Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере

Решение Евразийского Межправительственного Совета от 02 февраля 2018 года № 1

Действующий

      В целях реализации пункта 9 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункта 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Евразийский межправительственный совет решил:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере.

      2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.


      Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

 
  УТВЕРЖДЕНО
Решением Евразийского межправительственного совета
от 02 февраля 2018 г. № 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере

I. Общие положения

      1. Настоящее Положение разработано в целях реализации подпункта 4.4.3 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9 (далее - Основные направления).

      2. Настоящее Положение определяет формы, порядок и механизм взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены), органов государственной власти, организаций, юридических и физических лиц государств-членов и Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) при разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в рамках инновационного и промышленного сотрудничества (далее соответственно - программы, проекты) и направлено на обеспечение достижения целей и задач промышленного развития государств-членов в рамках Евразийского экономического союза.

      3. Для целей настоящего Положения используются понятия, которые означают следующее:

      "инициатор разработки программы (проекта)" - юридическое лицо, являющееся участником евразийской технологической платформы и наделенное соответствующей евразийской технологической платформой полномочиями по инициированию разработки программы (проекта). В качестве инициатора может также выступать правительство государства-члена или уполномоченный им орган государственной власти;

      "исполнители" - юридические лица, привлекаемые для участия в реализации программы (проекта) в соответствии с гражданско- правовыми договорами, заключенными с участниками евразийских технологических платформ, являющимися участниками программы (проекта), национальным заказчиком-координатором или национальными заказчиками;

      "национальные заказчики" - органы государственной власти государств-членов, участвующие в разработке, реализации программы (проекта) и контроле за ходом выполняемых на территории государства-члена мероприятий и (или) работ в рамках программы (проекта);

      "национальный заказчик-координатор" - один из национальных заказчиков, координирующий деятельность других национальных заказчиков от государства-члена при разработке и реализации программы (проекта);

      "ответственный исполнитель" - юридическое лицо, координирующее деятельность исполнителей и привлекаемое для обеспечения реализации программы (проекта) в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным с участником евразийской технологической платформы, являющимся участником программы (проекта), или национальным заказчиком-координатором;

      "ответственный по программе (проекту)" - один из национальных заказчиков-координаторов или участник евразийской технологической платформы, осуществляющий координацию деятельности по разработке и реализации программы (проекта) в соответствии с решением Совета Комиссии;

      "участники программы (проекта)" - участники евразийских технологических платформ и национальные заказчики, обеспечивающие разработку программы (проекта) и участвующие в финансировании ее реализации.

      4. Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления подпрограмм и (или) проектов (организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и др.), реализуемых в целях обеспечения эффективного решения поставленных задач в области инновационного и промышленного развития государств- членов. Программа может включать в себя несколько подпрограмм и (или) проектов.

      Программа может представлять собой совокупность частей (сегментов) государственных программ, которые реализуются государствами-членами в соответствующих отраслях промышленности, порядок разработки, реализации, финансирования и контроля за выполнением которых устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.

      Подпрограмма разрабатывается инициатором разработки программы (проекта) для решения конкретной задачи программы и представляет собой комплекс мероприятий и (или) работ, направленных на достижение установленных целевых индикаторов (показателей).

      Проект разрабатывается инициатором разработки программы (проекта) для решения узкоспециализированной отраслевой проблемы и представляет собой комплекс мероприятий и (или) работ. Проект может реализовываться как в рамках программы (подпрограммы), так и вне зависимости от выполнения программ (подпрограмм).

II. Требования к программе (проекту)

      5. В состав участников программы (проекта) должны входить участники не менее чем от 2 государств-членов. Программа разрабатывается на период, необходимый для достижения поставленных в ней целей, но не более чем на 5 лет, подпрограмма или проект - не более чем на 3 года.

      6. Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию программы.

      7. Программа (проект) должна соответствовать:

      а) целям координации межгосударственных и (или) межотраслевых связей и обеспечения взаимодействия технологически сопряженных отраслей и отдельных предприятий, углубления кооперационных связей, создания оптимальных условий для развития промышленного производства;

      б) принципиальной новизне и перспективности технических, организационных и иных решений, необходимых для широкого распространения инноваций и повышения конкурентоспособности промышленной продукции.

      8. Реализация программы (проекта) осуществляется в соответствии со следующими этапами:

      а) инициация, рассмотрение и одобрение предложения о разработке программы (проекта), содержащего информацию о ее предполагаемых участниках и об ответственном по программе (проекту). В случае участия в программе (проекте) правительств

      государств-членов и (или) уполномоченных ими органов государственной власти предложение должно также содержать информацию о предполагаемых национальных заказчиках и национальных заказчиках-координаторах;

      б) разработка программы (проекта), включающей в себя информацию об участниках программы (проекта) и ответственном по программе (проекту), а в случае участия в программе (проекте) правительств государств-членов и (или) уполномоченных ими органов государственной власти - предложения о национальных заказчиках и национальных заказчиках-координаторах;

      в) согласование программы (проекта);

      г) одобрение программы (проекта) и принятие решения о ее реализации;

      д) реализация программы (проекта) и контроль за ее выполнением.

III. Инициация разработки программы (проекта)

      9. Инициатор разработки программы (проекта) направляет в Комиссию предложение о разработке программы (проекта), которое должно содержать:

      а) предполагаемое наименование программы (проекта);

      б) определение проблемы, обоснование целесообразности разработки программы (проекта), характеристику и прогноз развития ситуации в рассматриваемой сфере;

      в) цели и задачи программы (проекта), а также перечень возможных подпрограмм (проектов) и мероприятий, необходимых для их реализации;

      г) предварительную оценку эффективности реализации программы (проекта), внедрения результатов и инновационных разработок;

      д) предполагаемые объем и источники финансирования, сроки разработки и реализации программы (проекта);

      е) технико-экономическое обоснование инвестиций, необходимых для реализации программы (проекта);

      ж) информацию об инициаторе разработки программы (проекта), предполагаемых участниках программы (проекта) и ответственном по программе (проекту).

      10. Структурное подразделение Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, в течение месяца со дня поступления предложения о разработке программы (проекта) рассматривает указанное предложение и в случае, если оно соответствует требованиям, указанным в пункте 9 настоящего Положения, направляет указанное предложение в правительства государств-членов для рассмотрения.

      Комиссия информирует инициатора разработки программы (проекта) о результатах рассмотрения указанного предложения.

      11. Государства-члены по результатам рассмотрения предложения о разработке программы (проекта) не позднее 3 месяцев со дня его направления Комиссией информируют Комиссию о возможности и предполагаемых условиях участия в программе (проекте) (включая сведения о предполагаемых участниках программы (проекта) и национальных заказчиках), вносят предложения по его корректировке или информируют Комиссию о своей незаинтересованности в разработке и реализации программы (проекта).

      12. Структурное подразделение Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, по мере поступления от государств-членов предложений, указанных в пункте 11 настоящего Положения, направляет их инициатору разработки программы (проекта).

      Инициатор разработки программы (проекта) после получения предложений от государств-членов о возможности и предполагаемых условиях участия в программе (проекте) (включая сведения о предполагаемых участниках программы (проекта) и национальных заказчиках) дорабатывает свое предложение о разработке программы (проекта) и направляет его в Комиссию.

      13. Комиссия в установленном порядке вносит предложение о разработке программы (проекта) на рассмотрение Совета Комиссии.

      14. Совет Комиссии принимает решение об одобрении, отклонении или необходимости доработки предложения о разработке программы (проекта).

IV. Разработка программы (проекта)

      15. Разработку программы (проекта) организует ответственный по программе (проекту). В случае участия в программе (проекте) правительств государств-членов или уполномоченных ими органов государственной власти ответственный по программе (проекту) осуществляет ее согласование с национальными заказчиками- координаторами и национальными заказчиками.

      Расходы на разработку программы (проекта) несет инициатор разработки программы (проекта) и (или) ответственный по программе (проекту) за счет собственных и (или) привлеченных средств. Другие участники программы (проекта) несут расходы на ее разработку самостоятельно.

      16. Программа (проект) должна включать в себя следующие разделы:

      а) содержание проблемы, обоснование актуальности и целесообразности разработки и реализации программы (проекта) для решения определенной проблемы;

      б) цели, задачи, сроки и этапы реализации программы (проекта);

      в) целевые индикаторы (показатели) оценки достижения целей и решения задач программы (проекта);

      г) финансовое обеспечение (порядок финансирования, а также ресурсное обеспечение с указанием мероприятий, источников и объемов их финансирования по годам реализации программы (проекта));

      д) управление реализацией программы (проекта), а также механизм контроля за ее выполнением;

      е) ожидаемые результаты реализации программы (проекта);

      ж) методика оценки эффективности реализации программы (проекта);

      з) оценка социально-экономических, экологических и иных последствий реализации программы (проекта);

      и) технико-экономическое обоснование инвестиций, необходимых для реализации программы (проекта);

      к) принципы и порядок распределения собственности, в том числе интеллектуальной, созданной в результате реализации программы (проекта);

      л) перечень подпрограмм, проектов и мероприятий с указанием сроков их реализации, участников программы (проекта). В случае участия в программе (проекте) правительств государств-членов и (или) уполномоченных ими органов государственной власти указываются национальные заказчики и национальные заказчики-координаторы;

      м) паспорт программы.

      17. Целевые индикаторы, характеризующие достижение целей, и целевые показатели, характеризующие решение каждой из поставленных задач программы (проекта), отражают количественные критерии оценки достижения целей (решения задач) программы (проекта) в целом, а также оценки полноты выполнения отдельных мероприятий, измеряющие требуемые характеристики для каждого конкретного случая. Целевые индикаторы (показатели) должны соответствовать требованиям точности, достоверности, однозначности и быть сформулированы так, чтобы их наименования в полной мере отражали их содержание.

      18. Паспорт программы (проекта) содержит наименование программы (проекта), информацию о сроках реализации, целях и задачах, перечень подпрограмм, проектов, мероприятий, основные целевые индикаторы (показатели) реализации программы (проекта), информацию об ответственном по программе (проекту), участниках программы (проекта). Паспорт программы (проекта) может содержать другую информацию, которую необходимо указать по мнению участников программы (проекта).

      19. К проекту программы (проекта) прилагаются: пояснительная записка с социально-экономическим обоснованием и технико-экономическим обоснованием инвестиций, необходимых для реализации программы (проекта), а также с соответствующими расчетами и обоснованиями объемов финансирования мероприятий программы (проекта);

      документы, подтверждающие одобрение предложения о разработке программы (проекта) Советом Комиссии;

      положительные результаты специализированных экспертиз (технических, экологических, медицинских и др.) в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого осуществляются мероприятия и работы в рамках реализации программы (проекта), требуется их проведение;

      копии гражданско-правовых договоров о финансировании разработки и реализации программы (проекта), заключенных между участниками программы (проекта);

      письма о намерениях, подтверждающие финансирование программы (проекта) из внебюджетных источников (при необходимости);

      экспертное заключение профильной евразийской технологической платформы (при наличии);

      бизнес-планы проектов инновационного и производственного характера, включенных в программу.

      Мероприятия программы (проекта) и очередность их проведения должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами финансирования (на весь период реализации программы (проекта)).

      20. Ответственный по программе (проекту) направляет в Комиссию согласованный с национальными заказчиками-координаторами и национальными заказчиками проект программы (проекта).

IV. Согласование программы (проекта)

      21. Комиссия направляет проект программы (проекта) в правительства государств-членов для рассмотрения заинтересованными органами государственной власти.

      22. С учетом замечаний и предложений, поступивших от государств-членов, ответственный по программе (проекту) организует доработку программы (проекта) и проведение дополнительных специализированных экспертиз в случае, если их проведение предусмотрено законодательством государств-членов.

      Комиссия направляет доработанный проект программы (проекта) в правительства государств-членов на согласование.

VI. Одобрение программы (проекта)

      23. Комиссия в установленном порядке вносит согласованный государствами-членами проект программы (проекта) на рассмотрение Евразийского межправительственного совета.

      24. Евразийский межправительственный совет принимает решение об одобрении программы (проекта).

VII. Реализация программы (проекта) и контроль за ее выполнением

      25. Ответственный по программе (проекту) и национальные заказчики-координаторы формируют перечень исполнителей в соответствии с законодательством государств-членов.

      Реализация программы (проекта) осуществляется на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых в установленном законодательством государств-членов порядке ответственным по программе (проекту), участниками программы (проекта), национальными заказчиками и (или) национальными заказчиками- координаторами с исполнителями. Указанные договоры определяют права и обязанности сторон и регулируют их отношения.

      26. В рамках реализации программы (проекта) ответственный по программе (проекту) ежегодно, до 1 апреля, направляет в Комиссию отчет о результатах реализации программы (проекта) за предыдущий год. Указанный отчет должен содержать:

      а) сведения о результатах реализации программы (проекта) за отчетный год;

      б) сведения об источниках и объемах финансирования программы (проекта) в отчетном периоде с разбивкой по подпрограммам и мероприятиям, а также данные о целевом использовании средств, выделенных на финансирование программы (проекта), причинах неполного освоения финансовых средств в отчетном году, выводы и предложения о направлениях использования в следующем году образовавшихся в отчетном году остатков финансовых средств;

      в) сведения о степени достижения значений целевых индикаторов (показателей), соответствии фактических расходов утвержденным расходам, наличии незавершенных работ, их объемах и состоянии;

      г) сведения о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и о внедрении разработок;

      д) сведения о внедрении и эффективности инновационных разработок;

      е) оценку эффективности реализации программы (проекта) в соответствии с определенной в программе (проекте) методикой, включая расчеты;

      ж) оценку социально-экономических, экологических и иных последствий реализации программы (проекта);

      з) предложения по внесению изменений в программу (проект) (при необходимости).

      27. Контроль за выполнением программы (проекта) осуществляется в порядке, установленном программой (проектом), в соответствии со следующими этапами:

      а) исполнители представляют ответственному исполнителю годовой отчет о выполнении, выполнении не в полном объеме или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы (проекта) и сведения о достижении или недостижении целевых индикаторов (показателей) программы (проекта);

      б) ответственные исполнители составляют и направляют соответствующему национальному заказчику годовой отчет о выполнении, выполнении не в полном объеме или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы (проекта) и сведения о достижении или недостижении целевых индикаторов (показателей) программы (проекта);

      в) национальные заказчики составляют и направляют ответственному по программе (проекту) годовой отчет о выполнении, выполнении не в полном объеме или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы (проекта) и сведения о достижении или недостижении целевых индикаторов (показателей) программы (проекта).

      28. В случае если в установленный срок программа (проект) не может быть реализована в связи с невыполнением одним или несколькими участниками программы (проекта) своих обязательств по финансовому обеспечению реализации программы (проекта), в целях выработки соответствующих предложений Комиссия создает рабочую группу из представителей заинтересованных органов государственной власти государств-членов, должностных лиц и сотрудников Комиссии и участников программы (проекта).

      Рабочая группа на основании информации о причинах и обстоятельствах невыполнения участником программы (проекта) своих обязательств направляет в Комиссию предложения о корректировке программы (проекта). Комиссия в установленном порядке вносит указанные предложения на рассмотрение Евразийского межправительственного совета.

      29. При необходимости ответственный по программе (проекту) не позднее III квартала текущего года вносит в Комиссию предложение о внесении в программу (проект) изменений или о продлении срока ее реализации.

      Обоснование продления срока реализации программы (проекта) должно включать в себя сведения о результатах ее реализации за отчетный период, анализ причин, по которым программа (проект), отдельные подпрограмма и (или) мероприятие не были реализованы в установленный срок, а также подтверждение актуальности нерешенных проблем и информацию об источниках и объемах финансирования реализации программы (проекта). Решение о продлении принимается Евразийским межправительственным советом.

      30. Комиссия по согласованию с государствами-членами рассматривает предложения о целесообразности продления срока реализации или о внесении в программу (проект) изменений и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Евразийского межправительственного совета.

      Срок реализации программы может продлеваться не более чем на 3 года, подпрограммы или проекта - не более чем на 1 год.

      31. По результатам выполнения всех мероприятий программы ответственный по программе (проекту) готовит отчет о ее реализации, согласовывает его с правительствами государств-членов и направляет в Комиссию. Комиссия в установленном порядке вносит указанный отчет на рассмотрение Евразийского межправительственного совета.

VIII. Финансирование реализации программы (проекта)

      32. Реализация программы (проекта) обеспечивается финансовыми ресурсами.

      33. Финансирование реализации программ (проектов) может осуществляться участниками программы (проекта) за счет бюджетных средств государств-членов и (или) внебюджетных средств. Порядок финансирования реализации программы (проекта) определяется в программе (проекте).

      При финансировании реализации программы (проекта) за счет бюджетных средств государств-членов каждое государство-член обеспечивает финансирование части программы (проекта) в рамках реализации государственных программ в соответствии со своим законодательством.

      34. В случае если участниками программы (проекта) являются участники евразийских технологических платформ, источниками финансирования реализации программы (проекта) могут быть внебюджетные средства (включая взносы организаций государственного и негосударственного секторов экономики). Внебюджетными средствами могут быть средства, предусмотренные частным партнером для реализации проектов государственно-частного партнерства, собственные средства организаций, кредиты банков, средства инвесторов, заинтересованных в реализации программы (проекта) или отдельных мероприятий программы (проекта) и др.

      35. При участии в программе (проекте) правительств государств- членов и (или) уполномоченных ими органов государственной власти источниками финансирования реализации программы (проекта) наряду с источниками, указанными в пункте 34 настоящего Положения, могут быть средства бюджетов государств-членов, предусмотренные на полное или частичное финансирование национальных частей совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий в рамках государственных программ, инструменты государственной поддержки в соответствии с законодательством государств-членов.

      36. Валюта, в которой будет осуществляться финансирование реализации мероприятий программы (проекта), определяется в программе (проекте).

      37. Программы (проекты), финансируемые в рамках государственных программ, должны утверждаться до рассмотрения проектов бюджетов государств-членов на год, в котором эти программы будут финансироваться.

IX. Распределение прав на собственность

      38. Вопросы распределения собственности, созданной в результате реализации программы (проекта), авторских прав на изобретения, результаты разработок и вопросы их внедрения регулируются соответствующим разделом программы (проекта) и отдельным гражданско-правовым договором между участниками программы (проекта).