Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции модернизации системы государственного управления в Республике Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Указ Президента РЕспублики Казахстан О Концепции модернизации системы государственного
управления в Республике Казахстан
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» и дальнейшего совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию модернизации системы государственного управления в Республике Казахстан.
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" ______ 2011 года №__
Концепция модернизации системы государственного управления
в Республике Казахстан Содержание
1. Видение развития системы государственного управления в Республике Казахстан
2. Основные принципы и подходы развития системы государственного управления в Республике Казахстан
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация концепции
1. Видение развития
системы государственного управления в Республике Казахстан
...Высшими ценностями Республики
Казахстан являются человек, его
жизнь, права и свободы.
Статья 1 Конституции
Республики Казахстан.
Введение
Создание эффективной современной государственной службы и структуры государственного управления определено ключевой задачей в послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", в Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года (далее - Стратегический план - 2020).
В целях формирования эффективной системы государственного управления необходимо:
обеспечить формирование единой политики развития системы государственного управления;
обеспечить повышение профессионализма и эффективности деятельности государственного аппарата;
ориентировать деятельность государственных органов на предоставление качественных государственных услуг населению;
обеспечить прозрачность и открытость деятельности государственного аппарата.
Реализация Концепции модернизации системы государственного управления в Республике Казахстан (далее - Концепция) позволит провести единую, взвешенную политику в области совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан, направленную на повышение уровня удовлетворения потребностей общества, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
В настоящей Концепции анализируются итоги реформ государственного управления, проведенных в Казахстане с момента обретения независимости, в результате анализа текущей ситуации определены ключевые проблемы, обозначены основные направления модернизации системы государственного управления и механизм ее реализации.
Анализ текущей ситуации
Реформы государственного управления, проведенные в Казахстане с момента обретения независимости, можно условно разделить на следующие этапы.
На раннем этапе в период с 1991 по 1994 годы административная реформа осуществлялась в непростой ситуации. В тяжелом положении находилась экономика страны и, наряду с изменениями общественных и социально-экономических отношений, предстояло определить роль государства в целом и модель развития в долгосрочной перспективе. Казахстан отказался от командно-административной системы управления и решительно взял курс на рыночные принципы и основы государственного строительства и управления.
С 1994 по 1997 годы были приняты законодательные акты по всем основным направлениям жизнедеятельности государства, которые помогли ускорить темпы проведения экономических реформ и четко определить курс развития. Прежде всего, данные законы были направлены на либерализацию и демонополизацию экономики, свободу и поддержку предпринимательства, реформирование банковского сектора.
Далее, в период с 1997 по 2003 годы следовало проведение системной административной реформы в Казахстане, чему способствовало принятие в 1997 году Стратегии "Казахстан - 2030". Формирование эффективного государства, ограниченного до основных функций, было определено одним из приоритетов развития страны.
Период с 2003 по 2006 годы был ознаменован реформами структуры государственного управления, разграничения полномочий между уровнями государственного управления.
Было заложено начало внедрения программно-целевых методов управления экономикой.
В рамках принятого Бюджетного кодекса урегулированы вопросы финансовой обеспеченности государственных функций, в том числе переданных на нижние уровни управления.
Текущий этап реформирования государственного сектора начат в 2007 году с принятием Указа Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года № 273 "О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан".
Основной задачей данного этапа реформ является повышение эффективности деятельности государственного аппарата за счет внедрения новой модели государственного планирования и бюджетирования, упорядочения процедур предоставления государственных услуг в целях повышения их качества, модернизации государственной службы, создание и развитие "электронного правительства" в увязке с административной реформой.
Одним из важных направлений стало внедрение новой системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат.
Работа по поэтапному переходу от "управления затратами" к "управлению результатами" началась в 2008 году. С 2009 года вступил в силу новый Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Создана нормативная правовая база для внедрения системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированных на результат, приняты основополагающие системные и методологические документы, введена новая иерархия стратегических и программных документов.
С 2010 года начата реализация стратегических планов всех государственных органов. В настоящее время формируется комплексная система мониторинга и оценки достижения стратегических целей развития страны.
Принят Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, республиканского значения, столицы", которыми определены основные принципы, направления работы государственных органов, подлежащих оценке, порядок проведения оценки.
Создана законодательная основа для повышения качества услуг. Утверждены реестр услуг и стандарты услуг, включенных в этот реестр, начато оказание услуг через Центры обслуживания населения. Для установления обратной связи с общественностью начато проведение социологических опросов населения по оценке качества оказываемых услуг.
Утверждена Программа развития "электронного правительства" на 2008-2010 годы. В результате проведенной работы в рамках "электронного правительства" в настоящее время:
1) развитие электронных услуг находится на стадии активной реализации транзакционного этапа, что позволяет гражданам не только получать в электронном виде от государства справки и документы, но и оплачивать их;
2) созданы и внедрены базовые компоненты инфраструктуры "электронного правительства";
3) созданы информационные сети центров обслуживания населения (ЦОН), через которые граждане получают комплекс важнейших государственных услуг, предоставляемых различными государственными органами.
Для снижения административных барьеров Правительством Республики Казахстан приняты меры по совершенствованию разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов в отношении субъектов частного предпринимательства.
Для упорядочения контрольной деятельности государственных органов законодательно внедрен механизм, позволяющий устанавливать периодичность проверок на основе системы управления рисками.
В рамках работы по улучшению позиций Казахстана в рейтингах глобальной конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума и "Doing Business" Всемирного Банка реализованы меры, направленные на упрощение и сокращение сроков проведения административных процедур на различных этапах жизнедеятельности субъектов предпринимательства (открытие, регистрация, функционирование и ликвидация).
Для сокращения временных затрат и издержек бизнеса в законодательстве закрепляются нормы по упрощению разрешительных процедур:
1) распространение принципа "одного окна" на все процедуры согласования с государственными органами при получении лицензий;
2) установление обязанности лицензиара осуществлять в двухдневный срок проверку представленного пакета документов на полноту и уведомлять заявителя в случае нехватки какого-либо документа. В дальнейшем госорган не имеет права отказать в выдаче лицензии по данному основанию;
3) исключение обязательного нотариального заверения предоставляемых документов. Заявителю дается право выбора представить нотариально заверенные копии документов либо предъявить оригиналы для сверки;
4) распространение принципа "молчание - знак согласия" на все разрешительные процедуры. В случаях, если государственный орган не представит в установленные сроки мотивированный отказ или разрешительный документ, то такой документ считается выданным (процедура одобренной). При этом, от заявителя не требуется подавать уведомление о начале деятельности;
5) установление единого срока для выдачи лицензий в 15 рабочих дней, независимо от категории субъекта.
В рамках развития программы "электронного правительства" был начат проект по созданию информационной системы "Государственная база данных "Е-лицензирование", основной целью которой является предоставление населению электронных услуг в сфере лицензирования и ведение единой базы данных по выданным лицензиям.
В сфере управления квазигосударственным сектором определены четкая компетенция и ответственность государственных органов, уровни управления республиканским и коммунальным имуществом, уточнены цели создания государственных предприятий, сферы деятельности, усилена ответственность руководителей предприятий за результаты управления государственным имуществом, исключена возможность создания дочерних государственных предприятий.
В отношении акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью с участием государства - предусмотрена их классификация на контролируемые и неконтролируемые государством. Это позволяет определять особенности управления ими со стороны государства.
Отмечается тенденция роста внедрения акционерными обществами с государственным участием кодекса корпоративного управления и института независимых директоров.
В государственных предприятиях образования и здравоохранения предусмотрено введение нового органа управления - наблюдательного совета на примере совета директоров в акционерных обществах.
В соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании с участием государства в уставном капитале разрабатывают стратегии развития на десять лет и в реализацию данных стратегий планы развития на пять лет.
Учитывая итоги проводимых реформ, необходимо отметить, что основа для реализации мероприятий по модернизации системы государственного управления, обозначенных Главой государства в Республике Казахстан, заложена.
В целях повышения эффективности структуры государственного аппарата законодательно введена классификация государственных функций (стратегические, регулятивные, реализационные, контрольные), проведен масштабный функциональный анализ, на основе которого в отдельных отраслях экономики разграничены функции и ответственность государственных органов по горизонтали и вертикали управления (между министерствами и их ведомствами, между центром и регионами). Проведены связанные с этим структурные преобразования на центральном и региональном уровнях власти и оптимизирована их штатная численность. Структуре местного государственного управления придана гибкость с учетом особенностей социально-экономического развития регионов.
В целом все мероприятия, предусмотренные Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года № 273, исполнены, однако, как показывает международный опыт, внедрение системы управления, ориентированной на потребителя и результат, вопрос не одного дня.
Отдельные направления административной реформы требуют дальнейшей реализации и развития, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, а по некоторым приоритетным направлениям необходимо решения ряда имеющихся проблем.
К ключевым проблемам можно отнести следующее.
1. Незавершенность процесса перехода к системе планирования, ориентированного на результат:
1) недостаточно взаимоувязаны системы экономического, стратегического и бюджетного планирования, не полностью завершены процессы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР);
2) меры, предусмотренные в стратегических и программных документах, не получают качественного отражения в стратегических планах государственных органов;
3) разработка отдельных направлений стратегического плана (разделы: "Межведомственное взаимодействие", "Функциональные возможности", "Управление рисками") во многом носит формальный характер;
4) отсутствует целесообразность разработки стратегических планов государственными органами, которые обеспечивают деятельность Президента, Парламента и Правительства (Администрация Президента, Канцелярия Премьер-Министра, Управление делами Президента, ХОЗу Парламента, Республиканская гвардия и т.д.);
5) не завершено становление системы оценки эффективности деятельности государственных органов;
6) действующая система государственного внутреннего финансового контроля в Республике Казахстан не в полной мере отвечает требованиям международной практики, которая предусматривает предупреждение и профилактику нарушений вместо выявления и наказания за допущенные нарушения. Службы внутреннего контроля государственных органов, занимающиеся проверками использования бюджетных средств, на сегодняшний день фактически проводят последующий контроль, ограничиваются выявлением финансовых и других нарушений и не дают рекомендаций по предотвращению таких нарушений.
Кроме того, на сегодняшний день различными субъектами контроля выявляемые нарушения трактуются по-разному, а объекты контроля не информируются о причинах их наказания и выявленных нарушениях;
7) действующая бюджетная классификация не соответствует требованиям БОР.
2. Сохранение низкого качества предоставления государственных услуг.
В сфере оказания государственных услуг, как населению, так и бизнесу с учетом ориентации на потребителя имеется ряд проблем:
1) не в полной мере регламентированы услуги, оказываемые государством, по многим государственным услугам отсутствуют стандарты и регламенты их оказания;
2) отсутствует обратная связь с населением;
3) не выстроена схема оценки качества предоставляемых услуг во взаимосвязи с оценкой деятельности каждого сотрудника, задействованного в оказании государственной услуги;
4) не развита система внутреннего мониторинга, контроля и оценки качества услуг вследствие отсутствия (неразвитости) служб внутреннего контроля;
5) слабая ориентация (мотивация) государственных служащих и отсутствие системы специальной подготовки работников, участвующих в предоставлении государственных услуг;
6) автоматизированы процедуры предоставления только незначительной части государственных услуг;
7) отсутствует централизованная координация деятельности Центров обслуживания населения и взаимодействия государственных органов по предоставлению государственных услуг;
8) недостаточно развита сеть Центров обслуживания населения по принципу "одного окна";
9) слабо развит аутсорсинг (ввиду отсутствия условий и стимулов со стороны государства).
Также, нерешенными остаются вопросы перевода определенных видов государственных услуг в Центры обслуживания населения с полноценной системой информационного обеспечения, повышение уровня квалификации кадрового состава, создание и функционирование единого инструмента мониторинга оказания государственных услуг и обеспечение защиты информации при оказании государственных услуг.
Кроме того, не изученным на сегодня остается вопрос предоставления комплексных государственных услуг, т.е. нескольких услуг отдельных государственных органов, объединенных по принципу "жизненных ситуаций" физических или юридических лиц, в электронном виде через веб-портал "электронного правительства" Республики Казахстан (например: рождение, поступление в ВУЗ, устройство на работу, открытие бизнеса, смена рода деятельности, закрытие бизнеса).
3. Несовершенство лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов.
Несмотря на проводимые реформы в разрешительной системе имеются следующие проблемы:
1) сохранение чрезмерного регулирования экономической деятельности, значительного количества разрешений при постоянном стремлении государственных органов к их увеличению;
2) несоответствие методов государственного регулирования степени опасности предпринимательской деятельности;
3) сложные и непрозрачные разрешительные процедуры, создающие дополнительные административные барьеры для бизнеса.
В сфере контрольно-надзорной деятельности государственных органов также имеются проблемы:
1) чрезмерное количество контрольно-надзорных функций государственных органов и их дублирование между собой;
2) большое количество сфер контроля и надзора, выведенных из общего порядка проведения проверок;
3) эффективность контрольно-надзорной деятельности государственных органов оценивается количеством выявленных нарушений и суммой взысканных штрафов.
Общей проблемой для обеих сфер является высокий уровень коррупции.
Как следствие, наличие таких проблем приводит к высоким операционным издержкам и барьерам для ведения бизнеса, отражающимся на предпринимательской активности и провоцирующим рост теневой экономики.
4. Недостаточно эффективное управление государственными активами и необходимость оптимизации квазигосударственного сектора.
В квазигосударственном секторе имеют место проблемы, такие как:
1) наличие значительного количества государственных предприятий, АО (ТОО), широко представленных в конкурентной среде;
2) дублирование функций, в том числе между самими государственными предприятиями;
3) несовершенство системы планирования и оценки использования государственной собственности, отсутствие единой системы учета активов государства.
5. Необходимость профессионализации государственной службы.
Необходимость реформирования государственной службы обусловлена наличием ряда проблем:
1) недостаточная профессиональная компетентность государственных служащих;
2) недостаточно эффективная система отбора и оценки кадров;
3) действующая система оплаты труда не увязана с качеством и результатами работы служащего;
4) неконкурентоспособный уровень оплаты работников государственных органов по сравнению с заработной платой работников негосударственного и квазигосударственного секторов экономики. Среднемесячная оплата труда работников частного сектора, занятых финансовой, страховой, научной и технической деятельностью, в два раза превышает уровень заработной платы государственного служащего (составляет, соответственно, 148144 (сто сорок восемь тысяч сто сорок четыре) и 73503 (семьдесят три тысячи пятьсот три) тенге)1;
5) существующий порядок премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам государственных служащих в настоящее время не является реальным инструментом стимулирования.
Многие годы нерешенным остается вопрос совершенствования системы оплаты труда работников государственных органов.
Были разработаны предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, в частности, в целях внедрения оплаты труда государственных служащих по результатам предлагалось внедрить трехуровневую систему оплаты труда. В результате, данная система внедрена частично (только в категории А), что в целом противоречит принципу единства оплаты труда государственных служащих.
Не урегулированной является деятельность работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного органа, так называемых внештатных работников. Вследствие неупорядоченности на уровне законодательства, статус и порядок найма указанных сотрудников в центральных исполнительных органах различаются, а количество и расходы на их содержание ежегодно неконтролируемым образом увеличиваются. Только за последние 2 года (с 2008 по 2010 год) количество сотрудников данной категории увеличилось на 12 %, а расходы на их содержание - на 55 %.
--------------------------------
1 www.stat.kz - Труд - Основные показатели за 2003-2010 годы - Основные показатели оплаты труда по ВЭД по кварталам 2003-2010 гг.
6. Необходимость постоянной оптимизации структуры государственного аппарата и улучшения управления административной реформой.
Построение эффективной структуры государственного аппарата является постоянным процессом и в настоящее время сталкивается со следующими проблемами:
1) отсутствие привязки структуры государственного управления к непосредственному выполнению стратегических задач, развитию регионов и приоритетных отраслей;
2) неэффективная организация административных и управленческих процессов в государственных органах, что приводит к чрезмерной загруженности сотрудников, волоките, бюрократизму, низкому качеству государственных услуг, возникновению административных барьеров для бизнеса и коррупции, что в свою очередь, формирует негативное отношение общественности к государственным структурам;
3) отсутствие действенной системы координации и мониторинга текущего состояния реформ в связи с раздробленностью функций и дублированием полномочий государственных органов, ответственных за реализацию различных аспектов реформирования государственного сектора.
К примеру, реформа системы оплаты труда, предусмотренная в контексте модернизации государственной службы, неразрывно связана с внедрением института оценки результативности, реализуемого в рамках административной реформы, а "электронное правительство" является ключевым инструментом административной реформы. Замедление темпов, низкая эффективность одной реформы напрямую отражается на результатах другой.
Неупорядоченность системы координации процессов реформирования приводят к несистемным структурным изменениям, сокращениям и зачастую недостаточно обоснованному увеличению численности государственного аппарата.
Некоторые системные преобразования в структуре государственного управления производятся без решения Межведомственной комиссии по проведению административной реформы - структуры, специально созданной для улучшения координации и межведомственного согласования.
Необходимы действенные меры, четкое видение и комплексный охват процессов управления реформами государственного сектора.
Цель и задачи модернизации системы
государственного управления
Основной целью реформирования государственного управления является обеспечение необходимых условий для максимальной реализации прав и свобод граждан через построение к 2015 году качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу.
При этом, для достижения указанной цели в рамках пяти основных направлений реформирования государственного сектора, предусмотренных Стратегическим планом-2020, предполагается решение следующих задач:
1) углубление реформ по внедрению государственного планирования, ориентированного на результат;
2) улучшение качества государственных услуг;
3) совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов;
4) повышение эффективности управления государственными активами и оптимизация квазигосударственного сектора;
5) профессионализация государственной службы;
6) формирование эффективной структуры государственного аппарата и улучшение управления административной реформой.
Период реализации концепции
Учитывая, что высокоэффективный государственный аппарат должен стать основой для перехода к инновационно-индустриальной экономике и в целом успешной реализации ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года, основные системные преобразования в государственном секторе должны быть произведены в течение 2011-2015 годов.
Сроки реализации задач по модернизации системы государственного управления следующие:
до конца 2012 года - подготовка соответствующих нормативных правовых актов;
к 2015 году - достижение целей и решение задач, предусмотренных настоящей Концепцией.
Ожидаемые результаты
В результате реализации мер, предусмотренных Концепцией, к 2015 году будет выстроена качественно новая модель государственного управления.
1. Будет обеспечен переход к системе государственного планирования, ориентированного на результат, в том числе:
улучшено качество планирования и управления реализацией вырабатываемой политики;
обеспечено дальнейшее внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.
2. Будет обеспечено оказание доступных и качественных услуг, в частности:
государственный сектор будет ориентирован на удовлетворение потребностей получателей государственных услуг;
будут сокращены процедуры, барьеры и время оказания государственных услуг.
3. Будет улучшен бизнес-климат, уменьшено административное давление на предпринимательство за счет сокращения количества разрешительных документов, проверок и контрольно-надзорных функций государственных органов.
4. Будет проведена работа по оптимизации квазигосударственного сектора и обеспечению прозрачности и эффективности его деятельности, доступности оказываемых им услуг.
5. Будет сформирована профессиональная государственная служба:
улучшено качество управления человеческими ресурсами на государственной службе;
государственные служащие будут ориентированы на конечный результат;
повышен уровень профессионализма государственных служащих;
урегулирована деятельность работников, обеспечивающих функционирование государственных органов;
6. Будет внедрена действенная система координации в вопросах формирования единой политики реформирования государственного сектора, мониторинга и оценки текущего состояния реформ. При этом, будет полноценно функционировать новая система мониторинга, в рамках которой как руководству страны, так и рядовым гражданам будут представляться регулярные отчеты о текущем состоянии и результатах реформ в сфере государственного управления.
Обзор международного опыта разработки эффективной
стратегии модернизации системы государственного управления
Правительства практически всех государств уделяют особое внимание построению эффективной системы государственного управления, оптимальной по структуре и выполняемым функциям, лишенной громоздкости и способной оперативно принимать качественные решения.
Ключевой целью реформ государственного управления в большинстве развитых стран стало существенное изменение механизмов реализации функций государства в современном мире.
Основным трендом, успешно применяемым в 80-х и 90-х годах XX века во многих странах при реализации значительного объема широкомасштабных и комплексных программ реформирования системы государственного управления, была теория нового государственного управления (New Public Management).
В основу философии реформ госуправления по данной модели легла концепция "активизирующего государства". Эта концепция по-новому определяет отношения между государством и гражданами (переход от опеки к партнерским отношениям), то есть задачи государства определяются в ходе общественной дискуссии, между обществом и государством развивается сотрудничество и разделяется ответственность.
Государство инициирует процессы решения общественных проблем и выступает в роли посредника, устанавливает рамки ответственности граждан. Таким образом, важнейшими функциями государства становятся инициирование, активизация и стимулирование.
Суть реформирования госслужбы по теории нового государственного управления заключена в делегировании ряда функций, ранее осуществлявшихся государством, рыночным структурам; широкомасштабной маркетизации госуправления, которая предполагает распространение оснований коммерческой деятельности на сферу госуправления.
Таким образом, трансформация системы госуправления по данной модели предполагает:
внедрение рыночных категорий (прибыль, издержки, конкуренция, расчет затрат и т.д.) в принципы работы госаппарата;
привлечение самодеятельных общественных организаций к выполнению ряда функций, выполнявшихся ранее государством.
Целями реформ госуправления в соответствии с такой моделью было обеспечение большей эффективности, гибкости, прозрачности, более тесной связи с гражданами-потребителями госуслуг.
Основная идея нового государственного управления заключена во внедрении сервисного подхода, представляющего государство в качестве организации, ориентированной на оказание услуг гражданам. То есть стратегические функции остаются за госаппаратом, тогда как остальные функции, связанные с обслуживанием и ранее осуществлявшиеся государством, возлагаются на коммерческие структуры.
Необходимо отметить об издержках применения теории нового государственного управления на практике.
В результате анализа международного опыта можно выделить 2 слабые стороны нового государственного управления:
- противоречие между нерыночной природой госслужбы и попыткой ее реорганизации на рыночной основе;
- ослабление легитимности и падение общего престижа госслужбы, утечка квалифицированных кадров из госсектора.
Проведенные в последнее время исследования показали, что степень общественного доверия к госсектору и его ориентированным на рыночные принципы реформам остается очень низкой в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Бангладеш, Корея, Филиппины, Непал, Пакистан, Индия, Шри Ланка.
Сближение этических принципов государственной службы и бизнеса не лучшим образом влияет на моральные качества и мотивацию государственных служащих. Присущая многим людям гордость за работу на госслужбе, а не в бизнесе, исчезает в связи с тем, что этика государственных учреждений проникается коммерческими принципами, в результате чего госслужащие больше напоминают бизнесменов, ориентированных на получение прибыли, а не ориентированных на общественную пользу "слуг народа".
Действительно, воздействие негативного образа госслужбы на этику госслужащих было отмечено в таких индустриально развитых странах, как Австралия, Канада, Япония, Великобритания, США.
Исторически сложилось так, что казахстанская модель государственного управления, как и во многих постсоциалистических странах, построена по принципам модели, которая в большей степени ориентирована на выполнение обязанностей нижестоящими организациями, предоставление ими информации вышестоящим для управления. До недавних пор в Казахстане преимущественно рассматривалась самоценность работы государственных органов, без привязки к потребителю, что было очевидно из формулировки целей государственных органов как "реализации государственных функций".
В последнее время Казахстан постепенно переходит к внедрению нового государственного управления, ориентированного на потребителя (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия и др.), по которой основная цель государственных органов - обеспечение прав и интересов, а также создание условий для населения и субъектов рынка.
Соответственно, придерживаться основного тренда необходимо с учетом особенностей национальной экономики нашей страны, а также с учетом проблем, испытываемых странами, внедрившими принципы нового государственного управления.
В Казахстане предлагается внедрить основной принцип ориентации на потребности граждан, как непосредственных получателей государственных услуг, сохранив при этом направленность деятельности государственного сектора на достижение стратегических целей.
Необходимо при максимальном удовлетворении потребностей граждан и бизнеса повысить конкурентоспособность государства и сохранить патриотическую составляющую государственной службы.
2. Основные принципы и подходы развития системы
государственного управления Республики Казахстан
Новая модель государственного управления будет основана на следующих принципах:
ориентация на конечный результат и повышение эффективности деятельности государственного аппарата и качества предоставляемых государственных услуг (достижение заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов);
использование в системе управления (при организации административных процедур и принятии управленческих решений) большей гибкости и внедрение новых, в том числе информационных, технологий;
увязка продвижения по службе, распределения ресурсов и вознаграждений с уровнем результатов по достижению целей и повышению эффективности;
транспарентности (прозрачности) деятельности государственного аппарата для общества и средств массовой информации, с учетом требований законодательства о государственных секретах.
Углубление реформ по внедрению государственного
планирования, ориентированного на результат
Качественному изменению подходов, методов и процедур государственного управления будет способствовать дальнейшее внедрение и развитие систем государственного планирования и бюджетирования, ориентированных на результат.
Ключевым фактором успешной реализации намеченных целей является адекватная нормативная правовая основа разработки, мониторинга и оценки реализации стратегических и программных документов.
В этой связи, будет продолжена работа по реализации начатых преобразований и совершенствованию методологических подходов по следующим направлениям.
Будет проведен анализ целей, задач и индикаторов документов Системы государственного планирования и выработаны предложения по определению конкретных целевых индикаторов и показателей задач и закреплению их за государственными органами.
Будет рассмотрена целесообразность разработки стратегических планов отдельными государственными органами.
В целях обеспечения транспарентности стратегических документов будут усовершенствованы подходы к структуре и изложению стратегических планов государственных органов. Стратегические планы будут разработаны в формате, понятном внешним пользователям, будут реалистичными и удобными в использовании.
Для установления четкой взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, будет обеспечена увязка основных направлений экономической политики по отраслям и сферам с макроэкономическими показателями, бюджетными параметрами, приоритетными направлениями текущих расходов и расходов развития, усилено взаимодействие уполномоченных органов по государственному планированию и планированию и исполнению бюджета.
В этой связи, будет изменена методология формирования бюджета.
Будет усовершенствована Единая бюджетная классификация с целью определения бюджетных программ государственных органов исходя из целей и задач, определенных в стратегическом плане государственного органа.
Формат бюджетной заявки будет пересмотрен таким образом, чтобы ее содержание давало четкое понимание соответствия заявляемых расходов стратегическим целям и задачам.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут усовершенствованы подходы к планированию бюджетных инвестиций на основе проведения на предварительном этапе сравнительного анализа и оценки проектов для определения оптимальных вариантов их финансирования, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства.
Это позволит эффективно использовать как финансовые, так трудовые и временные ресурсы государства для достижения поставленных стратегических целей и задач.
Предусматривается дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений.
С целью дальнейшего реформирования бюджетного учета и финансовой отчетности:
- с 2013 года во всех государственных учреждениях будут внедрены системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФООС;
- будет изучен опыт стран, перешедших от кассового метода учета исполнения бюджета к методу учета по начислению, основанного на принципе признания результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты;
- в результате будет рассмотрена возможность внедрения метода начисления в системе бюджетного учета в Республике Казахстан.
Соответственно, необходимо будет усовершенствовать систему отчетности, мониторинга и контроля по исполнению бюджета с целью создания необходимых и достаточных механизмов и инструментов оценки бюджета, ориентированного на результат.
В работе органов внутреннего контроля будет внедрена система планирования контрольных мероприятий с помощью автоматизированной системы управления рисками.
Будет усилен контроль за исполнением местных бюджетов.
В рамках повышения квалификации государственных служащих будет особое внимание уделено вопросам обучения сотрудников новым подходам и методам управления по результатам, повышения их способностей применять установленные процедуры государственного и бюджетного планирования.
Немаловажным в рамках внедрения системы управления, ориентированной на результат, является совершенствование взаимодействия центральных государственных и местных исполнительных органов по достижению общих стратегических целей страны.
До конца 2011 года будет завершена доработка методологической базы системы оценки эффективности деятельности государственных органов.
Начиная с 2011 года проводится оценка деятельности 26 центральных и всех местных исполнительных органов. С учетом результатов оценки деятельности государственных органов, государственными органами будет приняты соответствующие меры по повышению эффективности своей деятельности.
Для проведения глубокого анализа факторов, влияющих на развитие отраслей экономики, необходимо обеспечить привлечение и ориентацию научных и исследовательских организаций, подведомственных государственным органам, к проведению на постоянной основе анализа и изучения отраслей экономики, определение на основе научных исследований конкретных факторов (мероприятий), влияющих на развитие отраслей экономики, а также степени (доли) их влияния и внедрить систему регулирования этих факторов на основе моделирования.
Успешная реализация комплекса взаимосвязанных мер административной реформы, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить полноценный переход к системе управления, ориентированной на результат.
В целом подходы и принципы управления, ориентированного на результат, должны охватить весь государственный сектор и быть внедрены повсеместно во всех организациях бюджетной сферы.
Улучшение качества оказания государственных услуг
В целях повышения качества государственных услуг будет принят комплекс мер, нацеленных на:
формирование полного перечня государственных услуг;
модернизацию административных процессов и процедур предоставления государственных услуг посредством разработки и совершенствования стандартов и регламентов государственных услуг, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;
развитие архитектуры "электронного правительства", как комплекса мероприятий, направленного на упорядочение и систематизацию процессов проектирования и разработки государственных информационных систем, для организации доступа граждан и бизнеса к услугам электронного государства;
расширение возможностей получения потребителями государственных услуг в электронном виде;
модернизацию работы Центров обслуживания населения;
внедрение эффективной системы оценки качества оказываемых государственных услуг;
повышение ответственности и уровня клиентской ориентации должностных лиц, задействованных в предоставлении услуг.
В целях формирования полного перечня государственных услуг на постоянной основе будет осуществляться инвентаризация и анализ функций центральных государственных и местных исполнительных органов.
Инвентаризация государственных услуг будет происходить посредством регулярного мониторинга законодательных актов для выявления фактически оказываемых центральными государственными и местными исполнительными органами услуг, не учтенных в Реестре государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Необходимо продолжить переход государственных органов и учреждений, оказывающих государственные услуги, к работе по стандартам их предоставления, не допустив формализации данного процесса и автоматизации существующих бизнес-процессов без реинжиниринга.
Для улучшения бизнес-процессов в государственных органах и учреждениях будет расширено использование ими информационных технологий, что позволит исключить субъективизм в принятии решений руководителями государственных органов, обеспечить открытость и прозрачность деятельности государственных органов.
Будет продолжена работа по автоматизации государственных услуг, созданию системы обратной связи с потребителями услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции значений показателей результативности деятельности государственных органов.
Координация и согласованность мероприятий по развитию "электронного правительства" с мероприятиями по реформированию системы государственного управления позволит увеличить количество государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, что в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков их предоставления, упрощению перечня необходимых документов.
Одновременно с этим, будет обеспечена системная координация процессов интеграции и совершенствования информационных систем и внедрен действенный механизм оценки внедряемых информационных систем, позволяющий определить степень повышения эффективности работы государственных органов или качества услуг в результате внедрения информационных систем. Этот механизм позволит скоординировать и согласовать мероприятия по внедрению "электронного правительства" с мероприятиями по реформированию системы государственного управления.
На данном этапе основной задачей является уменьшение административной нагрузки на граждан и бизнес, связанной с предоставлением необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий, исходя из принципов "одного окна".
Разработка и реализация комплексных мер по совершенствованию деятельности Центров обслуживания населения, в первую очередь, будут осуществляться с учетом мнений и интересов потребителей, а также возможностей государственных органов, что позволит повысить удовлетворенность населения и снизить социальную напряженность.
Исходя из этого, основные усилия будут направлены на повышение уровня взаимодействия населения с государственными органами за счет использования электронных форм предоставления государственных услуг, сокращения количества документов и общих сроков оказания государственных услуг, а также снижения количества личных визитов в государственные органы.
В целом выстраивание эффективной системы оценки качества оказываемых государственных услуг следует осуществлять в двух направлениях. Во-первых, разработать действенный механизм оценки качества предоставляемых услуг государственного органа, увязанный с оценкой работы каждого сотрудника, участвующего в предоставлении услуги. Во-вторых, обеспечить создание и развитие в каждом государственном органе, ответственном за предоставление услуг, службы внутреннего контроля.
В целях обеспечения ориентации работы служащих на нужды потребителей будет внедрена система специальной подготовки, переподготовки работников, ответственных за организацию и предоставление государственных услуг.
Для обеспечения мотивации и стимулирования государственных органов и должностных лиц в постоянном повышении качества государственных услуг будет рассмотрена возможность учреждения специальной общенациональной премии "Знак качества" за лучшие успехи в оказании услуг, которая будет присуждаться на конкурсной основе.
Для нормативного обеспечения мероприятий, нацеленных на повышение качества государственных услуг, будут внесены изменения в законы Республики Казахстан "Об административных процедурах", "О государственной службе", регламенты Правительства Республики Казахстан, государственных органов.
В целом, реализация изложенных мер позволит:
повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций;
сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей;
повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти;
оптимизировать бюджетные расходы на оказание тех или иных услуг;
повысить удовлетворенность населения и бизнес-структур качеством оказания услуг;
снизить уровень коррупции.
Совершенствование лицензионно-разрешительной системы и
контрольно-надзорной деятельности государственных органов
В предстоящий период продолжится работа по совершенствованию лицензионно-разрешительной системы.
Дальнейшую работу по реформированию разрешительной системы предполагается осуществить в несколько этапов.
Первый этап. Сокращение на 30 % лицензий и разрешений. Перевод отдельных видов разрешений на уведомительный порядок.
Будут отменены разрешения, которые не соответствуют принципу обеспечения безопасности от высоких угроз, а также дублирующиеся разрешения, проработан вопрос передачи отдельных разрешительных функций саморегулируемым организациям и общественным (частным) институтам.
Для оптимизации бизнес-процессов по выдаче разрешительных документов будет отменено предоставление справок, согласований, которые государственные органы могут получать самостоятельно посредством государственных информационных систем (баз данных), в том числе в рамках "электронного правительства".
По результатам первого этапа будет разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам снижения административных барьеров".
Второй этап. Определение исчерпывающего перечня разрешений в едином законе с их категоризацией по степени опасности.
В первую категорию войдут виды деятельности высокой степени опасности, осуществление которых возможно только после получения лицензии. Например, это деятельность в сфере атомной энергетики, оборота наркотиков, оружия.
Во вторую будут включены виды деятельности средней степени опасности, которые могут регулироваться посредством более мягких, чем лицензирование регуляторов: разрешения, аккредитация, аттестация, сертификация и другие. Для данной категории будет применяться принцип "молчание - знак согласия".
Виды деятельности незначительной степени опасности, которые можно осуществлять после уведомления о начале деятельности, войдут в третью категорию.
Соответственно будут дифференцированы условия и порядок выдачи разрешений, а именно: требования, перечни документов, сроки выдачи, основания отказа, уровень автоматизации бизнес процессов.
Третий этап. Полный перевод предоставления всех разрешений в электронный формат, а наиболее массовых - через ЦОНы.
В 2012-2014 функционал "Е-лицензирования" будет расширен и распространен на иные разрешения. Параллельно с этим, будет разрабатываться и внедряться "Е-окно", которое также будет интегрировано с "Е-лицензированием".
В последующие годы все разрешительные процедуры будут переведены в электронный формат.
В целях дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности государственных органов предусматривается осуществить оптимизацию проверок предпринимателей, а также сокращение контрольно-надзорных функций. Вместе с этим будет выстроена система обратной связи бизнеса и государства.
Результаты данной работы будут учтены при разработке изменений в Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О государственном контроле и надзоре".
Одновременно с подготовкой законопроекта предлагается начать проработку вопросов замены государственного контроля в отдельных сферах механизмами:
страхования гражданско-правовой ответственности субъекта предпринимательства перед потребителями и государством;
персональных финансовых гарантий, при которых обеспечивается гарантирование исполнения предпринимателями возможных обязательств перед потребителями и государством;
саморегулирования бизнеса в сферах, где возможно перейти от государственного контроля за каждым к контролю за саморегулируемыми организациями.
Итогом проводимых реформ должно стать выстраивание оптимальной модели взаимодействия бизнеса и государства, исключающей излишние административные барьеры для входа на рынок и значительно снижающей давление контролирующих органов в процессе осуществления деятельности.
Повышение эффективности управления государственными активами и оптимизация квазигосударственного сектора
В рамках оптимизации квазигосударственного сектора будет продолжена работа по определению государственных предприятий, виды деятельности которых подлежат передаче в конкурентную среду.
Национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями будет продолжена работа по оптимизации своих активов. В рамках народного IPO будут размещены акции национальных компаний, в том числе входящих в состав национальных управляющих холдингов, и их дочерних и зависимых организаций, на казахстанском и международных рынках ценных бумаг, что позволит обеспечить прозрачность управления компаниями, привлечь дополнительные средства для реализации инвестиционных программ компаний, и снизить зависимость от бюджетных инвестиций.
Целью реструктуризации портфелей компаний квазигосударственного сектора является концентрация компаний на профильных видах деятельности, повышение эффективности и обеспечение прозрачности использования капитала.
В целях обеспечения вывода пакетов акций компаний на народное IPO будет разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам национальных компаний.
Будет продолжено внедрение принципов корпоративного управления в квазигосударственном секторе экономики. Будет проводиться оценка корпоративного управления контролируемых государством акционерных обществ.
Таким образом, государственная политика развития квазигосударственного сектора будет направлена на развитие конкуренции, что позволит улучшить качество предоставляемых услуг; предоставит возможность привлечения инвестиций на дальнейшее развитие как внутренних, так и внешних рынках капитала; финансово-хозяйственное состояние государственных организаций за счет привлечения профессиональных менеджеров к управлению ими.
В целях обеспечения прозрачности, эффективного управления государственными активами будет совершенствоваться система планирования, мониторинга, оценки эффективности и контроля управления государственным имуществом. Данная система будет строиться на основе единой базы учета государственных активов и единых подходах планирования деятельности государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью с государственным участием в соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан. Основной всей Системы является Реестр государственного имущества, который будет содержать информацию о наличии и состоянии любого государственного имущества.
Будет уточнен порядок разработки стратегий и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и принят единый порядок разработки планов развития государственных предприятий, контролируемых государством акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, а также методические рекомендации их разработке.
Ежегодно на основе утвержденных форм отчетности будет проводиться мониторинг выполнения стратегий и планов развития государственных предприятий, контролируемых государством акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и на основе отчетов о выполнении планов развития будет проводиться анализ и оценка эффективности управления государственным имуществом, в том числе коммунальным.
Ежегодно по итогам деятельности государственных предприятий, будет осуществляться контроль эффективности управления государственным имуществом, обеспечивающий выявление нецелевого использования государственного имущества и правильность разработки планов развития и отчетности.
Реестр государственного имущества будет сформирован в течение двух лет. Для получения полной картины о состоянии государственных активов необходимо проведение реформы всей системы учета и отчетности в госсекторе, обеспечение перехода существующего бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). По мере формирования Реестра государственного имущества в течение двух лет, и полного перехода в течение этого же периода государственного сектора на единые международные стандарты финансовой отчетности, будет возможно формирование Баланса активов и пассивов государства.
Профессионализация государственной службы и регулирование
деятельности работников, обеспечивающих функционирование
государственных органов
В целях обеспечения конкурентоспособности системы государственного управления необходима дальнейшая профессионализация системы государственной службы с ориентацией на качественное оказание государственных услуг.
Иными словами, новая модель государственной службы предполагает ориентацию на население как потребителя государственных услуг.
Формирование новой модели государственной службы будет также направлено на модернизацию действующих и создание новых механизмов управления человеческим капиталом на государственной службе.
Совершенствование порядка поступления на государственную службу и системы обучения государственных служащих позволит обеспечить непрерывный профессиональный рост кадров на качественно новый уровень.
В свою очередь, оценка качества работы государственных служащих станет действенным инструментом управления персоналом государственной службы и позволит поощрять наиболее профессиональных и компетентных сотрудников на основе результатов работы.
Этические нормы поведения государственных служащих станут более четкими и детализированными, позволяя учитывать специфику деятельности каждого государственного органа и предупреждать возникновение ситуаций, ведущих к совершению коррупционных правонарушений.
В структуре государственной службы будут выделены три корпуса:
1) корпус политических государственных служащих, принимающих участие в формировании государственной политики и определяющих стратегические направления государственного развития;
2) управленческий корпус "А" административных государственных служащих, обеспечивающими реализацию государственной политики и являющихся связующим звеном между принятием политических решений и их непосредственным исполнением;
3) исполнительный корпус "Б" административных государственных служащих, реализующих государственную политику и осуществляющих исполнительную деятельность.
Формирование нового реестра должностей и корпусов государственных служащих, механизмы формирования кадрового резерва и проведения ротации, в том числе и политических государственных служащих, будут определяться соответствующими нормативными правовыми актами.
Действующий конкурсный порядок поступления на государственную службу будет существенно модернизирован.
Для совершенствования системы обучения государственных служащих будет выстроена единая вертикальная система переподготовки и повышения квалификации, будет качественно модернизирована содержательная часть программ обучения, которые будут основаны на современных образовательных технологиях и принципах государственного управления, ориентированного на результат.
В новой модели будет внедрена оценка качества работы государственных служащих, которая будет ориентирована на конечный результат и будет служить основанием для мотивации и/или повышения квалификации.
В новой модели государственной службы будут усовершенствованы также механизмы аттестации, система мотивации и этического поведения государственных служащих, сформирована система карьерного планирования.
Для построения единой вертикали и эффективного проведения новой кадровой политики в сфере государственной службы, кадровые службы государственных органов будут методологически подчинены уполномоченному органу по делам государственной службы.
В целом, реализация вышеназванных направлений позволит достигнуть целевых индикаторов, обозначенных Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года в части профессионализации государственной службы.
Основные принципы и подходы формирования новой модели государственной службы и ключевые механизмы реализации будут определены в Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утверждаемой отдельным актом Президента Республики Казахстан, а также иными нормативными правовыми актами.
Будет урегулирован статус, систематизирован порядок найма, пересмотрен перечень и разработаны нормативы работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного органа и не являющиеся государственными служащими.
Формирование эффективной структуры государственного аппарата и
улучшение управления административной реформой
В целях повышения эффективности деятельности государственного аппарата особое внимание следует уделить установлению четких полномочий и ответственности государственных органов.
Основная цель данной работы заключается в определении роли государства в развитии секторов экономики и обеспечении последовательности проводимой государственной политики.
Разграничение полномочий будет осуществляться по следующим направлениям:
1) оптимизация функций, в том числе в части:
а) исключения дублирующих функций между структурными подразделениями государственных органов и подведомственных организаций; между центральными государственными органами, между центральными и местными органами системы государственного управления;
б) исключения избыточных функций, функций, необоснованно выполняемых государственными органами, функций, не соответствующих текущей экономической ситуации;
в) прибавления недостающих функций, функций, ориентированных на текущую экономическую ситуацию;
г) рационализации в распределении функций:
- объединение схожих функций для улучшения предоставления государственных услуг и упрощения координации;
- исключение конфликта интересов при распределении функций;
д) выработки оптимального набора государственных функций, необходимых для достижения стратегических целей и реализации миссии, центральных и местных исполнительных органов;
2) определение оптимальной структуры и численности государственных органов.
Ключевым инструментом в решении этого вопроса станет проведение функциональных обзоров на регулярной и четкой методологической основе, с учетом стратегических и программных документов и планов, что позволит придать системность проводимой работе.
При проведении обзоров будет тщательно пересматриваться организация административных и управленческих процессов и процедур принятия решений, изучаться система формальных правил, регулирующих деятельность управленческого аппарата государственных органов, с целью их оптимизации и устранения неэффективных действий.
Обоснованное определение количества штатных единиц, оптимального для эффективной реализации политики развития отрасли, выполнения возложенных на государственный орган задач и функций, будет производиться при проведении функциональных обзоров и учитываться только в период разработки стратегических планов государственных органов, что позволит избежать бессистемного увеличения численности государственного аппарата и излишнего документооборота.
Для решения вышеуказанных мероприятий будет усовершенствована методология проведения функционального анализа.
Разграничение полномочий будет осуществляться не только в центральных государственных органах, но и в местных исполнительных органах.
При этом, будет рассмотрен вопрос укрепления местных исполнительных органов с учетом Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2020 года и определения их численности с учетом потребностей регионов.
По итогам разграничения полномочий в каждом конкретном государственном органе будут определены оптимальный объем полномочий, оптимальная численность аппарата, управленческого и исполнительских звеньев, оптимизированы процедуры принятия соответствующих административных решений, выстроена эффективная структура органов исполнительной власти центрального и местного уровней управления.
Изложенные подходы по повышению эффективности организации работы, функциональной и структурной оптимизации, установлению значимости в развитии тех или иных отраслей экономики должны быть также применены в отношении государственных учреждений, подведомственных органам власти, деятельность которых будет тщательно проанализирована.
Координация процесса реформирования системы государственного управления и согласованность проводимой политики играет ключевую роль в построении эффективного и результативного государственного аппарата.
Эффективное управление проведением административной реформы невозможно без осуществления координации всех участников реформирования, постоянного мониторинга достигнутых результатов и заинтересованности населения, как непосредственного получателя государственных услуг, в ее проведении.
Для обеспечения должного уровня координации, доступа к информации и взаимодействия между участниками процесса реформирования необходимо закрепить функцию по координации за государственным органом, имеющим достаточные полномочия, при этом, четко разграничив полномочия государственных органов, участвующих в процессе реформирования.
В целях обеспечения эффективной реализации единой политики по каждому направлению реформирования при Межведомственной комиссии по проведению административной реформы будут созданы постоянные рабочие группы, которыми будут:
- четко сформулированы задачи и функции каждого государственного органа, исключено их дублирование и максимально эффективно распределены полномочия государственных органов, ответственных за реализацию административной реформы;
- внедрен механизм мониторинга и оценки хода административной реформы, достижения поставленных ею целей, а также корректировки курса административной реформы в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации в стране и потребностей населения.
Улучшение качества управления реализацией административной реформы также во многом зависит не только от наличия объективной информации о ходе ее реализации, но и от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, их заинтересованности в результатах реформы.
Для этого должно быть обеспечено взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы, повышение заинтересованности граждан, бизнеса и неправительственных организаций в ходе ее реализации путем проведения публичных обсуждений основных целей и результатов реформы, полноценного информирования общественности о целях, задачах и ходе реализации административной реформы, в том числе и в средствах массовой информации.
В целом политика развития системы государственного управления будет единой, ясной, последовательной, основываться на четких принципах и критериях, и неукоснительно соблюдаться, а выстраиваемая система мониторинга и оценки предоставит государству и гражданам полную картину о ходе и результатах проводимых реформ государственного управления.
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых предполагается реализация Концепции
Реализация данной Концепции предполагает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года;
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;
Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах";
Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе";
Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2009 года "О Фонде национального благосостояния";
Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан".