1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения материально-технической базы исправительных учреждений Республики Казахстан на 2001-2005 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 января 2001 года N 92
Программа
улучшения материально-технической базы
исправительных учреждений Республики
Казахстан на 2001-2005 годы
1. Паспорт
Наименование Программы и срок ее реализации:
"Программа улучшения материально-технической базы исправительных учреждений Республики Казахстан на 2001-2005 годы".
Цель и задачи Программы:
Создание условий для дальнейшей реализации положений уголовно-исполнительного законодательства, а также улучшение материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан.
Строительство новых и реконструкция действующих исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также их оснащение современными инженерно-техническими средствами охраны, укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительной системы.
2. Введение
Предлагаемая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.3.5.2. Плана мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года N 2028-124.
Разработка Программы вызвана необходимостью приведения условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан, строительства новых и укрепления материально-технической базы имеющихся исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также тем, что предыдущая Правительственная программа P961199_ "О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан", утвержденная постановлением Правительства республики от 1 октября 1996 года, в основном выполнена, и срок ее действия истек.
3. Анализ современного состояния уголовно-исполнительной
системы Республики Казахстан
Уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД Республики Казахстан) является составной частью системы органов внутренних дел республики и представляет собой совокупность организаций, учреждений и структурных подразделений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также обеспечивающих содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На сегодняшний день уголовно-исполнительная система республики включает в себя 91 подразделение, из них: исправительных колоний - 21 общего, 15 строгого и 3 особого режимов, 23 колонии-поселения, 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 8 специализированных лечебных учреждений и 17 следственных изоляторов для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Во всех перечисленных учреждениях содержится 85 тысяч 744 человек, из
них в колониях отбывают наказание: на общем режиме - 33 556 человек; на строгом - 18 730; на особом - 2 001; в колониях-поселениях - 4 839; в тюрьме - 292; 3 268 - женщин; 1 128 - несовершеннолетних; в следственных изоляторах - 17 141 подозреваемых и обвиняемых. При этом численность осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений выглядит следующим образом: Таблица 1 Численность осужденных в исправительных учреждениях в динамике по состоянию на 1 января каждого года --------------------------------------------------------------------------- Год ! 1995 ! 1996 ! 1997 ! 1998 ! 1999 !2000 ! 2001 ! ! ! ! ! ! ! Прогноз --------------------------------------------------------------------------- Числен- 65 165 73 687 65 329 67 906 61 924 58 961 70 800 ность --------------------------------------------------------------------------- Снижение численности осужденных по состоянию на 1 января 1997 и 2000 годов обусловлено применением амнистий к отдельным категориям осужденных, а на 1 января 1999 года - пересмотром приговоров в соответствии с введением нового Уголовного кодекса Республики Казахстан. Таблица 2 Численность осужденных в течение 2000 года по месяцам --------------------------------------------------------------------------- ! I ! II !III ! IV ! V ! VI ! VII!VIII! IX ! X ! XI !XII -------------------------------------------------------------------------- ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Прогноз --------------------------------------------------------------------------- Коли- 58 59 60 60 62 63 64 66 67 68 69 70 чество 961 559 337 995 995 392 919 150 200 603 600 800 --------------------------------------------------------------------------- Вышеприведенные данные свидетельствуют о ежемесячном увеличении численности осужденных в среднем на 1000 человек, что позволяет сделать вывод о том, что численность осужденных на 1 января 2001 года увеличится на 12 тысяч человек и в последующие 5 лет будет также увеличиваться. Таблица 3 Прогноз увеличения численности осужденных на период 2001-2005 годов --------------------------------------------------------------------------- Год ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005 -------------------------------------------------------------------------- Количество ! 70 800 82 800 94 800 106 800 118 800 --------------------------------------------------------------------------
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан лица, осужденные к лишению свободы, должны отбывать наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ) на территории области, в которой они проживали до ареста или были осуждены. Однако дислокация имеющихся учреждений не обеспечивает выполнения этого требования. Нет колонии общего режима в Кызылординской области, колоний строгого режима в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, в результате чего осужденные к отбыванию наказания в исправительной колонии строгого режима из этих областей отбывают наказания в колониях строгого режима других регионов республики.
Имеющиеся три исправительные колонии особого режима дислоцируются в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, в связи с чем осужденные со всех регионов республики направляются в исправительные колонии вышеперечисленных областей.
Недостаточно колоний для содержания женщин и несовершеннолетних. Осужденные женщины из всех областей республики отбывают наказание в двух исправительных колониях, находящихся в Алматинской и Карагандинской областях, а несовершеннолетние - в трех воспитательных колониях в Актюбинской, Алматинской и Северо-Казахстанской областях.
Аналогичная ситуация складывается в следственных изоляторах республики. Большинство из них размещены в старых зданиях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям. К таковым относятся построенные в 18-19 веках следственные изоляторы в городах Алматы, Караганде, Семипалатинске, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте, которые находятся в аварийном состоянии. Следственного изолятора в Мангистауской области нет вообще, подозреваемые и обвиняемые в количестве 400 человек содержатся в
следственном изоляторе города Атырау. Следственные изоляторы в городах Астане и Алматы переполнены, перелимит численности составляет 22 и 132% соответственно. Численность спецконтингента, содержащегося в следственных изоляторах республики, ежемесячно увеличивается на 700-800 человек. Таким образом, к 1 января 2001 численность спецконтингента в них составит около 18 300 человек. Таблица 4 Плановое и фактическое наполнение следственных изоляторов --------------------------------------------------------------------------- Следственный !Год ввода в ! Лимит ! Фактическое изолятор (далее - СИ) !эксплуатацию ! мест ! наполнение --------------------------------------------------------------------------- СИ-1 город Алматы 1952 год 1 690 3 888 СИ-2 город Семипалатинск 1773 год 760 698 СИ-3 город Шымкент 1964 год 550 905 СИ-4 город Уральск 1858 год 530 553 СИ-5 город Актобе 1954 год 1 230 1 033 СИ-6 город Талды-Корган 1954 год 660 566 СИ-7 город Костанай 1912 год 1 010 918 СИ-9 город Атырау 1971 год 510 351 СИ-10 город Кызыл-Орда 1810 год 700 277 СИ-12 город Астана 1977 год 880 1 036 СИ-13 город Тараз 1870 год 1 300 1 451 СИ-14 город Павлодар 1980 год 760 920 СИ-16 город Караганда 1946 год 1 370 1 773 СИ-17 город Усть-Каменогорск 1720 год 760 981 СИ-18 город Петропавловск 1954 год 570 610 СИ-20 город Кокшетау 1981 год 510 457 СИ-21 город Жезказган 1993 год 765 545 Локальный участок при 300 179 Тюрьме N 1 города Аркалыка Итого 14 855 17 141 -------------------------------------------------------------------------- Таблица 5 Прогноз численности спецконтингента в СИ республики на период 2001-2005 годов --------------------------------------------------------------------------- Год ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005 --------------------------------------------------------------------------- Количество 17 300 18 000 18 700 19 400 20 100 --------------------------------------------------------------------------
В настоящий момент перевозка осужденных из следственных изоляторов в исправительные учреждения по видам режима, в соответствии с приговором суда, осуществляется железнодорожным транспортом. Предусмотрено 12 плановых маршрутов, совершающих до 36 рейсов в месяц, продолжительностью от 1-х суток следования в пути до 6-ти. Для этих целей соответствующие службы уголовно-исполнительной системы арендуют 16 специальных вагонов у Республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" и 3 специальных вагона у "Предприятия железнодорожного транспорта" Российской Федерации. Вышеупомянутые специальные вагоны нуждаются в капитальном ремонте и подлежат полной замене в связи с истечением срока их эксплуатации. Аналогичная ситуация сложилась со специальными автомобилями для перевозки спецконтингента, что в конечном итоге может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций при перевозках осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Проблемным является вопрос оборудования исправительных учреждений закрытого типа современными инженерно-техническими средствами охраны (далее - ИТСО). В настоящее время в исправительных учреждениях республики установлены такие технические средства охраны как: "Ночь-12", "Пион", "Мимоза-4" и так далее, которые из-за длительного срока эксплуатации нуждаются в ремонте или переустановке. При этом необходимо дополнительно оборудовать исправительные учреждения и следственные изоляторы промышленными телевизионными установками для осуществления контроля за поведением лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и безопасности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы.
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года Z970209_ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан" с 2003 года необходимо ввести в действие наказания в виде ограничения свободы. Создание необходимых условий для этого предполагает строительство или реконструкцию существующих зданий под Исправительные центры, оснащение их оборудованием и инвентарем, необходимым для приема и размещения осужденных и администрации учреждений.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является укрепление материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, обновление инженерно-технических средств охраны, приведение коммунально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также их перевозки в соответствие с требованиями действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой по выполнению настоящей Программы, заключаются в следующем:
1) снижение плотности содержания осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах путем строительства новых и реконструкции действующих исправительных учреждений и следственных изоляторов;
2) создание условий для отбывания наказания всех категорий осужденных в пределах того региона, где они были осуждены или проживали до ареста;
3) уменьшение количества перевозок осужденных по республике;
4) повышение безопасности содержания осужденных в исправительных учреждениях при отбывании наказания;
5) снижение количества преступлений среди осужденных, количества их побегов из охраняемых исправительных учреждений.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
В целях реализации требований законодательства об отбывании наказаний осужденными на территории области, в которой они проживали до ареста или были осуждены, продолжить работу по созданию в каждой области соответствующих условий для отбывания наказаний всеми категориями осужденных к лишению свободы мужчин, женщин, несовершеннолетних, а также больных инфекционными заболеваниями.
Продолжить работу по созданию стройной системы прогрессивного отбывания наказания, стимулирующей максимально эффективную ресоциализацию осужденных, включающую в себя дифференцированное содержание осужденных в пределах одного исправительного учреждения и перевод в иные исправительные учреждения с более мягким режимом, вплоть до условно-досрочного освобождения.
Укрепить режим отбывания наказания, надежность охраны мест лишения свободы, используя современные инженерно-технические средства охраны, созданные на основе последних достижений в области науки и техники. В целях безопасности сотрудников обеспечить их современными средствами индивидуальной защиты, связи, вооружением.
На первоначальном этапе реализация Программы возложена на Министерство внутренних дел Республики Казахстан. В дальнейшем реализацию Программы планируется возложить на Министерство юстиции Республики Казахстан в связи с передачей пенитенциарной системы в ведение указанного Министерства. 6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы Потребность в финансировании Программы по годам --------------------------------------------------------------------------- Направление работ ! Всего в ! В том числе по годам !миллионах !----------------------------------- !тенге ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005 --------------------------------------------------------------------------- Строительство и 4 870 870 1000 1000 1000 1000 реконструкция ИУ и СИ Содержание вновь 1 208.9 - 161.1 313.4 112.0 622.4 вводимых ИУ и СИ Оборудование ИУ и СИ 1 000 - 250 250 250 250 ИТСО Приобретение: - 1) специальных автомобилей; 31.3 5.2 8.7 8.7 8.7 2) специальных вагонов 200 - 50 50 50 50 Создание и содержание 2 050 - 1 000 350 350 350 исправительных центров и арестных домов Итого 9360.2 870 2466.3 1972.1 1770.7 2281.1 ---------------------------------------------------------------------------
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов. Минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию Программы на 2001-2005 годы составляет 9360,2 млн. тенге. Ежегодные объемы будут уточняться в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Выполнение Программы позволит привести в соответствие с действующим уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан условия содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечить необходимый уровень безопасности персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов, что в конечном итоге будет способствовать поддержанию стабильной и прогнозируемой ситуации в местах лишения свободы республики. 8. План мероприятий по реализации Программы улучшения материально-технической базы исправительных учреждений Республики Казахстан на 2001-2005 годы --------------------------------------------------------------------------- N ! Наименование мероприятия !Форма !Ответственные!Срок п/п! !завершения !исполнители !реализации --------------------------------------------------------------------------- 1 Произвести проектно- Отчет в МВД 2001-2005 изыскательские Правительство работы Республики Казахстан 2 Завершить: Отчет в МВД 1) реконструкцию под Правительство 2001 исправительную колонию Республики строгого режима с лимитом Казахстан наполнения на 1500 мест военного объекта и поселке Жем Актюбинской области; 2) строительство 2001 следственного изолятора с лимитом наполнения на 1500 мест в городе Алматы; 3) строительство 2001 следственного изолятора с лимитом наполнения на 1000 мест в городе Шымкенте; 4) строительство режимного 2001 корпуса следственного изолятора с лимитом наполнения на 600 мест в городе Караганде; 5) реконструкцию под 2001 исправительную колонию для содержания осужденных женщин с лимитом наполнения на 300 мест военного городка в поселке Солнечный Восточно-Казахстанской области. Произвести: 1) капитальный ремонт 2001 под воспитательную колонию для содержания осужденных несовершеннолетних с лимитом наполнения на 300 мест бывшей ВК в городе Усть-Каменогорске; 2) реконструкцию под 2001-2002 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 1500 мест на базе действующей исправительной колонии- поселения в поселке Заречном Алматинской области; 3) реконструкцию под 2001-2002 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 900 мест на базе действующей исправительной колонии- поселения в городе Уральске; 4) реконструкцию под 2001 исправительную колонию общего режима с лимитом наполнения на 1000 мест на базе завода стеновых материалов в городе Кызылорде; 5) реконструкцию под 2001 исправительную колонию для содержания осужденных женщин с лимитом наполнения на 300 мест здания бывшего ПТУ в городе Атырау; 6) реконструкцию под 2001-2002 исправительную колонию общего режима с лимитом наполнения на 1200 мест объекта в Жамбылской области; 7) реконструкцию под 2002-2003 исправительную колонию общего режима с лимитом наполнения на 1200 мест объекта в Павлодарской области; 8) реконструкцию под 2002 следственный изолятор лимитом наполнения на 510 мест военно- технической школы в городе Актау; 9) реконструкцию и 2002-2003 расширение следственного изолятора на 2000 мест в городе Астане; 10) реконструкцию под 2002 воспитательную колонию для содержания осужденных несовершеннолетних с лимитом наполнения на 300 мест бывшего детского санатория в поселке Долинка Карагандинской области; 11) реконструкцию под 2003-2004 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 1200 мест объекта в Северо- Казахстанской области; 12) реконструкцию под 2003-2004 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 1200 мест исправительной колонии- поселения в Костанайской области; 13) реконструкцию под 2004 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 1200 мест объекта в Алматинской области; 14) реконструкцию под 2004-2005 исправительную колонию строгого режима с лимитом наполнения на 1200 мест объекта в Южно- Казахстанской области; 15) реконструкцию под 2004-2005 исправительную колонию общего режима с лимитом наполнения на 1500 мест объекта в Алматинской области; 16) строительство 2004-2005 следственного изолятора в городе Усть-Каменогорске; 17) строительство 2004-2005 следственного изолятора в городе Семипалатинске; 18) реконструкцию под 2004-2005 исправительную колонию особого режима с лимитом наполнения на 500 мест объекта в Атырауской области; 19) реконструкцию здания 2005 под исправительную колонию для содержания осужденных женщин с лимитом наполнения на 300 мест в Северо-Казахстанской области 3 Подготовить нормативный Постановление МВД 2001-2005 правовой акт по созданию Правительства исправительных учреждений Республики и следственных изоляторов Казахстан в форме государственных учреждений 4 Произвести реконструкцию Отчет в МВД, Акимы 2002 помещений под Правительство областей, исправительные центры во Республики г.Алматы, всех областных центрах Казахстан г.Астаны Республики Казахстан 5 Подготовить проект Закона Закон МВД 2003 Республики Казахстан о Республики введении в действие Казахстан положений Уголовно- исполнительного кодекса Республики Казахстан о наказаниях в виде ограничения свободы 6 Произвести закуп Отчет в МВД 2002-2005 специального транспорта: Правительство 1) специальных автомобилей Республики для перевозки спец- Казахстан контингента; 2) специальных вагонов для перевозки спец- контингента 7 Произвести реконструкцию Отчет в МВД и ремонт инженерно- Правительство технических сооружений Республики исправительных учреждений: Казахстан 2002 1) ЛА-155/4; ЕЦ-166/4; ЕЦ-166/25; КА-168/2; ОВ-156/2; ЖД-158/2; РУ-170/3; АК-159/21. 2) ЛА-155/12; ЕЦ-166/10; 2003 ЕЦ-166/11; УГ-157/9; ОВ-156/6; ОВ-156/14; АК-159/7; ИЧ-167/2; АК-159/9; АП-162/4. 3) ОВ-156/3; АК-159/22; 2004 УК-161/3; УК-161/4; АК-159/5; АП-162/5; ГМ-172/7; ЕС-164/3; ЕС-164/4; ЕС-164/8. 4)ОВ-156/15; АК-159/17; 2005 УК-161/2; АП-162/3; АП-162/2; ГМ-172/1; ГМ-172/6; ЖД-158/6; ЛА-155/8; ИЧ-167/3 (Специалисты: Склярова И.В., Мартина Н.А.)