В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 25 августа 2010 года за № 6443, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 15 сентября 2010 года № 242 (26303)) следующие изменения и дополнения:
в Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных указанным приказом:
пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и учетной политикой.»;
абзац четвертый пункта 21 изложить в следующей редакции:
«мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по учету денежных средств на контрольных счетах наличности (далее - КСН) платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам, КСН местного самоуправления, КСН целевого финансирования форма 381 Альбома форм;»;
подпункт 2) пункта 25 изложить в следующей редакции:
«2) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу «Красное сторно». Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются мемориальными ордерами, в которых, помимо обычных реквизитов, делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным мемориальным ордером.»;
абзац третий пункта 32 изложить в следующей редакции:
«Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.»;
часть третью пункта 42 исключить;
абзац первый пункта 49 изложить в следующей редакции:
«49. Выявленные суммы недостач денежных средств в кассе государственного учреждения, отнесенные за счет виновных лиц, отражаются по дебету счета 1262 «Краткосрочная дебиторская задолженность по другим видам расчетов с работниками» и кредиту счета 1010 «Денежные средства в кассе».»;
дополнить пунктами 55-1 и 55-2 следующего содержания:
«55-1. На субсчете 1044 «КСН местного самоуправления» учитывается поступление и расходование денег для реализации функций местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о местном государственном управлении и самоуправлении.
Поступление денежных средств на КСН местного самоуправления отражается по дебету субсчета 1044 «КСН местного самоуправления» и кредиту счета 6080 «Прочие доходы от необменных операций».
55-2. На субсчете 1045 «КСН целевого финансирования» учитываются зачисленные бюджетные средства и их использование на проведение особых расходов (счет целевого финансирования).»;
пункт 57 изложить в следующей редакции:
«57. При покупке иностранной валюты дебетуется счет 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» и кредитуются соответствующие субсчета счетов 1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета», 1090 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета», 1040 «КСН для учета поступлений и расчетов» и 1030 «Расчетный счет». Поступление иностранной валюты на счет отражается записью: дебет счетов 1050 «Счет в иностранной валюте», 1030 «Расчетный счет» и кредит счетов 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» на сумму полученной иностранной валюты и 7140 «Прочие операционные расходы» на сумму комиссионного сбора.»;
пункты 62 и 63 изложить в следующей редакции:
«62. На субсчете 1072 «Денежные документы» учитываются банковский овердрафт и прочие денежные документы.
63. На субсчете 1073 «Денежные средства в пути» учитываются денежные средства, которые числятся в пути.
На данном счете также учитывается движение денежных средств, переведенных на финансирование расходов загранучреждений, но не поступивших на расчетный счет заграничных учреждений, а также перечисленных, но не поступивших денежных средств.
При поступлении на расчетный счет загранучреждения суммы, которая числилась в пути производится запись: дебет субсчета 1030 «Расчетный счет», кредит субсчета 1073 «Денежные средства в пути».»;
часть шестую пункта 74 изложить в следующей редакции:
«Учет кассовых операций в государственных учреждениях ведется в кассовой книге форма КО-4 или форма 440 Альбома форм, если в государственном учреждении имеются денежные операции по бюджетному счету, по КСН платных услуг, по КСН спонсорской, благотворительной помощи, по КСН временного размещения денег, по КСН местного самоуправления, по КСН целевого финансирования.»;
дополнить пунктом 78-1 следующего содержания:
«78-1. Учет операций по движению денежных средств по субсчету 1044 «КСН местного самоуправления» ведется в накопительной ведомости по форме 381 Альбома форм (мемориальный ордер 3) на основании форм 5-20 «Выписка с контрольного счета наличности», 5-15 «Ежедневная выписка по проведенным платежам государственного учреждения» и приложенным к ним документам. Для аналитического учета по субсчету 1044 «КСН местного самоуправления» используется форма 434-м/с Альбома форм.»;
пункт 82 изложить в следующей редакции:
«82. Аналитический учет по субсчету 1071 «Аккредитивы» ведется по каждому открытому аккредитиву на карточках формы 292-а Альбома форм (в книге формы 292 Альбома форм).
Аналитический учет денежных документов по каждому виду ведется на карточках формы 292-а Альбома форм (в книге формы 292 Альбома форм).»;
пункт 88 изложить в следующей редакции:
«88. При перечислении денежных средств, выделенных администратору бюджетных программ на основании решения Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора, администратор бюджетных программ производит запись по дебету счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредиту соответствующего субсчета счетов 1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета», 1090 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета.»;
дополнить пунктом 88-1 следующего содержания:
«88-1. Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом.
При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий) по балансовой стоимости администратором бюджетных программ производятся записи:
дебет счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»;
на сумму накопленной амортизации:
дебет субсчета 2391 «Накопленная амортизация основных средств» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»;
одновременно: на списание суммы финансирования капитальных вложений по выбывшим основным средствам:
дебет субсчета 5011 «Финансирование капитальных вложений» и кредит счета 6020 «Доходы от финансирования капитальных вложений».
При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ администратором бюджетных программ по результатам оценки передаваемых основных средств, произведенных оценщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, производятся записи.
Переоценка (дооценка) основных средств:
дебет счета 2300 «Основные средства» и кредит субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств»;
на сумму корректировки накопленной амортизации:
дебет субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств» и кредит счета 2391 «Накопленная амортизация основных средств».
Передача основных средств:
дебет счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»;
на сумму накопленной амортизации:
дебет субсчета 2391 «Накопленная амортизация основных средств» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»;
одновременно: на списание суммы финансирования капитальных вложений по выбывшим основным средствам:
дебет субсчета 5011 «Финансирование капитальных вложений» и кредит счета 6020 «Доходы от финансирования капитальных вложений»;
списание резерва по переоценке основных средств:
дебет субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств» и кредит счета 5220 «Финансовый результат предыдущих лет».»;
пункт 119 изложить в следующей редакции:
«119. На субсчетах счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность по бюджетным выплатам» отражаются расчеты по выплатам трансфертов и субсидий юридическим лицам, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам и трансфертов физическим лицам, а также расчеты по выплате пенсий и пособий.
Вышеуказанные трансферты физическим лицам осуществляются государственными учреждениями в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
На субсчете 3111 «Краткосрочная кредиторская задолженность по трансфертам физическим лицам» отражаются расчеты с физическими лицами:
по социальным выплатам и социальной помощи;
по возмещению ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
по единовременным выплатам родителям, усыновителям, опекунам погибших, умерших военнослужащих;
по денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выплачиваемого военнослужащим срочной службы, курсантам военных (специальных) учебных заведений при убытии в отпуск;
денежная компенсация военнослужащим на оплату расходов по содержанию жилища и коммунальных услуг,
по другим трансфертам физическим лицам.
В соответствии с перечнем должностей лиц, имеющих право на получение денежной компенсации на оплату расходов по содержанию жилища и коммунальных услуг в размере, установленном Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на соответствующий год, государственные учреждения производят начисление суммы компенсации. На суммы начисленной компенсации по расчетно-платежной ведомости производится запись: дебет счета 7140 «Прочие операционные расходы» и кредит субсчета 3111 «Краткосрочная кредиторская задолженность по трансфертам физическим лицам», при выплате компенсации – дебет субсчета 3111 «Краткосрочная кредиторская задолженность по трансфертам физическим лицам» и кредит субсчета 1081 «Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования».
Администратор бюджетной программы поступление финансирования по трансфертам физическим лицам на социальные выплаты и социальную помощь отражает: дебет субсчета 1084 «Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам», 1093 «Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам» и кредит счета 6030 «Доходы по трансфертам»;
начисление трансфертов физическим лицам на социальные выплаты и социальную помощь: дебет субсчета 7210 «Расходы по трансфертам» и кредит субсчета 3111 «Краткосрочная кредиторская задолженность по трансфертам физическим лицам».
Перечисление трансфертов физическим лицам на социальные выплаты и социальную помощь: дебет субсчета 3111 «Краткосрочная кредиторская задолженность по трансфертам физическим лицам» и кредит субсчетов 1084 «Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам», 1093 «Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам».»;
дополнить пунктом 121-1 следующего содержания:
«121-1. При возврате в бюджет неиспользованных сумм трансфертов прошлых лет администратор бюджетных программ вышестоящего бюджета производит запись: дебет счета 7120 «Расходы по расчетам с бюджетом» и кредит субсчета 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям», и одновременно: дебет счета 3133 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям» и кредит субсчетов 1212 «Краткосрочная дебиторская задолженность по целевым текущим трансфертам», 1213 «Краткосрочная дебиторская задолженность по целевым трансфертам на развитие».»;
часть вторую пункта 123 изложить в следующей редакции:
«Средства, перечисленные юридическому лицу, осуществляющему деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, учитываются по дебету субсчета 1216 «Краткосрочная дебиторская задолженность по выплате пенсий и пособий» и кредиту субсчета 1081 «Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования». Произведенные расходы по выплате пенсий и государственных социальных пособий учитываются по дебету счета 7220 «Расходы по выплатам пенсий и пособий» и кредиту субсчета 1216 «Краткосрочная дебиторская задолженность по выплате пенсий и пособий».»;
дополнить пунктом 124-1 следующего содержания:
«124-1. Администратор бюджетных программ осуществление операций по безвозмездному финансированию государственных предприятий для приобретения долгосрочных активов и затрат капитального характера отражает следующими корреспонденциями счетов:
при перечислении денежных средств: дебет счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» и кредит субсчета 1081 «Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования», 1091 «Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования»;
при получении от государственных предприятий соответствующих подтверждающих документов по целевому использованию денежных средств: дебет счета 7140 «Прочие операционные расходы» и кредит счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».»;
дополнить пунктом 157-1 следующего содержания:
«157-1. Начисление жилищных выплат, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях, отражается по дебету счета 7140 «Прочие операционные расходы» и кредиту субсчета 3273 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».
При перечислении жилищных выплат на специальный счет работника производится запись: дебет субсчета 3273 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» и кредит счета 1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета».
Возврат жилищных выплат, ошибочно перечисленных на лицевой счет работника, отражается по дебету счета 1080 «Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета» и кредиту субсчета 3273 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».»;
пункт 161 изложить в следующей редакции:
«161. Аналитический учет по дебиторской и кредиторской задолженности ведется в учетных регистрах (в книгах, на многографных карточках, накопительных ведомостях и других учетных регистрах) по каждому виду на карточках формы 292-а Альбома форм.»;
пункт 166 изложить в следующей редакции:
«166. Книга форма 294 Альбома форм предназначена для учета плановых назначений и расходов.»;
часть вторую пункта 186 изложить в следующей редакции:
«В государственных учреждениях с незначительным количеством подотчетных лиц аналитический учет расчетов ведется по каждому подотчетному лицу на карточках формы 292-а Альбома форм.»;
пункт 192 изложить в следующей редакции:
«192. Аналитический учет расчетов с персоналом ведется на карточках формы 292-а Альбома форм.»;
часть первую пункта 201 изложить в следующей редакции:
«201. Запасы, кроме привеса и приплода молодняка, не относящегося к биологическим активам сельскохозяйственного назначения, отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из затрат их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку. Торговые скидки, возвраты платежей вычитаются при определении затрат на приобретение. Прочие затраты включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния.»;
часть третью пункта 224 изложить в следующей редакции:
«Выдача материалов со склада производится по документам, утвержденным руководителем государственного учреждения. Для выдачи материалов применяются следующие документы:
накладная на отпуск запасов на сторону формы 434-с Альбома форм применяется для отпуска запасов со склада на сторону. Накладная выписывается в двух экземплярах;
накладная на внутреннее перемещение запасов формы 434-з Альбома форм применяется при выдаче материалов со склада и при перемещении материалов внутри государственного учреждения. Накладная выписывается в двух экземплярах;
меню-требование формы 299 Альбома форм применяется для выдачи продуктов питания со склада. Меню-требование составляется ежедневно на основании норм раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся.»;
пункт 225 изложить в следующей редакции:
«225. Материалы и топливо выдаются в пределах установленного лимита по предъявлении получателем своего экземпляра заборной карты. Отпуск материалов сверх установленного лимита производится по накладной формы 434-з Альбома форм.
В тех случаях, когда выдача топлива со склада по накладной или заборной карте является невозможной, списание расхода топлива производится по актам обмера остатков. В случае недостачи топлива по акту обмера, в сравнении с установленными нормами расходования, руководитель государственного учреждения выявляет причины перерасхода и в надлежащих случаях принимает меры взыскания.
Путевой лист применяется для списания в расход горючих и смазочных материалов. Горючие и смазочные материалы списываются по фактическому расходу, но не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей.
Товарно-транспортная накладная формы 1-т Альбома форм применяется для перевозки грузов для нужд своего государственного учреждения на собственных автомобилях.
Талоны на горючие и смазочные материалы (субсчет 1315 «Топливо, ГСМ») выдаются водителю по распоряжению руководителя государственного учреждения. Повторная выдача талонов может производиться только после сдачи отчета заранее полученные.
Аналитический учет талонов и горюче-смазочных материалов по каждому виду ведется на карточках формы 292-а Альбома форм, учет бланков трудовых книжек в книге формы 449 Альбома форм.»;
абзац второй пункта 236 изложить в следующей редакции:
«удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;»;
пункт 239 изложить в следующей редакции:
«239. Крупные запасные части и резервное оборудование которые как ожидается, будут использованы в течение более чем одного года и которые могут использоваться только в связи с объектом основных средств, признаются и учитываются как основные средства.»;
абзац первый пункта 244 изложить в следующей редакции:
«244. Для учета основных средств, незавершенного строительства, резерва на переоценку основных средств государственного учреждения предназначены счета/субсчета:»;
часть первую пункта 258 изложить в следующей редакции:
«258. Амортизация не начисляется по нижеследующим основным средствам:
земле;
активам культурного наследия;
оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;
по рабочему скоту, буйволам, волам, многолетним насаждениям не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, не достигшим эксплуатационного возраста;
экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных государственных учреждениях);
библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;
вооружению и военной технике;
арттехвооружению;
активам, переведенным на консервацию.»;
пункт 265 изложить в следующей редакции:
«265. Сумма амортизации объектов основных средств с использованием установленных норм амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости (переоцененной стоимости – для переоцененных) основных средств на ежемесячную норму амортизации, определенную исходя из утвержденных годовых норм износа по долгосрочным активам государственных учреждений.
Начисление износа по основным средствам, не предусмотренным в Годовых нормах износа по долгосрочным активам государственных учреждений, следует производить по нормам износа на аналогичные основные средства (активы).»;
пункт 275 изложить в следующей редакции:
«275. Выбытие объектов основных средств может произойти разными способами (путем продажи, безвозмездной передачи, ликвидации).
Операции по приему, передаче, выбытию, списанию долгосрочного актива по субсчету 2411 «Незавершенное строительство» производятся аналогично операциям по основным средствам.
Выбытие основных средств осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом.
Государственное учреждение не должно самостоятельно реализовывать закрепленные за ним активы, приобретенные за счет средств, выделенных им по плану финансирования. Реализация активов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом.»;
в пункте 280:
часть первую изложить в следующей редакции:
«280. При поступлении активов в государственном учреждении для учета ввода объектов основных средств и незавершенного строительства, инвестиционной недвижимости в эксплуатацию и при их перемещении постоянно действующей комиссией составляется акт форма ОС-1 Альбома форм в двух экземплярах, на каждый отдельный объект или компонент объекта. Материально-ответственное лицо передает в бухгалтерскую службу оформленный акт с приложенной технической документацией для подписания главным бухгалтером и утверждения руководителем государственного учреждения или лицами, на это уполномоченными.»;
часть седьмую изложить в следующей редакции:
«При смене ответственного лица производится инвентаризация основных средств, находящихся на его хранении, о чем составляется приемо-сдаточный акт по форме ОС-1 Альбома форм «Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости», который утверждается руководителем государственного учреждения.»;
часть третью пункта 283 изложить в следующей редакции:
«Карточка форма ОС-6 Альбома форм предназначена для учета зданий, сооружений, передаточных средств, машин и оборудования, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, транспортных средств, активов культурного наследия, библиотечных фондов и прочих основных средств. Записи в ней производятся на основании первичных документов: актов приемки о вводе в эксплуатацию, технических паспортов заводов – изготовителей и других документов. В карточке указываются характерные признаки объектов (предметов): чертеж, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска (изготовления), дата и номер акта ввода в эксплуатацию. Кроме того, записывается краткая индивидуальная характеристика объекта (предмета). В тех случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники и другого оборудования имеются драгоценные металлы, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанная в паспорте. В инвентарных карточках учета основных средств и инвестиционной недвижимости формы ОС-6 Альбома форм записывается накопленная сумма амортизации в тенге, шифр годовой нормы износа, год и месяц, в котором последний раз начисляется износ, только по выбывшим долгосрочным активам.»;
пункт 286 изложить в следующей редакции:
«286. Комиссия устанавливает причины списания (износ, реконструкция, авария и другие причины списания), определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, производит их оценку и составляет акт на списание объектов основных средств. Списание пришедших в негодность основных средств, незавершенного строительства и инвестиционной недвижимости оформляется актами установленных форм: «Акт на списание 286. Комиссия устанавливает причины списания (износ, реконструкция, авария и другие причины списания), определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, производит их оценку и составляет акт на списание объектов основных средств. Списание пришедших в негодность основных средств, незавершенного строительства и инвестиционной недвижимости оформляется актами установленных форм: «Акт на списание основных средств, инвестиционной недвижимости» (форма ОС-3 Альбома форм), «Акт на списание автотранспортных средств» (форма ОС-4 Альбома форм), «Акт на списание с баланса инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря» (форма 443 Альбома форм), «Акт на списание из библиотеки литературы в государственных учреждениях» (форма 444 Альбома форм). Акт на списание основных средств, инвестиционной недвижимости утверждает руководитель государственного учреждения. Разборка и демонтаж объектов основных средств, незавершенного строительства и инвестиционной недвижимости до утверждения актов на списание не допускается. Списание имущества государственных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.
Материалы, полученные от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для хозяйственных нужд государственного учреждения, переквалифицируются в запасы и оформляются Актом об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже долгосрочных активов форма 429-р Альбома форм.
Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат сдаче в специализированные предприятия, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта другого оборудования, подлежат сдаче организациям, на которые возложен сбор такого сырья. Списанные с баланса детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, учитываются в соответствии с установленным порядком.»;
дополнить пунктом 360-1 следующего содержания:
«360-1. Операции по приему, передаче, выбытию, списанию долгосрочных активов по субсчету 2412 «Капитальные вложения в нематериальные активы» производятся аналогично операциям по нематериальным активам.»;
пункт 364 изложить в следующей редакции:
«364. Основанием для отметок о выбытии нематериальных активов при передаче другому государственному учреждению является «Акт приемки-передачи нематериальных активов».
Порядок списания нематериальных активов производится аналогично основным средствам. Для оформления списания нематериальных активов применяется «Акт на списание нематериальных активов» форма НОС-3 Альбома форм.»;
пункт 379 изложить в следующей редакции:
«379. В случаях, когда поставщиком возвращается платеж на код государственного учреждения или централизованной бухгалтерии, записи в книге «Журнал-главная» производятся без учета этих сумм. Аналитический учет доходов и расходов будущего периода ведется на карточках формы 292-а Альбома форм и в Ведомостях учета доходов и расходов будущих периодов по каждому виду (группе) расходов формы 460 и формы 461 Альбома форм.»;
пункт 431 изложить в следующей редакции:
«431. Учет расходов на командировки ведется в накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами формы 386 Альбома форм (мемориальный ордер 8).
В государственных учреждениях с незначительным количеством подотчетных лиц аналитический учет расчетов ведется по каждому подотчетному лицу на карточках формы 292-а Альбома форм.»;
пункт 433 изложить в следующей редакции:
«433. Учет остальных видов расходов ведется на многографных карточках формы 283 Альбома форм или на карточке формы 292-а Альбома форм.»;
пункт 440 изложить в следующей редакции:
«440. Аналитический учет производственных затрат ведется по каждому виду заготовок и переработок (пошив белья, заготовка топлива, переработка овощей, и другие виды заготовок и переработок) на карточках формы 292-а Альбома форм. По видам изделий, по спецификам затрат, на каждое наименование сельскохозяйственных культур или на каждую группу животных аналитический учет ведется на многографных карточках формы 283 Альбома форм. По растениеводству учитываются раздельно затраты полеводства, луговодства, садоводства, овощеводства. В случае необходимости учет ведется по отдельным культурам (зерно, овощи, картофель, фрукты и другие культуры). По животноводству учитываются отдельно затраты по крупному рогатому скоту, овцеводству, свиноводству, птицеводству.»;
пункт 476 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«Корректировка ошибок прошлых лет в текущем периоде осуществляется с применением счета 5220 «Финансовый результат предыдущих лет».»;
пункт 477 изложить в следующей редакции:
«477. Учет по субсчетам 5010 «Финансирование капитальных вложений» ведется на карточках формы 292-а Альбома форм.»;
дополнить разделом 28 следующего содержания:
«28. Порядок учета активов и обязательств по договорам концессии.
517. Принятие объектов концессии в государственную собственность осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях концедентом является Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими на заключение договора концессии государственные органы.
В рамках концессионного соглашения концессионером является заключившее договор концессии юридическое лицо и/или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
В бухгалтерском учете следует обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах учета поступления и выбытия концессионного актива, а также контроль за их сохранностью.
518. Концессионный актив в рамках концессионного соглашения предоставляется концессионером, который является существующим активом концессионера, либо строится, разрабатывается, приобретается концессионером или который является существующим или усовершенствованным существующим активом концедента.
519. Концедент должен признавать актив, предоставленный концессионером, и усовершенствованный существующий актив концедента как концессионный актив, если:
концедент контролирует или регулирует то, какие услуги должен предоставлять концессионер с помощью актива, кому он должен предоставлять их и по какой цене;
концедент контролирует – на правах собственности, правах использования с целью извлечения выгоды или на ином основании – любую значительную остаточную долю в активе в конце срока действия соглашения.
520. Для учета концессионного актива в государственных учреждениях применяются счета/субсчета подразделов 2300 «Основные средства», 2400 «Незавершенное строительство и капитальные вложения», 2700 «Нематериальные активы» с использованием дополнительной двухзначной нумерации для дополнительной аналитической информации, начиная нумерацию с 20 после установленных четырех знаков счета/субсчета с точкой. Например, сооружение, переданное по договору концессии, следует отражать на счете 2330.20 «Сооружения».
521. Концедент должен проводить первоначальную оценку концессионного актива по справедливой стоимости, за исключением случаев, когда существующий актив концедента реклассифицирован как концессионный актив.
В случае, когда существующий актив концедента передан в концессию, концедент должен реклассифицировать существующий актив как концессионный актив.
522. После первоначального признания или реклассификации концессионные активы должны учитываться аналогично основным средствам и/или нематериальным активам в соответствии с разделом 9 «Порядок учета основных средств» и/или разделом 12 «Порядок учета нематериальных активов» настоящих Правил.
523. При признании концедентом концессионного актива следует признавать обязательство. Концендент не признает обязательство, в случаях, когда существующий актив концедента реклассифицируется как концессионный актив.
524. Первоначальная оценка обязательства производится в той же сумме, на которую был оценен концессионный актив, скорректированную на сумму любого иного вознаграждения (например, денежных средств), предоставляемого концедентом концессионеру или концессионером концеденту.
525. Характер признаваемого обязательства зависит от характера вознаграждения, которым обмениваются концедент и концессионер. Характер вознаграждения, предоставленного концедентом концессионеру, определяется с учетом условий обязывающего соглашения и, в соответствующих случаях, договорного права.
526. В обмен на концессионный актив концедент может выплатить концессионеру возмещение за концессионный актив следующими способами в любом их сочетании:
осуществление платежей концессионеру (модель «финансового обязательства»);
выплата возмещения концессионеру другими способами (модель «предоставления права концессионеру»), в частности:
предоставление концессионеру права получать выручку от сторонних пользователей концессионного актива; или
предоставление концессионеру доступа к другому генерирующему доход активу для его использования концессионером.
527. Для обязательств по договорам концессии применяются две модели:
модель финансового обязательства;
модель предоставления права.
528. По модели финансового обязательства: когда концедент имеет безусловное обязательство осуществлять выплаты концессионеру денежными средствами или иным финансовым активом за строительство, разработку, приобретение или усовершенствование концессионного актива, концедент учитывает обязательство как финансовое обязательство.
529. Концедент распределяет производимые концессионеру платежи и учитывает их в соответствии с их экономическим содержанием как уменьшение обязательства, затраты по займам и как плату за услуги, предоставленные концессионером.
Затраты по займам и плата за услуги, предоставленные концессионером в рамках концессионных соглашений на предоставление услуг, должны учитываться как расходы.
530. Начисление амортизации основных средств осуществляется по дебету счета 7110 «Расходы по амортизации долгосрочных активов» и кредиту счета 2391 «Накопленная амортизация основных средств».
531. По договорам концессии по модели финансового обязательства, одновременно с начислением амортизации осуществляется списание финансирования капитальных вложений на приобретение долгосрочных активов на доходы от потребления финансирования капитальных вложений в сумме, исчисленной по норме амортизации группы, к которой относится данный актив. При этом осуществляется запись: дебет субсчета 5011 «Финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств» и кредит 6020 «Доходы от финансирования капитальных вложений».
532. По модели предоставление права: когда концедент не имеет безусловного обязательства осуществлять выплаты концессионеру денежными средствами или иным финансовым активом за строительство, разработку, приобретение или усовершенствование концессионного актива и предоставляет концессионеру право получать доход от сторонних пользователей или иного генерирующего доход актива, концедент учитывает обязательство как незаработанную часть дохода, возникшего в результате обмена активами между концедентом и концессионером.
Концедент должен признавать доход и уменьшать обязательство, признанное согласно экономической сущности концессионного соглашения на предоставление услуг. При этом производится запись: 4310 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 6220 «Прочие доходы от управления активами».
В случаях, если концедент производит оплату за строительство, разработку, приобретение или улучшение концессионного актива путем принятия финансового обязательства и частично путем предоставления права концессионеру, необходимо отдельно учитывать каждую часть совокупного обязательства.
Начисление амортизации основных средств по договорам концессии по модели предоставления права осуществляется по дебету счета 7110 «Расходы по амортизации долгосрочных активов» и кредиту счета 2391 «Накопленная амортизация основных средств».
533. Концедент должен учитывать другие обязательства, условные обязательства и условные активы, возникающие в связи с концессионным соглашением на оказание услуг, в соответствии с разделами 5 «Порядок учета финансовых инвестиций и финансовых обязательств» и 18 «Определение оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов» настоящих Правил.
534. Учет операций по договорам, не подпадающие под условия раздела 28 «Порядок учета активов и обязательств по договорам концессии» настоящих Правил, осуществляется исходя из условий договорных отношений в соответствии с другими разделами настоящих Правил.
535. При приемке–передаче построенного концессионером актива постоянно действующей комиссией государственного учреждения составляется «Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости» форма ОС-1 Альбома форм в 2-х экземплярах.
При приемке–передаче приобретенных концедентом или существующих активов концедента по договорам концессии постоянно действующей комиссией составляется «Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости» форма ОС-1 Альбома форм в 2-х экземплярах.
При приемке–передаче существующего актива концессионера или приобретенного концессионером по договорам концессии постоянно действующей комиссией государственного учреждения составляется «Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости» форма ОС-1 Альбома форм в 2-х экземплярах.
536. Аналитический учет движения концессионных активов ведется в «Инвентарной карточке учета основных средств, инвестиционной недвижимости в государственных учреждениях» форма ОС-6 Альбома форм.
Аналитический учет движения нематериальных активов ведется в «Инвентарной карточке учета нематериальных активов» форма НОС-6 Альбома форм.
Для оформления приемки-передачи объекта нематериальных активов применяется «Акт приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов» форма НОС-1 Альбома форм.
537. Списание с баланса концессионных активов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.».
2. Департаменту методологии бюджетных процедур Министерства финансов Республики Казахстан (Ерназарова З.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.
Министр Б. Жамишев