О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298

Действующий
      В целях совершенствования координации деятельности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, обеспечения единой государственной политики в этой области Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Принять предложение Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, согласованное с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан, о создании Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      2. Утвердить Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (прилагается).
      Общее руководство Государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложить на Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациях.
      3. Определить основные функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.
      4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Казахской ССР от 25 июня 1991 г. N 395 P910395_ "О создании Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях".
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан


                                        Утверждено

постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298


                              Положение
        о Государственной системе предупреждения и ликвидации
                        чрезвычайных ситуаций

      1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования в Республике Казахстан Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      2. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) <*> в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий (имеется в виду проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию ГСЧС не входит), обеспечения безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба объектам хозяйствования.
      Сноска. Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и ликвидация их последствий в компетенцию системы не входят.
      3. Основными задачами ГСЧС являются:
      проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при возникновении ЧС в мирное и военное время;
      формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;
      организация разработки и выполнения государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
      обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, проведение работ по их ликвидации;
      прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
      обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ГСЧС;
      осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
      4. В состав ГСЧС входят:
      Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям с его областными, городскими управлениями и районными отделами по ЧС, частями гражданской обороны (ГО), Республиканским оперативно-спасательным отрядом, другими подведомственными организациями;
      руководящие органы, органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы) центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
      областные оперативно-спасательные отряды, части и подразделения Департамента Государственной противопожарной службы Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, специализированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан, в том числе штатные горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные и другие специализированные службы, восстановительные и пожарные поезда, территориальные и объектовые формирования ГО, воинские части химических, инженерных и других родов войск Вооруженных Сил, привлекаемые по планам взаимодействия, служба экстренной медицины, медицинская служба ГО и ЧС, специализированные противоэпидемические службы, службы экстренной ветеринарной помощи и защиты растений;
      службы лесной охраны Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан с подразделениями Казавиалесоохраны;
      единая авиационная поисково-спасательная служба Республики Казахстан;
      службы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасными объектами центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан, республиканская система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
      5. Для координации действий центральных и местных исполнительных органов, предприятий и организаций создаются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС:
      Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      территориальные комиссии по ЧС областей, городов и районов;
      комиссии по ЧС центральных исполнительных органов Республики Казахстан, организаций и предприятий;
      Республиканская и территориальные чрезвычайные противоэпидемические комиссии;
      Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, ее территориальные комиссии.
      Решения вышеназванных комиссий имеют рекомендательный характер и учитываются руководящими органами ГСЧС при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      ГСЧС включает в себя территориальные, функциональные и отраслевые (объектовые) подсистемы <*> и имеет два уровня: местный и республиканский (государственный).
      Сноска. Имеющиеся, а также создаваемые структуры, силы и средства по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в центральных и местных исполнительных органах, а также на предприятиях и в организациях.
      6. Территориальные подсистемы ГСЧС соответствуют принятому административно-территориальному делению.
      Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории и, как правило, включает в себя комиссию по ЧС (областную, районную, городскую, поселковую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, территориальные органы (областное, городское управление, районный отдел по ЧС), Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.
      Конкретные структуры территориальных подсистем определяются местными исполнительными органами.
      Задачи, организация и порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями, утверждаемыми местными исполнительными органами.
      7. Функциональные подсистемы ГСЧС состоят из органов управления, сил и средств центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан, непосредственно решающих задачи: по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и контролю обстановки на потенциально опасных объектах; предупреждению ЧС; защите жизни и здоровья людей; использованию чрезвычайных резервных фондов; ликвидации ЧС.
      При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких центральных исполнительных органов, организаций, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.
      Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями о республиканских службах ГО и ЧС, утверждаемыми Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Состав служб ГО и ЧС определяется решением Правительства Республики Казахстан.
      8. Отраслевые (объектовые) подсистемы ГСЧС создаются в центральных исполнительных органах Республики Казахстан, организациях, на предприятиях и предназначены для предупреждения и ликвидации ЧС непосредственно на управляемых ими объектах.
      Конкретные структуры отраслевых (объектовых) подсистем, их задачи, порядок финансирования определяются соответствующими центральными исполнительными органами Республики Казахстан, организациями, предприятиями и закрепляются в положениях об этих подсистемах.
      При этом каждая отраслевая (объектовая) подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы, органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба), силы и средства контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и наблюдения за состоянием природной среды, силы и средства по ликвидации ЧС. Координацию действий предприятий и организаций, органов и служб в этой сфере осуществляют отраслевые комиссии по ЧС, рекомендации которых учитываются руководящими органами отрасли при принятии решений по предупреждению и ликвидации ЧС.
      9. К республиканскому (государственному) уровню в ГСЧС относятся: Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные центральные исполнительные органы, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС, мобильные пункты управления и связи. Координацию их действий в рамках ГСЧС осуществляет Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которой носят рекомендательный характер.
      10. К местному уровню в ГСЧС относятся: местные исполнительные органы (акимы областей, районов, городов), территориальные органы (областные, городские управления и районные отделы по ЧС) Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, дежурно-диспетчерские службы предприятий и организаций, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют комиссии по ЧС местных исполнительных органов, решения которых носят рекомендательный характер.
      11. В решении задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей и окружающей природной среды в условиях ЧС на всех уровнях могут участвовать на добровольной основе общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также путем непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, проведение (при наличии подтвержденной государственной аттестацией, специальной подготовки) аварийно-спасательных работ, оказание помощи пострадавшему населению в районах бедствий.
      12. Руководство ГСЧС осуществляют:

      на республиканском (государственном) уровне:

      Президент и Правительство Республики Казахстан в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан;
      Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (создание, функционирование и дальнейшее развитие ГСЧС, а также оперативное управление ГСЧС);
      центральные исполнительные органы Республики Казахстан (руководство функциональными и отраслевыми подсистемами ГСЧС);

      на местном уровне:

      местные исполнительные органы (акимы областей, городов, районов), рабочими аппаратами которых при управлении территориальными подсистемами ГСЧС являются областные и городские управления, районные отделы Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      руководители предприятий и организаций (руководство объектовыми подсистемами ГСЧС).
      При принятии решений руководящие органы ГСЧС учитывают рекомендации соответствующих межведомственных, территориальных и отраслевых комиссий по ЧС.
      Структура и состав межведомственных комиссий по ЧС, а также положения об их функционировании определяются Правительством Республики Казахстан по предложениям Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
      Структура и состав отраслевых и территориальных комиссий по ЧС, а также положения о них определяются центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан.
      Межведомственные комиссии по ЧС возглавляются Председателем Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а территориальные и отраслевые комиссии по ЧС - заместителями акимов областей, городов, районов, заместителями министров и председателей государственных комитетов.
      13. Органами повседневного управления ГСЧС являются:
      областные, городские управления и районные отделы по ЧС Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      дежурные службы территориальных комиссий по ЧС всех уровней;
      дежурные службы и специализированные подразделения функциональных подсистем;
      дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения центральных исполнительных органов, объектов хозяйствования.
      Органы повседневного управления ГСЧС осуществляют управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев ГСЧС.
      Размещение органов повседневного управления ГСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
      14. Силы и средства ГСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации ЧС.
      Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
      дежурных служб Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      дежурных служб центральных и местных исполнительных органов; дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов;
      служб Государственной архитектурно-строительной инспекции Агентства строительства и архитектурно-градостроительного контроля Министерства экономики и торговли Республики Казахстан;
      служб предупреждения эпизоотий и эпифитотий Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
      Государственной службы санитарно-эпидемического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
      службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды Агентства по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан;
      Государственной контрольной службы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан;
      служб республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
      Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:
      частей ГО, Республиканского оперативно-спасательного отряда, других сил и средств Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      областных оперативно-спасательных отрядов; подразделений Департамента Государственной противопожарной службы Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      территориальных и объектовых формирований ГО;
      военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований министерств, предприятий и организаций, в том числе штатных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и других специализированных служб;
      учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи и противоэпидемических мероприятий;
      формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
      служб по обеспечению селевой, паводковой и снеголавинной безопасности;
      воинских частей химических, инженерных и других родов войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по планам взаимодействия;
      единой авиационной поисково-спасательной службы;
      восстановительных и пожарных поездов.
      15. На базе частей ГО, республиканского оперативно-спасательного отряда Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, областных оперативно-спасательных отрядов, воинских частей постоянной готовности химических, инженерных и других родов войск Министерства обороны Республики Казахстан, подразделений Департамента Государственной противопожарной службы Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям, военизированных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и других специализированных подразделений, формирований экстренной медицинской помощи, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных организаций и предприятий республики создаются по согласованию с ними аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, руководящими органами ГСЧС различных уровней для проведения в пределах их возможностей работ по оперативной локализации и ликвидации ЧС как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом.
      Силы постоянной готовности, не содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, могут привлекаться к выполнению спасательных и аварийно-восстановительных работ по решению руководящих органов ГСЧС.
      16. Информационное обеспечение функционирования ГСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС ЧС).
      17. Деятельность ГСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС в мирное и военное время.
      В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайный.
      Решения о введении того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем и звеньев принимают Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, руководящие органы ГСЧС различного уровня по согласованию с территориальными органами (областными, городскими управлениями, районными отделами по ЧС Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки).
      B зависимости от обстановки подсистемы и звенья ГСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.
      18. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией ЧС осуществляют:
      частных ЧС, распространение которых ограничено производственным помещением, - руководители предприятий, организаций;
      объектовых ЧС, распространение которых ограничено территорией объектов, - руководители предприятий, организаций с участием при необходимости территориальных органов Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, руководящих органов территориальных подсистем ГСЧС;
      местных ЧС, распространение которых ограничено территорией города (района) или области, - местные исполнительные органы, районные отделы, городские и областные управления по ЧС Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в зависимости от границ распространения аварий, катастроф, стихийных бедствий;
      региональных ЧС, распространение которых ограничено территорией нескольких областей, - центральные и местные исполнительные органы с участием Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям при координации действий со стороны Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      глобальных ЧС, распространение которых охватывает значительную территорию республики или сопредельных стран, - по поручению Правительства Республики Казахстан Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям с координацией действий со стороны Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Планово-восстановительные работы осуществляются силами центральных и местных исполнительных органов.
      Первые руководители центральных и местных исполнительных органов, предприятий и организаций несут ответственность за неисполнение или несвоевременное выполнение указаний руководящих органов ГСЧС.
      19. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами территориальной или ведомственной подсистемы ГСЧС, на территории и объектах которых они возникли.
      Если масштабы ЧС таковы, что руководящие органы территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, территориальные органы Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям не могут справиться с ее локализацией и ликвидацией, то Правительство Республики Казахстан по представлению Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а также по просьбам центральных и местных исполнительных органов и соответствующему заключению по ним Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям принимает решение об оказании соответствующей помощи.
      Соединения и воинские части Вооруженных Сил Республики Казахстан, иные войска и воинские формирования могут привлекаться к ликвидации ЧС по указанию Президента Республики Казахстан за исключением случаев, когда их привлечение предусмотрено заранее утвержденными планами взаимодействия.
      20. Выполнение государственных целевых программ по вопросам безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и обеспечения устойчивости функционирования объектов хозяйствования при ЧС осуществляется соответствующими руководящими органами в целях координации финансовой, кредитно-инвестиционной политики по предупреждению ЧС и снижению их дестабилизирующего воздействия, а также в целях подготовки к ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и других бедствий.
      Государственные целевые программы разрабатываются в установленном порядке, утверждаются Президентом Республики Казахстан и финансируются из республиканского бюджета. Содержание основных проектов, составляющих программу, и объемы финансирования согласовываются с соответствующими центральными и местными исполнительными органами, участвующими в их реализации.
      21. Обучение населения способам защиты при ЧС осуществляется местными исполнительными органами Республики Казахстан, территориальными органами Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства через средства массовой информации и в ходе специальных учений, а также самостоятельно.
      Подготовка специалистов органов управления ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется в Республиканском Центре подготовки и обучения Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, в областных (городских) центрах подготовки и обучения населения, на учебно-материальной базе Департамента Государственной противопожарной службы ГКЧС.
      22. В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки. Характер учений и тренировок, их сроки, масштабы и планы проведений разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.
                                        Приложение

к постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 г. N 1298


                               Функции
           центральных исполнительных органов и организаций
         Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации
                        чрезвычайных ситуаций

           Министерство внутренних дел Республики Казахстан

      Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС. Изоляция районов ЧС.
      Обеспечение безопасности дорожного движения. Сопровождение и обеспечение сохранности грузов при доставке их в зоны ЧС.
      Создание и обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС службы охраны общественного порядка ГО и ЧС.

          Министерство здравоохранения Республики Казахстан

      Создание и руководство службами экстренной медицинской помощи в ЧС и медицинской службой ГО и ЧС.
      Организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в зонах ЧС. Выполнение мероприятий по предотвращению завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, их ликвидации. Обмен информацией с другими странами и международными организациями по эпидобстановке.
      Проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения.

          Министерство иностранных дел Республики Казахстан

      Содействие в развитии международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказании взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
      Уведомление зарубежных стран о проводимых в Республике Казахстан противоэпидемических мероприятиях, а также об угрозе трансграничного воздействия с территории Республики Казахстан природных и техногенных катастроф.
      Содействие в рамках международной помощи ускоренному получению въездных, выездных виз спасателям, в доставке гуманитарных грузов в зоны ЧС.

       Министерство науки - Академия наук Республики Казахстан

      Организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития ГСЧС.
      Участие в разработке и организации государственной научно-технической экспертизы предлагаемых к производству и закупке аварийно-спасательной техники и оборудования.
      Организация сейсмических наблюдений на территории Республики Казахстан. Разработка и внедрение надежных методов прогноза землетрясений, в первую очередь краткосрочных.

              Министерство обороны Республики Казахстан

      Обеспечение участия в установленном порядке частей и подразделений Вооруженных Сил Республики Казахстан (в первую очередь химических и инженерных войск) в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
      Организация совместно с Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям функционирования системы ГО в особый период.
      Обеспечение функционирования Единой авиационной поисково-спасательной службы.
      Изоляция районов ЧС, охрана материальных и культурных ценностей в зонах ЧС.
      Участие в общей системе оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
      Предоставление Государственному комитету Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем ГСЧС информации о предпосылках и возникновении ЧС природного и техногенного характера в приграничной полосе.

     Участие в установленном порядке пограничных войск в проведении
аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
     Осуществление мероприятий по охране государственной границы в
условиях ЧС природного и техногенного характера.
     Обеспечение в соответствии с международными договорами
Республики Казахстан упрощенного пропуска аварийно-спасательных
формирований, грузов гуманитарной помощи, беженцев.

      Министерство образования и культуры Республики Казахстан

     Организация подготовки кадров для ГСЧС.
     Обучение учащихся действиям по предупреждению и ликвидации ЧС
природного и техногенного характера.
     Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации
последствий ЧС природного и техногенного характера в подведомственных
учреждениях.
     Создание и поддержание в необходимой степени готовности
невоенизированных аварийно-спасательных формирований.

            Министерство энергетики и природных ресурсов
          Республики Казахстан, Департамент промышленности
       Министерства экономики и торговли Республики Казахстан



      Организация наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях. Осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на подведомственных объектах.
      Координация работ по размещению объектов министерств с учетом промышленной и экологической безопасности. Участие в проведении спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ силами ведомственных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, входящих в ГСЧС.
      Создание и руководство соответствующими ведомственными подсистемами ГСЧС.
      Организация научных исследований по созданию безопасных процессов и технологий, обеспечение надежной, безаварийной работы энергетических сетей, трубопроводных магистралей. Внедрение мирового опыта в этой области.
      Обеспечение сейсмостойкости объектов энергетики и промышленности, трубопроводных магистралей и сетей.
      Организация производства аварийно-спасательной техники и оборудования в республике. Разработка проектов законов и нормативных актов по обеспечению безопасности в промышленности. Организация обучения работников предприятий и проживающего вблизи них населения правилам и порядку действий в ЧС при возникновении на этих предприятиях аварий и катастроф.
      Создание и обеспечение готовности к действиям в ЧС службы торговли и питания ГО и ЧС (Департамент промышленности Министерства экономики и торговли).
      Обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС службы энергетики ГО и ЧС (Министерство энергетики и природных ресурсов).

        Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

      Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на подведомственных объектах, эпизоотий и эпифитотий.
      Организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.
      Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий. Организация карантинных мероприятий.
      Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации по оценке ЧС природного и техногенного характера.
      Проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения по предупреждению распространения эпизоотий и эпифитотий. Обучение сельского населения действиям в случае ЧС.
      Обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС службы защиты животных и растений ГО и ЧС, технической службы ГО и ЧС. Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации пожаров и очагов болезней и вредителей на территории лесного фонда. Организация и координация работ по лесопатологическому надзору, выдача необходимой информации по оценке пожарной и энтофитопатологической ситуации в лесах.
      Проведение профилактической разъяснительной работы среди населения по предупреждению возникновения лесных пожаров. Обучение специализированных команд действиям в случае возникновения лесных пожаров. Обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС службы лесной охраны.
      Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий наводнений, паводков, прорывов плотин, по водообеспечению населения и отраслей экономики в условиях ЧС природного и техногенного характера.
      Наблюдение за водным режимом, регулирование использования водных ресурсов.

                      Агентство строительства и
               архитектурно-градостроительного контроля
        Министерства экономики и торговли Республики Казахстан

      Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий. Организация научных исследований в области надежности и сейсмостойкости зданий и сооружений.
      Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты объектов с опасными производствами, а также объектов, эксплуатируемых в экстремальных условиях.
      Экспертиза проектной документации. Разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности в материально-технических ресурсах при проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации ЧС.
      Контроль за качеством строительства, а также антисейсмическим усилением зданий и сооружений.
      Регулирование строительства на селе- и оползнеопасных участках, в зонах тектонических разломов, на участках с расчетной сейсмичностью свыше 9 баллов, на зараженных, химически и радиационно опасных территориях.
      Создание банка данных по авариям строительных конструкций, повреждению и обрушению зданий и сооружений при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.
      Создание и обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС инженерной службы ГО и ЧС.

                Министерство транспорта и коммуникаций
                         Республики Казахстан

      Предупреждение и ликвидация аварий и катастроф на железнодорожном, автомобильном, авиационном, речном и морском транспорте, а также на объектах и линиях связи, коммуникациях.
      Обеспечение проектирования и строительства капитальных, надежных и безопасных дорог, путепроводов, мостов, линий связи. Обеспечение дублирования работы объектов инфраструктуры при ЧС.
      Организация научных исследований и внедрение передового мирового опыта по повышению надежности работы объектов инфраструктуры в условиях ЧС.
      Разработка проектов законов и нормативных актов в области обеспечения безопасности на транспорте и связи.
      Обеспечение перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ЧС, осуществление эвакуационных мероприятий.
      Участие сил ведомственных формирований в пределах их тактико-технических возможностей в проведении спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах ЧС. Обеспечение бесперебойной, устойчивой связи в ЧС, приоритетное предоставление каналов связи органам управления, наблюдения и контроля при ликвидации ЧС.
      Выделение полос радиочастот для организации связи в ЧС. Поддержание постоянной готовности систем оповещения о ЧС.
      Обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС транспортной службы и службы дорог и мостов ГО и ЧС.

      Министерство экономики и торговли, Министерство финансов,
           Министерство труда и социальной защиты населения
                         Республики Казахстан

      Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории республики с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Минэкономторг, Минтруда и соцзащиты населения).
      Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации ЧС, оказанию помощи пострадавшему населению (Минфин).
      Создание государственных материальных резервов и резервов финансовых средств, необходимых для ликвидации ЧС (Минфин).
      Организация обеспечения пострадавшего населения временными укрытиями, имуществом первой необходимости, продуктами питания (Минтруда и соцзащиты населения, Минфин, ГКЧС).

       Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан

      Обеспечение контроля за экологической обстановкой в республике, планирование и осуществление мер по ее улучшению, предотвращение техногенных катастроф и аварий путем проведения экологической экспертизы проектов и экологического контроля предприятий, оповещение о возможности возникновения экологических катастроф.
      Методическое руководство работами по ликвидации экологических ЧС. Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленных авариями и катастрофами.
      Создание и руководство соответствующими подсистемами наблюдения и контроля ГСЧС.
      Прогнозирование опасных гидрометеорологических явлений, селей, снежных лавин, высокого уровня загрязнения окружающей природной среды и масштабов связанных с ними ЧС, своевременное оповещение об их угрозе.
      Предоставление гидрометеорологической информации и данных об уровнях загрязнения окружающей природной среды органам управления ГСЧС.
      Создание и руководство соответствующими функциональными подсистемами наблюдения за состоянием окружающей природной среды и системами предупреждения об опасных метеорологических явлениях. Научные исследования по разработке эффективных методов долгосрочного и краткосрочного прогнозов опасных гидрометеорологических явлений.

        Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
                          (по согласованию)

      Предоставление Государственному комитету Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем ГСЧС информации о возможных предпосылках и характере ЧС, об их причинах, об эпидобстановке в зарубежных странах, о конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию ЧС.
      Участие (в установленном порядке) в проведении аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
      Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности в условиях ЧС, в том числе на режимных объектах и объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посещения иностранцами, при приеме беженцев, а также при оказании иностранными государствами содействия в работе по ЧС в Республике Казахстан.

Участие при необходимости специальных сил и средств в работе по
предупреждению и ликвидации ЧС.

             Республиканская гвардия (по согласованию)

     Изоляция районов ЧС, охрана материальных и культурных ценностей
в зонах ЧС.
     Участие (в установленном порядке) в проведении
аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

    Национальное агентство Республики Казахстан по делам печати
      и массовой информации (по согласованию), республиканская
            корпорация "Телевидение и радио Казахстана"



      Обеспечение оперативного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС. Организация обучения населения через средства массовой информации правилам и порядку действий при ЧС.
      Организация регулярных публикаций в печати, передач по радио и

телевидению по пропаганде знаний в области защиты от ЧС природного и
техногенного характера, правил безопасности в быту и на производстве.
Широкое информирование населения о принимаемых государством мерах по
предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф
и аварий.
     Обеспечение постоянной готовности к действиям в ЧС службы
информации ГО и ЧС.

      Государственный таможенный комитет Республики Казахстан

     Обеспечение упрощенной и ускоренной процедуры пропуска грузов
гуманитарной помощи, аварийно-спасательной техники и оборудования в
ЧС.

             Агентство по атомной энергии Министерства
      науки - Академии наук Республики Казахстан, Национальная
            акционерная компания по атомной энергетике и
                       промышленности "КАТЭП"



      Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально опасных объектов на территории Республики Казахстан.
      Прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на объектах промышленности и энергетики Казахстана.
      Разработка проектов законов и нормативных актов, норм и стандартов безопасности.
      Руководство созданием и функционированием соответствующих подсистем государственного контроля и надзора, службой противорадиационной защиты ГО и ЧС (НАК "КАТЭП").

         Национальное аэрокосмическое агентство Министерства
              науки - Академии наук Республики Казахстан

      Организация и осуществление космического мониторинга для сбора данных о состоянии окружающей природной среды, потенциально опасных территорий и объектов, передача их на регулярной основе в АИУС ЧС для срочного оповещения об аварийных и предаварийных ситуациях.
      Обеспечение надежными каналами космической связи для мобильных потребителей, специальных и стационарных объектов в ЧС. Космическое навигационное обеспечение работ по ликвидации последствий ЧС.
      Участие в создании и функционировании системы космического мониторинга и связи для соответствующих подсистем автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС).

             Открытое акционерное общество "КАЗАХТЕЛЕКОМ"

      Техническое обеспечение своевременного оповещения населения и органов государственного управления об угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера.
      Первоочередное предоставление ГСЧС надежных каналов связи для принятия мер по предупреждению и ликвидации ЧС.
      Обеспечение дублирования каналов связи в условиях ЧС.
      Обеспечение постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях службы оповещения и связи ГО и ЧС.