О развитии космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 25 января 2005 года N 1513

Действующий

Подлежит опубликованию в  
"Собрании актов" и    
республиканской печати   

     
      В целях концентрации научно-технического потенциала Республики Казахстан на приоритетных направлениях космической деятельности и усиления вклада космических технологий и техники в решение задач социально-экономического развития и безопасности страны ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы" (далее - Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы;
      2) поставить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке на утрату научно-техническую программу "Национальная система космического мониторинга Республики Казахстан на 2004-2006 годы ";
      3) создать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке акционерное общество "Национальная компания "Казкосмос" (далее - АО "НК "Казкосмос") со стопроцентным участием государства в его уставном капитале;
      4) определить основными направлениями деятельности АО "НК "Казкосмос":
      участие в разработке и реализации текущих, долгосрочных межотраслевых программ в сфере космической деятельности Республики Казахстан;
      создание высокоэффективных информационных и космических технологий, направленных на решение социально-экономических задач и обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан;
      проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию наукоемких космических технологий и техники;
      использование пилотируемых космических полетов для выполнения фундаментальных и прикладных исследований на международной космической станции;
      участие в выполнении государственного заказа по обеспечению национальной безопасности, обороны, охраны окружающей среды, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
      5) принять иные необходимые меры по реализации настоящего Указа.

      3. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан

Утверждена           
Указом Президента       
Республики Казахстан     
от 25 января 2005 года N 1513 

Государственная программа
"Развитие космической деятельности в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы"


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы      Развитие космической деятельности
                            в Республике Казахстан на 2005-2007
                            годы

Основание для разработки    Послание  Главы государства народу
                            Казахстана "К конкурентоспособному
                            Казахстану, конкурентоспособной
                            экономике, конкурентоспособной
                            нации" от 19 марта 2004 года;
                            Стратегия индустриально-
                            инновационного развития Республики
                            Казахстан на 2003-2015 годы,
                            утвержденная Указом  Президента
                            Республики Казахстан от 17 мая 2003
                            года N 1096;
                            распоряжение  Премьер-Министра
                            Республики Казахстан от 18 февраля
                            2004 года N 40-р
 
Разработчик                 Министерство образования и науки
                            Республики Казахстан

Цель                        Развитие космической деятельности,
                            способствующей укреплению
                            национальной и информационной
                            безопасности, социально-
                            экономическому и научно-
                            техническому развитию Республики
                            Казахстан путем эффективного
                            использования космических технологий
 
Задачи                      Разработка основ для создания
                            и запуска отечественных космических
                            аппаратов различного назначения;
                            развитие наземной инфраструктуры
                            для запуска и управления космическими
                            аппаратами различного назначения;
                            разработка программы научных
                            исследований и экспериментов
                            на борту Международной космической
                            станции во время полета казахстанских
                            космонавтов;
                            развитие информационных космических
                            технологий на основе спутниковых
                            телекоммуникационных систем;
                            развитие Национальной системы
                            космического мониторинга территории
                            Республики Казахстан;
                            создание системы экологической
                            безопасности территории Республики
                            Казахстан при эксплуатации
                            космического ракетного комплекса;
                            создание системы профессионального
                            образования и подготовки необходимых
                            кадров для развития космической
                            деятельности;
                            создание нормативной правовой базы
                            и экономическое обеспечение развития
                            космической деятельности
 
Необходимые ресурсы и       На реализацию Программы в 2005-2007
источники финансирования    годы будут направлены средства
                            республиканского бюджета,
                            отечественные и иностранные
                            инвестиции. Финансовые затраты,
                            связанные с реализацией Программы,
                            составляют 44 364,3 млн. тенге;
                            республиканский бюджет всего
                            44 064,3 млн. тенге, в том числе
                            в 2005 году - 14 861,2 млн. тенге;
                            инвестиции всего 300 млн. тенге,
                            в том числе в 2005 году - 150 млн.
                            тенге, в 2006 году - 150 млн. тенге;
                            финансовые затраты, связанные с
                            созданием и запуском космического
                            аппарата "Kazsat" и космический
                            ракетный комплекс "Байтерек",
                            составляют 38 346,39 млн. тенге;
                            финансовые затраты из республиканского
                            бюджета на обеспечение научно-
                            исследовательских и опытно-
                            конструкторских работ составляют
                            5582,1 млн. тенге, в том числе
                            в 2005 году - 2679,9 млн. тенге,
                            2006 году - 1732,6 млн. тенге,
                            2007 году - 1169,6 млн. тенге.
                            На указанные виды работ планируется
                            привлечение инвестиций в размере
                            300 млн. тенге, в том числе в 2005
                            году - 150 млн. тенге, 2006 году -
                            150 млн. тенге;
                            финансовые средства на подготовку,
                            переподготовку, повышение
                            квалификации специалистов и другие
                            образовательные мероприятия
                            составляют всего 455,3 млн. тенге,
                            в том числе на 2005 год - 96,4 млн.
                            тенге в рамках данной Программы
                            по бюджетным программам:
                            002 "Фундаментальные и прикладные
                            научные исследования" (подпрограмма
                            101 "Прикладные научные
                            исследования") - 50 млн. тенге;
                            023 "Повышение квалификации и
                            переподготовка кадров государственных
                            организаций образования" - 43,4 млн.
                            тенге;
                            025 "Методическое обеспечение
                            системы образования и анализ качества
                            образовательных услуг" - 3 млн. тенге;
                            кроме того на эти цели предусмотрены
                            финансовые средства в объеме 31
                            млн. тенге и 84,5 млн. тенге
                            соответственно по бюджетным
                            программам:
                            020 "Подготовка специалистов с
                            высшим и послевузовским
                            профессиональным образованием"
                            (подпрограмма 112 "Подготовка кадров
                            в высших учебных заведениях
                            Российской Федерации и Восточной
                            Европы");
                            006 "Техническое сопровождение
                            системы мониторинга радиочастотного
                            спектра и радиоэлектронных средств";
                            объемы расходов по мероприятиям,
                            финансируемым за счет средств
                            республиканского бюджета, на
                            2006-2007 годы будут уточняться в
                            соответствии с Законом Республики
                            Казахстан "О республиканском
                            бюджете" на соответствующий
                            финансовый год
 
Ожидаемые результаты        В результате реализации Программы:
                            1) будут заложены основы создания
                            отечественных космических аппаратов
                            путем:
                            создания и запуска национального
                            геостационарного спутника связи
                            и вещания "KazSat";
                            выделения и закрепления за
                            Республикой Казахстан точек стояния
                            для казахстанских космических
                            аппаратов на геостационарной орбите;
                            разработки технико-экономических
                            обоснований создания универсальной
                            космической платформы, технических
                            предложений и пилотных проектов по
                            созданию отечественных космических
                            аппаратов различного назначения;
                            создания специального конструкторско-
                            технологического бюро космической
                            техники;
                            участия в создании международной
                            системы радиационного мониторинга
                            территории Республики Казахстан;
                            проведения подготовительных работ
                            по организации производства
                            абонентских терминалов в Республике
                            Казахстан и выполнения
                            пилотного проекта по созданию
                            многофункциональной системы
                            персональной спутниковой связи
                            "Гонец-M" в интересах различных
                            потребителей в Республике Казахстан;
                            развития элементной базы электронной
                            аппаратуры и методов диагностики
                            радиационной стойкости при
                            воздействии космического излучения;
                            2) будет развита наземная
                            инфраструктура для запуска и
                            управления космическими аппаратами
                            на основе:
                            создания космического
                            ракетного комплекса "Байтерек"
                            на космодроме "Байконур";
                            создания командно-измерительного
                            комплекса Республики Казахстан,
                            восстановления и модернизации
                            объектов полигона "Сары-Шаган"
                            и радиополигона "Орбита" для
                            сопровождения космических аппаратов
                            и контроля космического пространства;
                            создания наземного комплекса
                            управления космическими аппаратами
                            и системы мониторинга связи
                            в г. Акколь Акмолинской области;
                            анализа технико-экономического
                            обоснования и подготовки предложений
                            по созданию космического ракетного
                            комплекса "Ишим" на базе самолета
                            "МИГ-31Д";
                            3) будет разработана программа
                            научных исследований и экспериментов
                            на борту Международной космической
                            станции во время полета
                            казахстанских космонавтов;
                            проработано участие Республики
                            Казахстан в создании многоцелевого
                            лабораторного модуля функционально-
                            грузового блока-2 Международной
                            космической станции;
                            4) будут развиты информационные
                            космические технологии путем:
                            создания технологической базы
                            современной информационной и
                            коммуникационной инфраструктуры
                            космической деятельности республики;
                            разработки технологических основ
                            создания и применения спутниковых
                            навигационных систем;
                            создания Центра отображения полетной
                            информации о стартующих ракетоносителях;
                            5) будет развита Национальная система
                            космического мониторинга территории
                            Республики Казахстан на основе:
                            развития центров приема и
                            обработки данных дистанционного
                            зондирования Земли в городах Астане,
                            Алматы, Приозерске и Атырау;
                            внедрения комплекса
                            геоинформационных технологий для
                            решения приоритетных задач
                            космического мониторинга чрезвычайных
                            ситуаций, сельскохозяйственных угодий,
                            минеральных ресурсов и охраны
                            окружающей среды Республики Казахстан;
                            создания сети подспутниковых полигонов;
                            создания корпоративной информационной
                            инфраструктуры;
                            создания и актуализации Национального
                            архива цифровых космических изображений;
                            6) будет создана система экологической
                            безопасности территории Республики
                            Казахстан при эксплуатации космических
                            ракетных комплексов на основе:
                            комплексной оценки влияния космодрома
                            "Байконур" на окружающую среду
                            и здоровье населения;
                            создания многоуровневой системы
                            экологического мониторинга;
                            развития методов физико-химической
                            диагностики воздействий эксплуатации
                            космического ракетного комплекса на
                            окружающую среду и здоровье населения;
                            разработки комплекса мероприятий по
                            снижению негативного воздействия
                            эксплуатации космического ракетного
                            комплекса на окружающую среду и здоровье
                            населения;
                            7) будет подготовлен отечественный
                            кадровый потенциал для космической
                            деятельности на основе:
                            организации подготовки специалистов
                            с высшим профессиональным образованием
                            в вузах республики, России и Восточной
                            Европы, а также путем предоставления
                            международной стипендии Президента
                            Республики Казахстан "Болашак";
                            создания системы переподготовки
                            и повышения квалификации кадров в
                            вузах и научных центрах республики;
                            разработки и внедрения технологий
                            дистанционного обучения в области
                            космической деятельности;
                            8) будет разработана нормативная
                            правовая и экономическая основа для
                            проведения единой государственной
                            политики в сфере космической
                            деятельности путем:
                            разработки Закона Республики Казахстан
                            "О космической деятельности";
                            обоснования основных направлений и
                            методов государственной поддержки
                            развития космической деятельности;
                            разработки мер и механизмов
                            коммерциализации космической
                            деятельности

Сроки                       среднесрочная, 2005-2007 годы
реализации

2. ВВЕДЕНИЕ

      В современном мире космическая отрасль является одной из наиболее приоритетных и наукоемких областей человеческой деятельности. Участие в космической деятельности в значительной мере определяет политический престиж современного государства, его экономическую, и научно-техническую и оборонную мощь. Анализ современных тенденций и факторов развития космической деятельности свидетельствует о том, что ведущие страны мира прилагают значительные усилия, чтобы нарастить свой космический потенциал. В 2002 году объем капитальных вложений в разработку технологий мировой космической деятельности вырос более чем в два раза по сравнению с 1996 годом.
      В 2003 году, по данным консалтинговой фирмы "Еuroconsult", финансирование космических программ составило: в России - 245 млн. долларов США, Евросоюзе - 4 515 млн. долларов США, Индии - 500 млн. долларов США, Японии - 2 257 млн. долларов США, США - 15 млрд. долларов США.
      При этом, по данным международного журнала "Stаte of space industry", в 2003 году доля госбюджетных ассигнований в общих затратах на космическую деятельность составляет в США - 0,996, России - 0,998, Индии - 0,972, Китае - 0,95, Японии - 0,83.
      В последние годы в мире активно наращиваются космические телекоммуникационные системы, а также средства и методы дистанционного зондирования. Только за последние 5 лет доходы в секторе спутниковой связи возросли с 7 млрд. до 14 млрд. долл. США в 2003 году. Сегодня более двух десятков стран имеют собственные космические аппараты. Более сотни стран прямо или косвенно участвуют в различных космических программах. Формируются мировые специализация и кооперация в космической деятельности.
      Казахстан может и должен найти свое достойное место в международной космической деятельности. Для этого необходимо прежде всего определить приоритеты развития космической деятельности в Республике Казахстан. С учетом огромной территории, низкой плотности населения, разнообразия природных условий и минеральных ресурсов жизненно важным для республики направлением является дальнейшее развитие средств спутниковой связи и систем космического мониторинга.
      Еще одним актуальным в политическом и научном плане направлением является участие казахстанских ученых, специалистов и космонавтов в программах, реализуемых на борту Международной космической станции.
      В стратегическом плане важнейшим приоритетом является развитие сотрудничества с Российской Федерацией, предполагающее реализацию совместных космических проектов. Это позволит Казахстану выйти совместно с Россией на мировой рынок услуг по запускам космических аппаратов, создать технологическую базу для проектирования и изготовления элементов космических аппаратов и целевой бортовой аппаратуры, расширить участие казахстанских специалистов в эксплуатации объектов крупнейшего в мире космодрома.
      В каждом из указанных направлений уже имеется определенный научно-технический задел. В настоящее время создаются первый казахстанский спутник связи и вещания "Kazsat" и наземный комплекс управления и системы мониторинга связи в городе Акколь Акмолинской области. На объектах полигона "Сары-Шаган" базируется антенный комплекс, который может быть использован для сопровождения космических аппаратов и контроля космического пространства, функционирует радиополигон "Орбита" в городе Алматы, созданы центры приема данных дистанционного зондирования в городах Алматы, Астане и Приозерске. Казахстанские ученые и специалисты подготовили и успешно реализовали четыре комплексные программы исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса "Мир" и Международной космической станции с участием казахстанских космонавтов Т. Аубакирова (1991 год) и Т. Мусабаева (1994, 1998, 2001 годы).
      С 2001 года в штатном режиме эксплуатируется базовый комплекс системы космического мониторинга территории Казахстана, обеспечивающий решение задач в интересах Министерства сельского хозяйства и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Развитие системы осуществляется в рамках отраслевой программы. В 2004 году на эти цели выделено 67 млн. тенге. В рамках бюджетной программы Министерства охраны и окружающей среды Республики Казахстан реализуются мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности в районах, подверженных ракетно-космической деятельности, с объемом финансирования в 2004 году 85 миллионов тенге.
      Таким образом, можно констатировать, что в Казахстане созданы объективные научные, технологические и организационные предпосылки развития космической деятельности. Для ее дальнейшего целенаправленного системного развития необходимо разработать и утвердить Государственную программу.
      При разработке Программы соблюдены следующие принципы:
      практическая востребованность и экономическая целесообразность решаемых задач;
      реализация совместных с Россией космических программ и проектов на космодроме "Байконур";
      максимальное использование отечественного научно-технологического потенциала, технических средств объектов полигона "Сары-Шаган", центров приема данных дистанционного зондирования Земли в городах Астане, Алматы, Приозерске и Атырау;
      интеграция ведомственных и отраслевых программ, связанных с развитием и использованием космических технологий.
      Основанием для разработки Программы являются:
      Послание  Главы государства народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" от 19 марта 2004 года;
      Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная Указом  Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096;
      распоряжение  Премьер-Министра Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года N 40-р.
      В Программе используются следующие сокращения:
АИС РК   -  Агентство информатизации и связи Республики Казахстан;
АКК      -  Аэрокосмический комитет Министерства образования и
            науки РК;
ВОЛС     -  волоконно-оптическая линия связи;
ВУЗ      -  высшее учебное заведение;
ГИС      -  геоинформационные системы;
ДЗЗ      -  дистанционное зондирование Земли;
ИКИ      -  Институт космических исследований Министерства
            образования и науки РК;
ИИ       -  Институт ионосферы Министерства образования и науки РК;
КА       -  космические аппараты;
КЖРТ     -  компоненты жидкого ракетного топлива;
МКА      -  малогабаритные космические аппараты;
МКС      -  Международная космическая станция;
НЦРЭС    -  Национальный центр радиоэлектроники и связи;
НИИ      -  научно-исследовательский институт;
НИОКР    -  научно-исследовательские и опытно-конструкторские
            разработки;
НКУ      -  наземный комплекс управления;
ООН      -  Организация Объединенных Наций;
ПСД      -  проектно-сметная документация;
РН       -  ракето-носитель;
РК       -  Республика Казахстан;
КРК      -  космический ракетный комплекс;
РКТ      -  ракетно-космическая техника;
ТЭО      -  технико-экономическое обоснование;
ФГБ      -  функционально-грузовой блок.

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Ключевыми приоритетами развития космической деятельности Казахстана являются расширение спектра услуг связи и повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных систем.
      В настоящее время в местной сети телекоммуникаций республики действует 3057 станций, из них в городской сети телекоммуникаций используется 721 АТС, в сельской - 2336 АТС. Уровень цифровизации местных сетей достиг 53%, средняя телефонная плотность составила 15 телефонов на 100 жителей. При этом в сельской местности телефонная плотность - 6,3 телефона, количество нетелефонизированных населенных пунктов - 1154 при уровне цифровизации 20%. Доступ к Интернету предоставляется только в городах и районных центрах. Услуги операторов связи не всегда доступны основной массе населения. Остро стоит задача обеспечения национальным телевещанием всей территории страны. В этих условиях роль спутниковой связи особенно для удаленных и труднодоступных районов с низкой плотностью населения и слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой трудно переоценить.
      Услуги в области космической связи и вещания в Республике Казахстан предоставляются десятью основными операторами, которые арендуют спутниковые ресурсы связи у международных и зарубежных компаний: Intelsat, AsiaSat, EutelSat, Стационар. Общий объем арендуемых спутниковых каналов связи в 2003 году достиг 493,5 МГц, в том числе для внутреннего трафика - 408 МГц, для международного - 85,5 МГц.
      Согласно прогнозам экспертов, к 2010 году потребность операторов страны может достигнуть величины 997 МГц, в том числе внутренний трафик - 837 МГц, международный - 160 МГц. Число пользователей Интернета и объемы передачи данных каждый год возрастают примерно в 1,5 раза. В случае продления аренды спутниковых ресурсов только у зарубежных компаний ежегодная арендная плата к указанному сроку может достичь 36 млн. долл. США.
      Таким образом, создание высокоэффективных спутниковых систем связи является не только актуальным, но и экономически оправданным.
      Первыми шагами в решении указанной задачи должны стать выполнение проекта создания и запуска национального спутника связи и вещания "KazSat" и развитие на его основе мощного комплекса телекоммуникационных услуг. С выводом "KazSat" на геостационарную орбиту Казахстан получит дополнительные возможности для расширения сферы непосредственного телевизионного вещания, особенно в отдаленных районах, увеличения количества пользователей Интернета, создания ведомственных сетей передачи данных и систем подвижной спутниковой связи.
      Емкость бортовых ресурсов КА "KazSat" составляет 864 МГц. С учетом прогнозных оценок и расширения спутниковых услуг и резервирования ресурсов КА "KazSat" возникает необходимость создания в перспективе следующего КА телевещания и передачи данных.
      Следующим приоритетом является развитие наземных служб и технологических комплексов космодрома "Байконур" и полигона "Сары-Шаган" для запуска и сопровождения КА на орбите. Ключевым вопросом здесь следует считать поэтапный переход к участию в коммерческих запусках КА. Это надежный источник доходов, поскольку цены на пусковые услуги в настоящее время находятся в пределах от 7 млн. до 95 млн. долларов США. Прорывом в этом направлении может стать подписанное 9 января 2004 года в городе Астане соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", которым, в частности, предусматриваются создание и эксплуатация на космодроме КРК "Байтерек" на базе КРК "Ангара".
      Для реализации указанного проекта создается совместное казахстанско-российское предприятие в городе Астане на принципах равенства казахстанского и российского участия.
      Необходимо также создать специальное конструкторско-технологическое бюро для разработки техники космического назначения.
      В рамках проекта "KazSat" создаются НКУ и система мониторинга связи, что позволит создать телепорт космической связи казахстанских КА с выходом на трансконтинентальный ВОЛС Шанхай-Франкфурт и интегрироваться с евразийской телекоммуникационной сетью.
      Кроме того необходимо также решить задачу создания резервного центра управления полетами на базе многофункционального распределенного измерительного комплекса по сопровождению КА и контролю космического пространства с базированием технических средств в городах Астане, Алматы и Приозерске ("Сары-Шаган").
      Целесообразность такого размещения обусловлена техническими особенностями и требованиями к построению измерительных комплексов: географическим разнесением измерительных баз, резервированием и построением антенных полей.
      Имеется также возможность использования имеющейся инфраструктуры полигона "Сары-Шаган" для создания телепорта космической связи с казахстанских КА. Завершение строительства в 2007 году магистральной ВОЛС "Алматы-Астана", проходящей через железнодорожную станцию Сары-Шаган, позволяет осуществить выход телепорта на сеть телекоммуникаций общего пользования со скоростью до 2,5 Гбит в секунду. Это еще одно важное направление, позволяющее получать доход от космической деятельности.
      Чрезвычайно перспективным направлением развития космической деятельности республики может стать пилотируемая космонавтика.
      В этой связи важным как в политическом, так и в научном плане является участие казахстанских космонавтов в экспедиции на Международной космической станции и ее научно-технологическое обеспечение. Успешное выполнение казахстанской программы полета будет способствовать укреплению международного престижа Казахстана, повышению авторитета казахстанских космонавтов, ученых и специалистов.
      Полет первого космонавта Республики Казахстан Т. Аубакирова дал толчок развитию в республике космического материаловедения и технологий синтеза материалов с заданными свойствами. Не менее интересные результаты получены в области биотехнологии: были выведены новые сорта растений картофеля и пшеницы, устойчивые к болезням и неблагоприятным окружающим факторам.
      Высокую оценку специалистов во всем мире получили результаты космических экспериментов в области питания и послеполетного реабилитационного восстановления организма космонавтов.
      Таким образом, есть все основания рассчитывать на высокий уровень дальнейших исследований и экспериментов на борту МКС.
      В рамках Программы планируется провести наиболее интересные и перспективные исследования в области астрофизики, небесной механики и звездной динамики, измерение параметров ионосферы и оценку их влияния на характеристики радиосигналов с КА, космического материаловедения, космической биотехнологии и биомедицины.
      Следующим важным направлением использования космических технологий является ДЗЗ из космоса. В Казахстане за последние 10 лет разработаны и внедрены современные отечественные технологии в области тематического дешифрирования данных ДЗЗ. Созданы центры приема и обработки космических снимков в городах Алматы, Астане и Приозерске. С 2001 года функционирует система космического мониторинга Казахстана, в рамках которой решаются задачи мониторинга сельскохозяйственных угодий, картирования очагов пожаров и зон затопления, контроля экологической обстановки в кризисных районах. Научно-техническая программа  "Национальная система космического мониторинга Республики Казахстан" на 2004-2006 годы включена в качестве подпрограммы в настоящую Государственную программу. При этом предусматривается увеличение ассигнований на 2005-2007 годы, что позволит расширить круг прикладных задач и существенно повысить эффективность мониторинга.
      Весьма актуальна проблема экологической безопасности территории Республики Казахстан, связанная с эксплуатацией космодрома "Байконур". С космодрома осуществляются пуски РН различного класса.
      Районы падения отделяющихся частей РН занимают общую площадь около 4 млн. га. Известно, что запуски ракет космического назначения воздействуют практически на все сферы Земли, а их влияние на окружающую среду весьма многообразно: акустическое, тепловое, механическое и химическое.
      При этом круг проблем, связанных с экологической безопасностью ракетно-космической деятельности, остается пока нерешенным.
      Для получения полной картины воздействия на экосистемы и разработки путей регенерации компонентов окружающей среды прежде всего необходимо проведение всесторонних химико-биологических, почвоведческих и санитарно-гигиенических исследований, создание базы данных по динамике химических превращений загрязняющих выбросов, обусловленных штатной эксплуатацией ракетно-космического комплекса. Это позволит получить экологическую картину территорий Казахстана, подверженных воздействию деятельности ракетно-космических комплексов, разработать программы постоянного экологического мониторинга исследуемых районов, выработать меры по реабилитации загрязненных территорий, что предполагается осуществить в рамках Программы.
      Для реализации планов развития космической деятельности, в первую очередь, необходимо организовать подготовку квалифицированных кадров. Определенные условия для этого имеются. С 1996 года ведется обучение казахстанских граждан для космической деятельности республики в филиале "Восход" Московского авиационного института, расположенном в городе Байконыр. Согласно выделенным Министерством образования и науки Республики Казахстан грантам 10 граждан Казахстана принимаются для обучения в филиал "Восход" МАИ. Выпускники филиала "Восход" МАИ - граждане Казахстана, прошедшие конкурсный отбор, работают на объектах космодрома, в Аэрокосмическом комитете и подведомственном ему РГП "Инфракос". В настоящее время в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина проходят общекосмическую подготовку 2 гражданина Республики Казахстан.
      В ряде отечественных вузов ведется подготовка бакалавров и магистров по специальностям "Радиотехника, электроника и телекоммуникации", "Радиосвязь и радионавигация", "Системы и средства подвижной связи", "Радиосвязь, радиовещание и телевидение", "Многоканальные телекоммуникационные системы". С 2005 года при Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева планируется создать кафедру "Геоинформационное моделирование и дистанционное зондирование экосистем" для подготовки специалистов в области исследования природных ресурсов аэрокосмическими средствами.
      Но этого явно недостаточно. Необходимо проработать вопрос о дополнительной подготовке специалистов для космической отрасли Казахстана в московских вузах, являющихся базовыми учебными заведениями Федерального космического агентства: МГТУ им. Н. Баумана, МАИ им. С. Орджоникидзе и других. Крайне важно организовать эффективную систему переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для качественной эксплуатации наземного комплекса управления и системы мониторинга связи космической системы "Kazsat".
      Сделаны определенные шаги и в направлении присоединения Казахстана к системе международного космического права. В 1996 году на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Казахстан была принята членом Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, а в 1997 году присоединилась к пяти основным договорам ООН по космосу. В рамках положений международного космического права внесены изменения и дополнения в законы РК "Об экспортном контроле"  и "О лицензировании" , осуществляются процедуры, необходимые для присоединения Республики Казахстан к Режиму контроля ракетной технологии. Эти работы должны быть продолжены. Для успешного выполнения Программы важно создать нормативную правовую базу и эффективные экономические механизмы регулирования направлений и темпов развития космической деятельности в Казахстане.
      Таким образом, в Республике Казахстан существуют реальные предпосылки для развития космической деятельности. Их успешная реализация требует разработки и выполнения Государственной программы, предусматривающей конкретные пути и меры по развитию космической деятельности Республики Казахстан.
      При этом первоочередными национальными интересами Казахстана в космической деятельности должны стать:
      создание и эффективное использование образцов космической техники и технологий, отвечающих современным требованиям и международным стандартам;
      расширение применения космических технологий в различных отраслях экономики;
      перевод телекоммуникационных каналов связи АО "Казахтелеком", АО "Казахстанские телекоммуникации", АО "Астел", АО "Казтранском", ТОО "Жарык", АО "Нурсат", АО "TNS-plus", TOO "Sal-Telcom", АО "АРНА" на независимые отечественные космические аппараты с внедрением современных средств защиты информации для усиления обороны, решения проблем национальной и информационной безопасности;
      развитие системы космического мониторинга территории республики, минимизация рисков и угроз природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, снижение вредных воздействий ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
      интеграция Республики Казахстан с мировым космическим сообществом, проведение экспедиции казахстанских космонавтов на Международной космической станции, участие казахстанских специалистов и организаций в реализации совместных проектов на космодроме "Байконур".

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

      Основная цель Государственной программы  - развитие космической деятельности, способствующей укреплению национальной и информационной безопасности, социально-экономическому и научно-техническому развитию Республики Казахстан путем эффективного использования космических технологий.
      Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
      разработка основ для создания и запуска отечественных КА различного назначения;
      развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления КА различного назначения;
      разработка программы научных исследований и экспериментов на борту МКС во время полета казахстанских космонавтов;
      развитие информационных технологий на основе спутниковых телекоммуникационных систем;
      развитие Национальной системы космического мониторинга территории Республики Казахстан, в том числе состояния окружающей среды;
      создание системы экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов;
      создание системы профессионального образования и подготовки необходимых кадров для развития космической деятельности;
      совершенствование нормативной правовой базы и экономическое обеспечение развития космической деятельности.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      5.1. Основные направления Программы
      Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям.

      5.1.1. Разработка основ для создания и запуска отечественных космических аппаратов различного назначения предусматривает:
      проведение выделение и закрепление за Республикой Казахстан точек стояния для казахстанских КА на геостационарной орбите;
      участие в автономных и комплексных испытаниях, а также запуске первого казахстанского спутника связи и вещания "KazSat";
      создание специального конструкторско-технологического бюро космической техники;
      подготовку предложений по созданию и запуску национального геостационарного спутника связи непосредственного телерадиовещания и предоставления интерактивных услуг мультимедиа;
      разработку ТЭО создания универсальной космической платформы для обеспечения функционирования КА на низкой околоземной и геостационарной орбитах;
      разработку эскизного проекта космического аппарата национальной космической системы дистанционного зондирования Земли;
      подготовку проектных материалов по созданию КА научного назначения;
      выполнение пилотного проекта по созданию многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец-M" в интересах различных потребителей в Республике Казахстан;
      участие в создании международной системы радиационного мониторинга космического пространства;
      развитие элементной базы электронной аппаратуры и методов диагностики радиационной стойкости при воздействии космического излучения.
      Успешная реализация данного направления требует выделения и закрепления за Республикой Казахстан точек стояния на геостационарной орбите для казахстанских КА. В этой связи перед соответствующими государственными органами Республики Казахстан ставится задача об оперативном решении данного вопроса до 2008 года.

      5.1.2. Развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления космическими аппаратами будет осуществляться путем:
      строительства и технического оснащения наземного комплекса управления и системы мониторинга связи в г. Акколь Акмолинской области в рамках проекта создания и запуска первого национального геостационарного спутника связи и вещания "KazSat";
      строительства и технического оснащения КРК "Байтерек" на космодроме "Байконур", проведения полного цикла испытаний и сдачи его в опытно-промышленную эксплуатацию;
      создания командно-измерительного комплекса Республики Казахстан;
      анализа ТЭО и подготовки предложений по созданию комплекса "Ишим" на базе самолета "МИГ-31Д".

      5.1.3. Разработка программы научных исследований и экспериментов на борту Международной космической станции во время полета казахстанских космонавтов предусматривает:
      изучение термодиффузии металлов в жидком и твердом состоянии в условиях микрогравитации;
      комплексное изучение оптических явлений в верхней атмосфере;
      изучение молекулярно-биологических механизмов воздействия факторов космического полета на геном высших организмов и создания исходных устойчивых линий сельскохозяйственных культур;
      разработку химических, биохимических и психофизиологических методов защиты человека в условиях микрогравитации и повышенных перегрузок;
      разработку и доставки на борт МКС специализированных продуктов и биологических активных добавок, повышающих адаптационные возможности организма космонавтов;
      проработку участия Республики Казахстан в создании многоцелевого лабораторного модуля на базе ФГБ-2 Международной космической станции.

      5.1.4. Развитие информационных космических технологий будет осуществляться через:
      разработку эффективных методов и технологий сбора, обработки, анализа и синтеза аэрокосмических изображений;
      моделирование процессов управления космическими объектами;
      обеспечение безопасности информационных космических технологий;
      разработку технических предложений по созданию национального космического сегмента спутниковой системы телекоммуникаций, национальной системы спутникового цифрового телерадиовещания и интегрированного обслуживания;
      создание Центра отображения полетной информации о стартующих РН;
      обеспечение эффективного использования национального орбитально-частотного ресурса;
      выбор и обоснование технологических и технических решений по созданию казахстанских телепортов спутниковой связи;
      разработку технологических основ создания и применения спутниковых информационно-телекоммуникационных и навигационных систем;
      выбор и обоснование технологических и технических решений по созданию корпоративной информационно-телекоммуникационной сети.

      5.1.5. Развитие Национальной системы космического мониторинга территории Республики Казахстан будет осуществляться путем:
      оперативного предоставления государственным органам управления всех уровней достоверной информации о состоянии и использовании природных ресурсов;
      развития сети приемных станций, обеспечивающих регулярное покрытие территории Казахстана и сопредельных государств оперативными космическими съемками высокого, среднего и низкого разрешения в различных спектральных диапазонах;
      создания корпоративной информационной инфраструктуры, объединяющей центры обработки информации, ведомственные и территориальные информационно-измерительные сети;
      создания и актуализации Национального архива цифровых космических изображений, обеспечения безопасности информации и ее защиту от несанкционированного доступа.

      5.1.6. Создание системы экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов будет реализовано путем:
      комплексной оценки состояния экосистем на территории космодрома "Байконур" и прилегающих территориях;
      создания многоуровневой системы экологического мониторинга и прогнозирования состояния объектов окружающей среды космодрома "Байконур" и районов падения отделяющихся частей РН с учетом фоновых нагрузок на базе современных информационных ГИС-технологий, являющейся составной частью Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
      развития методов физико-химической диагностики воздействий КРК на окружающую среду, включая качественно-количественную оценку содержания КЖРТ и продуктов их превращений в различных объектах окружающей среды, моделирования процессов трансформации и распространения этих продуктов;
      проведения санитарно-гигиенического мониторинга для конкретизации возможного риска и степени доказанного вреда от комплексного воздействия факторов, обусловленных эксплуатацией РКТ, на здоровье населения;
      разработки методов и технологий реабилитации почвенно-растительного покрова на территориях, ранее использованных под ракетно-космическую деятельность;
      разработки комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия неблагоприятных факторов, связанных с эксплуатацией комплекса "Байконур", на окружающую среду и здоровье населения.

      5.1.7. Кадровое обеспечение космической деятельности будет осуществляться путем:
      введения в учебные планы высших учебных заведений Республики Казахстан специальных дисциплин и проведения подготовки в рамках государственного образовательного заказа специалистов по космической связи, телекоммуникациям, навигации, бортовой технике, ракетным топливу и двигателям, защите информации;
      подготовки магистров по специальностям "Информационные системы", "Радиотехника, электроника и телекоммуникации", "Экология" со специализациями для космической деятельности по обработке данных ДЗЗ, технологиям космической связи, экологической безопасности при эксплуатации космических ракетных комплексов;
      организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в области: проектирования, конструирования и производства летательных аппаратов; тепловых, электроракетных двигателей и электроустановок испытательных аппаратов; контроля и испытания летательных аппаратов;
      расширения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по практической космонавтике в филиале "Восход" Московского авиационного института в городе Байконыр;
      подготовки, стажировки и переподготовки инженерно-технических и научных кадров в соответствующих учебных заведениях и научных центрах;
      разработки и внедрения технологий дистанционного обучения специалистов по аэрокосмическому направлению.
      Подготовка специалистов в сфере космической деятельности будет осуществляться как в высших учебных заведениях Республики Казахстан путем размещения в них государственного образовательного заказа, так и в ведущих зарубежных учебных заведениях и научных центрах в рамках Государственной программы  развития образования на 2005-2010 годы, а также присуждения  международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак".

      5.1.8. Нормативное правовое и экономическое обеспечение функционирования космической деятельности будет осуществляться путем:
      разработки Закона Республики Казахстан "О космической деятельности";
      реализации соглашения  между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании КРК "Байтерек";
      проведения необходимых внешнеполитических мероприятий для присоединения Республики Казахстан к международному Режиму контроля ракетной технологии;
      определения приоритетов развития космической деятельности Казахстана, ориентированных на коммерциализацию и экономическую эффективность реализуемых проектов;
      разработки мер и механизмов прямого и косвенного государственного стимулирования развития космической деятельности на основе государственного заказа, налогового, кредитного, таможенного регулирования и иных мер;
      разработки мер и механизмов по привлечению частного капитала и инвестиций в развитие космической деятельности;
      обоснования направлений и методов формирования системы мониторинга, анализа и маркетинга рынка космических технологий и услуг;
      создания системы многоканального финансирования, управления рисками и венчурного инвестирования;
      обоснования стратегии поэтапного формирования конкурентоспособной аэрокосмической отрасли в Республике Казахстан;
      обоснования предложений по формированию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие космических технологий и их использование в других сферах науки, техники и экономики.

      5.2. Механизм реализации Программы
      Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации, утверждаемым постановлением Правительства Республики Казахстан.
      В целях определения государственных приоритетов и направлений развития космической деятельности в Республике Казахстан, обеспечения системного контроля за ходом реализации Программы предусматривается создание консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан - "Совет по космосу" (далее - Совет), возглавляемого Премьер-Министром Республики Казахстан и включающего представителей заинтересованных государственных органов и организаций, работающих в сфере космической деятельности.
      Рабочим органом Совета определяется уполномоченный государственный орган в сфере космической деятельности - Министерство образования и науки Республики Казахстан.
      В целях реализации данной Программы будет создано акционерное общество "Национальная компания "Казкосмос", основными направлениями деятельности которой будут:
      участие в реализации государственной политики в области космической деятельности;
      участие в разработке и реализации текущих и долгосрочных межотраслевых программ в сфере космической деятельности Республики Казахстан;
      проведение системных исследований по обоснованию основных направлений развития космической техники;
      освоение и создание высокоэффективных информационных и космических технологий, направленных на решение социально-экономических задач и обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан;
      проведение опытно-конструкторских работ по созданию космической техники и технологий по оценке воздействия космической деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения Республики Казахстан и обеспечение экологической безопасности эксплуатации ракетно-космической техники на космодроме "Байконур";
      организация проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментов в рамках пилотируемых космических полетов;
      участие в выполнении государственного заказа в области обороны, охраны окружающей среды, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций с использованием методов ДЗЗ;
      проектирование и изготовление космических аппаратов различного назначения, организация их запуска.
      Для реализации проекта создания КРК "Байтерек" будет организовано совместное казахстанско-российское предприятие. Координация работ по реализации данного проекта возлагается на Аэрокосмический комитет Министерства образования и науки Республики Казахстан.
      В целях нормативного правового обеспечения реализации Программы предусматриваются разработка ряда нормативных правовых актов и подготовка соответствующих межгосударственных соглашений и международных договоров для осуществления взаимодействия государственных органов и организаций Республики Казахстан, Российской Федерации, Германии, Франции и других стран в сфере космической деятельности.
      Администратором Программы определено Министерство образования и науки Республики Казахстан.

6. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

__________________________________________________________________________
       Направления                            !Средства    ! Инвестиции
                                              !республи-   ! (млн.тенге)
                                              !канского    !
                                              !бюджета     !
                                              !(млн. тенге)!
--------------------------------------------------------------------------
1. Космические аппараты                          10661,10

2. Развитие наземной инфраструктуры для
   запуска и управления космическими
   аппаратами                                    30670,6
 
3. Разработка программы научных
   исследований и экспериментов на борту
   МКС во время полета казахстанских
   космонавтов                                    600,00
 
4. Развитие информационных космических
   технологий                                    1016,00           -
 
5. Развитие Национальной системы
   космического мониторинга территории
   Республики Казахстан                           472,90          300
 
6. Создание системы экологической
   безопасности территории Республики
   Казахстан при эксплуатации КРК                 307,00           -
 
7. Кадровое обеспечение космической
   деятельности                                   285,80           -
 
8. Нормативное правовое и экономическое
   обеспечение функционирования
   космической деятельности                        50,90           -
 
   ИТОГО:                                        44064,3         300,0
__________________________________________________________________________

      Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы, составляют всего 44 364,3 млн. тенге.
      Республиканский бюджет всего 44 064,3 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 14 861,2 млн. тенге.
      Инвестиции всего 300 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 150 млн. тенге, в 2006 году - 150 млн. тенге.
      Финансовые затраты, связанные с созданием и запуском КА "Kazsat" и КРК "Байтерек", составляют 38 346,39 млн. тенге.
      Финансовые затраты из республиканского бюджета на обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют 5582,1 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 2679,9 млн. тенге, 2006 году - 1732,6 млн. тенге, 2007 году - 1169,6 млн. тенге. На указанные виды работ планируется привлечение инвестиций в размере 300 млн. тенге, в том числе в 2005 году - 150 млн. тенге, 2006 году - 150 млн. тенге.
      Финансовые средства на подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов и другие образовательные мероприятия составляют всего 455,3 млн. тенге, в том числе на 2005 год - 96,4 млн. тенге в рамках данной Программы по бюджетным программам:
002 "Фундаментальные и прикладные научные исследования" (подпрограмма 101 "Прикладные научные исследования") - 50 млн. тенге;
023 "Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций образования" - 43,4 млн. тенге;
025 "Методическое обеспечение  системы образования и анализ качества образовательных услуг" - 3 млн. тенге.
      Кроме того на эти цели предусмотрены финансовые средства в объеме 31 млн. тенге и 84,5 млн. тенге соответственно по бюджетным программам:
020 "Подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием" (подпрограмма 112 "Подготовка кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации и Восточной Европы");
006 "Техническое сопровождение системы мониторинга радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств".
      Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, на 2006-2007 годы будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Реализация данной Программы будет способствовать укреплению национальной и информационной безопасности, социально-экономическому и научно-техническому развитию Республики Казахстан.
      В результате реализации Программы:
      в 2005 году будет:
      создан и запущен в точку стояния 96,5 градуса восточной долготы на геостационарной орбите казахстанский спутник связи и вещания "KazSat" с емкостью частотных ресурсов порядка 864 МГц;
      создан НКУ КА в городе Акколь Акмолинской области;
      завершен первый этап работ на стартовом комплексе и разработан эскизный проект КРК "Байтерек", создано казахстанско-российское совместное предприятие АО "Байтерек";
      начата подготовка специалистов космического профиля;
      в 2006 году будут:
      подготовлен Закон Республики Казахстан "О космической деятельности";
      подготовлены предложения по созданию и запуску казахстанского геостационарного спутника связи и организации непосредственного телевещания и предоставлению интерактивных услуг мультимедиа;
      продолжены работы по созданию на космодроме "Байконур" КРК "Байтерек";
      создано специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники;
      модернизирован и подготовлен радиополигон "Орбита" для сопровождения КА и контроля космического пространства;
      реализованы внешнеполитические мероприятия по присоединению Республики Казахстан к международному Режиму контроля ракетной технологии;
      разработаны технические предложения по созданию КА научного назначения;
      создана сеть подспутниковых полигонов;
      в 2007 году будут:
      модернизированы и подготовлены объекты профильных полигонов "Сары-Шаган", экспедиционной базы "Космостанция" для сопровождения КА и контроля космического пространства;
      завершены работы по созданию на космодроме "Байконур" КРК "Байтерек";
      создан командно-измерительный комплекс;
      модернизирован Национальный центр космического мониторинга в городе Астане;
      проведена сертификация приемных станций и приобретена лицензия на прием данных ДЗЗ с индийских спутников IRS, канадского спутника RADARSAT и российских космических аппаратов;
      созданы Национальный архив цифровых космических изображений, система комплексной оценки состояния экосистемы и многоуровневая система экологического мониторинга;
      подготовлен пилотный проект по созданию многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец-М";
      подготовлено ТЭО проекта создания универсальной космической платформы для низкоорбитальных и геостационарных космических аппаратов.
      Согласно выделенной квоте ежегодно будет осуществляться прием 10 граждан Казахстана в филиал "Восход" МАИ. Ежегодно будет осуществляться обучение по системе дополнительного образования: переподготовка - 30 специалистов, повышение квалификации - 140 специалистов, стажировка - 30 специалистов.
      Ежегодно будет разработано и выпущено 10 методических и учебных пособий.
      В рамках НИОКР ежегодно будет подготовлено около 20 разработок, которые будут реализованы в рамках Программы.
      Политический эффект от реализации Программы
      Республика Казахстан, заявившая о себе как о государстве индустриально-инновационного развития:
      выйдет совместно с Россией на мировой высокотехнологический рынок услуг по запускам КА;
      создаст на базе собственного спутника национальную систему связи и вещания, освоит технологию управления КА;
      создаст основы для интеграции с мировым сообществом в сфере космической деятельности.
      Экономический эффект от реализации Программы
      Будут:
      сокращены расходы на аренду спутниковых каналов связи у международных операторов в 1,5 - 2 раза за счет использования национального КА "KazSat";
      снижены затраты на приобретение космических снимков высокого разрешения на 30-35 млн. тенге в год;
      сокращен ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на сумму свыше 500 млн. тенге в год;
      повышена эффективность нефтегазовой отрасли за счет внедрения системы космического мониторинга нефтегазовых месторождений на сумму около 1 млрд. тенге в год.
      Социальный эффект от реализации Программы
      Будут:
      привлечены для строительно-монтажных работ на КРК "Байтерек" до 2000 рабочих и специалистов, а при осуществлении запуска до 1000 специалистов;
      повышена роль научных и инженерных коллективов в космической деятельности;
      создана и развита отечественная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для космической деятельности;
      будет обеспечен доступ населению страны к информационным ресурсам посредством прямого цифрового телевещания, предоставления услуг Интернета, дистанционного обучения и телемедицины;
      реализован проект КРК "Байтерек" на космодроме "Байконур", который окажет позитивное влияние на социальное развитие региона;
      повышен уровень экологической безопасности космической деятельности на космодроме "Байконур" за счет перевода РН на экологически безопасное топливо.
      Научно-технический эффект от реализации Программы
      Будут:
      обеспечены благоприятные условия для развития фундаментальных и прикладных исследований в области космических технологий (связи, материаловедения, биотехнологии и биомедицины и др.);
      сформирована научно-технологическая база для развития перспективных направлений космической деятельности.
      Все это в конечном счете укрепит позитивный политический и научно-технический имидж страны, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности ее экономики, обеспечит Республике Казахстан равноправное партнерство в разработке и реализации крупных международных космических программ и проектов, а также повысит уровень национальной безопаности за счет использования собственных современных каналов спутниковой связи, новых информационных и космических технологий.