Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382.

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития социально-предпринимательских корпораций (далее – Концепция).

      2. Центральным и местным государственным органам принять необходимые меры по реализации Концепции.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

С. Ахметов


  Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 октября 2012 года № 1382

КОНЦЕПЦИЯ
развития социально-предпринимательских корпораций
1. Видение развития
социально-предпринимательских корпораций
Введение

      Концепция развития социально-предпринимательских корпораций (далее – Концепция) является системным документом, формирующим целостные и комплексные подходы к дальнейшему развитию социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК) и определяющим видение, цели и основные направления деятельности по реализации государственной политики в регионах на период до 2020 года.

      Концепция разработана в целях выработки единого подхода устойчивого развития СПК путем реализации механизма государственно-частного партнерства и содействия экономическому росту регионов.

      Основанием для разработки концепции дальнейшего развития СПК является необходимость совершенствования деятельности СПК, как действенного инструмента развития регионов.

Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

      В мировой практике существуют различные схемы взаимодействия частного и государственного секторов в сфере социально-экономического развития.

      Помимо различий в определениях социального предприятия внутри самих регионов между ними существуют еще более существенные различия, связанные с пониманием, использованием, контекстом и политикой социального предприятия.

      Понятие "социальное предприятие" в США больше сфокусировано на термине "предприятие", связанном с извлечением прибыли.

      В США к категории социальных предприятий относится значительная группа организаций от коммерческих предприятий до предприятий двойного назначения, сочетающих извлечение прибыли с социальной деятельностью (гибридные организации).

      Социальное предприятие в Европе рассматривается в рамках "социальной экономики", где основной движущей силой является благо для общества.

      В США понятие "социальная экономика" не используется, и деятельность некоммерческих социальных предприятий зачастую рассматривается в рамках рыночной экономики.

      В Западной Европе разные страны в большей или меньшей степени понятие "социальное предприятие" связывают с очень ограниченным набором услуг. К примеру Правительство Великобритании определяет социальное предприятие как бизнес, имеющий в основном социальные цели, прибыль которого преимущественно реинвестируется для достижения этих целей в этот бизнес или сообщество, что отличает его от компаний, основная цель которых состоит в максимальном увеличении прибыли для акционеров.

      В Бельгии, как и в ряде других европейских стран, термин "социальное предприятие" имеет два определения.

      Первое определение в основном относится к сервисным организациям, которые развивают коммерческую деятельность.

      Второе – к кооперативам и ассоциациям, инициативы которых четко направлены на трудовую интеграцию людей, находящихся за пределами рынка труда. Второе определение связано с потребностью в определенном виде социальных услуг, что положило начало развитию социальных предприятий в Европе, в связи с чем их деятельность ассоциируется, прежде всего, с созданием рабочих мест.

      В Казахстане социально-предпринимательские корпорации имеют значительные отличия от существующих в мировой практике организационно-правовых структур аналогичного типа, как по форме, так и по функциональным характеристикам.

      Каждая такая корпорация является своего рода региональным институтом развития, который способствует усилению кооперации.

      Следовательно, по организационно-правовой форме, целям и задачам социально-предпринимательские корпорации в нашей стране имеют отличительную от других стран черту, позволяющую объединить стратегию индустриально-инновационных преобразований в экономике с задачами развития малого и среднего бизнеса и внедрением принципов социальной ответственности бизнеса.

Анализ текущей ситуации

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 13.05.2013 № 476; от 08.08.2013 № 813.

      Идея создания социально-предпринимательских корпораций впервые была озвучена Президентом Республики Казахстан 1 марта 2006 года в Послании народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира". В соответствии с данным Посланием, а также Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года в 2007 году в Казахстане были созданы семь СПК.

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 года № 266 "О вопросах социально-предпринимательских корпораций" государственные пакеты акций всех СПК распределены между областями и городами Астана, Алматы.

      С принятием Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" данные СПК были реорганизованы и в каждом регионе Казахстана создана одна СПК.

      Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 № 376 "Об утверждении перечня национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний" в Республике Казахстан действуют 16 СПК:

      1) АО "НК "СПК "Каспий" (г. Актау, Мангистауская область);

      2) АО "НК "СПК "Павлодар" (г. Павлодар, Павлодарская область);

      3) АО "НК "СПК "Ертіс" (г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область);

      4) АО "НК "СПК "Жетісу" (г. Талдыкорган, Алматинская область);

      5) АО "НК "СПК "Алматы" (г. Алматы);

      6) АО "НК "СПК "Атырау" (г. Атырау, Атырауская область);

      7) АО "НК "СПК "Байконыр (Байконур)" (г. Кызылорда, Кызылординская область);

      8) АО "НК "СПК "Astana" (г. Астана);

      9) АО "НК "СПК "Актобе" (г. Актобе, Актюбинская область);

      10) АО "НК "СПК "Сарыарка" (г. Караганда, Карагандинская область);

      11) АО "НК "СПК "Солтүстік" (г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область);

      12) АО "НК "СПК "Тобол" (г. Костанай, Костанайская область);

      13) АО "НК "СПК "Орал" (г. Уральск, Западно-Казахстанская область);

      14) АО "НК "СПК "Есиль" (г. Кокшетау, Акмолинская область);

      15) АО "НК "СПК "Тараз" (г. Тараз, Жамбылская область);

      16) АО "НК "СПК "Шымкент" (г. Шымкент, Южно-Казахстанская область).

      Сегодня деятельность СПК направлена на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, создание новых и модернизацию существующих производств, привлечение инвестиций, реализацию правительственных инициатив.

      Вместе с тем, деятельность СПК не носит системный характер, и в целом отсутствует единый подход к их деятельности. СПК еще находятся на стадии становления как действенный инвестиционный институт развития региона. Неэффективность СПК объясняется как периодической реорганизацией компаний, сменой акционеров, так и причинами, преодоление которых зависит от самих компаний.

      В деятельности СПК существуют следующие проблемы:

      1) смешение коммерческих и некоммерческих задач, что не позволяет поставить приоритет перед СПК;

      2) не утверждены стратегии развития и как следствие несистемная реализация инвестиций, отсутствие четкой специализации;

      3) убыточность большинства СПК;

      4) неоптимальный и широкий отраслевой диапазон проектов, а также наличие социально-ориентированных предприятий, переданных местными исполнительными органами (далее – МИО) и как следствие "распыление" усилий СПК, отсутствие наращивания отраслевых знаний;

      5) участие в реализации отдельных правительственных инициатив (по вопросам микрокредитования, обеспечения жильем, продовольственной безопасности и других мероприятий), финансовые издержки и неадекватные риски;

      6) недостаточная капитализация СПК (необходимость передачи коммерчески ориентированных предприятий, находящихся в коммунальной собственности; выделения акиматами земельных участков, обеспеченных инфраструктурными сетями для реализации инвестиционных проектов.);

      7) недостаточно активное взаимодействие акиматов и СПК, СПК и бизнеса, СПК и финансовых и нефинансовых институтов развития, СПК недостаточно активны в поиске инвестиционных возможностей;

      8) низкий уровень корпоративного управления;

      9) отсутствие четких критериев оценки результативности компании и эффективной системы мотивации персонала;

      10) недостаточный опыт в управлении активами и принятии инвестиционных решений, и как следствие низкое качество инвестиционного портфеля.

      В то же время сегодня СПК располагают возможностями, реализация которых позволит им решить данные проблемы и стать "локомотивом" повышения конкурентоспособности своего региона.

      СПК осуществляют свою деятельность посредством реализации стратегии развития.

      В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе" они наделены статусом национальной компании, что предоставляет им целый ряд преимуществ по другим законам. В связи с чем, СПК необходимо использовать все имеющиеся возможности и вести проактивную политику в регионах.

Миссия, видение, цели и задачи СПК

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.05.2013 № 476.

      Миссия СПК - содействие социально-экономическому развитию региона на принципах партнерства государства и бизнеса.

      Видение СПК - региональный институт развития, эффективно управляющий активами, стимулирующий экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающий катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.

      Цель – поддержка бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности в точках роста региона.

      Задачи:

      1. Создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста).

      2. Обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств.

      3. Внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов.

      4. Увеличение стоимости активов.

      5. Развитие инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон).

      6. Развитие кластеров в приоритетных отраслях, а также координация партнерских программ по развитию МСБ вокруг системообразующих и крупных компаний регионов.

      7. Оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности компании.

      8. Расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов.

      9. Развитие коммуникаций и обмен навыками между портфельными компаниями.

      10. Содействие брендированию продукции для более активного продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

      11. Привлечение в регионы отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.

      12. Оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получение финансирования в рамках государственных и отраслевых программ.

      13. Иные задачи, установленные акционерами.

Период исполнения и ожидаемые результаты

      Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа:

      1 этап – 2013 – 2014 годы.

      На первом этапе будут внесены изменения и дополнения в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам, касающимся деятельности СПК, а также будет обеспечен выход корпораций на уровень безубыточности.

      2 этап – 2015 – 2020 годы.

      На втором этапе будет осуществлена полномасштабная эффективная работа по достижению поставленных целей и задач перед СПК, реализация которых позволит достигнуть следующие результаты:

      1) создание новых конкурентоспособных производств;

      2) увеличение количества рабочих мест в регионах;

      3) к концу 2015 году повышение производительности переданных и вновь созданных организаций повысится в 1,5 раза, к 2020 году 2 раза по отношению к показателю 2011 года;

      4) ежегодный прирост объема инвестиционного портфеля СПК составит не менее 3-5 %, начиная с 2015 года;

      5) реализация экспортоориентированной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательства.

      Также, СПК обеспечат улучшение системы управления результативностью переданных компаний, повысят эффективность их деятельности, внедрят передовые стандарты корпоративного управления.

      Постепенно наиболее конкурентоспособные и финансово устойчивые компании будут отбираться для дальнейшей их передачи в конкурентную среду путем реализации доли в уставном капитале (пакетов акций), в том числе через фондовый рынок. Данные меры позволят развивать фондовый рынок страны и инвестиционную культуру в регионах.

2. Основные принципы и общие подходы развития СПК
Основные принципы деятельности СПК

      Для дальнейшего развития СПК необходимо определить следующие основные принципы деятельности СПК:

      1. Партнерство с частным сектором

      СПК должны эффективно работать в пространстве, не занятом или недостаточно занятом частным сектором, и стимулировать развитие бизнеса, создавать условия для его роста, не конкурируя с ним.

      2. Активное управление инвестициями

      СПК должны выполнять роль активного акционера (участника) в отличие от портфельных инвесторов, инициируя ключевые решения развития бизнеса.

      3. Активное управление затратами

      СПК должны стремиться минимизировать затраты при осуществлении своих функций.

      4. Социальная ответственность

      В целях реализации принципа социальной ответственности, СПК направляют часть чистой прибыли в местный бюджет по решению акционеров в рамках дивидендной политики.

      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.05.2013 № 476.

      5. Партнерство с другими участниками содействия развитию бизнеса

      СПК должны активно взаимодействовать с финансовыми и нефинансовыми институтами развития, компаниями с государственным участием, банками второго уровня для исключения дублирования и обеспечения синергии усилий.

      Ежегодное проведение круглых столов СПК для обмена опыта, решения проблемных вопросов и презентации лучшей практики. СПК также необходимо активно использовать интернет-ресурсы для взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Общие подходы развития СПК

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.05.2013 № 476.

      Инвестиционная деятельность

      СПК должны стать катализатором деловой активности бизнеса в регионе, поддерживая жизнеспособные инициативы.

      Ключевой принцип инвестиционной деятельности - реализация проектов в сотрудничестве с бизнесом, не создавая ему конкуренции.

      Программа развития территории определяет конкурентные преимущества, точки роста региона для правильного позиционирования на национальном и международном рынках. СПК, сфокусировав инвестиции и усилия, задает импульс развитию бизнеса в точках роста.

      СПК активно принимают участие в разработке МИО региональных карт развития с учетом основных специализаций регионов и формировании перечня перспективных и конкурентоспособных проектов для привлечения инвесторов.

      Деятельность каждого СПК направлена на реализацию перспективных, жизнеспособных, конкурентоспособных для своего региона проектов в приоритетных отраслях экономики, определенных программами развития соответствующих территорий.

      Это приведет к консолидации навыков, деловых связей и опыта в приоритетных отраслях, улучшит качество инвестиционных решений, а также окажет более сильный эффект на конкурентоспособность региона.

      СПК должны входить в инвестиционный проект на ранней стадии проекта (start-up) или стадиях развития.

      Выход из инвестиционного проекта должен осуществляться по следующим основным критериям:

      1) доход, полученный от продажи акций/доли СПК в проектной компании, покрывает инвестиции СПК в проектную компанию и ставку вознаграждения по данным инвестициям;

      2) проектная компания имеет перспективы реализации инвестиционного проекта без участия СПК.

      Выход из инвестиционного проекта может быть также осуществлен при наличии риска обесценения инвестиций СПК.

      Решение СПК продать свой пакет акций/долю участия в активе должно быть реализовано на основе рыночной оценки. При приобретении актива СПК должны провести встречную рыночную оценку.

      Проекты по недропользованию

      В сфере недропользования СПК участвуют в проектах только правом недропользования. Доля СПК должна определяться после проведения независимой рыночной оценки.

      СПК передаются права недропользования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых, техногенным минеральным образованиям, подземным водам, а также месторождениям твердых полезных ископаемых, не представляющим интерес для АО "Тау-Кен Самрук". При реализации проектов в сфере недропользования с участием СПК доля СПК не должна превышать 49 %.

      Корпоративное управление

      Для обеспечения эффективной модели управления СПК должны активно внедрять современные стандарты корпоративного управления, соответствующие лучшей мировой практике, в том числе организовать обучающие программы для руководителей СПК. Необходимо публиковать отчеты СПК, в том числе решения правления (за исключением конфиденциальной информации), Совета директоров и акционеров СПК, это позволит обеспечить эффективность и повысить прозрачность деятельности компаний.

      Необходимо усилить СПК за счет включения в их состав квалифицированных специалистов, в том числе иностранных, с опытом работы в крупных компаниях на развивающихся рынках, соответствующих профилю деятельности компании, перечень которых может быть указан в квалификационных требованиях.

      Следует пересмотреть кадровую политику СПК с ориентацией на привлечение людей с опытом работы в бизнесе, в том числе выпускников программы "Болашак".

      Будет внедрена система эффективного менеджмента, отлажены механизмы внутреннего контроля и мониторинга, направленные на выявление всех рисков, связанных с его функционированием в рыночных условиях.

Вопросы взаимодействия социально-предпринимательских корпораций
с государственными органами и институтами развития

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.05.2013 № 476.

      Взаимодействие МИО и СПК осуществляется в соответствии с принципами корпоративного управления.

      МИО осуществляют управление СПК исключительно посредством реализации полномочий акционера, предусмотренных законами Республики Казахстан "Об акционерных обществах" и "О государственном имуществе" и/или уставами СПК.

      МИО к СПК предъявляются следующие требования:

      1) соблюдать интересы государства;

      2) стремиться к доходности, эффективности, транспарентности и отчетности деятельности СПК;

      3) обеспечивать эффективное управление активами, находящимися в его управлении и собственности;

      4) внедрять в группе СПК наилучшую практику корпоративного управления, в том числе путем принятия внутренней политики и регламентов в соответствии с типовыми документами;

      5) стимулировать разработку и внедрение в группе СПК инновационных процессов и технологий;

      6) участвовать в привлечении инвестиций в регион.

      От МИО в СПК будут поэтапно переданы все государственные активы, деятельность которых носит коммерчески ориентированный характер, для последующей реабилитации (оздоровления), реструктуризации и развития на их основе новых конкурентоспособных производств.

      При этом в СПК будут переданы лишь те проблемные активы, по которым имеются планы (программы) оздоровления и финансирования.

      Для реализации инвестиционных проектов МИО обеспечат передачу СПК земельных участков, обеспеченных инфраструктурными сетями, в том числе передачу управления СПК создаваемыми индустриальными зонами.

      В целях реализации принципа социальной ответственности, СПК направляют часть чистой прибыли в местный бюджет по решению акционеров в рамках дивидендной политики. МИО как акционер использует данные средства для реализации социально значимых проектов.

      СПК в соответствии с возложенными на них функциями и задачами должны активно и эффективно взаимодействовать с уполномоченными органами по государственному планированию, бюджетному планированию, с уполномоченными органами в сфере индустрии и индустриально-инновационного развития, развития агропромышленного комплекса, социальной защиты населения, образования и науки, здравоохранения, туризма, защиты конкуренции, по изучению и использованию недр, в рамках установленной законодательством Республики Казахстан им компетенции.

      СПК могут участвовать в реализации государственных программ при условиях:

      1) соответствия задачам СПК по данной Концепции;

      2) бюджет программы полностью покрывает операционные расходы СПК, связанные с реализацией данной программы и обеспечивает минимальную прибыль;

      3) риски по реализации программы адекватно распределяются между всеми участниками данной программы;

      4) решение об участии СПК в программе принимается с соблюдением стандартов корпоративного управления.

      При этом по решению акционеров осуществляется выход СПК из действующих программных документов, по которым они несут убытки, путем внесения в них соответствующих изменений.

      По проектам СПК предоставляется государственная поддержка через Программу "Дорожная карта бизнеса 2020", а также другие государственные и отраслевые программы.

      В случае установления в проектах государственных, отраслевых и региональных программ, планов мероприятий целевых показателей, мероприятий и/или иных положений, которые затрагивают деятельность СПК, то такие проекты направляются государственным органом-разработчиком для согласования в уполномоченный орган по координации деятельности СПК.

      СПК должны активно взаимодействовать с институтами развития по совмещению инструментов поддержки бизнеса, а также обеспечению доступа для бизнеса к ресурсам данных институтов.

      СПК могут выполнять роль региональных операторов по реализации государственных и отраслевых программ и представлять интересы институтов развития на местном уровне. Это будет предусмотрено в соответствующих нормативных правовых актах и договорах по оказанию услуг оператора, заключенных институтами развития и СПК. При этом услуги СПК по операторству оплачиваются в рамках бюджетных программ.

Источники финансирования

      Сноска. Подраздел с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.05.2013 № 476.

      СПК обеспечивает финансирование инвестиционной программы за счет использования всех доступных источников фондирования, включая собственные средства, средства республиканского и местного бюджетов. При этом, по мере развития корпорации будут стремиться к снижению доли бюджетного финансирования.

      Собственные средства корпорации формируются за счет дивидендных поступлений, нераспределенной прибыли, финансовых/нефинансовых доходов компании.

      При передаче акиматами нерентабельных активов будет предусмотрено финансирование в соответствии с планом по оздоровлению данных активов. Улучшение финансового состояния СПК предполагается посредством ведения раздельного учета доходов, разработки планов оздоровления, определения требований и условия по выходу СПК из проектов.

      СПК как динамично развивающаяся региональная инвестиционная компания активно взаимодействует с потенциальными иностранными инвесторами, институтами развития и другими финансовыми организациями с целью привлечения инвестиций в регион.

Оценка эффективности

      Оценка эффективности деятельности СПК будет осуществляться уполномоченным органом по государственному планированию по результатам проведенного МИО мониторинга реализации стратегий и планов развития СПК, а также согласно следующим показателям эффективности:

      Коммерческая деятельность (целевые показатели)

      1. Чистый доход от основной деятельности, в т.ч. чистый доход на одного сотрудника.

      2. ROA – рентабельность активов.

      3. Объем инвестиционного портфеля.

      4. Рентабельность инвестиций.

      5. Соотношение привлечения средств частных инвесторов к вложенным средствам СПК.

      6. Количество реабилитированных (оздоровленных) предприятий.

      Корпоративное управление

      7. Рейтинг корпоративного управления

      Деятельность СПК также должна оцениваться по направлению взаимодействия компании с внешними сторонами (отчетные показатели).

      8. Посещаемость веб-сайта (показывает актуальность и оперативность обновления информации).

      9. Количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение (в соотношении с численностью населения региона).

      10. Опрос предпринимателей региона

      Местный исполнительный орган должен наладить четкую систему мониторинга и качественного анализа финансовых результатов деятельности СПК. Местный исполнительный орган будет регулярно осуществлять мониторинг деятельности корпораций через ключевые показатели деятельности (КПД) и предлагать действенные, системные меры для повышения эффективности СПК.

      Советы директоров корпораций будут осуществлять оценку менеджмента через периодическую оценку реализации стратегий развития и планов развития на предмет достижения поставленных КПД. Система вознаграждения менеджмента корпорации должна быть привязана к результату деятельности корпорации.

      Первый руководитель местного исполнительного органа несет персональную ответственность за итоги деятельности СПК и ежегодно отчитывается перед Правительством Республики Казахстан по итогам деятельности корпорации.

Перечень нормативных правовых актов,
посредством которых предлагается реализация Концепции

      Существующими инструментами реализации настоящей Концепции являются:

      1) законы Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах", от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе";

      2) Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О системе государственного планирования в Республике Казахстан";

      3) проекты Стратегии развития СПК.