Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778

Обновленный

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации нормативных правовых актов.

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены          
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 17 августа 2006 года № 778

Правила государственной регистрации
нормативных правовых актов

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила государственной регистрации нормативных правовых актов (далее - Правила) определяют:
      1) сроки государственной регистрации, порядок представления нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных постановлений Центральной избирательной комиссии, нормативных правовых решений маслихатов, а также нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов (далее – нормативные правовые акты) на государственную регистрацию;
      2) требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, представляемым на государственную регистрацию;
      3) ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов;
      4) порядок отказа в государственной регистрации нормативных правовых актов;
      5) введение в действие зарегистрированных нормативных правовых актов;
      6) порядок приостановления, прекращения действия зарегистрированных нормативных правовых актов.
      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.
      

2. Государственная регистрация
нормативных правовых актов

      2. Нормативные правовые акты министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, центральных государственных органов, Центральной избирательной комиссии (далее – центральные органы), маслихатов, а также нормативные правовые акты акиматов и акимов (далее – местные органы), касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, независимо от срока их действия (постоянные или временные), подлежат государственной регистрации в органах юстиции в соответствии со статьей 38 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" (далее - Закон).
      Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      3. Соответствие нормативного правового акта критериям, установленным пунктом 2 Правил, определяется Министерством юстиции и его территориальными органами.
      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 12.10.2007 № 938.

      4. Запросы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов о представлении того или иного акта для решения вопроса о необходимости государственной регистрации исполняются центральными и местными органами в течение двух недель с момента поступления такого запроса.

      5. Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных органов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, местных органов - территориальными органами юстиции в течение 30 календарных дней со дня представления документов.
      Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      5-1. Государственная регистрация нормативных правовых актов местных органов, регулирующих вопросы утверждения и уточнения местных бюджетов, оказания социальной помощи, осуществляется территориальными органами юстиции в течение 15 рабочих дней со дня представления документов.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 13.12.2010 № 1347.

      6. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
      1) юридическую экспертизу:
      на предмет наличия норм права и необходимости государственной регистрации;
      на соответствие акта законодательству Республики Казахстан;
      2) утверждение заключения о государственной регистрации нормативного правового акта центрального органа - Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем, местного органа - руководителем территориального органа юстиции.
      3) внесение нормативного правового акта в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением ему номера государственной регистрации;
      4) проставление штампа о государственной регистрации нормативного правового акта в правом верхнем углу первого листа основного нормативного правового акта, а также гербовой печати Министерства юстиции Республики Казахстан или его территориального органа в правом верхнем углу первого листа заключения о государственной регистрации нормативного правового акта. Типовая форма заключения и штампа о государственной регистрации нормативного правового акта утверждается Министром юстиции Республики Казахстан;
      5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов:
      один экземпляр (подлинники) направляются органу, представившему нормативный правовой акт;
      второй и третий экземпляры направляются в Республиканский центр правовой информации (данный порядок не распространяется на нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты);
      четвертый экземпляр нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальных органах.
      К каждому направляемому экземпляру нормативного правового акта прилагается заключение о государственной регистрации нормативного правового акта (если нормативный правовой акт касается прав, свобод и обязанностей граждан в заключении указывается необходимость его официального опубликования).
      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      7. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Порядок представления нормативных правовых
актов на государственную регистрацию

      8. Нормативные правовые акты центральных и местных органов представляются в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в течение четырнадцати календарных дней со дня их утверждения, за исключением нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, которые представляются в течение двадцати календарных дней со дня заседания правления этого органа, на котором приняты данные акты, в печатном и электронном видах, заверенные гербовой печатью или удостоверенные посредством электронной цифровой подписи в четырех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках.
      В случае, если нормативный правовой акт принят двумя и более государственными органами совместным актом, то государственным органом - разработчиком дополнительно представляются подлинники (оригинальные тексты) нормативных правовых актов на государственном и русском языках по количеству государственных органов, принявших нормативный правовой акт.
      В случае согласования (утверждения) нормативного правового акта заинтересованными государственными органами, на государственную регистрацию нормативный правовой акт представляется в течение двух недель со дня согласования (утверждения) последним из заинтересованных государственных органов.
      Центральный или местный орган, представивший нормативный правовой акт, утвержденный лицом, исполняющим обязанности в случае отсутствия первого руководителя данного органа, должен также представить копию документа о возложении на него соответствующих обязанностей.
      В случае повторного представления нормативного правового акта на государственную регистрацию, в регистрации которого было отказано, он подлежит переутверждению соответствующим центральным или местным органом и представляется в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
      При этом к нормативному правовому акту прилагаются копии повторного заключения научной антикоррупционной экспертизы и к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства копии повторного экспертного заключения.
      Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      9. К нормативному правовому акту прилагается справка-обоснование на государственном и русском языках по форме, установленной Министром юстиции Республики Казахстан, которая должна содержать следующее:
      1) наименование государственного органа, представившего нормативный правовой акт;
      2) основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта;
      3) обоснование необходимости принятия нормативного правового акта (конкретные цели, мотивы и в связи с чем принят акт);
      4) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта;
      5) сведения о ранее принятых нормативных правовых актах по данному вопросу, в государственной регистрации которых было отказано, с указанием реквизитов актов об их отмене с учетом требований пункта 17 настоящих Правил;
      6) предусматривает ли данный нормативный правовой акт увеличение расходов или сокращение поступлений республиканского или местного бюджетов;
      7) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами;
      8) сведения об опубликовании (распространении) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства;
      9) список аккредитованных объединений предпринимателей, не представивших экспертные заключения (для актов, касающихся интересов субъектов частного предпринимательства).
      Прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, издавшего данный акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности, либо лицом, замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.
      В случае представления совместного нормативного правового акта, прилагаемая справка-обоснование подписывается руководителем юридической службы органа, представившего его на государственную регистрацию, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, издавшего данный акт.
      В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
      В случае отсутствия в местном органе юридической службы, справка-обоснование подписывается лицом, выполняющим функции юриста в органе, представившем данный акт на государственную регистрацию, либо первым руководителем местного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
      Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

4. Требования, предъявляемые к нормативным
правовым актам, представляемым на
государственную регистрацию

      10. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию, должен соответствовать следующим требованиям:
      1) соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта:
      для коллегиального (выборного) органа - в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      для центрального и местного органа - наличие подписи первого руководителя либо, в случае его отсутствия, лица, исполняющего его обязанности;
      2) соответствие действующему законодательству:
      Конституции Республики Казахстан;
      законам, вносящим изменения и дополнения в Конституцию;
      Конституционным законам Республики Казахстан и указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона;
      кодексам Республики Казахстан, законам, а также указам Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона;
      нормативным постановлениям Парламента Республики Казахстан;
      нормативным указам Президента Республики Казахстан;
      нормативным постановлениям Правительства Республики Казахстан;
      нормативным правовым актам центральных и местных органов;
      3) наличие согласования нормативного правового акта, если согласование необходимо;
      4) наличие реквизитов нормативного правового акта;
      5) наличие в основном нормативном правовом акте нормы, содержащей срок введения его в действие;
      6) соблюдение требований к структуре нормативного правового акта;
      7) соблюдение требований к стилю изложения текста нормативного правового акта;
      8) наличие приложений, если в тексте нормативного правового акта есть на них ссылки;
      9) соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках, в том числе и в приложениях;
      10) на всех листах нормативного правового акта производится полистное парафирование руководителем юридической службы, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности либо замещающим руководителя юридической службы органа, принявшего (согласовавшего) данный акт.
      В случае отсутствия в государственном органе юридической службы, полистное парафирование производится руководителем соответствующего структурного подразделения, разработавшего данный нормативный правовой акт, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
      В случае отсутствия в местном органе юридической службы, полистное парафирование производится лицом, выполняющим функции юриста в данном органе, либо первым руководителем государственного органа, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности;
      11) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту в соответствии с Правилами проведения научной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности";
      12) наличие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, затрагивающему интересы субъектов частного предпринимательства;
      13) наличие копий соответствующих экспертных заключений, проведение которых предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.
      Орган, принявший нормативный правовой акт, в случае несогласия с экспертным заключением и заключением научной антикоррупционной экспертизы приводит в сопроводительном письме аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением и/или заключением научной антикоррупционной экспертизы.
      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 13.12.2010 № 1347; от 11.04.2013 № 333.

      11. Исключен постановлением Правительства РК от 16.09.2011 № 1067.

      12. Соответствие текстов нормативных правовых актов на государственном и русском языках обеспечивается центральным и местным органом, представившим на государственную регистрацию нормативный правовой акт.

5. Ведение Реестра государственной
регистрации нормативных правовых актов

      13. Ведение Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами.

      14. В реестре указываются дата государственной регистрации, присвоенный номер государственной регистрации, наименование органа, представившего на государственную регистрацию нормативный правовой акт, дата, номер и наименование нормативного правового акта, сведения об официальном опубликовании нормативного правового акта, вносимых изменениях и дополнениях в нормативный правовой акт, приостановлении, прекращении действия нормативного правового акта.
      Порядок ведения Реестра государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается Министром юстиции Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 21.10.2013 № 1124 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

6. Порядок отказа в государственной регистрации нормативных
правовых актов

      Сноска. Заголовок главы 6 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      15. В государственной регистрации нормативных правовых актов отказывается, если такой акт:
      1) ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан;
      2) противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня;
      3) выходит за пределы компетенции органа, его издавшего;
      4) не согласован с заинтересованными органами, если согласование необходимо;
      5) затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства и не имеет приложений в виде экспертных заключений, представленных аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства;
      6) принят с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, а также Правилами оформления и согласования нормативных правовых актов.
      Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа.
      В случае отказа в государственной регистрации, один экземпляр (копия) нормативного правового акта остается в Министерстве юстиции Республики Казахстан или его территориальном органе.
      Сноска. Пункт 15 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      16. Нормативный правовой акт возвращается без рассмотрения государственному органу-разработчику в течение одного рабочего дня в случае несоблюдения следующих требований:
      1) нормативный правовой акт не имеет один из реквизитов, указанных в статье 17 Закона;
      2) непредставление нормативного правового акта в печатном и электронном видах, заверенных гербовой печатью или удостоверенных посредством электронной цифровой подписи, в четырех экземплярах, включая подлинники (оригинальные тексты) на государственном и русском языках;
      3) к нормативному правовому акту не приложена справка-обоснование на государственном и русском языках;
      4) прилагаемая справка-обоснование не соответствует требованиям  пункта 9 настоящих Правил;
      5) на всех листах нормативного правового акта не произведено полистное парафирование;
      6) отсутствие копии экспертного заключения к нормативному правовому акту, указанного в подпункте 11) пункта 10 настоящих Правил;
      7) отсутствие копий документа о возложении соответствующих обязанностей на лицо, исполняющее обязанности первого руководителя, в случае его отсутствия.
      В этом случае центральный или местный орган устраняет выявленные нарушения и представляет его повторно на государственную регистрацию без переутверждения при соблюдении ими срока, указанного в пункте 8 настоящих Правил.
      Сноска. Пункт 16 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      17. В течение пятнадцати календарных дней со дня получения отказа в государственной регистрации нормативного правового акта руководитель центрального или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.
      Данный порядок не распространяется на центральные органы, принимающие решения коллегиально, и маслихат, который представляет акт об отмене нормативного правового акта в течение пяти рабочих дней со дня утверждения на очередном (внеочередном) заседании или сессии.
      Если нормативный правовой акт принят совместным актом и в регистрации было отказано, то руководителями государственных органов, совместно принявшими нормативный правовой акт либо, в случае их отсутствия лицами, исполняющими их обязанности, издается совместный акт об отмене нормативного правового акта.
      Сноска. Пункт 17 в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

      17-1. В целях доработки, по инициативе самого государственного органа-разработчика представленный на государственную регистрацию в порядке, указанном в пункте 8 настоящих Правил, нормативный правовой акт может быть отозван с государственной регистрации.
      Отзыв нормативного правового акта с государственной регистрации производится на основании письма государственного органа-разработчика.
      После поступления в органы юстиции письма государственного органа-разработчика, отзывающего представленный им на государственную регистрацию нормативный правовой акт, данный нормативный правовой акт в течение двух рабочих дней со дня поступления письма возвращается соответствующим письмом органу-разработчику.
      В течение пятнадцати календарных дней со дня получения письма руководитель центрального или местного органа либо, в случае его отсутствия лицо, исполняющее его обязанности, издают соответствующий акт об отмене нормативного правового акта, который был отозван с государственной регистрации, и направляют его копию в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы.
      Сноска. Глава 6 дополнена пунктом 17-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.04.2013 № 333.

7. Введение в действие нормативных правовых актов

      18. Государственная регистрация является необходимым условием для вступления в силу нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах.
      Незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы.
      Сноска. Пункт 18 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.12.2010 № 1347.

      19. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его территориальных органах, вводятся в действие в соответствии со статьей 36 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
      Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы частного предпринимательства должны устанавливаться исходя из сроков необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с требованиями, устанавливаемыми законами Республики Казахстан.
      Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.

      20. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.

      21. При официальном опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
      Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных и местных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

8. Порядок приостановления и прекращения
действия зарегистрированных нормативных
правовых актов

      22. При признании нормативного правового акта утратившим силу либо приостановлении его действия на определенный срок органом, принявшим этот акт, или уполномоченным на это органом в недельный срок сообщается в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы и источники официального опубликования с приложением копии подтверждающего акта.
      Совместные нормативные правовые акты признаются утратившими силу, либо приостанавливаются центральными или местными органами, принявшими их, совместно.
      Данный порядок распространяется также на акты, принятые по согласованию с иными государственными органами.
      Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы производят соответствующие записи в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов, Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом.
      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 13.12.2010 № 1347; от 21.10.2013 № 1124 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      23. В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению, прекращению и приостановлению действия нормативных правовых актов.
      Сноска. Пункт 23 в редакции постановления Правительства РК от 16.09.2011 № 1067.

Приложение           
к постановлению Правительства
Республики Казахстан от   
17 августа 2006 года    
N 778             

Перечень
утративших силу некоторых решений
Правительства Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278 "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 48, ст. 427);

      2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 1999 года N 733 "О внесении дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278 и от 11 марта 1999 года N 223";

      3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2000 года N 122 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 3, ст. 46);

      4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2001 года N 341 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 10, ст. 113);

      5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2002 года N 1082 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 33, ст. 355);

      6. Пункт 2 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2003 года N 1184 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 44, ст. 484);

      7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2004 года N 1017 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 1998 года N 1278", (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 37, ст. 485);

      8. Пункт 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 5, ст. 46).