
участие в выполнении государственного заказа в области обороны, охраны окружающей среды, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций с использованием методов ДЗЗ;
проектирование и изготовление космических аппаратов различного назначения, организация их запуска.
Для реализации проекта создания КРК "Байтерек" будет организовано совместное казахстанско-российское предприятие. Координация работ по реализации данного проекта возлагается на Аэрокосмический комитет Министерства образования и науки Республики Казахстан.
В целях нормативного правового обеспечения реализации Программы предусматриваются разработка ряда нормативных правовых актов и подготовка соответствующих межгосударственных соглашений и международных договоров для осуществления взаимодействия государственных органов и организаций Республики Казахстан, Российской Федерации, Германии, Франции и других стран в сфере космической деятельности.
Администратором Программы определено Министерство образования и науки Республики Казахстан.
6. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
__________________________________________________________________________
Направления !Средства ! Инвестиции
!республи- ! (млн.тенге)
!канского !
!бюджета !
!(млн. тенге)!
--------------------------------------------------------------------------
1. Космические аппараты 10661,10
2. Развитие наземной инфраструктуры для
запуска и управления космическими
аппаратами 30670,6
3. Разработка программы научных
исследований и экспериментов на борту
МКС во время полета казахстанских
космонавтов 600,00
4. Развитие информационных космических
технологий 1016,00 -
5. Развитие Национальной системы
космического мониторинга территории
Республики Казахстан 472,90 300
6. Создание системы экологической
безопасности территории Республики
Казахстан при эксплуатации КРК 307,00 -
7. Кадровое обеспечение космической
деятельности 285,80 -
8. Нормативное правовое и экономическое
обеспечение функционирования
космической деятельности 50,90 -
ИТОГО: 44064,3 300,0
__________________________________________________________________________
Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы, составляют всего 44 364,3 млн. тенге.
Республиканский бюджет всего 44 064,3 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 14 861,2 млн. тенге.
Инвестиции всего 300 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 150 млн. тенге, в 2006 году - 150 млн. тенге.
Финансовые затраты, связанные с созданием и запуском КА "Kazsat" и КРК "Байтерек", составляют 38 346,39 млн. тенге.
Финансовые затраты из республиканского бюджета на обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют 5582,1 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 2679,9 млн. тенге, 2006 году - 1732,6 млн. тенге, 2007 году - 1169,6 млн. тенге. На указанные виды работ планируется привлечение инвестиций в размере 300 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 150 млн. тенге, 2006 году - 150 млн. тенге.
Финансовые средства на подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов и другие образовательные мероприятия составляют всего 455,3 млн. тенге, в том числе на 2005 год - 96,4 млн. тенге в рамках данной Программы по бюджетным программам:
002 "Фундаментальные и прикладные научные исследования" (подпрограмма 101 "Прикладные научные исследования") - 50 млн. тенге;
023 "Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций образования" - 43,4 млн. тенге;
025 "Методическое обеспечение системы образования и анализ качества образовательных услуг" - 3 млн. тенге.
Кроме того на эти цели предусмотрены финансовые средства в объеме 31 млн. тенге и 84,5 млн. тенге соответственно по бюджетным программам:
020 "Подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием" (подпрограмма 112 "Подготовка кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации и Восточной Европы");
006 "Техническое сопровождение системы мониторинга радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств".
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, на 2006-2007 годы будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной Программы будет способствовать укреплению национальной и информационной безопасности, социально-экономическому и научно-техническому развитию Республики Казахстан.
В результате реализации Программы:
в 2005 году будет:
создан и запущен в точку стояния 96,5 градуса восточной долготы на геостационарной орбите казахстанский спутник связи и вещания "KazSat" с емкостью частотных ресурсов порядка 864 МГц;
создан НКУ КА в городе Акколь Акмолинской области;
завершен первый этап работ на стартовом комплексе и разработан эскизный проект КРК "Байтерек", создано казахстанско-российское совместное предприятие АО "Байтерек";
начата подготовка специалистов космического профиля;
в 2006 году будут:
подготовлен Закон Республики Казахстан "О космической деятельности";
подготовлены предложения по созданию и запуску казахстанского геостационарного спутника связи и организации непосредственного телевещания и предоставлению интерактивных услуг мультимедиа;
продолжены работы по созданию на космодроме "Байконур" КРК "Байтерек";
создано специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники;
модернизирован и подготовлен радиополигон "Орбита" для сопровождения КА и контроля космического пространства;
реализованы внешнеполитические мероприятия по присоединению Республики Казахстан к международному Режиму контроля ракетной технологии;
разработаны технические предложения по созданию КА научного назначения;
создана сеть подспутниковых полигонов;
в 2007 году будут:
модернизированы и подготовлены объекты профильных полигонов "Сары-Шаган", экспедиционной базы "Космостанция" для сопровождения КА и контроля космического пространства;
завершены работы по созданию на космодроме "Байконур" КРК "Байтерек";
создан командно-измерительный комплекс;
модернизирован Национальный центр космического мониторинга в городе Астане;
проведена сертификация приемных станций и приобретена лицензия на прием данных ДЗЗ с индийских спутников IRS, канадского спутника RADARSAT и российских космических аппаратов;
созданы Национальный архив цифровых космических изображений, система комплексной оценки состояния экосистемы и многоуровневая система экологического мониторинга;
подготовлен пилотный проект по созданию многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец-М";
подготовлено ТЭО проекта создания универсальной космической платформы для низкоорбитальных и геостационарных космических аппаратов.
Согласно выделенной квоте ежегодно будет осуществляться прием 10 граждан Казахстана в филиал "Восход" МАИ. Ежегодно будет осуществляться обучение по системе дополнительного образования: переподготовка - 30 специалистов, повышение квалификации - 140 специалистов, стажировка - 30 специалистов.
Ежегодно будет разработано и выпущено 10 методических и учебных пособий.
В рамках НИОКР ежегодно будет подготовлено около 20 разработок, которые будут реализованы в рамках Программы.
Политический эффект от реализации Программы
Республика Казахстан, заявившая о себе как о государстве индустриально-инновационного развития:
выйдет совместно с Россией на мировой высокотехнологический рынок услуг по запускам КА;
создаст на базе собственного спутника национальную систему связи и вещания, освоит технологию управления КА;
создаст основы для интеграции с мировым сообществом в сфере космической деятельности.
Экономический эффект от реализации Программы
Будут:
сокращены расходы на аренду спутниковых каналов связи у международных операторов в 1,5 - 2 раза за счет использования национального КА "KazSat";
снижены затраты на приобретение космических снимков высокого разрешения на 30-35 млн. тенге в год;
сокращен ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на сумму свыше 500 млн. тенге в год;
повышена эффективность нефтегазовой отрасли за счет внедрения системы космического мониторинга нефтегазовых месторождений на сумму около 1 млрд. тенге в год.
Социальный эффект от реализации Программы
Будут:
привлечены для строительно-монтажных работ на КРК "Байтерек" до 2000 рабочих и специалистов, а при осуществлении запуска до 1000 специалистов;
повышена роль научных и инженерных коллективов в космической деятельности;
создана и развита отечественная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для космической деятельности;
будет обеспечен доступ населению страны к информационным ресурсам посредством прямого цифрового телевещания, предоставления услуг Интернета, дистанционного обучения и телемедицины;
реализован проект КРК "Байтерек" на космодроме "Байконур", который окажет позитивное влияние на социальное развитие региона;
повышен уровень экологической безопасности космической деятельности на космодроме "Байконур" за счет перевода РН на экологически безопасное топливо.
Научно-технический эффект от реализации Программы
Будут:
обеспечены благоприятные условия для развития фундаментальных и прикладных исследований в области космических технологий (связи, материаловедения, биотехнологии и биомедицины и др.);
сформирована научно-технологическая база для развития перспективных направлений космической деятельности.
Все это в конечном счете укрепит позитивный политический и научно-технический имидж страны, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности ее экономики, обеспечит Республике Казахстан равноправное партнерство в разработке и реализации крупных международных космических программ и проектов, а также повысит уровень национальной безопаности за счет использования собственных современных каналов спутниковой связи, новых информационных и космических технологий.