1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 1996 г. N 753 P960753_ "Об утверждении Положения о Комитете финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 28, ст. 248), кроме пункта 9 Положения о Комитете финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан, утвержденного указанным постановлением.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 1997 г. N 1061
ПОЛОЖЕНИЕ
о Комитете финансового контроля
Министерства финансов Республики Казахстан
(Комфинконтроль Минфина)
1. Общие положения
1. Комитет финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим контроль за исполнением бюджетов всех уровней, целевым и эффективным использованием государственной собственности, финансовых ресурсов, государственных и негосударственных внешних займов, привлеченных под гарантии государства, средств государственных внебюджетных фондов.
2. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
3. Комитет входит в единую систему Министерства финансов Республики Казахстан и является государственным органом управления в системе подчиненных ему территориальных органов, в пределах компетенции Министерства финансов и предоставленных ему полномочий автономно осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции.
Территориальные органы Комитета координируют свою деятельность с местными исполнительными органами, периодически информируют их о результатах проводимых ревизий и проверок, вносят предложения, направленные на устранение и предотвращение нарушений законности в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, фактов хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и другого имущества, злоупотреблений служебным положением должностными лицами и коррупции.
Территориальные органы Комитета свою работу проводят во взаимодействии с правоохранительными, налоговыми и другими контролирующими органами, согласовывая с ними планы проведения ревизий и проверок финансовой деятельности предприятий и организаций в целях недопущения дублирования в контрольно-ревизионной работе.
4. Комитет является юридическим лицом, имеет свои счета в банках, печать и бланки со своим наименованием на казахском и русском языках и с изображением Государственного герба Республики Казахстан.
Областные и по г. Алматы управления, а также отделения Комитета в городах - областных центрах являются юридическими лицами, обладают обособленным имуществом, имеют текущий и иные счета в банках и печать со своим наименованием на казахском и русском языках и с изображением Государственного герба Республики Казахстан.
5. Структура и штатная численность Комитета утверждаются Министром финансов Республики Казахстан, а управлений по областям и г. Алматы - руководителями этих органов в пределах выделенной численности.
6. Финансирование расходов на содержание Комитета и его территориальных органов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Министерства финансов Республики Казахстан.
II. Задачи и функции Комитета
7. Основными задачами Комитета являются:
осуществление финансового контроля за формированием и исполнением местных бюджетов, за финансово-хозяйственной деятельностью министерств, государственных комитетов, ведомств, а также иных центральных и местных исполнительных органов, государственных предприятий и организаций, содержащихся за счет бюджетных средств, за целевым и эффективным использованием государственных и негосударственных внешних займов, привлеченных под гарантии государства, средств государственных внебюджетных фондов, соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций;
разработка на основе обобщения материалов ревизий и проверок предложений по рациональному использованию государственных средств, улучшению платежной дисциплины, расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, совершенствованию контроля с целью предотвращения хищений и недостач, а также фактов неэффективного использования финансовых средств и имущества на государственных предприятиях и в организациях.
8. В целях реализации поставленных задач на Комитет и его местные органы возлагаются следующие функции:
проведение в соответствии с утвержденным Министром финансов Республики Казахстан планом работ Комитета ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, а также иных центральных и местных исполнительных органов, государственных предприятий, бюджетных организаций, сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей в них, тематических проверок по другим финансовым вопросам, касающихся интересов государства, и подготовка на их основе предложений, направленных на обеспечение режима экономии, целевое и эффективное использование государственных средств и ресурсов, их сохранности;
проведение в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством проверок и ревизий на предприятиях и в организациях по поручениям Правительства Республики Казахстан и акимов, по обращениям иных центральных исполнительных органов, по письмам и заявлениям граждан;
проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и организаций по представлениям органов Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и прокуратуры Республики Казахстан;
осуществление контроля за эффективным и целевым использованием государственных и негосударственных внешних займов, привлеченных под гарантии государства, гуманитарной, финансовой и технической помощи международных финансово-экономических организаций и стран-доноров, расходов на заграничные командировки работников органов государственной власти и управления, а также государственных предприятий и организаций, проведением государственных лотерей;
осуществление контроля за экспортно-импортными операциями хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в части обеспечения полноты и своевременности поступления валютной выручки, ведением учета и отчетности по валютным операциям;
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, в уставном фонде которых имеется доля государственной собственности Республики Казахстан не менее 50 процентов;
осуществление проверок целевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование посольств и представительств Республики Казахстан за рубежом;
проведение проверок целевого использования бюджетных средств, выделяемых для погашения срочных обращаемых векселей и государственных казначейских обязательств;
осуществление контроля за правильностью начисления дивидендов на государственные пакеты акций и полнотой их поступления в доход бюджета;
осуществление проверок и ревизий государственных органов и организаций всех форм собственности по вопросам, касающимся использования выделяемых бюджетных средств и финансово-хозяйственных взаимоотношений с бюджетными организациями;
проведение ревизий и проверок в государственных внебюджетных фондах;
осуществление совместно с Департаментами по приватизации и управления государственным имуществом и активами Министерства финансов, а также самостоятельно проверок соблюдения установленного порядка при проведении приватизации государственной собственности и проверки государственных предприятий, переданных в управление иностранным фирмам (инвесторам);
организация работы территориальных органов, оказание им практической и методической помощи в проведении контрольно-ревизионной работы, изучение положительного опыта их работы и распространение его среди всех подразделений, а также проведение мероприятий по подготовке и переподготовке кадров.
III. Права Комитета
9. Комитет и его местные органы при осуществлении возложенных на них задач имеют право:
проверять на ревизуемых объектах соответствующую документацию (планы, сметы, отчеты, бухгалтерские, банковские и финансовые документы) и фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
беспрепятственно в установленном порядке посещать министерства, государственные комитеты и иные центральные, а также местные исполнительные органы, государственные предприятия, бюджетные организации, государственные банки, воинские части и их подразделения при проведении ревизий и проверок;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых предприятий и организаций, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать в установленном порядке необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия, копии или опись изъятых документов;
требовать и получать от руководителей и других работников проверяемых предприятий и организаций письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;
привлекать для участия в ревизиях и проверках специалистов других ведомств;
принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых предприятий и организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, порядка ведения бухгалтерского учета, возмещению причиненного ущерба;
давать министерствам, государственным комитетам и иным центральным исполнительным органам, предприятиям и организациям по материалам ревизий и проверок обязательные для исполнения указания об устранении и предотвращении вскрытых нарушений, возмещении ущерба за счет виновных лиц и привлечении их к ответственности в установленном законом порядке;
направлять в следственные органы материалы ревизий и проверок по выявленным фактам недостач, хищений и злоупотреблений;
получать от следственных органов информацию о результатах принятых по этим материалам мер либо мотивированного заключения с приложением копий постановлений об отказе в возбуждении дела или прекращении рассмотрения материалов, решении вопроса о возмещении материального ущерба;
передавать в налоговые службы материалы ревизий по выявленным фактам нарушений налогового законодательства для учета и принятия мер по взысканию в бюджет сокрытых налогов и платежей, включая финансовые и штрафные санкции;
вносить предложения Департаменту казначейства Министерства финансов Республики Казахстан по проведению зачета бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в счет их текущего финансирования;
взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими иностранными службами для выяснения обоснованности расчетов резидентов Республики Казахстан с нерезидентами и выявления фактов укрытия валютной выручки.
IV. Организация работы Комитета
10. Комитет возглавляет Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра финансов Республики Казахстан.
11. Председатель имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Министром финансов Республики Казахстан по представлению Председателя.
12. Председатель Комитета руководит деятельностью Комитета и его территориальных органов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
13. Председатель Комитета:
определяет обязанности и степень ответственности своего заместителя и руководителей структурных подразделений Комитета;
назначает на должность и освобождает от должности работников Комитета;
налагает дисциплинарные взыскания;
в пределах своей компетенции издает приказы;
утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и его территориальных органах;
в пределах своей компетенции представляет Комитет в государственных органах и организациях в соответствии с действующим законодательством;
принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
14. Прием и увольнение работников городских и районных отделений (кроме руководителей), финансирование и учет расходов по их содержанию осуществляется управлениями Комитета по областям и г. Алматы с открытием при необходимости, в учреждениях обслуживающего банка именных счетов для перевода денежных средств.
15. Работники центрального аппарата Комитета по условиям материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания, а руководители Комитета по условиям транспортного обслуживания приравниваются к работникам центрального аппарата Министерства финансов Республики Казахстан.
16. Ликвидация и реорганизация Комитета производится в установленном законодательством порядке.