О Государственной программе "Образование"

Указ Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года N 448

Действующий
      В целях улучшения реализации государственной политики в области образования и обеспечения конституционных прав граждан на образование постановляю:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Образование" (далее - Государственная программа).
      2. Правительству Республики Казахстан, государственным органам,

непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, 
акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить реализацию 
Государственной программы.
     3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на 
Администрацию Президента Республики Казахстан.
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.


       Президент
  Республики Казахстан 



                                                  Утверждена

Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. N 448


                 Государственная программа "Образование"

                             1. Паспорт

      Государственная программа "Образование" разработана в соответствии с п.4.3.1.9 P000367_ Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы и определяет основные направления развития системы образования на период до 2005 года.
      Программа охватывает главные аспекты дошкольного воспитания и обучения, среднего общего образования, начального и среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, содержит оценку реального состояния сферы образования в стране, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития системы образования и содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей для каждого из уровней образования.
      В Программе значительное внимание уделяется необходимости совершенствования модели современной сельской школы, которая обеспечит создание условий для повышения образовательного уровня учащихся сельских школ и выравнивания стартовых возможностей их выпускников для получения высшего профессионального образования, а также учитывает положения Закона Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании" в части необходимости обеспечения предшкольной подготовки детей, развития новых образовательных программ для детей дошкольного возраста.
      Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых технологий обучения, развитие системы непрерывного образования, которая включает в себя повышение квалификации и переподготовку кадров для оперативного изменения сферы деятельности каждого члена общества. Программа призвана способствовать обновлению содержания образования через внедрение новых учебных планов, учебников и учебно-методических комплексов нового поколения, введение современных учебных программ по экономическому, экологическому, правовому, гражданскому образованию детей и молодежи.
      Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответствующий год на финансирование системы образования, а также за счет средств займов, включенных в Программу государственных инвестиций. Минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию Программы на 2001-2005 годы составляет 380 млрд. тенге. Ежегодные объемы будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан о государственном бюджете на соответствующий год. Предполагается привлечение технической и грантовой помощи международных организаций и спонсорской помощи организаций и населения.

                               2. Введение

      Современные тенденции в сфере образования республики и задачи, стоящие перед его различными уровнями, вызывают необходимость переосмысления их роли, функций и места в общей системе образования, выработки новых подходов в их дальнейшем развитии.
      Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста экономики страны и казахстанского общества. Цель проводимых реформ в системе образования нашего государства - обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Реформирование образования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения для углубления и развития этого процесса на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала.
      Проводить качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе возможно только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям.
      Разработка программы продиктована необходимостью изменений в организационно-экономических, содержательно-методических, правовых и социально-психологических отношениях, сложившихся в сфере образования. Она наряду с действующими государственными и ведомственными программами в

сфере образования и новым нормативно-законодательным его обеспечением 
составит организационную основу реализации государственной политики в 
сфере образования.

               3. Анализ современного состояния образования

     В соответствии с законодательством национальная модель системы 
образования, основанная на принципах преемственности и непрерывности 
образовательных программ, включает 4 уровня образования:

     1) дошкольное воспитание и обучение;
     2) среднее (среднее общее, начальное и среднее профессиональное)      
        образование;
     3) высшее профессиональное образование;
     4) послевузовское профессиональное образование.



      Образовательные программы осуществляются в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, профессиональных школах, профессиональных лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.
      Число организаций образования стабильно росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организаций образования стала сокращаться. Особенно это коснулось детских садов.

                    (См. диаграмму на бумажном варианте)

      Незначительное сокращение сети за этот период произошло по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.
      В республике в связи с закрытием большинства дошкольных организаций их контингент уменьшился на 1,0 млн. детей и в настоящее время только 70 тысяч из 400 тысяч (17,5%) пяти-шестилетних детей получают полноценную предшкольную подготовку в детских садах. Это не могло не сказаться на качестве подготовленности детей к школе. Из первоклассников 1997-1998 учебного года, пришедших в школу без предшкольной подготовки, только 20,4% показывали соответствующий уровень освоения программы первой четверти, в то время как среди первоклассников, прошедших предшкольную подготовку, отмечается высокий уровень освоения этой программы (91,3%).
      За этот период произошло, несмотря на незначительное сокращение сети, снижение уровня охвата подростков и молодежи профессиональным обучением начального и среднего уровня, как это можно увидеть из нижеследующей диаграммы:

                   (См. диаграмму на бумажном варианте)

      В 1999/2000 учебном году доля учащихся дневных общеобразовательных школ на старшей ступени образования (10-11 (12) классы) в общей численности населения, соответствующего по возрасту данному уровню образования, составляет 79,1%. Из общего числа выпускников, получивших свидетельство об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных школах, лицеях и колледжах 6,8%. Ухудшение социально-экономического положения населения привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей.
      Основной проблемой сферы образования является недостаточное бюджетное финансирование, которое наглядно представлено в нижеследующей диаграмме, иллюстрирующей государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту:

                       (См. диаграмму на бумажном варианте)

      Значительно изменилась и структура распределения затрат государственного бюджета по уровням образования:

        Структура затрат государственного бюджета на образование
                 (См. диаграмму на бумажном варианте)

      В целом потребность в финансовых средствах организаций образования обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало:
      снижение доступности образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования;
      обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных и многодетных семей - неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи;
      снижение доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями в развитии;
      снижение качества предоставляемых образовательных услуг;
      снижение потенциала системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ликвидация районных учебно-методических служб, институтов и факультетов повышения квалификации при вузах;
      ухудшение материально-технической базы организаций образования, отсутствие индустрии образования;
      возрастание дефицита учебников и учебно-методических материалов;
      увеличение разрыва в уровне образования между жителями города и села, а также между выпускниками полных и малокомплектных школ;
      нарушение принципа единства систем обучения и воспитания.
      В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.
      В подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.
      В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.
      Социально-экономическая ситуация в республике обострила проблему занятости подростков и молодежи. Безработица, вынужденное иждивенчество приводит к социальной и трудовой деградации этой категории населения. И как результат - рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и других негативных проявлений среди подростков и молодежи.

                       4. Цели и задачи программы

      Основная цель программы - создать условия для эффективного развития

национальной модели системы образования, обеспечивающей широкий доступ к 
качественному образованию.
     Основные задачи программы:
     создание условий для удовлетворения конституционных прав граждан на 
доступ к образованию всех уровней и ступеней;
     совершенствование управления системой образования;
     повышение качества образования и образовательных программ, 
предоставление выбора образовательных услуг;
     совершенствование воспитательной работы, обеспечение единства 
процессов обучения и воспитания;
     повышение социального статуса педагога;
     создание условий для интеграции системы образования Казахстана в 
мировое образовательное пространство.
     Для каждого уровня образования программой определяются конкретные 
цели и задачи по созданию эффективно действующей системы образования 
страны.

     Дошкольное воспитание и обучение



      Цель - обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными программами.

      Основные задачи:
      учебно-методическое и кадровое обеспечение дошкольного воспитания и обучения детей;
      сохранение действующих и развитие новых видов и типов дошкольных организаций, особенно для детей с ограниченными возможностями в развитии;
      обеспечение предшкольной подготовки детей на базе дошкольных организаций и общеобразовательных школ;
      вовлечение родителей и общественности в процесс дошкольного образования.

      Среднее общее образование

      Цель - обеспечение конституционного права граждан на получение обязательного среднего общего образования и повышение его качества.
      Основные задачи:
      охват обучением всех детей школьного возраста;
      реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;
      повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;
      обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.
      На уровне среднего общего образования отдельно определяются цель и задачи по организациям образования в сельской местности.
      Цель - создание условий для обучения и воспитания, повышения качества обучения школьников, модернизация деятельности сельских и малокомплектных школ.
      Задачи:
      разработка и поэтапное внедрение эффективной модели сельской и малокомплектной школы;
      подготовка и переподготовка педагогических кадров для малокомплектных школ. Обеспечение стабильности педагогических кадров в сельской местности;
      издание методической литературы, внедрение специальных методик и технологий в учебно-воспитательный процесс малокомплектных школ;
      разработка комплекса мер по улучшению материально-технического обеспечения сельских школ;
      повышение уровня обучения в сельских школах путем внедрения инновационных методов и специальных организационных форм обучения, стимулирование творчества и одаренности учащихся;
      разработка и освоение методов дистанционного обучения в учебный процесс малокомплектных школ;
      повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами.

                Начальное и среднее профессиональное образование

      Цель - обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников организаций начального и среднего профессионального образования, а также обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.
      Основные задачи:
      разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов начального и среднего профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;
      создание условий для повышения доступности начального и среднего профессионального образования для подростков и молодежи, а также взрослого населения;
      поддержка негосударственного сектора начального и среднего профессионального образования, подготовки и переподготовки рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием;
      организация и развитие социального партнерства в системе начального и среднего профессионального образования;
      расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

      Высшее и послевузовское профессиональное образование

      Цель - создание условий для профессиональной подготовки выпускников средних школ, организаций начального и среднего профессионального образования, переподготовки выпускников вузов для обеспечения образовательных потребностей личности и потребностей экономики и социальной сферы страны в высококомпетентных специалистах мирового уровня.
      Основные задачи:
      внедрение и дальнейшее развитие государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, совершенствование государственного классификатора специальностей;
      обеспечение высокого качества подготовки специалистов путем совершенствования образовательных программ;
      расширение международного сотрудничества в подготовке студентов, повышении квалификации и переподготовке преподавателей, а также проведение совместных научных исследований;
      создание и развитие эффективной системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава;
      внедрение новых информационных технологий обучения, развитие дистанционного образования;
      совершенствование механизма предоставления молодежи государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для получения высшего профессионального образования. Разработка и внедрение нового механизма погашения государственных образовательных и студенческих кредитов, предусматривающего льготы для специалистов, направляемых на работу в сельскую местность, отдаленные и депрессивные районы;
      поэтапная интеграция академической и отраслевой науки с высшим образованием.

      Совершенствование системы воспитания

      Цель - формирование личностных качеств воспитанника на основе идей казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманизма и общечеловеческих ценностей.
      Задачи:
      разработка и внедрение эффективной системы воспитания обучающихся в организациях образования с учетом их этнокультурных особенностей;
      поддержка развития массовых детских и молодежных общественных организаций;
      сохранение и дальнейшее развитие сети внешкольных организаций дополнительного образования;
      переподготовка педагогов дополнительного образования, классных руководителей, кураторов академических групп в организациях образования и работников органов управления образованием по проблемам воспитания;
      реализация комплекса мер по профилактике правонарушений, преступности

и безнадзорности детей, подростков и молодежи.
     Достижение указанных целей и решение основных задач требует 
адекватного ресурсного обеспечения, а именно:
     формирования соответствующей нормативно-правовой базы;
     совершенствования финансово-экономических механизмов эффективного 
функционирования и развития системы образования;
     эффективного развития сети организаций образования;
     развития системы подготовки и переподготовки кадров системы 
образования и планомерного повышения их квалификации;
     улучшения учебно-методического и информационного обеспечения 
процессов обучения и воспитания;
     внедрения новых технологий обучения;
     улучшения материально-технического обеспечения, включая 
информатизацию системы образования.
        
          5. Основные направления и механизм реализации программы

     5.1. Основные направления развития системы образования

     В области дошкольного воспитания и обучения



      Детский сад, имеющий более чем вековую историю и испытанный в мировом сообществе как основная форма дошкольного воспитания и обучения детей, и сегодня остается эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей.
      Одной из форм повышения доступа детей дошкольного возраста к качественным дошкольным образовательным программам будет предшкола, которая обеспечит повсеместную организацию предшкольной подготовки детей в детском саду, общеобразовательной школе и семье. Предшкола - это институт целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса для детей старшего дошкольного возраста, в основном ранее не посещавших детские сады. Функции предшколы:
      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
      обеспечение интеллектуального и личностного развития детей, забота об их эмоциональном благополучии;
      коррекция нарушений развития детей;
      взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
      Возлагается большая ответственность на семью. Она имеет право выбора организации предшкольной подготовки ребенка - самостоятельно, совместно с дошкольной организацией или школой. Семья обязана обеспечить овладение ребенком знаний, навыков и отношений, которые предусматриваются государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, а также физически и психологически подготовить его к освоению школьной программы.
      Ресурсное обеспечение дошкольного воспитания и обучения должно обеспечивать преемственность общеобразовательных программ дошкольного образования и программ начальных школ. С учетом необходимости внедрения предшкольной подготовки детей должны быть разработаны и созданы учебные пособия, детские книги и совершенствоваться система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников дошкольного воспитания и обучения.
      В области среднего общего образования необходимо существенно обновить его содержание в направлении демократизации и гуманизации образования. Необходимо добиться высокой мотивации учащихся на приобретение качественных знаний, умений и навыков. Обновление содержания должно быть обеспечено разработкой и внедрением усовершенствованных государственных общеобязательных стандартов образования.
      Учебно-методическое обеспечение системы среднего общего образования требует совершенствования учебников и учебно-методических комплексов. Внедрение в учебный процесс разновариантных учебников - один из путей улучшения качества учебно-методического обеспечения, достижения широкой вариативности образования.
      Особого отношения требует к себе сельская школа, разнообразная по содержанию, языкам, условиям и формам обучения. Необходимость осуществления уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе в условиях малой наполняемости классов, требует принципиально иной организации учебного процесса и существенного улучшения уровня подготовленности педагогических работников. Управление и особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектных школах требуют создания нормативных документов, регулирующих отношения в этой сфере.
      Необходим непрерывный мониторинг качества подготовки выпускников учебных заведений, дающих высшее и среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям. В обеспечении качества школьного образования необходимо внедрение системы рейтингов организаций этого уровня.
      В системе среднего общего образования велика роль социальной защиты учащихся и работников образования. Здоровье учащихся и педагогов, их социальное благополучие являются главным фактором обеспечения качества знаний. Необходима организация регулярного бесплатного медицинского осмотра учащихся и педагогов, а также полноценного питания учащихся. Питание учащихся из малообеспеченных семей должно быть бесплатным.
      Низкая оплата труда педагогических работников и руководителей организаций образования не позволяет добиться соответствующего кадрового обеспечения системы образования. Профессия учителя перестала быть престижной. Для повышения социальной роли и престижа учителя необходимо увеличить его заработную плату - уровень оплаты труда работников образования к 2005 году следует довести до уровня, не ниже средне-республиканского.
      Наряду с повышением зарплаты и совершенствованием нормативов штатной численности организаций образования следует использовать и другие возможности стимулирования педагогического труда, как, например, присуждение поощрительных грантов.
      В области начального и среднего профессионального образования акцент должен быть сделан не только на подготовку рабочих и специалистов среднего звена по профессиям, востребованным на рынке труда, но и на обеспечение условий для получения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят им лучше подготовиться к самозанятости.
      Государственные общеобязательные стандарты этого уровня профессионального образования должны учитывать требования работодателей.
      В рамках делового, заинтересованного партнерства профессиональных школ, лицеев, колледжей и предприятий всех форм собственности необходимо обеспечить единство теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в рамках профессиональной практики на базе действующих предприятий. Партнерство подразумевает взаимовыгодное сотрудничество сторон в вопросах обеспечения предприятий качественными трудовыми ресурсами.
      Ввести подготовку квалифицированных рабочих и специалистов высоких разрядов, классов и категорий, которые требуются в сфере малого и среднего бизнеса.
      В области высшего профессионального образования своего совершенствования требуют государственный классификатор (перечень) специальностей высшего профессионального образования и государственные общеобязательные стандарты высшего образования.
      В этой сфере требуется кардинально решить вопросы прохождения студентами производственной практики и организации лабораторных и практических занятий, учебной научно-исследовательской работы на базе предприятий с современными технологиями.
      Оценка качества высшего профессионального образования должна осуществляться путем внедрения системы рейтингов высших учебных заведений. Систематическое составление рейтингов учебных заведений разных уровней по определенным критериям создаст в системе высшего образования конкурентную среду. Учебные заведения будут создавать внутреннюю систему управления качеством и постоянно совершенствовать ее, чтобы отвечать запросам общества, личности и рынка труда. Технология составления рейтингов не должна допускать несправедливой оценки деятельности учебных заведений.
      Государственная аттестация должна совершенствоваться с учетом процессов вхождения в мировое образовательное пространство. В сфере профессионального образования могут быть использованы достижения таких систем обеспечения качества в образовании, как Пан-Европейская система аккредитации (ЕQUАL), стандарты качества ISO 9000-9001 Международной организации стандартов, Центральноазиатского фонда развития менеджмента (САМАN) и др.
      Повышение уровня доступности профессионального образования должно быть достигнуто путем дальнейшего совершенствования механизма предоставления государственных образовательных грантов и кредитов, а также увеличением их количества. Необходимо предусмотреть увеличение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием по техническим, педагогическим и сельскохозяйственным специальностям.
      Необходимо создать систему продвижения на рынок труда выпускников профессиональных школ, лицеев, колледжей и высших учебных заведений, способных обеспечить соответствующее кадровое сопровождение экономических преобразований. Это достигается путем развития в системе профессионального образования служб маркетинга и трудоустройства.
      В области послевузовского образования следует разработать новую концепцию послевузовского образования, так как в этой системе стали накапливаться серьезные проблемы, связанные с эффективностью организации, финансирования и управления. Интеграция образования и науки наиболее эффективно может быть реализована в сфере послевузовского профессионального образования.
      Единство процессов обучения и воспитания достигается путем расширения системы дополнительного образования, поощрения молодежных и детских общественных объединений и обеспечения организованного досуга и отдыха детей, подростков и молодежи.
      Основным направлением формирования эффективной нормативно-правовой базы станет реализация Закона Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании".
      Неполнота нормативной правовой базы и систематическое неисполнение норм законодательства остаются в числе основных проблем, сдерживающих развитие системы образования в направлении обеспечения устойчивого человеческого развития в Казахстане.
      В этой связи необходимо совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, и создание действенного механизма контроля за исполнением законодательных норм, защиты прав субъектов образования, соблюдения гарантий государства в области образования.
      В связи с переходом на аттестацию организаций образования следует совершенствовать нормативы количества управленческих кадров в зависимости от сети организаций и их контингента.
      Эффективность управления во многом зависит от качества информационного обеспечения, своевременного и качественного принятия управленческих решений и организации мониторинга всей системы образования. В этой связи задача совершенствования управления образованием включает в себя и совершенствование системы образовательной статистики и мониторинга системы образования. Процесс информатизации образования инициирует также совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей.
      Велика роль партнерства государства и общественности в развитии системы образования, решении социальных проблем и в этой связи актуализируется вопрос формирования государственно-общественного характера управления системой образования.
      Требуется четкое разграничение компетенции между органами управления образованием всех уровней и организаций образования в соответствии с законодательством об образовании и другими правовыми актами. Должны быть обеспечены необходимые условия для дальнейшего расширения автономизации вузов, предоставления большей самостоятельности руководителям образовательных учреждений. Потребуется дальнейшая децентрализация управления и расширение академических свобод учебных заведений. Действенным органом самоуправления должны стать советы учебных заведений. « "Качество" и "оценка" - неотъемлемые компоненты«"нового инструмента управления" - должны рассматриваться не как средства децентрализации, а как средства поддержания равновесия между различными уровнями принятия решений в децентрализованной системе.
      Все выше описанные направления наряду с другими вопросами современного менеджмента должны найти свое отражение в учебной программе "Управление образованием" и стать неотъемлемой частью программ переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
      Реформирование образования предполагает внедрение в этой сфере принципиально новой схемы финансирования и требует решения ряда финансово-экономических задач, направленных на поддержку и совершенствование финансово-экономических механизмов развития системы образования. Решение задач при этом должно опираться на следующие принципы:
      хозяйственная и финансовая самостоятельность образовательных организаций;
      нормативный подход в формировании ресурсного обеспечения. Требуется пересмотреть штатные нормативы, основные экономические нормы и нормативы в сфере образования;
      многоуровневый (на республиканском и региональном уровнях) и многоканальный подход к финансированию.
      Стабилизация и развитие сети организаций образования. Важнейшей гарантией доступности и качества образования является достаточная развитость сети организаций образования.
      Главной заботой местных органов исполнительной власти является забота о населении, в том числе в отношении образования и воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи сохранение и расширение сети дошкольных организаций - их прямая обязанность.
      В сфере среднего общего образования необходимо обеспечить доведение сети организаций образования в течение 2000-2005 годов до установленного норматива. Учитывая, что число специальных коррекционных организаций образования не обеспечивают растущей потребности в них, требуются дополнительные меры по развитию сети коррекционных организаций дошкольного и общего среднего образования.
      Для решения задач широкой доступности обучения в организациях начального и профессионального образования необходимо:
      1) сохранить имеющуюся сеть учебных заведений начального и среднего профессионального образования и принять меры по их дальнейшему развитию;
      2) обеспечить размещение государственного образовательного заказа в учебных заведениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов по специальностям общереспубликанского значения за счет средств республиканского бюджета, а также на межрегиональной основе.
      Организации начального и среднего профессионального образования могут быть как республиканского, так и местного подчинения и осуществляют подготовку рабочих и специалистов за счет бюджетного финансирования на основе государственного образовательного заказа на платной основе, а также за счет средств организаций и предприятий.
      Потребность в переподготовке и повышении квалификации кадров системы образования в последние годы многократно возросла в связи с реализацией государственных программ по информатизации системы среднего образования, внедрением нового поколения учебников и нового методического арсенала. В настоящее время программы переподготовки и повышения квалификации в основном направлены на удовлетворение потребностей педагогических работников по реализации указанных государственных программ, что вносит дисбаланс в систему переподготовки и повышения квалификации кадров, что требует совершенствования этой системы.
      Программы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников должны быть систематическими, учитывать актуальные запросы и периодически пересматриваться. Повышение квалификации и переподготовки педагогических работников должны осуществляться наряду с институтами повышения квалификации на базе региональных университетов на основе государственного заказа, формируемого местными исполнительными органами.
      Задачи внедрения новых технологий обучения и улучшения материально-технического обеспечения, включая информатизацию системы образования, взаимосвязаны между собой и предполагают включение в учебный процесс современных технологий и технических средств обучения посредством информатизации системы образования, внедрения дистанционного обучения и т.д.
      В соответствии с поставленной Главой государства задачей оснащение средних школ компьютерной техникой завершится к десятилетию независимости Казахстана. Реализация данной программы и принципы преемственности системы образования предполагают переход к информатизации системы профессионального образования.
      Информационная инфраструктура в сфере образования может быть создана на основе уже существующих в Казахстане телекоммуникационных сетей при условии формирования и подключения к ним банков образовательной информации. Ведение таких банков окажет образовательным учреждениям существенную помощь в работе с сетью и в использовании телекоммуникаций в качестве средств обучения. Эта деятельность будет осуществляться действующими региональными центрами информатизации и университетами, а там, где их нет, будут созданы специальные центры.

             5.2. Механизм реализации Государственной программы
                            "Образование"

      В целях обеспечения системного контроля за реализацией Государственной программы«"Образование" создается Координационный совет при Правительстве Республики Казахстан.
      Оперативное управление процессом реализации Государственной программы обеспечивается Министерством образования и науки Республики Казахстан.
      Мероприятия программы будут реализовываться за счет средств

государства, а также путем организации пилотных проектов с привлечением к 
их финансированию донорских организаций.

                   6. Необходимые ресурсы и источники
                           их финансирования 
     
     Финансирование Государственной программы будет осуществляться в 
пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на систему 
образования, а также за счет средств займов, включенных в программу 
государственных инвестиций. Предполагается привлечение технической и 
грантовой помощи международных организаций, спонсорской помощи организаций 
и населения.
     Минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию 
программы на 2001-2005 годы составляет 380 млрд. тенге.

            Объемы финансирования Государственной программы 
       «"Образование" на 2001-2005 гг. (в показателях 2000 года)
---------------------------------------------------------------------------
                 !2001 год!2002 год!2003 год!2004 год!2005 год! Итого, 
                 !        !        !        !        !        ! млрд. 
                 !        !        !        !        !        ! тенге
---------------------------------------------------------------------------
Республиканский 
бюджет              14,9     11,3     12,6     13,9     14,5     67,2
Местный бюджет      61,1     64,7     63,4     62,1     61,5    312,8

Итого               76,0     76,0     76,0     76,0     76,0      380
---------------------------------------------------------------------------
     


      Ежегодные объемы ее будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном бюджете" на соответствующий год.

                7. Ожидаемый результат от реализации программы

      С реализацией Государственной программы "Образование" потенциал и ресурсы системы образования будут сохранены, развиты и в дальнейшем рационально и с предельной эффективностью использованы для социально- экономического развития Казахстана.
      Своевременная реализация настоящей программы должна обеспечить улучшение доступности и качества образовательных программ для более широких слоев населения.
      В итоге реализации программы:
      в результате принятия мер по организации различных форм предшкольной подготовки детей будут созданы условия для обеспечения подготовленности всех детей к школе;
      в результате принятия мер по стабилизации и расширению сети организаций образования будет обеспечено улучшение условий для получения среднего общего образования, что позволит повысить доступность всех уровней и ступеней образования для подростков и молодежи;

                      (См. диаграмму на бумажном варианте)

      в результате принятия мер по развитию сети сельских и малокомплектных школ, а также обеспечению повышения качества образовательных услуг в сельской местности будут сближены уровни образования обучающихся в городских и сельских школах;
      в результате принятия мер по улучшению ресурсного обеспечения организаций среднего общего образования будет достигнут наибольший охват детей школьного возраста обучением и выполнение государственных общеобязательных стандартов общеобразовательными, профессиональными школами, лицеями и колледжами;
      в результате взаимодействия всех субъектов в области профессиональной подготовки, установления механизма определения потребности в квалифицированных рабочих и специалистах для всех отраслей экономики, внедрения принципов рыночных отношений снизится уровень безработицы среди выпускников профессиональных школ, лицеев и колледжей;
      в результате внедрения системы обеспечения качества уровень профессиональной подготовки в организациях образования будет соответствовать стандартам, признанным в мире;
      в результате принятия мер по созданию и комплексному внедрению учебников для воспитанников специальных коррекционных организаций улучшится качество учебно-воспитательной работы в них;
      в результате принятия мер по усилению воспитательной работы в организациях образования будут созданы условия для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, снизится количество правонарушений, совершаемых подростками и молодежью, уровень их преступности и девиантного поведения;
      в результате внутренней реструктуризации системы управления и внутреннего перераспределения ресурсов и придания прозрачности ресурсному обеспечению увеличится эффективность функционирования системы образования.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Склярова И.В.)