О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 918 и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года N 333

Действующий

     Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Внести в  постановление  Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 918 "О Среднесрочной фискальной политике Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 32, ст. 435) следующее дополнение:
     Среднесрочную фискальную политику Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденную указанным постановлением, дополнить разделом 5 согласно приложению к настоящему постановлению.

     2. Признать утратившими силу:
     1)  постановление  Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 2003 года N 927 "О прогнозных показателях республиканского бюджета Республики Казахстан на 2004-2006 годы";
     2)  постановление  Правительства Республики Казахстан от 7 мая 2004 года N 515 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 2003 года N 927".

     3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
 
 
     Премьер-Министр
     Республики Казахстан

 
Приложение                    
к постановлению Правительства           
Республики Казахстан               
от 12 апреля 2005 года N 333          

  5. Уточнение среднесрочной фискальной политики
Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы

     Итоги исполнения государственного бюджета за 2004 год, уточнение важнейших макроэкономических показателей на 2005-2007 годы и выступление Главы государства 18 февраля 2005 года на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан с  Посланием  народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" явились основанием для уточнения среднесрочной фискальной политики Правительства Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - утвержденная среднесрочная фискальная политика).
     Кроме того, при рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан  проекта  Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2005 год" были внесены изменения в фискальную политику Правительства Республики Казахстан и данный законопроект.
     Проект  Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2005 год" был разработан на основе  Бюджетного кодекса , Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденного  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 917 и утвержденной среднесрочной фискальной политики, представленной в разделах 2 и 3.
     Параметры проекта республиканского бюджета на 2005 год составляли: поступления - 1135,8 млрд. тенге (19,4 % к ВВП), расходы - 1223,6 млрд. тенге (20,9 % к ВВП). Дефицит планировался в размере 87,8 млрд. тенге или 1,5 % к прогнозируемому уровню ВВП (5850 млрд. тенге).
     В результате рассмотрения в Парламенте Республики Казахстан проекта республиканского бюджета на 2005 год доходная часть была увеличена на 5,055 млрд. тенге за счет внесенных изменений в налоговое законодательство по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость.
     Дефицит республиканского бюджета был увеличен на 13,7 млрд. тенге и составил 101,4 млрд. тенге или 1,7 % к ВВП.
     Дополнительные объемы финансовых средств, поступившие за счет увеличения доходной части бюджета, сокращения отдельных видов расходов, а также увеличения дефицита бюджета, были направлены на:
     сейсмоусиление объектов образования и здравоохранения в городе Алматы;
     увеличение специальных государственных пособий труженикам тыла до 1 месячного расчетного показателя;
     строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов;
     строительство объектов образования;
     развитие транспортной инфраструктуры в городе Астане;
     обеспечение стабильного энергоснабжения потребителей Южного Казахстана.
     Кроме того, во исполнение поручения Главы государства в республиканском бюджете на 2005 год 13,2 млрд. тенге были направлены на создание межгосударственного инвестиционного банка. Участие Республики Казахстан в уставном капитале банка будет способствовать становлению и развитию рыночной экономики государств-участников банка, экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей путем осуществления инвестиционной деятельности.
     В целом расходная часть (затраты и приобретение финансовых активов) проекта бюджета была увеличена на 18,7 млрд. тенге.
     В соответствии с  Бюджетным кодексом  республиканский бюджет на 2005 год сформирован по новой структуре бюджета и утвержден в следующих объемах:
     1) доходы - 1128,4 млрд. тенге или 19,3 % к ВВП, в том числе налоговые поступления - 984,2 млрд. тенге;
     2) затраты - 1089,5 млрд. тенге или 18,6 % к ВВП;
     3) операционное сальдо (разница между доходами и затратами) - 39,0 млрд. тенге;
     4) чистое бюджетное кредитование - 54,1 млрд. тенге;
     5) сальдо по операциям с финансовыми активами - 86,3 млрд. тенге;
     6) дефицит бюджета - 101,4 млрд. тенге или 1,7 % к ВВП.
     В таблице 6 приведены основные параметры проекта республиканского бюджета на 2005 год, представленного на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года N 920, республиканского бюджета на 2005 год, утвержденного  Законом  Республики Казахстан от 2 декабря 2004 года "О республиканском бюджете на 2005 год", и принятые Парламентом Республики Казахстан поправки к проекту бюджета.

 
                                                                  Таблица 6

               Утвержденный республиканский бюджет на 2005 год

Наименование

проект
республиканского
бюджета, внесенный
в Парламент
Республики
Казахстан 31 августа 2004 г.

ЗРК "О  
республиканском
бюджете на 2005 год" от 2 декабря 2004 г.

поправки к
проекту
бюджета,
млрд.
тенге

 

млрд. тенге

% к ВВП

млрд.

% к ВВП

 

Доходы   

1123,4

 19,2

1128,4

19,3

  5,1

Налоговые
поступления 

 979,2

 16,7

 984,2

16,8

  5,0

Неналоговые
поступления

  36,9

  0,6

 37,0

 0,6

  0,1

Затраты   

 1075,5

 18,4

1089,5

18,6

 13,9

Операционное
сальдо 

   47,9

  0,8

 39,0

 0,7

 -8,9

Чистое
бюджетное
кредитование 

 
  54,1 

 
  0,9

 
 54,1

 
 0,9

 

Бюджетные
кредиты  

  64,5

  1,1

 64,5

 1,1

 

Погашение
бюджетных
кредитов  

 
  10,4

 
  0,2

 
 10,4

 
 0,2

 

Сальдо по
операциям
с финансовыми
активами   

 
  81,5

 
 1,4

 
 86,3

 
 1,5

 
 4,8

Приобретение
финансовых
активов 

 
  83,5

 
 1,4

 
 88,3

 
 1,5

 
 4,8

Поступления
от продажи
финансовых
активов
государства

 
 
  2,0

 

 
 
 2,0

   

Дефицит
(профицит)
бюджета

 
-87,8 

 
 -1,5

 
-101,4

 
-1,7

 
 13,7

Прогноз ВВП по утвержденной среднесрочной фискальной
политике, млрд. тенге                                  5850

     5.1. Анализ социально-экономического развития страны в 2004 году.
     В 2004 году реальный рост ВВП составил 9,4 % и обеспечен увеличением объемов в промышленности на 10 %, строительстве - на 11,2 %. В секторе услуг увеличены объемы перевозки грузов всеми видами транспорта на 9 %, связи - на 32 %, торговли - на 10,4 %. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 100,1 % к уровню 2003 года.
     Уровень инфляции в среднем за год сложился в размере 6,9 %.
     В 2004 году рост мировой экономики наряду с высокими ценами на нефть и продукцию металлургической промышленности на внешних товарных рынках способствовали экспорту казахстанских товаров.
     Вместе с масштабным притоком иностранного заемного капитала поступления валютной выручки от экспорта обусловили избыточное предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Следствием давления, оказываемого на внутренний валютный рынок, стало номинальное удорожание обменного курса тенге по отношению к доллару США. Средневзвешенный обменный курс тенге за 2004 год составил 136,04 тенге за доллар. С начала года в номинальном выражении тенге укрепился к доллару США на 9,3 %. Реальное укрепление обменного курса тенге к доллару США за 2004 год составило 15,3 %.
     Вследствие увеличения внутреннего спроса и укрепления обменного курса тенге к доллару США возросли объемы импорта.
     Экспорт товаров (ФОБ), по оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (далее - Министерство), составил 20537 млн. долларов США, импорт товаров (ФОБ) - 13783,4 млн. долларов США, рост на - 55,6 % и 52,6 % соответственно. Положительное сальдо торгового баланса в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилось на 61,9 % и достигло, по оценке Министерства, 6753,6 млн. долларов США.
     Реализация крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов в нефтедобывающей отрасли, Стратегии индустриально-инновационного развития, а также осуществление ряда отраслевых программ позволили сохранить на высоком уровне объемы привлекаемых в экономику инвестиций. По сравнению с 2003 годом инвестиции в основной капитал в 2004 году увеличились на 10,6 %.
  

     5.2. Уточненный прогноз основных показателей социально-экономического развития страны на 2005-2007 годы.
     Утвержденная среднесрочная фискальная политика была основана на базовом сценарии развития экономики, утвержденного Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы.
     Благоприятная ситуация на мировых товарных рынках, макроэкономическая стабильность, эффективная экономическая политика, проводимая в стране, повышение внутреннего спроса в результате улучшения уровня жизни населения, стабильная работа производственного сектора, улучшение инвестиционного климата обусловили высокие темпы развития экономики, что послужило основанием для пересмотра основных макроэкономических показателей.
     Основные факторы, оказавшие влияние на увеличение прогнозных показателей следующие: более высокая фактическая база 2004 года, благоприятная конъюнктура на экспортные товары, более высокие темпы роста производства товаров и услуг.
     Прогноз ВВП на 2005-2007 годы уточнен в сторону увеличения и составит в 2005 году - 6580 млрд. тенге, в 2006 году - 7808 млрд. тенге и в 2007 году - 8892 млрд. тенге.
     Среднегодовой уровень инфляции в 2005-2007 годах сложится в коридоре 5-7 %, против 4,1-6,5 %, учтенных в расчетах к утвержденной среднесрочной фискальной политике. На это может повлиять высокий уровень мировых цен на нефть и металлы, приток иностранного капитала, а также повышение заработной платы государственным служащим и работникам бюджетных сфер, пенсий, пособий и других социальных выплат из бюджета.
     Исходя из сложившейся за последние годы тенденции роста в нефтеперерабатывающем секторе, уточнен прогноз мировой цены на нефть на 2005-2007 годы. Базовый сценарий предполагает, что мировые цены на нефть будут находиться в интервале 40-42 доллара США за баррель против 28,5-32,9 долларов США за баррель, учтенных в расчетах к утвержденной среднесрочной фискальной политике.
     Экспортные цены на нефть стабилизируются на уровне 30-31,5 доллара США за баррель против 21,4-24,7 долларов США за баррель, учтенных в расчетах к утвержденной среднесрочной фискальной политике.
     Положительное сальдо торгового баланса в среднем составит около 5,6 млрд. доллара США в год.
     Высокие цены на нефть положительно повлияют на приток инвестиций, рост объема промышленной продукции, транспортных услуг, валовой продукции сельского хозяйства.
 
 
                                                                  Таблица 7

Прогноз макроэкономических показателей Республики Казахстан
на 2005-2007 годы (базовый сценарий)     

 Наименование

2004 отчет

2005 оценка

2006 прогноз

2007   прогноз

       1

  2

  3

   4

   5

ВВП, млрд. тенге

5542

6580

7808

8892

реальное изменение ВВП в % к предыдущему году  

109,4

 108

   108

  108,3

дефлятор ВВП, %

 109,9

110

 109,8

 105,2

ВВП, млрд. долл. США

 40,7

  50,6

  61,5 

  71,7

 
ВВП на душу населения, долл.США 

2697

3352,8

4041,8

4681

Индекс потребительских цен, в %

       

в среднем за год  

 6,9

 5-7

 5-7

  5-7

Экспорт товаров, млн. долл. США (ФОБ)

20537

22857,9

23386,3

24196,2

Импорт товаров, млн. долл. США    (ФОБ)

13783,4

14976,6

18254,7

19635,1

Торговый баланс, млн. долл. США     

6753,6

7881,3

5131,6

4561,1

Инвестиции в основной капитал 

       

в % к предыдущему году

110,6

 112

 115

 114   

Объем валовой продукции сельского хозяйства, млрд. тенге

693,3

 738,4

 791,7

  841,5

в % к предыдущему году

100,1

102,7

102,9

 102,9

Объем промышленной продукции,
млрд. тенге 

3733,8

4294,4

 4624,3

 5056,6

в % к предыдущему году

  110

107,1

 106,2

  106,3

добыча нефти и газового конденсата, млн. тонн

 59,4

  64

  68

   72

в т.ч. экспорт, млн. тонн     

 52,4

 54,4

  55,1

  58,7

Мировая цена на нефть (смесь Brent), долларов США за баррель

 38,3

  42

   41

   40

Экспортная цена на нефть, долларов США за баррель

28,7

31,5

  30,8

  30

Строительство, млрд. тенге

687,8

828,5

997,9

1217,9

в % к предыдущему году

111,2

109,5

109,5

  110

Услуги транспорта, млрд. тенге

1180,8

1367,5

1589,9

1854,8

в % к предыдущему году

109

107,2

  109

  109

Связь, млрд. тенге

172,4

217,3

273,7

 341,6

в % к предыдущему году

 132

 120

120

  120

Торговля, млрд. тенге

1117,8

1279,3

1498,9

1747,7

в % к предыдущему году

110,4

  109

 109,5

  110 

     5.3. Налоговая и бюджетная политика.
     Главной целью Послания Главы государства народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" (далее - Послание) является проведение широкомасштабных реформ в политике, экономике и социальной сфере при одновременном повышении социальной защищенности граждан, росте их благосостояния, развитии малого и среднего бизнеса, а также продолжении политики толерантности в отношении многонационального и многоконфессионального населения Казахстана.
     Налоговая политика государства в целом будет осуществляться в рамках задач, утвержденных среднесрочной фискальной политикой. В то же время, как было отмечено в Послании, государство должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды.
     В связи с чем в соответствии с разрабатываемой Программой ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан в основные направления совершенствования налогового законодательства включены дополнительные мероприятия:
     расширение сферы применения специального налогового режима и снижения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, а также принятия мер к привлечению их к вложению инвестиций, прежде всего, в несырьевой сектор экономики;
     увеличение размера минимального оборота по реализации, при превышении которого налогоплательщик обязан встать на учет по налогу на добавленную стоимость.
     Таким образом, налоговая система как экономический регулятор будет стимулировать рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая увеличение количества рабочих мест, объема производимых работ и оказываемых услуг.
     В целом в среднесрочном периоде общий курс проводимой бюджетной политики государства сохранится и будет соответствовать целям и задачам, определенным в стратегических и программных документах, утвержденных Главой государства и Правительством Республики Казахстан, и направлен на поддержание устойчивого экономического развития, улучшение благосостояния граждан, повышение качества планирования, исполнения бюджета и эффективности государственных расходов.
     Заложенные в Послании важные инициативы в таких направлениях, как поддержка субъектов малого бизнеса, доступность получения образования, создание современной системы студенческого кредитования, повышение уровня жизни населения нашли отражение в бюджетной политике государства.
  

     5.4. Доходы государственного бюджета на 2005-2007 годы
     Доходы государственного бюджета уточнены в результате пересмотра макроэкономических показателей на 2005 год, исходя из отчетных показателей по итогу 2004 года, а также предполагаемых дополнительных поступлений разового характера по предприятиям нефтяного сектора.
     Рост налоговых поступлений составит в 2005 году по отношению к предыдущему году 23,9 %, в 2006 и 2007 годах соответственно - 10,6 % и 12 %.
     В расчетах прогноза доходов учтены внесенные изменения в Положения Налогового кодекса, регулирующие порядок исчисления амортизационных отчислений по фиксированным активам, которые вступят в силу с 1 января 2006 года, вместо ранее предполагаемого 1 января 2005 года.
     Неналоговые поступления в 2005 году прогнозируются со снижением на 49,2 % к 2004 году в связи с укреплением курса тенге и поступлением разовых платежей в 2004 году, в 2006 году с ростом на 5,7 % к уточненному прогнозу 2005 года и в 2007 году с увеличением на 4 % к уточненному прогнозу 2006 года.
 
                                                               Таблица 8
   
      Прогноз доходов государственного бюджета 
                на 2005-2007 годы

                                      (в процентах к ВВП)              

Наименование

 2005 год

2006 год

2007 год

Доходы

  23,3

  21,8

  21,7

Налоговые
поступления

  22,3

  20,8

  20,5

Неналоговые
поступления

   0,6

   0,6

   0,5

Поступления      от продажи
основного
капитала

   0,3

   0,4

   0,7

     В среднесрочной перспективе планируется продолжить политику накопления средств в Национальном фонде.
     В связи с благоприятной конъюнктурой на мировых финансовых рынках значительно увеличились поступления в государственный бюджет платежей, связанных с добычей природных ресурсов.
     В условиях действующего законодательства в 2005 году прогнозируются поступления в Национальный фонд в сумме 128 млрд. тенге, что на 48,2 % больше ранее прогнозируемой суммы, в 2006 году - 114,0 млрд. тенге (на 45,4 %), в 2007 году - 107,2 млрд. тенге (на 36 %).

                                                        Таблица 9
 
             Структура доходов государственного бюджета

             (в процентах к доходам государственного бюджета)        

Поступления
от предприятий

  2005 год

 2006 год

  2007 год

Нефтяного
сектора

   26,4

   20,9

   17,6

Ненефтяного
сектора

   73,6

   79,1

   82,4

     5.5. Расходы государственного бюджета на 2005-2007 годы.
     Позитивная макроэкономическая ситуация и, как следствие, обеспечение высокого уровня поступлений доходов на всех уровнях бюджетной системы, существенным образом повлияли на увеличение финансирования и изменение структуры расходов государственного бюджета.
     В условиях рыночной экономики на рынке труда сложилась ситуация, для которой характерен невысокий уровень оплаты труда государственных служащих по сравнению с уровнем оплаты труда в частном секторе. Это обусловливает необходимость приближения уровня заработной платы в государственном секторе к уровню частного.
     Для решения данной проблемы и в целях стимулирования производительности и качества выполняемой работы, привлечения на государственную службу высококвалифицированных и профессиональных кадров, улучшения благосостояния населения согласно Посланию с 1 июля 2005 года будет увеличена заработная плата государственным служащим и работникам бюджетной сферы в среднем на 32 %, а с 2007 года - в среднем на 30 %.
     Минимальный размер заработной платы с 1 июля 2005 года составит 9200 тенге.
     Для увеличения заработной платы государственным служащим и работникам бюджетной сферы в государственном бюджете на 2005-2007 годы будут предусмотрены дополнительные средства порядка 242 млрд. тенге, в том числе в 2005 году - 53,2 млрд. тенге.
     В настоящее время экономика переходит на качественно новый этап развития, основанный на знаниях. В условиях жесткой мировой рыночной конкуренции экономический рост и процветание государства зависят от современно мыслящих, работоспособных, образованных людей, которым будут созданы все условия для самореализации и получения новых знаний.
     В целях формирования эффективно функционирующей системы образования, перехода на более высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире,  Указом  Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 была утверждена Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, на реализацию которой из государственного бюджета в 2005-2007 годах будет направлено дополнительно к уровню 2004 года более 90 млрд. тенге.
     Глава государства в Послании также отметил о необходимости совершенствования системы образования в целях выведения ее на уровень мировых стандартов, формирования кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего.
     В этой связи для создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета будет увеличен объем предоставляемых образовательных грантов на 50 % за счет числа образовательных кредитов и одновременно с этим создана современная система студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов.
     Также с целью реализации системы государственного гарантирования кредитов студентам через акционерное общество "Финансовый центр", в течение ближайших 5 лет будет дополнительно выделено порядка 2 млрд. тенге, в том числе:
     в 2005 году - 600 млн. тенге;
     в 2006 году - 350 млн. тенге;
     в 2007 году - 350 млн. тенге.
     Начиная с 1 июля 2005 года, будут увеличены размеры стипендий студентам ВУЗов, а также учащимся организаций среднего профессионального образования более, чем в два раза. Дополнительно на данные цели в 2005-2007 годах из бюджета будет выделено порядка 22,5 млрд. тенге.
     Ежегодно трем тысячам лучшим студентам в рамках программы "Болашак" будут выделяться средства из республиканского бюджета для учебы в ведущих вузах мира.
     В целях поддержки профессорско-преподавательского состава будет выплачиваться государственная стипендия "Лучший преподаватель", которая будет иметь статус гранта на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом в любой стране.
     В рамках разрабатываемой программы "Жасыл Ел" с целью снижения уровня безработицы среди молодежи к проведению мероприятий по воспроизводству лесов, озеленению и благоустройству территорий республики будут привлечены школьники и студенты, а также неработающая молодежь. Также в период летних каникул будут организованы строительные отряды для участия студентов в мероприятиях по возведению жилья.
     Расходы государственного бюджета по функциональной группе "Образование" будут предусмотрены на уровне 3,5 % к ВВП в 2005 году, 3,8 % - в 2006 году, 4,4 % - в 2007 году.
     В области здравоохранения  Указом  Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, на реализацию которой в 2005-2007 годах в государственном бюджете будут предусмотрены дополнительно к уровню 2004 года средства в сумме порядка 117,7 млрд. тенге.
     В рамках реализации данной программы в государственном бюджете 2005 года предусмотрены средства на:
     бесплатное обеспечение беременных женщин железо- и йодсодержащими препаратами - 736,8 млн. тенге, всего в 2005-2007 годах будет выделено порядка 2,3 млрд. тенге;
     лекарственное обеспечение детей до 5-летнего возраста - 532,3 млн. тенге, всего в 2005-2007 годах будет выделено порядка 1,7 млрд. тенге;
     осуществление профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан - 847,8 млн. тенге, всего в 2005-2007 годах будет выделено порядка 10,2 млрд. тенге;
     материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне - 5,2 млрд. тенге.
     Расходы по функциональной группе "Здравоохранение" будут предусмотрены на уровне 2,6% к ВВП в 2005 году, 2,7 % - в 2006 году, 2,8 % - в 2007 году.
     Масштабная социальная программа - одна из главных особенностей Послания. Бюджетные ресурсы будут направлены на финансирование социальных программ и поддержку наиболее уязвимых слоев населения. Реальные результаты реформ должны привести к качественному улучшению уровня жизни населения.
     Постановлением  Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года N 1241 была утверждена Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа социальных реформ).
     Главой государства в Послании были конкретизированы отдельные мероприятия данной программы:
     с 1 июля 2005 года всем гражданам Казахстана, достигшим пенсионного возраста, независимо от стажа работы, заработной платы и размера начисленной пенсии будет выплачиваться базовая пенсионная выплата в размере 3000 тенге. С учетом базовой пенсионной выплаты размер минимальной пенсии составит 9200 тенге;
     с 2006 года будут дополнительно повышены размеры государственных социальных пособий по инвалидности на 1000 тенге, по случаю потери кормильца от 300 до 1000 тенге в зависимости от количества иждивенцев;
     с 2006 года, а не с 2007 года, как планировалось в Программе социальных реформ, будут введены государственные пособия по уходу за ребенком до одного года.
     Кроме того, в рамках социальной поддержки населения в среднесрочном периоде дополнительно планируется:
     с 2006 года повысить размеры государственных социальных пособий по возрасту и государственных специальных пособий лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда на 1000 тенге;
     увеличить размеры специального государственного пособия многодетным матерям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, а также матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Кумiс алка" или "Материнская слава" первой и второй степени до 4000 тенге.
     Таким образом, на реализацию мероприятий Программы социальных реформ и на финансирование дополнительных мер по социальной поддержке населения из государственного бюджета в 2005-2007 годах будет выделено дополнительно к уровню 2004 года порядка 310,5 млрд. тенге.
     Расходы по функциональной группе "Социальное обеспечение и социальная помощь" будут предусмотрены на уровне 5,3 % от ВВП в 2005 году, 5,4 % - в 2006 году, 5,2 % - в 2007 году.
     В сфере сельского, водного, лесного, рыбного хозяйства и охраны окружающей среды в целях обеспечения продовольственной безопасности и создания условий для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также для комплексного развития сельских территорий и нормального жизнеобеспечения сельского населения с национальным стандартом качества жизни в 2005 году будет разработан Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".
     В целях увеличения площади лесов, озеленения населенных пунктов и создания вокруг них зеленых зон, а также сохранения и рационального использования растительного и животного мира, что является важной составляющей улучшения экологической обстановки, для создания благоприятных условий проживания населения и сохранения биологического разнообразия будет разработана программа "Жасыл Ел", реализация которой позволит стабилизировать ситуацию в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечить сохранение природно-заповедного фонда республики. На данные мероприятия в государственном бюджете предполагается предусмотреть необходимые средства.
     Расходы государственного бюджета по функциональной группе "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды" будут предусмотрены на уровне 1,4 % к ВВП в 2005 году, 1,5 % - в 2006 году, 1,4% - в 2007 году.
     Глава государства в Послании уделил исключительное внимание вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды и необходимости формирования новой идеологии развития малого и среднего бизнеса.
     Одним из важных аспектов будет расширение инфраструктуры малого предпринимательства. На базе акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства" (далее - Фонд) будет создан "финансовый супермаркет".
     Фонду из республиканского бюджета 2005 года для увеличения уставного капитала будет выделено 10 млрд. тенге, в том числе для:
     создания микрокредитных организаций со стопроцентным участием Фонда для обеспечения ими в дальнейшем выдачи микрокредитов субъектам малого предпринимательства;
     создания системы гарантирования для субъектов малого предпринимательства при получении ими кредитов от частных инвесторов и банков;
     финансовой поддержки проектного кредитования, финансирования проектов на основе франчайзинга, разработки бизнес-проектов, реализации их стартовых элементов с дальнейшей передачей субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, финансирования проектов по приобретению готового бизнеса с дальнейшей его реструктуризацией и передачей предпринимателю.
     Расходы государственного бюджета с учетом уточнения среднесрочной фискальной политики приведены в таблице 10.

                                                                Таблица 10
 
       Прогноз расходов государственного бюджета 
                   на 2005-2007 годы

(в процентах к ВВП)                                 

 Наименование 

  2005 год

 2006 год

 2007 год

Расходы

  25,2

 23,9

   23,8

Государственные
услуги общего
характера

   1,4

   1,3

    1,3

 
Оборона 

   1,2

   1,2

   1,2

Общественный
порядок и
безопасность     

   2,2

   1,9 

  1,9 

Образование 

   3,5

   3,8 

  4,4

Здравоохранение 

   2,6

   2,7

  2,8

Социальное
обеспечение и
социальная помощь

   5,3

   5,4

  5,2 

Жилищно-
коммунальное
хозяйство 

   2,2

   1,9

  1,9

Культура, спорт,
туризм и
информационное
пространство 

   0,7

    0,7

  0,6

Топливно-
энергетический
комплекс и
недропользование 

   0,5

    0,3

  0,2

Сельское,
водное, лесное,
рыбное хозяйство
и охрана
окружающей среды 

   1,4

   1,5

  1,4

Транспорт и связь

   1,7

   1,4

  1,3

Прочие 

   1,8

   1,2

  1,0

Обслуживание
долга

   0,5

   0,5

  0,5

Официальные
трансферты  

   0,2

   0,1

   0,1

     Уточнение среднесрочной фискальной политики определило возможности государственного бюджета на среднесрочную перспективу с учетом изменившейся макроэкономической ситуации и принятыми государством новых обязательств. Для их реализации были пересмотрены параметры государственного бюджета, в том числе и дефицит.
     В 2005 году дефицит государственного бюджета составит 1,7 % к ВВП, в 2006-2007 годах - 1,9 % к ВВП.
     В среднесрочном периоде в связи с разработкой проекта Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, необходимостью реализации задач, определенных в Послании Главы государства народу Казахстана, и проводимой политикой сбережений, определение параметров дефицита республиканского бюджета будет осуществляться, исходя из размера складывающегося ненефтяного дефицита бюджета.