В соответствии с законами Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2019 года № 602 «Об утверждении мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
1) форму отчета о соблюдении требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) предоставляемого профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением банков второго уровня), согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) форму отчета о соблюдении требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, представляемого организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
3) список стран Индекса восприятия коррупции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
2. Департаменту методологии и регулирования финансовых организаций в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его подписания;
2) доведение настоящего постановления до сведения профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением банков второго уровня) и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 4 января 2021 года.
Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка |
М. Абылкасымова |
Верно:
Главный специалист - секретарь Правления
Управления службы Председателя Агентства
А. Рыспаев
Приложение 1
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию
финансового рынка
от 29 июня 2020 года № 67
Отчет о соблюдении требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, представляемый профессиональными участниками рынка ценных (за исключением банков второго уровня)
Представляется: в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Периодичность: полугодовая
Отчетный период: по состоянию на «_____»____________ 20 ___ года
Круг лиц, представляющих отчет: профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением банков второго уровня)
Срок представления: не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием
Форма
Критерии |
Единица измерения |
Данные на отчетную дату |
|
Раздел 1. Программа идентификации клиента |
|||
1.1 |
Общее количество клиентов |
единицы |
|
1.2 |
Количество юридических лиц |
единицы |
|
1.3 |
Количество физических лиц |
единицы |
|
Раздел 2. Программа управления рисками ОД/ФТ |
|||
Типы клиентов |
|||
2.1 |
Количество высокорисковых клиентов, признанных ПУРЦБ в соответствии с программой управления рисками отмывания доходов и финансирования терроризма |
единицы |
|
2.2 |
Количество клиентов, состоящих в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и (или) экстремизма (Комитет финансового мониторинга Министерства финансов Республики Казахстан) |
единицы |
|
2.3 |
Количество клиентов, состоящих в списке Совета Безопасности ООН |
единицы |
|
2.4 |
Количество клиентов - физических лиц, которые являются иностранными публичными должностными лицами |
единицы |
|
2.5 |
Количество клиентов - юридических лиц, бенефициарный собственник которых является иностранным публичным должностным лицом |
единицы |
|
2.6 |
Количество клиентов - юридических лиц, бенефициарные собственники которых являются первыми руководителями клиента юридического лица |
единицы |
|
2.7 |
Количество клиентов: |
||
2.7.1 |
Кредитных товариществ |
единицы |
|
2.7.2 |
Ломбардов |
единицы |
|
2.7.3 |
Организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность |
единицы |
|
2.8 |
Количество клиентов - организаторов игорного бизнеса |
||
2.9 |
Количество клиентов иностранных финансовых организаций у профессионального участника |
единицы |
|
2.10 |
Количество клиентов некоммерческих организаций обслуживающихся у ПУРЦБ в организационно-правовой форме фондов, религиозных объединений |
единицы |
|
2.11 |
Количество клиентов финансовых организаций, паевых инвестиционных фондов у номинального держателя |
единицы |
|
2.12 |
Количество клиентов, использующих персональное брокерское обслуживание на международных рынках |
единицы |
|
Иностранные государства |
|||
2.13 |
Количество клиентов из стран, включенных в списки Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) (черный, серый) |
единицы |
|
2.14 |
Количество клиентов из иностранных государств (территорий), в отношении которых применяются международные санкции (эмбарго), принятые резолюциями Совета Безопасности ООН |
единицы |
|
2.15 |
Количество клиентов из иностранных государств (территории), включенные в перечень оффшорных зон |
единицы |
|
2.16 |
Количество клиентов из стран с высоким уровнем в соответствии со списком стран Индекса восприятия коррупции |
единицы |
|
Продукты и услуги |
|||
2.17 |
Доверительное управление активами |
тыс.тг |
|
2.18 |
Первичное дистанционное установление деловых отношений |
единицы |
|
Раздел 3. Программа подготовки и обучения работников профессионального участника по вопросам ПОД/ФТ |
|||
3.1 |
Количество работников ПУРЦБ |
единицы |
|
3.2 |
Количество подразделений[2], работники которых обязаны пройти обучение |
единицы |
|
3.3 |
Количество работников подразделений, которые подлежатобучению |
единицы |
|
3.4 |
Количество работников прошедших обучение |
единицы |
|
Раздел 4. Программа мониторинга и изучения операций |
|||
4.1 |
Количество клиентов, с которыми прекращены деловые отношения в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация по которым отправлена в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.2 |
Количество клиентов, которым отказано в установлении деловых отношений в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация по которым отправлена в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.3 |
Количество пороговых операций, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация о которых была отправлена в уполномоченный орган по финансовому мониторингу |
единицы |
|
4.4 |
Количество подозрительных операций, документально зафиксированных и направленных в уполномоченный орган по финансовому мониторингу (включая операции, указанные в строке 4.5) |
единицы |
|
4.5 |
Количество приостановленных подозрительных операций, отправленных в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.6 |
Количество отказов в проведении операций с деньгами или иным имуществом отправленных в уполномоченный орган |
единицы |
Наименование ____________________________
Адрес____________________________________
Телефон___________________________________________________________
Адрес электронной почты____________________________________________
Исполнитель_______________________________________ ________________
фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон
Лицо, уполномоченное на подписание отчета
___________________________________________________ _______________
фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон
Первый руководитель или лицо, уполномоченное им на подписание отчета
___________________________________________________ _______________
фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон
Дата «____» ______________ 20__ года
Приложение 1
к Форме отчета о соблюдении
требований законодательства о ПОД/ФТ,
представляемого профессиональными
участниками рынка ценных бумаг
(за исключением банков второго уровня)
Пояснение по заполнению
Формы отчета о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ,
представляемого профессиональными участниками рынка ценных бумаг
(за исключением банков второго уровня)
1. Общие положения
1. Настоящее пояснение (далее - Пояснение) определяет единые требования по заполнению формы «Отчет о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ, представляемый профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением банков второго уровня)» (далее - Форма).
2. Форма составляется на полугодовой основе профессиональными участниками рынка ценных бумаг Республики Казахстан (за исключением банков второго уровня) (далее - ПУРЦБ) и заполняется по состоянию на конец отчетного периода. Данные в Форме заполняются в тысячах тенге. Пересчет суммы в тенге производится по рыночному курсу, установленному на последнюю дату отчетного периода. Сумма менее пятисот тенге округляется до нуля, а сумма, равная пятистам тенге и выше, округляется до тысячи тенге.
3. Форму подписывает первый руководитель или лицо, уполномоченное на подписание отчета.
2. Пояснение по заполнению Формы
1. В разделе 1 Формы:
1) в строке 1.1 указывается общее количество клиентов, обслуживающихся в ПУРЦБ;
2) строках 1.2 и 1.3 указывается количество юридических лиц - клиентов и физических лиц - клиентов ПУРЦБ.
2. В разделе 2 Формы:
1) в строке 2.1 указывается информация по высокорисковым клиентам, признанным ПУРЦБ в соответствии с критериями управления рисками отмывания доходов и финансирования терроризма установленного ПУРЦБ. При этом данный пункт не включает информацию по строкам с 2.2 по 2.16;
2) в строке 2.5 указывается информация по количеству юридических лиц, бенефицарные собственники (бенефициарный собственник) которых является иностранными публичными должностными лицами;
3) в строке 2.6 указывается информация по количеству юридических лиц, бенефициарными собственниками которых признаны единоличный исполнительный орган/руководитель коллегиального исполнительного органа;
4) строке 2.13 указывается информация по количеству клиентов из стран, включенных в списки Financial Action Task Force (далее - FATF):
- несотрудничающих с FATF;
- имеющих стратегические недостатки в национальных системах по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;
5) в строке 2.16 указывается информация по количеству клиентов, зарегистрированных в странах в соответствии с перечнем стран Индекса восприятия коррупции (согласно приложению 3 к настоящему постановлению);
6) в строке 2.17 отражается общая сумма, находящаяся в доверительном управлении активов.
3. В строке 3.4 Формы указывается информация о количестве работников, прошедших обучение.
4. В строках с 4.1 по 4.6 Формы указываются соответствующие количественные показатели за отчетный полугодовой период.
5. В случае отсутствия сведений Форма представляется с нулевыми остатками.
Приложение 2
к Форме отчета о соблюдении
требований законодательства о ПОД/ФТ,
представляемого профессиональными
участниками рынка ценных бумаг
(за исключением банков второго уровня)
Опросник по ПОД/ФТ для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением банков второго уровня)
№ |
Область |
Оценка |
Да |
Нет |
Не предусмотрено |
Пояснения |
1 |
Внутренняя организация |
|||||
1.1 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг комплаенс-контролер (ответственный сотрудник)/подразделение по ПОД/ФТ, действующий (действующее) независимо от фронт-офиса? |
|||||
1.2 |
Имеет ли комплаенс-контролер/подразделение по ПОД/ФТ четко определенную роль и документально зафиксированные обязанности и функции? |
|||||
2 |
Политика и процедуры по ПОД/ФТ |
|||||
2.1 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ? |
|||||
3 |
Идентификация риска ОД/ФТ |
|||||
3.1 |
Оценка риска |
|||||
3.1.1 |
Осуществлялась ли профессиональным участником рынка ценных бумаг оценка риска ОД/ФТ? |
|||||
3.1.2 |
На какое количество категорий разделен риск ОД/ФТ (например: низкий, средний, высокий)? |
|||||
3.1.3 |
Учитывались ли профессиональным участником рынка ценных бумаг при оценке риска сущность, размер и сложность деятельности (бизнеса) профессионального участника рынка ценных бумаг и тип риска ОД/ФТ, который может ему сопутствовать? |
|||||
3.1.4 |
Опишите подробно, как именно профессиональный участник рынка ценных бумаг определяет (определил) и оценивает (оценил) риск ОД/ФТ? |
|||||
3.1.5 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для оценки риска ОД/ФТ по всем новым или измененным продуктам (услугам) до их введения? |
|||||
3.1.6 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для оценки риска ОД/ФТ по всем новым или разрабатываемым технологиям, используемым для реализации продуктов (оказания услуг), до их внедрения? |
|||||
3.2 |
Услуги/Продукты |
|||||
3.2.1 |
Учитывает ли профессиональный участник рынка ценных бумаг типы предоставляемых услуг/продуктов при определении рисков ОД/ФТ? |
|||||
3.2.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации для изучения риска ОД/ФТ по типу услуг/продуктов. |
|||||
3.3 |
Юрисдикции |
|||||
3.3.1 |
Учитывает ли профессиональный участник рынка ценных бумаг типы иностранных юрисдикций при определении рисков ОД/ФТ? |
|||||
3.3.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации изучения риска ОД/ФТ по типу юрисдикции. |
|||||
3.4 |
Клиенты |
|||||
3.4.1 |
Учитывает ли профессиональный участник рынка ценных бумаг тип клиента при определении рисков ОД/ФТ? |
|||||
3.4.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации для изучения риска ОД/ФТ по типу клиента. |
|||||
3.4.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для определения и оценки рисков ОД/ФТ, связанных с клиентами, которые относятся (отнесены профессиональным участником рынка ценных бумаг) к высокой категории риска? |
|||||
3.4.4 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для проверки всех новых клиентов на предмет их присутствия (отсутствия) в перечнях организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, или иных аналогичных списках? |
|||||
3.5 |
Иностранные публичные должностные лица (далее - ИПДЛ) |
|||||
3.5.1 |
Имеются ли процедуры по проверке клиентов/бенефициарных собственников на причастность к категории ИПДЛ? |
|||||
3.5.2 |
Используются ли профессиональным участником рынка ценных бумаг базы данных ИПДЛ для проверки клиентов/бенефициарных собственников? |
|||||
3.5.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг автоматизированные системы для проверки клиентов на причастность к категории ИПДЛ? |
|||||
4 |
Правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ |
|||||
4.1.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ? |
|||||
4.1.2 |
Применяется ли в правилах внутреннего контроля (программах) по ПОД/ФТ подход, основанный на оценке риска? |
|||||
5. |
Идентификация и верификация |
|||||
5.1 |
Идентификация |
|||||
5.1.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, предусматривающие невозможность предоставления услуг/продуктов без применения необходимых мер по идентификации клиента? |
|||||
5.2 |
Верификация (проверка достоверности сведений) |
|||||
5.2.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для верификации минимально необходимой информации о: |
|||||
5.2.1.1 |
клиентах-физических лицах; |
|||||
5.2.1.2 |
клиентах-юридических лицах; |
|||||
5.2.2 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости верификации на основании документов или иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников) или комбинации двух способов? |
|||||
5.2.3 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для определения необходимости верификации на основании документов, иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников) или комбинации двух способов. |
|||||
5.2.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для определения степени надежности и независимости источника, используемого для верификации, как документальной, так и с помощью иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников). |
|||||
5.2.5 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения допустимости использования иных доступных источников информации (вероятность совпадений и ошибок)? |
|||||
5.2.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для определения допустимости использования иных доступных источников информации (вероятность совпадений и ошибок). |
|||||
5.2.7 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения случаев, когда верификация информации, полученной от клиента, может быть проведена на основании копии документа, полученного из надежного и независимого источника? |
|||||
5.2.8 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для определения случаев, когда верификация информации, полученной от клиента, может быть проведена на основании копии документа, полученного из надежного и независимого источника. |
|||||
5.2.9 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для выявления несоответствий и реакции на них при верификации информации о клиенте? |
|||||
5.2.10 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для выявления несоответствий и реакции на них при верификации информации о клиенте. |
|||||
5.3 |
Аутентификация (проверка подлинности) |
|||||
5.3.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения случаев, при которых документ, предоставленный клиентом, будет изучен на предмет его поддельности, аннулирования (прекращения действия), кражи, включая меры для установления факта подделки, аннулирования (прекращения действия), кражи документа? |
|||||
5.3.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении процедур для определения случаев, при которых документ, предоставленный клиентом, будет изучен на предмет его поддельности, аннулирования (прекращения действия), кражи, включая меры для установления факта подделки, аннулирования (прекращения действия), кражи документа. |
|||||
5.3.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости использования доступных мер аутентификации в отношении документа или электронных данных? |
|||||
5.3.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для определения необходимости использования доступных мер аутентификации в отношении документа или электронных данных? |
|||||
5.3.5 |
Имеются ли в профессиональном участнике рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры по определению необходимости и мер для подтверждения информации, полученной от клиента в рамках процедур по идентификации, путем попытки связаться с клиентом или с лицом, которым клиент представляется? |
|||||
5.3.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для определения необходимости и мер для подтверждения информации, полученной от клиента в рамках процедур по идентификации, путем попытки связаться с клиентом или с лицом, которым клиент представляется. |
|||||
5.4 |
Представители клиентов |
|||||
5.4.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для сбора информации о представителе клиента, уполномоченного выступать от имени клиента при получении услуг/продуктов? |
|||||
5.4.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для сбора информации о представителе клиента, уполномоченного выступать от имени клиента при получении услуг/продуктов. |
|||||
5.4.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости и степени верификации информации о представителе клиента? |
|||||
5.4.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для определения необходимости и степени верификации информации о представителе клиента. |
|||||
5.4.5 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для обязательной идентификации проверяющим сотрудником представителя высокорискового клиента? |
|||||
5.4.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для обязательной идентификации проверяющим сотрудником представителя высокорискового клиента. |
|
||||
5.5 |
Бенефициарные собственники |
|||||
5.5.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для сбора информации о бенефициарном собственнике? |
|||||
5.5.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для сбора информации о бенефициарном собственнике. |
|||||
5.5.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости и степени верификации информации о бенефициарном собственнике? |
|||||
5.5.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для определения необходимости и степени верификации информации о бенефициарном собственнике. |
|||||
6 |
Проверка и направление сообщений (репортинг) |
|||||
6.1 |
Постоянная надлежащая проверка клиента |
|||||
6.1.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для проверки услуг/продуктов, получаемых клиентом, на постоянной основе с целью определения, уменьшения и управления риском ОД/ФТ? |
|||||
6.1.2 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры случаев, когда информация о клиенте (KYC) должна быть обновлена или верифицирована для целей постоянной надлежащей проверки клиента? |
|||||
6.1.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг системы внутреннего контроля, основанные на оценке риска, для определения необходимости получения дополнительной информации (обновления информации) о клиенте для целей постоянной надлежащей проверки клиента в случае изменений в статусе клиента? |
|||||
6.1.4 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, обеспечивающие постоянную проверку всех клиентов на предмет их наличия (отсутствия) в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и в других аналогичных списках? |
|||||
6.1.5 |
Предусматривает ли политика и процедуры по постоянной надлежащей проверке: процесс принятия или отказ в обслуживании клиента; процесс расторжения отношений. С какими видами клиентов профессиональный участник рынка ценных бумаг отказывается работать и почему (существует ли сегрегация клиентов); классификацию клиентов по степени риска (как часто производится пересмотр процедуры оценки по степени риска, предусматривается ли для целей постоянной надлежащей проверки клиента процесс более детального анализа клиентов, операций и транзакций); мониторинг счетов и операций клиентов. |
|||||
6.1.6 |
Предусматривают ли политики и процедуры четкий порядок по отказу в установлении/прекращении деловых отношений, отказу в проведении операций? |
|||||
6.1.7 |
Опишите детально, в каких случаях и по каким основаниям принимаются решения по отказу в установлении деловых отношений/проведении операций? |
|||||
6.1.8 |
Можете ли Вы применить санкции в отношении собственных сотрудников в случае нарушения или невыполнения требований по идентификации и верификации? |
|||||
6.1.9 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, предусматривающие установление деловых отношений с клиентом дистанционным способом? |
|||||
6.1.10 |
Предусмотрена ли проверка достоверности сведений клиентов при дистанционном установлении деловых отношений? |
|||||
6.1.11 |
Опишите детально, каким образом осуществляется дистанционное установление деловых отношений с клиентом. |
|||||
6.2 |
Проверка операций |
|||||
6.2.1 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанная на оценке риска программа проверки операций для изучения операций клиентов? |
|||||
6.2.2 |
Опишите детально имеющиеся системы и процессы для проверки операций. |
|||||
6.2.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг основанные на оценке риска процедуры для выявления подозрительных операций, включая сложные, необычные крупные операции и необычные признаки операций, не имеющих очевидного экономического смысла или видимой законной цели? |
|||||
6.3 |
Сообщения о подозрительных операциях |
|||||
6.3.1 |
Покрывают ли системы мониторинга и направления сообщений о подозрительных операциях все услуги/продукты, предоставляемые профессиональным участником рынка ценных бумаг? |
|||||
6.3.2 |
Учитывают ли системы и процедуры мониторинга и направления сообщений профессиональным участником рынка ценных бумаг установление статуса клиента (является ли клиент тем, за кого себя выдает)? |
|||||
6.3.3 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры по направлению сообщений о подозрительных операциях в Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КФМ)? |
|||||
6.3.4 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры по обеспечению наличия в сообщении о подозрительной операции требуемых законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ деталей о клиенте и причине, из-за которой возникли подозрения? |
|||||
6.3.5 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, позволяющие провести оценку и направить сообщение о подозрительной операции в установленные сроки? |
|||||
6.3.6 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры и меры контроля для предотвращения «утечки информации» (уведомления клиента) о направлении сообщения о подозрительной операции? |
|||||
6.3.7 |
Кем проводится анализ необычной или подозрительной деятельности клиента? Опишите процедуру анализа, в рамках которой принимается решение о том, следует ли направлять в КФМ сообщения о подозрительной операции. Кто принимает решение о присвоении критерия подозрительности и формирования сообщений? Документируется ли процесс принятия решений? |
|||||
6.4 |
Сообщения об операциях, подлежащих финансовому мониторингу (пороговые операции) |
|||||
6.4.1 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг надежная система для определения пороговых операций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ? |
|||||
6.4.2 |
Опишите детально любые имеющиеся системы и процессы для выявления пороговых операций и направления сообщения о них. |
|||||
6.4.3 |
Покрывает ли система выявления и направления сообщений о пороговых операциях все услуги/продукты профессиональным участником рынка ценных бумаг? |
|||||
6.4.4 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для направления сообщений о пороговых операциях в КФМ? |
|||||
6.4.5 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры по обеспечению наличия в сообщении о пороговой операции требуемых законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ деталей о клиенте и операции? |
|||||
6.4.6 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, позволяющие направлять сообщения по пороговым операциям в КФМ в установленные законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ сроки? |
|||||
7.1 |
Программа обучения по ПОД/ФТ |
|||||
7.1.1 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг программа обучения по ПОД/ФТ? |
|||||
7.1.2 |
Опишите детально проделанную работу по разработке и внедрению программы обучения по ПОД/ФТ. |
|||||
7.1.3 |
Учитывались ли при разработке и внедрении программы обучения потребности сотрудников различных уровней и полномочий, определенные на основании оценки риска ОД/ФТ в ПУРЦБ, с учетом следующих критериев: |
|||||
7.1.3.1 |
курс подготовки (например: вводный, основной, повышение уровня знаний); |
|||||
7.1.3.2 |
способ обучения (например: дистанционное, прямое); |
|||||
7.1.3.3 |
длительность обучения (например: 1 день, 1 час); |
|||||
7.1.3.4 |
частота обучения (например: ежегодно, каждое полугодие); |
|||||
7.1.3.5 |
проведение последних запланированных обучающих мероприятий |
|||||
7.1.4 |
Применяется ли программа обучения по ПОД/ФТ ко всем новым сотрудникам? |
|||||
7.2 |
Доказательства обучения |
|||||
7.2.1 |
Сохраняются ли записи о проведении обучения по ПОД/ФТ (в бумажном или электронном виде)? |
|||||
7.2.2 |
Являются ли сохраненные записи о проведении обучения по ПОД/ФТ адекватными (наличие сведений о посещаемости и деталей проведенного обучения)? |
|||||
7.2.3 |
Имеется ли у профессионального участника рынка ценных бумаг лицо, ответственное за проведение обучения по ПОД/ФТ? |
|||||
7.2.4 |
Опишите детально любые предпринимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг меры для оценки адекватности и эффективности своей программы обучения по ПОД/ФТ. |
|||||
7.2.5 |
Проводит ли служба внутреннего аудита анализ обучающей программы и оценку ее эффективности? |
|||||
8 |
Комплаенс и аудит |
|||||
8.1 |
Независимый аудит |
|||||
8.1.1 |
Существует ли у профессионального участника рынка ценных бумаг политика проведения независимого и регулярного аудита (внутреннего или внешнего) системы ПОД/ФТ профессионального участника рынка ценных бумаг? |
|||||
8.1.2 |
Опишите детально любые имеющиеся политики, касающиеся независимого аудита системы ПОД/ФТ профессионального участника рынка ценных бумаг. |
|||||
8.1.3 |
Проводился ли независимый аудит по ПОД/ФТ к настоящему времени? |
|||||
8.1.4 |
Если независимый аудит проводился, то укажите результаты такого аудита. |
|||||
8.1.5 |
Осуществляется ли независимый аудит по ПОД/ФТ с учетом уровня выявленных рисков? Проводится ли независимый аудит относительно соответствия политике и процедурам для клиентов, продуктов/услуг и географической местности, сопряженных с высоким риском? |
|||||
8.1.6 |
Осуществляется ли реализация рекомендаций независимого аудита? |
|||||
8.1.7 |
Доводятся ли результаты независимого аудита до сведения руководства профессионального участника рынка ценных бумаг (совета директоров, правления)? |
|||||
8.2 |
Информация от КФМ, надзорного органа |
|||||
8.2.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры, обеспечивающие доведение до сведения руководства профессионального участника рынка ценных бумаг (совета директоров, правления) любой информации, направляемой КФМ или надзорным органом и касающейся ПОД/ФТ? |
|||||
9 |
Хранение записей (сведений и информации) |
|||||
9.1 |
Политики и процедуры |
|||||
9.1.1 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг сведения и информация (о клиенте, об операции и иные сведения) не менее пяти лет (со дня прекращения отношений с клиентом или совершения операции)? |
|||||
9.1.2 |
Опишите детально имеющиеся у профессионального участника рынка ценных бумаг политики и процедуры, касающиеся хранения записей. |
|||||
9.1.3 |
Осуществляется ли хранение записей на бумажных носителях надлежащим образом (в сейфах, шкафах и других местах)? |
|||||
9.2 |
Правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ |
|||||
9.2.1 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ и любые изменения к ним? |
|||||
9.2.2 |
Хранится ли у профессионального участника рынка ценных бумаг информация о принятых решениях в области ПОД/ФТ? |
|||||
9.2.3 |
Ведутся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг записи о мерах, предпринятых для устранения нарушений (несоответствий), выявленных самостоятельно или надзорным органом? |
|||||
9.2.4 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг записи о внутреннем и внешнем аудите ПОД/ФТ, включая результаты такого аудита? |
|||||
9.3 |
Идентификация клиента и подтверждение сведений (верификация) |
|||||
9.3.1 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг необходимые записи о процедурах идентификации клиентов? |
|||||
9.3.2 |
В каком формате хранятся записи результатов идентификации клиентов? |
|||||
9.3.3 |
Осуществляет ли профессиональный участник рынка ценных бумаг хранение информации о клиенте, полученной при предоставлении услуг/продуктов в качестве агента поставщика услуг (систем денежных переводов)? |
|||||
9.3.4 |
Доверяет ли профессиональный участник рынка ценных бумаг хранение записей о клиентах, о процедурах верификации клиентов, об операциях клиентов третьим лицам? |
|||||
9.4 |
Подозрительные операции |
|||||
9.4.1 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие записи об указаниях на перевод денег? |
|||||
9.4.2 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие записи об операциях (предоставленных услугах/продуктах)? |
|||||
9.4.3 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие записи о направлении сообщений о пороговых операциях? |
|||||
9.4.4 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие записи о подозрительных операциях? |
|||||
9.4.5 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг соответствующие записи о решениях не направлять сообщения о подозрительных операциях? |
|||||
9.4.6 |
Хранятся ли у профессионального участника рынка ценных бумаг предоставленные клиентом данные в рамках проводимых операций (предоставленных услугах/продуктах)? |
Приложение 2
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию
финансового рынка
от 29 июня 2020 года № 67
Отчет о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ представляемый организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность
Представляется: в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Периодичность: полугодовая
Отчетный период: по состоянию на «_____»____________ 20 ___ года
Круг лиц, представляющих отчет: организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность
Срок представления: не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием
Форма
Критерии |
Единица измерения |
Данные на отчетную дату |
|
Раздел 1. Программа идентификации клиента |
|
|
|
1.1. |
Общее количество клиентов |
единицы |
|
1.2. |
Количество юридических лиц |
единицы |
|
1.3. |
Количество физических лиц |
единицы |
|
Раздел 2. Программа управления рисками ОД/ФТ |
|
|
|
Типы клиентов |
|
|
|
2.1 |
Количество высокорисковых клиентов, признанных МФО в соответствии с программой управления рисками отмывания доходов и финансирования терроризма |
единицы |
|
2.2 |
Количество клиентов, состоящих в Перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и (или) экстремизма (Комитет финансового мониторинга Министерства финансов Республики Казахстан) |
единицы |
|
2.3 |
Количество клиентов, состоящих в списке Совета Безопасности ООН |
единицы |
|
2.4 |
Количество клиентов - физических лиц, которые являются иностранными публичными должностными лицами |
единицы |
|
2.5 |
Количество клиентов без гражданства |
единицы |
|
Иностранные государства |
|
|
|
2.6 |
Количество клиентов из стран, включенных в списки Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) (черный, серый) |
единицы |
|
2.7 |
Количество клиентов из иностранных государств (территорий), в отношении которых применяются международные санкции (эмбарго), принятые резолюциями Совета Безопасности ООН |
единицы |
|
2.8 |
Количество клиентов из иностранных государств (территории), включенные в перечень оффшорных зон |
единицы |
|
2.9 |
Количество клиентов из стран с высоким уровнем в соответствии со списком стран Индекса восприятия коррупции |
единицы |
|
Продукты и услуги |
|
|
|
2.10 |
Первичное дистанционное установление деловых отношений |
единицы |
|
Раздел 3. Программа подготовки и обучения работников профессионального участника по вопросам ПОД/ФТ |
|
|
|
3.1 |
Количество работников МФО |
единицы |
|
3.2 |
Количество работников МФО, которые подлежат[6] обучению |
единицы |
|
3.3 |
Количество работников прошедших обучение по вопросам ПОД/ФТ |
единицы |
|
Раздел 4. Программа мониторинга и изучения операций |
|||
4.1 |
Количество клиентов, с которыми прекращены деловые отношения в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация по которым отправлена в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.2 |
Количество клиентов, которым отказано в установлении деловых отношений в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация по которым отправлена в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.3 |
Количество пороговых операций, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с Законом о ПОД/ФТ, информация о которых была отправлена в уполномоченный орган по финансовому мониторингу |
единицы |
|
4.4 |
Количество подозрительных операций, документально зафиксированных и направленных в уполномоченный орган по финансовому мониторингу (включая операции, указанные в строке 4.5) |
единицы |
|
4.5 |
Количество приостановленных подозрительных операций, отправленных в уполномоченный орган |
единицы |
|
4.6 |
Количество отказов в проведении операций с деньгами или иным имуществом отправленных в уполномоченный орган |
единицы |
|
Приложение 1
к Форме отчета о соблюдении требований
законодательства о ПОД/ФТ, представляемого
организациями, осуществляющими
микрофинансовую деятельность
Пояснение
по заполнению
Формы отчета о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ,
представляемого организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность
1. Общие положения
1. Настоящее пояснение (далее - Пояснение) определяет единые требования по заполнению формы «Отчет о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ, представляемый организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность » (далее - Форма).
2. Форма составляется на полугодовой основе организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (далее - МФО) и заполняется по состоянию на конец отчетного периода. Данные в Форме заполняются в тысячах тенге. Пересчет суммы в тенге производится по рыночному курсу, установленному на последнюю дату отчетного периода. Сумма менее пятисот тенге округляется до нуля, а сумма, равная пятистам тенге и выше, округляется до тысячи тенге.
3. Форму подписывает первый руководитель, главный бухгалтер или лица, уполномоченные на подписание отчета.
2. Пояснение по заполнению Формы
1. В разделе 1 Формы:
1) в строке 1.1 указывается общее количество клиентов, обслуживающихся в МФО;
2) строках 1.2 и 1.3 указывается количество юридических лиц - клиентов и физических лиц - клиентов МФО.
2. В разделе 2 Формы:
1) в строке 2.1 указывается информация по высокорисковым клиентам, признанным МФО в соответствии с критериями управления рисками отмывания доходов и финансирования терроризма. При этом данный пункт не включает информацию по строкам с 2.2 по 2.9;
2) в строке 2.6 указывается информация по количеству клиентов из стран, включенных в списки Financial Action Task Force (далее - FATF):
- несотрудничающих с FATF;
- имеющих стратегические недостатки в национальных системах по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;
3) в строке 2.9 указывается информация по количеству клиентов, зарегистрированных в странах в соответствии со списком стран Индекса восприятия коррупции (согласно приложению 3 к настоящему постановлению).
6. В случае отсутствия сведений Форма представляется с нулевыми остатками.
Приложение 2
к Форме отчета о соблюдении требований
законодательства о ПОД/ФТ, представляемого
организациями, осуществляющими
микрофинансовую деятельность
Опросник по ПОД/ФТ для организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность
№ |
Область |
Оценка[7] |
Да |
Нет |
Не предусмотрено |
Пояснения |
1 |
Внутренняя организация |
|
|
|
|
|
1.1 |
Имеется ли у МФО комплаенс-контролер (ответственный сотрудник)/подразделение по ПОД/ФТ, действующий (действующее) независимо от фронт-офиса? |
|
|
|
|
|
1.2 |
Имеет ли комплаенс-контролер/подразделение по ПОД/ФТ четко определенную роль и документально зафиксированные обязанности и функции? |
|
|
|
|
|
2 |
Политика и процедуры по ПОД/ФТ |
|
|
|
|
|
2.1 |
Имеется ли у МФО правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3 |
Идентификация риска ОД/ФТ |
|
|
|
|
|
3.1 |
Оценка риска |
|
|
|
|
|
3.1.1 |
Осуществлялась ли МФО оценка риска ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3.1.2 |
На какое количество категорий разделен риск ОД/ФТ (например: низкий, средний, высокий)? |
|
|
|
|
|
3.1.3 |
Учитывались ли МФО при оценке риска сущность, размер и сложность деятельности (бизнеса) МФО и тип риска ОД/ФТ, который может ему сопутствовать? |
|
|
|
|
|
3.1.4 |
Опишите подробно, как именно МФО определяет (определила) и оценивает (оценила) риск ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3.1.5 |
Имеются ли у МФО процедуры для оценки риска ОД/ФТ по всем новым или измененным продуктам (услугам) до их введения? |
|
|
|
|
|
3.1.6 |
Имеются ли у МФО процедуры для оценки риска ОД/ФТ по всем новым или разрабатываемым технологиям, используемым для реализации продуктов (оказания услуг), до их внедрения? |
|
|
|
|
|
3.2 |
Услуги/Продукты |
|
|
|
|
|
3.2.1 |
Учитывает ли МФО типы предоставляемых услуг/продуктов при определении рисков ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3.2.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации для изучения риска ОД/ФТ по типу услуг/продуктов. |
|
|
|
|
|
3.3 |
Юрисдикции |
|
|
|
|
|
3.3.1 |
Учитывает ли МФО типы иностранных юрисдикций при определении рисков ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3.3.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации изучения риска ОД/ФТ по типу юрисдикции. |
|
|
|
|
|
3.4 |
Клиенты |
|
|
|
|
|
3.4.1 |
Учитывает ли МФО тип клиента при определении рисков ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
3.4.2 |
Опишите используемые критерии риска и источники информации для изучения риска ОД/ФТ по типу клиента. |
|
|
|
|
|
3.4.3 |
Имеются ли у МФО процедуры для определения и оценки рисков ОД/ФТ, связанных с клиентами, которые относятся (отнесены МФО) к высокой категории риска? |
|
|
|
|
|
3.4.4 |
Имеются ли у МФО процедуры для проверки всех новых клиентов на предмет их присутствия (отсутствия) в перечнях организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, или иных аналогичных списках? |
|
|
|
|
|
3.5 |
Иностранные публичные должностные лица (далее - ИПДЛ) |
|
|
|
|
|
3.5.1 |
Имеются ли процедуры по проверке клиентов/бенефициарных собственников на причастность к категории ИПДЛ? |
|
|
|
|
|
3.5.2 |
Используются ли МФО базы данных ИПДЛ для проверки клиентов/бенефициарных собственников? |
|
|
|
|
|
3.5.3 |
Имеются ли у МФО автоматизированные системы для проверки клиентов на причастность к категории ИПДЛ? |
|
|
|
|
|
4 |
Правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ |
|
|
|
|
|
4.1 |
Имеются ли у МФО соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
4.2 |
Применяется ли в правилах внутреннего контроля (программах) по ПОД/ФТ подход, основанный на оценке риска? |
|
|
|
|
|
5. |
Идентификация и верификация |
|
|
|
|
|
5.1 |
Идентификация |
|
|
|
|
|
5.1.1 |
Имеются ли у МФО процедуры, предусматривающие невозможность предоставления услуг/продуктов без применения необходимых мер по идентификации клиента? |
|
|
|
|
|
5.2 |
Верификация (проверка достоверности сведений) |
|
|
|
|
|
5.2.1 |
Имеются ли у МФО процедуры для верификации минимально необходимой информации о: |
|
|
|
|
|
5.2.1.1 |
клиентах-физических лицах; |
|
|
|
|
|
5.2.1.2 |
клиентах-юридических лицах; |
|
|
|
|
|
5.2.2 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости верификации на основании документов или иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников) или комбинации двух способов? |
|
|
|
|
|
5.2.3 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для определения необходимости верификации на основании документов, иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников) или комбинации двух способов. |
|
|
|
|
|
5.2.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для определения степени надежности и независимости источника, используемого для верификации, как документальной, так и с помощью иных доступных источников информации (электронных баз данных и других источников). |
|
|
|
|
|
5.2.5 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения допустимости использования иных доступных источников информации (вероятность совпадений и ошибок)? |
|
|
|
|
|
5.2.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для определения допустимости использования иных доступных источников информации (вероятность совпадений и ошибок). |
|
|
|
|
|
5.2.7 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения случаев, когда верификация информации, полученной от клиента, может быть проведена на основании копии документа, полученного из надежного и независимого источника? |
|
|
|
|
|
5.2.8 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для определения случаев, когда верификация информации, полученной от клиента, может быть проведена на основании копии документа, полученного из надежного и независимого источника. |
|
|
|
|
|
5.2.9 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для выявления несоответствий и реакции на них при верификации информации о клиенте? |
|
|
|
|
|
5.2.10 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для выявления несоответствий и реакции на них при верификации информации о клиенте. |
|
|
|
|
|
5.3 |
Аутентификация (проверка подлинности) |
|
|
|
|
|
5.3.1 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения случаев, при которых документ, предоставленный клиентом, будет изучен на предмет его поддельности, аннулирования (прекращения действия), кражи, включая меры для установления факта подделки, аннулирования (прекращения действия), кражи документа? |
|
|
|
|
|
5.3.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, в отношении процедур для определения случаев, при которых документ, предоставленный клиентом, будет изучен на предмет его поддельности, аннулирования (прекращения действия), кражи, включая меры для установления факта подделки, аннулирования (прекращения действия), кражи документа. |
|
|
|
|
|
5.3.3 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости использования доступных мер аутентификации в отношении документа или электронных данных? |
|
|
|
|
|
5.3.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для определения необходимости использования доступных мер аутентификации в отношении документа или электронных данных? |
|
|
|
|
|
5.3.5 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры по определению необходимости и мер для подтверждения информации, полученной от клиента в рамках процедур по идентификации, путем попытки связаться с клиентом или с лицом, которым клиент представляется? |
|
|
|
|
|
5.3.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для определения необходимости и мер для подтверждения информации, полученной от клиента в рамках процедур по идентификации, путем попытки связаться с клиентом или с лицом, которым клиент представляется. |
|
|
|
|
|
5.4 |
Представители клиентов |
|
|
|
|
|
5.4.1 |
Имеются ли у МФО процедуры для сбора информации о представителе клиента, уполномоченного выступать от имени клиента при получении услуг/продуктов? |
|
|
|
|
|
5.4.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для сбора информации о представителе клиента, уполномоченного выступать от имени клиента при получении услуг/продуктов. |
|
|
|
|
|
5.4.3 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости и степени верификации информации о представителе клиента? |
|
|
|
|
|
5.4.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для определения необходимости и степени верификации информации о представителе клиента. |
|
|
|
|
|
5.4.5 |
Имеются ли у МФО процедуры для обязательной идентификации проверяющим сотрудником представителя высокорискового клиента? |
|
|
|
|
|
5.4.6 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для обязательной идентификации проверяющим сотрудником представителя высокорискового клиента. |
|
|
|
|
|
5.5 |
Бенефициарные собственники |
|
|
|
|
|
5.5.1 |
Имеются ли у профессионального участника рынка ценных бумаг процедуры для сбора информации о бенефициарном собственнике? |
|
|
|
|
|
5.5.2 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, для сбора информации о бенефициарном собственнике. |
|
|
|
|
|
5.5.3 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для определения необходимости и степени верификации информации о бенефициарном собственнике? |
|
|
|
|
|
5.5.4 |
Опишите детально любые меры контроля (красные флажки), принимаемые МФО, для определения необходимости и степени верификации информации о бенефициарном собственнике. |
|
|
|
|
|
6 |
Проверка и направление сообщений (репортинг) |
|
|
|
|
|
6.1 |
Постоянная надлежащая проверка клиента |
|
|
|
|
|
6.1.1 |
Имеются ли у МФО процедуры для проверки услуг/продуктов, получаемых клиентом, на постоянной основе с целью определения, уменьшения и управления риском ОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
6.1.2 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры случаев, когда информация о клиенте (KYC) должна быть обновлена или верифицирована для целей постоянной надлежащей проверки клиента? |
|
|
|
|
|
6.1.3 |
Имеются ли у МФО системы внутреннего контроля, основанные на оценке риска, для определения необходимости получения дополнительной информации (обновления информации) о клиенте для целей постоянной надлежащей проверки клиента в случае изменений в статусе клиента? |
|
|
|
|
|
6.1.4 |
Имеются ли у МФО процедуры, обеспечивающие постоянную проверку всех клиентов на предмет их наличия (отсутствия) в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и в других аналогичных списках? |
|
|
|
|
|
6.1.5 |
Предусматривает ли политика и процедуры по постоянной надлежащей проверке: процесс принятия или отказа в обслуживании клиента; процесс расторжения отношений. С какими видами клиентов МФО отказывается работать и почему (существует ли сегрегация клиентов); классификацию клиентов по степени риска (как часто производится пересмотр процедуры оценки по степени риска, предусматривается ли для целей постоянной надлежащей проверки клиента процесс более детального анализа клиентов, операций и транзакций); мониторинг счетов и операций клиентов. |
|
|
|
|
|
6.1.6 |
Предусматривают ли политики и процедуры четкий порядок по отказу в установлении/прекращении деловых отношений, отказу в проведении операций? |
|
|
|
|
|
6.1.7 |
Опишите детально, в каких случаях и по каким основаниям принимаются решения по отказу в установлении деловых отношений/проведении операций? |
|
|
|
|
|
6.1.8 |
Можете ли Вы применить санкции в отношении собственных сотрудников в случае нарушения или невыполнения требований по идентификации и верификации? |
|
|
|
|
|
6.1.9 |
Имеются ли у МФО процедуры, предусматривающие установление деловых отношений с клиентом дистанционным способом? |
|
|
|
|
|
6.1.10 |
Предусмотрена ли проверка достоверности сведений клиентов при дистанционном установлении деловых отношений? |
|
|
|
|
|
6.1.11 |
Опишите детально, каким образом осуществляется дистанционное установление деловых отношений с клиентом. |
|
|
|
|
|
6.2 |
Проверка операций |
|
|
|
|
|
6.2.1 |
Имеется ли у МФО основанная на оценке риска программа проверки операций для изучения операций клиентов? |
|
|
|
|
|
6.2.2 |
Опишите детально имеющиеся системы и процессы для проверки операций. |
|
|
|
|
|
6.2.3 |
Имеются ли у МФО основанные на оценке риска процедуры для выявления подозрительных операций, включая сложные, необычные крупные операции и необычные признаки операций, не имеющих очевидного экономического смысла или видимой законной цели? |
|
|
|
|
|
6.3 |
Сообщения о подозрительных операциях |
|
|
|
|
|
6.3.1 |
Покрывают ли системы мониторинга и направления сообщений о подозрительных операциях все услуги/продукты, предоставляемые МФО? |
|
|
|
|
|
6.3.2 |
Учитывают ли системы и процедуры мониторинга и направления сообщений МФО установление статуса клиента (является ли клиент тем, за кого себя выдает)? |
|
|
|
|
|
6.3.3 |
Имеются ли у МФО процедуры по направлению сообщений о подозрительных операциях в Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КФМ)? |
|
|
|
|
|
6.3.4 |
Имеются ли у МФО процедуры по обеспечению наличия в сообщении о подозрительной операции требуемых законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ деталей о клиенте и причине, из-за которой возникли подозрения? |
|
|
|
|
|
6.3.5 |
Имеются ли у МФО процедуры, позволяющие провести оценку и направить сообщение о подозрительной операции в установленные сроки? |
|
|
|
|
|
6.3.6 |
Имеются ли у МФО процедуры и меры контроля для предотвращения «утечки информации» (уведомления клиента) о направлении сообщения о подозрительной операции? |
|
|
|
|
|
6.3.7 |
Кем проводится анализ необычной или подозрительной деятельности клиента? Опишите процедуру анализа, в рамках которой принимается решение о том, следует ли направлять в КФМ сообщения о подозрительной операции. Кто принимает решение о присвоении критерия подозрительности и формирования сообщений? Документируется ли процесс принятия решений? |
|
|
|
|
|
6.4 |
Сообщения об операциях, подлежащих финансовому мониторингу (пороговые операции) |
|
|
|
|
|
6.4.1 |
Имеется ли у МФО надежная система для определения пороговых операций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
6.4.2 |
Опишите детально любые имеющиеся системы и процессы для выявления пороговых операций и направления сообщения о них. |
|
|
|
|
|
6.4.3 |
Покрывает ли система выявления и направления сообщений о пороговых операциях все услуги/продукты МФО? |
|
|
|
|
|
6.4.4 |
Имеются ли у МФО процедуры для направления сообщений о пороговых операциях в КФМ? |
|
|
|
|
|
6.4.5 |
Имеются ли у МФО процедуры по обеспечению наличия в сообщении о пороговой операции требуемых законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ деталей о клиенте и операции? |
|
|
|
|
|
6.4.6 |
Имеются ли у МФО процедуры, позволяющие направлять сообщения по пороговым операциям в КФМ в установленные законодательством Республики Казахстан о ПОД/ФТ сроки? |
|
|
|
|
|
7.1 |
Программа обучения по ПОД/ФТ |
|
|
|
|
|
7.1.1 |
Имеется ли у МФО программа обучения по ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
7.1.2 |
Опишите детально проделанную работу по разработке и внедрению программы обучения по ПОД/ФТ. |
|
|
|
|
|
7.1.3 |
Учитывались ли при разработке и внедрении программы обучения потребности сотрудников различных уровней и полномочий, определенные на основании оценки риска ОД/ФТ в МФО, с учетом следующих критериев: |
|
|
|
|
|
7.1.3.1 |
курс подготовки (например: вводный, основной, повышение уровня знаний); |
|
|
|
|
|
7.1.3.2 |
способ обучения (например: дистанционное, прямое); |
|
|
|
|
|
7.1.3.3 |
длительность обучения (например: 1 день, 1 час); |
|
|
|
|
|
7.1.3.4 |
частота обучения (например: ежегодно, каждое полугодие); |
|
|
|
|
|
7.1.3.5 |
проведение последних запланированных обучающих мероприятий |
|
|
|
|
|
7.1.4 |
Применяется ли программа обучения по ПОД/ФТ ко всем новым сотрудникам? |
|
|
|
|
|
7.2 |
Доказательства обучения |
|
|
|
|
|
7.2.1 |
Сохраняются ли записи о проведении обучения по ПОД/ФТ (в бумажном или электронном виде)? |
|
|
|
|
|
7.2.2 |
Являются ли сохраненные записи о проведении обучения по ПОД/ФТ адекватными (наличие сведений о посещаемости и деталей проведенного обучения)? |
|
|
|
|
|
7.2.3 |
Имеется ли у МФО лицо, ответственное за проведение обучения по ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
7.2.4 |
Опишите детально любые предпринимаемые МФО меры для оценки адекватности и эффективности своей программы обучения по ПОД/ФТ. |
|
|
|
|
|
7.2.5 |
Проводит ли служба внутреннего аудита анализ обучающей программы и оценку ее эффективности? |
|
|
|
|
|
8 |
Комплаенс и аудит |
|
|
|
|
|
8.1 |
Независимый аудит |
|
|
|
|
|
8.1.1 |
Существует ли у МФО политика проведения независимого и регулярного аудита (внутреннего или внешнего) системы ПОД/ФТ МФО? |
|
|
|
|
|
8.1.2 |
Опишите детально любые имеющиеся политики, касающиеся независимого аудита системы ПОД/ФТ МФО. |
|
|
|
|
|
8.1.3 |
Проводился ли независимый аудит по ПОД/ФТ к настоящему времени? |
|
|
|
|
|
8.1.4 |
Если независимый аудит проводился, то укажите результаты такого аудита. |
|
|
|
|
|
8.1.5 |
Осуществляется ли независимый аудит по ПОД/ФТ с учетом уровня выявленных рисков? Проводится ли независимый аудит относительно соответствия политике и процедурам для клиентов, продуктов/услуг и географической местности, сопряженных с высоким риском? |
|
|
|
|
|
8.1.6 |
Осуществляется ли реализация рекомендаций независимого аудита? |
|
|
|
|
|
8.1.7 |
Доводятся ли результаты независимого аудита до сведения руководства МФО (совета директоров, правления)? |
|
|
|
|
|
8.2 |
Информация от КФМ, надзорного органа |
|
|
|
|
|
8.2.1 |
Имеются ли у МФО процедуры, обеспечивающие доведение до сведения руководства МФО (совета директоров, правления) любой информации, направляемой КФМ или надзорным органом и касающейся ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
9 |
Хранение записей (сведений и информации) |
|
|
|
|
|
9.1 |
Политики и процедуры |
|
|
|
|
|
9.1.1 |
Хранятся ли у МФО сведения и информация (о клиенте, об операции и иные сведения) не менее пяти лет (со дня прекращения отношений с клиентом или совершения операции)? |
|
|
|
|
|
9.1.2 |
Опишите детально имеющиеся у МФО политики и процедуры, касающиеся хранения записей. |
|
|
|
|
|
9.1.3 |
Осуществляется ли хранение записей на бумажных носителях надлежащим образом (в сейфах, шкафах и других местах)? |
|
|
|
|
|
9.2 |
Правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ |
|
|
|
|
|
9.2.1 |
Хранятся ли у микрофинансовой организации правила внутреннего контроля (программы) по ПОД/ФТ и любые изменения к ним? |
|
|
|
|
|
9.2.2 |
Хранится ли у МФО информация о принятых решениях в области ПОД/ФТ? |
|
|
|
|
|
9.2.3 |
Ведутся ли у МФО записи о мерах, предпринятых для устранения нарушений (несоответствий), выявленных самостоятельно или надзорным органом? |
|
|
|
|
|
9.2.4 |
Хранятся ли у МФО записи о внутреннем и внешнем аудите ПОД/ФТ, включая результаты такого аудита? |
|
|
|
|
|
9.3 |
Идентификация клиента и подтверждение сведений (верификация) |
|
|
|
|
|
9.3.1 |
Хранятся ли у МФО необходимые записи о процедурах идентификации клиентов? |
|
|
|
|
|
9.3.2 |
В каком формате хранятся записи результатов идентификации клиентов? |
|
|
|
|
|
9.3.3 |
Осуществляет ли МФО хранение информации о клиенте, полученной при предоставлении услуг/продуктов в качестве агента поставщика услуг (систем денежных переводов)? |
|
|
|
|
|
9.3.4 |
Доверяет ли МФО хранение записей о клиентах, о процедурах верификации клиентов, об операциях клиентов третьим лицам? |
|
|
|
|
|
9.4 |
Подозрительные операции |
|
|
|
|
|
9.4.1 |
Хранятся ли у МФО соответствующие записи об указаниях на перевод денег? |
|
|
|
|
|
9.4.2 |
Хранятся ли у МФО соответствующие записи об операциях (предоставленных услугах/продуктах)? |
|
|
|
|
|
9.4.3 |
Хранятся ли у МФО соответствующие записи о направлении сообщений о пороговых операциях? |
|
|
|
|
|
9.4.4 |
Хранятся ли у МФО соответствующие записи о подозрительных операциях? |
|
|
|
|
|
9.4.5 |
Хранятся ли у МФО соответствующие записи о решениях не направлять сообщения о подозрительных операциях? |
|
|
|
|
|
9.4.6 |
Хранятся ли у МФО предоставленные клиентом данные в рамках проводимых операций (предоставленных услугах/продуктах)? |
|
|
|
|
|
Приложение 3
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка
от 29 июня 2020 года № 67
Список стран Индекса восприятия коррупции
П/П |
Страна |
Буквенное обозначение |
1 |
Непал |
NPL |
2 |
Филиппины |
PHL |
3 |
Королевство Эсватини |
SWZ |
4 |
Замбия |
ZMB |
5 |
Сьерра-Леоне |
SLE |
6 |
Молдавия |
MDA |
7 |
Нигер |
NER |
8 |
Пакистан |
PAK |
9 |
Боливия |
BOL |
10 |
Габон |
GAB |
11 |
Малави |
MWI |
12 |
Азербайджан |
AZE |
13 |
Джибути |
DJI |
14 |
Кыргызстан |
KGZ |
15 |
Украина |
UKR |
16 |
Гвинея |
GIN |
17 |
Лаос |
LAO |
18 |
Мальдивы |
MDV |
19 |
Мали |
MLI |
20 |
Мексика |
MEX |
21 |
Мьянма |
MMR |
22 |
Того |
TGO |
23 |
Доминиканская Республика |
DOM |
24 |
Кения |
KEN |
25 |
Ливан |
LBN |
26 |
Либерия |
LBR |
27 |
Мавритания |
MRT |
28 |
Папуа-Новая Гвинея |
PNG |
29 |
Парагвай |
PRY |
30 |
Россия |
RUS |
31 |
Уганда |
UGA |
32 |
Ангола |
AGO |
33 |
Бангладеш |
BGD |
34 |
Гватемала |
GTM |
35 |
Гондурас |
HND |
36 |
Иран |
IRN |
37 |
Мозамбик |
MOZ |
38 |
Нигерия |
NGA |
39 |
Cameroon |
CMR |
40 |
Центрально-Африканская Республика |
CAF |
41 |
Коморы |
COM |
42 |
Таджикистан |
TJK |
43 |
Узбекистан |
UZB |
44 |
Мадагаскар |
MDG |
45 |
Зимбабве |
ZWE |
46 |
Эритрея |
ERI |
47 |
Никарагуа |
NIC |
48 |
Камбоджа |
KHM |
49 |
Чад |
TCD |
50 |
Ирак |
IRQ |
51 |
Бурунди |
BDI |
52 |
Конго |
COG |
53 |
Туркменистан |
TKM |
54 |
Гвинея-Бисау |
GNB |
55 |
Гаити |
HTI |
56 |
Ливия |
LBY |
57 |
Северная Корея |
PRK |
58 |
Афганистан |
AFG |
59 |
Экваториальная Гвинея |
GNQ |
60 |
Судан |
SDN |
61 |
Венесуэла |
VEN |
62 |
Йемен |
YEM |
63 |
Сирия |
SYR |
64 |
Южный Судан |
SSD |
65 |
Сомали |
SOM |
Закон Республики Казахстан от 16 января 201 года «О некоммерческих организациях»
Подразделения субъекта финансового мониторинга которые обязаны иметь базовые знания о международной и национальной системе ПОД/ФТ, нормативных правовых актах Республики Казахстан о ПОД/ФТ и внутренних документах, принятых в целях ПОД/ФТ
В соответствии с Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для профессиональных участников рынка ценных бумаг
Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Заполняется работниками Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
В соответствии с Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Заполняется работниками Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка