Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан на 2008-2015 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
О Государственной программе развития цифрового телерадиовещания
в Республике Казахстан на 2008-2015 годы
В целях реализации
Указа
Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года"
ПОСТАНОВЛЯЮ
:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан на 2008-2015 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в двухмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы, а также принять меры, вытекающие из настоящего Указа.
3. Центральным и местным исполнительным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" __________ 2007 года N__
Государственная программа развития цифрового телерадиовещания
в Республике Казахстан на 2008-2015 годы
Астана, 2007 год
1. Паспорт Программы
Наименование Государственная программа развития цифрового
Программы телерадиовещания в Республике Казахстан на
2008-2015 годы.
Основание Указ Президента Республики Казахстан от 18
для разработки августа 2006 года N 163 "О Концепции развития
конкурентоспособности информационного пространства
Республики Казахстан на 2006-2009 годы", пункт 155
Плана мероприятий по исполнению Общенационального
плана основных направлений (мероприятий) по
реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий
Главы государства народу Казахстана и Программы
Правительства Республики Казахстан на 2007-2009
годы, утвержденного постановлением Правительства
Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319.
Разработчик Министерство культуры и информации
Республики Казахстан
Цель Укрепление информационной сферы путем создания и
развития цифровой инфраструктуры телерадиовещания,
качественного и количественного усиления
казахстанского информационного продукта,
формирования вещательного рынка.
Задачи осуществление поэтапного перевода инфраструктуры
телерадиовещания в спутниковом и наземном
сегментах на цифровой стандарт, в том числе на
стандарт высокой четкости. Прекращение аналогового
вещания в 2015 году;
обеспечение доступности цифрового
телерадиовещания для всех категорий населения;
создание конкурентного рынка операторов,
предоставляющих услуги многопрограммного
цифрового телевидения и радио;
разработка нормативных правовых и технических
документов, регулирующих и регламентирующих
взаимодействие субъектов в области цифрового
телерадиовещания;
повышение эффективности использования
радиочастотного спектра;
содействие производству на территории
республики цифровых приемных устройств для
удовлетворения потребностей населения.
Сроки 2008-2015 годы
реализации
Объемы и Реализация Государственной программы в
источники 2008-2015 годы потребует выделения средств из
финансирования республиканского бюджета общим объемом
36 165 млн. тенге, в том числе:
2008 год - 584 млн. тенге
2009 год - 4 228 млн. тенге
2010 год - 5 353 млн. тенге
2011 год - 5 689 млн. тенге
2012 год - 5 439 млн. тенге
2013 год - 5 858 млн. тенге
2014 год - 5 858 млн. тенге
2015 год - 3 156 млн. тенге
Ожидаемые Усиление конкурентоспособности отечественных
результаты телевизионных и радиоканалов на внутреннем и
внешнем рынках.
Обеспечение свободного и равного доступа
населения к просмотру программ государственных
каналов в цифровом формате.
Модернизация отечественной системы
телерадиовещания.
Улучшение потребительских параметров
телевизионного вещания.
Формирование радиочастотного плана,
обеспечивающего развитие цифрового
телерадиовещания.
Мультипликативный эффект развития всей системы
отечественного телевидения и радио.
Развитие рекламного рынка.
Формирование конкурентоспособного рынка
телерадиовещателей.
Реализация Государственной программы направлена
на достижение следующих индикаторов:
достижение к 2015 году охвата цифровым вещанием
100 % населения республики, в том числе к
2010 году - 25-30%, к 2012 году - 65-70%,
к 2014 году - 95 %.
создание условий для увеличения числа
негосударственных республиканских телеканалов до
20 к 2010 году и до 30 к 2015 году;
создание в 2008 году государственного оператора
телерадиовещания, формирующего и транслирующего
социальный пакет программ на бесплатной основе;
создание к 2010 году 2-х крупных операторов,
к 2015 году увеличение их числа до 5;
приобретение более 2 500 приемников и 1500
цифровых передатчиков;
обеспечение параллельного вещания телевидения
высокой четкости к 2012 году;
обеспечение трансляции в цифровом стандарте не
менее 10 программ к 2010 году, не менее 15
программ к 2012 году, не менее 20 программ
к 2015 году;
предоставление дополнительных интерактивных
услуг к 2012 году;
прекращение телевизионного и радиовещания в
аналоговом формате к 2015 году.
2. Введение
Основанием для разработки Государственной программы являются
Указ
Президента Республики Казахстан от 18 августа 2006 года N 163 "О Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы", пункт 155
Плана
мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319.
Одной из основных задач страны в развитии информационной и телекоммуникационной сфер на среднесрочную и долгосрочную перспективу является повышение ее конкурентоспособности на международном уровне.
В современном мире роль телевидения и радио огромна. Являясь составной частью культуры, они влияют на сохранение языка, традиций, формирование шкалы духовных и материальных ценностей общества.
Сегодня развитие телерадиовещания осуществляется в рамках глобальной цифровой революции. Появление цифрового телевидения и радио - самый крутой и многообещающий перелом в 100-летней истории отрасли.
Последние достижения в области цифрового телевизионного вещания резко меняют ход развития мировых телекоммуникаций. Технические критерии оценки телевизионного вещания - количество программ и их качество дополняются новыми пользовательскими возможностями - интерактивностью и многофункциональностью. Это означает, что к получившим наибольшее распространение в 90-х годах услугам подвижной связи и Интернет прибавилось цифровое интерактивное вещание.
В этой связи важнейшим приоритетом является своевременное внедрение цифрового телерадиовещания в республике. Актуальность вопроса обусловлена общемировыми тенденциями - Международным Союзом Электросвязи в рамках соглашения "Женева - 2006" переходным периодом для внедрения цифрового вещания (в том числе для Казахстана) определены 2007-2015 годы.
Следует отметить, что предварительный этап развития наземного цифрового вещания прорабатывался в соответствии с отраслевой программой развития телерадиовещания, реализация которой завершена в 2006 году. В рамках данной программы был проведен ряд мероприятий по тестовому цифровому вещанию, определению частотного ресурса, разработке рекомендаций по многопрограммному вещанию.
Вместе с тем проведение дальнейшей работы по внедрению цифрового телерадиовещания в Казахстане требует принятия комплекса мер по разработке централизованной стратегии, снятию организационных, экономических и институциональных проблем, определению технических параметров.
Необходимость своевременного внедрения цифрового телерадиовещания обусловлена также вопросами соблюдения информационной безопасности особенно в зонах приграничного вещания. В настоящее время ряд приграничных населенных пунктов Казахстана в связи со сложившейся частотной структурой вместо отечественного телевидения вынуждено смотреть телевизионные каналы соседних государств. Аналогичная ситуация в области радиовещания.
Внедрение цифрового телерадиовещания должно снять данную проблему.
В целом внедрение цифрового телерадиовещания требует масштабной государственной поддержки. Об этом свидетельствует опыт стран, начавших процесс оцифровывания телевидения и радио. Практически во всех странах мира именно государство стало инициатором перехода на цифровое телерадиовещание.
Кроме того, данный вопрос требует решения комплекса проблем, которые невозможно решить без участия государственных уполномоченных структур. К их числу можно отнести разработку и принятие нормативной правовой базы внедрения и функционирования цифрового телерадиовещания, утверждение технических стандартов вещания, определение условий работы участников рынка, выделение и присвоение радиочастотного спектра, обеспечение готовности объектов инфраструктуры, принятие мер по поддержке социально уязвимых категорий населения.
Государство должно выступать координатором всего процесса, поскольку внедрение цифрового телерадиовещания предполагает высокую степень социальной ответственности. Переход системы телерадиовещания на цифровые технологии должен быть ориентирован, прежде всего, на широкие слои населения, поскольку именно социальный фактор является основным индикатором эффективности реализации государственной программы.
3. Анализ современного состояния проблемы
В настоящее время эфирный телерадиовещательный комплекс Республики Казахстан представляет собой сложную систему, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов:
сегмент формирования телерадиопрограмм (теле - и радиоканалы, телевизионные и радиостудии, формирующие контент);
сегмент спутникового телерадиовещания - преобразование теле-радиосигнала в единый цифровой стандарт и его ретрансляция со спутника на наземные сети;
сегмент наземного телерадиовещания - прием сигнала со спутника и наземное распределение по выделенным полосам радиочастот.
Помимо эфирного телерадиовещания заметное распространение городской местности получили сети кабельного телевидения на основе различных технологий аналогового и цифрового формата.
В совокупности данные компоненты составляют единую инфраструктуру телерадиовещания страны.
Сегмент формирования телерадиопрограмм представлен 89 электронными средствами массовой информации различной формы собственности, в том числе 52 телеканалами и 37 радиостанциями. Из них на республиканском уровне осуществляют вещание 11 телеканалов и 5 радиостанций. Количество региональных электронных СМИ составляет 73. При этом территория распространения региональных теле- и радиоканалов, как правило, ограничена одним населенным пунктом.
Более широкой территорией распространения обладают республиканские каналы. Так, охват вещанием территории республики составляет - телеканал "Казахстан" - 98,06%, "Хабар" - 98,19%, "Еларна" - 83,58%, Казахское радио - 93,2%, Первый канал Евразия - 78,82%, радио "Шалкар" - 36,09%. Остальные теле- и радиоканалы, вещающие на республиканском уровне, имеют более низкие показатели охвата территории, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
N
|
Наименование СМИ |
Количество
|
1 |
Телеканал "НТК" |
14 |
2 |
Телеканал "КТК" |
20 |
3 |
ТРК "Рахат" |
7 |
4 |
Телевидение г. Астаны |
17 |
5 |
ТРК 31 канал |
38 |
6 |
Русское радио - Азия |
27 |
7 |
Европа Плюс Казахстан |
29 |
8 |
ТРК "NS - радио" |
29 |
В целом существующую ситуацию с охватом населения телерадиовещанием можно характеризовать как крайне неудовлетворительную. В полном объеме республиканским вещанием охвачены жители лишь крупных населенных пунктов - областных и в лучшем случае районных центров. Сельские территории охвачены в большинстве вещанием только государственных каналов ("Казахстан", "Хабар", "Еларна").
Сегмент спутникового телерадиовещания представлен операторами спутникового вещания, оказывающими услуги по транспорту сформированного единого телевизионного потока через спутник на наземные приемопередающие устройства.
В последние годы на территории республики спутниковое телерадиовещание в основном осуществлялось одной специализированной компанией - АО "Кателко".
Данной организацией создана Национальная система спутникового телерадиовещания Республики Казахстан (НССТ), функционирование которой заключается в приеме сигналов видео и звука от телерадиокомпаний, преобразовании их в единый стандарт DigiCipher-2 (MPEG2), объединении в единый поток на одной несущей частоте и передаче на ретрансляторы спутников Intelsat-904 и Kazsat. Ретранслируемый спутниковый сигнал, распространяется на наземные приемные сети, расположенные по всей территории республики. Кроме того, спутниковым сигналом охвачены приграничные районы России, Киргизии, Китая, Монголии и Узбекистана.
Вместе с тем в работе данного сегмента основной проблемой является неоправданное использование АО "Кателко" устаревшего цифрового стандарта телерадиовещания. Стандарт, разработанный американской организацией Advanced Television Systems Committee - ATSC/DigiCipher-2 существенно сдерживает развитие телевизионного вещания в республике, не позволяя зрителям принимать спутниковый сигнал на доступное приемное оборудование.
Проблема заключается в том, что стандарт DigiCipher-2 работает лишь с ограниченным типом оборудования и предназначен, как правило, для корпоративного использования, то есть обеспечения защиты предоставляемого контента от несанкционированного просмотра. В этой связи весь спектр приемного оборудования, работающего в данном стандарте технически усложнен и имеет высокую стоимость, что делает его недоступным для массового пользователя на территориях, не принимающих эфирный телевизионный сигнал.
В результате, построение НССТ на базе стандарта DigiCipher-2 привело к отсутствию формата открытого спутникового распространения государственных, а также ряда независимых казахстанских каналов. Кроме того, данный стандарт по вышеуказанным причинам является серьезным препятствием для внедрения цифрового телерадиовещания в стране.
В настоящее время развитие цифрового телерадиовещания во всем мире происходит на базе европейского стандарта DVB (Digital Video Broadcasting). Его преимущества очевидны - низкая стоимость приемного оборудования, унифицированность для эфирного, спутникового, кабельного и мобильного вещания, высокая помехоустойчивость и качество телевизионного сигнала, многопрограммность, возможность организации дополнительных услуг (передача данных, видео по запросу), возможность создания одночастотных сетей.
В целом вещательная индустрия представлена тремя основными стандартами, используемыми для организации цифрового телерадиовещания - ATSC (Advanced Television Systems Committee, США) и DVB (Digital Video Broadcasting, Европа), ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting, Япония). Разработкой собственного стандарта занимается Китай, где из 6 первоначально существовавших стандартов сейчас отобрано 2. Вместе с тем выбор того или иного стандарта определяется индивидуально каждой страной.
Большинство стран мира, а также соседние государства, в том числе Россия остановили свой выбор на стандарте DVB. В силу вышеуказанных факторов данный стандарт является наиболее приемлемым и для Казахстана.
Сегмент наземного телерадиовещания представляет собой сложный инженерно-технический комплекс, характеризующийся большой территориальной распределенностью и замыкающий технологическую цепь телерадиовещания.
Основной задачей данного комплекса является обеспечение приема, переработки и дальнейшего распространения телерадиосигнала на территорию определенной местности посредством радиочастотного спектра. Средства технического обеспечения наземного телерадиовещания состоят из:
антенно-мачтовых сооружений (телевизионные вышки), построенных по всей территории страны, включая отдаленные населенные пункты;
оборудования приема и передачи сигнала - антенно-фидерные устройства, цифровые приемники и передатчики различной мощности;
объекты инфраструктуры (энергосиловое хозяйство, здания, сооружения и т.п.).
В Казахстане объекты сетей наземного вещания имеют стратегическую значимость и эксплуатируются специализированной организацией - АО "Казтелерадио".
Данная организация была создана в пятидесятые годы прошлого века с целью строительства и эксплуатации всех республиканских магистральных, зоновых радиорелейных линий, мощных радиотелевизионных центров и других многочисленных объектов телерадиовещания.
В настоящее время АО "Казтелерадио", обеспечивает ретрансляцию в эфире сигнала всех электронных СМИ, действующих на территории страны. Всего наземная сеть состоит из 1214 ретрансляционных станций, передающих сигнал с более чем 3500 передатчиков.
Основной проблемой в сегменте наземного телерадиовещания является физическая изношенность и моральная устарелость антенно-мачтового хозяйства, поскольку все крупные станции строились в советское время и в настоящее время не отвечают требованиям передачи большого количества программ с соблюдением необходимых условий безопасности и выполнения санитарных норм.
Также одной из крупных проблем в сегменте наземного телерадиовещания является существующая база ретрансляционных передатчиков, предназначенная исключительно для передачи аналогового сигнала. В этой связи при внедрении цифрового телерадиовещания необходимо учитывать приобретение для всех 1214 РТС цифровых передатчиков.
Наряду с техническими проблемами формирования и транспорта сигнала существует ряд других вопросов, имеющих важное значение для успешного внедрения и развития цифрового телерадиовещания в стране.
Во-первых, одним из наиболее актуальных вопросов является использование радиочастотного спектра для целей цифрового телерадиовещания.
В соответствии с планом частотных назначений, разработанным Международным Союзом Электросвязи и представленным в 2006 году на Региональной конференции радиосвязи в г. Женеве, цифровое телерадиовещание на территории Республики Казахстан (район 1) планируется осуществить в 3 (174-230 МГц), 4 (470-582 МГц) и 5 (582-862 МГц) диапазонах, то есть в тех диапазонах, где в настоящее время организовано аналоговое телерадиовещание.
Частотный план рассчитан на долгосрочный период и будет определять частотный ресурс каждой страны для развития цифрового вещания. Его внедрение будет происходить постепенно и предполагает наличие так называемого переходного периода, когда будут одновременно работать аналоговые и цифровые станции. После завершения переходного периода планируется вещание исключительно в цифровом стандарте.
Диапазон 3 планируется использовать для организации цифрового радиовещания (T-DAB - Terrestrial Digital Audio Broadcasting, европейский стандарт цифрового радиовещания), 4 и 5 диапазоны будут отведены только для цифрового телевизионного вещания.
В настоящее время в республике только около 5% радиочастотного спектра предназначено для использования гражданскими радиосредствами, остальные 95 % используются либо совместно, либо в интересах обеспечения национальной обороны и безопасности. Интенсивное использование аналоговыми телевизионными станциями частотного спектра в крупных городах привело к тому, что радиочастотный спектр для развития сетей цифрового телерадиовещания в значительной степени ограничен.
В этой связи существует ряд проблем, связанных с необходимостью проработки вопросов определения радиочастотного спектра для целей цифрового телерадиовещания, высвобождения частотного ресурса от аналоговых систем (конверсия частот), обеспечения покрытия зон цифровым сигналом и совместимости существующих телевизионных сетей с цифровыми в переходный период. Весьма важными остаются вопросы согласования частотного ресурса и мощностей передатчиков в приграничных территориях.
Во-вторых, эффективность развития цифрового телерадиовещания зависит от выбранной конкретной структурной модели, определяющей общие принципы и правила, качественный состав и количество игроков рынка, их организационно-правовые и экономические механизмы взаимодействия.
Цифровое телерадиовещание является одной из подотраслей информационного рынка. На сегодняшний день в мировой практике не определена какая-либо модель его развития, успешно работающая и имеющая конкретные результаты. Рынок цифрового вещания находится на стадии формирования и принцип его функционирования определяется каждой страной индивидуально.
Для развития цифрового вещания в Казахстане необходимо уже сейчас определить условия его функционирования с учетом специфики телевизионного рынка. Данную работу необходимо провести в рамках настоящей программы.
В-третьих, вопросы скорейшего внедрения цифрового вещания непосредственно связаны с мерами государственной поддержки. Во всем мире развитие цифрового вещания является прежде всего государственным приоритетом и повышенное внимание государства к данным процессам обусловлена их высокой социальной значимостью.
Государство обязано обеспечить переход от одной формы вещания к другой максимально безболезненно для массового зрителя, особенно для социально уязвимой его части. Причем, общеизвестный факт - чем ниже уровень жизни населения, тем большую роль при внедрении цифрового вещания должно играть государство.
В этой связи проблемным представляется отсутствие в настоящее время соответствующей нормативной правовой базы, непроработанность вопросов финансирования и обеспечения населения цифровыми приемниками.
В целом, необходимо отметить, что специфика телевизионного рынка Казахстана такова, что население не в достаточной степени готово к платному телевидению. Тогда как общемировой тенденцией является переход к платному телевидению. Особенно данная тенденция получила развитие с появлением цифрового телевидения, поскольку технически стало возможным транслировать многопрограммный пакет телевизионных каналов.
Таким образом, в настоящее время необходима комплексная государственная поддержка, а также активное государственное регулирование процессов внедрения цифрового вещания.
Весьма интересным с точки зрения решения возникающих перед Казахстаном проблем является изучение зарубежного опыта развития цифрового телерадиовещания.
Следует отметить, что до настоящего времени ни одна страна мира не завершила полный переход на цифровое вещание. Сроки отключения аналогового сигнала каждая страна определяла самостоятельно и как правило они составляли от 5 до 16 лет.
При этом общей тенденцией является то, что все страны в целях сокращения расходов пытаются уменьшить период одновременного вещания в аналоговом и цифровом стандартах. В каждой стране после принятия решения разрабатывались программы с детальным планированием всех аспектов перехода на цифровое вещание.
Великобритания
. Наиболее активным участником процесса перехода на цифровое вещание является Великобритания. Экспериментальное вещание стандарта DVB-T в стране началось в 1996 году, регулярное 15 ноября 1998 года. Довольно быстро зона охвата распространилась практически на всю страну и в 2006 году программы цифрового телевидения могло принимать практически 90% населения.
Периодически назывались различные сроки выключения аналогового вещания, но они постоянно откладывались. Сначала назывался - 2006 год, затем - 2007 год. Позднее официально было заявлено, что в 2007 году начнется отключение аналогового вещания, и полностью прекратится 31 декабря 2012 года.
Телевизионная сеть в Великобритании состоит из двух общенациональных сетей распространения телепрограмм, 22 передающих центров, центра контроля и управления сетью. В настоящее время транслируется 6 мультиплексов, в которые входят 30 платных пакетов и 9 бесплатных программ, 7 интерактивных сервисов и 5 услуг PPV.
Цифровое телевидение в Великобритании испытывает весьма сильный прессинг со стороны конкурентов - кабельных сетей и спутникового пакета BSkyB и это сильно тормозит развитие, несмотря на мощную государственную поддержку.
В целом, по информации за 2003 год в Великобритании проживает 59,2 млн. человек, а домохозяйств насчитывается 24,8 млн. Кабельные сети 3,318 млн. домохозяйств, количество абонентов спутникового телевидения 8,716 млн. Операторы цифрового эфирного вещания насчитывают 7,09 млн. домохозяйств.
Соединенные Штаты Америки
. В США в качестве стандарта для цифрового эфирного вещания был принят ATSC. Он ориентирован на телевидение высокой четкости (ТВЧ) с многоканальным звуковым сопровождением. Структура сети телевещания - около 280 передатчиков большой мощности (более 10 кВт) в 86 регионах страны.
Общее число телевизионных станций в США, которые осуществляют вещание в цифровом формате, превысило 630. Они охватывают около 95% американских домов.
Основными сдерживающими факторами развития цифрового вещания являются относительно высокая стоимость приемного оборудования из-за ТВЧ, отсутствие соответствующего контента в формате ТВЧ, недостаточная совместимость эфирной системы со спутниковой и кабельными системами. Также применяемый метод модуляции не позволяет реализовать мобильный и портативный прием телевизионного сигнала.
Федеративная Республика Германия
. Программа развития в Германии была принята весной 2002 года - было начато экспериментальное, а затем и регулярное вещание. Страна охватывалась цифровым вещанием методично - регион за регионом.
С весны 2004 года 20 телевизионных программ в цифровом формате транслируются в Кельне и Бонне, 16 программ в Брауншвейге и Ганновере. С осени 2004 года эфирным цифровым телевещанием охвачены Дюссельдорф, Рур, Гамбург, Любек, Киль и Рейнская область. К апрелю 2005 года была подключена значительная часть остальных регионов страны. Тогда же было объявлено о завершении второго этапа развития цифрового телевещания и начато постепенное отключение аналогового сигнала.
На сегодняшний день не все области охвачены цифровым вещанием, но к концу 2008 года планируется, что 90% населения Германии сможет принимать цифровой сигнал. Полностью прекратить аналоговое вещание запланировано в 2010 году. Население Германии по данным на 2003 год составляло 82,5 млн. человек. Количество так называемых телевизионных домов - 33,9 млн. Охват кабельным телевидением - 51,7%, спутниковым - 43,1%, эфирным - 9,7%. Эфирный цифровой телесигнал принимают в 4,4% домохозяйств.
Высокая конкуренция со стороны кабельных операторов стала серьезным сдерживающим фактором. Крупные кабельные операторы подали в Европейский антимонопольный комитет иск о том, что цифровое эфирное телевидение нарушает правила честной конкуренции. В первую очередь из-за того, что в отличие от кабельного телевидения оно поддерживается государством. Этот иск был удовлетворен и операторам эфирного телевидения было предписано исключить из своих пакетов коммерческие каналы. Сейчас в немецких сетях цифрового эфирного телевидения вещают только государственные каналы.
Франция
. Программа перехода на цифровое вещание принята во Франции в 2000 году. Правда, в 2004 году в нее были внесены существенные изменения. Пилотное вещание началось в январе 2005 года, регулярное в начале 2006 года. Отключение аналогового сигнала запланировано на 2011 год.
По состоянию на июнь 2006 года, 58% населения (19 млн. домохозяйств) Франции может принимать цифровой сигнал. В марте 2007 года эта цифра достигла 70%.
Уполномоченный государственный орган Франции уделяет значительное внимание вопросам развития цифрового вещания. Для строительства национальной цифровой сети правительство Франции выделило из бюджета 153 млн. евро. Национальная сеть будет состоять из 22 программ на первом этапе и 33 на втором. При этом большинство программ бесплатные, в том числе 5-7 бесплатных государственных программ для общественных целей.
Южная Корея
. В 1997 году в Южной Корее был принят американский стандарт для цифрового телевидения. Первое коммерческое вещание было начато в 2001 году в Сеуле и в 2002 году оно было распространено еще на несколько областей. В 2003 году среди основных игроков рынка возникла бурная дискуссия по приемлемости американского стандарта ATSC. Однако после долгих обсуждений этот стандарт был оставлен в первую очередь из-за того, что он представляет большие возможности в области ТВЧ. Тем не менее, операторы, которые планируют предоставление услуг мобильного телевещания, ориентируются на DVB.
Изначально Министерство телекоммуникаций Кореи планировало, что охват цифровым телевещанием составит к 2010 году 95 % населения. Вместе с тем, учитывая реалии, данный прогноз был пересмотрен до 59%. Также не были определены окончательные сроки отключения аналогового сигнала.
В целом, анализ опыта зарубежных стран позволяет сделать один главный вывод - ни одна из стран не торопится отключать аналоговую сеть. Причина понятна и очевидна - социальные последствия. Еще одной очень важной тенденцией является активное государственное участие в процессах становления и развития рынка цифрового телевизионного вещания.
В Казахстане при внедрении цифрового вещания очень важно учитывать опыт других стран. По всему миру развитие цифрового вещания набрало высокие темпы. Сегодня Казахстан значительно отстает по темпам внедрения, хотя имеются все необходимые условия для начала эфирного вещания.
4. Цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Государственной программы является укрепление информационной сферы путем создания и развития цифровой инфраструктуры телерадиовещания, качественного и количественного усиления казахстанского информационного продукта, формирования вещательного рынка.
Для успешной реализации вышеуказанной цели необходимо выполнение следующих задач:
осуществление поэтапного перевода инфраструктуры телерадиовещания в спутниковом и наземном сегментах на цифровой стандарт, в том числе на стандарт высокой четкости. Прекращение аналогового вещания в 2015 году;
обеспечение доступности цифрового телерадиовещания для всех категорий населения;
создание конкурентного рынка операторов, предоставляющих услуги многопрограммного цифрового телевидения и радио;
разработка нормативных правовых и технических документов, регулирующих и регламентирующих взаимодействие субъектов в области цифрового телерадиовещания;
повышение эффективности использования радиочастотного спектра;
содействие производству на территории республики цифровых приемных устройств для удовлетворения потребностей населения.
5. Основные направления и механизм реализации
Государственной программы
Реализацию Программы предполагается осуществлять по следующим 4 приоритетным направлениям:
1. Создание условий для развития казахстанского контента телевизионных программ .
В настоящее время казахстанская телевизионная продукция, обладая более низкими техническими и содержательными характеристиками, не конкурентоспособна на телевизионном рынке. Рейтинги казахстанских программ и передач заметно ниже иностранных аналогов и имеют небольшую аудиторию зрителей. Эффективность цифрового вещания в стране непосредственно связана с готовностью отечественных телеканалов на равных конкурировать с иностранными производителями телевизионной продукции.
В этой связи необходим комплекс мер, стимулирующих повышение конкурентоспособности отечественной телепродукции.
Одним из наиболее интересных проектов в данном направлении является создание глобальной мультисегментной вещательной сети, предусматривающей появление крупнейшего в Центральной Азии информационного агентства (аналог Рейтерc, ВВС, Вести - Россия), тем самым телевизионная отрасль получила бы мощный импульс для повышения конкурентоспособности в целом.
2. Создание мощной технической инфраструктуры для развития цифрового вешания в стране.
Основными приоритетами здесь являются выбор DVB/MPEG-4 как наиболее оптимального для казахстанских условий технического стандарта цифрового вещания, приобретение современного цифрового оборудования как для спутникового, так и для наземного сегментов, отвечающего предъявляемым требованиям гарантированного качества услуг (QoS - Quality of Service).
Также одним из основных требований к технической инфраструктуре является ее способность обеспечить предоставление всего спектра услуг, возможного при цифровом вещании. Речь идет о различных дополнительных услугах - видео по запросу, Интернет, телевидение высокой четкости, мобильное телевидение.
3. Обеспечение цифрового вещания необходимым радиочастотным ресурсом .
Одним из ключевых условий эффективности реализации настоящей Программы является обеспечение необходимым радиочастотным ресурсом.
В этой связи в рамках данной Программы необходимо предпринять ряд мер по планированию радиочастотного спектра, соответствующего основным требованиям цифрового вещания. Прежде всего, необходимо привести в соответствии с рекомендациями Международного Союза электросвязи казахстанский план частотных назначений, провести конверсию радиочастот, используемых в выделенных диапазонах, осуществить международную координацию отечественных частотных планов и присвоений для радиоэлектронных средств с сопредельными государствами.
4. Создание организационно-правовых и экономических условий для формирования рынка цифрового вещания.
Данное направление работы предполагает проведение комплекса мероприятий по формированию высокопрофессионального и организованного рынка цифрового вещания в стране. Очевидно, что внедрение и развитие цифрового вещания невозможно без определения четких правил работы всех субъектов рынка.
В этой связи необходимо со стороны, прежде всего государственных структур создание адекватных условий функционирования, заключающихся в следующем:
разработка и принятие нормативно-технических документов, в том числе касающихся требований к качеству услуг. С этой целью планируется разработка специализированных технических регламентов, в которых будут установлены обязательные для применения и исполнения существенные требования к параметрам и показателям качества услуг, работы сетей, обслуживания пользователей;
определение отраслевой структуры рынка цифрового вещания, количественный и качественный состав операторов мультиплекса, экономические параметры их функционирования, правовые аспекты взаимодействия;
разработка социального пакета программ, а также определение роли и статуса оператора, обеспечивающего его трансляцию;
определение сроков отключения аналогового вещания в стране. Учитывая, что многие страны, несмотря на заранее объявленные сроки, были вынуждены их пролонгировать, наиболее целесообразным представляется принять решение о полном отказе от аналогового вещания по результатам внедрения и темпов развития цифрового вещания в стране.
Таким образом, в комплексе реализация всех четырех направлений позволит создать принципиально новую систему телевизионного вещания республики. Одновременное развитие всей технологической цепи телерадиовещания - начиная от формирования контента и завершая его потреблением - позволит вывести отечественную телевизионную индустрию на новый качественный уровень, усилит конкурентоспособность казахстанских телеканалов, а также сформирует высокотехнологичный рынок цифрового вещания.
Механизм реализации Программы предполагает поэтапное проведение мероприятий в соответствии с вышеуказанными направлениями работы.
В целом реализацию Программы планируется осуществить в четыре этапа:
подготовительный (первая половина 2008 года);
организационный - (2009 г.);
реализационный - (2009-2014 гг.);
завершающий - (2014-2015 гг.).
Подготовительный этап реализации Программы предполагает разработку технико-экономического обоснования, подготовку проектной документации, технических заданий, определение частотного ресурса.
Организационный этап будет направлен на непосредственный перевод сегмента спутникового вещания и приемной наземной сети на новый цифровой формат. Кроме того, экспериментально, в пределах опытной зоны будет организовано параллельное эфирное вещание в аналоговом и цифровом стандартах. В качестве опытной зоны целесообразно определить один из городов республики численностью, не превышающей 100 тыс. человек.
На данном этапе будет осуществлен закуп необходимого головного мультиплексирующего оборудования, цифровых профессиональных приемников и ретрансляционных передатчиков. Также на данном этапе будет определен стандарт вещания, сформирован социальный пакет, создан оператор цифрового вещания, формирующий и транслирующий социальный пакет программ.
Реализационный этап является самым продолжительным и рассчитан на 5-летний срок реализации. В рамках данного этапа будет проведена основная работа по внедрению цифрового вещания. В частности, к 2014 году необходимо довести охват цифровым вещанием населения до 100%.
Предполагается введение независимых операторов, предоставляющих услуги платного телевидения. Должна быть создана полноценная организационно-правовая база функционирования рынка телевизионного вещания. Важным шагом является появление на данном этапе новых телевизионных компаний, а также создание мультисегментного канала.
На данном этапе будут разработаны механизмы обеспечения социально уязвимых категорий населения бытовыми приемными устройствами.
Завершающий этап предполагает проведение мероприятий по последовательному отказу от аналогового вещания и переходу к исключительно цифровому формату.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, а также внебюджетных источников - прямых иностранных и отечественных инвестиций, кредитов банков второго уровня, собственных средств организаций и других, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.
В соответствии с определенными направлениями предполагаемый общий объем финансовых ресурсов за весь период реализации Программы составит 36 165 млн. тенге.
Сроки реализации |
Объемы финансирования,
|
2008 год |
584 млн. тенге |
2009 год |
4 228 млн. тенге |
2010 год |
5 353 млн. тенге |
2011 год |
5 689 млн. тенге |
2012 год |
5 439 млн. тенге |
2013 год |
5 858 млн. тенге |
2014 год |
5 858 млн. тенге |
2015 год |
3 156 млн. тенге |
* Объемы финансирования будут уточняться при формировании бюджета соответствующего периода.
7. Ожидаемые результаты от реализации
и индикаторы Программы
Реализация Государственной программы позволит достичь следующих результатов:
усилится конкурентоспособность отечественных телевизионных и радиоканалов на внутреннем рынке, будут созданы условия для выхода казахстанского телевизионного продукта на внешние рынки;
население страны, а также казахстанские соотечественники, проживающие в приграничных странах, получат открытый доступ ко всем казахстанским каналам, транслируемым в цифровом формате;
будут модернизированы и технически реформированы системы спутникового и наземного телерадиовещания республики;
будет создано принципиально новое звено вещания, основанное на появлении новых участников рынка - операторов цифрового вещания, что в свою очередь позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли и будет способствовать капитализации сферы;
развитие интерактивных услуг (передача данных, Интернет) будет способствовать снижению информационного неравенства на территории республики;
цифровое телевидение позволит в несколько раз увеличить число программ и дополнительных услуг, предлагаемых зрителям, без использования дополнительного частотного ресурса, а также обеспечит внедрение телевидения высокой четкости;
развитие инфраструктуры цифрового телерадиовещания будет сопровождаться мультипликативным эффектом, заключающимся в развитии всей системы отечественного телевидения и радио. В частности, возможности цифрового телерадиовещания позволят казахстанским телеканалам и радиостанциям увеличить зону вещания, а также послужат мощным стимулом для появления новых агрегаторов контента.
Кроме того, появление цифрового телерадиовещания даст возможность создать смежные отрасли, производящие цифровое оборудование, сервисные компании, а также будет способствовать развитию рекламного рынка.
Реализация Государственной программы направлена на достижение следующих индикаторов:
1) достижение к 2015 году охвата цифровым вещанием 100 % населения республики, в том числе к 2010 году - 25-30%, к 2012 году - 65-70%, к 2014 году - 95%;
2) создание условий для увеличения числа негосударственных республиканских телеканалов до 20 к 2010 году и до 30 к 2015 году;
3) создание в 2008 году государственного оператора телерадиовещания, формирующего и транслирующего социальный пакет программ для широких слоев населения на бесплатной основе;
4) содействие созданию независимых операторов цифрового вещания, работающих как на республиканском, так и на региональном уровнях. Кроме государственного оператора планируется появление к 2010 году 2-х крупных операторов, к 2015 году увеличение их числа до 5;
5) в рамках модернизации инфраструктуры телевизионного вещания предусматривается приобретение более 2 500 приемников и 1500 цифровых передатчиков;
6) обеспечение параллельного вещания телевидения высокой четкости к 2012 году;
7) обеспечение трансляции в цифровом стандарте не менее 10 программ к 2010 году, не менее 15 программ к 2012 году, не менее 20 программ к 2015 году;
8) предоставление дополнительных интерактивных услуг к 2012 году;
9) прекращение телевизионного и радиовещания в аналоговом формате к 2015 году.