07.05.2012

Об утверждении Правил подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 29.11.2023 № 1055.

      В соответствии с подпунктом 3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 7 мая 2012 года № 582

Правила
подготовки генеральной схемы газификации
Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" (далее – Закон) и определяют порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) генеральная схема газификации Республики Казахстан (далее – Схема) – документ, определяющий экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан и основные мероприятия, подлежащие осуществлению для развития газовой отрасли путем использования в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах, и содержащий схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения;

      2) рейтинговая оценка – методика, позволяющая определить привлекательность газификации отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан на основе анализа совокупности социально-экономических и природно-хозяйственных характеристик.

      Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом.

2. Порядок подготовки схемы

      3. Схема разрабатывается в три этапа:

      1) формирование региональной схемы акиматами областей, городов республиканского значения, столицы;

      2) формирование схемы уполномоченным органом;

      3) утверждение схемы Правительством Республики Казахстан.

      4. Акимы областей, города республиканского значения, столицы обеспечивают представление на рассмотрение Межведомственной комиссии по подготовке генеральной схемы газификации Республики Казахстан, создаваемой при уполномоченном органе (далее – Комиссия), региональных схем газификации, подготовленных в соответствии с настоящими Правилами.

      5. Комиссию возглавляет руководитель уполномоченного органа. В состав Комиссии входят представители уполномоченных органов в областях коммунального хозяйства, промышленной безопасности, индустрии и новых технологий, сельского хозяйства, уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, уполномоченного органа, осуществляющего руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики, местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы. Рабочим органом Комиссии является структурное подразделение уполномоченного органа, ответственное за проведение политики в области газа и газоснабжения.

      6. Схема разрабатывается с учетом приоритетности:

      1) обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

      2) использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.

      7. Региональные схемы газификации разрабатываются на основании результатов рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов в соответствии с методикой рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов, приведенной в приложении к настоящим Правилам.

      8. В региональных схемах газификации отражаются:

      1) эксплуатируемые объекты, потребляющие газ, объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию, с указанием сроков ввода;

      2) источники потребления газа на объектах, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

      3) вид газа (товарный и (или) сжиженный нефтяной), планируемого к использованию при газификации, с экономическими обоснованиями преимуществ его использования;

      4) населенные пункты, планируемые к газификации;

      5) объекты, газификация которых экономически нецелесообразна до 2015 года с указанием соответствующих обоснований.

      9. Для проведения расчетов в рамках рейтинговой оценки создается обновляемая и дополняемая информационная система, позволяющая оценить целесообразность и привлекательность газификации каждой отдельно взятой административно-территориальной единицы (района) Республики Казахстан на основе рейтинговой оценки.

      10. При разработке региональной схемы осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение сбора и анализа текущих социально-экономических и природно-хозяйственных показателей регионов Республики Казахстан, влияющих на привлекательность газификации регионов;

      2) проведение анализа существующей ресурсной базы, необходимой для удовлетворения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе;

      3) определение прогнозных значений основных показателей баланса товарного и сжиженного нефтяного газа по оптимистическому, пессимистическому и реальному сценариям;

      4) проведение сравнительного анализа рынка альтернативных источников энергии;

      5) разработка схемы расположения существующих и планируемых к строительству магистральных газопроводов;

      6) проведение оценки объема инвестиций, необходимого для газификации каждого анализируемого региона Республики Казахстан;

      7) проведение рейтинговой оценки привлекательности внутри регионов Республики Казахстан.

      11. Региональные схемы газификации Республики Казахстан представляются:

      1) членам Комиссии, за исключением местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, и рабочему органу Комиссии;

      2) членам Комиссии - представителям местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, граничащим с соответствующей административно-территориальной единицей, региональная схема которой представлена на рассмотрение.

      Члены Комиссии и рабочий орган Комиссии, получившие региональные схемы газификации, обеспечивают их рассмотрение в соответствующих государственных органах и организациях и подготовку заключения по вопросам компетенции в двухнедельный срок со дня получения схемы.

      12. На заседаниях Комиссии рассматриваются региональные схемы газификации и заключения государственных органов и рабочего органа и вырабатываются рекомендации по доработке региональных схем и (или) по их включению в состав схемы.

      13. Схема содержит:

      1) экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан;

      2) основные мероприятия, подлежащие осуществлению для развития газовой отрасли путем использования в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах;

      3) схему размещения существующих и планируемых к строительству объектов систем газоснабжения;

      4) перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения;

      5) необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа;

      6) схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения;

      7) сроки реализации схемы на перспективу.

      14. В рамках схемы формируется и утверждается уполномоченным органом перечень наиболее привлекательных для газификации регионов, содержащий следующую информацию:

      1) наименование проекта газификации;

      2) ответственный государственный орган;

      3) регион, в котором планируется реализация проекта;

      4) заявитель проекта;

      5) предварительные показатели экономической привлекательности реализации проекта;

      6) предполагаемые социально-экономические последствия, в случае принятия проекта;

      7) предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта, и источники финансирования;

      8) предполагаемые сроки реализации проекта.

      15. После одобрения схемы Комиссией, уполномоченным органом в установленном порядке подготавливается и вносится проект постановления Правительства Республики Казахстан об утверждении генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      16. При изменении социально-экономических показателей, направлений развития регионов или возникновении иной необходимости корректировки схемы члены Комиссии инициируют созыв ее заседания для рассмотрения вопроса внесения изменений и (или) дополнений в схему.

      Член Комиссии, инициировавший такое заседание, в срок, не позднее двух недель до заседания Комиссии, представляет членам Комиссии и рабочему органу необходимые обоснования корректировки схемы, составленные с учетом положений настоящего раздела.

  Приложение
к Правилам подготовки
Генеральной схемы газификации
Республики Казахстан

Методика
рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов

      1. Нормирование показателей осуществляется по формуле:



      где

      i – характеризует порядковый номер района в выборке всех районов определенной области i= (1...n), где n – количество сравниваемых районов;

      j – порядковый номер показателя, j=(1...m), где m – количество показателей, используемых для формирования рейтинга;

      лучший – наилучшее значение j–го показателя для выборки из n районов;

      худший – наихудшее значение j–го показателя для выборки из n районов;

      k ij – числовое значение j-го показателя, в i-м районе.

      На основе исходных данных получается набор нормированных показателей, которые используются для сравнения.

      Сопоставление значений каждого показателя с лучшим возможным из всей выборки значением дает возможность показать, насколько значение данного показателя для данного района отличается от оптимального значения.

      В результате формируется матрица нормированных расстояний координат точек исследуемых показателей до координат точки эталонного значения для каждого показателя.

      2. Расчет евклидового расстояния.

      Для формирования рейтинга необходимо, чтобы каждый район был сопоставлен с условным районом (он может присутствовать по факту в выборке по районам), в котором значение каждого описывающего его показателя является эталонным.

      Все оцениваемые районы находятся в многомерном пространстве, где, во-первых, в роли координат выступают нормированные значения показателей для каждого района, а во-вторых, эталонный (условный) для выборки район имеет следующие координаты: (0, 0, 0,..., 0) и является точкой отсчета для формирования рейтинга.

      Основная задача при расчете евклидового расстояния состоит в определении того, насколько удален каждый район в многомерном пространстве от эталонного района.

      Расчет евклидового расстояния в рамках данной методики принимает следующий вид и осуществляется по формуле:



      где

      pi – евклидово расстояние для i-го района;

      wj – это удельный вес j-го показателя (например, расстояние от газопровода до населенного пункта, численность населения и т.д.). Он устанавливается субъективно, в зависимости от значимости того или иного показателя для общей оценки.

      При этом


      kij – это нормированное значение j-го показателя для i-района, метод его расчета показан выше.

      0 - присутствует в формуле для наглядной демонстрации условно эталонного (лучшего района), относительного которого производится оценка привлекательности для газификации. Условный лучший район в m-мерном пространстве является началом координат, то есть имеет координаты (0,0,...,0).

      Полученное евклидово расстояние демонстрирует насколько каждый из районов по совокупности всех рассматриваемых показателей удален от условно эталонного района. Чем меньше полученное евклидовое расстояние, тем ближе оцениваемый район к условно эталонному.

      3. Формирование рейтинга.

      В результате проделанных операций получается общее евклидово расстояние для каждого исследуемого региона по всей совокупности показателей. Наименьшее значение данного расстояния у региона будет означать его наибольшую близость к условно эталонному показателю. Далее места в рейтинге присваиваются по мере возрастания значения евклидового расстояния.


Дата вступления в силу:  07.05.2012
Дата изменения акта:  29.11.2023
Дата принятия акта:  07.05.2012
Информация об официальном опубликовании акта:  "Казахстанская правда" 08.08.2012 г., № 256-257 (27075-27076); "Егемен Қазақстан" 2012.08.08 № 477-482 (27555); САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 48, ст. 652
Место принятия:  100051000000
Орган, принявший акт:  103000000000
Регион действия:  100000000000
Регистрационный номер акта в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан:  65364
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  582
Статус акта:  yts
Сфера правоотношений:  008002000000
Форма акта:  МЕТ / ПОСТ / ПРАВ
Юридическая сила:  1000
Язык акта:  rus