Об утверждении Правил разработки государственных общеобязательных стандартов образования

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2012 года № 290. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года № 220

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.04.2015 № 220.

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки государственных общеобязательных стандартов образования.
      2. Признать утратившими силу:
      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 1999 года № 1290 «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 44, ст. 400);
      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2003 года № 170 «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 1999 года № 1290» (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 8, ст. 86).
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахста                        К. Масимов

Утверждены              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 6 марта 2012 года № 290     

Правила
разработки государственных общеобязательных стандартов
образования

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки государственных общеобязательных стандартов образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок разработки государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО).
      2. В настоящих Правилах используются следующие определения:
      1) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
      2) содержание образования — это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности;
      3) образовательная деятельность - процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

2. Порядок разработки государственных общеобязательных
стандартов образования

Требования к разработке государственных общеобязательных
стандартов образования

      3. Уполномоченный орган в области образования организует разработку ГОСО по следующим уровням образования:
      1) дошкольное воспитание и обучение;
      2) начальное образование;
      3) основное среднее образование;
      4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование);
      5) послесреднее образование;
      6) высшее образование;
      7) послевузовское образование.
      4. ГОСО на стадии разработки согласовываются с заинтересованными государственными органами в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
      5. Разработка ГОСО осуществляется с привлечением представителей заинтересованных государственных органов, организаций образования, научных организаций, научно-методических центров, предприятий, отраслевых объединений и профессиональных ассоциаций работодателей.

Структура государственных общеобязательных стандартов
образования

      6. Структура ГОСО по уровням образования содержит следующие
разделы:
      1) требования к содержанию образования;
      2) требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
      3) требования к уровню подготовки обучающихся.
      7. В разделе «Требования к содержанию образования» отражаются требования к содержанию образования, которые определяются образовательными учебными программами:
      1) общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения должны разрабатываться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности и ориентироваться на реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и его подготовку к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья;
      2) общеобразовательные учебные программы начального образования должны быть направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности;
      3) общеобразовательные учебные программы основного среднего образования должны быть направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию;
      4) общеобразовательные учебные программы общего среднего образования должны быть разработаны на основа дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному и другим направлениям;
      5) образовательные учебные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня квалификации подготовки обучающихся должны предусматривать:
      подготовку кадров по массовым профессиям технического и обслуживающего труда;
      овладение сложными (смежными) профессиями и практическими навыками выполнения работ во всех отраслях экономики, связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью;
      подготовку специалистов среднего звена;
      6) профессиональные учебные программы послесреднего образования должны быть направлены на подготовку специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное);
      7) профессиональные учебные программы высшего образования должны быть направлены на подготовку специалистов с присвоением квалификации и (или) академической степени «бакалавр», последовательное повышение уровня их профессиональной подготовки;
      8) профессиональные учебные программы после вузовского образования должны быть направлены на подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации, последовательное повышение уровня их научной и педагогической подготовки.
      8. В разделе «Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников» определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и воспитанников:
      1) дошкольное воспитание и обучение - 24 часа в неделю;
      2) начальное образование - от 24 до 29 часов в неделю;
      3) основное среднее образование - от 33 до 38 часов в неделю;
      4) общее среднее образование - 39 часов в неделю;
      5) техническое и профессиональное образование - не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения - не менее 36 часов в неделю;
      6) послесреднее образование - не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения - не менее 36 часов в неделю;
      7) высшее образование — не менее 129 кредитов за весь период обучения;
      8) послевузовское образование:
      не менее 51 кредитов при научной и педагогической магистратуре, не менее 38 кредитов при 1,5-годичной профильной магистратуре, не менее 26 кредитов при 1-годичной профильной магистратуре за весь период обучения;
      не менее 60 кредитов в докторантуре за весь период обучения.
      А также должны содержать нормативный срок освоения образовательных программ, продолжительность каникул.
      9. В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» описываются требования к изложению необходимых знаний, навыков, умений и компетенций, которыми должен владеть обучающийся и воспитанник по завершении обучения образовательной учебной программы:
      1) у воспитанников, освоивших общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения, должны быть сформированы элементарные навыки чтения, письма, счета и опыта языкового общения;
      2) обучающиеся, освоившие общеобразовательные учебные программы начального образования, должны иметь прочные навыки чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы;
      3) у обучающихся, освоивших общеобразовательные учебные программы основного среднего образования, должны быть сформированы базисные основы системы наук, высокая культура межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации;
      4) обучающиеся, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, должны определить профессиональную ориентацию;
      5) обучающимся, освоившим образовательные учебные программы технического и профессионального образования, присваиваются:
      установленный уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категорию) по конкретной профессии;
      повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности;
      квалификация специалиста среднего звена;
      6) обучающимся, освоившим профессиональные учебные программы послесреднего образования, присваивается квалификация младшего специалиста обслуживающего и управленческого труда;
      7) обучающимся, освоившим профессиональные учебные программы высшего образования, присваивается квалификация и (или) академическая степень «бакалавр»;
      8) обучающимся, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования присуждается академическая степень «магистр» и (или) ученая степень «доктор философии (PhD)», «доктор по профилю».