Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 № 302.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемые:
1) Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы (далее - Комплексный план);
2) План мероприятий по реализации Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы (далее - План мероприятий).
2. Заинтересованным организациям представлять по итогам полугодия, не позднее 20 января и 20 июля, информацию в Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан о ходе реализации Плана мероприятий.
3. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан по итогам полугодия, не позднее 1 февраля и 1 августа, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Плана мероприятий.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 мая 2009 года № 712
Комплексный план
развития нефтеперерабатывающих заводов
Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы
1. Введение
Настоящий Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы (далее - Комплексный план) подготовлен в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" и Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы.
В последние годы мировые нефтеперерабатывающие мощности загружены на 90-95 %. В условиях значительного роста спроса потребления нефтепродуктов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (экономический рост в странах Юго-Восточной Азии, включая Индию и Китай) и недостаточного приращения объема мощностей возникает дефицит мощностей по переработке нефти.
Основными причинами недостатка перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований и связанная с этим необходимость инвестиций в действующие производства.
Высокий темп автомобилизации и соответственно потребление нефтепродуктов приводит к ухудшению экологического состояния в мире, следовательно, требования к качеству нефтепродуктов ужесточаются.
В результате экономического роста за последние годы в Республике Казахстан складываются тенденции, аналогичные общемировым - рост потребления и изменения ассортимента потребляемых нефтепродуктов, ужесточение требований к качеству топлива.
В настоящее время в Республике Казахстан действуют три нефтеперерабатывающих завода - Атырауский нефтеперерабатывающий завод (далее - Атырауский НПЗ), Павлодарский нефтехимическийл завод (далее - Павлодарский НХЗ) и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (далее - Шымкентский НПЗ). Несмотря на высокую суммарную мощность, комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий.
Указанные современные тенденции наряду с тем, что Республика Казахстан имеет значительные объемы добычи нефти и в период реализации Комплексного плана объемы добычи планируются к увеличению, обуславливают необходимость анализа текущей ситуации и разработки Комплексного плана, направленного на развитие нефтеперерабатывающей отрасли в Республике Казахстан.
В Комплексном плане определены цели и задачи развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан, а также ожидаемые результаты и механизм реализации.
2. Анализ внутреннего рынка нефтепродуктов и
текущего состояния нефтеперерабатывающих заводов
Республики Казахстан
Анализ внутреннего рынка нефтепродуктов
В соответствии с данными Главного Диспетчерского Управления Нефтяной и Газовой Промышленности ежегодный темп роста потребления основных видов нефтепродуктов автомобильного бензина, дизельного топлива, авиатоплива и мазута в период 2000 - 2007 годы в среднем составил 9 %. Увеличение потребления обусловлено общим ростом экономики Республики Казахстан в энергетической, горнодобывающей, металлургической и строительной отраслях.
Суммарное производство и потребление основных видов нефтепродуктов автомобильного бензина, дизельного топлива, авиатоплива и мазута за период 2000 - 2007 годы представлены на диаграмме 1. Рассматриваемому периоду характерно превышение суммарного производства основных видов нефтепродуктов над потреблением.
Диаграмма 1
Производство и потребление основных нефтепродуктов
за 2000 - 2007 годы
Примечание РЦПИ. См. бумажный вариант.
Темп роста потребления автомобильного бензина в период 2000 - 2007 годы в среднем составил 8 % (диаграмма 2). Этому способствовал общий экономический рост в республике и увеличение автотранспортных средств. Так по итогам 2007 года общее количество автотранспорта составило 2 670 тысяч автомобилей, что на 900 тысяч больше, чем в 2005 году - увеличение на 52 % (источник Интерфакс-Казахстан от 23 мая 2008 года). При этом 80 % прироста составляют легковые автомобили, в основном импортного производства, требующие высокооктановый бензин.
Производство автомобильного бензина в среднем до 20 % не обеспечивает потребность, структура потребления автомобильного бензина значительно изменилась и в настоящее время производство высокооктанового бензина составляет около 50 %, а потребление - 65 %.
Диаграмма 2
Производство и потребление бензина
за 2000 - 2007 годы
Примечание РЦПИ. См. бумажный вариант.
Темп роста потребления дизельного топлива в период 2000 - 2007 годы в среднем составило 5 %. Увеличение потребления, представленное на диаграмме 3, связано с ростом производства в строительстве, сельском хозяйстве, увеличением железнодорожных перевозок, а также увеличением автотранспортных средств. Несмотря на данные показатели, производство дизельного топлива с 2005 года обеспечивает внутренний рынок в полном объеме.
Диаграмма 3
Производство и потребление дизтоплива
за 2000 - 2007 годы
Примечание РЦПИ. См. бумажный вариант.
Темп роста потребления авиатоплива, показанный на диаграмме 4, в период с 2000 - 2007 годах в среднем составил 16,23 %. По сравнению с остальными видами нефтепродуктов темп роста потребления авиатоплива самый высокий, что связано с увеличением регулярных пассажирских и транзитных рейсов. Только в акционерном обществе "Эйр Астана" в 2007 году количество перевезенных авиакомпанией пассажиров и грузов по сравнению с 2006 годом увеличилось на 45 % и 90 % соответственно. Объемы производства авиатоплива значительно ниже растущей потребности, что характеризует возможности существующих производств.
Диаграмма 4
Производство и потребление авиатоплива
за 2000 - 2007 годы
Примечание РЦПИ. См. бумажный вариант.
Темп роста потребления мазута в период 2000 - 2007 годов в среднем составил 8 % (диаграмма 5). Это связано с увеличением потребления тепла и электроэнергии в городах республики. В отличие от других нефтепродуктов за указанный период рост потребления носит нелинейный характер, что связано с ограничением подачи газа в южные регионы республики в осенне-зимний период. При этом производство мазута значительно превышает потребление.
Диаграмма 5
Производство и потребление мазута
2000 - 2007 годы
Примечание РЦПИ. См. бумажный вариант.
Потребление основных видов нефтепродуктов Республики Казахстан за период 2000 - 2007 годы показывает определенный дисбаланс между структурой производства и спроса на нефтепродукты. Так, при значительном росте потребления авиатоплива производство данного вида нефтепродукта отстает и дефицит 2007 года в объеме 233 тысяч тонн в год (47 %) восполнялся за счет импорта.
Аналогичная ситуация и с потреблением и производством автомобильного бензина, которые также характеризуются ростом дефицита производства. Кроме этого, в последние годы наблюдаются изменения в структуре потребления - рост потребления высокооктанового бензина. Так, в настоящее время при общем потреблении автомобильного бензина более 3 000 тысяч тонн в год до 70 % приходится на высокооктановый бензин. При этом до 35 % потребности в высокооктановом бензине покрывается за счет импорта.
Дефицит производства авиатоплива и высокооктанового бензина наряду с превышающим внутреннее потребление производством дизельного топлива и мазута характеризует общее состояние существующей базы нефтеперерабатывающей отрасли, не способной удовлетворить изменения в динамике и структуре потребления нефтепродуктов.
Кроме этого, определенное влияние на производство нефтепродуктов оказывает недозагруженность производственных мощностей ввиду зависимости от поставок нефти из России. В настоящее время Павлодарский НХЗ перерабатывает нефть, полностью поставляемый из Российской Федерации, Шымкентский НПЗ перерабатывает до 50 % российской нефти. В целом объем российской нефти составляет 50 % от всей перерабатываемой нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводов.
Указанная зависимость от поставок нефти из России, стоимость которой зависит от мировых цен на нефть, наряду с импортом нефтепродуктов из Российской Федерации, влияет на формирование внутренних цен на нефтепродукты.
За 2008 год на нефтеперерабатывающих заводах Республики Казахстан переработано 12 288,7 тысяч тонн нефти 102,1 % к соответствующему периоду 2007 года.
Баланс производства и потребления нефтепродуктов за 2008 год
тысяч тонн
Наименование |
произ- |
импорт |
Ресурсы к |
экспорт |
Потреб- |
Потреб- |
Дизельное |
3 898,0 |
610,1 |
4 508,1 |
444,0 |
4 064,1 |
109,6 |
Мазут |
3 134,7 |
145,7 |
3 280,4 |
1 564,2 |
1 716,2 |
109,2 |
Авиакеросин |
399,2 |
200,4 |
599,6 |
0 |
599,6 |
121,7 |
Бензин по маркам |
||||||
Аи-80 |
1 137,0 |
140,3 |
1 277,3 |
153,1 |
1 124,2 |
111,3 |
Аи-92/93 |
1 184,8 |
848,9 |
2 033,7 |
9,4 |
2 024,3 |
115,2 |
Аи-95/96 |
162,9 |
61,1 |
224,0 |
1,4 |
222,6 |
108,2 |
Аи-98 |
6,4 |
5,4 |
11,8 |
0,0 |
11,8 |
106,2 |
Всего |
2 491 ,1 |
1 055,7 |
3 546,8 |
163,9 |
3 382,9 |
110,2 |
Атырауский нефтеперерабатывающий завод
Атырауский НПЗ перерабатывает тяжелую нефть месторождений Западного региона Казахстана, с высоким содержанием парафина. В период с середины 60-х годов до середины 80-х годов прошлого столетия осуществлено большое техническое перевооружение всех технологических установок по переработке нефти, что позволило увеличить мощность до 4,9 миллионов тонн в год.
Завершенный в 2006 году 1-этап реконструкции позволил заменить морально и физически изношенное оборудование, улучшить качество бензинов и дизельного топлива по уровню содержания серы, увеличить производство авиатоплива и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
В настоящее время технологические возможности Атырауского НПЗ позволяют производить следующий ассортимент нефтепродуктов:
сжиженные углеводородные газы;
автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95, соответствующие требованиям ЕВРО-2 (86 % от общего объема производства бензинов составляет бензин марки АИ-80);
дизельные топлива в соответствии требованиям ЕВРО-2,3 (требованиям ЕВРО-3 соответствует 57 % от общего объема производства дизельного топлива);
авиатопливо, уайт-спирит, вакуумный газойль, печное топливо, нефтяной кокс и сера.
Вместе с тем, технологические возможности Атырауского НПЗ ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти и производство нефтепродуктов в полном соответствии стандартам ЕВРО-3,4. В структуре производства основных нефтепродуктов высока доля выработки мазута и вакуумного газойля ввиду отсутствия процессов переработки данных продуктов. Глубина переработки составляет 62 %.
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод
Шымкентский НПЗ введен в эксплуатацию в 1985 году. Проектная мощность завода по переработке нефти составляла 6 миллионов тонн в год. В 2000 году проведена реконструкция секции гидроочистки дизтоплива и керосина. В настоящее время установленная мощность завода составляет 5,25 миллионов тонн в год.
Перерабатываемая нефть - смесь нефти с Кумкольского месторождения (80 %) и покупная нефть Западносибирских месторождений (20 %).
Производственные мощности завода состоят из следующих основных установок: Комбинированная установка ЛК-6У (атмосферная перегонка, каталитический риформинг, гидроочистка дизтоплива, гидроочистка керосина, газофракционирующая установка), установка вакуумной перегонки мазута.
В целях увеличения глубины переработки нефти и объема производства моторных топлив в 1998 году было начато строительство установки каталитического крекинга мазута мощностью 1,8 миллионов тонн в год, которое приостановилось из-за отсутствия финансирования и осталось незавершенной. До 50 % незавершенного строительства возможно использовать для последующей реконструкции.
Технологические возможности Шымкентского НПЗ также ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку.
В настоящее время технологические возможности позволяют производить следующий ассортимент нефтепродуктов:
сжиженные углеводородные газы;
автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-96, соответствующие требованиям ЕВРО-2 (42 % от общего объема производства бензинов составляет бензин марки АИ-80);
дизельные топлива, соответствующие требованиям ЕВРО-2, следующих марок: ДТ З-02 (-35), Л-0,2-40 и ЛД-0,2 и другие марки дизельных топлив;
авиационный керосин, вакуумный газойль и мазут.
Глубина переработки составляет 77 %, что также как и на Атырауском НПЗ связано с низкой долей вторичных процессов глубокой переработки нефти.
Павлодарский нефтехимический завод
Павлодарский НХЗ введен в эксплуатацию в 1978 году. Проектная мощность завода по переработке нефти составляет 6 миллионов тонн в год. В 1978 году была введена в эксплуатацию установка по производству битума. В 1983 году произошло крупное расширение нефтеперерабатывающих заводов, включающее ввод в действие комплекса глубокой переработки, после чего в 1986 году была пущена установка замедленного коксования. Завод перерабатывает смесь западносибирской сырой нефти, поступающая по нефтепроводу Омск-Павлодар.
На сегодняшний день установленная мощность завода составляет 5,0 миллионов тонн сырой нефти в год.
Основное технологическое оборудование нефтеперерабатывающих заводов состоит из двух комплексов. Первый - это комплекс ЛК-6У (атмосферная ректификация, каталитический риформинг, установка гидроочистки газойля, газофракционирующая установка), а второй - это комплекс КТ-1 (установка вакуумной перегонки, установка гидроочистки вакуумного газойля, установка каталитического крекинга и газофракционирующая установка).
В настоящее время для большинства установок наблюдаются низкие коэффициенты загрузок (около 45 % для установки FCC и гидроочистки вакуумного газойля, 70 % - для атмосферной ректификации, риформинга и установки замедленного коксования), обусловленные недостаточным количеством сырья, неготовностью к эксплуатации и демонтажем некоторых важных единиц оборудования.
В сентябре 2008 года на заводе введена в эксплуатацию установка производства водорода, которая позволяет устранить дефицит водородосодержащего газа для гидрогенизационных процессов, и соответственно значительно улучшать качественные характеристики готовой продукции.
В настоящий момент предприятие выпускает автомобильный бензин и дизельное топливо, соответствующие требованиям ЕВРО-2.
3. Прогноз потребления основных нефтепродуктов
на 2009 - 2015 годы Республики Казахстан
Прогноз потребления основных нефтепродуктов на 2009 - 2015 годы Республики Казахстан основан на историческом росте потребления нефтепродуктов (среднегодовой темп роста за 2000 - 2007 годы), среднегодовом росте внутренней валовой продукт (среднее значение за 2000 - 2007 годы 9,04 %) и росту внутренней валовой продукт по Прогнозу макроэкономических показателей Республики Казахстан на 2008 - 2013 годы, рекомендованному Министерством экономики и бюджетного планирования.
Расчет роста потребления основных видов нефтепродуктов на 2009 - 2015 годы представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Рост внутренней валовой |
1,00 |
3,00 |
3,80 |
4,10 |
4,30 |
4,30* |
4,30* |
Рост потребления |
1,06 |
3,18 |
4,03 |
4,35 |
4,56 |
4,56 |
4,56 |
Рост потребления |
0,90 |
2,71 |
3,43 |
3,70 |
3,88 |
3,88 |
3,88 |
Рост потребления |
1,94 |
5,82 |
7,37 |
7,96 |
8,35 |
8,35 |
8,35 |
Рост потребления |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Примечание: * Рост внутренней валовой продукт принят на уровне роста внутренней валовой продукта 2013 года по Прогнозу макроэкономических показателей Республики Казахстан на 2009-2013 годы.
** Потребление мазута на прогнозируемый период принят в объеме исторического максимума за 2000-2007 годы (2 355 тысяч тонн в год).
Прогнозные объемы переработки нефти и баланс нефтепродуктов
на 2009-2015 годы
Таблица 2 (тысяч тонн)
Наименование |
Прогноз |
||||||
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Переработка |
|||||||
Павлодарский |
4 350 |
4 500 |
4 600 |
4 750 |
4 900 |
5 100 |
6 000 |
Шымкентский |
4 250 |
4 400 |
4 500 |
4 700 |
4 900 |
5 100 |
6 000 |
Атырауский НПЗ |
3 900 |
4 100 |
4 400 |
4 550 |
4 700 |
4 800 |
5 000 |
Всего |
12 500 |
13 000 |
13 500 |
14 000 |
14 500 |
15 000 |
17 000 |
Бензин |
|||||||
производство |
2520,0 |
2675,8 |
2829,4 |
2916,9 |
3014,7 |
4553,6 |
5188,6 |
Импорт всего |
1038,8 |
1064,7 |
1154,5 |
1307,7 |
1802,4 |
0,0 |
0,0 |
ресурсы к распределению |
3558,8 |
3740,5 |
3983,9 |
4224,6 |
4817,1 |
4553,6 |
5188,6 |
экспорт всего |
140,0 |
213,0 |
314,2 |
384,1 |
801,5 |
354,9 |
798,4 |
Потребление на |
3418,8 |
3527,5 |
3669,7 |
3840,5 |
4015,6 |
4198,7 |
4390,2 |
Дизельное топливо |
|||||||
производство |
3966,6 |
4124,1 |
4206,4 |
4362,8 |
4519,2 |
4961,2 |
5647,8 |
Импорт всего |
134,1 |
87,7 |
149,9 |
166,6 |
185,9 |
0,0 |
0,0 |
ресурсы к распределению |
4100,7 |
4211,8 |
4356,3 |
4529,4 |
4705,1 |
4961,2 |
5647,8 |
экспорт всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
73,5 |
570,5 |
Потребление на |
4100,7 |
4211,8 |
4356,3 |
4529,4 |
4705,1 |
4887,7 |
5077,3 |
Авиатопливо |
|||||||
производство |
360,0 |
416,0 |
461,3 |
479,9 |
498,4 |
1006,3 |
1136,6 |
импорт всего |
247,4 |
226,8 |
228,9 |
269,3 |
313,4 |
0,0 |
0,0 |
ресурсы к |
607,4 |
642,8 |
690,2 |
749,2 |
811,8 |
1006,3 |
1136,6 |
экспорт всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
126,7 |
183,6 |
Потребление на |
607,4 |
642,8 |
690,2 |
749,2 |
811,8 |
879,6 |
953,0 |
Мазут |
|||||||
производство |
2720,0 |
2811,2 |
2923,6 |
3031,0 |
3135,6 |
3210,1 |
1167,6 |
импорт всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1186,9 |
ресурсы к |
2720,0 |
2811,2 |
2923,6 |
3031,0 |
3135,6 |
3210,1 |
2354,5 |
экспорт всего |
365,5 |
456,7 |
569,1 |
676,5 |
781,1 |
855,6 |
0,0 |
Потребление на |
2354,5 |
2354,5 |
2354,5 |
2354,5 |
2354,5 |
2354,5 |
2354,5 |
4. Анализ действующих и вводимых в данный период
экологических норм и стандартов для казахстанских
нефтеперерабатывающих заводов
В связи с ростом потребления нефтепродуктов в мире и как следствие ухудшение экологической ситуации в последние годы предпринимаются меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду.
Так в 2000 году Европейский Союз ввел ужесточенные спецификации на бензины и дизельные топлива, связанные с программой экологии автотранспорта ЕВРО-3, с 2005 года перешел на более жесткие нормы по программе ЕВРО-4. Также принята Директива Европейского Союза о введении с 2009 года еще более жестких требований ЕВРО-5.
В настоящее время требования к качеству производимых нефтепродуктов в Республике Казахстан устанавливаются паспортами и спецификациями качества, разработанные на основе Государственного отраслевого стандарта и Технического условия, действовавших в Советском Союзе.
В целях обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан и соответствия высоким международным стандартам качества, а также обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных производителей Правительством Республики Казахстан предпринимаются шаги по ужесточению экологических требований к производимым автомобильным топливам.
Так в настоящее время разрабатывается и планируется к утверждению Технический регламент "Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута" устанавливающие требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута при их обороте на территории Республики Казахстан.
Согласно Техническому регламенту производство автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники в отношении экологических нормативов вводятся в следующие сроки:
экологический этап ЕВРО-2 с 1 января 2010 года;
экологический этап ЕВРО-3 с 1 января 2014 года;
экологический этап ЕВРО-4 с 1 января 2016 года.
Основные характеристики автомобильного топлива, выпускаемых на казахстанских заводах, в сравнении с требованиями международных стандартов качества нефтепродуктов приведены ниже:
Спецификации на бензин по ТУ 38.001165-2003 и EN 228
Таблица 3
Параметр |
Качество |
EN 228:2000 |
EN 228:2005 |
EN 228:2009 |
||||||
Октановое |
80 |
92* |
95* |
98* |
92* |
95* |
98* |
92* |
95* |
98* |
Октановое |
76 |
83* |
85* |
88* |
83* |
85* |
88* |
83* |
85* |
88* |
Плотность, |
Не нормируется |
720-775 |
720-775 |
720-775 |
||||||
Сера, ppm |
1000 |
150 max |
50 max |
10 max |
||||||
Ароматика, % |
Не |
42 max |
35 max |
35 max |
||||||
Бензол, % |
5 |
1 max |
1 max |
1 max |
||||||
Содержание |
не более 3 |
2.7 max |
2.7 max |
2.7 max |
* Основное количество производимых бензинов составляет бензин марки А-80
* По требованию EN марки бензинов подразделяются: Регуляр Евро-92 (92/83); Премиум Евро-95 (95/85); Супер Евро-98 (98/88).
Спецификации на дизельное топливо по ГОСТ 305-82 и EN 590
Таблица 4
Параметр |
Качество |
EN 590:2000 |
EN 590:2005 |
EN 590:2009 |
Цетановое число |
45 |
51 min |
51 min |
51 min |
Цетановый |
- |
46 min |
46 min |
46 min |
Плотность, |
860 |
820-845 |
820-845 |
820 - 845 |
Вязкость, мм 2 /с |
3,0-6,0 |
2-4.5 |
2-4.5 |
2-4.5 |
Сера, ppm |
2000 |
350 max |
50 max |
10 max |
Температура |
40 |
55 min |
55 min |
55 min |
Смазывающая |
- |
460 |
460 |
460 |
Для обеспечения выпуска продукции по новым стандартам в настоящее время необходимы строительство новых технологических установок, замена катализаторов и реконструкции действующих установок облагораживания нефтепродуктов - установок гидроочисток дистиллятов, изомеризации, извлечения бензола и ароматических углеводородов, производства водорода, производства серы.
5. Цели и задачи Комплексного плана
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Рост внутренней валовой продукт, % |
1,00 |
3,00 |
3,80 |
4,10 |
4,30 |
4,30 |
4,30 |
Рост потребления бензина, % |
1,06 |
3,18 |
4,03 |
4,35 |
4,56 |
4,56 |
4,56 |
Рост потребления дизтоплива, % |
0,90 |
2,71 |
3,43 |
3,70 |
3,88 |
3,88 |
3,88 |
Рост потребления авиатоплива, % |
1,94 |
5,82 |
7,37 |
7,96 |
8,35 |
8,35 |
8,35 |
Рост потребления мазута**, % |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Исходя из анализа и прогноза внутреннего рынка нефтепродуктов, текущего состояния нефтеперерабатывающих заводов и планирующихся к вводу требований к качеству выпускаемой продукции главной целью настоящего Комплексного плана является обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан в части полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов - бензина, авиатоплива и дизельного топлива, комплексное развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Наряду с этим Комплексным планом устанавливаются цели в достижении динамичного развития конкурентоспособности предприятий на основе внедрения новой техники, новых технологий и повышение уровня эффективности и экономической отдачи.
Цели Комплексного плана будут достигнуты при реализации следующих стратегических задач:
увеличение загрузки существующих производственных мощностей;
привлечение инвестиций и выполнение Комплексного плана модернизации и реконструкции существующих производственных мощностей;
повышение комплексности переработки с достижением средней глубины переработки нефти до 84 %;
оптимизация и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, направленное на удовлетворение прогнозируемого изменения структуры потребления нефтепродуктов;
повышение качества выпускаемой продукции и соответствие требованиям Евростандартов;
снижение вредного воздействия на окружающую среду.
6. Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов
С учетом существующего технического состояния нефтеперерабатывающих заводов - низкой глубины переработки нефти и низкой доходности переработки нефти, растущего спроса на потребление более высококачественных нефтепродуктов и планируемых изменений в требованиях к качеству продукции на всех трех заводах запланированы проекты развития и модернизаций.
Атырауский нефтеперерабатывающий завод
1. Реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ и установки замедленного коксования.
Таблица 5 (тыс. тонн)
Наименование |
2007 год |
2010 год |
Отклонение |
Переработка всего |
3 701 |
4 100 |
399 |
Автобензин в том |
470,3 |
514,9 |
44,6 |
А-80 |
406,2 |
442,6 |
36,4 |
АИ-93+ |
64,1 |
72,3 |
8,2 |
Авиатопливо |
21,1 |
46,6 |
25,5 |
Дизельное топливо |
1 019,0 |
1 228,0 |
209,0 |
Мазут |
1 167,9 |
1315,0 |
147,1 |
Оценка инвестиций:
127,5 миллион долларов Соединенных Штатов Америки (далее - США).
Эффект:
увеличение выработки автобензинов, авиатоплива, дизтоплива и мазута.
2. Строительство установки каталитического риформинга.
Таблица 6 (тысяч тонн)
Наименование |
2009 год |
2013 год |
Отклонение |
Переработка всего |
3 900 |
4 700 |
800 |
Автобензин в том |
492,5 |
648,6 |
156,1 |
А-80 |
421,0 |
498,2 |
77,2 |
АИ-93+ |
71,5 |
150,4 |
78,9 |
Авиатопливо |
39,0 |
89,3 |
50,3 |
Дизельное топливо |
1 168,2 |
1 330,1 |
161,9 |
Мазут |
1 265,2 |
1 464,6 |
199,4 |
Оценка инвестиций:
398 миллион долларов США.
Эффект:
увеличение выработки высокооктанового бензина и соответствие Требованиям Евростандартов.
3. Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов
Оценка инвестиций:
393 миллион долларов США.
Эффект:
производство бензола и параксилола для нефтехимической промышленности.
4. Строительство комплекса по глубокой переработке нефти (Каталитический крекинг).
Таблица 7 (тысяч тонн)
Наименование |
2009 год |
2014 год |
Отклонение |
Переработка всего |
3 900 |
4 800 |
900 |
Автобензин в |
492,5 |
1 250,9 |
758,4 |
А-80 |
421,0 |
0,0 |
-421,0 |
АИ-93+ |
71,5 |
1 250,9 |
1 179,4 |
Авиатопливо |
39,0 |
350,4 |
311,4 |
Дизельное топливо |
1 168,2 |
1 401,6 |
233,4 |
Мазут |
1 265,2 |
144,0 |
-1 121,2 |
Оценка инвестиций:
1 366,2 миллион долларов США.
Эффект:
увеличение выработки автобензинов (только высокооктановые), авиатоплива, дизтоплива;
соответствие дизтоплива требованиям Евростандартов;
сокращение выработки мазута.
5. Развитие транспортной инфраструктуры на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе.
"Строительство обводного железнодорожного пути на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе".
Оценка инвестиций:
ориентировочно 80 миллион долларов США.
Эффект:
решение санитарных и экологических проблем;
независимость от сторонних организаций при транспортировке нефти и нефтепродуктов;
рост объема транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Срок реализации - 2009-2011 годы.
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод
1. Восстановление мощности*
Таблица 8 (тысяч тонн)
Наименование |
2007 год |
2011 год |
Отклонение |
Переработка всего |
4 060 |
4 500 |
440 |
Автобензин в том |
869,8 |
912,2 |
42,4 |
А-80 |
385,7 |
390,0 |
4,3 |
АИ-93+ |
484,1 |
522,2 |
38,1 |
Авиатопливо |
160,9 |
287,1 |
126,2 |
Дизельное топливо |
1 401,3 |
1 470,9 |
69,6 |
Мазут |
655,3 |
662,9 |
7,6 |
* Замена внутренних устройств аппаратов, катализаторов, насосного оборудования, КИПиА, восстановление теплообменников.
Оценка инвестиций:
80 миллион долларов США.
Эффект:
увеличение выработки автобензинов, авиатоплива, дизтоплива, мазута.
2. Реконструкция*
Таблица 9 (тысяч тонн)
Наименование |
2009 год |
2014 год |
Отклонение |
Переработка всего |
4 250 |
5 100 |
850 |
Автобензин в том |
838,7 |
1 505,0 |
666,3 |
А-80 |
338,1 |
0,0 |
-338,1 |
АИ-93+ |
500,6 |
1 505,0 |
1 004,4 |
Авиатопливо |
241,0 |
515,6 |
274,6 |
Дизельное топливо |
1 389,2 |
1 684,5 |
295,3 |
Мазут |
620,2 |
650,8 |
30,6 |
* Завершение строительства комплекса каталитического крекинга, строительство новых установок изомеризации, производства водорода, полипропиленовой установки, производства серы, реконструкция установки гидроочистки дизтоплива.
Оценка инвестиций:
600 миллион долларов США.
Эффект:
увеличение выработки автобензинов (только высокооктановые), авиатоплива, дизтоплива;
соответствие автобензинов и дизтоплива требованиям Евростандартов;
сокращение выработки мазута.
Павлодарский нефтехимический завод
1. Восстановление мощности*
Таблица 10 (тысяч тонн)
Наименование |
2007 год |
2010 год |
Отклонение |
Переработка всего |
4 276 |
4 500 |
224 |
Автобензин в том |
1 286,7 |
1 300,3 |
13,6 |
А-80 |
407,6 |
415,0 |
7,4 |
АИ-93+ |
879,1 |
885,3 |
6,2 |
Авиатопливо |
76,8 |
88,3 |
11,5 |
Дизельное топливо |
1 425,3 |
1 457,9 |
32,6_ |
Мазут |
751,8 |
858,1 |
106,3 |
* Замена внутренних устройств вакуумной колонны, замена штуцера ввода сырья в реактор каткрекинга, замена циклонов регенератора, печи П-2, насосного оборудования, КИПиА, восстановление теплообменников
Оценка инвестиций:
158 миллион долларов США
Эффект:
увеличение выработки автобензинов, авиатоплива, дизтоплива, мазута.
2. Строительство эстакады под слив вакуумного газойля с Атырауского нефтеперерабатывающего завода и Шымкентского нефтеперерабатывающего завода для переработки на установке каталитического крекинга.
Оценка инвестиций:
30 миллион долларов США
Эффект:
увеличение выработки автобензинов, авиатоплива, дизтоплива.
3. Реконструкция*
Таблица 11 (тысяч тонн)
Наименование |
2009 год |
2014 год |
Отклонение |
Переработка всего |
4 350 |
5 100 |
750 |
Автобензин в том |
1 188,8 |
1 797,8 |
609,0 |
А-80 |
397,1 |
0,0 |
-397,1 |
АИ-93+ |
791,7 |
1 797,8 |
1 006,1 |
Авиатопливо |
80,0 |
140,3 |
60,3 |
Дизельное топливо |
1 409,3 |
1 875,1 |
465,8 |
Мазут |
834,6 |
172,5 |
-662,1 |
* Реконструкция установки гидроочистки дизтоплива и строительство новых установок изомеризации и селективного обессеривания бензина каталитического крекинга.
Оценка инвестиций:
412 миллион долларов США.
Эффект:
увеличение выработки автобензинов (только высокооктановые), авиатоплива, дизтоплива;
соответствие автобензинов и дизтоплива требованиям Евростандартов;
сокращение выработки мазута.
Несмотря на то, что указанные проекты развития и модернизации нефтеперерабатывающих заводов запланированы, а часть из них уже начата, реализация их сопровождается рядом проблем, решение которых позволит ускорить завершение запланированных работ.
Общая сумма инвестиций по проектам развития и модернизаций трех нефтеперерабатывающих заводов превышает 3,4 миллиард долларов США, что характеризует капиталоемкость нефтепереработки. Размеры инвестиций предполагают привлечение заемного финансирования, что в условиях ограниченности доступных кредитов и увеличения стоимости кредитов ухудшит экономические показатели проектов и увеличит сроки возврата инвестиций. Учитывая цель настоящего Комплексного плана - обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан и при условии наличия свободных финансовых ресурсов привлечение финансирования из казахстанских фондов развития и разработка мер государственного стимулирования развития нефтеперерабатывающей отрасли будет способствовать достижению поставленных целей.
В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан нефтеперерабатывающие заводы работают на процессинговой основе - цена процессинга регулируется Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. При реализации инвестиционных программ при неизменной цене процессинга выгодополучателями от реализованных проектов наравне с владельцами нефтеперерабатывающих заводов будут являться нефтедобывающие организации, которые в соответствии с Законом РК от 7 апреля 2003 года № 402-II "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" имеют равное право на переработку собственной нефти. В результате владельцы нефтеперерабатывающих заводов, финансируя в полном объеме инвестиционные проекты, получают только часть выгоды, что негативно влияет на экономические показатели проектов и соответственно может привести к отрицательным решениям по реализации проектов.
7. Механизм реализации Комплексного плана
Для эффективного осуществления мероприятий и достижения цели и задач, установленной настоящим Комплексным планом, должны обеспечиваться следующие условия:
обеспечение максимальной загрузки нефтеперерабатывающих заводов, в том числе и за счет установления обязательств недропользователей по поставке сырой нефти на внутренний рынок Республики Казахстан;
реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке в точном соответствии с порядком, установленном действующим законодательством;
рассмотрение возможности финансирования Комплексного плана из средств казахстанских фондов развития;
разработка Комплексного плана обеспечения производственных и социальных объектов;
утверждение Технического регламента "Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута";
своевременная разработка стандартов на новые виды продукции;
реализация мер для обеспечения технической и экологической безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов;
обучение, переобучение и создание условий для привлечения специалистов в нефтеперерабатывающую отрасль;
принятие мер по решению задач централизованного сбора информации и координирования информационных, материальных и денежных потоков с целью достижения более высокой степени эффективности управления ресурсами отечественных нефтеперерабатывающих заводов;
принятие мер по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающих максимальную загрузку нефтеперерабатывающих заводов и своевременный вывоз продукции.
При необходимости Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы следует корректировать по мере завершения конкретных мероприятий и в случае изменения тенденций рынка.
8. Ожидаемые результаты от реализации Комплексного плана
На основании прогноза потребления нефтепродуктов в Комплексном плане рассматривается прогноз производства нефтепродуктов с учетом сроков завершения проектов развития и модернизации.
Прогноз производства и потребления основных видов
нефтепродуктов на 2009 - 2015 годы.
Таблица 12 (тысяч тонн)
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Производ- |
Потребление |
Производ- |
Потребление |
Производ- |
Потребление |
|
Бензин, в том |
2 520,0 |
3 418,8 |
2 675,8 |
3 527,5 |
2 829,4 |
3 669,7 |
Высокооктановые |
1 363,8 |
2 402,6 |
1 468,2 |
2 532,9 |
1 548,7 |
2 703,2 |
Низкооктановые |
1 156,2 |
1 016,2 |
1 207,6 |
994,6 |
1 280,8 |
966,5 |
Дизтопливо |
3 966,6 |
4 100,7 |
4 124,1 |
4211,8 |
4 206,4 |
4 356,3 |
Авиатопливо |
360,0 |
607,4 |
416,0 |
642,8 |
461,3 |
690,2 |
Мазут |
2 720,0 |
2 354,5 |
2 811,2 |
2 354,5 |
2 923,6 |
2 354,5 |
Продолжение таблицы
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
Производ- |
Потребле- |
Производ- |
Потребле- |
Производ- |
Потребле- |
Производ- |
Потреб- |
2 916,9 |
3 840,5 |
3 014,7 |
4 015,6 |
4 553,6 |
4 198,7 |
5 188,6 |
4 390,2 |
1 601,0 |
2 908,7 |
1 667,1 |
3 769,6 |
4 553,6 |
4 198,7 |
5 188,6 |
4 390,2 |
1 315,9 |
931,8 |
1 347,5 |
246,0 |
- |
- |
- |
- |
4 362,8 |
4 529,4 |
4 519,2 |
4 705,1 |
4 961,2 |
4 887,7 |
5 647,8 |
5 077,3 |
479,9 |
749,2 |
498,4 |
811,8 |
1 006,3 |
879,6 |
1 136,6 |
953,0 |
3 031,0 |
2 354,5 |
3 135,6 |
2 354,5 |
967,3 |
2354,5 |
1 118,6 |
2 354,5 |
Объемы выработки автомобильного топлива в прогнозируемый период возрастают с 2 520,0 до 5 188,6 тысяч тонн в год. Тем не менее, зависимость от импорта автомобильного бензина в период до 2013 года сохраняется в объеме до 1 412 тысяч тонн в год.
Производство низкооктанового бензина в период до 2013 года обеспечит потребление данного нефтепродукта. В связи с ожидаемым вводом Технического регламента "Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута" ожидается прекращение использования с 2014 года низкооктанового бензина.
Производство высокооктанового бензина не сможет исключить дефицит данного продукта до 2013 года. Начиная с 2014 года объемы производства высокооктанового автомобильного бензина превышают прогнозируемый уровень потребления.
Прогнозный баланс высооктанового и низкооктанового
бензинов 2009-2015 годы
Таблица 13
Наименование |
Единица измерения |
Прогноз |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Бензин |
||||||||
производство |
тысяч |
1 363,8 |
1 468,2 |
1 548,7 |
1 601,0 |
1 667,1 |
4 553,6 |
5 188,6 |
импорт всего |
тысяч |
1 038,8 |
1 064,7 |
1 154,5 |
1 307,7 |
1 802,5 |
0,0 |
0,0 |
ресурсы к |
тысяч |
2 402,6 |
2 532,9 |
2 703,2 |
2 908,7 |
3 469,6 |
4 553,6 |
5 188,6 |
экспорт всего |
тысяч |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
354,9 |
798,4 |
потребление на |
тысяч |
2 402,6 |
2 532,9 |
2 703,2 |
2 908,7 |
3 469,6 |
4 198,7 |
4 390,2 |
Бензин А-80 |
||||||||
производство |
тысяч |
1 156,2 |
1 207,6 |
1 280,7 |
1 315,9 |
1 347,5 |
0,0 |
0,0 |
импорт всего |
тысяч |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ресурсы к |
тысяч |
1 156,2 |
1 207,6 |
1 280,8 |
1 315,9 |
1 347,5 |
0,0 |
0,0 |
экспорт всего |
тысяч |
140,0 |
213,0 |
314,2 |
384,1 |
801,5 |
0,0 |
0,0 |
потребление на |
тысяч |
1 016,2 |
994,6 |
966,5 |
931,8 |
546,0 |
0,0 |
0,0 |
Объемы производства дизельного топлива на прогнозируемый период полностью покрывает внутреннее потребление.
Производство авиатоплива также до 2013 года ниже прогнозируемого потребления, дефицит которого должен быть восполнен импортом в объеме до 325 тысяч тонн в год.
Производство мазута в прогнозируемом периоде позволит обеспечить внутреннее потребление мазута. Несмотря на то, что при прогнозировании потребления мазута принято максимальное потребление на уровне 2005 года, вероятно потребление мазута в будущем будет снижаться.
Реализация Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы позволит сократить дефицит в потребности авиатоплива и автомобильного бензина, полностью обеспечить потребность в дизельном топливе и мазуте до 2014 года.
Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов достигнет 17 млн. тонн в год, средняя глубина переработки нефти составит 84 %.
Одним из важных аспектов в реализации данного Комплексного плана является обеспечение снижения вредного воздействия на окружающую среду. В результате предполагаемых мер в Комплексном плане ожидается обеспечение высококачественными нефтепродуктами, соответствующие экологическим требованиям Республики Казахстан. В результате, которого, снизится:
к 2014 году в бензине (объемная доля бензола до 1 %, массовая доля серы до 150 ppm), в дизельном топливе (массовая доля серы до 350 ppm);
к 2016 году в бензине (объемная доля бензола до 1 %, массовая доля серы до 50 ppm), в дизельном топливе (массовая доля серы до 50 ppm).
Достижение качества вырабатываемых нефтепродуктов по Евростандартам позволяет экспортировать нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью на мировые рынки.
Решая экологические задачи по снижению ароматических соединений в нефтепродуктах, инвестиционные проекты по производству ароматических углеводородов (бензол, параксилол), позволяют создать отечественную базу сырьевых ресурсов для развития нефтехимической отрасли Казахстана, удовлетворение потребностей в сырье - бензоле и параксилоле - производителей полистирола и полиэтилентерефталата и улучшение качества выпускаемых моторных топлив.
Перспективы дальнейшего развития
Учитывая динамику загрузки нефтеперерабатывающих заводов на основании прогноза потребления нефтепродуктов к 2015 году ожидается загрузка мощностей 100 %, то есть на прогнозируемый период существующих мощностей будет достаточно, но на дальнейший рост потребления ресурсов существующих мощностей будет недостаточно. Принимая во внимание продолжительность реализации проектов, начиная с 2010 года необходимо приступить к проекту развития мощностей нефтеперерабатывающих заводов на первом этапе с завершением к 2015 году - 6 миллионов тонн в год и начиная с 2015 года приступить к реализации второго этапа с завершением к 2020 году - 6 миллионов тонн в год. Для начала работ в данном направлении необходимо провести анализ правильности прогноза потребления нефтепродуктов. Возможными вариантами увеличения нефтеперерабатывающих мощностей является строительство объектов на базе Шымкентского НПЗ и Павлодарског НХЗ. Тем не менее, решение должно основываться на полном анализе регионального роста и объемов потребления, наличия и развития транспортной инфраструктуры и оценки ресурсов нефти.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 мая 2009 года № 712
План мероприятий
по реализации Комплексного плана развития
нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан
на 2009 - 2015 годы
№ |
Мероприятия |
Форма |
Ответственные |
Срок |
Предпола- |
Источник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
398 000 000 |
Заемные |
2 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
393 000 000 |
Заемные |
3 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2014 |
1 366 200 |
Собствен- |
4 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2007-2010 |
77 600 000 |
Собствен- |
5 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2008-2010 |
49 900 000 |
Собствен- |
6 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2011 |
80 000 000 |
Собствен- |
7 |
Восстановление |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2010 |
80 000 000 |
Собствен- |
8 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
200 000 000 |
Заемные |
9 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
85 000 000 |
Заемные |
10 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
63 000 000 |
Заемные |
11 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
30 000 000 |
Заемные |
12 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
32 000 000 |
Заемные |
13 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
50 000 000 |
Заемные |
14 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
25 000 000 |
Заемные |
15 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
35 000 000 |
Заемные |
16 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
25 000 000 |
Заемные |
17 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
30 000 000 |
Заемные |
18 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
25 000 000 |
Заемные |
19 |
Восстановление |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2010 |
158 000 000 |
Собствен- |
20 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2010-2011 |
30 000 000 |
Собствен- |
21 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
95 000 000 |
Заемные |
22 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
65 000 000 |
Заемные |
23 |
Строительство |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
95 000 000 |
Заемные |
24 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
73 000 000 |
Заемные |
25 |
Реконструкция |
Информация |
МЭМР (созыв) |
2009-2013 |
84 000 000 |
Заемные |
Итого |
3 644 700 |
Примечание: расшифровка аббревиатур
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан
АО "ФНБ "Самрук-Казына" - акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"
АО "НК "КМГ" - акционерное общество "Национальная компания "КазМунайГаз"
АО "ТД "КМГ" - акционерное общество "Торговый Дом "КазМунайГаз"
ТОО "АНПЗ" - товарищество с ограниченной ответственностью "Атырауский нефтеперерабатывающий завод"
ТОО "ПКОП" - товарищество с ограниченной ответственностью "ПетроКазахстан ОйлПродакст"
АО "ПНХЗ" - акционерное общество "Павлодарский нефтехимический завод"