О реорганизации Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2010 года № 840

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

проект

Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
      1. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; 2001 г., № 8, ст. 52; № 15-16, ст. 239; № 21-22, ст. 281; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 10, ст. 49; № 14, ст. 109; № 15, ст. 138; 2004 г., № 5, ст. 25; № 17, ст. 97; № 23, ст. 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 13, ст. 53; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 10, ст. 52; № 11; ст. 55; № 12, ст. 72; № 13, ст. 86; 2007 г., № 3, ст. 20; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69, № 13, ст. 99; 2008 г., № 13-14, ст. 56; № 15-16, ст. 62; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 81; № 24, ст. 127, ст. 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 3-4, ст. 12; № 7, ст. 28, ст. 32):
      1) в части третьей статьи 62 слова "ведении им своей деятельности индивидуально - договором, заключенным адвокатом с клиентом" заменить словами "осуществлении им своей деятельности индивидуально без регистрации юридического лица - президиумом коллегии адвокатов";
      2) часть вторую статьи 111 изложить в следующей редакции:
      "2. В случае, если юридическая помощь была оказана стороне адвокатом бесплатно на основании определения судьи (суда), суд взыскивает указанные в настоящей статье расходы в пользу адвоката, оказавшего юридическую помощь бесплатно.".
      2. В Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года "Об адвокатской деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 22, ст. 328; 2001 г., № 15-16, ст. 236; 2003 г., № 11, ст. 65; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; 2009 г., № 8, ст. 44; № 49, ст. 88; № 24, ст. 130; 2010 г., № 5, ст. 23):
      1) статьи 8 и 9 изложить в следующей редакции:
      "Статья 8. Помощники и стажеры адвоката
      1. Адвокаты могут иметь помощников и стажеров.
      2. Помощники адвоката могут работать на основе трудового договора в юридической консультации, адвокатской конторе или у адвоката, занимающегося адвокатской деятельностью индивидуально.
      Помощники адвоката вправе по указанию адвоката и под его ответственность выполнять поручения адвоката.
      3. Стажером может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование.
      Целью прохождения стажировки является приобретение профессиональных знаний и практических навыков адвокатской деятельности.
      Лицо, отвечающее требованиям, установленным настоящей статьей, и изъявившее желание пройти стажировку, обращается в президиум коллегии адвокатов с заявлением о допуске к прохождению стажировки.
      К заявлению должны быть приложены следующие документы:
      1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;
      2) копия диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованная копия в случае непредставления для сверки оригинала диплома).
      4. По результатам рассмотрения заявления президиум коллегии адвокатов принимает одно из следующих решений:
      1) о допуске к прохождению стажировки;
      2) об отказе в допуске к прохождению стажировки.
      5. Отказ в допуске к прохождению стажировки по мотиву набора большого количества стажеров не допускается.
      6. Стажировка осуществляется под руководством адвоката, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Продолжительность стажировки составляет шесть месяцев. Стажировку у одного и того же адвоката могут проходить не более двух стажеров одновременно.
      7. Организация проведения стажировки осуществляется президиумом коллегии адвокатов по программе профессиональной подготовки стажеров, утверждаемой Министерством юстиции Республики Казахстан по согласованию с Союзом адвокатов Казахстана.
      Программа профессиональной подготовки стажеров является обязательной для всех стажеров и должна содержать перечень мероприятий, направленных на приобретение стажером специальных теоретических знаний, практических навыков по организации адвокатской деятельности, включая изучение профессиональных и этических норм поведения адвоката, посещение практических занятий, организуемых для стажеров и адвокатов. Полное освоение программы профессиональной подготовки стажеров является единственным условием прохождения стажировки.
      8. По итогам стажировки составляется заключение руководителя стажера, в котором отражается уровень профессиональных знаний и практических навыков, полученных стажером в ходе прохождения стажировки. К заключению прилагаются проекты процессуальных и иных письменных документов, составленных стажером, а также документ, подтверждающий посещение стажером теоретических и практических занятий. Материалы об итогах стажировки вносятся в президиум коллегии адвокатов и подлежат рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня окончания стажировки. Решение президиума коллегии адвокатов оформляется в форме постановления об утверждении заключения о прохождении стажировки либо об отказе в утверждении заключения о прохождении стажировки, принимаемого большинством голосов, подписывается председателем и членами президиума коллегии адвокатов, присутствовавшими на заседании, и вручается стажеру не позднее следующего дня после его принятия.
      Решение об отказе в утверждении заключения о прохождении стажировки должно быть мотивированным и может быть обжаловано в суд.
      Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.
      9. Стажировку не проходят судьи, прекратившие свои полномочия по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 1-1), 2), 8), 10) пункта 1 статьи 34 Закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
      10. Помощник и стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.
      Статья 9. Лицензия на занятие адвокатской деятельностью
      1. Лицензия адвоката, выданная Министерством юстиции Республики Казахстан, является разрешением заниматься адвокатской деятельностью для указанного в лицензии лица.
      2. Лицензия выдается при условии прохождения стажировки в коллегии адвокатов и аттестации в Аттестационной комиссии в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
      3. Лицензию на занятие адвокатской деятельностью без прохождения аттестации вправе получить:
      1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;
      2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 1-1), 2), 8), 10) пункта 1 статьи 34 Закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";
      3) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия при наличии стажа работы прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, и прохождении стажировки в коллегии адвокатов в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
      4. Решение о выдаче лицензии на занятие адвокатской деятельностью принимается Министерством юстиции Республики Казахстан.";
      2) дополнить статьями 9-1, 9-2 и 9-3 следующего содержания:
      "Статья 9-1. Аттестационная комиссия
      1. Лица, прошедшие стажировку и претендующие на занятие адвокатской деятельностью, проходят аттестацию в Аттестационной комиссии, создаваемой при Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      2. Основными задачами Аттестационной комиссии являются:
      1) обеспечение качественного отбора претендентов на получение лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
      2) обеспечение открытости и гласности заседаний.
      Аттестационная комиссия состоит из семи членов - представителей адвокатуры, включая президента Союза адвокатов Казахстана, органов юстиции и ученого-правоведа. Председателем Аттестационной комиссии является президент Союза адвокатов Казахстана по должности. Секретарь Аттестационной комиссии назначается Министерством юстиции Республики Казахстан.
      Регламент работы и персональный состав Аттестационной комиссии утверждаются приказом Министра юстиции Республики Казахстан по представлению указанных органов. Состав Аттестационной комиссии обновляется ежегодно. Выбор кандидатуры ученого-правоведа осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан на основе предложений высших учебных заведений.
      Лица, рекомендуемые в состав Аттестационной комиссии, должны иметь высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее десяти лет.
      3. Аттестационная комиссия вправе принимать решения при участии в ее заседании не менее пяти ее членов.
      4. На заседании Аттестационной комиссии вправе присутствовать представители средств массовой информации.
      Статья 9-2. Допуск к прохождению аттестации
      1. Лицо, претендующее на получение лицензии адвоката, вправе обратиться в Аттестационную комиссию через Министерство юстиции Республики Казахстан с заявлением о допуске к прохождению аттестации.
      К заявлению прилагаются:
      1) автобиография;
      2) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;
      3) копия документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования (нотариально заверенная копия представляется для сверки в случае непредставления оригинала);
      4) медицинские справки наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по месту жительства претендента не ранее чем за один месяц до их представления в Аттестационную комиссию;
      5) справка об отсутствии судимости, выданная по месту жительства претендента, с указанием сведений по всей республике не ранее чем за один месяц до их представления в Аттестационную комиссию;
      6) постановление президиума коллегии адвокатов об утверждении заключения о прохождении стажировки (в отношении лиц, для которых прохождение стажировки обязательно).
      2. В целях проверки соответствия претендента предъявляемым настоящим Законом требованиям секретарь Аттестационной комиссии формирует материалы аттестационных дел и представляет их в Аттестационную комиссию в месячный срок со дня поступления материалов.
      По итогам рассмотрения материалов аттестационного дела Аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.
      Решение об отказе в допуске к прохождению аттестации принимается в случаях:
      1) непредставления претендентом документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
      2) наличия ограничений, установленных пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.
      3. В случае отказа в допуске к аттестации Аттестационная комиссия обязана выдать гражданину мотивированное решение не позднее пяти дней со дня его вынесения. Решение об отказе в допуске к аттестации претендент вправе обжаловать в суд в течении месяца со дня получения решения Аттестационной комиссии.
      Статья 9-3. Порядок и условия проведения аттестации
      1. Претендент, допущенный к аттестации, уведомляется через территориальный орган юстиции о месте, дате и времени проведения аттестации не позднее, чем за десять календарных дней до ее проведения.
      2. Аттестация проводится не реже одного раза в квартал.
      Аттестационная комиссия проводит выездные заседания по мере необходимости, по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан.
      3. Аттестация состоит из двух этапов:
      1) сдача теста на знание действующего законодательства;
      2) сдача устного экзамена по экзаменационным билетам.
      4. Аттестационная комиссия обеспечивает объективность и стандартность условий прохождения аттестации.
      Перечень вопросов, подлежащих включению в тесты, составляется на государственном и русском языках, в соответствии с законодательством, действующим на день проведения аттестации, утверждается Аттестационной комиссией и публикуется в средствах массовой информации.
      Тесты должны содержать не менее трех вариантов ответа с одним правильным.
      5. Претендент должен быть заранее ознакомлен с порядком проведения аттестации, прохождения тестирования, продолжительностью и содержанием процедуры отбора претендентов.
      Претендент вправе пройти тестирование на государственном или русском языках по своему выбору, подтвержденному письменно.
      При прохождении тестирования не допускается использование претендентом справочной и иной литературы, принимающе-передающих электронных устройств, в том числе карманных персональных компьютеров и иного электронного оборудования. В случае нарушения претендентом указанного требования он отстраняется решением Аттестационной комиссии от тестирования и повторно допускается на общих основаниях, установленных настоящим Законом.
      6. Тестирование проводится с использованием компьютерной техники. Подсчет ответов тестирования производится автоматически при помощи компьютерной программы. Результаты тестирования предоставляются претенденту для ознакомления путем проставления личной подписи. Один экземпляр листа с результатами тестирования вручается претенденту, второй экземпляр передается в Аттестационную комиссию.
      7. Претендент считается прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет семьдесят и более процентов от общего числа предложенных вопросов, и допускается ко второму этапу аттестации.
      Претендент, не прошедший тестирование, не допускается ко второму этапу аттестации.
      8. При проверке знаний претендента на устном экзамене используются экзаменационные билеты различные по содержанию, включающие три теоретических вопроса.
      Экзаменационные билеты составляются на государственном и русском языках, утверждаются Аттестационной комиссией, запечатываются в конверты, скрепляемые печатью Министерства юстиции Республики Казахстан, и подлежат вскрытию председателем в день открытия заседания Аттестационной комиссии в присутствии явившихся на аттестацию претендентов и членов Аттестационной комиссии.
      9. На подготовку ответов на вопросы экзаменационных билетов претенденту отводится не более двадцати минут.
      Правильность устных ответов претендента на оглашенные им вопросы оценивается членами Аттестационной комиссии по пятибалльной системе. Каждый член Аттестационной комиссии оценивает ответы претендента независимо от других членов.
      По итогам второго этапа председательствующий производит подсчет оценок, выставленных членами Аттестационной комиссии, которые затем складываются и делятся на число всех присутствующих членов Аттестационной комиссии.
      Оценки, выставленные каждым из членов Аттестационной комиссии, и средние баллы, набранные претендентом по вопросам экзаменационного билета, отражаются в протоколе Аттестационной комиссии.
      10. Претендент считается прошедшим аттестацию, если общий средний балл составил не менее четырех баллов.
      Претендент считается неаттестованным, если общий средний балл составил менее четырех баллов.
      По результатам аттестации Аттестационная комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о непрохождении аттестации по формам, утвержденным Министерством юстиции Республики Казахстан, которое вручается претенденту не позднее следующего дня после его принятия.
      Решение Аттестационной комиссии о непрохождении аттестации может быть обжаловано в суд.
      11. Ход заседания Аттестационной комиссии должен фиксироваться в протоколе.
      В протоколе отражаются:
      1) дата и место проведения заседания;
      2) время начала и окончания заседания;
      3) фамилии, имена, отчества присутствующих членов Аттестационной комиссии;
      4) повестка дня;
      5) решения, принятые по вопросам повестки дня;
      6) разъяснение претендентам порядка прохождения аттестации;
      7) фамилии, имена, отчества претендентов;
      8) результаты тестирования;
      9) номера и содержание экзаменационных билетов каждого претендента;
      10) оценки, выставленные членами Аттестационной комиссии каждому претенденту по результатам сдачи устного экзамена по экзаменационному билету;
      11) решения Аттестационной комиссии.
      Протокол Аттестационной комиссии подписывается всеми членами, принявшими участие в аттестации. Изменения и дополнения, вносимые в протокол, должны быть оговорены в нем и удостоверены подписями членов, принявших участие в аттестации.
      12. В целях обеспечения открытости и гласности заседания Аттестационной комиссии осуществляется аудио- и (или) видеозапись, либо стенографирование. Стенограмма, аудио- и (или) видеозаписи, полученные при использовании этих средств в ходе заседания, приобщаются к протоколу заседания и хранятся вместе с материалами Аттестационной комиссии.
      13. Претендент, не явившийся на аттестацию, приглашается на следующее заседание Аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
      В случае повторной неявки претендента на заседание Аттестационной комиссии аттестационный материал подлежит возврату по решению Аттестационной комиссии.
      14. Лицо, не прошедшее аттестацию, к повторной аттестации допускается по истечении шести месяцев.";
      3) статью 11 изложить в следующей редакции:
      "Статья 11. Приостановление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью
      1. Порядок приостановления действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью устанавливается законами Республики.
      2. Помимо общих оснований, предусмотренных законами Республики Казахстан, действие лицензии на занятие адвокатской деятельностью приостанавливается на период:
      1) нахождения лица на государственной службе;
      2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета;
      3) прохождения срочной воинской службы;
      4) исключения его из членов коллегии адвокатов по основаниям, предусмотренным подпунктами 4), 7) пункта 1 статьи 31 настоящего Закона;
      5) фактического отсутствия служебного помещения у адвоката, осуществляющего профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица;
      6) занятия адвокатом предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности, а также учреждения адвокатом коммерческой организации, его вхождения в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
      Адвокат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение месяца после вступления в члены коллегии адвокатов обязан на время занятия адвокатской деятельностью передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих им, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Адвокат может не передавать в доверительное управление принадлежащие ему облигации, паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов. Адвокат имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества.
      Действие лицензии на занятие адвокатской деятельностью может быть приостановлено также на основании заявления адвоката с указанием срока приостановления.
      В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказом Министерства юстиции Республики Казахстан. О принятом решении уведомляется лицо, действие лицензии которого приостановлено, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.
      3. Приостановление действия лицензии влечет запрет на занятие адвокатской деятельностью на период приостановления.
      4. Возобновление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, приостановленного по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется по заявлению адвоката в течение десяти дней на основании приказа Министерства юстиции Республики Казахстан и документов, подтверждающих прекращение оснований для приостановления действия лицензии. О возобновлении действия лицензии уведомляется лицо, действие лицензии которого приостановлено, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.
      5. Решение о приостановлении действия лицензии или об отказе в возобновлении действия лицензии адвокат вправе обжаловать в суд.";
      4) часть первую пункта 1 статьи 13 после слова "ордером" дополнить словами ", выдаваемым юридической консультацией или адвокатской конторой, а при осуществлении им своей деятельности индивидуально без регистрации юридического лица - президиумом коллегии адвокатов.";
      5) статью 15 изложить в следующей редакции:
      "Статья 15. Обязанности адвоката
      1. Адвокат обязан:
      1) соблюдать при исполнении своих профессиональных обязанностей нормы законодательства Республики Казахстан и Кодекса профессиональной этики адвоката, утверждаемого президиумом Союза адвокатов Казахстана;
      2) руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципами организации и деятельности адвокатуры;
      3) постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
      2. Адвокат обязан отказаться от поручения об оказании юридической помощи в случаях, если:
      1) имеется личная заинтересованность адвоката в исходе дела, противоречащая интересам лица, обратившегося за юридическую помощью;
      2) по данному делу он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося за помощью (за исключением случаев выступления в качестве посредника по взаимному согласию сторон);
      3) он участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, лица, производящего дознание, следователя, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, потерпевшего или понятого, гражданского истца или гражданского ответчика;
      4) в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в близких родственных отношениях.
      3. Адвокат обязан хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи, и не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося за помощью.
      4. Адвокату запрещается занимать по делу правовую позицию, ухудшающую положение лица, обратившегося за помощью, использовать свои полномочия в ущерб лицу, интересы которого он защищает или представляет.
      5. Адвокат не вправе отказаться от принятого поручения по уголовному делу и в случае постановления неправосудного, с точки зрения подзащитного или самого адвоката, приговора обязан обжаловать его в установленном порядке.
      Адвокат обязан выполнять любые не запрещенные законом действия по установлению фактических обстоятельств, благоприятно воздействующих на обеспечение прав, свобод и законных интересов доверителя.
      6. Адвокату запрещается состоять на государственной службе, заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать коммерческие организации, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занимать иную оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности.";
      6) в части первой статьи 19:
      после слова "консультацию" дополнить словами ", в том числе специализированные,";
      слова "а также" заменить словом "либо";
      7) статью 20 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
      "6. Коллегии адвокатов вправе добровольно объединяться в Союз адвокатов Казахстана в форме ассоциации (союза) и иные общественные объединения.
      Союз адвокатов Казахстана подлежит регистрации в установленном законом порядке. Полномочия Союза адвокатов Казахстана определяются настоящим Законом и его уставом.
      Полномочия иных общественных объединений определяются их уставами.";
      8) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:
      "Статья 20-1. Полномочия Союза адвокатов Казахстана
      1. Основными задачами Союза адвокатов Казахстана являются:
      1) представительство и защита интересов адвокатов и коллегий адвокатов в государственных органах;
      2) обеспечение высокого профессионального уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
      В этих целях Союз адвокатов Казахстана:
      1) осуществляет координацию деятельности коллегий адвокатов;
      2) представляет интересы коллегий адвокатов и адвокатов в государственных органах и негосударственных организациях, в том числе иностранных и международных;
      3) участвует в законопроектной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан по вопросам адвокатуры;
      4) организует учебу по повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает и утверждает программу профессионального обучения адвокатов, согласовывает программу профессиональной подготовки стажеров адвокатов;
      5) разрабатывает методические материалы по вопросам адвокатуры;
      6) разрабатывает и утверждает Кодекс профессиональной этики адвоката;
      7) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
      2. Порядок избрания исполнительных органов Союза адвокатов Казахстана, его руководителей, срок их полномочий определяются его уставом.";
      9) подпункт 10) пункта 1 статьи 21 исключить;
      10) в пункте 2 статьи 24:
      подпункт 4-1) изложить в следующей редакции:
      "4-1) устанавливает ставки первоначального целевого взноса, исчисляемого в размере кратном минимальному расчетному показателю, который оплачивается адвокатом в течение шести месяцев со дня приема его в члены коллегии и расходуется исключительно на укрепление материально-технической и учебно-методической базы коллегии адвокатов;
      дополнить подпунктами 4-2), 4-3) и 4-4) следующего содержания:
      "4-2) освобождает от уплаты первоначального целевого взноса адвокатов, принимаемых в члены коллегии адвокатов с условием обязательного осуществления адвокатской деятельности в сельском населенном пункте не менее трех лет;
      4-3) устанавливает ставки ежемесячных членских взносов, исчисляемых в размере, кратном минимальному расчетному показателю, при этом адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах, либо имеющие стаж адвокатской деятельности менее одного года, оплачивают ежемесячные членские взносы в размере пятидесяти процентов от установленной ставки;
      4-4) освобождает от уплаты ежемесячного членского взноса адвокатов на период нахождения в отпуске по беременности и родам, либо по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и адвокатов, не осуществляющих адвокатскую деятельность более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности;";
      подпункт 8) изложить в следующей редакции:
      "8) возбуждает перед Министерством юстиции Республики Казахстан ходатайства о приостановлении и прекращении действия лицензии адвоката по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;";
      в подпункте 11) после слова "консультации," дополнить словами "в том числе специализированные, решает вопросы их кадрового обеспечения,";
      11) статью 25 изложить в следующей редакции:
      "Статья 25. Председатель президиума коллегии адвокатов
      1. Председателем президиума коллегии адвокатов может быть избран адвокат, который непосредственно до дня его избрания состоял членом коллегии адвокатов, не менее двух лет.
      При этом одно и то же лицо не может занимать должность председателя коллегии адвокатов более двух сроков подряд.
      2. Председатель президиума коллегии адвокатов в соответствии с Уставом коллегии:
      1) организует работу президиума, председательствует на его заседаниях и осуществляет контроль за выполнением решений президиума, общих собраний (конференций) членов коллегии;
      2) руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение работников аппарата коллегии;
      3) представляет коллегию адвокатов в государственных органах, общественных объединениях, других организациях и учреждениях;
      4) обеспечивает представление в Министерство юстиции Республики Казахстан сведений о лицензиатах, вступивших в члены коллегии адвокатов, с указанием выбранной адвокатом формы организации адвокатской деятельности и юридического адреса, а также об исключенных из членов коллегии адвокатов с указанием причин исключения;
      5) обеспечивает представление в Министерство юстиции Республики Казахстан статистических сведений об оказанной адвокатами юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Казахстан;
      6) обеспечивает своевременное представление в территориальный орган администратора соответствующей республиканской бюджетной программы заявки об оплате юридической помощи, оказанной адвокатами, и о возмещении расходов, связанных с защитой и представительством, за счет средств республиканского бюджета, в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан;
      7) обеспечивает реализацию программы профессиональной подготовки стажеров;
      8) обеспечивает реализацию программы профессионального обучения адвокатов, утверждаемой Союзом адвокатов Казахстана;
      9) обеспечивает участие представителя коллегии адвокатов в проведении проверок поступивших в орган юстиции жалоб физических и юридических лиц на качество оказанной адвокатами юридической помощи, представляет информацию и сведения, необходимые для проведения проверки.
      Другие полномочия председателя президиума коллегии адвокатов определяются Уставом коллегии адвокатов.";
      12) пункт 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:
      "1. Членство в коллегии адвокатов является обязательным.
      Основанием для отказа в приеме в члены коллегии адвокатов является обнаружение одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.
      Отказ в приеме в члены коллегии адвокатов может быть обжалован в судебном порядке.";
      13) статьи 29 и 30 изложить в следующей редакции:
      "Статья 29. Обязанности члена коллегии адвокатов
      1. Помимо общих обязанностей адвоката, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, член коллегии адвокатов обязан:
      1) соблюдать требования Устава коллегии адвокатов;
      2) выполнять решения общего собрания коллегии адвокатов и ее органов;
      3) участвовать в мероприятиях по правовой пропаганде;
      4) платить первоначальные целевые и ежемесячные членские взносы;
      5) представлять в президиум коллегии адвокатов статистический отчет о своей работе;
      6) подать в порядке и на условиях, установленных законодательством о лицензировании, заявление в Министерство юстиции Республики Казахстан о переоформлении лицензии в случае изменения фамилии, имени, отчества;
      7) информировать президиум коллегии адвокатов об изменении своего юридического адреса;
      8) представить в комиссию по проверке жалоб физических и юридических лиц на качество оказанной адвокатами юридической помощи необходимые для проверки материалы.
      2. Член коллегии адвокатов не может нести иных односторонних имущественных обязательств перед коллегией адвокатов, помимо обязательства уплаты первоначального целевого и ежемесячных членских взносов.
      Статья 30. Дисциплинарная ответственность адвокатов
      1. За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении требований законодательства Республики Казахстан, Кодекса профессиональной этики адвоката, Устава коллегии адвокатов, адвокат привлекается к одной из следующих мер дисциплинарной ответственности:
      1) замечание;
      2) выговор;
      3) строгий выговор;
      4) исключение из членов коллегии адвокатов с возбуждением ходатайства перед Министерством юстиции Республики Казахстан о лишении лицензии на занятие адвокатской деятельностью.
      2. Дисциплинарное производство относится к компетенции президиума коллегии адвокатов.
      3. Основанием для возбуждения дисциплинарного производства являются наличие обстоятельств, подтверждающих факты, изложенные в обращении физических и юридических лиц, в материалах проверок и частных постановлениях судов, представлениях правоохранительных органов.
      Дисциплинарное производство возбуждается председателем президиума коллегии адвокатов либо президиумом коллегии адвокатов по итогам рассмотрения материалов проверки, письменного объяснения адвоката, составленного после ознакомления с материалами проверки, и других материалов, представленных сторонами.
      В случае неполноты представленных материалов председатель президиума коллегии адвокатов либо президиум коллегии адвокатов запрашивает документы, необходимые для принятия решения.
      4. Дисциплинарное взыскание налагается президиумом коллегии непосредственно за обнаружением дисциплинарного проступка, но не позднее шести месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни адвоката, пребывания его в отпуске, длительной командировке или обжалования адвокатом в судебном порядке поступившего обращения физического или юридического лица, частного постановления суда или представления правоохранительного органа.
      5. Дисциплинарное дело рассматривается с участием адвоката, в случае необходимости - физического лица или представителя юридического лица. О месте, дате и времени рассмотрения дисциплинарного производства не позднее, чем за три рабочих дня до начала заседания президиума, уведомляется адвокат, в случае необходимости также и лицо, обратившееся с жалобой. Неявка на заседание президиума адвоката без уважительных причин либо лица, обратившегося с жалобой, не препятствует рассмотрению дисциплинарного дела на основании имеющихся материалов.
      Президиум коллегии адвокатов вправе рассматривать дисциплинарное дело при наличии не менее половины его членов.
      Президиум коллегии адвокатов исследует материалы дисциплинарного дела всесторонне, объективно и беспристрастно, устанавливает наличие или отсутствие оснований для наложения на адвоката мер дисциплинарного воздействия.
      При определении меры дисциплинарного воздействия учитываются:
      1) содержание и характер проступка;
      2) обстоятельства, при которых проступок совершен;
      3) негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок;
      4) прежнее поведение адвоката;
      5) стаж адвокатской деятельности;
      6) иные обстоятельства, характеризующие личность адвоката.
      Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины участвующих на заседании членов президиума. В случае равенства голосов голос председателя президиума коллегии адвокатов является решающим.
      За совершение адвокатом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
      Решение президиума оформляется в виде постановления, подписываемого председателем и членами президиума, принимавшими участие в рассмотрении дисциплинарного дела. Копия постановления о наложении дисциплинарного взыскания вручается адвокату не позднее трех рабочих дней со дня его вынесения.
      Председатель президиума коллегии адвокатов извещает о принятом решении лиц, по заявлениям которых было возбуждено дисциплинарное производство.
      6. Решение президиума о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано адвокатом в судебном порядке в месячный срок со дня вручения ему копии постановления президиума коллегии адвокатов.
      7. Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания адвокат не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию.
      Дисциплинарное взыскание снимается досрочно президиумом коллегии адвокатов по инициативе председателя президиума коллегии адвокатов либо по ходатайству руководителей юридической консультации или адвокатской конторы в случае добросовестного отношения адвоката к исполнению своих профессиональных обязанностей и его безупречного поведения.
      8. При неоднократном совершении адвокатом проступка до истечения сроков, указанных в пункте седьмом настоящей статьи, строгость взыскания увеличивается. На адвоката, имеющего строгий выговор, при повторном совершении проступка в течение года налагается взыскание в виде исключения из членов коллегии адвокатов с возбуждением ходатайства перед Министерством юстиции Республики Казахстан о лишении лицензии на занятие адвокатской деятельностью.";
      14) дополнить статьей 34 следующего содержания:
      "Статья 34. Органы юстиции
      1. Министерство юстиции Республики Казахстан в пределах своих полномочий:
      1) проверяет соответствие адвокатов квалификационным требованиям, установленным настоящим Законом, в этих целях запрашивает необходимые сведения из коллегии адвокатов, судебных, правоохранительных и иных органов и организаций;
      2) обобщает статистические сведения об оказанной адвокатами юридической помощи, представляемые коллегиями адвокатов по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Казахстан;
      3) ведет реестр лицензий на занятие адвокатской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
      4) обеспечивает опубликование в электронных средствах массовой информации сведения о выдаче лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, лишении и прекращении действия лицензий на занятие адвокатской деятельностью, а также списков лицензиатов, занимающихся адвокатской деятельностью;
      5) организует деятельность Аттестационной комиссии и опубликование аналитико-информационных отчетов о ее деятельности в средствах массовой информации.
      2. Территориальный орган юстиции в пределах своей компетенции создает комиссию по проверке жалоб, поступающих от физических и юридических лиц на качество оказанной адвокатами юридической помощи, с участием представителя коллегии адвокатов, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее пяти. Проверки проводятся в срок не более десяти рабочих дней.
      Комиссия по проверке жалоб вправе:
      1) запрашивать от адвоката, чьи действия обжалуются, заявителя, из коллегии адвокатов, судов, органов прокуратуры, следствия и дознания, а также из других органов документы, справки и иную информацию;
      2) знакомиться с процессуальными и иными документами, необходимыми для проверки доводов жалобы;
      3) составлять справку о результатах проведенной проверки, содержащую выводы относительно наличия или отсутствия в действиях (бездействии) адвоката нарушений норм законодательства Республики Казахстан и Кодекса профессиональной этики адвоката, а также рекомендации.
      Один экземпляр справки с рекомендациями не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки вручается адвокату, другой экземпляр направляется в президиум коллегии адвокатов для рассмотрения в двухнедельный срок со дня их поступления с участием членов комиссии, адвоката, чьи действия обжалуются, при необходимости и заявителя.
      Комиссия по проверке жалоб не вправе проверять обращения относительно возврата сумм по оплате юридической помощи и возмещению расходов по защите и представительству.".
      3. В Закон Республики Казахстан "О некоммерческих организациях" от 16 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 1, ст. 8; № 24, ст. 338; 2003 г., № 11, ст. 56; 2004 г., № 5, ст. 30; № 10, ст. 56; 2005 г., № 13, ст. 53; 2006 г., № 8, ст. 45; № 15, ст. 95; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 17, ст. 141, 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28):
      в пункте 6 статьи 22 слова "дисциплинарную ответственность членов коллегии адвокатов и стажеров адвокатов и порядок привлечения к ней," исключить.
      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан