О внесении дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 апреля 2005 года N 162 "Об утверждении перечня расходов по экономической классификации расходов, требующих регистрации заключенных договоров"

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 2 июня 2006 года N 194.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 июня 2006 года N 4250

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об одобрении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Об одобрении Концепции развития гражданского общества
в Республике Казахстан на 2006-2011 годы

      В целях создания условий для ускоренного развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы (далее - Концепция).
      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции.
      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан

Одобрена            
Указом Президента      
Республики Казахстан    
от "___" ______ 2006 года
N ___               

Концепция
развития гражданского общества в
Республике Казахстан на 2006-2011 годы

Содержание

Введение

1. Понятие гражданского общества, его функции и структура
2. Развитие институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3. Перспективное видение гражданского общества в Казахстане
4. Основные принципы развития гражданского общества
5. Механизмы и пути реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан
   5.1. Совершенствование правового обеспечения развития
   гражданского общества
   5.2. Укрепление механизмов сотрудничества государственных
   органов и институтов гражданского общества
   5.3. Обеспечение условий для эффективной реализации
   государственного социального заказа
   5.4. Формирование политико-правовой и гражданской культуры.
   Участие институтов гражданского общества в защите прав человека
   5.5. Развитие системы местного самоуправления
   5.6. Гармонизация трудовых отношений
   5.7. Модернизация социальной политики
   5.8. Формирование социальной ответственности бизнеса
   5.9. Развитие других институтов гражданского общества
   5.10. Развитие международного сотрудничества институтов
   гражданского общества
6. Сроки и этапы реализации Концепции
Заключение

  Введение

      Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества.
      В инициированной Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. Общенациональной программе демократических реформ одним из основных направлений политической модернизации обозначено дальнейшее развитие гражданского общества, что предполагает подготовку и реализацию программных документов.
      Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы (далее - Концепция) разработана в связи с принятием Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" и  постановления  Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222 "Об утверждении Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира".
      В данной Концепции анализируются основные тенденции развития гражданского общества в Казахстане на современном этапе, обозначено его перспективное видение, а также изложены пути и конкретные механизмы развития гражданского общества на предстоящие годы.
      Основной акцент сделан на создание условий для ускоренного развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив.
      Концепция станет основанием для разработки программ по различным аспектам развития гражданского общества.

  1. Понятие гражданского общества,
его функции и структура

      В данной Концепции под гражданским обществом понимается общество, в котором обеспечены условия для самоорганизации населения в целях защиты своих прав, свобод и интересов, решения широкого спектра материальных и духовных потребностей, обеспечения гражданского участия в системе государственного управления, принятия государственных решений. В таком обществе главным действующим лицом и субъектом общественных процессов выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей.
      Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.
      Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности.
      Гражданское общество достигает высокого уровня развития только в условиях демократической политической системы, где отношения между государственной властью (далее - власть) и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения. Демократические процедуры в гражданском обществе основываются на публичном праве оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества
      К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг и различных видов деятельности для общества и созданные в виде негосударственных фондов, некоммерческих организаций, союзов (ассоциаций) юридических лиц и других организаций.
      Задачей Республики Казахстан, утверждающей себя демократическим светским, правовым и социальным государством, является всемерное развитие гражданского общества, которое осуществляет следующие функции:
      поддержка, развитие и поощрение гражданских инициатив;
      обеспечение условий для добровольной интеграции людей в союзы объединения на основе сближения интересов и достижения определенных целей;
      обеспечение участия граждан в решении общегосударственных и местных проблем;
      защита прав граждан и реализация интересов различных групп населения;
      утверждение общечеловеческих норм, ценностей и нравственных основ в обществе;
      создание условий для продуктивного труда, обеспечивающего независимое существование человека;
      оказание социальных услуг;
      гармонизация отношений власти, бизнеса и общественных институтов создание условий для общественного согласия и профилактики социальных конфликтов, разрешение социальных и иных конфликтов путем конструктивного диалога;
      гражданский контроль и воздействие на государственные институты власти, обеспечение участия граждан в системе государственного управления;
      содействие открытости и прозрачности в процессе принятия государственных решений;
      поддержка свободы СМИ и открытости информационного пространства.

  2. Развитие институтов гражданского общества
в Республике Казахстан

      Формирование гражданского общества в Казахстане относится к концу 1980-х - началу 1990-х годов.
      Начавшиеся в то время коренные реформы в экономической, политической и социальной сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп.
      Одними из первых в Казахстане появились независимые профсоюзы, представлявшие интересы работников негосударственного сектора экономики.
      Данный период также характеризовался образованием политических партий и переходом к многопартийности в стране. Условия для этого создавало принятие двух политико-правовых актов. Во-первых, отмена в 1990 году на втором съезде народных депутатов СССР статьи 6 Конституции СССР, согласно которой "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу". Во-вторых, принятие 27 июня 1991 года Закона Казахской ССР " Об общественных объединениях  в Казахской ССР".
      В результате появились партия "Алаш", Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Социалистическая партия Казахстана, партия "Народный Конгресс Казахстана", Республиканская партия Казахстана, Республиканское славянское движение "Лад" и Гражданское движение Казахстана "Азат", филиал общественно-просветительского общества "Мемориал", Алматинская Хельсинкская группа, "Единство", историко-просветительское общество "Адилет", движение пенсионеров "Поколение" и другие.
      В начале 1990-х годов в Казахстане по инициативе ряда организаций была предпринята успешная попытка создания Коалиции социальной защиты, в рамках которой объединились 28 различных организаций, партий, движений и начавших совместную работу по преодолению острых общественных проблем путем их обсуждения, поиска механизмов их решения на консолидированной основе.
      К середине 1990-х годов четко обозначилась профильная направленность деятельности общественных формирований.
      Президентом Республики Казахстан в декабре 1994 года было подписано постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений, которое положило начало развитию конструктивных трехсторонних отношений и созданию одного из важнейших институтов гражданского общества - института социального партнерства.
      Созданию правового поля для образования и функционирования партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной системы страны способствовало принятие в 1995 году  Конституции  Республики Казахстан и в 1996 году законов Республики Казахстан " Об общественных объединениях " и " О политических партиях ".
      В этот период активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволил обеспечить проведение рыночных реформ в стране.
      Произошли качественные и количественные изменения на рынке масс-медиа, приватизация и разгосударствление государственных средств массовой информации, полиграфических предприятий, переход от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.
      В 1996 году одобрена Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан, в которой подчеркивается, что "гражданское общество поддерживает государство в его усилиях по сохранению социальной стабильности, гражданского мира, межэтнического согласия и в то же время побуждает корректировать проводимую им политику".
      Конец 1990-х годов отмечен выбором конкретной миссии общественных организаций, профессионализацией их деятельности.
      Кроме того, внесение Парламентом страны 7 октября 1998 года изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, предусматривавших введение в избирательную систему республики выборов по "партийным спискам", ускорило процессы партийного строительства. Так, с декабря 1998 по август 1999 года были образованы Гражданская партия Казахстана (ГПК), Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Демократически партия "Азамат", Аграрная партия Казахстана (АПК), Республиканская политическая партия "Отан", Демократическая партия женщин Казахстана, Национальная партия Казахстана "Алаш". Появились партийные фракции в Парламенте Республики Казахстан.
      Принятый в декабре 2000 года  Закон  Республики Казахстан "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" возвел в ранг государственной политики обеспечение согласования интересов между представителями органов исполнительной власти, объединениями работодателей и работников.
      Принятый и вступивший в июле 2002 года в действие Закон Республики Казахстан " О политических партиях " привел к дальнейшим структурным изменениям в партийной системе страны.
      В этот период государство четко обозначило готовность к долгосрочному сотрудничеству с институтами гражданского общества, в частности, с неправительственными организациями. Уже в 1999 году практически во всех регионах при областных акиматах были открыты "Инфо-центры НПО", главной задачей которых было взаимодействие с региональными неправительственными организациями, оказание им консультативной помощи информационной и методической поддержки.
      В октябре 2000 года в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана появились первые поручения Правительству Республики Казахстан по созданию условий для развития неправительственных организаций: "НПО уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности и в реализации особых интересов групп населения... Необходима серьезная государственная поддержка...".
      Далее последовало принятие Закона Республики Казахстан " О некоммерческих организациях " (2001 год), Концепции государственной поддержки неправительственных организаций (январь 2002 года), которой предшествовала разработка двух концепций развития неправительственного сектора и системы партнерства власти и НПО в рамках государственного социального заказа.
      В 2003 году Правительство Республики Казахстан утвердило программу государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, в соответствии с которой были разработаны областные программы.
      Также в 2003 году была проведена Конференция мира и согласия, в которой участвовали многие видные религиозные деятели, представители разных конфессий, принята Декларация "К миру и согласию", учрежден Форум мира и стабильности. В этот период в Казахстане происходит возрождение и духовный подъем религиозных общин более 40 конфессий, сохраняется межконфессиональное согласие.
      В настоящее время развитию гражданских институтов способствуют создание и развитие системы более эффективного взаимодействия неправительственного сектора с органами власти всех уровней в интересах общества. Данный этап можно отсчитывать с октября 2003 года, когда был проведен 1-ый Гражданский форум с участием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А.
      В целях реализации задач развития гражданского общества, обозначенных на форуме, последовало принятие плана мероприятий. Была начата работа по созданию долгосрочных устойчивых механизмов партнерства "власть - общество". Подготовлен и в апреле 2005 года принят Закон Республики Казахстан "О государственном социальном заказе", который открывает принципиально новую систему взаимоотношений органов власти и НПО, основанную на финансовой поддержке. В сентябре 2005 года II-ой Гражданский форум закрепил эту тенденцию.
      Прошедшие в 2004 году выборы депутатов в Мажилис Парламента Республики Казахстан внесли существенные коррективы в расстановку основных партийных субъектов на "политическом поле" Казахстана.
      Анализируя в целом ситуацию, можно сказать, что для сотрудничества власти и институтов гражданского общества в нашей стране созданы определенные условия. Вместе с тем они должны получить свое дальнейшее интенсивное развитие на основе системных подходов к формированию казахстанской модели гражданского общества, нацеленной на достижение высоких стандартов качества жизни граждан и реализацию демократических прав и свобод в обществе.

  3. Перспективное видение гражданского
общества в Казахстане

      Реализация Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан должна обеспечить достижение следующих результатов:
      обеспечение прав и удовлетворение интересов различных групп населения и отдельных граждан;
      создание благоприятных условий для динамичного развития институтов гражданского общества;
      повышение уровня гражданской активности населения;
      осуществление эффективного контроля обществом деятельности государственной власти. Формирование культуры сотрудничества на основе принципов партнерства между органами власти и организациями гражданского общества;
      создание сбалансированной системы местного самоуправления;
      создание эффективной системы социальной защиты;
      формирование системы согласования интересов общества и власти. В результате предпринятых мер и общей государственной политики в стране должен всесторонне реализовываться главный принцип демократического государства - обеспечение прав человека.
      Власть и общество будут неукоснительно обеспечивать приверженность свободе слова, религии, собраний, праву граждан на объединение.
      Новое качественное состояние общества предполагает его самоорганизацию и саморегуляцию. Общество должно руководствоваться современной общедемократической концепцией постиндустриального гражданского общества, основанной на обеспечении оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.
      В стране будет введена система самоуправления и приняты соответствующие нормативные правовые акты.
      В государстве предполагается закрепить обязательное условие для власти - сотрудничество с институтами гражданского общества на профессионально-профильной основе.
      Трудовые отношения в Казахстане поднимутся на качественно новый уровень. Предпринимателям будет невыгодно нарушать трудовое законодательство. Экономический рост отразится на повышении заработной платы работников. Социальное партнерство власти, работодателей и профсоюзов в стране станет более эффективным механизмом согласования интересов в социально-трудовых и связанных с ними экономических отношениях. Профсоюзы выстроят систему сотрудничества с неправительственными организациями в целях решения проблем работающих, предоставления им спектра социальных услуг.
      Силами гражданских институтов по заказу государственных органов будут осуществляться социально значимые проекты, а также проводиться независимые процедуры мониторинга и оценки эффективности государственных программ, исполнения бюджета, что в целом необходимо для повышения эффективности системы государственного управления.
      Власть и гражданские партнеры должны ориентироваться на высокие стандарты качества жизни в сфере социального обеспечения, образования, культуры, организации труда и заработной платы, охраны окружающей среды.
      Система здравоохранения в стране будет выстраиваться на основе взаимной ответственности человека и государства за состояние здоровья казахстанцев.
      Людям с ограниченными возможностями обеспечиваются условия для реализации ими своих прав и возможностей на основе модернизированной государственной системы социальной защиты и создания законодательной базы на концептуально новых подходах.
      Окрепнет роль политических партий в стране. Будет предпринят комплекс мер, направленных на увеличение государственной поддержки для развития политических партий и усиление роли партийных фракций в Парламенте Республики Казахстан и маслихатах.
      Одним из важных критериев уровня развития общества является умение разрешать конфликты. Наряду с судебной практикой начнут действовать несудебные способы разрешения общественных, межличностных конфликтов и споров.

  4. Основные принципы развития гражданского общества

      Построение предлагаемой модели гражданского общества основывается на следующих принципах:
      соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
      верховенство закона, равенства всех перед законом;
      участие граждан Республики Казахстан в решении социальных задач;
      обеспечение равных возможностей граждан для участия в демократических процессах в стране;
      приоритетность демократической культуры поведения.

  5. Механизмы и пути реализации Концепции

      Основные механизмы и пути реализации Концепции в основных параметрах являются следующими:
      совершенствование правового обеспечения развития гражданского общества;
      укрепление механизмов сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества;
      обеспечение условий для эффективной реализации государственного социального заказа;
      формирование политико-правовой и гражданской культуры населения, участие институтов гражданского общества в защите прав человека;
      развитие системы местного самоуправления;
      гармонизация трудовых отношений;
      модернизация социальной политики;
      формирование социальной ответственности бизнеса;
      развитие международного сотрудничества институтов гражданского общества.

  5.1. Совершенствование правового обеспечения
развития гражданского общества

      В рамках этого направления необходимо принять меры, предусматривающие участие структур гражданского общества в выработке предложений и реализации государственных решений.
      Предстоит разработка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее развитие гражданского общества, в частности, по вопросам местного самоуправления, развития меценатства и благотворительной деятельности, создания региональных социальных предпринимательских корпораций, средств массовой информации.

  5.2. Укрепление механизмов сотрудничества государственных
органов и институтов гражданского общества

      В данном направлении предлагается осуществить следующие мероприятия.
      1. Систематическое проведение гражданских форумов с целью дальнейшего сотрудничества между государством и институтами гражданского общества.
      Гражданский форум должен стать эффективной диалоговой площадкой для решения проблем взаимодействия между государством, бизнесом и гражданским обществом.
      2. Создание Палаты общественных экспертов при Мажилисе Парламента Республики Казахстан, как форма сотрудничества законодательной ветви власти и гражданских институтов, направленная на совершенствование законодательства, повышение правовой культуры, углубление процесса демократизации общества.
      3. Создание рабочих групп по проектам законов, формированию государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ.
      Внедрение в практику общественных слушаний по социально значимым проблемам, как механизм учета государственными органами общественного мнения по актуальным направлениям деятельности.
      4. Развитие новых механизмов решения социальных проблем, поощрение новых форм творческой активности граждан для самореализации и самообеспечения.
      5. Совершенствование системы сотрудничества институтов гражданского общества и органов местной власти.
      6. Развитие эффективного социального партнерства в области трудовых отношений, как механизма согласования интересов между работодателями, работниками и органами власти в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ).
      7. Разработка механизмов гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением прав и интересов граждан, открытостью и прозрачностью бюджетного процесса. В частности, создание модели публичного отчета государственных органов перед общественностью.
      8. Развитие национальной информационно-аналитической сети, способной вести эффективное наблюдение за процессом развития гражданского общества, осуществляющей мониторинг реализации программ, направленных на межсекторальное сотрудничество.
      9. Апробация и выявление наиболее перспективных форм и методов межсекторального взаимодействия, разработка рекомендаций для органов государственной власти и местного самоуправления по формированию эффективных механизмов работы.
      10. Дальнейшее развитие механизмов гармонизации интересов различных социальных групп, которое будет выражено в эффективной работе консультативно-совещательных органов различного уровня (Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, Общественный совет по средствам массовой информации (информационной политике) при Президенте Республики Казахстан, Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Республики Казахстан и др.).

  5.3. Обеспечение условий для эффективной реализации
государственного социального заказа

      Создание системы взаимодействия органов власти и общественного сектора в соответствии с Законом Республики Казахстан " О государственном социальном заказе " должно осуществляться на республиканском и региональном уровнях с учетом следующих задач:
      развитие финансово-договорных отношений между органами власти и институтами гражданского общества на партнерской основе;
      формирование государственного социального заказа с участием НПО на основе изучения общественных потребностей и оценки результатов проектов при помощи соответствующих индикаторов полезности для целевых групп и получателей услуг;
      внедрение в Казахстане опыта европейских стран по подготовке и реализации национальных программ действий в различных социально значимых сферах.

  5.4. Формирование политико-правовой и
гражданской культуры. Участие институтов гражданского
общества в защите прав человека

      Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что идеал человеческой личности, свободный от страха и нужды, может быть осуществлен при таких условиях, когда каждый может пользоваться экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
      Достижение этих задач требует следующих направлений деятельности:
      формирование правосознания человека через работу институтов гражданского общества;
      введение в стране системы местного самоуправления и обеспечение полноценного участия граждан в решении общенациональных проблем;
      разработка и осуществление в стране информационной программы "На пути к гражданскому обществу";
      формирование в обществе уважения к Конституции Республики Казахстан, государственным символам;
      совершенствование практики преподавания основ права в средних общих, начальных и средних профессиональных организациях образования;
      повышение роли правозащитных НПО в обеспечении прав и свобод человека в казахстанском обществе;
      дальнейшая либерализация правовой системы. Привлечение правозащитных НПО к выработке проектов, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительной системы, стимулирование развития в стране института общественного защитника;
      системное внедрение социально-ориентированных проектов для обеспечения прав социально уязвимых слоев населения. Необходимо активное привлечение НПО к выработке проектов, направленных на защиту прав инвалидов в сфере доступа к услугам образования и участию в общественно-политической жизни общества, женщин и молодежи - в сфере занятости и при трудоустройстве;
      достижение высокого уровня информированности населения об общепризнанных стандартах в области прав человека и их ценности для каждого человека и общества в целом. Это должно обеспечиваться реализацией совместных информационных кампаний соответствующих государственных структур и институтов гражданского общества;
      активное внедрение в стране механизмов несудебных разрешений конфликтов, практики досудебного урегулирования споров через переговоры, третейские, мировые суды, институт посредничества.

  5.5. Развитие системы местного самоуправления

      Система местного самоуправления является одним из базовых элементов гражданского общества. После достижения Казахстаном экономической стабилизации и устойчивого экономического роста развитие системы местного самоуправления становится реальным и необходимым шагом, основой чего послужит принятие Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении o Республике Казахстан", в котором должны быть закреплены:
      порядок образования местного самоуправления;
      правовой статус органов местного самоуправления;
      права и обязанности членов местного сообщества;
      взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами финансовое обеспечение органов местного самоуправления, в том числе из бюджета государства, механизмы контроля над средствами местного самоуправления;
      разграничение полномочий между местным государственным управлением и органами местного самоуправления;
      передача отдельных государственных функций органам местного самоуправления с соответствующим бюджетным обеспечением.
      Наряду с принятием вышеуказанного Закона Республики Казахстан необходимо разработать государственную программу, направленную на дальнейшее развитие и совершенствование системы местного самоуправления o Республике Казахстан.

  5.6. Гармонизация трудовых отношений

      Для гармонизации трудовых отношений требуются:
      1) совершенствование трудового законодательства, которое должно соответствовать принципам социального государства, быть направленным на достижение баланса интересов работников и работодателей, быть основой регулирования трудовых отношений на предприятиях и в организациях различных форм собственности, определить роль и место профсоюзов в трудовых отношениях;
      2) преодоление разобщенности профсоюзного движения, снижающей эффективность профсоюзов по защите прав работников;
      3) налаживание эффективного взаимодействия между частными собственниками и профсоюзами с целью предупреждения возможных конфликтов и трудовых споров;
      4) перенесение центра тяжести по регулированию трудовых отношений на уровень предприятий, внедрение механизмов обеспечения эффективного переговорного процесса в рамках коллективных договоров между работодателями и представителями работников;
      5) расширение взаимодействия профсоюзов с неправительственными организациями в целях обслуживания интересов, потребностей работников.

  5.7. Модернизация социальной политики

      Общей задачей власти и гражданского общества является повышение эффективности социальной политики. Необходимо предпринимать усилия по построению социально ориентированного государства, улучшению материального благополучия населения, разработке и внедрению в практику Национального стандарта качества жизни, который призван установить государственные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социально-экономических прав граждан, и одновременно должен служить ориентиром для осуществления социально-экономической политики государства.
      Национальный стандарт должен включить следующие разделы: оплата труда, пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание населения, стандарт оказания медицинских услуг, потребительская корзина, стандарт образовательных услуг, стандарты социальной поддержки семьи, стандарты общей и информационной культуры гражданина, стандарты экологической культуры, стандарты обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами и другие.
      На базе накопленного за годы независимости ресурсного потенциала, возможностей бюджета и положительных тенденций в экономике республики имеется реальная возможность сделать все показатели Национального стандарта качества жизни Казахстана высокими среди всех стран СНГ.
      Предлагаются следующие механизмы решения проблем в данной сфере с использованием потенциала НПО:
      1) повышение роли НПО в выполнении программ социальной помощи;
      2) создание оптимальных условий для развития НПО, способных решать местные проблемы;
      3) всемерное развитие института волонтерства в Казахстане;
      4) разработка механизмов общественного контроля государственных социальных программ.

  5.8. Формирование социальной ответственности бизнеса

      Формирование социальной ответственности бизнеса предполагает создание условий для развития и софинансирования социально значимых проектов, осуществляемой неправительственными организациями, своевременной выплаты достойной заработной платы, обеспечения охраны и безопасных условий труда, осуществления социальной поддержки наемных работников.
      Институты гражданского общества всемерно способствуют созданию региональных социальных предпринимательских корпораций (СПК) как устойчивых бизнес-структур, которые реинвестируют полученную прибыль для реализации социальных, экономических и культурных целей населения регионов.
      Мотивом для предпринимателей в вопросах повышения социальной ответственности должна стать задача участия в формировании благоприятной, социальной безопасной среды для их деятельности.
      В этих целях целесообразно реализовать следующие мероприятия:
      1) рассмотреть возможность принятия Хартии корпоративной ответственности бизнеса;
      2) создать законодательную базу для меценатства и благотворительной деятельности.

  5.9. Развитие других институтов
гражданского общества

      Вопросы развития таких важнейших институтов гражданского общества, как политические партии, профессиональные союзы, религиозные объединения, средства массовой информации, семья, вопросы гендерного равенства с учетом их специфики рассматриваются в более развернутом плане в соответствующих нормативных правовых актах.

  5.10. Развитие международного сотрудничества
институтов гражданского общества

      В мире за последние десятилетия сформировалась устойчивая тенденция сотрудничества между институтами гражданского общества различных стран. Его целью является выработка эффективных ответов на вызовы времени в различных сферах: безопасность, защита прав человека, экономическое и социальное развитие, преодоление бедности, защита окружающей среды, образование, наука, культура, оказание экстренной гуманитарной и технической помощи, миротворчество. Происходит выработка совместных программ и платформ действий.
      Для развития международного сотрудничества в этой области предлагается:
      продолжить интеграцию казахстанских институтов гражданского общества в международное сообщество, что позволяет им отслеживать паровые тенденции общественного развития, получать важную информацию, зарубежный опыт для адаптации к условиям Казахстана и активно презентовать страну в мире:
      развивать сотрудничество с международными организациями для осуществления социальных, культурных, образовательных и других проектов в рамках национальных интересов;
      через представленность в электронных СМИ, и в первую очередь в интернете, расширять уровень информации о "третьем секторе" в Казахстане и презентовать страну за рубежом с данной точки зрения;
      поощрять создание в Казахстане региональных неправительственных организаций, ориентированных на реализацию целевых программ социально-экономической направленности в Центральной Азии.

  6. Сроки и этапы реализации Концепции

      Осуществление предлагаемого комплекса мер по развитию гражданского общества рассчитано на 2006-2011 годы и предполагает прохождение следующих этапов:
      первый этап - 2006-2008 годы. Осуществляется комплекс законодательных работ. Укрепляются механизмы сотрудничества государственных органов, бизнеса и институтов гражданского общества. Гражданский форум становится эффективной, постоянно действующей диалоговой площадкой между государством, бизнесом и гражданским обществом.
      Создаются рабочие группы по проектам законов, по формированию государственных, отраслевых, территориальных программ, проводятся общественные слушания по социально значимым проблемам.
      На основе Закона Республики Казахстан " О государственном социальном заказе " выстраивается система сотрудничества власти и НПО. Реализуется информационная программа "На пути к гражданскому обществу".
      Созданные государством благоприятные условия для развития институтов гражданского общества и растущие общественные потребности в их деятельности должны активизировать инициативу граждан. Ее результатом станет резкий рост численности общественных организаций.
      второй этап - 2009-2010 годы. В результате реализации предусмотренных мер в развитии институтов гражданского общества достигается качественный рост. Через работу в институтах гражданского общества формируется правосознание населения. Нормы и ценности гражданского общества укореняются в общественном сознании и входят в повседневную практику. В Казахстане внедряется опыт развитых стран по формированию национальных программ действий в различных сферах.
      Развитие социального партнерства в области трудовых отношений обеспечит реализацию прав казахстанских работников.
      Формируются культура и механизмы благотворительности и меценатства. Образуются местные фонды поддержки гражданских инициатив.
      Инициируется совместная разработка проектов социально-экономического развития регионов в рамках комиссий, включающих представителей власти, бизнес-структур, НПО.
      НПО активно привлекаются к выработке проектов, направленных на защиту прав инвалидов в сфере доступа к услугам образования и участию в общественно-политической жизни общества, женщин - в сфере занятости и при трудоустройстве. Получит развитие в стране институт волонтерства как высокая ступень развития гражданского общества.
      Закрепляются механизмы гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с защитой прав и интересов граждан, открытостью и прозрачностью бюджетов и бюджетного процесса. Утверждаются модели отчета властных структур перед общественностью в публичной форме.
      В стране активно внедряются механизмы внесудебных разрешений конфликтов, практика досудебного урегулирования споров через переговоры, третейские суды.
      Продолжится интеграция казахстанских институтов гражданского общества в международное сообщество некоммерческих организаций, что позволит им отслеживать мировые тенденции общественного развития, получать необходимую информацию, зарубежный опыт для адаптации к условиям Казахстана и активно презентовать страну в мире;
      третий этап - 2011 год. Развитие институтов гражданского общества обретает системный характер. Вносятся корректирующие изменения в отношения с бизнесом и государственными органами для оптимизации их взаимодействия друг с другом. Публикуются ежегодные доклады и проводятся ежегодные слушания по проблемам развития гражданского общества.
      Развитие гражданского общества представляет собой перманентный процесс, который основывается на изменениях общественных потребностей, тенденциях мирового развития и "вызовах времени".

  Заключение

      Развитие гражданского общества на основе партнерства с властью необходимо для создания правового, демократического и социального государства. Социальный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем трудно реализуемы без активного участия со стороны общества.
      Как показывает мировой опыт, именно общественное участие позволяет добиться большей эффективности во множестве сфер - от реализации социальной политики до сферы государственного управления. Новый подход к вопросу отношений государства и общества ориентирован именно на это. Таким образом, адаптация данного подхода, разработка законодательной, институциональной, кадровой и иной базы для него являются сегодня одними из основных целей политического развития Казахстана.