О внесении изменений и дополнений в Регламент Парламента Республики Казахстан

Постановление Парламента Республики Казахстан от 19 декабря 2022 года № 19-VII ПРК

Действующий

      В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" Парламент Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Принять изменения и дополнения в Регламент Парламента Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года, предложенные совместной комиссией Палат Парламента Республики Казахстан по Регламенту Парламента Республики Казахстан, образованной постановлением Парламента Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года.

      2. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2023 года.

      Председатель Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Е. КОШАНОВ

 
  Приняты
Постановлением Парламента
Республики Казахстан
от 19 декабря 2022 года
№ 19-VII ПРК

Изменения и дополнения в
Регламент Парламента Республики Казахстан

      1) в пункте 8:

      часть третью изложить в следующей редакции:

      "Законопроекты, приоритетность рассмотрения которых определена Президентом Республики, должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.";

      дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "Срок рассмотрения указанных проектов законов в Мажилисе Парламента не должен превышать сорока календарных дней.";

      2) пункт 9 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Руководителям фракций политических партий, а в случае их отсутствия либо по их уполномочию представителям фракций политических партий, для изложения позиции фракции по обсуждаемому вопросу гарантируется право выступления и при необходимости предоставляется дополнительное время в пределах пяти минут.";

      3) в части второй пункта 12 слова "Государственный секретарь" заменить словами "Государственный советник";

      4) в пункте 18:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "Пункт 18. Акты Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики.";

      часть вторую исключить;

      5) пункт 19 дополнить словами ", если иное не предусмотрено Конституцией Республики";

      6) часть пятую пункта 21 дополнить словами "и публикуются на официальном сайте Парламента Республики Казахстан";

      7) дополнить главами 4-1, 4-2 и 4-3 следующего содержания:

      "Глава 4-1. Принятие конституционных законов

      Пункт 32-2. Конституционные законы принимаются Парламентом на совместном заседании Палат.

      Пункт 32-3. Проведение не менее двух чтений по проектам конституционных законов обязательно.

      Пункт 32-4. Проект конституционного закона принимается к рассмотрению Мажилисом и не более чем в двухдневный срок направляется для работы в Сенат.

      При этом Аппарат Мажилиса направляет в Аппарат Сената проект конституционного закона в редакции инициатора с приложениями, предоставляемыми им согласно Регламента Мажилиса.

      Пункт 32-5. Каждая из Палат на своем заседании до проведения совместного заседания Палат Парламента определяет кандидатуры в состав совместной комиссии и содокладчика от Палаты.

      Пункт 32-6. Председатель Мажилиса для рассмотрения проекта конституционного закона в первом чтении созывает совместное заседание Палат Парламента, на котором предоставляет слово для доклада инициатору проекта конституционного закона или его представителю, содокладчикам от Палат, а затем депутатам в порядке установленной очередности.

      В первом чтении проект конституционного закона обсуждается концептуально.

      По результатам обсуждения Парламент принимает постановление об одобрении в первом чтении внесенного проекта конституционного закона и подготовке его ко второму чтению или его отклонении.

      Решение принимается путем голосования большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

      Пункт 32-7. При необходимости, для подготовки проекта конституционного закона ко второму чтению образуется совместная комиссия в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, избирается ее председатель, а также определяются сроки ее работы.

      Совместная комиссия рассматривает и обобщает замечания и предложения постоянных комитетов и депутатов Палат Парламента по проекту конституционного закона с привлечением (при необходимости) представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов и ученых.

      Пункт 32-8. При рассмотрении проекта конституционного закона во втором чтении, в случае образования совместной комиссии, выступает ее председатель с предложениями совместной комиссии. Обсуждению подлежат только те замечания и предложения, которые были внесены депутатами и комитетами Палат Парламента в письменном виде в совместную комиссию.

      Депутат либо комитет Палаты Парламента, чье предложение было отклонено совместной комиссией, вправе выступить на совместном заседании Палат Парламента с просьбой поставить свое предложение на голосование.

      Пункт 32-9. По итогам голосования в окончательном чтении Парламент большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает конституционный закон либо отклоняет его.

      Пункт 32-10. Принятый конституционный закон в течение десяти календарных дней представляется Сенатом на подпись Президенту Республики.

      Глава 4-2. Немедленное рассмотрение законопроектов Правительства

      Пункт 32-11. Законопроект, внесенный в порядке законодательной инициативы Правительства Республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, принимается Мажилисом к рассмотрению. Председатель Мажилиса созывает совместное заседание Палат Парламента не позднее следующего, за днем принятия законопроекта, рабочего дня.

      Пункт 32-12. На совместном заседании Председатель Мажилиса предоставляет слово инициатору проекта закона или его представителю, а затем депутатам в порядке установленной очередности для вопросов, а также выступлений в прениях.

      Пункт 32-13. В случае необходимости может быть образована совместная комиссия в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

      Пункт 32-14. Проект закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Проект конституционного закона принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Проведение не менее двух чтений по проектам конституционных законов обязательно.

      В случае, если голосованием не набрано установленное количество голосов, проект закона или проект конституционного закона считается отклоненным.

      Глава 4-3. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики по конституционным законам

      Пункт 32-15. Повторное обсуждение и голосование по конституционным законам или статьям конституционного закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводится Парламентом в месячный срок со дня направления возражений на совместном заседании Палат.

      Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      Пункт 32-16. Председатель Мажилиса созывает совместное заседание Палат Парламента, на котором слово предоставляется представителю Президента, затем депутатам каждой из Палат в порядке очередности.

      Пункт 32-17. В ходе рассмотрения возражений Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию конституционного закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.

      Пункт 32-18. Если Парламент большинством в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеет возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает конституционный закон. Если возражения Президента не преодолены, конституционный закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.";

      8) заголовок главы 6 изложить в следующей редакции:

      "Глава 6. Порядок утверждения отчетов Правительства и Высшей аудиторской палаты";

      9) в пункте 39 слова "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      10) в пункте 40 слова "Счетного комитета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      11) дополнить главой 6-1 следующего содержания:

      "Глава 6-1. Заслушивание Парламентом доклада Премьер-Министра

      Пункт 43-1. Премьер-Министр докладывает Парламенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях на совместном заседании Палат Парламента. Депутаты вправе задавать вопросы и выступать в прениях.

      По итогам заслушивания доклада Премьер-Министра Парламент принимает постановление о принятии доклада к сведению.";

      12) главу 8 исключить;

      13) заголовок главы 14 изложить в следующей редакции:

      "Глава 14. Заслушивание ежегодных посланий Конституционного Суда";

      14) пункт 68 исключить;

      15) в пункте 69 слова "Конституционного Совета Республики" заменить словами "Конституционного Суда";

      16) главу 14-1 исключить;

      17) пункт 71 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 71. Законопроект, принятый Мажилисом к рассмотрению, рассматривается в соответствии с Регламентом Мажилиса.

      Текст законопроекта, принятого Мажилисом к рассмотрению, направляется депутатам Сената для ознакомления в течение двух календарных дней.";

      18) пункт 73 исключить;

      19) пункт 74 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 74. Закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат в течение десяти календарных дней со дня его принятия.

      При этом Мажилис направляет в Сенат сопроводительным письмом следующие материалы:

      1) постановление Мажилиса о принятии закона;

      2) закон, принятый Мажилисом;

      3) стенограмму заседания Мажилиса;

      4) сравнительную таблицу прежней и новой редакции правовых норм;

      5) полученные от Правительства заключения по поправкам, внесенным депутатами Мажилиса в проект закона и предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.

      Материалы, перечисленные в части второй настоящего пункта, представляются на казахском и русском языках на бумажном и электронном носителях.

      При направлении закона, принятого Мажилисом о ратификации или денонсации международного договора, вместе с ним представляется заверенная соответствующим уполномоченным органом копия международного договора и приложения к нему.

      В случае ратификации или денонсации международного договора, текст которого не подписывался на казахском и (или) русском языках, к закону прилагается заверенный соответствующим уполномоченным органом аутентичный его перевод на указанные языки.

      При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.

      Закон, принятый Мажилисом, рассматривается в Сенате не более шестидесяти календарных дней со дня регистрации в Аппарате Сената без учета времени между сессиями Парламента.

      Поступивший закон, принятый Мажилисом, Сенат рассматривает в соответствии с Регламентом Сената.";

      20) дополнить пунктом 74-1 следующего содержания:

      "Пункт 74-1. Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору.";

      21) пункты 75 и 75-1 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 75. Одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Сената закон в течение десяти календарных дней представляется Сенатом Президенту Республики на подпись.

      Пункт 75-1. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис в течение десяти календарных дней с момента принятия решения.

      При этом Сенат направляет в Мажилис сопроводительным письмом следующие материалы:

      1) постановление Сената о неодобрении закона в целом или отдельных его статей;

      2) мотивированное заключение при неодобрении закона в целом;

      3) сравнительную таблицу в случае предложения новой редакции отдельных статей закона;

      4) стенограмму пленарного заседания Сената.

      Материалы, перечисленные в части второй настоящего пункта, представляются на казахском и русском языках.

      Возвращенный закон рассматривается в Мажилисе в соответствии с Регламентом Мажилиса.";

      22) дополнить пунктом 75-2 следующего содержания:

      "Пункт 75-2. В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней со дня регистрации закона Аппаратом Сената не принял соответствующего решения, закон представляется Сенатом в течение десяти дней на подпись Президенту.";

      23) пункты 76-1, 76-2, 76-3 и 76-4 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 76-1. В случае, если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной Сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым Мажилисом в новой редакции и одобренным Сенатом и в течение десяти дней представляется Сенатом на подпись Президенту.

      Пункт 76-2. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

      Для преодоления возникших разногласий Мажилис и Сенат создают согласительную комиссию с участием равного количества депутатов от каждой Палаты. В работе согласительной комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса субъект права законодательной инициативы (уполномоченное им лицо).

      Избрание членов согласительной комиссии осуществляется Палатами самостоятельно большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

      Члены согласительной комиссии из своего состава избирают большинством голосов от общего числа членов комиссии председателя.

      Избрание председателя согласительной комиссии осуществляется членами комиссии на первом заседании с учетом очередности председательствования представителя Палаты на предыдущем заседании.

      В работе согласительной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Парламента, не являющиеся членами согласительной комиссии.

      Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решения согласительной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа его членов. В случае равного количества голосов "за" либо "против" голос председателя комиссии считается решающим.

      Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Сенатом и Мажилисом, стремясь выработать единый текст соответствующего закона.

      По результатам работы согласительная комиссия принимает постановление, содержащее предложения по преодолению разногласий, которое вносится на рассмотрение через Бюро Мажилиса на пленарное заседание Мажилиса.

      К постановлению согласительной комиссии прилагается сравнительная таблица статей закона, в которые были внесены изменения.

      Выработанная согласительной комиссией редакция закона подлежит рассмотрению Мажилисом и Сенатом в порядке, установленном регламентами соответственно Мажилиса и Сената.

      Пункт 76-3. В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции.

      Если при повторном голосовании Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.

      Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору.

      Пункт 76-4. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются Сенатом на подпись Президенту Республики.";

      24) пункт 76-5 исключить;

      25) пункт 78 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 78. Парламент на раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате обсуждает отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты.

      Мажилис Парламента обсуждает годовой отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета совместно с отчетом Высшей аудиторской палаты.

      Обсуждение данных вопросов включает доклады:

      уполномоченных Правительством Республики Казахстан лиц об исполнении республиканского бюджета и реализации основных направлений налогово-бюджетной политики в стране, принятых в прогнозе социально-экономического развития на соответствующий период;

      председателя Высшей аудиторской палаты;

      содоклад представителя головного комитета.

      Доклад каждого выступающего подлежит обсуждению в соответствии с Регламентом Мажилиса.

      По итогам обсуждения Мажилис принимает и направляет в Сенат постановление с указанием комитета, которому поручено подготовить содоклад по отчетам и депутата, которому поручено выступить на совместном заседании Палат Парламента от Мажилиса.

      После идентичной процедуры обсуждения в Сенате отчетов Правительства и Высшей аудиторской палаты Сенат принимает постановление, в котором указываются комитет Палаты, которому поручено подготовить содоклад по отчетам и депутат, которому поручено выступить на совместном заседании Палат Парламента от Сената, и направляет его в Мажилис.

      После обсуждения в Мажилисе и Сенате Парламента Республики Казахстан отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты утверждаются на совместном заседании Палат Парламента в порядке, установленном главой 6 настоящего Регламента.";

      26) пункты 78-3 и 78-4 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 78-3. Если Мажилис по итогам голосования не преодолеет возражения Президента, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты преодолеет возражения Президента, то закон с возражениями Президента считается принятым и передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

      Пункт 78-4. После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не преодолеет возражения Президента, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты преодолеет возражения Президента, то закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.";

      27) пункт 78-7 исключить;

      28) дополнить пунктом 91-1 следующего содержания:

      "Пункт 91-1. Обеспечение заседаний совместной комиссии осуществляется аппаратами Палат Парламента.";

      29) в части четвертой пункта 92 слова "Конституционного Совета" заменить словами "Конституционного Суда";

      30) в пункте 98:

      в части второй:

      слова "и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами ", членам Высшей аудиторской палаты, акимам областей, городов республиканского значения и столицы";

      после слов "обращенный к Генеральному Прокурору" дополнить словами "либо первым руководителям правоохранительных и специальных государственных органов";

      в части третьей слова "закрытом заседании Палат" заменить словами "закрытых заседаниях Парламента или его Палат";

      31) в части первой пункта 101 слова "поступления адресату" заменить словом "оглашения";

      32) пункт 103 изложить в следующей редакции:

      "Пункт 103. При необходимости по ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его соответствующей Палаты. Запрос и ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.";

      33) в пункте 104 слова "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      34) в пункте 106:

      в абзаце шестом слово "оратора" заменить словом "выступающего";

      дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

      "– в ходе парламентских дискуссий не комментировать выступления других депутатов и излагать собственную позицию;".