<*>
Сноска. Заголовок с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2003 годы и в целях улучшения деятельности уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан постановляет: <*>
Сноска. Преамбула с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы. <*>
Сноска. Пункт 1 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 января 2001 года N 92
Программа
улучшения материально-технической базы
исправительных учреждений и следственных
изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы
1. Паспорт
Наименование Программы и срок ее реализации:
"Программа улучшения материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы".
Цель и задачи Программы:
Создание условий для дальнейшей реализации положений уголовно-исполнительного законодательства, а также улучшение материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан.
Строительство новых и реконструкция действующих исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также их оснащение современными инженерно-техническими средствами охраны, укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительной системы.
2. Введение
Предлагаемая Программа разработана в соответствии с пунктом 4.3.28. Плана мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2003 годы.
Разработка Программы вызвана необходимостью приведения условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан, строительства новых и укрепления материально-технической базы имеющихся исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также тем, что предыдущая Правительственная программа "О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан", утвержденная постановлением Правительства республики от 1 октября 1996 года, в основном выполнена, и срок ее действия истек. <*>
Сноска. Раздел 2 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
3. Анализ современного состояния уголовно-исполнительной
системы Республики Казахстан
Уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД Республики Казахстан) является составной частью системы органов внутренних дел республики и представляет собой совокупность организаций, учреждений и структурных подразделений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также обеспечивающих содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На сегодняшний день уголовно-исполнительная система республики включает в себя 91 подразделение, из них: исправительных колоний - 21 общего, 15 строгого и 3 особого режимов, 23 колонии-поселения, 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 8 специализированных лечебных учреждений и 17 следственных изоляторов для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Во всех перечисленных учреждениях содержится 85 тысяч 744 человек, из них в колониях отбывают наказание: на общем режиме - 33 556 человек; на строгом - 18 730; на особом - 2 001; в колониях-поселениях - 4 839; в тюрьме - 292; 3 268 - женщин; 1 128 - несовершеннолетних; в следственных изоляторах - 17 141 подозреваемых и обвиняемых. При этом численность осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений выглядит следующим образом:
Таблица 1
Численность осужденных в исправительных учреждениях
в динамике по состоянию на 1 января каждого года
Год ! 1995 ! 1996 ! 1997 ! 1998 ! 1999 !2000 ! 2001 |
Числен- 65 165 73 687 65 329 67 906 61 924 58 961 70 800
ность
-------------------------------------------------------------------------
Снижение численности осужденных по состоянию на 1 января 1997 и 2000 годов обусловлено применением амнистий к отдельным категориям осужденных, а на 1 января 1999 года - пересмотром приговоров в соответствии с введением нового Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Таблица 2
Численность осужденных в течение 2000 года по месяцам
-------------------------------------------------------------------------
! I ! II !III ! IV ! V ! VI ! VII!VIII! IX ! X ! XI !XII
-------------------------------------------------------------------------
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Прогноз
-------------------------------------------------------------------------
Коли- 58 59 60 60 62 63 64 66 67 68 69 70
чество 961 559 337 995 995 392 919 150 200 603 600 800
-------------------------------------------------------------------------
Вышеприведенные данные свидетельствуют о ежемесячном увеличении численности осужденных в среднем на 1000 человек, что позволяет сделать вывод о том, что численность осужденных на 1 января 2001 года увеличится на 12 тысяч человек и в последующие 5 лет будет также увеличиваться.
Таблица 3
Прогноз увеличения численности осужденных на период
2001-2005 годов
------------------------------------------------------------------------
Год ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005
------------------------------------------------------------------------
Количество ! 70 800 82 800 94 800 106 800 118 800
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан лица, осужденные к лишению свободы, должны отбывать наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ) на территории области, в которой они проживали до ареста или были осуждены. Однако дислокация имеющихся учреждений не обеспечивает выполнения этого требования. Нет колонии общего режима в Кызылординской области, колоний строгого режима в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, в результате чего осужденные к отбыванию наказания в исправительной колонии строгого режима из этих областей отбывают наказания в колониях строгого режима других регионов республики.
Имеющиеся три исправительные колонии особого режима дислоцируются в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, в связи с чем осужденные со всех регионов республики направляются в исправительные колонии вышеперечисленных областей.
Недостаточно колоний для содержания женщин и несовершеннолетних. Осужденные женщины из всех областей республики отбывают наказание в двух исправительных колониях, находящихся в Алматинской и Карагандинской областях, а несовершеннолетние - в трех воспитательных колониях в Актюбинской, Алматинской и Северо-Казахстанской областях.
Аналогичная ситуация складывается в следственных изоляторах республики. Большинство из них размещены в старых зданиях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям. К таковым относятся построенные в 18-19 веках следственные изоляторы в городах Алматы, Караганде, Семипалатинске, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте, которые находятся в аварийном состоянии. Следственного изолятора в Мангистауской области нет вообще, подозреваемые и обвиняемые в количестве 400 человек содержатся в следственном изоляторе города Атырау. Следственные изоляторы в городах Астане и Алматы переполнены, перелимит численности составляет 22 и 132% соответственно. Численность спецконтингента, содержащегося в следственных изоляторах республики, ежемесячно увеличивается на 700-800 человек. Таким образом, к 1 января 2001 численность спецконтингента в них составит около 18 300 человек.
Таблица 4
Плановое и фактическое наполнение следственных изоляторов
-------------------------------------------------------------------------
Следственный !Год ввода в ! Лимит ! Фактическое
изолятор (далее - СИ) !эксплуатацию ! мест ! наполнение
-------------------------------------------------------------------------
СИ-1 город Алматы 1952 год 1 690 3 888
СИ-2 город Семипалатинск 1773 год 760 698
СИ-3 город Шымкент 1964 год 550 905
СИ-4 город Уральск 1858 год 530 553
СИ-5 город Актобе 1954 год 1 230 1 033
СИ-6 город Талды-Корган 1954 год 660 566
СИ-7 город Костанай 1912 год 1 010 918
СИ-9 город Атырау 1971 год 510 351
СИ-10 город Кызыл-Орда 1810 год 700 277
СИ-12 город Астана 1977 год 880 1 036
СИ-13 город Тараз 1870 год 1 300 1 451
СИ-14 город Павлодар 1980 год 760 920
СИ-16 город Караганда 1946 год 1 370 1 773
СИ-17 город Усть-Каменогорск 1720 год 760 981
СИ-18 город Петропавловск 1954 год 570 610
СИ-20 город Кокшетау 1981 год 510 457
СИ-21 город Жезказган 1993 год 765 545
Локальный участок при 300 179
Тюрьме N 1 города Аркалыка
Итого 14 855 17 141
--------------------------------------------------------------------------
Таблица 5
Прогноз численности спецконтингента в СИ республики на период
2001-2005 годов
-------------------------------------------------------------------------
Год ! 2001 ! 2002 ! 2003 ! 2004 ! 2005
-------------------------------------------------------------------------
Количество 17 300 18 000 18 700 19 400 20 100
-------------------------------------------------------------------------
В настоящий момент перевозка осужденных из следственных изоляторов в исправительные учреждения по видам режима, в соответствии с приговором суда, осуществляется железнодорожным транспортом. Предусмотрено 12 плановых маршрутов, совершающих до 36 рейсов в месяц, продолжительностью от 1-х суток следования в пути до 6-ти. Для этих целей соответствующие службы уголовно-исполнительной системы арендуют 16 специальных вагонов у Республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" и 3 специальных вагона у "Предприятия железнодорожного транспорта" Российской Федерации. Вышеупомянутые специальные вагоны нуждаются в капитальном ремонте и подлежат полной замене в связи с истечением срока их эксплуатации. Аналогичная ситуация сложилась со специальными автомобилями для перевозки спецконтингента, что в конечном итоге может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций при перевозках осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Проблемным является вопрос оборудования исправительных учреждений и следственных изоляторов закрытого типа современными инженерно-техническими средствами охраны (далее - ИТСО). В настоящее время в исправительных учреждениях республики установлены такие технические средства охраны как: "Ночь-12", "Пион", "Мимоза-4" и так далее, которые из-за длительного срока эксплуатации нуждаются в ремонте или переустановке. При этом необходимо дополнительно оборудовать исправительные учреждения и следственные изоляторы промышленными телевизионными установками для осуществления контроля за поведением лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и безопасности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы. <*>
Сноска. Абзац третий исключен - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является укрепление материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, обновление инженерно-технических средств охраны, приведение коммунально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также их перевозки в соответствие с требованиями действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой по выполнению настоящей Программы, заключаются в следующем:
1) снижение плотности содержания осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах путем строительства новых и реконструкции действующих исправительных учреждений и следственных изоляторов;
2) создание условий для отбывания наказания всех категорий осужденных в пределах того региона, где они были осуждены или проживали до ареста;
3) уменьшение количества перевозок осужденных по республике;
4) повышение безопасности содержания осужденных в исправительных учреждениях при отбывании наказания;
5) снижение количества преступлений среди осужденных, количества их побегов из охраняемых исправительных учреждений и следственных изоляторов.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
В целях реализации требований законодательства об отбывании наказаний осужденными на территории области, в которой они проживали до ареста или были осуждены, продолжить работу по созданию в каждой области соответствующих условий для отбывания наказаний всеми категориями осужденных к лишению свободы мужчин, женщин, несовершеннолетних, а также больных инфекционными заболеваниями.
Продолжить работу по созданию стройной системы прогрессивного отбывания наказания, стимулирующей максимально эффективную ресоциализацию осужденных, включающую в себя дифференцированное содержание осужденных в пределах одного исправительного учреждения и перевод в иные исправительные учреждения с более мягким режимом, вплоть до условно-досрочного освобождения.
Укрепить режим отбывания наказания, надежность охраны мест лишения свободы, используя современные инженерно-технические средства охраны, созданные на основе последних достижений в области науки и техники. В целях безопасности сотрудников обеспечить их современными средствами индивидуальной защиты, связи, вооружением.
На первоначальном этапе реализация Программы возложена на Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
В дальнейшем реализацию Программы планируется возложить на Министерство юстиции Республики Казахстан в связи с передачей пенитенциарной системы в ведение указанного Министерства, кроме следственных изоляторов. <*>
Сноска. Раздел 5 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Программы
Потребность в финансировании Программы по годам <*>
Сноска. Раздел 6 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие !Предпо-!Источ-! Бюджетные программы в
п/п! !лагае- !ник ! бюджетной заявке
! !мые !финан-!------------------------------
! !расходы!сиро- !Код бюд-! Сумма (млн. тенге)
! !(млн. !вания !жетной !---------------------
! !тенге) ! !програм-! 2001 ! 2002 ! 2003
! ! ! !мы ! год ! год ! год
-------------------------------------------------------------------
1 Реконструкция 389 42; 306 89 - 300
военного объекта
в поселке Жем
Актюбинской
области под
исправительную
колонию строгого
режима на 1500
мест
2 Реконструкция 223 42; 300; 45,1 40 137,9
военного городка 305
в поселке Сол-
нечный Восточно-
Казахстанской
области под
исправительную
колонию для
содержания
осужденных женщин
с лимитом напол-
нения 300 мест
3 Капитальный 55,7 42 55,7 - -
ремонт воспита-
тельной колонии
для содержания
осужденных
несовершеннолет-
них с лимитом
наполнения 300 Рес-
мест в городе публи-
Усть-Каменогорске кан-
ский
4 Реконструкция 15 бюджет 42; 300 5 10 -
исправительной
колонии-поселения
в поселке Зареч-
ный Алматинской
области под
исправительную
колонию строгого
режима с лимитом
наполнения 1500
мест
5 Реконструкция 10,05 42; 300 7 3,051 -
исправительной
колонии-поселения
в городе Уральске
под исправитель-
ную колонию
строгого режима с
лимитом наполне-
ния 900 мест
6 Реконструкция под 456,15 42; 300; 30,2 115,949 310
исправительную 303
колонию общего
режима с лимитом
наполнения 1000
мест на базе
завода стеновых
материалов в
городе Кызылорде
7 Реконструкция 44 42; 300 4 40 -
здания бывшего
профтехучилища в
городе Атырау под
исправительную
колонию для
содержания осуж-
денных женщин на
300 мест
8 Реконструкция 415 42; 300; 24 91 300
психоневрологи- 304
ческого дома-
интерната в
Жамбылской
области под
исправительную
колонию общего
режима с лимитом
наполнения 1200
мест
9 Строительство 127 42; 304 100 27 -
режимного корпуса
следственного
изолятора с лими-
том наполнения на
336 мест в городе
Караганде
10 Строительство 858,1 42; 304; 237,5 280 340,6
следственного 304
изолятора с лими-
том наполнения на
1500 мест в горо-
де Алматы
11 Строительство 345 42; 304; 145 100 100
следственного 304
изолятора с лими- Рес-
том наполнения на публи-
1000 мест в горо- кан-
де Шымкенте ский
бюджет
12 Реконструкция 690,3 42; 304; 100 133 457,3
военно-техничес- 304
кой школы в
городе Актау под
следственный изо-
лятор с лимитом
наполнения на
510 мест
13 Строительство 223,5 42; 304; 22,5 100 101
режимного корпуса 304
следственного
изолятора с лими-
том наполнения на
600 мест в городе
Павлодаре
14 Реконструкция и 5 42 5 - -
расширение след-
ственного изоля-
тора на 2000
мест в городе
Астане
15 Реконструкция и 178 201; 201 - 89 89
ремонт инженерно-
технических
сооружений 6-ти
исправительных
учреждений
16 Оборудование 50 203; 203 - 25 25
следственных
изоляторов
инженерно-техни-
ческими средст-
вами охраны
17 Закуп специальных 33,6 42; 200 13,6 - 20
автомобилей для
исправительных
колоний
18 Закуп специаль- 16,64 202 - - 16,64
ного транспорта
для следственных
изоляторов (авто-
мобилей для пере-
возки спецконтин-
гента)
Итого по исправи- 1819,5 273,6 389 1156,9
тельным колониям
Итого по следст- 2315,54 610 665 1040,54
венным изоляторам
Всего 4135,04 883,6 1054 2197,44
-------------------------------------------------------------------
Примечание.
1. Наименование бюджетных программ Министерства юстиции:
код программы 200 - "Оснащение уголовно-исполнительной системы
оборудованием, инвентарем, средствами специального назначения и
транспортными средствами";
код программы 201 - "Оснащение исправительных учреждений
инженерно-техническими средствами охраны";
код программы 300 - "Строительство, реконструкция и капитальный
ремонт исправительных учреждений";
код программы 303 - "Реконструкция под исправительную колонию
общего режима на базе завода стеновых материалов в городе Кызылорде";
код программы 304 - "Реконструкция психоневрологического
дома-интерната под исправительную колонию общего режима в Жамбылской
области";
код программы 305 - "Реконструкция военного городка в поселке Солнечный под исправительную колонию для женщин в Восточно-Казахстанской области";
код программы 306 - "Реконструкция военного объекта "Эмба-5" в поселке Жем под исправительную колонию строгого режима в Актюбинской
области".
2. Наименование бюджетных программ Министерства внутренних дел:
код программы 42 - "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт следственных изоляторов и исправительных учреждений";
код программы 202 - "Оснащение органов внутренних дел оборудованием, средствами специального назначения и транспортом";
код программы 203 - "Оснащение следственных изоляторов инженерно-техническими средствами охраны";
код программы 304 - "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт следственных изоляторов".
3. Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Потребность в бюджетных средствах на реализацию Программы на 2001-2003 годы составляет - 4135,04 млн. тенге.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Выполнение Программы позволит привести в соответствие с действующим уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан условия содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечить необходимый уровень безопасности персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов, что в конечном итоге будет способствовать поддержанию стабильной и прогнозируемой ситуации в местах лишения свободы республики.
8. План мероприятий по реализации Программы улучшения
материально-технической базы исправительных учреждений
и следственных изоляторов Республики Казахстан
на 2001-2003 годы <*>
Сноска. Раздел 8 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2003 года N 326.
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма за- !Ответ-!Срок !Предпо-!Источ-
п/п! ! вершения !ствен-!реали-!лагае- !ник
! ! !ные за!зации !мые !финан-
! ! !испол-!(ис- !расходы!сиро-
! ! !нение !полне-!(млн. !вания
! ! ! !ния) !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 Капитальный ремонт Отчет в МЮ 2001 55,7 РБ
воспитательной колонии Правитель- г.
для содержания осуж- ство
денных несовершенно-
летних с лимитом
наполнения 300 мест в
городе Усть-
Каменогорске
2 Реконструкция и расши- Отчет в МВД 2001 5 РБ
рение следственного Правитель- г.
изолятора на 2000 мест ство
в городе Астане
3 Реконструкция исправи- Отчет в МЮ 2001- 15 РБ
тельной колонии- Правитель- 2002
поселения в поселке ство гг.
Заречный Алматинской
области под исправи-
тельную колонию
строгого режима с
лимитом наполнения
1500 мест
4 Реконструкция исправи- Отчет в МЮ 2001- 10,05 РБ
тельной колонии- Правитель- 2002
поселения в городе ство гг.
Уральске под исправи-
тельную колонию
строгого режима с
лимитом наполнения
900 мест
5 Реконструкция здания Отчет в МЮ 2001- 44 РБ
бывшего профтехучилища Правитель- 2002
в городе Атырау под ство гг.
исправительную колонию
для содержания
осужденных женщин на
300 мест
6 Строительство Отчет в МВД 2001- 127 РБ
режимного корпуса Правитель- 2002
следственного ство гг.
изолятора с лимитом
наполнения на 336 мест
в городе Караганде
7 Реконструкция военного Отчет в МЮ 2001- 389 РБ
объекта в поселке Жем Правитель- 2003
Актюбинской области ство гг.
под исправительную
колонию строгого
режима на 1500 мест
8 Реконструкция военного Отчет в МЮ 2001- 223 РБ
городка в поселке Правитель- 2003
Солнечный Восточно- ство гг.
Казахстанской области
под исправительную
колонию для содержания
осужденных женщин с
лимитом наполнения
300 мест
9 Реконструкция под Отчет в МЮ 2001- 456,15 РБ
исправительную колонию Правитель- 2003
общего режима с лими- ство гг.
том наполнения 1000
мест на базе завода
стеновых материалов в
городе Кызылорде
10 Реконструкция Отчет в МЮ 2001- 415 РБ
психоневрологического Правитель- 2003
дома-интерната в ство гг.
Жамбылской области под
исправительную колонию
общего режима с лими-
том наполнения 1200
мест
11 Строительство следст- Отчет в МВД 2001- 858,1 РБ
венного изолятора с Правитель- 2003
лимитом наполнения на ство гг.
1500 мест в городе
Алматы
12 Строительство следст- Отчет в МВД 2001- 345 РБ
венного изолятора с Правитель- 2003
лимитом наполнения на ство гг.
1000 мест в городе
Шымкенте
13 Реконструкция военно- Отчет в МВД 2001- 690,3 РБ
технической школы в Правитель- 2003
городе Актау под ство гг.
следственный изолятор
с лимитом наполнения
на 510 мест
14 Строительство Отчет в МВД 2001- 223,5 РБ
режимного корпуса Правитель- 2003
следственного ство гг.
изолятора с лимитом
наполнения на 600 мест
в городе Павлодаре
15 Закуп специальных Отчет в МЮ 2001- 33,6 РБ
автомобилей для Правитель- 2003
исправительных колоний ство гг.
16 Реконструкция и ремонт Отчет в МЮ 2002- 178 РБ
инженерно-технических Правитель- 2003
сооружений исправи- ство гг.
тельных учреждений
ОВ-156/2, АК-159/21,
УК-161/4, ОВ-156/14,
ЛА-155/8, ЛА-155/14
17 Оборудование следст- Отчет в МВД 2002- 50 РБ
венных изоляторов Правитель- 2003
инженерно-техническими ство гг.
средствами охраны
18 Закуп специального Отчет в МВД 2003 16,64 РБ
транспорта для следст- Правитель- г.
венных изоляторов ство
(автомобилей для
перевозки спецконтин-
гента)
19 Подготовить норматив- Постанов-
ный правовой акт по ление
созданию в форме Правитель-
государственных ства
учреждений:
исправительных МЮ 2003
учреждений и арестных г.
домов;
следственных изолято- МВД -//-
ров
Итого по исправитель- МЮ 2001- 1819,5 РБ
ным колониям 2003
гг.
Итого по следственным МВД -//- 2315,54 -//-
изоляторам
Всего по плану 4135,04 -//-
мероприятий
-------------------------------------------------------------------
Примечание.
Расшифровка буквенных аббревиатур:
МЮ - Министерство юстиции
МВД - Министерство внутренних дел
РБ - республиканский бюджет